Jump to content

Шитик

Шитик на реке Лена
Шитик на реке Лене в 1890-е годы.
Обзор класса
Имя Шитик Русский : Шитик
Строители Biryulka
Общие характеристики
Класс и тип Речное судно
Примечания речное плоскодонное парусно-гребное судно
Шитик на Русском Севере
Гравюра Шитика на севере России.

Шитик ( рус . Шитик ) — небольшой широкодонный сосуд корпуса были сшиты ремнями или можжевеловыми и еловыми прутьями винья называемыми , , у которого части .

Этимология

[ редактировать ]

Есть два предположения о происхождении названия этой лодки. Во-первых, оно происходит от русского » глагола «сшивать , что означает «шить». Это объясняет некоторые особенности конструкции лодки. Во-вторых, форма лодки похожа на форму личинок Trichoptera , которых еще называют по-русски : Шитик ( шитик ).

Термин Шитик относится к двум различным типам сосудов:

Морской грузовой корабль

[ редактировать ]

Шитик представлял собой килевое судно, приводившееся в движение парусами и веслами. Использовался как морской торгово-транспортный корабль . Корабль имеет закругленное днище, поэтому отличается значительным расширением корпуса и развалом бортов. [ нужны разъяснения ] Такая конструкция улучшает характеристики корабля. [1]

Общие характеристики
Длина 12 метров (39 футов) – 15 метров (49 футов) [2]
Ширина 3 метра (9,8 футов) – 4 метра (13 футов) [2]
Черновик 0,18 метра (0,59 футов) [3]
Высота корпуса на миделе 0,8 метра (2,6 фута) [3]
грузоподъемность 15 – 24 тонны [2]

Шитик имел одинарную мачту с прямым [ нужны разъяснения ] парус, весла и навесной [ нужны разъяснения ] колесо. Судно имело тент для защиты груза от дождя, хотя под палубой также имеется кают-компания. [2]

Подводные обводы судна позволяли ему плавать во льдах : при сжатии оно выдавливалось на поверхность. При швартовке корабля и подъеме якоря Шитику необходима помощь судна под названием «Осиновка-лодка» . [2]

Считается, что в XIII веке «Шитик» был самым распространенным каботажным транспортным судном. [2] Шитики в основном строились в XI–XVII веках. [1] Первоначально Шитики строились на побережье Белого моря , рек Северная Двина , Сухона , Вычегда , Ветлуга , Тихвинка . [3] Позднее строительство таких лодок [ нужны разъяснения ] распространилась также в Сибири и на Дальнем Востоке , поскольку шитики бороздили Тихий океан . [1]

Шитики регулярно использовались на первом этапе русской морской пушной торговли в северной части Тихого океана, с 1740-х по 1799 год, особенно для разведки и сбора пушнины на Алеутских островах . Их продолжала использовать в Русской Америке Русско -Американская компания в начале XIX века. [4]

Речной катер

[ редактировать ]

Шитики были важным нововведением на сибирских реках. Множество отмелей и рифов делали киль бесполезным, а нехватка гвоздей заставила усовершенствовать технику сшивания досок . Он успешно эксплуатировался на протяжении XVIII–XX веков, постепенно заменяясь новыми типами кораблей.

Когда у ремесленников-корабелов появилась возможность использовать алюминий, лодка нашла новую нишу. В основном его используют охотники и рыболовы, чтобы добраться до труднодоступных мест тайги . Изготовление шитиков популярно на реке Лена в Сибири , Россия . [5]

Конструкция лодок была сохранена, но они теперь изготовлены из алюминиевого листа . У шитиков вместо отпиленных концов теперь заостренные луки. Паруса больше не используются; они приводятся в движение подвесными моторами . [5]

Шитики полезны при преодолении мелей; у них есть скорость и достаточная мощность. Отсутствие киля является проблемой, поскольку приводит к плохой остойчивости. Такая лодка не переносится [ нужны разъяснения ] волна, и каждое движение пассажира рискует опрокинуть судно. Но такое сочетание функций подходит охотникам и рыбакам, которые могут использовать его для пересечения рек глубиной от 30 до 40 сантиметров (1,3 фута). [5]

Известные Шитики: в Первой Камчатской экспедиции под командованием Витуса Беринга вспомогательный катер -шитик «Фортуна» использовался [1] (в других источниках это был двухмачтовый «Галиот» [6] )

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д "# 31. "Fortuna" boat-shitik" . Первая Камчатская экспедиция (in Russian). Russia : V. I. Zorin . Retrieved 2009-11-14 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж "Суда Севера России" . Russia : Россия Корабельная . Retrieved 2009-11-14 . {{cite web}}: Внешняя ссылка в |publisher= ( помощь )
  3. ^ Jump up to: а б с "# 59 Shitik 1 type" . Открытие, освоение (in Russian). Russia : V. I. Zorin . Retrieved 2009-11-14 .
  4. ^ Гринёв Андрей Владимирович (осень 2011 г.). «Российские морские катастрофы во время колонизации Аляски, 1741–1867» . Тихоокеанский северо-западный ежеквартальный журнал . 102 (4). Перевод Бланда, Ричарда Л. Вашингтонского университета: 178–194. JSTOR   24624633 . Проверено 1 декабря 2020 г.
  5. ^ Jump up to: а б с Иванова, Мария (2007). Река Лена: От истока до устья . Якутск вечерний (in Russian) . Retrieved 2009-11-04 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  6. ^ Островский, Борис (1937). Великая северная экспедиция (in Russian). Vol. Первая камчатская экспедиция Беринга (2nd ed.). Arkhangelsk , Soviet Union : Севоблгиз. p. 61 . Retrieved 2009-11-14 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 558576697c62dbdc7780afe5dc24a544__1718842740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/55/44/558576697c62dbdc7780afe5dc24a544.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shitik - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)