Шитик
Эта статья содержит переведенный текст и требует внимания человека, свободно владеющего русским и английским языками. ( август 2022 г. ) |
![]() Шитик на реке Лене в 1890-е годы. | |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Шитик Русский : Шитик |
Строители | Biryulka |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Речное судно |
Примечания | речное плоскодонное парусно-гребное судно |
![]() Гравюра Шитика на севере России. |
Шитик ( рус . Шитик ) — небольшой широкодонный сосуд корпуса были сшиты ремнями или можжевеловыми и еловыми прутьями винья называемыми , , у которого части .
Этимология
[ редактировать ]Есть два предположения о происхождении названия этой лодки. Во-первых, оно происходит от русского » глагола «сшивать , что означает «шить». Это объясняет некоторые особенности конструкции лодки. Во-вторых, форма лодки похожа на форму личинок Trichoptera , которых еще называют по-русски : Шитик ( шитик ).
Типы
[ редактировать ]Термин Шитик относится к двум различным типам сосудов:
Морской грузовой корабль
[ редактировать ]Шитик представлял собой килевое судно, приводившееся в движение парусами и веслами. Использовался как морской торгово-транспортный корабль . Корабль имеет закругленное днище, поэтому отличается значительным расширением корпуса и развалом бортов. [ нужны разъяснения ] Такая конструкция улучшает характеристики корабля. [1]
Длина | 12 метров (39 футов) – 15 метров (49 футов) [2] |
---|---|
Ширина | 3 метра (9,8 футов) – 4 метра (13 футов) [2] |
Черновик | 0,18 метра (0,59 футов) [3] |
Высота корпуса на миделе | 0,8 метра (2,6 фута) [3] |
грузоподъемность | 15 – 24 тонны [2] |
Шитик имел одинарную мачту с прямым [ нужны разъяснения ] парус, весла и навесной [ нужны разъяснения ] колесо. Судно имело тент для защиты груза от дождя, хотя под палубой также имеется кают-компания. [2]
Подводные обводы судна позволяли ему плавать во льдах : при сжатии оно выдавливалось на поверхность. При швартовке корабля и подъеме якоря Шитику необходима помощь судна под названием «Осиновка-лодка» . [2]
Считается, что в XIII веке «Шитик» был самым распространенным каботажным транспортным судном. [2] Шитики в основном строились в XI–XVII веках. [1] Первоначально Шитики строились на побережье Белого моря , рек Северная Двина , Сухона , Вычегда , Ветлуга , Тихвинка . [3] Позднее строительство таких лодок [ нужны разъяснения ] распространилась также в Сибири и на Дальнем Востоке , поскольку шитики бороздили Тихий океан . [1]
Шитики регулярно использовались на первом этапе русской морской пушной торговли в северной части Тихого океана, с 1740-х по 1799 год, особенно для разведки и сбора пушнины на Алеутских островах . Их продолжала использовать в Русской Америке Русско -Американская компания в начале XIX века. [4]
Речной катер
[ редактировать ]Шитики были важным нововведением на сибирских реках. Множество отмелей и рифов делали киль бесполезным, а нехватка гвоздей заставила усовершенствовать технику сшивания досок . Он успешно эксплуатировался на протяжении XVIII–XX веков, постепенно заменяясь новыми типами кораблей.
Когда у ремесленников-корабелов появилась возможность использовать алюминий, лодка нашла новую нишу. В основном его используют охотники и рыболовы, чтобы добраться до труднодоступных мест тайги . Изготовление шитиков популярно на реке Лена в Сибири , Россия . [5]
Конструкция лодок была сохранена, но они теперь изготовлены из алюминиевого листа . У шитиков вместо отпиленных концов теперь заостренные луки. Паруса больше не используются; они приводятся в движение подвесными моторами . [5]
Шитики полезны при преодолении мелей; у них есть скорость и достаточная мощность. Отсутствие киля является проблемой, поскольку приводит к плохой остойчивости. Такая лодка не переносится [ нужны разъяснения ] волна, и каждое движение пассажира рискует опрокинуть судно. Но такое сочетание функций подходит охотникам и рыбакам, которые могут использовать его для пересечения рек глубиной от 30 до 40 сантиметров (1,3 фута). [5]
Известные Шитики: в Первой Камчатской экспедиции под командованием Витуса Беринга вспомогательный катер -шитик «Фортуна» использовался [1] (в других источниках это был двухмачтовый «Галиот» [6] )
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а б с д "# 31. "Fortuna" boat-shitik" . Первая Камчатская экспедиция (in Russian). Russia : V. I. Zorin . Retrieved 2009-11-14 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж "Суда Севера России" . Russia : Россия Корабельная . Retrieved 2009-11-14 .
{{cite web}}
: Внешняя ссылка в
( помощь )|publisher=
- ^ Jump up to: а б с "# 59 Shitik 1 type" . Открытие, освоение (in Russian). Russia : V. I. Zorin . Retrieved 2009-11-14 .
- ^ Гринёв Андрей Владимирович (осень 2011 г.). «Российские морские катастрофы во время колонизации Аляски, 1741–1867» . Тихоокеанский северо-западный ежеквартальный журнал . 102 (4). Перевод Бланда, Ричарда Л. Вашингтонского университета: 178–194. JSTOR 24624633 . Проверено 1 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Иванова, Мария (2007). Река Лена: От истока до устья . Якутск вечерний (in Russian) . Retrieved 2009-11-04 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Островский, Борис (1937). Великая северная экспедиция (in Russian). Vol. Первая камчатская экспедиция Беринга (2nd ed.). Arkhangelsk , Soviet Union : Севоблгиз. p. 61 . Retrieved 2009-11-14 .