Jump to content

Цвет кольца

Кула , также известная как обмен Кула или кольцо Кула , представляет собой церемониальную систему обмена, проводимую в провинции Милн-Бей в Папуа-Новой Гвинее . Кольцо Кула прославило Бронислава Малиновского , считающегося отцом современной антропологии . Он использовал этот тестовый пример, чтобы доказать универсальность рационального принятия решений и культурную природу объекта своих усилий. Основополагающая работа Малиновского по этой теме «Аргонавты западной части Тихого океана» (1922 г.). [1] прямо столкнулся с вопросом: «Почему люди рискуют жизнью и здоровьем, путешествуя по огромным просторам опасного океана, чтобы раздать то, что кажется бесполезными безделушками?» Малиновский тщательно проследил сеть обмена браслетами и ожерельями на Тробрианских островах и установил, что они были частью системы обмена (кольца Кула), и что эта система обмена была явно связана с политической властью.

Исследование Малиновского стало предметом дискуссии с французским антропологом Марселем Моссом , автором книги «Дар » («Essai sur le don», 1925). [2] С тех пор кольцо Кула занимает центральное место в продолжающихся антропологических дебатах о природе дарения подарков и существовании экономики подарков .

Основное описание

[ редактировать ]

Кольцо Кула охватывает 18 островных сообществ архипелага Массим, включая острова Тробриан , и включает в себя тысячи особей. [3] Участники иногда преодолевают сотни миль на каноэ, чтобы обменять ценности Кула, которые состоят из красных ожерелий из дисков из ракушек ( вейгун или соулава ), которые продаются на север (обход кольца по часовой стрелке), и повязок из белых ракушек ( мвали ). которые торгуются в южном направлении (по кругу против часовой стрелки). Если первым подарком была повязка, то заключительным подарком должно быть ожерелье, и наоборот. Обмен ценностями кула также сопровождается торговлей другими предметами, известными как гимвали (бартер). Условия участия варьируются от региона к региону. В то время как на Тробрианских островах обмен монополизирован вождями, в Добу торговлей кула занимаются от 100 до 150 человек, по одному-два в каждой материнской линии. [4]

Предметы для торговли

[ редактировать ]
Пример ожерелья Кула с характерными красными бусинами-дисками-ракушками.

Все ценности Кула — это ненужные предметы, которые продаются исключительно в целях повышения социального статуса и престижа. Тщательно предписанные обычаи и традиции окружают церемонии, сопровождающие обмены, которые устанавливают прочные, в идеале пожизненные отношения между сторонами обмена ( карайтау , «партнеры»). Акт даяния, как писал Мосс , представляет собой демонстрацию величия дающего, сопровождаемую демонстрацией преувеличенной скромности, при которой ценность того, что дается, активно преуменьшается. (Марсель Мосс (1979), Социология и антропология, Эд. Текнос, Мадрид, стр. 181). Такое партнерство предполагает сильные взаимные обязательства, такие как гостеприимство, защита и помощь. По мнению Муюу, хорошие отношения Кула должны быть «подобны браку». Точно так же в Папуа есть поговорка: «Однажды в Куле, всегда в Куле». [5]

Ценности кула никогда не остаются надолго в руках получателей; скорее, они должны быть переданы другим партнерам в течение определенного времени, таким образом постоянно кружась по рингу. Однако даже временное владение приносит престиж и статус. У важных вождей могут быть сотни партнеров, тогда как у менее значимых участников может быть менее дюжины. [6] Несмотря на то, что подавляющее большинство предметов, которые есть у участников Кула в любой момент времени, не принадлежат им и будут переданы, Дэймон (1980:281) отмечает, что, например, среди Муюу все предметы Кула являются чьим-то китумом , то есть они принадлежат этому человеку. (или группой). Человек, владеющий такой ценностью, как китум, имеет на нее полное право собственности: он может оставить ее себе, продать или даже уничтожить. Ценность кула или эквивалентный предмет должны быть возвращены лицу, владеющему ими, как китум . Например, наиболее важные мужчины Муюв владеют от трех до семи ценностей Кула в качестве китума , в то время как другие не владеют ни одной. Тот факт, что, по крайней мере теоретически, все такие ценности являются чьим-то китумом, добавляет чувства ответственности к тому, как с ними обращаются, напоминая получателю, что он всего лишь распорядитель чужого имущества. (Однако право собственности на конкретную ценность часто не известно.) Ценности кула могут быть обменены как китум при прямом обмене между двумя партнерами, таким образом полностью передавая права собственности.

Торговля и социальная иерархия

[ редактировать ]
Мвали, один из двух основных видов объектов кольца Кула, фотография Бронислава Малиновского.

Право участия в обмене Кула не является автоматическим; путь в него приходится «откупать», участвуя в различных низших сферах обмена . [7] Отношения дающий-получатель всегда асимметричны: дающие находятся выше по статусу. Кроме того, ценности Кула ранжируются по стоимости и возрасту, как и отношения, возникающие в результате их обмена. Участники часто стремятся получить особо ценные и известные предметы Кула, слава владельцев которых быстро распространится по архипелагу. Такая конкуренция разворачивается через то, что разные люди предлагают покала (подношения) и карибуту владельцу (прощальные подарки), стремясь таким образом побудить его вступить в отношения обмена подарками, включающие желаемый объект. Таким образом, обмен кула включает в себя сложную систему подарков и ответных подарков, правила которой установлены обычаями. Система основана на доверии, поскольку обязательства не имеют юридической силы. Однако сильные социальные обязательства и система культурных ценностей, в которой щедрость превозносится как высшая добродетель, а подлость осуждается как постыдная, создают мощное давление, заставляющее «играть по правилам». Те, кто, как считается, хранит ценные вещи и не спешит их отдавать, вскоре приобретают плохую репутацию (ср. [8] ).

Торговля Кула была организована по-разному в более иерархических частях островов Тробриан. Там только вождям разрешалось участвовать в обмене кула. В иерархических областях люди могут зарабатывать свои собственные оболочки китому, тогда как в менее иерархических областях они всегда подчиняются притязаниям родственников по материнской линии . И, наконец, в иерархических областях ожерелья и браслеты кула сохраняются только для внешнего обмена; Лезвия каменного топора используются внутри страны. В менее иерархических областях партнеры по обмену могут потерять свои ценности из-за внутренних претензий. В результате большинство из них стремятся обменять свои ценности Кула с вождями, которые, таким образом, становятся наиболее успешными игроками. Вожди сохранили свои ценности Кула для внешней торговли, и внешние торговцы стремятся торговать с ними, прежде чем они потеряют свои ценности из-за внутренних претензий. [9]

Систему обмена кула можно рассматривать как усиление различий в статусе и власти, поскольку потомственные вожди владеют наиболее важными ценностями ракушек и берут на себя ответственность за организацию и руководство океанскими путешествиями. Деймон (1980) отмечает, что с большими объемами ценностей Кула обращается относительно небольшое количество людей, например, среди Муюу на трех мужчин приходится более 50 процентов ценностей Кула. Десять самых влиятельных людей контролируют около 90 процентов всех и почти 100 процентов самых ценных объектов кула. Перемещение этих ценностей и связанные с ним отношения определяют большинство политических союзов муюв. Фортуна отмечает, что отношения Кула хрупкие, наполненные различного рода манипуляциями и обманом. Но недавние результаты исследования Сюзанны Кюлинг не подтверждают акцент Fortune на мошенничестве и даже убийстве по отношению к королю. [10] Муюу, например, заявляют, что единственный способ добиться успеха в Куле — это лгать, отмечая, что обман часто приводит к развалу отношений Кула. [11] Точно так же Малиновский писал о «множестве ссор, глубоких обид и даже вражды из-за реальных или воображаемых обид в обмене Кула». [12]

Обмен подарками и товарами

[ редактировать ]
Малиновский с жителями Тробрианских островов, 1918 год.

Кольцо Кула — классический пример Марселем Моссом разделения подарка и товарного обмена, предложенного . Меланезийцы тщательно различают обмен дарами (кула) и рыночный обмен в форме бартера ( гимвали ). Оба отражают разные базовые системы ценностей и культурные обычаи. Кула, писал Мосс, не должна проводиться подобно гимвали . Первый предполагает торжественную церемонию обмена, «демонстрацию величия», где понятия чести и благородства занимают центральное место; последнее, напротив, часто совершается в рамках поездок по обмену кула, предполагает жесткие переговоры и служит чисто экономическим целям. [13]

Ценности кула неотчуждаемы в том смысле, что они (или эквивалентный им предмет) должны быть возвращены первоначальному владельцу. Те, кто их получает, могут передавать их в качестве подарков , но они не могут быть проданы как товары (кроме того, кто владеет ими как китум ).

Малиновский, однако, подчеркнул необычность этих «подарков». Малиновский делал акцент на обмене товарами между людьми и их неальтруистических мотивах дарения подарка: они ожидали возврата равной или большей стоимости. Другими словами, взаимность — это неявная часть дарения; не существует такой вещи, как «бесплатный подарок», данный без ожидания. Мосс, напротив, подчеркивал, что дары совершались не между отдельными людьми, а между представителями более крупных коллективов. Эти дары, утверждал он, были «полным предоставлением» (см. «Закон обязательств »), а не даром в западном смысле этого слова. Они не были простыми отчуждаемыми товарами, которые можно было покупать и продавать, но, как и драгоценности короны Соединенного Королевства , олицетворяли репутацию, историю и чувство идентичности «корпоративной родственной группы», такой как линия королей. Учитывая ставки, Мосс спросил: «Зачем кому-то их отдавать?» Его ответом была загадочная концепция «дух дара». Большая часть путаницы (и, как следствие, дебатов) возникла из-за плохого перевода этой фразы. Мосс, по-видимому, утверждал, что ответный подарок дается для того, чтобы сохранить отношения между дарителями; невозвращение подарка прекращает отношения и обещание любых будущих подарков. Джонатан Парри продемонстрировал, что вместо этого Мосс утверждал, что концепция «чистого дара», преподносимого альтруистически, возникает только в обществах с хорошо развитой рыночная идеология , такая как Запад и Индия. [14]

Концепция Мосса о «тотальной предварительной подготовке» получила дальнейшее развитие у Аннет Вайнер , которая повторно посетила полевой участок Малиновского на островах Тробриан. Ее критика была двоякой: во-первых, общество на острове Тробриан является матрилинейным , и женщины обладают большой экономической и политической властью. Их разговоры были проигнорированы Малиновским. Во-вторых, она развила аргумент Мосса о взаимности и «духе дара» с точки зрения « неотчуждаемого имущества : парадокса сохранения и отдачи». [15] Вайнер противопоставляет «движимые блага», которые можно обменять, «недвижимым благам», которые служат для возврата даров (в случае Тробрианда мужские подарки Кула с женской земельной собственностью). Она утверждает, что конкретные даримые товары, такие как королевские регалии, настолько идентифицируются с конкретными группами, что даже когда они дарятся, они не являются по-настоящему отчужденными.

Однако не все общества обладают такими благами, которые зависят от существования определенных видов родственных групп . Французский антрополог Морис Годелье [16] продвинул анализ дальше в «Загадке дара» (1999). Альберт Шрауверс утверждал, что типы обществ, используемые в качестве примеров Вайнером и Годелье (включая кольцо Кула на Тробрианах, потлач коренных народов северо-запада Тихого океана и тораджа Южного Сулавеси , Индонезия ), характеризуются ранжированными аристократические родственные группы, которые соответствуют » Клода Леви-Стросса модели « домовых обществ (где «дом» относится как к благородному происхождению, так и к их земельным владениям). Тотальные претации, утверждает он, даются для того, чтобы сохранить земельные владения, принадлежащие определенным родственным группам, и сохранить их место в ранжированном обществе . [17]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Малиновский, Бронислав (1922). Аргонавты западной части Тихого океана: отчет о местных предприятиях и приключениях на архипелагах Меланезийской Новой Гвинеи . Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
  2. ^ Мосс, Марсель (1970). Дар: формы и функции обмена в архаических обществах . Лондон: Коэн и Уэст.
  3. ^ Малиновский, Бронислав (1922). Аргонавты западной части Тихого океана: отчет о местных предприятиях и приключениях на архипелагах Меланезийской Новой Гвинеи . Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
  4. ^ Название дара: этика обмена на острове Добу , Сюзанна Кюлинг, Австралийский национальный университет, 1998, стр.212.
  5. ^ Малиновский, Бронислав (1922). Аргонавты западной части Тихого океана: отчет о местных предприятиях и приключениях на архипелагах Меланезийской Новой Гвинеи . Лондон: Рутледж и Кеган Пол. п. 82.
  6. ^ Малиновский, Бронислав (1922). Аргонавты западной части Тихого океана: отчет о местных предприятиях и приключениях на архипелагах Меланезийской Новой Гвинеи . Лондон: Рутледж и Кеган Пол. п. 98.
  7. ^ Дэймон, FH (1980). «Кула и общий обмен: рассмотрение некоторых неучтенных аспектов элементарных структур родства». Мужчина (новая серия) 15:278.
  8. ^ Малиновский, Бронислав (1922). Аргонавты западной части Тихого океана: отчет о местных предприятиях и приключениях на архипелагах Меланезийской Новой Гвинеи . Лондон: Рутледж и Кеган Пол. п. 100.
  9. ^ Вайнер, Аннет (1992). Неотчуждаемое имущество: парадокс сохранения и отдачи . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 137–140.
  10. ^ Название дара: этика обмена на острове Добу , Сюзанна Кюлинг, Австралийский национальный университет, 1998, стр.208.
  11. ^ Дэймон, FH (1980). «Кула и общий обмен: рассмотрение некоторых неучтенных аспектов элементарных структур родства». Мужчина (новая серия) 15:278.
  12. ^ Малиновский, Бронислав (1922). Аргонавты западной части Тихого океана: отчет о местных предприятиях и приключениях на архипелагах Меланезийской Новой Гвинеи . Лондон: Рутледж и Кеган Пол. п. 100.
  13. ^ Мосс, Марсель (1970). Дар: формы и функции обмена в архаических обществах . Лондон: Коэн и Уэст. стр. 22–23.
  14. ^ Парри, Джонатан (1986). «Дар, индийский подарок и« индийский подарок » ». Мужчина . 21 (3): 453–73. дои : 10.2307/2803096 . JSTOR   2803096 . S2CID   152071807 .
  15. ^ Вайнер, Аннет (1992). Неотчуждаемое имущество: парадокс сохранения и отдачи . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
  16. ^ Годелье, Морис (1999). Загадка подарка . Кембридж: Политическая пресса.
  17. ^ Шрауверс, Альберт (2004). «H (h) дома, E (e) штаты и класс: о важности столиц в центральном Сулавеси» . Вклад в лингвистику, географию и этнологию . 160 (1): 72–94. дои : 10.1163/22134379-90003735 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5b7238b237a0c1124073d127f0434bfe__1709922480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5b/fe/5b7238b237a0c1124073d127f0434bfe.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kula ring - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)