Ланонг


Ланонг были большими военными кораблями с выносными опорами, которые использовались народами Иранун и Бангуинги на Филиппинах . Они могли достигать 30 м (98 футов) в длину и имели две двуногие срезные мачты , которые служили посадочными лестницами. У них также было от одного до трех рядов весел, на которых гребли рабы на галерах . Они специализировались для морских сражений. Они широко использовались для пиратства и набегов рабов с середины 18 века до начала 19 века в большей части Юго-Восточной Азии. Название Ланонг происходит от слова Ланун . [примечание 1] экзоним народа Иранун. [1] [2]
Как и каракоа , большие ланонги были также известны испанцам как джоанга или хуанга (по-испански « мусор »), это название также применялось к другим крупным кораблям в Юго-Восточной Азии. [3]
Описание
[ редактировать ]
Ланонг может достигать 30 м (98 футов) в длину и 6 м (20 футов) в ширину в средней части корабля. В их экипаже насчитывалось от 150 до 200 человек во главе с панглимой (командиром). В отличие от аналогичных каракоа , ланонги были тяжеловооружены специально для морских сражений. Нос за килем выступал в клюв , на котором также устанавливались длинная пушка ( лела ) и несколько вертлюжных орудий ( лантака ). [1] [2]
У Ланонга были две двуногие срезные мачты , которые состояли из двух лонжеронов, связанных вместе наверху, в отличие от более распространенных треножных мачт, используемых на других морских кораблях коренных народов Юго-Восточной Азии. Они были оснащены парусами Танья . Их основания могут частично вращаться, что позволяло их поднимать или опускать по мере необходимости. Их часто используют в качестве трапов для посадки на суда противника или для высадки экипажа на берег. [1] [2] [4]
треугольное знамя со штандартом панглимы . На корме развевалось Как и в Каракоа , в Ланонге над гребцами и по обе стороны от аутригеров были палубы для размещения воинов и ведения боя. Эти платформы были защищены рядами неподвижных щитов. Все гребцы (все они были рабами на галерах ) размещались внутри основного корпуса, ни один из них не размещался на выносных опорах. Весла располагались от одного до трёх рядов с каждой стороны, одно над другим. [1] [2]
Как и «гарай» и «пенджаджап» , «ланонг» обычно служил базой для меньших салисипана . военных каноэ [3]
История
[ редактировать ]
Ланонг мог плавать на большие расстояния и атаковал корабли вплоть до Малаккского и Яванского проливов . С середины 18 века до начала 19 века они прославились набегами и пиратством ( магурай ) в большей части Юго-Восточной Азии. Этому способствовал растущий спрос на рабский труд в Голландской Ост-Индии, а также растущая вражда между султанатами моро и европейскими колониальными державами. Каждый год голландские, испанские и английские колонии в регионе предупреждались о «пиратском ветре» с августа по сентябрь, когда корабли «Иранун» и «Бангинги» традиционно начинали набеги. По оценкам, с 1774 по 1794 год из моря Сулу ежегодно спускалось от 100 до 200 кораблей для набегов на прилегающие территории. Рейды совершались либо независимо, либо по приказу султаната Сулу и султаната Магинданао , подданными которых были Иранун и Бангинги. [2] [5] [6]
В отличие от пленников традиционных рейдеров на остальной территории Филиппин (с которыми обращались как с рабами , а не как с настоящими рабами ), с пленниками-мужчинами Ирануна и Бангуинги обращались жестоко, даже пленников-мусульман не щадили. Однако с пленницами-женщинами обычно обращались лучше. Не было зафиксировано никаких сообщений об изнасилованиях, хотя некоторые из них были лишены дисциплины. Гребцы в Ланонге полностью состояли из ранее захваченных в плен рабов-мужчин, и гребцы нередко умирали во время длительных круизов из-за истощения. Большинство рабов были тагалогами , висайцами и «малайцами» (включая буги , мандарцев , ибанов и макассаров ). Были также случайные европейские и китайские пленники, которых обычно выкупали через таусугских посредников султаната Сулу. В этот период были зарегистрированы многочисленные сообщения от сбежавших рабов. Подсчитано, что между 1770 и 1870 годами рейдеры поработили от 200 000 до 300 000 человек. К 1850 году уже 50% населения султанатов в На архипелаге Сулу были рабы. Масштаб набегов привел к нарушению и прекращению традиционных торговых путей в море Сулу. Примечательно, что традиционная торговля с Китаем и султанатами моря Сулу прекратилась. Это способствовало экономическому упадку султанатов Бруней , Сулу и Магинданао в XIX веке, что в конечном итоге привело к краху последних двух государств. [2] [5] [6]
Испанские власти и коренные филиппинцы-христиане отреагировали на набеги рабов моро, построив сторожевые башни и форты по всему Филиппинскому архипелагу. Многие из которых стоят до сих пор. Столицы некоторых провинций также были перенесены дальше вглубь страны. Основные командные пункты были построены в Маниле , Кавите , Себу , Илоило , Замбоанге и Илигане . Корабли для защиты также строились местными общинами, особенно на Висайских островах , в том числе были построены военные « барангаяны » ( балангай ), которые были быстрее, чем налетчики моро, и могли преследовать их. По мере того, как сопротивление рейдерам возрастало, ланонг в конечном итоге был заменен меньшим и более быстрым гараем (у которого не было аутригеров в начале 19 века ). Набеги моро в конечном итоге были подавлены несколькими крупными военно-морскими экспедициями испанских и местных войск с 1848 по 1891 год, включая ответные бомбардировки и захват поселений моро. К этому времени испанцы обзавелись и паровыми канонерскими лодками ( паровыми ), [примечание 2] который мог легко догнать и уничтожить местные военные корабли моро. [2] [6] [7]
См. также
[ редактировать ]- Гарай (корабль) , военный корабль Бангуинги
- Каракоа , филиппинский военный корабль с аутригером
- Ланкаран (корабль) , малайско-индонезийский корабль
- Джонг , яванский купец и военный корабль
- Испанская экспедиция в Балангинги
- Рабство в султанатах Юго-Восточной Азии
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ланун также стал словом «пират» на малайском языке.
- ↑ В частности, «Магеллан» , « Элькано» и «Королева Кастилии», использовавшиеся генерал-губернатором Нарцисо Клаверией и Салдуа в испанской экспедиции 1848 года в Балангуинги. Испанский флот на Филиппинах в конечном итоге имел в общей сложности восемнадцать паровых боевых кораблей.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Нэш Маулана (30 марта 2013 г.). «Как правители Магинданао и Котабато помогли Сулу завоевать Сабах» . Спрашивающий . Проверено 5 мая 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Джеймс Фрэнсис Уоррен (2007). Зона Сулу, 1768-1898: динамика внешней торговли, рабства и этнической принадлежности в трансформации морского государства Юго-Восточной Азии . НУС Пресс. стр. 257–258. ISBN 9789971693862 .
- ^ Перейти обратно: а б Джеймс Фрэнсис Уоррен (1985). «Праху зоны Сулу» (PDF) . Журнал музея Брунея . 6 : 42–45.
- ^ Юл, Генри и Бернелл, Артур Кок (1886). Хобсон-Джобсон: глоссарий англо-индийских разговорных слов и фраз, а также родственных терминов, этимологических, исторических, географических и дискурсивных . Джон Мюррей. п. 509.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Джеймс Фрэнсис Уоррен (2002). Иранун и Балангинги: глобализация, морские рейдерства и рождение этнической принадлежности . НУС Пресс. стр. 53–56. ISBN 9789971692421 .
- ^ Перейти обратно: а б с Доминго М. Нон (1993). «Пиратство моро в испанский период и его последствия» (PDF) . Исследования Юго-Восточной Азии . 30 (4): 401–419. дои : 10.20495/tak.30.4_401 .
- ^ Дэвид П. Бэрроуз (1905). История Филиппин . Американская книжная компания.