Он летает

Лети лети — тип традиционного транспортного судна из Восточной Мадуры , Индонезия , особенно из административного района Суменеп . [1] Лети лети - недавняя разработка, форма корпуса и парус были разработаны в 19 веке. В 1979 году число парусных лети лети составляло около 1000, но в последующие десятилетия их число сократилось по мере появления более современных моторизованных судов. [2]
Этимология
[ редактировать ]
Лети лети также известен под другими именами и произношением, например, лети-лети , летелете , лете лете , летек-летек , летех-лете , парао лете' и голекан лете . Происхождение названия неизвестно. В начале 20 века этот тип в различных публикациях назывался теклетек . Однако это то же самое имя, с опущенным первым слогом: [ le ] tek-letek , как в [ a ] lisalis . [3] [4] Также возможно, что название произошло от паруса, который он использовал, мадурского паруса с крабовыми когтями или паруса лете, который был разработан только в 19 веке. Фактически, «lete» от слова «lete парус» — это местное произношение слова «латин парус» , хотя наличие нижнего ярда указывает на то, что это парус с крабовыми когтями. [2]
Описание
[ редактировать ]
Это «толстое» судно с короткой ахтерштевнем и короткой мачтой, расположенной в передней части стенки рубки. Они используют треугольный парус с очень длинной верхней реей. Крыша рубки зачастую была крутой, а кормовая часть была выше. В море небольшой фок часто размещают в носовой части, а третий парус можно разместить над рубкой. Мадурский лети лети имеет заостренную крышу рубки с вертикальной стойкой для поддержки руля направления. [2] Лети лети из Гилигентинга , легко узнаваемые по квадратной «собачьей будке» позади главной остроконечной рубки, были обычным явлением в конце 1940-х годов в портах по всему Яванскому морю , от Сумбавы до Риау . [5]
Лети лети из Сапуди отличались от судов Гилигентинга отсутствием «собачьей будки» в кормовой части и считались наиболее аутентичными образцами типа лети лети. Некоторые суда, начиная с 1970-х годов, были очень большими, самыми большими из всех лети-лети, а после моторизации в начале 1980-х годов некоторые из них стали больше и по размеру могли конкурировать с крупнейшими судами Бугис. [6] около 12–41 тонны У Лети-лети валовая вместимость , [7] в то время как более крупный лети-лети весит около 50 тонн. [8] Лети лети представлял собой оптимальную конструкцию небольшого парусного грузового судна для Яванского моря, прочного и обладавшего большой грузоподъемностью для своей длины и осадки. У полностью загруженного лети лети обычно нет надводного борта . [9] На нем могут управляться всего два члена экипажа: один управляет рулем, другой — парусами. [10]
Роль
[ редактировать ]
По сути, лети лети — это торговое судно, используемое мадурцами, точно так же, как пиниси моряков Буги. [10] Лети лети можно найти на северной стороне Тиморских островов до Сингапура, но это судно также может ловить рыбу вплоть до побережья Австралии. Традиционно мадурские торговцы привозили скот на Восточную Яву с острова Роти и Купанга на Тиморе , а также везли соль, рис и собирали товары из Сурабаи. [11] Тем не менее, современное лети-лети не является подходящим типом торгового пераху для островов Восточной Индонезии: эта лодка не может плыть через проливы отлива, или для их прохождения требуется много времени, или приходится иметь дело с дующими ветрами и порывами вокруг гористых островов. , поэтому тип пераху, используемый там в настоящее время, - это ламбо . [12]
Флот мадурских лети-лети конкурировал с палари-пиниси в конце 1930-х годов как крупнейший торговый флот архипелага. [13] : 218–219 В 1960–1970 годах численность лети-лети была почти такой же, как и бугис/макассарских палари, численность которых составляла около 800–1000 единиц. [14]
Мандарес пролетает мимо
[ редактировать ]
С 1930-х годов моряки Мандара приняли лети лети в качестве одного из своих небольших торговых пераху наряду с ламбо и баго из Западного Сулавеси . Первоначально они получили его от мадурцев, живущих рядом с ними в смешанных сообществах вокруг Яванского моря, таких как острова Марумаса, Масалембу и Кангеан, но нынешние мандарские суда всегда отличаются от судов Мадуры. Их отличием является расположение руля направления в стиле Мандар, плоская крыша рубки, отсутствие рисунка краски и черного форштевня, но всегда чисто, опрятно и организованно. У них также есть плоский руль в форме лезвия, который действует как шверт на корме судна. В 1970-х годах многие из них можно было найти в гавани Паотере в Макассаре. В настоящее время они расширяют свой торговый ареал вокруг моря Флорес и Яванского моря, чтобы преодолеть бедность в домах. [15]
См. также
[ редактировать ]Другие мадурские суда:
Другие лодки из Нусантары:
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стенросс (2007). п. 83.
- ^ Jump up to: а б с Хорридж (2015). п. 82.
- ^ Пиолле, Поль (1995). Экипажи и парусники из Мадуры . Тернан. п. 82.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Стенросс (2007). п. 283.
- ^ Гибсон-Хилл, Калифорния (1950). «Индонезийские торговые суда достигают Сингапура». Журнал малайского отделения Королевского азиатского общества . 25 (1): 108–138.
- ^ Стенросс (2007). п. 112.
- ^ Стенросс (2007). п. 242.
- ^ Стенросс (2007). п. 244.
- ^ Стенросс (2007). п. 110.
- ^ Jump up to: а б Хорридж (2015). п. 83.
- ^ Хорридж (2015). п. 84.
- ^ Хорридж (2015). п. 85.
- ^ Салам, Азиз; Кацуя, Осодзава (сентябрь 2008 г.). «Технологическая адаптация в преобразовании традиционных лодок на архипелаге Спермонде, Южный Сулавеси». Исследования Юго-Восточной Азии . 46 : 200–227.
- ^ Хорридж (2015). п. 40 и 82.
- ^ Хорридж (2015). п. 85–86.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хорридж, Адриан (2015). Традиционный индонезийский парусник . Джокьякарта: Издательство Омбак. Индонезийский перевод Хорриджа, Адриана (1985). Праху: Традиционная парусная лодка Индонезии, второе издание . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Стенросс, Курт (2007). Моряки и морские предприниматели Мадуры: история, культура и их роль в торговле древесиной в Яванском море . Университет Мердока, Перт, Австралия.