Тепукей
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2014 г. ) |

Тепукей тепуке , парусом или Тепуке — это полинезийский тип лодки, характеризующийся сложным настилом , погруженными в воду корпусами и симметричным «крабовый коготь», тонкой фольгой или радикально удлиненными кончиками паруса с когтями ( Те Лаа ). Лодки тепукей производятся в основном полинезийскоязычными жителями Таумако (острова Дафф) и иногда заимствуются другими полинезийскими и меланезийскими обществами.
Имя
[ редактировать ]Слово происходит от фразы te puke [тепуке] на языке Ваеакау-Таумако и других полинезийских языках . Удалим существительный артикль te , исходное значение puke [puke] , реконструированное для предка протополинезийского языка — «носовой и кормовой настил на каноэ». [1] По метонимии название этой палубы стало использоваться для корабля в целом. (Протополинезийский корень слова «лодка» или «каноэ» — * waka .) [2]
История
[ редактировать ]сообщил Впервые о тепукей в печати испанский исследователь Альваро де Менданья в 1595 году во время своего визита на острова Санта-Крус .
На Соломоновых островах каноэ строятся из досок, а здесь они представляют собой « землянки » с прикрепленной опорой, как в Южной Меланезии. [...] Корпус каноэ представляет собой бревно, выдолбленное теслом из ракушек : к нему прикрепляется выносная опора для его устойчивости, и на него помещаются товары. Аутригер всегда находится с подветренной стороны. [...] Тепукей сделан по тому же принципу, что и маленькое каноэ, но полое бревно законопачено и действует как поплавок, поддерживающий большую сцену или палубу - на сцене находится хижина, в которой путешественники могут укрыться. от солнечного тепла. Ветер ловится высоким и причудливой формы парусом, который плетут женщины ( папуасы используют два таких же паруса для своих больших каноэ), а рулевой - длинным веслом. Путешествия совершаются до Ваниколо , а тепукеи , как известно, даже добирались до Соломоновых островов. Ночью они управляют звездами. [...] Выброшенный на берег тепукей тщательно накрывают кокосовыми матами (небольшое каноэ переворачивают вверх дном). Вытащить тепукея на крутой берег — трудоемкая задача, требующая большого количества рук; как наши глубоководные моряки, они поют, когда тянут. [...] Следующий отчет о постройке каноэ дал крузианец - «Только некоторые люди могут выкапывать каноэ — те, чьи предки их выкопали. Когда отец близок к смерти, этот отец берет воду и моет руки своему сыну, и они думают, что отец дает своему сыну понимание и мудрость, чтобы сделать каноэ. и он обозначает это через воду. Когда человек закончил каноэ, он спускает его к морю и гребет очень далеко, заставляя его катиться по прибою, и таким образом он думает, что отгоняет призрак от тесла, которым он управляет. он выкопал каноэ и призрак того места, где он рубил дрова для каноэ».
- У. К. О'Феррал, Санта-Крус и Рифовые острова (1908) [3]
Тепукей выглядит как каноэ с выносными опорами и парусом в виде крабовой клешни и представляет собой очень сложное океанское парусное судно, принадлежащее к типу проа (основной корпус и массивная плавучая опора). Вопреки тому, что писал Мендана, аутригер всегда держится с наветренной стороны. Его основными отличиями от других проа являются:
- Основной корпус ( вака ) имеет почти круглое сечение, подводный профиль которого остается постоянным, несмотря на крен, и почти не имеет сухой поверхности при дифференте для плавания. Конструкция рассчитана на перевозку тяжелых грузов.
- Верх ваки расположен очень близко к линии плавучести, поэтому он закрыт досками (тетау), а помещения для экипажа находятся на возвышении над Лакаухалавой (перекладины, соединяющие основной корпус и меньшую, наветренную выносную опору).
- Радикальный парус с когтями.
Как и типичный проа, он использует радикально длиннорукую форму паруса с крабовыми когтями . Однако его конкретный вариант, когда небольшая жесткая модель оценивалась в современных испытаниях в аэродинамической трубе, показывает превосходные характеристики в двух из трех точек парусности. [4]
У. К. О'Феррал, англиканский миссионер в Меланезии между 1897 и 1904 годами, описал тепукей как «парусное каноэ». Он описал его как состоящее из землянки, оборудованной палубой, на которой была построена небольшая хижина, приводившаяся в движение «высоким парусом поразительной формы» и управляемая длинным веслом . Он сообщил, что люди из Санта-Круса использовали лодку, чтобы добраться до Соломоновых островов . [5]
Маунга Нефе , возможно, единственный те алолили, построенный до 1970 года, находится в Этнологическом музее Берлина . Жители островов Внешних рифов (народ вааакау) называют их «пуки», не делая различий между рисунками теалолили и тепукей. Его привез доктор Герд Кох с островов Санта-Крус в 1967 году. [6]
В последние годы тепукей переживают период возрождения. Проект Вака Таумако помог поддержать строительство этих лодок, а некоторые суда, вдохновленные древними конструкциями, даже строятся в Сан-Франциско . [7]
- План паруса того, что строители Таумако называют теалолили (меньший размер и более простая конструкция, чем тепукей). Упрощенное изображение ниже было взято из фотографий Маунга Нефе и проекта Вака Таумако. На нем изображен симметричный двусторонний корпус и парус с длинными когтями, с наветренными и подветренными гиками. [8]
- Кормовой вид на Маунга Нефе . Используйте красно-синие 3D-очки, чтобы увидеть это изображение стереоскопически .
- Вид с кормы, аналогичный полноцветному изображению выше.
- Палубный район горы Нефе .
- Вид сбоку на парус, с «украшениями», снижающими турбулентность.
- Вид модели сверху
Внешние ссылки
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Входная рвота в Pollex (Сравнительный полинезийский лексикон).
- ^ Вход вака в Поллекс (Сравнительный полинезийский лексикон).
- ^ О'Ферролл, преподобный У.К. (1908). Санта-Крус и Рифовые острова . Вестминстер: Меланезийская миссия.
- ^ Анн Ди Пьяцца, Эрик Пиртри и Франсуа Пайль (2014). «Измерения характеристик парусов каноэ из Океании в аэродинамической трубе» . Журнал Полинезийского общества .
- ^ О'Ферролл, преподобный У.К. (1908). Санта-Крус и Рифовые острова . Вестминстер: Меланезийская миссия.
- ^ Кох, Герд (1971). Материальная культура островов Санта-Крус (на немецком языке). Берлин: Музей этнологического музея Фолькеркунде в Берлине .
- ^ Дэвид О. Кой. «Проект PICA Canoe» . Проверено 5 мая 2019 г.
- ^ См . Проект Вака Таумако .