Полинезийская терминология многокорпусных судов
Полинезийская терминология многокорпусных судов , такая как «ама», «ака» и «вака» (или «вака»), представляет собой термины многокорпусных судов, которые получили широкое распространение за пределами южной части Тихого океана, где эти термины возникли. Эта полинезийская терминология широко используется в Америке и Тихоокеанском регионе, но почти неизвестна в Европе, где английские термины «корпус» и «выносная опора» составляют обычный разговорный язык. Аутригеры, катамараны и лодки с аутригерами являются общим наследием всех австронезийских народов и появились еще до микронезийской и полинезийской экспансии в Тихий океан. Они также являются доминирующими формами традиционных кораблей в культурах островной Юго-Восточной Азии и малагасийской австронезийской культуры, где используются местные термины. [ 1 ] [ 2 ]
Этимология
[ редактировать ]Термин вака или вака на большинстве полинезийских языков означает «лодка» или «каноэ». Оно происходит от протоавстронезийского *abaŋ, что означает «корабль» или «каноэ». Родственные языки в других австронезийских языках включают иватан аванг , тагальский и висайский бангка , малайский вангканг и фиджийский вака . [ 3 ]
«Ама», «ака» и «вака».
[ редактировать ]Термин «ама» — это слово на полинезийском и микронезийском языках, обозначающее выносную часть каноэ, обеспечивающую устойчивость. Сегодня в различных полинезийских странах слово ама часто используется вместе со словом вака ( острова Кука ), вака ( маори ) или ваа ( острова Самоа , Таити ), родственными словами в различных полинезийских языках для описания каноэ.
Полинезийский . термин вака — это основной корпус , ама — выносная опора, а ака или иако (гавайский) — опора, соединяющая два (а не три) корпуса Термины «ама» и «ака» широко применялись к современным тримаранам .
В современном парусном спорте этот термин иногда используется для обозначения выносной опоры на каноэ с двумя выносными опорами ( тримаранах ) или двух секций катамарана . Однако называть две секции катамарана словом «ама» технически неверно, поскольку они имеют одинаковый размер. Катамаран технически представляет собой ваа-ваа или двойное каноэ, соединенное акой . [ 4 ]
Функция
[ редактировать ]На проа ама может обеспечивать подъемную силу или балласт , в зависимости от того, предназначена ли она для использования с подветренной или наветренной стороны ; на тримаране он предназначен в первую очередь для подъемной силы. Есть много форм амы; те, что используются в проа, обычно имеют поперечную симметрию, поскольку проа спроектирован так, чтобы плыть любым концом вперед, в то время как тримаран -ама однонаправленный и может не иметь оси симметрии.
Самые продвинутые амы состоят из сильно изогнутых поверхностей, которые создают подъемную силу при движении вперед по воде, очень похоже на крыло самолета . Эта подъемная сила может быть направлена на наветренную сторону, использоваться для противодействия скольжению на подветренную сторону , или может быть ориентирована вертикально для противодействия кренящим силам вооружения парусного . Эти сильно изогнутые конструкции гораздо сложнее изготовить, чем традиционную аму, и поэтому они дороже. - Фойл Брюса это пример подветренной доски, которую часто прикрепляют к аме для создания подъемной силы.
Использование этого термина в других культурах
[ редактировать ]Несмотря на то, что корабли с двойной опорой ( тримараны , иногда неофициально называемые исторически «проа») других родственных австронезийских групп на острове Юго-Восточной Азии , острове Меланезия и Мадагаскаре не достигли Полинезии или Микронезии, они также могут иногда использовать полинезийскую терминологию в современное время, особенно при использовании в спортивном парусном спорте. [ 5 ]
Трехкорпусный прибрежный боевой корабль ВМС США класса «Индепенденс » называет свои внешние секции корпуса «Амах». «Наконечник Amah — это передняя кромка полностью алюминиевой выносной опоры судна типа тримарана, или amah, его ширина превышает семь футов, а вес — 850 фунтов». [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бехайм, бакалавр; Белл, А.В. (23 февраля 2011 г.). «Наследие, экология и эволюция каноэ восточной Океании» . Труды Королевского общества B: Биологические науки . 278 (1721): 3089–3095. дои : 10.1098/rspb.2011.0060 . ПМК 3158936 . ПМИД 21345865 .
- ^ Хорнелл, Джеймс (1932). «Был ли двойной аутригер известен в Полинезии и Микронезии? Критическое исследование». Журнал Полинезийского общества . 41 (2 (162)): 131–143.
- ^ Демпвольф, Отто (1934–1938). «Сравнительная фонетическая теория австронезийской лексики». Журнал родных языков . Специальное издание (15, 17, 19).
- ^ Равири Таонуи, Те Ара (4 марта 2009 г.). «Рассказ: Плавание на каноэ – Вака – каноэ » . Энциклопедия Новой Зеландии .
- ^ «Тридарский рейдер» . Архивировано из оригинала 20 октября 2007 года . Проверено 30 октября 2007 г.
- ^ «Alcoa предоставляет компании Austal алюминиевые наконечники Amah для прибрежного боевого корабля USS Jackson (LCS 6)» (пресс-релиз). 16 апреля 2012 г.