Ког (корабль)
Ког — это тип корабля , который использовался в средние века в основном для торговли и транспорта, но также и на войне. Впервые он появился в 10 веке и широко использовался примерно с 12 века. Зубцы изготавливались из клинкера , обычно из дуба . Коги были оснащены одной мачтой и одним квадратным парусом . Они использовались в основном для торговли на северо-западе средневековой Европы, особенно в Ганзейском союзе . Типичные морские винтики имели длину от 15 до 25 метров (от 49 до 82 футов), ширину от 5 до 8 метров (от 16 до 26 футов) и грузоподъемность 30–200 тонн . Зубцы редко достигали размера 300 тонн, хотя некоторые из них были значительно больше, более 1000 тонн.
Хотя название «винтик» записано еще в 9 веке, морское судно с таким названием, похоже, появилось на фризском побережье в 12 веке. винтики постепенно заменили суда типа викингов, такие как кнарры В 13 веке в северных водах. Зубцы могли перевозить больше груза, чем кнарры аналогичного размера. Их плоское днище позволило им расположиться на ровном месте в гавани, что облегчило их погрузку и разгрузку. Из-за высоких бортов на них было сложнее подняться на борт в морском бою, что сделало их более безопасными от пиратов.
Описание и конструкция
[ редактировать ]Коги были разновидностью круглого корабля, [1] Характеризуется плоским днищем на миделе, которое постепенно переходит в перекрывающиеся пояса возле стоек. Они приводились в движение одним большим прямоугольным парусом. Типичные морские винты имели длину от 15 до 25 метров (от 49 до 82 футов), ширину от 5 до 8 метров (от 16 до 26 футов) и грузоподъемность 40–200 тонн . Зубцы редко достигали веса 300 тонн, хотя очень небольшое их количество было значительно больше, более 1000 тонн. [2] [3] [4] [5] Эмпирическое правило для размера экипажа винтика требовался один матрос, не считая каких-либо преданных своему делу бойцов, заключалось в том, что на каждые 10 тонн нагрузки хотя это может привести к тому, что рекомендуемый размер экипажа будет ниже средневековой практики. [6] Зарегистрированы экипажи до 45 человек для гражданских винтиков и 60 для винтика массой 240 тонн, используемого для военных перевозок. [7]
Зубцы, как правило, изготавливались в основном из дуба и имели сплошные клинкерные обшивки , закрывающие их боковые стороны, обычно начиная с скуловых реек , с дважды зажатыми железными гвоздями для крепления досок. У стебля ; погоны образуются то есть в каждом случае земля нижнего ремня сужается к краю пера на конце ремня, где он встречается с форштевнем или ахтерштевнем . Это позволяет прикрепить конец планки к фартуку так, чтобы внешняя часть обшивки находилась заподлицо в этой точке и заподлицо с форштевнем. Это означает, что при прохождении лодки по воде концы обшивки не будут отрываться от форштевня. Перед установкой следующей доски поверхность площадки на нижней планке скашивается , чтобы соответствовать углу, под которым следующая планка будет лежать по отношению к ней. Это варьируется по всей стране. Новая планка удерживается на месте предыдущей до завершения крепления. [8] [9]
Киль . соседних шпангоутов и не имел шпунта , или килевая планка, был лишь немного толще И форштевень, и ахтерштевни были прямыми и довольно длинными и соединялись с килевой планкой через промежуточные детали, называемые крючками . Нижние дощатые навесы заканчивались шпунтами на крючках и столбах, а верхние навесы прибивались к внешним сторонам столбов. Конопатка обычно представляла собой просмоленный мох , который вставлялся в изогнутые канавки, закрывался деревянными рейками и закреплялся металлическими скобами , называемыми синтелами . [8] Зубчатая конструкция должна была дополняться кормовым подвесным центральным рулем направления на тяжелой ахтерштевне, что было уникальной северной разработкой. [10] Единственная толстая мачта была установлена в носовой части миделя корабля, упиралась в киль и снабжена одним большим прямоугольным с квадратным вооружением парусом . [11] [9] Мачты более крупных судов будут иметь составную конструкцию. [12] сложные системы такелажа . Для поддержки мачты и управления парусом были разработаны [13] Веревка обычно была из конопли или льна. [примечание 1] и парусное полотно на основе конопли . [14] С 13-го века винтики будут иметь палубу, а более крупные суда будут оснащены кормовым замком, чтобы обеспечить больше грузового пространства, удерживая экипаж и румпель в стороне от дороги; и чтобы рулевому было лучше видно. [15]
Винт, по сравнению с построенными из резьбы более традиционными для Средиземноморья судами, , был дорогим и требовал специалистов -корабелов . Однако их более простая конструкция парусов означала, что для установки винтиков требовалась только половина экипажа судов аналогичного размера, оснащенных латиновыми парусами, что было обычным явлением в Средиземноморье. [16] Структурное преимущество клинкерной конструкции заключается в том, что она позволяет создавать судно, которое может безопасно скручиваться и изгибаться вокруг своей длинной оси (проходящей от носа к корме), что является преимуществом для североатлантических роликов при условии, что судно имеет небольшое общее водоизмещение . Ограничением винтиков является то, что им не хватает точек для установки дополнительных мачт: для маневренности желательны хотя бы некоторые продольные паруса, но клинкерные винты фактически ограничивались одним парусом. [17] [18] Это делало их неудобными, ограничивая их возможности поворачивать в гавани и делая их очень зависимыми от направления ветра в начале плавания. [17] [19] Плоское дно позволяло легко вытаскивать винтики на берег и разгружать их во время отлива, когда причалы были недоступны; полезная черта, когда специально построенные причалы не были обычным явлением. [11] Ожидалось, что срок службы винтиков составит около 40 лет. [4] [примечание 2]
История
[ редактировать ]Считается, что самыми ранними источниками зубчатых колес были лодки, привезенные из северной Германии. Они превратились в более крупные суда, построенные той же базовой формы, но с обшивкой вместо полых бревен. Еще одним развитием были каненские лодки с плоским дном и заостренными концами спереди и сзади, которые были построены путем раскола полого бревна и расширения дна досками, которые были прибиты к коленообразным ребрам , прикрепленным к бокам. Заостренные концы бревна (местное название «блок ») обрезались и прикреплялись отдельно к расширенному корпусу, в результате чего получался так называемый «блокканен» , варианты которого используются до сих пор. Самым ранним свидетельством поделки, напоминающей шестеренку, является глиняная модель, найденная в Лизе на среднем Везере из могилы взрослого мужчины, умершего около 200 г. до н.э. Фрагменты подобных глиняных моделей были найдены в близлежащих регионах. [20]
Торговля из Германии во времена Римской империи велась в основном на парусных судах средиземноморского типа и контролировалась римскими купцами. После того, как римская власть рухнула в середине первого тысячелетия нашей эры, транспорт в устьях крупных рек и защищенных водах Вадденского моря перешел в руки фризов , которые использовали суда, основанные на местных плоскодонных конструкциях, которые были предшественниками более поздних средневековых шестерен. . У них были гораздо более низкие стороны, чем у более поздних шестерен, и они были очень похожи на современные скандинавские ремесла, такие как кнарры . Самым старым изображением судна, идентифицированного современными источниками как винтик, является городская печать Любека 1223 года. Ранние винтики были оснащены боковым рулевым веслом, которое также выполняло функцию подветренного борта , и были оснащены одним широким квадратным парусом, который выполнял функцию похож на парус с проушинами . [21]
Около 1200 года боковой руль направления начал заменяться центральным рулем направления, прикрепленным к ахтерштевню и разработанным в виде типичного средневекового винта. Зубцы могли перевозить больше груза, чем кнарры; руль облегчил рулевое управление, чем рулевое весло кнарра, особенно для более крупных судов; и винтики было дешевле строить. Последнее произошло из-за того, что шестерня использовала распиленные, а не разделенные доски, что было менее расточительно. [15] Позже были добавлены носовые и кормовые замки для защиты от пиратов или для возможности использования этих судов в качестве военных кораблей. [22] Кормовой замок также обеспечивал больше грузового пространства внизу, удерживая экипаж и румпель в стороне от дороги.
Современные археологические данные указывают на Фризское побережье или Западную Ютландию как на возможное место рождения этого типа судов. Превращение винтика в настоящего морского торговца произошло не только во времена интенсивной торговли между Западом и Востоком, но и как прямой ответ на закрытие западного входа в Лим-фьорд . На протяжении веков Лим-фьорд в северной Ютландии был достаточно защищенным проходом между Северным морем и Балтийским морем. Из-за необычных географических условий и сильных течений проход постоянно заполнялся песком и к началу XII века был полностью заблокирован. Это изменение породило новые проблемы. Более крупным кораблям, которые не удалось перетащить через песчаные косы, пришлось обогнуть полуостров Ютландия и обойти опасный мыс Скаген, чтобы добраться до Балтийского моря. [23] Это привело к серьезным изменениям в конструкциях старых кораблей, которые можно наблюдать, анализируя эволюцию самых ранних находок шестерен в Коллерупе, Скагене и Колдинге. Это вызвало бум количества мелких винтиков, а потребность в просторных и мореходных кораблях привела к развитию винтика как рабочей лошадки Ганзейского союза . [23] Вскоре он стал основным грузовым перевозчиком в водах Атлантики и Балтики. [18] [24]
В конце концов, примерно в 14 веке, винтик достиг своего структурного предела, и более крупные и мореходные суда должны были быть другого типа. Это был Халк , который уже существовал, но был гораздо менее распространен, чем винтик. Нет никаких доказательств того, что Халки произошли от винтиков, но ясно, что многие технологические идеи были адаптированы между этими двумя типами. [10] Переход от винтиков к громадинам не был линейным, по некоторым интерпретациям, оба судна сосуществовали на протяжении многих столетий, но следовали разным линиям эволюции. [25]
Археология
[ редактировать ]Первой археологической находкой, которая была идентифицирована как винтик, было затонувшее судно, обнаруженное в 1944 году П. Дж. Р. Моддерманом в Ноордустполдере недалеко от Эммелорда (участок NM 107). Обломок был перезахоронен на месте, а повторные раскопки 2008 года подтвердили его интерпретацию как винтик. Его длина составляла около 16 м, а его древесина датировалась 1339 годом. Однако открытие Моддермана не было широко известно в литературе. [26]
Самый известный винтик, существующий сегодня, — это бременский винтик . Артефакт датируется 1380-ми годами и был обнаружен в 1962 году. До этого открытия существование шестерен в основном документировалось в средневековых текстах и печатях. были обнаружены хорошо сохранившиеся останки ганзейского винтика, В 1990 году в устьевых отложениях реки Пярну в Эстонии датированные 1300 годом. [27] В 2012 году в иле реки Эйссел в городе Кампен , Нидерланды , был обнаружен сохранившийся от киля до палубы винтик, датируемый началом 15 века . [28] В ходе раскопок и восстановления на камбузе были обнаружены неповрежденная кирпичная купольная печь и глазурованные изразцы, а также ряд других артефактов. [29] [30]
В апреле 2022 года в Таллинне, Эстония, во время строительства шоссе была найдена шестерня XIII века. Считается, что он сохранился лучше, чем бременский винтик, а дендрохронологическое исследование дерева датировало затонувшее судно 1298 годом. Длина корабля составляет 24 метра, а ширина - девять метров. Борта целы до трех метров от днища корабля. [31]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Роуз 2001 , с. 28.
- ^ Роджер 2004 , с. 62.
- ^ Мэдден 2014 , с. 104.
- ^ Jump up to: а б с Cushway 2011 , с. 24.
- ^ Сумптион 1990 , с. 178.
- ^ Сумптион 1990 , с. 177.
- ^ Ламберт 2011 , с. 199.
- ^ Jump up to: а б Рунян 2003 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б Хатчинсон 1994 , с. 18–19.
- ^ Jump up to: а б Крамлин-Педерсен 2000 .
- ^ Jump up to: а б Рунян 1994 , с. 47.
- ^ Хатчинсон 1994 , с. 56.
- ^ Хатчинсон 1994 , с. 56–57.
- ^ Jump up to: а б Хатчинсон 1994 , с. 57.
- ^ Jump up to: а б Рунян 1994 , с. 48.
- ^ Рунян 1994 , стр. 49–50.
- ^ Jump up to: а б Фрил 1994 , с. 184.
- ^ Jump up to: а б Роджер 2004 , с. 63.
- ^ Роджер 2004 , с. 64.
- ↑ Детлев Эллмерс, «Шестеренка как грузоперевозчик», стр. 30-34 в Gardiner & Unger (1994)
- ↑ Детлев Элмерс, «Шестеренка как грузоперевозчик», стр. 34-36 в Gardiner & Unger (1994)
- ^ МакГрэйл 1981 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б Хатчинсон 1994 , с. 72.
- ^ Бахрах и Бахрах 2017 , с. 167.
- ^ Гардинер и Унгер 1994 .
- ^ ван Холк 2010 , с. 125-127, 135.
- ^ Ун, Мати и Ханно Охало. 2015. 101 эстонский корабль . Таллинн, Кирьястус Варрак, стр. 12.
- ^ «Раскопки, восстановление и консервация шестерни XV века из реки Эйссел недалеко от Кампена» . Место для реки Эйсселдельта . Рейксватерштат . Сентябрь 2015. Архивировано из оригинала 6 июля 2017 года . Проверено 14 сентября 2017 г.
- ^ Гоуз, Тиа (17 февраля 2016 г.). «Средневековый корабль, вытащенный из глубины» . Живая наука . Архивировано из оригинала 7 июля 2017 года . Проверено 14 сентября 2017 г.
- ^ «Позднесредневековая шестерня из Кампена» . Средневековые истории . 21 февраля 2016 года. Архивировано из оригинала 14 сентября 2017 года . Проверено 14 сентября 2017 г.
- ^ «Потерянный 700-летний корабль был найден строителями всего в пяти футах под улицей» . Metro.co.uk . 20 апреля 2022 г. Проверено 4 октября 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Бахрах, Бернард С.; Бахрах, Дэвид С. (2017). Война в средневековой Европе ок. 400 – 1453 гг . Абингдон, Оксон: Рутледж. ISBN 978-1138887664 .
- Басс, Джордж Ф. (1972). История мореплавания: на основе подводной археологии . Темза и Гудзон. ISBN 0-500-01077-3 .
- Крамлин-Педерсен, Оле (2000). «Быть или не быть винтиком: бременский винтик в перспективе». Международный журнал морской археологии . 29 (2): 230–246. Бибкод : 2000IJNAr..29..230C . дои : 10.1111/j.1095-9270.2000.tb01454.x . S2CID 162832227 .
- Кашуэй, Грэм (2011). Эдуард III и война на море: Английский флот, 1327–1377 гг . Вудбридж, Саффолк: Boydell Press. ISBN 978-1843836216 .
- Фрил, Ян (1994). «Ветер перемен? Корабли и Столетняя война». В Карри, Энн (ред.). Оружие, армии и укрепления в Столетней войне . Вудбридж, Саффолк: Boydell Press. стр. 183–194. ISBN 0-85115-365-8 .
- Гардинер, Роберт; Унгер, Ричард В., ред. (1994). Зубцы, каравеллы и галеоны: Парусный корабль, 1000–1650 гг . История корабля Конвея. Лондон: Conway Maritime Press . ISBN 978-0851775609 .
- Хатчинсон, Джиллиан (1994). Средневековые корабли и судоходство . Крэнбери, Нью-Джерси: Associated University Press. ISBN 9780718501174 .
- ван Холк, Андре Флорида (2010). «Морская археология винтика». В огне, Ханно; Эгге, Кнол (ред.). Зубцы, торговцы и офисы: Ганза, практическая сеть [ Шестерни, торговцы и офисы: Ганза, практическая сеть ] (твердый переплет) (на голландском языке) (1-е изд.). Хилверсюм и Гронинген: Музей Уитгеверия Верлорена и Гронингена. ISBN 978-90-8704-165-6 .
- Ламберт, Крейг (2011). Доставка средневековой армии: английская морская логистика в четырнадцатом веке . Война в истории. Том. 34. Вудбридж, Саффолк: Boydell Press. ISBN 978-1843836544 .
- МакГрэйл, Шон (1981). Плоты, лодки и корабли . Лондон: Национальный морской музей. ISBN 0-11-290312-6 .
- Мэдден, Молли Мари (2014). Черный принц на войне: анатомия шевоши ( PDF) (докторская диссертация). Миннесота: Университет Миннесоты.
- Прествич, Майкл (2007) [2005]. Плантагенет Англия 1225–1360 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199226870 . Проверено 5 июля 2013 г.
- Роджер, Николас AM (2004). Охрана моря . Лондон: Пингвин. ISBN 978-0140297249 .
- Роуз, Сьюзен (1997). «Битва при Слейсе» . Ин Гроув, Э. (ред.). Великие сражения Королевского флота: в память о орудийном цехе Королевского военно-морского колледжа Британии, Дартмут (иллюстрировано [некоторые в цвете] под ред.). Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 978-1854094179 .
- Роуз, Сьюзен (2001). Средневековая военно-морская война 1000-1500 гг . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1134553105 .
- Рунян, Тимоти (1994). «Вестерина как военный корабль». В Гардинере, Роберт; Унгер, Ричард В. (ред.). Зубцы, каравеллы и галеоны: парусник 1000–1650 гг . История корабля Конвея. Лондон: Conway Maritime Press. стр. 47–58. ISBN 978-0851775609 . OCLC 932458210 .
- Рунян, Тимоти (2003). Хаттендорф, Джон Б.; Унгер, Ричард В. (ред.). Война на море в средние века и эпоху Возрождения . Война в истории. Том. 14. Вудбридж, Саффолк; Рочестер, Нью-Йорк: Boydell Press. стр. 53–68. ISBN 978-0851159034 .
- Сампшн, Джонатан (1990). Испытание боем . Столетняя война. Том. I. Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 978-0571200955 .