Jump to content

Ланонг

Иллюстрация Рафаэля Монлеона, конца XIX века 1890 год: военный корабль Иранун Ланонг с тремя рядами весел под всеми парусами.
Эскиз ланонга , использовавшегося пиратами Сулу, с посадочной платформой ( ок. 1850 г. )

Ланонг были большими военными кораблями с выносными опорами, которые использовались народами Иранун и Бангуинги на Филиппинах . Они могли достигать 30 м (98 футов) в длину и имели две двуногие срезные мачты , которые служили посадочными лестницами. У них также было от одного до трех рядов весел, на которых гребли рабы на галерах . Они специализировались для морских сражений. Они широко использовались для пиратства и набегов рабов с середины 18 века до начала 19 века в большей части Юго-Восточной Азии. Название Ланонг происходит от слова Ланун . [примечание 1] экзоним народа Иранун. [1] [2]

Как и каракоа , большие ланонги были также известны испанцам как джоанга или хуанга (по-испански « мусор »), это название также применялось к другим крупным кораблям в Юго-Восточной Азии. [3]

Описание

[ редактировать ]
Цветная деталь ланонга Рафаэля Монлеона .

Ланонг может достигать 30 м (98 футов) в длину и 6 м (20 футов) в ширину в средней части корабля. В их экипаже насчитывалось от 150 до 200 человек во главе с панглимой (командиром). В отличие от аналогичных каракоа , ланонги были тяжеловооружены специально для морских сражений. Нос за килем выступал в клюв , на котором также устанавливались длинная пушка ( лела ) и несколько вертлюжных орудий ( лантака ). [1] [2]

У Ланонга были две двуногие срезные мачты , которые состояли из двух лонжеронов, связанных вместе наверху, в отличие от более распространенных треножных мачт, используемых на других морских кораблях коренных народов Юго-Восточной Азии. Они были оснащены парусами Танья . Их основания могут частично вращаться, что позволяло их поднимать или опускать по мере необходимости. Их часто используют в качестве трапов для посадки на суда противника или для высадки экипажа на берег. [1] [2] [4]

треугольное знамя со штандартом панглимы . На корме развевалось Как и в Каракоа , в Ланонге над гребцами и по обе стороны от аутригеров были палубы для размещения воинов и ведения боя. Эти платформы были защищены рядами неподвижных щитов. Все гребцы (все они были рабами на галерах ) размещались внутри основного корпуса, ни один из них не размещался на выносных опорах. Весла располагались от одного до трёх рядов с каждой стороны, одно над другим. [1] [2]

Как и «гарай» и «пенджаджап» , «ланонг» обычно служил базой для меньших салисипана . военных каноэ [3]

Иллюстрации Рафаэля Монлеона конца XIX века 1890 года, изображающие военный корабль Иранун Ланонг , с подробным описанием вооружения и защиты.

Ланонг мог плавать на большие расстояния и атаковал корабли вплоть до Малаккского и Яванского проливов . С середины 18 века до начала 19 века они прославились набегами и пиратством ( магурай ) в большей части Юго-Восточной Азии. Этому способствовал растущий спрос на рабский труд в Голландской Ост-Индии, а также растущая вражда между султанатами моро и европейскими колониальными державами. Каждый год голландские, испанские и английские колонии в регионе предупреждались о «пиратском ветре» с августа по сентябрь, когда корабли «Иранун» и «Бангинги» традиционно начинали набеги. По оценкам, с 1774 по 1794 год из моря Сулу ежегодно спускалось от 100 до 200 кораблей для набегов на прилегающие территории. Рейды совершались либо независимо, либо по приказу султаната Сулу и султаната Магинданао , подданными которых были Иранун и Бангинги. [2] [5] [6]

В отличие от пленников традиционных рейдеров на остальной территории Филиппин (с которыми обращались как с рабами , а не как с настоящими рабами ), с пленниками-мужчинами Ирануна и Бангуинги обращались жестоко, даже пленников-мусульман не щадили. Однако с пленницами-женщинами обычно обращались лучше. Не было зафиксировано никаких сообщений об изнасилованиях, хотя некоторые из них были лишены дисциплины. Гребцы в Ланонге полностью состояли из ранее захваченных в плен рабов-мужчин, и гребцы нередко умирали во время длительных круизов из-за истощения. Большинство рабов были тагалогами , висайцами и «малайцами» (включая буги , мандарцев , ибанов и макассаров ). Были также случайные европейские и китайские пленники, которых обычно выкупали через таусугских посредников султаната Сулу. В этот период были зарегистрированы многочисленные сообщения от сбежавших рабов. Подсчитано, что между 1770 и 1870 годами рейдеры поработили от 200 000 до 300 000 человек. К 1850 году уже 50% населения султанатов в На архипелаге Сулу были рабы. Масштаб набегов привел к нарушению и прекращению традиционных торговых путей в море Сулу. Примечательно, что традиционная торговля с Китаем и султанатами моря Сулу прекратилась. Это способствовало экономическому упадку султанатов Бруней , Сулу и Магинданао в XIX веке, что в конечном итоге привело к краху последних двух государств. [2] [5] [6]

Испанские власти и коренные филиппинцы-христиане отреагировали на набеги рабов моро, построив сторожевые башни и форты по всему Филиппинскому архипелагу. Многие из которых стоят до сих пор. Столицы некоторых провинций также были перенесены дальше вглубь страны. Основные командные пункты были построены в Маниле , Кавите , Себу , Илоило , Замбоанге и Илигане . Корабли для защиты также строились местными общинами, особенно на Висайских островах , в том числе были построены военные « барангаяны » ( балангай ), которые были быстрее, чем налетчики моро, и могли преследовать их. По мере того, как сопротивление рейдерам возрастало, ланонг в конечном итоге был заменен меньшим и более быстрым гараем (у которого не было аутригеров в начале 19 века ). Набеги моро в конечном итоге были подавлены несколькими крупными военно-морскими экспедициями испанских и местных войск с 1848 по 1891 год, включая ответные бомбардировки и захват поселений моро. К этому времени испанцы обзавелись и паровыми канонерскими лодками ( паровыми ), [примечание 2] который мог легко догнать и уничтожить местные военные корабли моро. [2] [6] [7]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Ланун также стал словом «пират» на малайском языке.
  2. В частности, «Магеллан» , « Элькано» и «Королева Кастилии», использовавшиеся генерал-губернатором Нарцисо Клаверией и Салдуа в испанской экспедиции 1848 года в Балангуинги. Испанский флот на Филиппинах в конечном итоге имел в общей сложности восемнадцать паровых боевых кораблей.
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Нэш Маулана (30 марта 2013 г.). «Как правители Магинданао и Котабато помогли Сулу завоевать Сабах» . Спрашивающий . Проверено 5 мая 2018 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Джеймс Фрэнсис Уоррен (2007). Зона Сулу, 1768-1898: динамика внешней торговли, рабства и этнической принадлежности в трансформации морского государства Юго-Восточной Азии . НУС Пресс. стр. 257–258. ISBN  9789971693862 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Джеймс Фрэнсис Уоррен (1985). «Праху зоны Сулу» (PDF) . Журнал музея Брунея . 6 : 42–45.
  4. ^ Юл, Генри и Бернелл, Артур Кок (1886). Хобсон-Джобсон: глоссарий англо-индийских разговорных слов и фраз, а также родственных терминов, этимологических, исторических, географических и дискурсивных . Джон Мюррей. п. 509. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  5. ^ Перейти обратно: а б Джеймс Фрэнсис Уоррен (2002). Иранун и Балангинги: глобализация, морские рейдерства и рождение этнической принадлежности . НУС Пресс. стр. 53–56. ISBN  9789971692421 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с Доминго М. Нон (1993). «Пиратство моро в испанский период и его последствия» (PDF) . Исследования Юго-Восточной Азии . 30 (4): 401–419. дои : 10.20495/tak.30.4_401 .
  7. ^ Дэвид П. Бэрроуз (1905). История Филиппин . Американская книжная компания.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0e7edda491a78fdaefe2edc3a7a0ed45__1715988420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0e/45/0e7edda491a78fdaefe2edc3a7a0ed45.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lanong - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)