Jump to content

Он летает

Некоторые яванцы и европеец на лети лети, до 1917 года.

Лети лети — тип традиционного транспортного судна из Восточной Мадуры , Индонезия , особенно из административного района Суменеп . [1] Лети лети - недавняя разработка, форма корпуса и парус были разработаны в 19 веке. В 1979 году число парусных лети лети составляло около 1000, но в последующие десятилетия их число сократилось по мере появления более современных моторизованных судов. [2]

Этимология

[ редактировать ]
Секар Аман, лети лети, который использовался для плавания к берегам Австралии для сбора трепанга (морского слизняка), панциря черепахи и торговли с коренными австралийцами.

Лети лети также известен под другими именами и произношением, например, лети-лети , летелете , лете лете , летек-летек , летех-лете , парао лете' и голекан лете . Происхождение названия неизвестно. В начале 20 века этот тип в различных публикациях назывался теклетек . Однако это то же самое имя, с опущенным первым слогом: [ le ] tek-letek , как в [ a ] lisalis . [3] [4] Также возможно, что название произошло от паруса, который он использовал, мадурского паруса с крабовыми когтями или паруса лете, который был разработан только в 19 веке. Фактически, «lete» от слова «lete парус» — это местное произношение слова «латин парус» , хотя наличие нижнего ярда указывает на то, что это парус с крабовыми когтями. [2]

Описание

[ редактировать ]
Выброшенный на берег пераху лете голеан.

Это «толстое» судно с короткой ахтерштевнем и короткой мачтой, расположенной в передней части стенки рубки. Они используют треугольный парус с очень длинной верхней реей. Крыша рубки зачастую была крутой, а кормовая часть была выше. В море небольшой фок часто размещают в носовой части, а третий парус можно разместить над рубкой. Мадурский лети лети имеет заостренную крышу рубки с вертикальной стойкой для поддержки руля направления. [2] Лети лети из Гилигентинга , легко узнаваемые по квадратной «собачьей будке» позади главной остроконечной рубки, были обычным явлением в конце 1940-х годов в портах по всему Яванскому морю , от Сумбавы до Риау . [5]

Лети лети из Сапуди отличались от судов Гилигентинга отсутствием «собачьей будки» в кормовой части и считались наиболее аутентичными образцами типа лети лети. Некоторые суда, начиная с 1970-х годов, были очень большими, самыми большими из всех лети-лети, а после моторизации в начале 1980-х годов некоторые из них стали больше и по размеру могли конкурировать с крупнейшими судами Бугис. [6] около 12–41 тонны У Лети-лети валовая вместимость , [7] в то время как более крупный лети-лети весит около 50 тонн. [8] Лети лети представлял собой оптимальную конструкцию небольшого парусного грузового судна для Яванского моря, прочного и обладавшего большой грузоподъемностью для своей длины и осадки. У полностью загруженного лети лети обычно нет надводного борта . [9] На нем могут управляться всего два члена экипажа: один управляет рулем, другой — парусами. [10]

Муха-муха и стапель . Чиребон , октябрь 1947 г.

По сути, лети лети — это торговое судно, используемое мадурцами, точно так же, как пиниси моряков Буги. [10] Лети лети можно найти на северной стороне Тиморских островов до Сингапура, но это судно также может ловить рыбу вплоть до побережья Австралии. Традиционно мадурские торговцы привозили скот на Восточную Яву с острова Роти и Купанга на Тиморе , а также везли соль, рис и собирали товары из Сурабаи. [11] Тем не менее, современное лети-лети не является подходящим типом торгового пераху для островов Восточной Индонезии: эта лодка не может плыть через проливы отлива, или для их прохождения требуется много времени, или приходится иметь дело с дующими ветрами и порывами вокруг гористых островов. , поэтому тип пераху, используемый там в настоящее время, - это ламбо . [12]

Флот мадурских лети-лети конкурировал с палари-пиниси в конце 1930-х годов как крупнейший торговый флот архипелага. [13] : 218–219  В 1960–1970 годах численность лети-лети была почти такой же, как и бугис/макассарских палари, численность которых составляла около 800–1000 единиц. [14]

Мандарес пролетает мимо

[ редактировать ]
Мандарских сандаловых лошадей моют вместе с двумя типами мандарских праху (лете и пакоер).

С 1930-х годов моряки Мандара приняли лети лети в качестве одного из своих небольших торговых пераху наряду с ламбо и баго из Западного Сулавеси . Первоначально они получили его от мадурцев, живущих рядом с ними в смешанных сообществах вокруг Яванского моря, таких как острова Марумаса, Масалембу и Кангеан, но нынешние мандарские суда всегда отличаются от судов Мадуры. Их отличием является расположение руля направления в стиле Мандар, плоская крыша рубки, отсутствие рисунка краски и черного форштевня, но всегда чисто, опрятно и организованно. У них также есть плоский руль в форме лезвия, который действует как шверт на корме судна. В 1970-х годах многие из них можно было найти в гавани Паотере в Макассаре. В настоящее время они расширяют свой торговый ареал вокруг моря Флорес и Яванского моря, чтобы преодолеть бедность в домах. [15]

См. также

[ редактировать ]

Другие мадурские суда:

Другие лодки из Нусантары:

  1. ^ Стенросс (2007). п. 83.
  2. ^ Jump up to: а б с Хорридж (2015). п. 82.
  3. ^ Пиолле, Поль (1995). Экипажи и парусники из Мадуры . Тернан. п. 82. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  4. ^ Стенросс (2007). п. 283.
  5. ^ Гибсон-Хилл, Калифорния (1950). «Индонезийские торговые суда достигают Сингапура». Журнал малайского отделения Королевского азиатского общества . 25 (1): 108–138.
  6. ^ Стенросс (2007). п. 112.
  7. ^ Стенросс (2007). п. 242.
  8. ^ Стенросс (2007). п. 244.
  9. ^ Стенросс (2007). п. 110.
  10. ^ Jump up to: а б Хорридж (2015). п. 83.
  11. ^ Хорридж (2015). п. 84.
  12. ^ Хорридж (2015). п. 85.
  13. ^ Салам, Азиз; Кацуя, Осодзава (сентябрь 2008 г.). «Технологическая адаптация в преобразовании традиционных лодок на архипелаге Спермонде, Южный Сулавеси». Исследования Юго-Восточной Азии . 46 : 200–227.
  14. ^ Хорридж (2015). п. 40 и 82.
  15. ^ Хорридж (2015). п. 85–86.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Хорридж, Адриан (2015). Традиционный индонезийский парусник . Джокьякарта: Издательство Омбак. Индонезийский перевод Хорриджа, Адриана (1985). Праху: Традиционная парусная лодка Индонезии, второе издание . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Стенросс, Курт (2007). Моряки и морские предприниматели Мадуры: история, культура и их роль в торговле древесиной в Яванском море . Университет Мердока, Перт, Австралия.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e556ac39716d75c65ce5b5cd75f36c43__1711675620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e5/43/e556ac39716d75c65ce5b5cd75f36c43.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Leti leti - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)