Операция Катехизис
Операция Катехизис | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Второй мировой войны | |||||||
![]() Место крушения « Тирпица , » картина Стивена Боуна | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
29 бомбардировщиков |
Линкор Тирпиц 2 зенитных корабля Зенитные батареи | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
1 самолет поврежден |
940–1204 убитых Тирпиц уничтожен |
Операция «Катехизис» — британский воздушный налет во время Второй мировой войны , уничтоживший немецкий линкор «Тирпиц» . Его провели 12 ноября 1944 года 29 Королевских ВВС тяжелых бомбардировщиков , атаковавших линкор, стоявший на якорной стоянке недалеко от норвежского города Тромсё . Корабль перевернулся после попадания как минимум двух бомб и был поврежден взрывами других, в результате чего погибло от 940 до 1204 членов экипажа; Британцы потерь не понесли.
Атака положила конец длительной серии воздушных и военно-морских операций против Тирпица , направленных на устранение угрозы, которую он представлял для судоходства союзников . Линкор был переброшен в район Тромсё в октябре 1944 года после того, как 15 сентября был поврежден во время операции «Паравейн» . Эта атака была осуществлена элитными 9-й и 617-й эскадрильями Королевских ВВС , которые безуспешно попытались снова нанести удар по Тирпицу в Тромсё 29 октября во время операции «Обвиат» .
Операция «Катехизис» повторно использовала планы операции «Обвиат» и проводилась теми же эскадрильями. Самолеты вылетели с баз на севере Шотландии, и благодаря ясным погодным условиям летчики Содружества смогли точно нацелить и разбомбить линкор. Бомбардировщики не пострадали от подразделения немецких истребителей , которые не смогли вовремя взлететь из близлежащего Тромсё. Один бомбардировщик получил значительные повреждения от зенитной артиллерии.
Тирпиц перевернулся через несколько минут после удара. Спасатели подняли из воды сотни членов ее экипажа, но немногим из тех, кто оказался в ловушке внутри корпуса, удалось спастись. Несколько немецких военнослужащих были осуждены за неисполнение служебных обязанностей после нападения. Гибель линкора отмечали в странах-союзниках и Норвегии, и в память об этом было установлено несколько мемориалов и экспозиций в музеях.
Фон
[ редактировать ]С начала 1942 года «Тирпиц» представлял значительную угрозу для конвоев союзников, перевозивших грузы через Норвежское море в Советский Союз . Размещенный во фьордах норвежского побережья, линкор был способен сокрушить силы ближнего сопровождения арктических конвоев или прорваться в Северную Атлантику. [ 1 ] Чтобы противостоять этой угрозе, союзникам необходимо было сохранить мощные силы военных кораблей в составе Британского флота метрополии , а крупные корабли сопровождали большинство конвоев на пути в Советский Союз. [ 2 ] [ 3 ]
Тирпиц неоднократно подвергался нападениям британских войск на протяжении нескольких лет. Королевских ВВС (RAF) Тяжелые бомбардировщики совершили четыре безуспешных налета на линкор в период с января по апрель 1942 года, когда он находился в Феттен-фьорде . [ 4 ] С марта 1943 года «Тирпиц» базировался в Каафьорде на крайнем севере Норвегии. Во время операции «Источник» 22 сентября он был серьезно поврежден взрывчаткой, заложенной на его корпус персоналом Королевского флота , который использовал сверхмалые подводные лодки для проникновения в Каафьорд. [ 4 ] [ 5 ] 3 апреля 1944 года самолеты, летевшие с авианосцев Королевского флота, атаковали Тирпиц во время операции «Вольфрам» и нанесли дополнительный ущерб. [ 6 ] Ряд последующих атак авианосцев не увенчался успехом, в том числе операция «Талисман» 17 июля и операция «Гудвуд» , проводившаяся с 22 по 29 августа 1944 года. [ 7 ] [ 8 ]
После провала операции «Гудвуд» было решено, что дальнейшие авианосные атаки на Тирпиц будут бесплодными из-за несовершенства самолетов Королевского флота и их вооружения. Соответственно, ответственность за потопление «Тирпица» была передана бомбардировочному командованию Королевских ВВС . [ 9 ] [ 10 ] 15 сентября 1944 года элитные 9-я и 617-я эскадрильи атаковали линкор в Каафьорде в ходе так называемой операции «Паравейн» . В этой операции использовались тяжелые бомбардировщики «Авро Ланкастер», вооруженные тяжелыми бомбами «Толлбой» «Джонни Уокер» и минами . [ 8 ] Бомба Tallboy весила 12 000 фунтов (5 400 кг) и была разработана для поражения тяжелобронированных целей . При сбросе с большой высоты бомба могла пробить броню палубы линкора, а затем взорваться внутри корабля. [ 11 ] Во время атаки «Тирпиц» был поражен единственным «Толлбоем», в результате чего ее носовая часть была серьезно повреждена и она стала непригодной для боя. [ 8 ]
Поскольку «Тирпиц» не подлежал ремонту, а советские войска продвигались к Каафьорду, гросс-адмирал Карл Дёниц , командующий Кригсмарине ( ВМС Германии), приказал перебросить его в район северного норвежского города Тромсё и использовать в качестве неподвижной батареи для защитить территорию от нападения. Дёниц надеялся, что это также убедит союзников в том, что Тирпиц продолжает представлять угрозу. [ 12 ] [ 13 ] Якорная стоянка была выбрана недалеко от побережья острова Хокойя , где считалось, что вода была достаточно мелкой, чтобы предотвратить затопление линкора в случае успеха еще одной атаки. [ 14 ] [ 15 ] Тирпиц прибыл туда 16 октября. [ 16 ] Глубина воды у причала оказалась больше, чем ожидалось, что сделало линкор уязвимым для опрокидывания. Из-за большого пространства, необходимого для Тирпица » « торпедных сетей , переместить его ближе к берегу не удалось. [ 17 ]
разведывательные самолеты Королевских ВВС и Королевского флота обнаружили Тирпиц в Тромсё. 18 октября [ 15 ] Поскольку разведывательные службы союзников не смогли подтвердить, что линкор поврежден, было сочтено необходимым провести против него дальнейшие воздушные налеты. [ 18 ] 9-я и 617-я эскадрильи атаковали Тирпиц 29 октября в ходе так называемой операции «Обвиат» . Поскольку район Тромсё находился в пределах досягаемости баз британских ВВС на севере Шотландии, если «Ланкастеры» были модифицированы, эту атаку было несколько проще провести, чем операцию «Паравейн». Чтобы увеличить дальность полета, «Ланкастеры» были оснащены дополнительными топливными баками и более мощными двигателями, а их передняя и средняя верхняя артиллерийские башни и бронелист пилота были сняты. [ 19 ] Сокращение вооружения сделало «Ланкастеры» очень уязвимыми для немецких истребителей , и им пришлось лететь без сопровождения, поскольку ни один британский истребитель не имел дальности, необходимой для достижения Тромсё. [ 20 ]
Во время операции «Обвиат» бомбардировщики пролетели на север над Норвежским морем и встретились над Торнетраск на севере Швеции. озером [ 21 ] Это нарушило нейтралитет Швеции , но позволило бомбардировщикам приблизиться к Тромсё с юго-востока. Союзники считали, что немцы не будут ожидать нападения с этого направления. [ 22 ] Несмотря на ясную погоду на протяжении большей части полета, Тирпиц был закрыт облаками незадолго до того, как «Ланкастеры» достигли точки, где они должны были сбросить свои бомбы «Толлбой». Это сделало невозможным точное наведение на цель линкора, и 33 бомбивших самолета не достигли ни одного попадания. Тирпиц был слегка поврежден в результате промаха. Один из «Ланкастеров» совершил вынужденную посадку в Швеции после повреждения зенитным огнем, а остальные вернулись на базу. [ 23 ] [ 24 ]
Препараты
[ редактировать ]Британский
[ редактировать ]Бомбардировочное командование по-прежнему было решительно настроено потопить «Тирпиц» как можно скорее, и подготовка к новой атаке началась вскоре после операции «Обвиат». [ 25 ] [ 26 ] Королевского флота, В отчете, опубликованном 3 ноября Отделом военно-морской разведки в северной Норвегии по-прежнему необходима было признано, что атака на Тирпиц . В отчете утверждалось, что линкор потенциально можно было бы отремонтировать и привести в полную боевую готовность, если бы его оставили в целости и сохранности и он смог бы добраться до крупного порта. Поскольку было бы трудно нацелиться на линкор в период почти вечной темноты северной зимой, дальнейшие атаки необходимо было предпринять в течение 23 дней до их начала. [ 27 ] Группа № 5 Королевских ВВС 3 ноября распорядилась, чтобы следующая атака на Тирпиц состоялась 5 ноября, и будет повторно использовать планы, разработанные для операции «Обвиат». Рейд получил название «Операция «Катехизис». [ 27 ]
Два метеорологических самолета de Havilland Mosquito с 4 ноября находились на авиабазе Королевских ВВС в Самбурге , откуда ежедневно совершали вылеты для наблюдения за погодными условиями в районе Тромсё. [ 27 ] [ 28 ] В тот же день двадцать «Ланкастеров» 9-й и девятнадцать 617-й эскадрильи были отправлены на аэродромы в северной Шотландии для подготовки к операции. Той ночью было объявлено штормовое предупреждение , и утром 5 ноября рейд был отменен. Обе эскадрильи в течение дня вернулись на свои базы. [ 27 ] Две эскадрильи снова были развернуты в Шотландии 7 ноября, но вскоре вернулись на свои базы, когда атака была отменена. [ 29 ]
10 ноября экипажи «Ланкастера» были проинформированы о новой атаке на Тирпиц . Обе эскадрильи двинулись в северную Шотландию 11 ноября, когда метеорологические отчеты показали, что над Тромсё будет ясная погода в течение двух дней. [ 29 ] [ 30 ] Самолеты были разделены между RAF Kinloss , RAF Lossiemouth и RAF Milltown . [ 29 ]
немецкий
[ редактировать ]Защита Тирпица . была улучшена после операции «Обвиат» В районе Тромсё были размещены дополнительные зенитные орудия и вокруг линкора расставлены торпедные сети. [ 30 ] Они усилили защиту, обеспечиваемую зенитными кораблями «Нимфа» и «Фетида» , а также несколькими зенитными батареями на берегу. [ 31 ] 1 ноября начались дноуглубительные работы по снижению уровня воды под корпусом линкора. К 12 ноября они были завершены наполовину. [ 27 ] Генераторы дыма, которые ранее защищали Тирпиц в Каафьорде, все еще устанавливались во время операции «Катехизис» и еще не работали. Вместо них возле линкора разместились семь рыбацких лодок, оснащенных дымогенераторами; они не были способны создать дымовую завесу, которая могла бы полностью прикрыть Тирпиц . [ 32 ]
Экипаж линкора продолжил регулярные учения и по-прежнему опасался дальнейших атак с воздуха. [ 33 ] 4 ноября Тирпица » командир « капитан Вольф Юнге отбыл. Его заменил старший офицер капитан Роберт Вебер. [ 34 ] Вебер считал, что через три недели дни станут достаточно короткими, чтобы предотвратить дальнейшие воздушные атаки. [ 30 ] 12 ноября на борту «Тирпица» находилось около 1700 человек . [ 35 ]
Отряд из 38 истребителей был переброшен в Бардуфосс после операции «Обвиат» для усиления противовоздушной обороны региона Тромсё. [ 36 ] Эти самолеты входили в состав Jagdgeschwader 5 (JG 5) и находились под временным командованием майора Генриха Эрлера . Подразделение было эвакуировано из Киркенеса в крайнем северо-восточном регионе Норвегии, когда советские войска продвигались к городу , и было дезорганизовано во время операции «Катехизис». [ 37 ] Большинство пилотов в Бардуфоссе были неопытны и плохо обучены, а подразделение не было должным образом проинформировано о Тирпица присутствии в этом районе. Эрлер прибыл в Бардуфосс 9 ноября по пути в Альту и решил остаться там до утра 12 ноября, чтобы наблюдать за программой экстренной подготовки пилотов-истребителей. [ 32 ]
Атака
[ редактировать ]Отправление
[ редактировать ]Решение о начале операции «Катехизис» было принято рано утром 12 ноября. Прогноз погоды, опубликованный во второй половине дня 11 ноября, предсказывал, что над северной Норвегией могут появиться облака. В тот вечер один из метеорологических самолетов Mosquito пролетел над этим районом, и его экипаж сообщил, что обнаружил участки облаков, когда они вернулись в Шотландию вскоре после полуночи в ночь с 11 на 12 ноября. [ 29 ] Тем не менее, командир группы № 5 коммодор авиации Ральф Кокрейн решил предпринять попытку еще одной атаки в надежде, что бомбардировщики столкнутся с ясной погодой над Тромсё. План этой операции остался таким же, как и в операции «Обвиат», с использованием идентичных маршрутов атакующими силами. [ 38 ]
Всего было отправлено 32 Ланкастера. 617-я эскадрилья предоставила восемнадцать бомбардировщиков, а 9-я эскадрилья - тринадцать. Как и в операциях «Паравейн» и «Обвиат», к ним присоединился «Ланкастер», переоборудованный под киносамолет из 463-й эскадрильи RAAF . [ 39 ] Роль этого самолета заключалась в сборе материала для использования в пропагандистских фильмах. [ 40 ] Семь «Ланкастеров» 9-й эскадрильи, включая команду ее командира командира звена Джеймса Базена , не смогли принять участие, так как их не удалось вовремя очистить от снега и льда, образовавшихся на них за ночь. [ 38 ] [ 41 ] Самолеты 617-й эскадрильи вылетели между 2:59 и 3:25 утра по британскому стандартному времени , а самолеты 9-й эскадрильи - с 3:00 до 3:35 по британскому стандартному времени. [ 42 ] Самолет, которым управлял заместитель командира 9-й эскадрильи, командир эскадрильи Билл Уильямс, был среди тех, кто смог взлететь, и он принял на себя командование подразделением. [ 43 ] [ 44 ]
«Ланкастеры» индивидуально пролетели над Норвежским морем. Как и во время операции «Обвиат», они пересекли норвежское побережье между городами Мушён и Намсус , где была обнаружена брешь в радиолокационном покрытии Германии. Несколько бомбардировщиков улетели слишком далеко на север и попали в зону действия немецких радиолокационных станций. [ 45 ] Атакующие силы встретились над озером Торнетраск. [ 38 ] [ 43 ] Совершив два витка, командир 617-й эскадрильи командир звена «Вилли» Тейт выстрелил из своего самолета из ракетницы , чтобы подать сигнал отрядам двигаться в Тромсё. [ 42 ] Два «Ланкастера» № 9-й эскадрильи не смогли вовремя добраться до озера Торнетраск и вернулись на базу, не атаковав. [ 38 ] [ 39 ]
Подход
[ редактировать ]Атакующая группа двинулась на северо-запад в сторону Тромсё и поднялась на высоту 14 000 футов (4300 м), чтобы преодолеть горы вдоль границы Швеции и Норвегии. Они руководствовались сигналами радионаведения, передаваемыми норвежским агентом Милорга, дислоцированным недалеко от границы между двумя странами. [ 46 ] К тому времени, когда они достигли района Тромсё, обе эскадрильи выстроились в разрозненные формирования. [ 47 ] Атаку возглавила 617-я эскадрилья, за ней следовала 9-я эскадрилья. Ланкастеры были сгруппированы в «стаи» из четырех-шести самолетов, летавших на высоте от 14 000 футов (4300 м) до 15 000 футов (4600 м). [ 39 ] Киносамолет 463-й эскадрильи подошел к Тромсё на высоте 6000 футов (1800 м) и снизился до 2000 футов (610 м), чтобы уклониться от зенитного огня в начале атаки. [ 48 ]
Немецкие войска в районе Тромсё не смогли адекватно отреагировать на многочисленные предупреждения о приближении британских бомбардировщиков. Между 7:39 и 8:50 по британскому стандартному времени несколько наблюдательных постов в этом районе сообщили о том, что видели Ланкастеров. Поскольку первые обнаруженные самолеты летели на восток, предполагалось, что они могут направляться в Советский Союз. Тирпиц не был уведомлен об этих сообщениях до 8:15 утра по BST, и несколько отчетов были переданы отряду JG 5 в Бардуфоссе. Сирена воздушной тревоги « Тирпица » прозвучала в 8:51 утра, а через семь минут Вебер сообщил экипажу корабля, что атака возможна. [ 49 ]
Около 9:15 утра по московскому времени Тирпиц связался с Бардуфоссом и попросил отправить истребители для прикрытия с воздуха. Было слишком поздно, чтобы истребители успели добраться до Тромсё до прибытия бомбардировщиков. [ 50 ] местное командование Люфтваффе приказало поднять истребители в воздух В 9:18 . Из-за различных задержек самолет начал взлет из Бардуфосса примерно в 9:32. Эрлер взлетел первым, но остальные задержались на несколько минут, пока самолет приземлился на взлетно-посадочной полосе. Эрлер самостоятельно проследовал в район Тромсё, но не смог обнаружить британские бомбардировщики до того, как они атаковали. Куда были отправлены остальные бойцы, неясно. В одном отчете после нападения говорилось, что их отправили к границе со Швецией, в другом - что они проследовали в Каафьорд, а два пилота утверждали, что достигли Тромсё после того, как Тирпиц был уничтожен. [ 51 ]
Когда в этот район прибыли ударные силы, погодные условия над Тромсё оставались ясными. Тейт заметил Тирпиц на расстоянии 20 миль (32 км) и позже вспоминал, что она «лежала приземистая и черная среди своих торпедных сетей, как паук в своей паутине, вырисовываясь на фоне сверкающих синих и зеленых вод фьорда». [ 38 ]
Разрушение Тирпица
[ редактировать ]Тирпиц произвела первые выстрелы в бою в 9:38 утра по московскому времени, когда она открыла огонь по бомбардировщикам из своих основных орудий калибра 15 дюймов (380 мм) с дальности 13,5 миль (22 км), стреляя осколочными снарядами с взрывателем с таймером. Предназначен для ведения заградительного зенитного огня. Другие зенитные орудия также вели огонь по приближающимся «Ланкастерам», но не помешали им. Никакой дымовой завесы не было, когда они летели на северо-запад к своим позициям для бомбардировок. [ 47 ] [ 52 ]
Атака началась в 9:41 по московскому времени. Самолет Тейта первым сбросил свой «Толлбой», который поразил Тирпиц . 617-я эскадрилья завершила атаку в 9:44 утра по тихоокеанскому времени, нанеся бомбардировку всеми самолетами. Самолеты 9-й эскадрильи начали сбрасывать свои Tallboys в 9:45 по московскому времени. К этому времени линкор уже горел и был покрыт дымом. Последняя бомба была выпущена в 9:49 по британскому стандартному времени. [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ]
Тирпиц был быстро уничтожен. Ее ударили два «Толлбоя», пробившие ее бронепалубу. Одно попадание в левую башню «Бруно» в носовой части корабля не взорвалось. [ 56 ] Другой был сброшен самолетом Тейта, ударился о левый борт в миделе корабля возле гусениц катапульты самолета и взорвался над левой котельной . Этот взрыв причинил серьезный ущерб, который привел к обширному наводнению, пожарам по всему кораблю и крену на 15–20 градусов влево. [ 52 ] [ 56 ] [ 57 ] Несколько других бомб взорвались в воде возле Тирпица , что привело к дальнейшему повреждению ее корпуса и дополнительному затоплению. Эти взрывы также создали большие кратеры под кораблем и сдули большую часть гравия, сброшенного под ним. [ 58 ] [ 59 ] Другой «Толлбой», вероятно, попал в Тирпиц . Историк Джон Свитман утверждает, что эта бомба отрикошетила от борта корабля. Уильям Х. Гарцке и Роберт О. Дулин написали, что он, вероятно, пробил бронепалубу возле башни «Цезарь» в кормовой части корабля и вызвал пожар возле порохового или снарядного погреба . [ 56 ] [ 60 ] Почти все попадания и попадания произошли по левому борту «Тирпица» , что дестабилизировало его и привело к быстрому увеличению списка. [ 61 ] Многие моряки, работавшие на зенитных орудиях «Тирпица », были убиты или ранены бомбами, что привело к значительному сокращению объема огня по «Ланкастерам». [ 52 ]
После того, как первая бомба попала в его корабль, Вебер приказал команде эвакуировать бронированную цитадель и попытаться противостоять наводнению. Несмотря на крен, Вебер ожидал, что «Тирпиц» не затонет, поскольку вода под его корпусом была слишком мелкой. [ 58 ] Противодействие затоплению оказалось невозможным, поскольку средства управления необходимыми системами были отключены, а объем воды, попадавшей в корабль, был далеко за пределами их способности бороться, если бы они были в рабочем состоянии. Вебер приказал эвакуировать нижние палубы в 9:45 утра, к тому времени крен достиг 30-40 градусов. [ 62 ] В 9:50 взорвался магазин башни «Цезаря», причинив значительный ущерб. Список Тирпица быстро увеличивался, и вскоре она уже лежала на боку. Затем Вебер отдал приказ покинуть корабль. [ 58 ] Линкор продолжал крениться и перевернулся в 9:52. [ 52 ] К этому времени почти 1000 членов ее экипажа либо были убиты, либо оказались запертыми внутри корпуса. [ 58 ]
Экипажи нескольких «Ланкастеров» наблюдали опрокидывание «Тирпица» . [ 63 ] Киносамолет 463-й эскадрильи совершил последний пролет над линкором на высоте всего 50 футов (15 м), чтобы запечатлеть это событие. [ 64 ] Сразу после 11:00 по московскому времени фоторазведывательный аппарат Mosquito пролетел над районом Тромсё и сфотографировал место крушения. [ 65 ] Агент секретной разведывательной службы « Эгиль Линдберг также отправил по радио сообщения из Тромсё, подтверждающие, что Тирпиц» уничтожен. [ 66 ]
Последствия
[ редактировать ]Спасательные работы
[ редактировать ]
Немецкие войска в районе Тромсё пытались спасти выживших членов экипажа « Тирпица » . В течение двух часов 596 человек доплыли до берега или были спасены из воды. [ 59 ] [ 67 ] Остальные оказались в воздушных карманах внутри места крушения. [ 68 ] Эти люди были обречены, если им не удалось добраться до того, что когда-то было днищем корабля, и быть спасенными до того, как у них закончится запас воздуха. [ 69 ] Вскоре после того, как «Тирпиц» перевернулся, группы моряков забрались на корпус и нарисовали отметки в тех местах, где они слышали признаки жизни. [ 70 ] ацетиленовые горелки Чтобы прорезать толстый корпус, потребовались , но изначально их не было. Местные норвежские граждане, у которых были факелы, спрятали их, и удалось найти только один. [ 71 ] За 24 часа после атаки из корпуса было спасено в общей сложности 87 человек. [ 68 ] Резка продолжалась еще два дня и, наконец, была прекращена, когда было установлено, что запас кислорода внутри места крушения был исчерпан; За этот период выживших не удалось найти. [ 68 ] [ 71 ] Оценки общего числа убитых матросов и офицеров различаются: наиболее распространенные цифры составляют от 940 до 1204 человек. [ 71 ] Вебер и все его старшие офицеры были среди погибших. [ 68 ] [ 72 ]
Многие норвежские мирные жители в Тромсё были довольны тем, что «Тирпиц» был уничтожен, не в последнюю очередь потому, что это означало конец приказа, требующего размещения членов ее экипажа. Несколько гражданских лиц, публично выразивших удовольствие от мероприятия, были арестованы гестапо . [ 73 ] Другие норвежцы были опечалены гибелью экипажа линкора. [ 74 ]
Работы по разборке обломков « Тирпица » начались вскоре после завершения спасательных работ и продолжались до конца 1950-х годов. Перед окончанием войны немецкий персонал снял с корабля бронзовые гребные винты и некоторые другие компоненты, чтобы их можно было переплавить. [ 75 ] В 1948 году обломки были проданы норвежской компании по торговле металлоломом и разобраны на месте . Спасательные работы завершились в 1957 году, когда большая часть остатков линкора была удалена. Человеческие останки, извлеченные из места крушения с помощью мусорщиков, первоначально были захоронены рядом с ненужными частями Тирпица , но это прекратилось после жалоб священника местной церкви. Останки сотен других были обнаружены и похоронены на норвежских кладбищах. [ 76 ]
Вернуться на базу
[ редактировать ]Один из «Ланкастеров» 9-й эскадрильи был сильно поврежден зенитным огнем, и его пилот решил совершить аварийную посадку в Швеции. Экипаж смог установить радиосвязь со шведскими военными , дислоцировавшими небольшой аэродром в Найсярве , которые подготовили его для приема бомбардировщика. Когда один из двигателей «Ланкастера» заглох при попытке приземлиться, пилот приземлился брюхом в поле недалеко от деревни. Никто из членов экипажа не пострадал, все были интернированы шведским правительством. [ 77 ] Впоследствии они были репатриированы в Великобританию. [ 66 ]

Обратные полеты остальных Ланкастеров были осложнены встречным ветром. Из-за нехватки топлива многим пришлось перенаправиться на альтернативные аэродромы, но все они благополучно приземлились во второй половине дня 12 ноября. [ 73 ] Два «Ланкастера» приземлились в британских ВВС в Банфе , один из которых все еще нес зависший «Толлбой». После руления до остановки и через несколько мгновений после того, как экипаж покинул самолет, Tallboy высвободился и с грохотом рухнул на бетон. [ 78 ] Самолет для съемок фильма вылетел прямо на свою базовую станцию, Королевские ВВС Уоддингтон , где его пилот был допрошен коммодором авиации Кокрейном. [ 79 ] Эскадрильи бомбардировщиков вернулись на свои базы в течение следующих двух дней. [ 65 ]
Через несколько дней после атаки летчики получили поздравления от короля Георга VI , премьер-министра Уинстона Черчилля , военного кабинета и многих других. Всем им также был предоставлен 48-часовой отпуск. [ 65 ] Черчилля поздравили его коллеги-лидеры союзников Франклин Д. Рузвельт и Иосиф Сталин . [ 80 ] 13 ноября министерство авиации опубликовало коммюнике, в котором объявило об уничтожении «Тирпица » , что на следующий день привело к праздничным статьям во многих британских газетах. [ 81 ] Эта история также широко освещалась во многих других странах. [ 82 ] Тейт и Уильямс отправились в Лондон 14 ноября на пресс-конференцию . Два летчика также дали интервью; Тейт описал рейд в передаче BBC , а Уильямс поговорил с американским CBS корреспондентом Эдвардом Р. Мерроу . [ 44 ] Успех операции «Катехизис» вызвал празднование в странах-союзниках. Тирпиц считался символом нацистского режима, и ее уничтожение стало еще одним доказательством того, что война подходит к концу. Однако в частном порядке Тейт скептически относился к ценности операции и позже отметил в своих частных документах, что она «не сильно способствовала победе союзников», поскольку поврежденный линкор не представлял угрозы. [ 83 ]
Многие члены экипажей, участвовавших в операции «Катехизис», были награждены наградами в знак признания их участия в атаке. [ 84 ] Кокрейн рекомендовал Тейта к Кресту Виктории . Хотя эта рекомендация была одобрена главой бомбардировочного командования Главным маршалом авиации сэром Артуром Харрисом , медаль не была вручена. [ 85 ] Вместо этого Тейт получил третью планку к своему Ордену за выдающиеся заслуги (DSO). В цитате признается его «выдающаяся храбрость и крайняя преданность долгу перед лицом врага, постоянно проявляемые в течение длительного периода боевых полетов», а также роль в руководстве тремя атаками на Тирпиц . [ 86 ] Двое других пилотов получили DSO, а шесть летчиков были награждены Крестом за выдающиеся заслуги перед летчиками . [ 84 ]
Уничтожение Тирпица . высвободило ресурсы союзников для других театров военных действий Более половины Флота Метрополии было развернуто в других местах, включая множество кораблей, отправленных в Тихий океан для борьбы с японскими войсками. [ 87 ]
Оценки
[ редактировать ]немецкий
[ редактировать ]Гибель «Тирпица» стала катастрофой для немецких воинских частей в северной Норвегии. [ 74 ] Помимо тяжелых человеческих жертв, разрушение линкора оставило Кригсмарине без каких-либо крупных кораблей, необходимых для угрозы маршрутам конвоев союзников. [ 88 ] Эрлер и несколько человек, назначенных на наблюдательные посты, зенитные орудия и корабли, были преданы трибуналу и заключены в тюрьму. [ 89 ] покинул оперативный зал своего подразделения под командованием унтер-офицера Эрлер был признан виновным в том, что 12 ноября . Его приговорили к трем годам тюремного заключения, но через месяц освободили и понизили в должности. Погиб в бою 4 апреля 1945 года. [ 90 ] Многие комментаторы и члены JG 5 полагают, что к Эрлеру относились как к козлу отпущения . [ 91 ] Дёниц также приказал провести расследование причин опрокидывания линкора. В ходе расследования было установлено, что "фактическая глубина подготовленного причала не соответствовала требованиям и указаниям главнокомандующего". [ 92 ]
Непонятно, почему истребители в Бардуфоссе не смогли защитить линкор. Большая часть соответствующей документации не пережила войну, а рассказы выживших порой противоречивы. [ 93 ] Свитман пришел к выводу, что неудача в конечном итоге произошла из-за того, что приказ о перехвате бомбардировщиков был отдан слишком поздно, а также из-за отсутствия четких планов по координации обороны. [ 94 ] Первое он объяснил задержками в осознании того, что бомбардировщики направлялись в Тирпиц , а также неэффективными цепочками связи, которые замедляли скорость, с которой можно было отреагировать на эту информацию. Например, немецкий военно-морской персонал не мог передавать информацию напрямую своим коллегам из Люфтваффе , поскольку сообщения приходилось отправлять по единым служебным каналам и могли передаваться только между службами на относительно старших уровнях. [ 89 ] Историк Дэниел Ноулз пришел к аналогичному выводу, назвав Тирпица оборону «хаотичной» из-за плохой связи между линкором и Бардуфоссом. [ 95 ]
Британский
[ редактировать ]
Британские военные провели несколько анализов нападения. В декабре 1944 года штаб группы № 5 проверил точность бомбардировки. Этот анализ показал, что 617-я эскадрилья была гораздо более точной, чем 9-я эскадрилья, возможно, из-за того, что бомбардиры последней эскадрильи ввели неточную скорость ветра в свои бомбовые прицелы . Улучшенный стабилизированный автоматический бомбовый прицел, установленный на самолетах 617-й эскадрильи, возможно, также способствовал этой разнице. [ 96 ]
21–22 мая 1945 года, после окончания войны в Европе , группа Королевских ВВС отправилась в Норвегию для расследования причин затопления « Тирпица » . Во время поездки они осмотрели место крушения линкора и взяли интервью у ключевых немецких офицеров. В своем отчете команда отметила, что повреждения, нанесенные «Тирпицу» во время операций «Источник» и «Паравейн», так и не были полностью устранены. Команда пришла к выводу, что линкор подвергся прямому попаданию двух «Толлбоев». [ 97 ] Группа Управления военно-морского строительства Королевского флота также осмотрела место крушения в период с 4 сентября по 14 октября 1945 года и опросила свидетелей нападения. Эта группа пришла к выводу, что отсутствие водонепроницаемости, возникшее из-за недостатков конструкции « Тирпица » , а также водонепроницаемые двери, разделявшие отсеки , которые оставались открытыми при эвакуации экипажа, привели к быстрому опрокидыванию линкора. [ 98 ] что «таким образом, не было единой причины окончательной потери Тирпица Свитман отметил , », поскольку она возникла в результате комбинации двух прямых попаданий, повреждений, нанесенных пятью близкими попаданиями, и проблем с конструкцией линкора. [ 99 ]
Историография
[ редактировать ]
последней атаки на Тирпиц Историки расходятся во мнениях относительно необходимости . Ангус Констам написал, что с апреля 1944 года линкор не представлял угрозы для кораблей союзников из-за повреждений, нанесенных в ходе операций «Источник» и «Вольфрам». Он утверждал, что последующие нападения были мотивированы тем, что Черчилль и другие члены военного кабинета были «одержимы» уничтожением Тирпица , и что операции «Обвиат» и «Катехизис» проводились в основном в пропагандистских целях. [ 100 ] Патрик Бишоп заметил, что «рвение преследования, подстегиваемое Черчиллем, сейчас кажется чрезмерным, но военное время создало свою собственную динамику», и что операция «Катехизис» мало способствовала окончанию войны. [ 83 ] Точно так же Никлас Зеттерлинг и Михаэль Тамеландер пришли к выводу, что, хотя «британцы не были полностью осведомлены о том, что немцы списали Тирпиц как наступательное оружие осенью 1944 года, их последние усилия кажутся почти чрезмерными». [ 101 ] Официальная история британской разведки во Второй мировой войне гласит, что использование Дёницем линкора для ограничения ресурсов союзников было успешным, и «в свои последние дни она ненадолго преуспела» в этой роли. [ 102 ]
Другие историки считают, что нападения были оправданными. Свитман написал, что, хотя разведывательные службы союзников заблуждались, полагая, что «Тирпиц» можно отремонтировать и вернуть в строй после операции «Паравейн», британское руководство правильно отреагировало на имевшуюся у него информацию, отдав приказ о дальнейших атаках. [ 103 ] Джон Эллис пришел к аналогичному выводу, а также утверждал, что операции «Обвиат» и «Катехизис» были оправданы, поскольку они способствовали поддержанию кампании обмана «Фортитьюд Норт» , которая заставила немцев поддерживать мощные сухопутные войска в Норвегии, ошибочно полагая, что союзники планируют высадку десанта. там. [ 104 ] Контр ВМС США -адмирал в отставке Уильям Х. Лангенберг пришел к выводу, что «из-за ее стратегической важности все попытки союзников вывести из строя или потопить Тирпиц были оправданы». [ 105 ]
Существует мнение, что союзные войска хорошо провели бой, а немецкие войска потерпели поражение. Констам отметил, что операции «Паравейн», «Обвиат» и «Катехизис» были «хорошо спланированы и проведены» и «обеспечили аккуратное завершение долгой и зачастую извилистой воздушной кампании». [ 40 ] Свитман писал, что, хотя самолеты и бомбы Королевского флота могли уничтожить Тирпиц «при удаче», сочетание мощного бомбардировщика «Ланкастер» и мощной бомбы «Толлбой» лучше подходило для этой задачи, поскольку устраняло «любой элемент удачи при условии точности». можно было получить». [ 106 ] Бишоп заявил, что, хотя Тирпица экипаж «выполнял свой долг и защищал свой корабль до последнего», Люфтваффе потерпели неудачу. [ 107 ] Ян Форсгрен заметил, что отсутствие внимания, уделяемого защите линкора немецким командованием, было «весьма примечательным» в свете предыдущих британских атак. [ 80 ]
День памяти
[ редактировать ]У 9-й и 617-й эскадрилий было давнее соперничество по поводу того, какое подразделение заслуживает похвалы за уничтожение Тирпица . Это соперничество началось сразу после операции «Катехизис». [ 108 ] В 1950 году норвежское правительство подарило Королевским ВВС часть переборки, снятой с места крушения, которую Тирпица команда нарисовала изображением линкора. Первоначально он был выставлен в ВВС Великобритании в Бинбруке , где в период Второй мировой войны действовали как 9-я, так и 617-я эскадрильи, но вскоре был украден персоналом 9-й эскадрильи, который установил его в штабе подразделения. В течение следующих 50 лет эскадрильи проводили тщательно продуманные операции по краже трофеев друг у друга. Он был передан Музею Королевских ВВС в 2002 году и в настоящее время экспонируется в Музее Королевских ВВС в Лондоне . [ 109 ]
Тирпиц отмечен несколькими памятниками. Главный мемориал — небольшая гранитная плита в память о корабле и погибших на его борту моряках, на кладбище Эренфридхоф в Вильгельмсхафене , Германия. Выжившие из Тирпица проводили церемонию в часовне кладбища 12 ноября каждого года, по крайней мере, до 2014 года. [ 107 ] [ 110 ] В музее Тирпица в Каафьорде хранятся предметы и фотографии, связанные с линкором. [ 111 ] Другие предметы, извлеченные из места крушения, выставлены в музее Тромсё, а также в других музеях по всему миру. [ 112 ] Часть бронелистов линкора была продана Норвежскому управлению дорог общего пользования , которое до сих пор использует их для прикрытия раскопок на дорогах в районе Осло. [ 113 ] Остатки линкора, оставшиеся в водах у Хакёйи, зарегистрированы как охраняемая территория и рассматриваются как военное захоронение . [ 114 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Эллис 1999 , стр. 294–295.
- ^ Беннетт 2012 , с. 9.
- ^ Фолкнер и Уилкинсон, 2012 , с. 109.
- ^ Перейти обратно: а б Констам 2018 , стр. 6.
- ^ Беннетт 2012 , стр. 13–14.
- ^ Беннетт 2012 , с. 15.
- ^ Констам 2018 , стр. 7.
- ^ Перейти обратно: а б с Беннетт 2012 , с. 19.
- ^ Роскилл 1961 , с. 161.
- ^ Свитман 2000 , стр. 85, 89.
- ^ Констам 2018 , стр. 16.
- ^ Свитман 2000 , с. 121.
- ^ Бишоп 2012 , стр. 340–341.
- ^ Бишоп 2012 , с. 341.
- ^ Перейти обратно: а б Констам 2018 , стр. 77.
- ^ Свитман 2000 , с. 123.
- ^ Свитман 2000 , с. 125.
- ^ Зеттерлинг и Тамеландер 2009 , стр. 296–297.
- ^ Свитман 2000 , стр. 126–127.
- ^ Форсгрен 2014 , стр. 113.
- ^ Констам 2018 , стр. 81.
- ^ Свитман 2000 , с. 126.
- ^ Констам 2018 , стр. 80–82.
- ^ Свитман 2000 , стр. 132–134.
- ^ Свитман 2000 , с. 132.
- ^ Роскилл 1961 , с. 168.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Свитман 2000 , с. 137.
- ^ Форсгрен 2014 , стр. 123.
- ^ Перейти обратно: а б с д Свитман 2000 , с. 138.
- ^ Перейти обратно: а б с Констам 2018 , стр. 82.
- ^ Констам 2018 , стр. 79.
- ^ Перейти обратно: а б Форсгрен 2014 , стр. 126.
- ^ Форсгрен 2014 , стр. 124.
- ^ Бишоп 2012 , с. 350.
- ^ Ноулз 2018 , с. 270.
- ^ Форсгрен 2014 , стр. 122.
- ^ Зеттерлинг и Тамеландер 2009 , стр. 307.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бишоп 2012 , с. 352.
- ^ Перейти обратно: а б с Констам 2018 , стр. 83.
- ^ Перейти обратно: а б Констам 2018 , стр. 89.
- ^ Форсгрен 2014 , стр. 125.
- ^ Перейти обратно: а б Свитман 2000 , с. 139.
- ^ Перейти обратно: а б Зеттерлинг и Тамеландер 2009 , стр. 305.
- ^ Перейти обратно: а б Бишоп 2012 , с. 364.
- ^ Зеттерлинг и Тамеландер 2009 , стр. 298, 305.
- ^ Форсгрен 2014 , стр. 127–128.
- ^ Перейти обратно: а б Бишоп 2012 , с. 354.
- ^ Никол 2015 , с. 259.
- ^ Форсгрен 2014 , стр. 128.
- ^ Форсгрен 2014 , стр. 129.
- ^ Свитман 2000 , стр. 157–159.
- ^ Перейти обратно: а б с д Браун 1977 , с. 43.
- ^ Бишоп 2012 , с. 355.
- ^ Констам 2018 , стр. 84.
- ^ Свитман 2000 , с. 142.
- ^ Перейти обратно: а б с Гарцке и Дулин 1985 , с. 272.
- ^ Свитман 2000 , с. 149.
- ^ Перейти обратно: а б с д Констам 2018 , стр. 85.
- ^ Перейти обратно: а б Форсгрен 2014 , стр. 136.
- ^ Свитман 2000 , с. 167.
- ^ Никол 2015 , стр. 261–262.
- ^ Гарцке и Дулин 1985 , стр. 273–274.
- ^ Свитман 2000 , с. 140.
- ^ Никол 2015 , с. 263.
- ^ Перейти обратно: а б с Свитман 2000 , с. 146.
- ^ Перейти обратно: а б Свитман 2000 , с. 144.
- ^ Никол 2015 , с. 267.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бишоп 2012 , с. 362.
- ^ Зеттерлинг и Тамеландер 2009 , стр. 321.
- ^ Никол 2015 , с. 266.
- ^ Перейти обратно: а б с Форсгрен 2014 , стр. 137.
- ^ Свитман 2000 , с. 152.
- ^ Перейти обратно: а б Свитман 2000 , с. 145.
- ^ Перейти обратно: а б Форсгрен 2014 , стр. 141.
- ^ Форсгрен 2014 , стр. 149.
- ^ Форсгрен 2014 , стр. 154.
- ^ Форсгрен 2014 , стр. 145–147.
- ^ Чорлтон 2010 , с. 22.
- ^ Никол 2015 , с. 271.
- ^ Перейти обратно: а б Форсгрен 2014 , стр. 144.
- ^ Свитман 2000 , с. 147.
- ^ Форсгрен 2014 , стр. 145.
- ^ Перейти обратно: а б Бишоп 2012 , с. 370.
- ^ Перейти обратно: а б Никол 2015 , с. 273.
- ^ Бишоп 2012 , с. 371.
- ^ «№36883» . Лондонская газета (Приложение). 5 января 1945 г. с. 273.
- ^ Ноулз 2018 , с. 281.
- ^ Эллис и Уорхерст 1968 , с. 129.
- ^ Перейти обратно: а б Свитман 2000 , с. 160.
- ^ Свитман 2000 , стр. 156–157.
- ^ Свитман 2000 , с. 156.
- ^ Свитман 2000 , стр. 164–165.
- ^ Свитман 2000 , с. 157.
- ^ Свитман 2000 , с. 159.
- ^ Ноулз 2018 , с. 272.
- ^ Свитман 2000 , стр. 150–151.
- ^ Свитман 2000 , стр. 165–167.
- ^ Свитман 2000 , стр. 167–168.
- ^ Свитман 2000 , с. 168.
- ^ Констам 2018 , стр. 88–89.
- ^ Зеттерлинг и Тамеландер 2009 , стр. 327.
- ^ Хинсли 1984 , с. 277.
- ^ Свитман 2000 , с. 169.
- ^ Эллис 1999 , стр. 299–300.
- ^ Лангенберг 1981 , с. 91.
- ^ Свитман 2000 , стр. 162–163.
- ^ Перейти обратно: а б Бишоп 2012 , с. 367.
- ^ Форсгрен 2014 , стр. 155.
- ^ Форсгрен 2014 , стр. 156–157.
- ^ Куп и Шмолке, 2014 , с. 67.
- ^ «Музей Тирпица» . Музей Тирпица. Архивировано из оригинала 19 февраля 2019 года . Проверено 16 августа 2019 г.
- ^ Форсгрен 2014 , стр. 154–155.
- ^ Ноулз 2018 , с. 277.
- ^ Ноулз 2018 , с. 279.
Консультации по работам
[ редактировать ]
- Беннетт, GH (2012). "Введение". В Беннетте, GH (ред.). Охота на Тирпиц: военно-морские операции против корабля-побратима Бисмарка . Плимут, Соединенное Королевство: Издательство Плимутского университета. стр. 7–25. ISBN 978-1-84102-310-6 .
- Бишоп, Патрик (2012). Цель Тирпиц . Лондон: Харпер Пресс. ISBN 978-0-00-743119-9 .
- Браун, Дэвид (1977). Тирпиц: Плавающая крепость . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 978-0-85368-341-4 .
- Чорлтон, Мартин (2010). Шотландские аэродромы во Второй мировой войне: Том 3 . Ньюбери: Деревенские книги. ISBN 978-1-84674-169-2 .
- Эллис, Джон (1999). Один день очень долгой войны: среда, 25 октября 1944 года . Лондон: Пимлико. ISBN 978-0-7126-7465-2 .
- Эллис, LF; Уорхерст, AE (1968). Победа на Западе. Том II: Поражение Германии . История Второй мировой войны . Лондон: Канцелярия Ее Величества. OCLC 177760 .
- Фолкнер, Маркус и Уилкинсон, Питер (2012). Война на море: Военно-морской атлас, 1939–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-560-8 .
- Форсгрен, Январь (2014). Потопление зверя: рейды британских ВВС в Ланкастере на Тирпиц в 1944 году . Страуд, Великобритания: Fonthill Media. ISBN 978-1-78155-318-3 .
- Гарцке, Уильям Х. и Дулин, Роберт О. (1985). Линкоры: линкоры стран Оси и нейтральных стран во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-101-0 .
- Хинсли, Ф.Х.; и др. (1984). Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции. Том третий, часть I. История Второй мировой войны. Лондон: Канцелярия Ее Величества. ISBN 978-0-11-630935-8 .
- Ноулз, Дэниел (2018). Тирпиц: жизнь и смерть последнего великого линкора Германии . Страуд, Великобритания: Fonthill Media. ISBN 978-1-78155-669-6 .
- Констам, Ангус (2018). Потопите «Тирпиц» 1942–44: дуэль ВВС Великобритании и флота с могучим линкором Германии . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1-4728-3159-0 .
- Куп, Герхард и Шмолке, Клаус-Петер (2014). Линкоры класса «Бисмарк»: Боевые корабли Кригсмарине . Барнсли, Соединенное Королевство: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-4738-4669-2 .
- Лангенберг, Уильям Х. (июль – август 1981 г.). «Немецкий линкор «Тирпиц»: стратегический военный корабль?» . Обзор военно-морского колледжа . 34 (4): 81–92.
- Никол, Джон (2015). После потопа: что дальше сделали строители дамб . Лондон: Уильям Коллинз. ISBN 978-0-00-810084-1 .
- Роскилл, Юго-Запад (1961). Война на море 1939–1945 гг. Том III: Наступление, часть II . История Второй мировой войны. Лондон: Канцелярия Ее Величества. OCLC 59005418 .
- Свитман, Джон (2000). Тирпиц: Охота на зверя: Воздушные атаки на немецкий линкор, 1940–44 . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-822-5 .
- Зеттерлинг, Никлас и Тамеландер, Майкл (2009). Тирпиц: жизнь и смерть последнего суперлинкора Германии . Филадельфия: Каземат. ISBN 978-1-935149-18-7 .
- Битва за Атлантику
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны на Западноевропейском театре военных действий.
- Действия и бои морской авиации
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны с участием Германии
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства
- 1944 год в Норвегии.
- События ноября 1944 года
- Военные операции, непосредственно затронувшие Швецию во время Второй мировой войны