Торговый цикл Хири
Хири — это название традиционных торговых путешествий, которые составляли важную часть культуры народа моту в Папуа-Новой Гвинее . [1] [2]

Происхождение
[ редактировать ]Моту живут в относительной дождевой тени. [3] – засушливый сезон мало необычайно суров, а подходящих площадей для выращивания саго ( рабии ) . С другой стороны, моту, в отличие от большинства жителей Папуа-Новой Гвинеи, владели искусством изготовления глиняных горшков для приготовления пищи ( уро ).
Традиционные путешествия хири доставляли столь ценные кастрюли моту жителям Папуаского залива . [4] [5] и привез с собой большие запасы саго для Моту. [6] [7]
Легенда
[ редактировать ]Эдай Сиабо, из деревни Боэра, [1] возвращался с рыбалки, когда появился большой угорь и утащил его под воду. [8] Угорь действительно был духом моря. Он вернул Эдая на поверхность моря, поручив ему построить большой лагатой , наполнить его кастрюлями и плыть на запад, следуя за юго-восточным пассатом , называемым лаурабада . на языке моту [8] Повинуясь духу, он построил первый хири лагатой, назвал его Богебада (что означает орлан) и наполнил его горшками, сделанными его женой. Затем он и его друзья поплыли вдоль побережья в воды Папуаского залива. [8]
В течение нескольких месяцев «Богебада» и ее команда отсутствовали. Все жители деревни были убеждены, что экипаж погиб. Они издевались над женой Эдая и пытались заставить ее снова выйти замуж. Перед отъездом Эдай он велел ей оставаться в углу дома, не купаться в море, вести подсчет дней, когда Богебада отсутствовала, поддерживать огонь в огне и сделать татуировку на своей коже. старуха. Несоблюдение этого распорядка поставит под угрозу экспедицию и жизнь Эдая и его людей.
Однажды на горизонте появился лагатой и медленно приближался к деревне. Это была Богебада. Эдай возвращался домой героем. Его жена прыгнула в море и смыла накопившуюся грязь, надела свой лучший костюм, вышла на веранду дома, ударила его палкой и крикнула: «Хедихороха Богебада!» и начал танцевать от радости.
Путешествия
[ редактировать ]Ежегодно в конце сентября или начале октября [9] Мужчины моту готовили свои лакатой или лагатой (большое многокорпусное парусное каноэ) для хири, а женщины формовали и обжигали уро (горшки). Когда начал дуть лаурабада (юго-восточный пассат), каноэ отправились на запад. [9]
Путешествие наружу обычно было сравнительно коротким и без происшествий, обычно занимало всего неделю или около того. Пунктом назначения почти всегда была деревня в Персидском заливе, где команда лагатой была известна по предыдущим плаваниям, и сама торговля совершалась быстро. Упрощенная форма языка моту (теперь называемая Хири Моту ) использовалась для общения между торговцами. Однако путешественники не смогли вернуться немедленно. Для начала им пришлось дождаться смены сезона и наступления лахары, муссонного ветра с северо-запада, который принесет их домой. [10] Во-вторых, их каноэ пришлось расширить и перестроить, чтобы они могли перевозить гораздо более объемный груз саго.
Через два-три месяца начался обратный путь. Это было гораздо опаснее, чем исходящий рейс, поскольку сезон лахара вызывает сильное волнение на море и риск сильных штормов. Сами лагатой были отягощены гораздо более тяжелым грузом, не говоря уже о дополнительных корпусах, которые позволяли перевозить больше саго, но мало что влияли на мореходные качества и удобство каноэ. Это было тревожное время для жен экипажей лагатой, поскольку они добросовестно следовали ритуалу, начатому женой Эдая, чтобы обеспечить благополучное возвращение.
Когда каноэ-лагатой благополучно вернулись, это было время великой радости (моале).
Галерея
[ редактировать ]-
Погрузка лакатои в Порт-Морсби , до 1885 года.
-
Лакатой возле острова Элевала , до 1885 года.
Двадцатый век и позже
[ редактировать ]Путешествия Хири продолжались, прерванные только Второй мировой войной, до конца пятидесятых годов, когда тяжело нагруженный и поврежденный штормом лагатой затонул у деревни Боэра на обратном пути с тяжелыми человеческими жертвами. Дальнейшие рейсы были запрещены колониальными властями.
С обретением независимости и необходимостью жителей Папуа-Новой Гвинеи сохранять и прославлять свою культуру начался фестиваль Хири Моале. Фестиваль [11] совпадает с празднованием Дня национальной независимости и включает в себя традиционные танцы, конкурс королевы Хири (конкурс красоты), прибытие лагатой, гонки на каноэ, музыкальные представления и выставку декоративно-прикладного искусства.
В последние годы возникли разногласия по поводу содержания Хири Моале в Порт-Морсби, а не в соседнем Боэре, традиционно считающемся местом рождения Эдаи Сиабо.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Даттон, Т.Е. (1982). «Хири в истории» (PDF) . Проверено 28 августа 2022 г.
- ^ «Хири в истории | Портал экологических данных Папуа-Новой Гвинеи» . png-data.sprep.org . Проверено 28 августа 2022 г.
- ^ «Глобальная энциклопедия™: ПОРТ-МОРСБИ ПАПУА-НОВАЯ ГВИНЕЯ (СТОЛИЧНЫЙ РЕГИОН)» . Глобальная энциклопедия™ . Проверено 28 августа 2022 г.
- ^ Бруно Давид; Жан-Мишель Женест; Кен Аплин; и др. (1 июня 2010 г.). «Сайт Эмо (OAC), провинция Персидского залива, Папуа-Новая Гвинея: решение давних вопросов древности и последствий для истории морской торговли предков хири» (PDF) . Австралийская археология . 70 (1): 39–54. дои : 10.1080/03122417.2010.11681910 . ISSN 0312-2417 . Викиданные Q112210551 .
- ^ Бруно Давид; Ник Арахо; Брайс Баркер; Алоис Куасо; Ян Моффат (1 июня 2009 г.). «КЕВЕОКИ 1: Изучение торговли керамикой Хири в недолговечной деревне недалеко от реки Вайлала, Папуа-Новая Гвинея». Австралийская археология . 68 (1): 11–27. дои : 10.1080/03122417.2009.11681885 . ISSN 0312-2417 . Викиданные Q112210113 .
- ^ Дэвид, Бруно; Ричардс, Томас; Годдард, Майкл; Даттон, Том; Ливсли, Мэтью; МакНивен, Ян Дж.; Мандуи, Герман (2016), Ричардс, Томас; Дэвид, Бруно; Аплин, Кен; МакНивен, Ян Дж. (ред.), Историзация керамики Моту и торговли хири , том. 1, Оксфорд, Великобритания: Archaeopress, стр. 65–74, ISBN. 978-1-78491-504-9 , получено 28 августа 2022 г.
- ^ Скелли, Роберт Джон; Дэвид, Бруно (2017). Хири: Археология морской торговли на дальние расстояния вдоль южного побережья Папуа-Новой Гвинеи . Гавайский университет Press. ISBN 978-0-8248-5366-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с «НОВАЯ ГВИНЕЯ» . Брисбенский курьер . 25 октября 1883 года . Проверено 28 августа 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Торговцы Мотуан едут на запад на своих Лакатоях» . II(8) Ежемесячно для тихоокеанских островов . 11 марта 1932 года . Проверено 26 сентября 2021 г.
- ^ «Присоединяйтесь к Хири» . Почтовая служба Папуа-Новой Гвинеи . 7 сентября 1978 года . Проверено 28 августа 2022 г.
- ^ "ХИРИ ДОМ" . Почтовая служба Папуа-Новой Гвинеи . 18 сентября 1978 года . Проверено 28 августа 2022 г.