Падеваканг


Падеваканги были традиционными лодками, которыми пользовались народы буги , мандар и макассар в Южном Сулавеси . Падеваканги использовались для дальних путешествий, обслуживая Сулавеси южные королевства .
Этимология
[ редактировать ]Происхождение названия неизвестно, хотя некоторые предполагают, что оно происходит от острова Девакан, важного навигационного ориентира между Сулавеси и Явой. В голландских записях 1735 года упоминаются письма из Сулавеси, прибывающие в Батавию «per praauw Paduackang». [1]
По словам Хорриджа, слова падеваканг , падуваканг (Сулавеси) и падуванг ( Мадура ) имеют свои корни от слов ва , вангка , вага , вангга и бангка австронезийских языков. Этот термин связан с выносным пераху или маленьким пераху. [2]
Описание
[ редактировать ]
Обычно он весил от 20 до 50 тонн, имел одну или две мачты-треножки с «латиновыми» ( танджа ) парусами, сделанными из мата. Как и другие традиционные суда архипелага, он управляется с помощью двухчетвертных рулей. [3] : 184 [4] В период с конца 16-го века до начала 20-го века они регулярно плавали к побережьям северной Австралии в поисках терипанга (морских огурцов), вооруженных пушками древнего происхождения, вероятно, кетбангом или лантакой . Падеваканги были крупнейшими судами Южного Сулавеси как торговыми судами, так и военными флотами, которые на протяжении сотен лет использовались в плавании по морям между западной Новой Гвинеей , южными частями Филиппин и Малайским полуостровом . Существует даже британское издание «Падеваканг на всех парусах» в Персидском заливе . [5] : 134–137 производство не остановилось в пользу знаменитого Палари Их использовали до тех пор, пока к 20 веку . Палари превратился из базового корпуса падеваканга с продольными парусами в собственную модель корпуса с местным « оборудованием пинизи ». [6] : 41–42 Х. Уорингтон Смит описал большой двухмачтовый падевакан, построенный из гиамового дерева. Размеры следующие: длина 99 футов (30,2 м), ширина 15 футов (4,6 м), глубина 12 футов (3,7 м), надводный борт 6 футов 3 дюйма (1,91 м). Грузоподъемность составляла 60 коян (145 метрических тонн), грот-мачта длиной 60 футов (18,3 м), экипаж - 16 человек. [7] : 580
Эволюция к палари-пинизи
[ редактировать ]По словам Хорста Либнера, морского эксперта Мандара, парус пиниси изначально устанавливался на корпусе падеваканга и подобных лодок; однако, когда моряки и мастера все больше осознавали, как они используются, они выбрали только корпус палари (от лари — «бегать») — очень заостренный тип корпуса, и именно он действительно лучше всего подходит для шхуны. плыть.
Эта эволюция происходит в несколько этапов: тип корпуса проектируется более заостренным и усилен некоторыми дополнительными бортами, в результате чего носовая палуба становится ниже, чем основная палуба и корма, и что конструкция подвижных балок кажется летать за кормой лодки (язык конджо: palari salompong ambeng rua kali ); следующую часть кормовой палубы ( амбенг ) продолжают до слияния с ней рулевых балок ( палари саломпонг ); и последний шаг — увеличить высоту носа, чтобы вся палуба стала прямой.
Этот последний тип корпуса используется до тех пор, пока лодка Пиниси не будет заменена на тип PLM (моторизованная парусная лодка). В начале 1970-х годов тысячи судов пиниси-палари грузоподъемностью до 200 тонн, крупнейший на тот момент в мире торговый парусный флот, вышли на все уголки индонезийских морей и стали торговой опорой народа. [6] : 41–42
Реплика
[ редактировать ]- Одна копия под названием « Хати Маредж » (Сердце Арнемленда ) выставлена в Музее искусств и галерее Северной территории . Это точная копия падеваканга, который использовался в поисках австралийского трепанга до введения австралийского запрета на ловлю макассанских трепангеров в 1906–1907 годах.
- Реплика выставлена в Les Royames de la mer (Морские королевства) в Ла Бовери , Льеж , Бельгия .
- Реплика под названием « Нур Аль Маредж » (название происходит от арабского языка Нур Аль- означает «свет» + Маредж, «земля чернокожих людей, то есть Австралия») была отправлена в Австралию в период с декабря 2019 года по январь 2020 года. Это было 14,5. м в длину, 4,2 м в ширину и 2 м в высоту, изготовлен из битти-дерева . Лодка была заказана Сиднейским институтом Абу Ханифы для использования в документальном фильме. [8]
Галерея
[ редактировать ]- Английская гравюра 1792 года с изображением Бугиса «Падуя» (падевакан).
- Падуакан (падеваканг) на Целебесе, 1863 г.
- Рисунок Падуаканг, ок. 1821–1828.
- Реконструкция Падеваканга Ника Бернингема (1987).
- Реконструкция падеваканга с бушпритом и передним парусом , выполненная Бёрнингемом .
- Реконструкция падеваканга Бёрнингема с большей рубкой и свернутым парусом.
См. также
[ редактировать ]
- Контакты Макасана с Австралией
- Трепангирование , акт сбора и заготовки трепанга ( терипанг )
- Кора-Кора
- луциан (лодка)
- Сутенер
- Финиси
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Опись архивов Голландской Ост-Индской компании (VOC) , 1602–1795 (1811), 1.04.02.8207 1735 апр. 1 – нояб. 24: стр. 13.
- ^ Хорридж, Адриан (1981). Праху: традиционная парусная лодка Индонезии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0195804996 .
- ^ Джон, Гораций Стеббинг Роско-стрит (1853). Индийский архипелаг: его история и современное состояние, Том 2 . Лондон: Лонгман, Браун, Грин и Лонгманс.
- ^ Зайнун, Назарудин (2015). Антропология и история в местной мудрости . Издательство УСМ.
- ^ Притчетт, Роберт Тейлор (1899). Зарисовки пером и карандашом морских судов и ремесел по всему миру . Лондон: Эдвард Арнольд.
- ^ Jump up to: а б Либнер, Хорст (2005), «Традиционные индонезийские лодки: обзор судоходства и судоходства» , в Эди, Седьявати (редактор), «Исследование морских культурных ресурсов », Джакарта: Исследовательский центр морских территорий и небиологических ресурсов, морские исследования. Агентство и рыболовство; Центр социальных и культурных исследований Индонезийского университета, стр. 53–124
- ^ Смит, Х. Уорингтон (16 мая 1902 г.). «Лодки и судостроение на Малайском полуострове». Журнал Общества искусств . 50 : 570–588 – через JSTOR.
- ^ Абдуррахман, Мухаммад Нур (7 декабря 2019 г.). «Лодка XV века снова плывет из Макассара в Австралию» . ДетикТрэвел . Проверено 11 января 2020 г.