Jump to content

Падеваканг

« Нур-аль-Маредж» , современная копия падеваканга, отправилась из Макассара к северному побережью Австралии в 2019 году.
Двухмачтовый падеваканг, ок. 1880–1890.

Падеваканги были традиционными лодками, которыми пользовались народы буги , мандар и макассар в Южном Сулавеси . Падеваканги использовались для дальних путешествий, обслуживая Сулавеси южные королевства .

Этимология

[ редактировать ]

Происхождение названия неизвестно, хотя некоторые предполагают, что оно происходит от острова Девакан, важного навигационного ориентира между Сулавеси и Явой. В голландских записях 1735 года упоминаются письма из Сулавеси, прибывающие в Батавию «per praauw Paduackang». [1]

По словам Хорриджа, слова падеваканг , падуваканг (Сулавеси) и падуванг ( Мадура ) имеют свои корни от слов ва , вангка , вага , вангга и бангка австронезийских языков. Этот термин связан с выносным пераху или маленьким пераху. [2]

Описание

[ редактировать ]
Падеваканг в Макассаре, дата неизвестна.

Обычно он весил от 20 до 50 тонн, имел одну или две мачты-треножки с «латиновыми» ( танджа ) парусами, сделанными из мата. Как и другие традиционные суда архипелага, он управляется с помощью двухчетвертных рулей. [3] : 184  [4] В период с конца 16-го века до начала 20-го века они регулярно плавали к побережьям северной Австралии в поисках терипанга (морских огурцов), вооруженных пушками древнего происхождения, вероятно, кетбангом или лантакой . Падеваканги были крупнейшими судами Южного Сулавеси как торговыми судами, так и военными флотами, которые на протяжении сотен лет использовались в плавании по морям между западной Новой Гвинеей , южными частями Филиппин и Малайским полуостровом . Существует даже британское издание «Падеваканг на всех парусах» в Персидском заливе . [5] : 134–137  производство не остановилось в пользу знаменитого Палари Их использовали до тех пор, пока к 20 веку . Палари превратился из базового корпуса падеваканга с продольными парусами в собственную модель корпуса с местным « оборудованием пинизи ». [6] : 41–42  Х. Уорингтон Смит описал большой двухмачтовый падевакан, построенный из гиамового дерева. Размеры следующие: длина 99 футов (30,2 м), ширина 15 футов (4,6 м), глубина 12 футов (3,7 м), надводный борт 6 футов 3 дюйма (1,91 м). Грузоподъемность составляла 60 коян (145 метрических тонн), грот-мачта длиной 60 футов (18,3 м), экипаж - 16 человек. [7] : 580 

Эволюция к палари-пинизи

[ редактировать ]

По словам Хорста Либнера, морского эксперта Мандара, парус пиниси изначально устанавливался на корпусе падеваканга и подобных лодок; однако, когда моряки и мастера все больше осознавали, как они используются, они выбрали только корпус палари (от лари — «бегать») — очень заостренный тип корпуса, и именно он действительно лучше всего подходит для шхуны. плыть.

Эта эволюция происходит в несколько этапов: тип корпуса проектируется более заостренным и усилен некоторыми дополнительными бортами, в результате чего носовая палуба становится ниже, чем основная палуба и корма, и что конструкция подвижных балок кажется летать за кормой лодки (язык конджо: palari salompong ambeng rua kali ); следующую часть кормовой палубы ( амбенг ) продолжают до слияния с ней рулевых балок ( палари саломпонг ); и последний шаг — увеличить высоту носа, чтобы вся палуба стала прямой.

Этот последний тип корпуса используется до тех пор, пока лодка Пиниси не будет заменена на тип PLM (моторизованная парусная лодка). В начале 1970-х годов тысячи судов пиниси-палари грузоподъемностью до 200 тонн, крупнейший на тот момент в мире торговый парусный флот, вышли на все уголки индонезийских морей и стали торговой опорой народа. [6] : 41–42 

  • Одна копия под названием « Хати Маредж » (Сердце Арнемленда ) выставлена ​​в Музее искусств и галерее Северной территории . Это точная копия падеваканга, который использовался в поисках австралийского трепанга до введения австралийского запрета на ловлю макассанских трепангеров в 1906–1907 годах.
  • Реплика выставлена ​​в Les Royames de la mer (Морские королевства) в Ла Бовери , Льеж , Бельгия .
  • Реплика под названием « Нур Аль Маредж » (название происходит от арабского языка Нур Аль- означает «свет» + Маредж, «земля чернокожих людей, то есть Австралия») была отправлена ​​в Австралию в период с декабря 2019 года по январь 2020 года. Это было 14,5. м в длину, 4,2 м в ширину и 2 м в высоту, изготовлен из битти-дерева . Лодка была заказана Сиднейским институтом Абу Ханифы для использования в документальном фильме. [8]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Опись архивов Голландской Ост-Индской компании (VOC) , 1602–1795 (1811), 1.04.02.8207 1735 апр. 1 – нояб. 24: стр. 13.
  2. ^ Хорридж, Адриан (1981). Праху: традиционная парусная лодка Индонезии . Издательство Оксфордского университета. ISBN  0195804996 .
  3. ^ Джон, Гораций Стеббинг Роско-стрит (1853). Индийский архипелаг: его история и современное состояние, Том 2 . Лондон: Лонгман, Браун, Грин и Лонгманс.
  4. ^ Зайнун, Назарудин (2015). Антропология и история в местной мудрости . Издательство УСМ.
  5. ^ Притчетт, Роберт Тейлор (1899). Зарисовки пером и карандашом морских судов и ремесел по всему миру . Лондон: Эдвард Арнольд.
  6. ^ Jump up to: а б Либнер, Хорст (2005), «Традиционные индонезийские лодки: обзор судоходства и судоходства» , в Эди, Седьявати (редактор), «Исследование морских культурных ресурсов », Джакарта: Исследовательский центр морских территорий и небиологических ресурсов, морские исследования. Агентство и рыболовство; Центр социальных и культурных исследований Индонезийского университета, стр. 53–124
  7. ^ Смит, Х. Уорингтон (16 мая 1902 г.). «Лодки и судостроение на Малайском полуострове». Журнал Общества искусств . 50 : 570–588 – через JSTOR.
  8. ^ Абдуррахман, Мухаммад Нур (7 декабря 2019 г.). «Лодка XV века снова плывет из Макассара в Австралию» . ДетикТрэвел . Проверено 11 января 2020 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a3ec6e29bc35db5291e4a581e1ee5f35__1714056600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a3/35/a3ec6e29bc35db5291e4a581e1ee5f35.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Padewakang - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)