опрокидывание

Опрокидывание или киление происходит, когда на бок или дальше лодка или корабль перекатываются под действием волн, нестабильности или силы ветра, выходящей за пределы угла положительной статической устойчивости, или когда они переворачиваются в воде. Акт восстановления судна после опрокидывания называется выпрямлением . Опрокидывание может произойти в результате растягивания , опрокидывания , потери устойчивости из-за смещения груза или затопления, а на высокоскоростных лодках - из-за слишком быстрого поворота.
Если опрокинувшееся судно имеет достаточную плавучесть, чтобы предотвратить затопление, оно может восстановиться самостоятельно в изменяющихся условиях или с помощью механической работы, если оно не устойчиво в перевернутом состоянии. Сосуды такой конструкции называются самовыпрямляющимися .
Малые суда
[ редактировать ]
В плавании на лодке можно провести практическое различие между опрокидыванием (на 90 градусов; на концах балки , образно говоря), которое называется опрокидыванием, и переворачиванием, которое называется черепахой . Небольшие лодки часто опрокидываются при обычном использовании и обычно могут быть подняты командой. Некоторые типы лодок иногда намеренно переворачиваются, поскольку опрокидывание и повторное выпрямление судна может быть самым быстрым способом слить воду из лодки. [ нужна ссылка ]
Опрокидывание (но не обязательно переворачивание) является неотъемлемой частью плавания на лодке. Это не вопрос «если», а вопрос «когда». [1] Для тех, кто не хочет экспериментировать, килевая лодка однокорпусная имеет физику на своей стороне. [1] [2] Но даже яхты могут опрокинуться и перевернуться в чрезвычайных условиях, поэтому конструктивные соображения важны. [2] Такие мероприятия могут преодолеть навыки и опыт; Лодки должны быть пригодны для прогнозируемых условий. [3]

Перевернувшуюся байдарку можно выправить с помощью переката или помощи эскимосов . Пока каякер знает, как реагировать, вода не слишком мелкая и место находится недалеко от опасностей, требующих от каякера уклонения (чего нельзя предпринять во время опрокидывания), само опрокидывание обычно не считается опасным. В каякинге по бурной воде опрокидывание происходит часто и считается обычной частью спорта. [ нужна ссылка ] Перекатывание каяка, при котором гребцы намеренно опрокидываются и выпрямляются (синхронно, максимально возможное количество раз за заданный интервал или максимально возможным количеством различных способов), также является соревновательным видом спорта, особенно в Гренландии. [ нужна ссылка ]
«Коэффициент опрокидывания» парусных судов обычно публикуется в качестве ориентира для зон безопасной эксплуатации: менее 2,0 означает практическую пригодность для морского судоходства. Однако его грубый характер водоизмещения, разделенного на ширину (ширину) судна (хотя и с постоянным умножением для получения средней оценки), означает тщательную оценку остойчивости корабля , погружения и плавучести, включая другие факторы для устранения соответствующих рисков, связанных с волнами, приливами и приливами. , погода и такие события, как повреждения и столкновения. [ нужна ссылка ] [ нужны разъяснения ]
Большие суда
[ редактировать ]Во время шторма даже большие суда могут перевернуться из-за удара в борт большой волной, зыбью или форштевнем с «тангажным полюсом» при корму о сильных волнах . Обычно это катастрофично для более крупных судов, а с яхт меньшего размера может быть снята мачта (т. е. потеряны мачты и такелаж ) из-за сопротивления, когда лодка вынуждена перевернуться.
Корабль, имеющий дыру или трещину («пробитый»), может перевернуться. [4] Это работа торпедной и морской минной войны. В 2012 году очень большой круизный лайнер Costa Concordia получил пробоину и потерял ход из-за нанесенной на карту скалы возле мелководья и дрейфовал дальше, где частично затонул, опираясь на один борт, а большая часть его конструкции находилась над водой. Это не было опрокидыванием, поскольку ее зад был обнажен лишь частично; скорее это было частичное затопление . Заделка отверстия называется затыканием.

В противном случае судно, находящееся в основном в вертикальном положении и опрокидывающееся, подверглось слишком большому количеству воды, чтобы войти в места, обычно расположенные выше ватерлинии, и это может быть вызвано плохим маневрированием, перегрузкой (см. Линию Плимсолла ) или плохой погодой. Что касается ям, то можно выполнить вычерпывание – удаление воды с борта, например, с помощью трюмной помпы , самодельной или ручной желонки или ведра. На этапе затопления, когда его плавучесть считается критической, судно вряд ли встанет в вертикальное положение и не сможет выпрямиться, так что остойчивость и безопасность будут поставлены под угрозу, даже если судно выправится - принимается решение покинуть корабль, и любое окончательное спасение может быть нарушено. влекут за собой надежное заземление и насосы повторной плавучести. Среди типов судов судно типа «ро-ро» или «ро-ро» более склонно к опрокидыванию, поскольку оно имеет большие открытые автомобильные палубы вблизи ватерлинии . Если водонепроницаемые двери автомобильной палубы выйдут из строя из-за повреждения или неправильного управления (как при частичном затоплении MS Herald of Free Enterprise , когда двери случайно остались открытыми, или как в одной из крупнейших морских катастроф мирного времени, когда MS Эстония затонула в Архипелаговом море в Финляндии), вода, попадающая на автомобильную палубу, подвергается воздействию свободной поверхности и может привести к опрокидыванию. Когда паром RORO катится судна , транспортные средства могут вырваться на свободу и соскользнуть вниз, если они не надежно закреплены, отрицательно изменяя центр тяжести , ускоряя крен и, возможно, превращая крен, который можно было бы восстановить, в опрокидывание.
Соревнование
[ редактировать ]
В соревнованиях по яхтенным гонкам перевернувшаяся лодка имеет определенные особые права, поскольку она не может маневрировать. Лодка считается перевернувшейся, когда мачта касается воды; когда он полностью перевернут, говорят, что он превратился в черепаху или черепаху. [5] Хорошие гонщики часто могут оправиться от опрокидывания с минимальной потерей времени.
Опрокидывание может произойти в результате сильного вытягивания , особенно если рычаг киля недостаточен для наклона судна в вертикальное положение.
Некоторые спасательные шлюпки , например, RNLI, компании класс Severn спроектированы так, чтобы самостоятельно встать на ноги в случае опрокидывания, но большинство других моторных лодок таковыми не являются. [ нужна ссылка ]
Обучение
[ редактировать ]
Морякам среднего уровня рекомендуется хотя бы один раз опрокинуть свои лодки в безопасном месте под присмотром, чтобы ознакомиться с плавучестью своей лодки и процессом опрокидывания. Затем лодку выпрямляют, выручают, а паруса сбрасывают, чтобы в случае неконтролируемого опрокидывания лодка и ее пассажиры были знакомы с процедурой и могли прийти в себя.
Большинство небольших однокорпусных парусников обычно можно выправить, встав или потянув за шверт , шверт (или трюмный борт в шаланде ), чтобы поднять мачту над водой. В зависимости от конструкции корпуса , лодки восстанавливающий момент обычно вступает в силу, когда мачта отклоняется примерно на 30 градусов от горизонтали и помогает тянуть лодку вертикально . Для выпрямления катамарана, лежащего на боку, необходимо использовать восстанавливающий трос, продетый через верхнюю часть корпуса. Экипаж стоит на нижней части корпуса и оттягивается на восстанавливающем тросе. В небольших катамаранах, таких как Hobie 16, крайне важно, чтобы хотя бы один член экипажа взял на себя эту задачу как можно скорее, поскольку существует вероятность того, что лодка перевернется, и тогда ее будет чрезвычайно трудно восстановить без посторонней помощи. [6] На некоторых однокорпусных судах и катамаранах используется небольшое плавучее устройство, установленное на кончике мачты или грота, чтобы гарантировать, что судно не сможет принять перевернутое положение или, по крайней мере, что полностью перевернутое положение не будет устойчивым (т. е. оно придет в положение, в котором мачта лежит на поверхности воды, что предпочтительнее полностью перевернуть).
В обоих случаях, если член экипажа поднимет конец мачты из воды, это может помочь ускорить процесс, поскольку самая большая проблема при восстановлении перевернувшейся лодки — это сбросить вес воды с парусов. Полезным шагом, где это возможно (при незакрепленной опоре паруса), является отсоединение шкотового угла паруса от гика, что не позволяет парусу зачерпывать воду, когда парус поднимается из воды. Нос перевернувшегося судна должен быть направлен навстречу ветру , чтобы, когда парус начнет подниматься из воды, ветер мог захватить его под парусом и помочь выровнять лодку.
Принимаются меры предосторожности, чтобы лодка не перевернулась полностью и не перевернулась на другой борт, часто с экипажем на дне. Это более вероятно, если лодка не направлена против ветра.
Профилактика
[ редактировать ]Существует широкий спектр технологий, которые можно установить или стратегически разместить, чтобы предотвратить или удержать лодку или корабль от опрокидывания. судна Различные технологии основаны на надувании подушек безопасности, также известных как подъемные подушки, которые увеличивают плавучесть на воде. Экипаж может предпринять множество шагов, чтобы снизить вероятность опрокидывания, например, равномерно распределить вес и соблюдать осторожность в ветреную погоду. [7]
Яхты
[ редактировать ]Опрокидывание яхты может произойти, когда вода может проникнуть в корпус и уменьшить воду и плавучесть судна, что приводит к опрокидыванию. Яхты могут быть оснащены системой плавучести, которая представляет собой серию стратегически расположенных подъемных подушек внутри корпуса, увеличивающих плавучесть судна и заполняющих пустое пространство, где может собираться вода, давая ценное время для удаления воды, устранения повреждений или эвакуации. [8]
Большие корабли
[ редактировать ]Когда более крупные суда, такие как грузовые суда и танкеры, опрокидываются или тонут, не только невозможно их восстановление, но и может быть нанесен серьезный ущерб окружающей среде в результате разлива груза. [9] Более крупные суда оборудуются системой всплытия для восстановления судна, которая представляет собой надувное устройство, которое устанавливается в цистерне балластной воды или внутри корпуса судна и может быть развернуто в течение нескольких секунд после аварии, чтобы стабилизировать судно и дать больше времени для спасения. и эвакуация. [10]
Самовосстанавливающийся
[ редактировать ]- Кран . опрокидывает небольшое судно береговой охраны, чтобы проверить его способность к восстановлению
- Испытание устойчивости более крупного самовыпрямляющегося судна. Обратите внимание на большую рубку, которая является почти единственной частью, погруженной в воду в полностью перевернутом состоянии.
- Спасательная шлюпка Beeching - Peake SR (самоподъемная) выиграла в 1851 году конкурс на улучшенную конструкцию спасательной шлюпки. На рисунках показаны большие цистерны с высокой плавучестью и балласт.
- « Лиззи Портер» — спасательная шлюпка класса «Пик», ранняя конструкция самовосстанавливающейся лодки. Обратите внимание на высокие округлые баки плавучести на носу и корме, а также низкие борта на миделе корабля.
Судно может быть обозначено как «самовосстанавливающееся», если оно спроектировано так, чтобы иметь возможность опрокидываться и возвращаться в вертикальное положение без вмешательства (с экипажем на борту или без него). Угол исчезновения остойчивости , угол крена, при котором судно становится неустойчивым и не раскачивается обратно в вертикальное положение, не существует; самовыпрямляющаяся лодка вернется в вертикальное положение из любого положения, в том числе полностью перевернутого. Самовыпрямляющееся судно должно иметь положительную плавучесть при затоплении. Существует три метода обеспечения самоправления судна: тщательное распределение стационарного веса и плавучести, надувные подушки безопасности и подвижный балласт. [11]
Основным инструментом расчета остойчивости судна является диаграмма статической остойчивости, на которой отложены угол крена по горизонтальной оси и восстанавливающий рычаг (GZ) по вертикальной оси. ( см. Метацентрическую высоту подробнее ). Если кривая статической устойчивости никогда не пересекает ось X, лодка не устойчива в перевернутом положении. Этого недостаточно, чтобы построить лодку с хорошей остойчивостью на море, поскольку при этом не учитываются влияние ветра, волн и людей, находящихся на борту, но это простой и эффективный способ анализа остойчивости судна. [11] См. также первичную стабильность и вторичную стабильность .
Самовосстановление за счет распределения веса и плавучести требует, чтобы вес опускался вниз, а плавучесть - вверх. Это часто достигается с помощью самоуплотняющейся надстройки, такой как большие рубки на современных спасательных лодках. [11]
Большинство малых судов, предназначенных для использования в качестве спасательных шлюпок , с жестким (а не надувным) корпусом, разрабатываемым примерно с середины двадцатого века, являются самовосстанавливающимися. [ нужна ссылка ]
Небольшие радиоуправляемые лодки также могут самовосстанавливаться. Это особенно полезно для гонок. [12]
Заметные опрокидывания
[ редактировать ]
- Мэри Роуз , 19 июля 1545 года, перевернулась и затонула, английская каррака, 380 погибших.
- Васа , 10 августа 1628 г., шведский военный корабль, первый рейс, 30–50 погибших.
- Codseeker , 9 мая 1877 г., канадская рыболовная шхуна, первый рейс, 4 погибших, 2 застрявших в корпусе спасены три дня спустя.
- RMS Empress of Ireland , 19 мая 1914 года, перевернулась и затонула в реке Святого Лаврентия после столкновения с норвежским угольщиком Storstad , погибло 1012 человек.
- HMS Monmouth , 1 ноября 1914 года, британский броненосный крейсер, затопленный всеми руками в битве при Коронеле , 734 погибших.
- СМС Блюхер , 24 января 1915 г., немецкий броненосный крейсер, затонул в битве при Доггер-Банке (1915 г.) , погибло 770 человек.
- SS Eastland , 24 июля 1915 года, экскурсионный катер, 845 погибших, самая большая гибель людей на Великих озерах .
- СМС Сент Иштван , 10 июня 1918 г., австро-венгерский крупный военный корабль, торпедирован , 89 погибших.
- Затопление немецкого флота в Скапа-Флоу , 21 июня 1919 года, затоплено несколько немецких линкоров и линейных крейсеров.
- HMS Royal Oak , 14 октября 1939 г., торпедирован и потоплен немецкой подводной лодкой U-47 , 835 погибших.
- Немецкий линкор «Бисмарк» , 27 мая 1941 года, затонул после затопления HMS Hood , потери более 2000 человек.
- HMS Barham , 25 ноября 1941 года, четырежды торпедирован немецкой подводной лодкой U-331 , перевернулся влево в течение 4 минут, прежде чем взорваться, погибло 862 человека.
- Военный корабль США « Оклахома» , 7 декабря 1941 года, американский линкор торпедирован в Перл-Харборе , 429 человек пропали без вести или убиты.
- HMS Repulse , 10 декабря 1941 г., атакован и потоплен японской авиацией, 517 погибших.
- HMS Prince of Wales , 10 декабря 1941 г., атакован и потоплен японской авиацией противника, 328 погибших.
- Военный корабль США «Лафайет» (AP-53) , бывший SS «Нормандия» , 9 февраля 1942 года, стоит в доке во время переоборудования в военный корабль , одна потеря.
- Японский авианосец «Рюдзё» , 24 августа 1942 года, потоплен в результате атак американской авиации, погибло 120 человек.
- Японский линкор «Кирисима» , 15 ноября 1942 г., потери – 212 человек.
- Немецкий линкор «Шарнхорст» , 26 декабря 1943 года, затонул во время боя у Нордкапа, погибло 1932 человека.
- Японский линкор «Мусаси» , 24 октября 1944 года, затонул во время сражения в море Сибуян, потери — 1023 человека.
- Японский линкор «Фусо» , 25 октября 1944 года, затонул во время сражения в проливе Суригао, потери около 1890 человек.
- Японский линкор «Ямасиро» , 25 октября 1944 года, затонул в бою в проливе Суригао, потери — 1626 человек.
- Немецкий линкор «Тирпиц» , 12 ноября 1944 года, потоплен бомбардировщиками Королевских ВВС, погибло более 1000 человек.
- Японский авианосец «Синано» , 29 ноября 1944 года, потоплен американской подводной лодкой USS Archerfish (SS-311) , потери 1435 человек.
- Японский линкор «Ямато» , 7 апреля 1945 года, погибло 2475 человек.
- Советский линкор «Новороссийск» , 29 октября 1955 года, 608 погибших.
- SS Andrea Doria , 25 июля 1956 года, погибло 46 пассажиров в месте столкновения с MS Stockholm .
- HMS Coventry , 25 мая 1982 года, погибло 19 моряков, потоплен тремя 1000-фунтовыми бомбами, сброшенными с аргентинских самолетов A-4 Skyhawks.
- MS Herald of Free Enterprise , 6 марта 1987 г., носовая дверь осталась открытой, погибли 193 пассажира.
- MS Ян Гевелиуш , 14 января 1993 года, в результате чего погибли 54 человека.
- MS Эстония , 28 сентября 1994 г., погибли 852 пассажира.
- MS Express Samina , 26 сентября 2000 г., 82 погибших.
- MV Le Joola , 26 сентября 2002 г., сенегальский паром, погибло не менее 1863 человек.
- MV Rocknes , 19 января 2004 г., голландское судно для разгрузки камней, перевернулось к югу от Бергена, Норвегия , в результате чего погибли 18 из 30 членов экипажа. [13]
- MS аль-Салам Боккаччо 98 , 3 февраля 2006 г., в результате чего погибло около 1020 человек.
- Судно Demas Victory , 30 июня 2009 г., направляется к морским нефтегазовым платформам, перевернувшимся у побережья Катара столицы Дохи . [14]
- Costa Concordia 13 января 2012 года села на мель у острова Джильо в западной Италии, на борту находилось около 4200 человек, все, кроме 32 человек, спаслись.
- Севол , 16 апреля 2014 г., примерно в трех километрах от острова Кванме, провинция Южная Чолла , Южная Корея, на борту более 450 человек, 304 погибших, 172 выживших.
- Дунфан Чжи Син , 1 июня 2015 г., большое судно перевернулось и затонуло, курсируя по реке Янцзы в Цзяньли , Хубэй : гроза с сильным ветром, 442 человека погибли и 12 выжили.
- Судно Sinar Bangun , 18 июня 2018 г., у озера Тоба , Северная Суматра , Индонезия , известно о трех погибших и 164 предположительно погибших; 23 известных выживших. Перегруженное и неправильное использование/конструкция трехпалубного самолета привело к высокому выпрямляющему моменту ( центру тяжести ).
- MV Phoenix , 5 июля 2018 г., сбил туристический катер MV Serenita ; оба перевернулись и затонули во время внезапного шторма недалеко от Пхукета , Таиланд . Двухэтажный: 41 погибший, 15 пропавших без вести, 49 выживших; На лодке меньшего размера находилось 42 пассажира, все спаслись.
- MV Nyerere , 20 сентября 2018 г., паром перевозит людей и груз на озере Виктория , Танзания, из-за отвлечения пилота при стыковке, резкого поворота и перегрузки. Известно о 227 погибших, журнал пассажиров потерян, десятки выжили.
- Теплоход Golden Ray , 8 сентября 2019 г., автовоз в Сент-Саймонс-Саунд у побережья американского штата Джорджия, неправильно балластирован и накренился во время резкого поворота. Все 23 члена экипажа и лоцман были спасены.
- Orient Queen , 5 августа 2020 года, в Бейруте в результате взрыва аммиачной селитры, произошедшего неподалеку 4 августа .
См. также
[ редактировать ]- Глоссарий морских терминов
- опрокинуться
- Предел положительной устойчивости
- Мореходность , также называемая мореходностью
- Морское дело
- Черепаха (парусный спорт) – полное опрокидывание, при котором мачта и парус полностью погружаются в воду.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Я перевернусь?» . Откройте для себя катание на лодках . Проверено 22 ноября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дашью, Стив (8 января 2012 г.). «Оценка рисков устойчивости и опрокидывания яхт» . Проверено 22 ноября 2013 г.
- ^ Кейлман, Джон (30 октября 2011 г.). «Отчет: Лодка попала в аварию со смертельным исходом и непригодна для участия в гонках Макинак — судно, которое перевернулось, признано слишком нестабильным для длительных соревнований в районе, склонном к суровым погодным условиям» . Чикаго Трибьюн . Проверено 22 ноября 2013 г.
- ^ The Telegraph : ЕС проигнорировал многолетние предупреждения экспертов о безопасности круизных лайнеров. Обсуждение устойчивости при затоплении крупных современных кораблей
- ^ Русманьер, Джон . «Испытания по поиску моряков, восстановлению при опрокидывании и захвату» . Парусный спорт США . Архивировано из оригинала (PDF) 3 декабря 2013 года . Проверено 19 ноября 2013 г.
- ^ «Руководство по опрокидыванию Fusion» (PDF) . Шлюпка F-15. Архивировано из оригинала (PDF) 2 декабря 2013 года . Проверено 18 ноября 2013 г.
- ^ «Лодочная мастерская | Бесплатные ресурсы для владельцев лодок» . boatkeep.com . Архивировано из оригинала 11 июня 2022 г. Проверено 24 мая 2022 г.
- ^ «Подводные подъемные сумки и плавучесть яхт» . www.turtlepac.com . Проверено 13 января 2017 г.
- ^ «СуСи — система всплытия для восстановления кораблей» . www.su-sy.eu . Архивировано из оригинала 19 апреля 2017 года . Проверено 31 января 2017 г.
- ^ Муньос, Габриэлла. «Новые подушки безопасности спасут корабли от затопления» . НаукаАлерт . Архивировано из оригинала 6 января 2018 года . Проверено 31 января 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Акылдыз, Хакан; Шимшек, Джемре (2016). «Конструкция самовосстанавливающейся лодки» (PDF) . ГиДБ-ДЕРГи (6): 41–54. Архивировано из оригинала (PDF) 23 сентября 2019 года . Проверено 21 июня 2019 г.
- ^ «Лучшая саморегулирующаяся лодка на радиоуправлении: лучшие выборы 2019 года» . Обзор радиоуправляемого хобби . 21 сентября 2018 года. Архивировано из оригинала 21 июня 2019 года . Проверено 21 июня 2019 г.
- ^ План катастрофы . 2 сезон. Эпизод 3.
- ^ Шрек, Адам (1 июля 2009 г.). «Есть подозрение, что около 30 человек погибли после того, как корабль перевернулся у столицы Катара Дохи в бурных водах Персидского залива» . Вашингтонский экзаменатор. Ассошиэйтед Пресс . Проверено 2 июля 2009 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Формула опрокидывания водоизмещающих парусников
- Халлетт, Питер (1 августа 2013 г.). «E-SCOW переворачивается после дуэли с парусником Kiwi 35 Racing» (видео) . Беллингем Бэй: YouTube . Архивировано из оригинала 22 декабря 2021 г. Проверено 7 декабря 2013 г.
- «Инсталляция Хоби Боба» (видео) . Ютуб . Архивировано из оригинала 22 декабря 2021 г. Проверено 21 ноября 2013 г.
- «Как выправить перевернувшийся и перевернутый парусник Flying Scot» (видео) . Ютуб . Проверено 19 ноября 2013 г. [ мертвая ссылка на YouTube ]
- Лебиго, Себастьен. «Выправление перевернувшегося катамарана (скорость Hobie Cat)» (видео) . Ютуб . Архивировано из оригинала 22 декабря 2021 г. Проверено 19 ноября 2013 г.