Операция Параван
Операция Параван | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Второй мировой войны | |||||||
![]() Британский бомбардировщик «Ланкастер» над Каафьордом во время операции «Паравейн». | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() ![]() |
![]() ![]() | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
11 убитых 6 или 7 тяжелых бомбардировщиков уничтожены в результате аварий. |
1 линкор сильно поврежден 5 убитых, 15 раненых |
Операция «Паравейн» — налет британской авиации во время Второй мировой войны , в результате которого был нанесен тяжелый урон немецкому линкору «Тирпиц» , стоявшему на якоре в Каафьорде на крайнем севере оккупированной немцами Норвегии . Атака была осуществлена 15 сентября 1944 года 21 Королевских ВВС тяжелым бомбардировщиком , взлетевшим с аэродрома на севере Советского Союза . В линкор попала одна бомба, а затем он был поврежден в результате нескольких попаданий. Это повреждение сделало «Тирпиц» непригодным к бою, и его нельзя было отремонтировать, поскольку немцы больше не могли доставить его в крупный порт.
Атака 15 сентября последовала за серией налетов, проведенных против Тирпица с ограниченным успехом авианосной авиацией Королевского флота в период с апреля по август 1944 года с целью потопить или вывести из строя линкор на стоянке, чтобы он больше не представлял угрозы для путешествующих конвоев союзников. в Советский Союз и обратно. Первый из этих рейдов увенчался успехом, но остальные атаки провалились из-за недостатков ударной авиации флотской авиации и мощной немецкой обороны. В результате задача атаки линкора была передана бомбардировочному командованию Королевских ВВС . Бомбардировщики «Авро Ланкастер» из двух элитных эскадрилий Командования вылетели на свой плацдарм в Советском Союзе в ночь с 11 на 12 сентября и атаковали 15 сентября, используя тяжелые бомбы и сбрасываемые с воздуха мины. Все британские самолеты вернулись на базу, хотя один из «Ланкастеров» позже разбился во время обратного полета в Соединенное Королевство.
После операции «Паравейн» командующий ВМС Германии решил использовать «Тирпиц» в качестве статической артиллерийской батареи для защиты города Тромсё . Союзники не смогли подтвердить масштабы повреждений линкора и в конце 1944 года провели против него еще два налета тяжелых бомбардировщиков: операцию «Обвиат» 29 октября и операцию «Катехизис» 12 ноября. «Тирпиц» был потоплен со значительными человеческими жертвами во время второй из этих атак.
Фон
[ редактировать ]С начала 1942 года «Тирпиц» представлял серьезную угрозу для конвоев союзников, перевозивших грузы через Норвежское море в Советский Союз. Размещенный во фьордах норвежского побережья, линкор был способен сокрушить силы ближнего сопровождения арктических конвоев или прорваться в Северную Атлантику. Из-за превосходства военно-морских сил союзников Тирпиц редко выходила в море и за свою карьеру провела лишь три краткие боевые операции в Норвежском море. [ 2 ] Союзникам необходимо было сохранить мощные силы военных кораблей в составе Британского флота метрополии , чтобы противостоять угрозе, которую он представлял , и крупные корабли сопровождали большинство конвоев на пути в Советский Союз. [ 3 ] [ 4 ]
Тяжелые бомбардировщики Королевских ВВС (RAF) совершили серию неудачных налетов на Тирпиц вскоре после того, как линкор прибыл в Норвегию из Германии в январе 1942 года. Первоначально «Тирпиц» базировался в Феттен-фьорде недалеко от Тронхейма , который находился в пределах досягаемости британских бомбардировщиков, летевших из Шотландии. [ 5 ] В первом налете 30 января приняли участие девять бомбардировщиков «Хэндли Пейдж Галифакс» и семь бомбардировщиков «Шорт Стирлинг» . Из-за облачности над районом цели только один из бомбардировщиков заметил Тирпиц , и ни один из них не причинил ущерба. Один «Галифакс» упал в море на обратном пути в Шотландию, и его экипаж был спасен. [ 6 ] Следующий рейд на Феттен-фьорд состоялся 30 марта, атакующие силы включали 33 Галифакса. Операция снова была сорвана из-за сильной облачности над районом цели. Четыре «Галифакса» были сбиты, а два других разбились при возвращении на базу. [ 7 ] Еще одну атаку предприняли 30 «Галифаксов» и 11 «Авро Ланкастеров» в ночь с 27 на 28 апреля. Самолеты первой волны обнаружили и атаковали Тирпиц, но повреждений не причинили, пять бомбардировщиков были потеряны. [ 8 ] Последний рейд в этой серии состоялся следующей ночью, в нем участвовал 21 Галифакс и 12 Ланкастеров. Нападавшие обнаружили, что Тирпиц покрыт защитной дымовой завесой, и линкор снова избежал повреждений; два британских самолета были уничтожены. [ 9 ]

Планы дальнейших атак тяжелых бомбардировщиков на Тирпиц разрабатывались на протяжении всего 1942 года, но так и не состоялись. [ 10 ] Один из рассматриваемых вариантов заключался в том, чтобы провести бомбардировщики через базу на севере Советского Союза, но это было сочтено непрактичным, поскольку мало что было известно о пригодности советских аэродромов для приема тяжелых бомбардировщиков. [ 11 ] Две эскадрильи ВВС Хэндли Пейдж Хэмпден Королевских торпедоносцев действовали из Ваенги на севере России в середине сентября 1942 года, чтобы противостоять Тирпицу или любым другим немецким военным кораблям, которые пытались атаковать конвои союзников, но эти самолеты не вступили в контакт с кораблем. [ 12 ]
Дальнейшие планы воздушных атак на Тирпиц разрабатывались в 1943 году, но так и не состоялись. В 1942 и 1943 годах британский изобретатель Барнс Уоллис пытался разработать версию своей « прыгающей бомбы » для использования против Тирпица наряду с более крупным оружием, которое использовалось для атаки на несколько немецких плотин во время операции «Кастиз» 16–17 мая 1943 года. [ 13 ] 618-я эскадрилья была сформирована в апреле 1943 года и оснащена самолетами de Havilland Mosquitos для этой атаки, но испытания прыгающих бомб «Хайболл» в течение года оказались безуспешными, и в сентябре от этого плана отказались. [ 14 ] [ 15 ] Тирпиц был переведен на новую базу в Каафьорде на крайнем севере Норвегии в конце мая 1943 года. [ 16 ] Эта якорная стоянка была хорошо защищена: средства защиты включали оборудование, способное быстро создавать искусственную дымовую завесу, а также множество зенитных орудий, расположенных на береговых батареях и военных кораблях. [ 17 ] В июне 1943 года рассматривалась возможность атаки на линкор ВВС США тяжелыми бомбардировщиками Boeing B-17 Flying Fortress . Эти самолеты должны были вылететь из Соединенного Королевства в Каафьорд, приземлиться в Советском Союзе и совершить еще одну атаку на Тирпиц на обратном пути . ВВС Великобритании сочли такую миссию непрактичной, поскольку ожидалось, что немецкие истребители атакуют бомбардировщики, а Каафьорд будет покрыт дымовой завесой к тому времени, когда они прибудут в целевой район. [ 18 ] Единственной атакой наземной авиации на Тирпиц в Каафьорде до сентября 1944 года был небольшой налет, проведенный 15 советскими бомбардировщиками в ночь с 10 на 11 февраля 1944 года, но он не причинил линкору никаких повреждений. [ 19 ]
Королевский флот атаковал Тирпиц у Каафьорда с сентября 1943 по август 1944 года. 23 сентября 1943 года экипажи двух британских сверхмалых подводных лодок во время операции «Источник» прорвали оборону вокруг линкора и заложили заряды взрывчатого вещества в воду под ним. серьезный ущерб Эта атака нанесла «Тирпицу» , выведя его из строя на шесть месяцев. [ 20 ] Дальнейшие атаки сверхмалых подводных лодок не считались возможными, и 3 апреля 1944 года авианосцы Королевского флота провели воздушный налет под названием « Операция «Вольфрам», когда ремонт линкора был близок к завершению. «Тирпиц» не получил серьезных повреждений в этой операции, но выбыл из строя еще на несколько месяцев, пока ремонт не был завершен. [ 21 ] [ 22 ] Флот Метрополии еще четыре раза атаковал Каафьорд в период с апреля по июль; все эти операции, кроме последней, были сорваны из-за плохой погоды, а рейд операции «Талисман» 17 июля не нанес Тирпицу никакого ущерба . [ 23 ] Еще четыре авианосные атаки на Тирпиц были предприняты в период с 22 по 29 августа во время операции «Гудвуд», но снова привели к лишь незначительным повреждениям линкора. [ 24 ]
Планирование
[ редактировать ]Старшие офицеры Королевского военно-морского флота объяснили неудачу рейдов, проведенных в период с апреля по август 1944 года, недостатками ВВС флота основного штурмовика , Fairey Barracuda . Хотя операция «Вольфрам» увенчалась успехом, потому что немцы были застигнуты врасплох, во время последующих рейдов низкая скорость «Барракуд» дала защитникам Каафьорда время покрыть территорию искусственным дымом до того, как британские самолеты прибудут над целью. Более того, «Барракуды» не могли нести бомбы достаточно большого размера, чтобы нанести существенный ущерб «Тирпицу» при попадании. [ 25 ] В результате до и после операции «Гудвуд» было дополнительно рассмотрено использование «Москитов» для атаки на линкор; Согласно первоначальным планам, разработанным в середине августа, эти самолеты должны были запускаться с авианосцев и атаковать Тирпиц бронебойными бомбами массой 2000 фунтов (910 кг) или 4000 фунтов (1800 кг) перед приземлением на севере России. [ 26 ] Эти предложения ни к чему не привели, поскольку Верховный главнокомандующий союзными экспедиционными силами генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр не желал выпускать в июле какие-либо «Москиты». [ Примечание 1 ] а в августе «Москиты» также были признаны слишком медленными, чтобы успешно добраться до Каафьорда с авианосцев до того, как его покроет дым. [ 28 ] [ 29 ]
В августе бомбардировочное командование Королевских ВВС , которое контролировало тяжелые бомбардировщики, начало разработку планов нанесения удара по Тирпицу в Каафьорде. Во время встречи 28 августа между главой бомбардировочного командования, главным маршалом авиации сэром Артуром Харрисом , и заместителем начальника штаба авиации маршалом авиации Дугласом Эвиллом , чтобы обсудить возможность отправки Москитов против Каафьорда, Харрис заявил, что он подготовил планируют атаковать линкор бомбардировщиками «Ланкастер». [ 30 ] Согласно этому плану, 24 «Ланкастера» должны были покинуть базу на крайнем севере Шотландии, бомбить Тирпиц и вернуться на взлетно-посадочную полосу на Шетландских островах . Если обратный путь будет признан невозможным, бомбардировщики вместо этого приземлятся в Мурманске на севере России, а затем вернутся в Соединенное Королевство. Штаб бомбардировочного командования связался с советскими официальными лицами по поводу последнего элемента плана и пришел к выводу, что он осуществим. Из-за сложного характера миссии два элитных подразделения специального назначения бомбардировочного командования — 9-я и 617-я эскадрильи атаку должны были провести . Это предложение было встречено положительно и 5 сентября одобрено штабом Эйзенхауэра. [ 31 ]
На группу № 5 была возложена ответственность за планирование атаки на Тирпиц в конце августа. [ 32 ] Штабные офицеры группы сочли необходимым провести рейд врасплох для защитников Каафьорда, чтобы линкор не был покрыт дымом к моменту прибытия Ланкастеров. Поскольку подступы к фьорду с моря были покрыты комплексной радиолокационной сетью, разработчики решили, что атакующие силы должны подойти к региону по суше с юго-востока и на высокой скорости, чтобы ограничить время предупреждения защитников восемью минутами или меньше. [ 33 ] Из-за сложности повреждения тяжелобронированного линкора основным оружием, выбранным для этой операции, была бомба «Толлбой» , самая крупная на тот момент на вооружении Королевских ВВС и способная пробивать хорошо защищенные цели. [ 34 ] Некоторые из бомбардировщиков должны были быть вооружены минами «Джонни Уокер» (обычно называемыми «JW») , которые были предназначены для сбрасывания с самолетов и перемещения по воде путем быстрого пикирования и всплытия до тех пор, пока не поразили цель. [ 35 ] «Толлбой» успешно использовался 617-й эскадрильей против туннелей и других объектов, но мины не использовались в бою, и Харрис и несколько других старших офицеров Королевских ВВС скептически относились к их эффективности. [ 36 ]

Поскольку испытательные полеты, проведенные 617-й эскадрильей, показали, что вернуться в Каафьорд из Шотландии невозможно, а оценка главной взлетно-посадочной полосы на Шетландских островах показала, что она непригодна для Ланкастерса, штабные офицеры группы № 5 сочли, что самолету необходимо будет дозаправиться в Советском Союзе. Детальное исследование взлетно-посадочных полос под Мурманском показало, что они в лучшем случае были малоэффективны для тяжелых бомбардировщиков и почти не имели жилых помещений и средств обслуживания самолетов. Более того, взлетно-посадочные полосы были уязвимы для атак истребителей, действующих с близлежащих немецких баз. Вместо этого было решено, что ударная группа должна пролететь над северной Швецией и Финляндией после рейда на Каафьорд и дозаправиться на взлетно-посадочной полосе Ягодник , которая находилась на острове недалеко от Архангельска . Этот план был принят Министерством авиации 6 сентября. [ 37 ] Советская военно-морская авиация предложила атаковать немецкие истребительные базы одновременно с прибытием британских бомбардировщиков в район цели, но группа № 5 отклонила это предложение и потребовала, чтобы советские самолеты не летали вблизи Каафьорда, чтобы не предупреждать немцев. [ 38 ] Также в начале сентября пять самолетов из 192-й эскадрильи , которая специализировалась на наблюдении за радарами противника, совершили вылеты для обнаружения немецких радиолокационных станций в северной Норвегии и выявления любых пробелов в их прикрытии. [ 39 ]
Приказ о проведении операции был издан группой № 5 7 сентября. В нем говорилось, что Каафьорд предположительно защищают 16 тяжелых и 16 легких зенитных орудий , а также Тирпица орудия , и что защитникам потребовалось десять минут, чтобы прикрыть линкор дымовой завесой. [ 40 ] Атакующие силы должны были быть разделены на две группы. Отряд А, состоящий из двенадцати «Ланкастеров» из 9-й эскадрильи и такого же количества из 617-й эскадрильи, вооруженных по одному «Толлбою» каждый, должен был продолжить путь к Ягоднику после бомбардировки. Отряд B должен был состоять из шести «Ланкастеров» из каждой эскадрильи, вооруженных двенадцатью минами JW, и возвращаться непосредственно либо в Шотландию, либо на Шетландские острова. Ланкастер из киноотряда RAF, который был прикреплен к 463-й эскадрилье RAAF , будет сопровождать отряд B, а также вернется в Соединенное Королевство после того, как бомбардировщики завершат атаку. Предполагалось, что атака будет проведена днем и что Ланкастеры соберутся в формирования возле Каафьорда перед атакой. Если фьорд был покрыт облаками или дымом, отряду А было приказано не сбрасывать ценные бомбы и продолжать движение на Ягодник. Отряду B было приказано сбрасывать мины JW независимо от облачности или дыма, пока можно было определить точку прицеливания. Вся атакующая группа должна была соблюдать строгие радиомолчание . [ 41 ] Два из 511-й эскадрильи транспортных самолета B-24 Liberator Consolidated были назначены для перевозки обслуживающего персонала и грузов из Соединенного Королевства в Ягодник, а самолет Mosquito, приспособленный для задач фоторазведки из 540-й эскадрильи, должен был вести разведку впереди атакующих сил. [ 42 ] Все экипажи были проинформированы об этом плане 8 или 9 сентября. [ 43 ] Капитан группы СиСи Макмаллен , командир базы 9-й эскадрильи британских ВВС Бардни , был назначен общим руководителем отряда. Командир 617-й эскадрильи, командир звена «Вилли» Тейт , был выбран возглавить ударную группу. [ 44 ] [ 45 ]
Для предоставления сводок погоды и оценки ущерба из Каафьорда требовались агенты на местах, но последняя радиогруппа в этом районе покинула район в мае 1944 года. Первая попытка восстановить присутствие возле Тирпица произошла в августе 1944 года, когда норвежский Агент Секретной разведывательной службы (СИС) был отправлен в близлежащую деревню Альта . [ Примечание 2 ] Агент проник с радиопередатчиком под кодовым названием «Синдинг» из нейтральной Швеции , но сумел начать передачу в Соединенное Королевство только 22 сентября, что было слишком поздно для этапа подготовки операции. [ 47 ] Во второй попытке создать группу агентов в этом районе норвежские агенты СИС Кнут Мо и Антон Арильд были сброшены на парашюте в пустыню между Каафьордом и Альтой 8 сентября в ходе американской операции «Саквояжник Либерейтор». Во время высадки агенты оказались отделены от большей части своего оборудования, за исключением радиопередатчика. Без оружия и снаряжения агенты были вынуждены перебраться в деревню Боссекоп , где жила мать Мо. Радиопередатчик, которым управляла группа SIS, под кодовым названием «Аслауг», заработал к 13 сентября, отправляя сводки погоды в Соединенное Королевство каждые два часа. [ 48 ] [ 49 ] Помимо сообщений о погоде, Мо и Арильд передали по радио оценки ущерба, который Тирпиц понес в результате воздушных атак перед операцией «Паравейн». [ 50 ] Местные контакты помогли агентам шпионить за Тирпицем до и после нападения 15 сентября. [ 51 ] К моменту атаки Мо и Арильд уже установили наблюдательный пункт с видом на якорную стоянку « Тирпица » в Каафьорде. [ 52 ]
Препараты
[ редактировать ]Атакующие силы были приведены в боевую готовность к началу 8 сентября операции, получившей название «Операция Параван». Хорошая погода была жизненно важна для операции, и следующие два дня летчики ждали на своих базах, поскольку прогнозы оказались неблагоприятными. [ 53 ] Тем временем министерство авиации, группа № 5 и британские офицеры связи в СССР продолжали работать с соответствующими советскими штабами над завершением подготовки к перелету группы «А» из Норвегии в Ягодник. [ 54 ]
Последующие прогнозы показали, что погодные условия в Каафьорде быстро менялись, и утром 11 сентября Харрис пришел к выводу, что запуск бомбардировщиков из Шотландии невозможен с уверенностью, что к моменту их прибытия Каафьорд будет свободен от облаков. Соответственно, он решил изменить планы операции: все бомбардировщики теперь сначала летят в Ягодник и наносят удар с этого аэродрома. [ 54 ] [ 55 ] Харрис приказал ударным группам уйти в тот же день, прежде чем сообщить Министерству авиации или Совету об изменении планов. [ 55 ]
Обе эскадрильи британских бомбардировщиков начали взлет в 17:00 по местному времени. [ 56 ] 9-я эскадрилья отправила 18 «Ланкастеров» из Королевских ВВС Бардни, а 20 «Ланкастеров» 617-й эскадрильи вылетели из Королевских ВВС Вудхолл-Спа . Всего 26 «Ланкастеров» были вооружены «Толлбоями», а остальные — минами JW. Киноподразделение «Ланкастер» также вылетело из Бардни с тремя операторами Королевских ВВС, а также журналистом Associated Press и радиорепортером BBC . [ 56 ] «Либерейторс» покинули Бардни прямо перед бомбардировщиками, взяв с собой Макмаллена, обслуживающий персонал и запасные части. На следующий день 540-я эскадрилья «Москито» покинула Бардни. [ 42 ] Несмотря на то, что советские военные не были уведомлены о новом плане до тех пор, пока все «Ланкастеры» не поднялись в воздух, они быстро согласились с измененными договоренностями. [ 54 ]

Полет Ланкастеров в Ягодник поначалу прошел хорошо. Покинув свои базы, 39 самолетов вылетели на север, к Шетландским островам, а затем повернули на восток. На ранних этапах полета один из Ланкастеров 9-й эскадрильи был вынужден сбросить свой Tallboy в Северное море после того, как он отсоединился от своей установки; Бомбардировщик вернулся на базу. [ 42 ] Оставшиеся самолеты пролетели над нейтральной Швецией, где экипажи, большинство из которых совершали только ночные полеты над странами, наблюдая за отключениями электроэнергии , были рады видеть освещенные города. [ 57 ] Пересекнув Ботнический залив, «Ланкастеры» продолжили путь через Финляндию в сторону СССР. Несколько самолетов были обстреляны шведской, финской и советской противовоздушной обороной, но только один получил какие-либо повреждения. [ 57 ]
Несмотря на прогнозы хорошей погоды перед отъездом, после входа в воздушное пространство Финляндии войска столкнулись с густыми облаками; это продолжалось до конца полета. Условия затрудняли навигацию и вынуждали пилотов летать на малой высоте, чтобы они могли использовать особенности земли для определения своего местоположения. [ 44 ] Только 26 «Ланкастеров» смогли обнаружить Ягодника и приземлиться там утром 12 сентября, остальные 13 приземлились на других аэродромах или совершили аварийную посадку на открытом пространстве. [ 58 ] Пять или шесть последних самолетов были списаны, а два из семи, дошедших в конечном итоге до Ягодника, были слишком сильно повреждены, чтобы их можно было использовать в боевых действиях. [ Примечание 3 ] [ 59 ] [ 60 ] Несмотря на количество катастроф, никто из летчиков, находившихся на борту этих самолетов, не пострадал. [ 61 ] Макмаллен записал, что «чрезвычайно, что произошло так мало аварий» с учетом неблагоприятных обстоятельств, и что большая часть отправленных самолетов могла быть уничтожена. [ 62 ]
После сосредоточения в Ягоднике ударные силы были готовы нанести удар по Каафьорду. Советский персонал на аэродроме оказал значительную помощь, но процесс дозаправки самолета не удалось завершить до 13 сентября из-за нехватки средств. Наземная бригада также отремонтировала некоторые поврежденные бомбардировщики, в некоторых случаях используя детали, уцелевшие от списанных самолетов. [ 61 ] [ 63 ] Британские офицеры и старшие унтер-офицеры размещались в шлюпке, а весь остальной личный состав спал в переполненных подземных бараках. И лодка, и хижины были заражены постельными клопами , и почти все летчики были искусаны до того, как медицинский работник отряда окурил помещения. [ 64 ]
К утру 14 сентября 26 «Ланкастеров» из состава ударных сил и самолеты киноотряда были готовы; 20 бомбардировщиков были вооружены минами Tallboys, а остальные - минами JW. «Москит» вылетел в Каафьорд в 2:10 ночи, но запланированный вылет бомбардировщиков в 8:00 был отменен, когда он вернулся в Ягодник в 6:45 и сообщил, что условия над районом цели неподходящие. [ 61 ] В оставшуюся часть дня Советы оказали гостеприимство, включая официальный обед, футбольный турнир и фильм в тот вечер. [ 65 ] Некоторые летчики союзников были встревожены, увидев, как политических заключенных во время выполнения принудительных работ. надзиратели избивали [ 66 ] Работы по ремонту поврежденных «Ланкастеров» также продолжились 14 сентября, и к следующему утру был готов еще один самолет, вооруженный «Толлбоем». [ 67 ]
Планы рейда были дополнительно скорректированы, пока 9-я и 617-я эскадрильи ждали в Ягоднике. «Ланкастеры» должны были взлететь вместе и лететь на малой высоте до границы между Финляндией и СССР, чтобы избежать обнаружения немецкими радиолокационными станциями, расположенными в районе Киркенеса . Затем самолет Force A должен был подняться на высоту около 20 000 футов (6 100 м), а шесть бомбардировщиков Force B - на высоту 16 000 футов (4 900 м). Три «Ланкастера» из 9-й эскадрильи будут двигаться впереди основных сил, чтобы определить условия ветра над Каафьордом. Когда основные силы достигнут позиции примерно в 60 милях (97 км) от фьорда, и в этот момент британцы ожидали, что немцы обнаружат бомбардировщики, Ланкастеры выстроятся в атакующие порядки и начнут бомбардировку. Было решено, что все самолеты должны атаковать одновременно, при этом отряд А будет лететь четырьмя группами по пять самолетов, которые должны подойти к Каафьорду с юга и сбросить Толлбоев с высоты от 18 000 футов (5 500 м) до 14 000 футов (4 300 м). Отряд B должен был лететь двумя линиями в ряд, пройти над фьордом с юго-востока на северо-запад и сбросить мины JW с высоты от 12 000 футов (3700 м) до 10 000 футов (3000 м). [ 68 ]
Атака
[ редактировать ]Утром 15 сентября 540-я эскадрилья «Москито» снова провела разведку Каафьорда и в 7 часов утра по Ягоднику сообщила, что условия подходят для атаки. [ 67 ] Вскоре после этого 27 бомбардировщиков и киногруппа «Ланкастер» начали взлет. Самолеты летел рассыпным строем, и путешествие в северную Норвегию прошло по плану, хотя шесть «Ланкастеров» были вынуждены прервать полет и вернуться в Ягодник. [ 69 ] [ 70 ] Несмотря на прохождение вблизи нескольких немецких баз, британские войска не были обнаружены, и во время атаки ни один немецкий истребитель не поднялся в воздух над Каафьордом. [ 71 ]
Защитники Каафьорда обнаружили Ланкастеров примерно за десять минут до их прибытия, и защитная дымовая завеса начала формироваться, когда атака началась в 10:55 по Гринвичу . [ 72 ] Только первая группа Ланкастеров во главе с Тейтом смогла нацелить свои бомбы на Тирпиц, прежде чем он был скрыт дымом. Считается, что бомба, сброшенная с самолета Тейта, попала в линкор, а остальные бомбы, сброшенные этой группой, упали в воду неподалеку. [ 45 ] Все остальные самолеты Force A нацелили свои Tallboys на зенитный огонь, поднимавшийся с корабля; Было сброшено 17 единиц оружия. [ 73 ] [ 74 ] Несколько Ланкастеров совершили более одного пролета над целевой областью, поскольку их бомбардировщики пытались определить местонахождение Тирпица или технические проблемы не позволили сбросить их Tallboy при первом проходе. [ 75 ]
Отряд B начал атаку после того, как Толлбой Ланкастеры завершили свою атаку, чтобы ударные волны от взрывов бомб не привели в действие преждевременно мины JW. Поскольку ни один из экипажей Force B не смог обнаружить Тирпица из-за дымовой завесы, они сбросили мины на предполагаемое положение линкора. [ 75 ] Это оружие не причинило никакого ущерба. [ 76 ] Дымовая завеса над Каафьордом не позволила экипажам союзников оценить результаты бомбардировки, хотя было замечено несколько крупных фонтанов воды и взрывов. [ 75 ] Тейт также был рад увидеть столб черного дыма, поднимающийся сквозь дымовую завесу. [ 74 ] Некоторые бомбы и мины упали на расстоянии мили от линкора. [ 45 ] « Тирпица » и еще 98 орудий, расположенных на близлежащих береговых батареях и военных кораблях, вели огонь по бомбардировщикам на протяжении всей атаки, но только четыре «Ланкастера» получили какие-либо повреждения. Зенитные орудия [ 77 ] [ 78 ]
Все «Ланкастеры» завершили свои атаки к 11:07 по Гринвичу, и 21 бомбардировщик начал обратный путь в Ягодник. [ 79 ] Самолет Force A, который не смог бомбить, вернул свои Tallboys обратно. Этот полет прошел без происшествий, и вечером все 27 Ланкастеров приземлились в Ягоднике. [ 74 ] Самолет Film Unit вылетел прямо из Каафьорда в Соединенное Королевство и прибыл на свою базовую станцию после пятнадцати с половиной часов полета; это была самая продолжительная оперативная миссия Ланкастера во время Второй мировой войны. [ 80 ]
Днем 15 сентября «Москито» совершил разведывательный вылет над Каафьордом и прибыл примерно в 13:30 по Гринвичу. Его экипаж обнаружил, что фьорд затянут облаками и дымом. Они ненадолго увидели «Тирпиц» и сообщили, что линкор, оставшийся на плаву, не получил никаких повреждений. [ 72 ] 16 сентября «Москито» провел дальнейшие разведывательные вылеты, но фьорд во всех случаях был полностью скрыт. [ 77 ] Макмаллен подумывал о проведении второй атаки, но отказался от этого, поскольку в наличии были только два Tallboys и одна партия мин JW. [ 72 ]
Последствия
[ редактировать ]В результате операции «Паравейн» Тирпиц был признан непригодным к бою. Бомба «Толлбой», поразившая линкор, прошла через носовую палубу и корпус и взорвалась в воде по правому борту его носовой части . В результате этого повреждения была повреждена носовая часть линкора, а передние отсеки линкора были затоплены 2000 тоннами воды. Взрывы нескольких других Tallboys в воде возле Тирпица также повредили некоторые листы его корпуса и переборки . Потери линкора были небольшими: пять человек убиты и пятнадцать ранены. [ 81 ] Было оценено, что для устранения ущерба потребуется девять месяцев работы. [ 82 ] Доложив о повреждениях, « Тирпица » командир капитан цур Зее Вольф Юнге рекомендовал высшему командованию ВМС Германии вывести линкор из эксплуатации. [ 83 ]
Атакующие силы вернулись в Соединенное Королевство несколькими группами. Вечером 16 сентября Тейт вывел 16 Ланкастеров из Ягодника; большая часть этих самолетов пролетела над южной Финляндией, Швецией и Данией. Один из «Ланкастеров» сбился с курса и разбился на горе недалеко от Несбьена в Норвегии, в результате чего погибли все одиннадцать летчиков на борту. [ 84 ] единственные потери союзников в ходе операции «Паравейн». [ 85 ] Девять других Ланкастеров отправились 17 сентября, пять на следующий день и два 21 сентября. Остальные «Ланкастеры» были признаны поврежденными и не подлежащими ремонту, и были переданы Советам. «Москит», поврежденный зенитным огнем во время вылета над Каафьордом, вернулся после завершения ремонта 26 сентября. Два «Либерейтора» вылетели последними самолетами, которые вылетели из Ягодника на борту Макмаллена 27 сентября. [ 60 ]
После нападения британские спецслужбы попытались определить масштабы ущерба, нанесенного «Тирпицем » . В конце сентября агенты норвежской СИС в районе Каафьорда сообщили, что линкор был поражен бомбой и оказался поврежденным. [ 86 ] Немецкие радиосигналы, которые были перехвачены и расшифрованы 25 и 29 сентября, также сообщали, что в Тирпиц попало единственное попадание большой бомбы. [ 87 ] Фотографии, сделанные 20 сентября 540-й эскадрильей «Москит» и советским самолетом, показали, что носовая часть корабля повреждена, хотя определить, насколько сильно, не удалось. [ 86 ] Опираясь на эти доказательства, Отдел военно-морской разведки Королевского флота 30 сентября пришел к выводу, что Тирпиц «почти наверняка» был сбит «Толлбоем» и, возможно, получил дальнейшие повреждения в результате попадания в цель, и что ущерб кораблю мог быть «значительным». и лишил ее возможности выйти в море. Отчет норвежского агента от 30 сентября был более конкретным: в нем говорилось, что Тирпиц получила прямое попадание, в результате которого на ее носовой части образовалась 17-метровая (56 футов) рана. Дальнейшие отчеты агентов в начале октября предоставили мало новых доказательств. [ 88 ] К концу октября, когда в Каафьорде не осталось крупных немецких военных кораблей, агенты, управлявшие передатчиком «Аслауг», покинули этот район, отправив свою последнюю передачу в Соединенное Королевство 22 октября. Мо и Арильд пешком прошли через плато Финнмарксвидда в Каутокейно , а оттуда через Финляндию в Каресуандо в Швеции и прибыли 5 декабря. [ 89 ] [ 90 ] Агенты провели марш без пополнения запасов продовольствия, поскольку операция «Саквояжник» прекратила использование советских авиабаз после того, как «Либерейтор» был случайно сбит советским истребителем во время последующей операции в Финнмарке вскоре после прибытия Мо и Арильда. [ 91 ]
23 сентября в Берлине состоялась встреча с участием гросс-адмирала Карла Дёница , командующего ВМС Германии, для обсуждения повреждений «Тирпица» . Дёницу сообщили, что на ремонт корабля уйдет девять месяцев и что все работы должны быть выполнены в Каафьорде, поскольку линкор будет чрезвычайно уязвим, если попытается плыть в крупный порт. Поскольку советские войска также быстро продвигались к северной Норвегии, Дёниц счел невозможным ни вернуть корабль в океанскую службу, ни оставить его в Каафьорде. Вместо этого он решил использовать «Тирпиц» в качестве плавучей артиллерийской батареи для защиты города Тромсё . Дёниц также выразил надежду, что сохранение корабля в строю «продолжит сковывать силы противника и своим присутствием… сбивать с толку намерения врагов». [ 82 ] [ 92 ] Командующему оперативной группой ВМС Германии в северной Норвегии Контерадмиралу Рудольфу Петерсу было соответственно приказано поставить «Тирпиц» на якорь в месте недалеко от Тромсё, где вода была достаточно мелкой, чтобы предотвратить полное затопление линкора в случае дальнейших повреждений. [ 93 ]
Поскольку имевшиеся у них разведданные не были окончательными, союзники считали, что Тирпиц все еще представляет потенциальную угрозу. [ 94 ] Соответственно, 9-я и 617-я эскадрильи предприняли еще две атаки на линкор после того, как он перешел в Тромсё 15 октября; эти операции было проще провести, чем операцию «Паравейн», поскольку порт находился в пределах досягаемости Ланкастеров, летающих с аэродромов на севере Шотландии. [ 83 ] [ 95 ] Первый рейд, операция «Обвиат» , состоялся 29 октября, но причинил линкору лишь незначительные повреждения. Во время последующей атаки, проведенной 12 ноября в рамках операции «Катехизис» , «Тирпиц» был поражен несколькими бомбами «Толлбой» и перевернулся, что привело к тяжелым человеческим жертвам среди ее экипажа. [ 96 ]
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ↑ Эйзенхауэр принимал участие в этом решении, поскольку бомбардировочное командование Королевских ВВС в то время под его командованием находилось для поддержки вторжения в Нормандию . [ 27 ]
- ↑ Во время Второй мировой войны британская секретная разведывательная служба сотрудничала с норвежскими властями в изгнании, отправив более 100 радиопередатчиков с норвежскими операторами в оккупированную немцами Норвегию. Первый передатчик вступил в строй 10 июня 1940 года, в тот же день, когда регулярные боевые действия в Норвегии прекратились . Агенты СИС, расположенные почти исключительно вдоль побережья, в основном сообщали о движении судов. В общей сложности около 200 норвежских агентов СИС тайно действовали в оккупированной Норвегии при поддержке около 2000 местных помощников. Из причастных к этому людей 26 агентов и по меньшей мере 9 местных жителей погибли либо в бою с немецкими войсками, либо казненные, либо умерли в результате плена. [ 46 ]
- ↑ Вебстер и Франкленд написали, что шесть «Ланкастеров» были списаны. [ 59 ] Свитман заявляет, что Макмаллен запросил разрешение передать Советскому Союзу шесть разбившихся «Ланкастеров» 18 сентября, но перечисляет 32 из 37 самолетов, которые первоначально прибыли в Советский Союз, как вылетевшие в Соединенное Королевство в период с 16 по 21 сентября. [ 60 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Бишоп 2012 , стр. 339, 341.
- ^ Эллис 1999 , стр. 294–295.
- ^ Беннетт 2012 , с. 9.
- ^ Фолкнер и Уилкинсон, 2012 , с. 109.
- ^ Свитман 2000 , стр. 14–16.
- ^ Свитман 2000 , стр. 16–17, 170.
- ^ Свитман 2000 , с. 27.
- ^ Свитман 2000 , стр. 31–33, 170.
- ^ Свитман 2000 , стр. 33–34, 170.
- ^ Свитман 2000 , с. 43.
- ^ Свитман 2000 , стр. 46–47.
- ^ Херингтон 1954 , стр. 295–297.
- ^ Свитман 2000 , с. 51.
- ^ «618-я эскадрилья» . Историческая структура Королевских ВВС . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 28 августа 2016 года . Проверено 30 июля 2016 г.
- ^ Свитман 2000 , стр. 51–52.
- ^ Свитман 2000 , с. 52.
- ^ Отдел тактических, торпедных и штабных обязанностей (Исторический раздел), 2012 г. , с. 135.
- ^ Свитман 2000 , с. 53.
- ^ Бишоп 2012 , с. 295.
- ^ Вудман 2004 , с. 340.
- ^ Беннетт 2012 , стр. 14–17.
- ^ Гарцке и Дулин 1985 , с. 267.
- ^ Роскилл 1961 , стр. 156, 170.
- ^ Роскилл 1961 , стр. 159–161.
- ^ Роскилл 1961 , стр. 156, 161.
- ^ Свитман 2000 , стр. 86–87.
- ^ Бишоп 2012 , с. 316.
- ^ Роскилл 1961 , с. 156.
- ^ Свитман 2000 , с. 88.
- ^ Бишоп 2012 , стр. 317, 319.
- ^ Бишоп 2012 , с. 319.
- ^ Свитман 2000 , с. 89.
- ^ Свитман 2000 , с. 95.
- ^ Свитман 2000 , с. 92.
- ^ Свитман 2000 , стр. 92–93.
- ^ Свитман 2000 , стр. 92, 94.
- ^ Свитман 2000 , стр. 95–96.
- ^ Свитман 2000 , с. 97.
- ^ Харрингтон 2015 , стр. 105, 108.
- ^ Свитман 2000 , стр. 97–98.
- ^ Свитман 2000 , с. 99.
- ^ Перейти обратно: а б с Свитман 2000 , с. 101.
- ^ Свитман 2000 , с. 98.
- ^ Перейти обратно: а б Бишоп 2012 , с. 331.
- ^ Перейти обратно: а б с Браун 1977 , с. 41.
- ^ Ноклеби 1995 , стр. 371–373.
- ^ Ноклеби 1988 , стр. 112.
- ^ Хафстен и др. 2005 , стр. 261–262.
- ^ Ноклеби 1988 , стр. 112–113.
- ^ Педерсен 1982 , стр. 114.
- ^ Ульштейн 1992 , стр. 94.
- ^ Ноклеби 1988 , стр. 113.
- ^ Бишоп 2012 , стр. 328–329.
- ^ Перейти обратно: а б с Свитман 2000 , с. 100.
- ^ Перейти обратно: а б Бишоп 2012 , с. 329.
- ^ Перейти обратно: а б Бишоп 2012 , с. 330.
- ^ Перейти обратно: а б Никол 2015 , с. 198.
- ^ Свитман 2000 , с. 106.
- ^ Перейти обратно: а б Вебстер и Франкленд, 1961 , с. 193.
- ^ Перейти обратно: а б с Свитман 2000 , стр. 116–117.
- ^ Перейти обратно: а б с Свитман 2000 , с. 107.
- ^ Бишоп 2012 , с. 332.
- ^ Бишоп 2012 , стр. 332–333.
- ^ Свитман 2000 , стр. 108–109.
- ^ Свитман 2000 , стр. 107–108.
- ^ Никол 2015 , с. 207.
- ^ Перейти обратно: а б Свитман 2000 , с. 111.
- ^ Свитман 2000 , стр. 109–111.
- ^ Бишоп 2012 , стр. 335–336.
- ^ Свитман 2000 , с. 119.
- ^ Никол 2015 , с. 208.
- ^ Перейти обратно: а б с Свитман 2000 , с. 112.
- ^ Вебстер и Франкленд 1961 , с. 194.
- ^ Перейти обратно: а б с Бишоп 2012 , с. 338.
- ^ Перейти обратно: а б с Свитман 2000 , стр. 113–114.
- ^ Роскилл 1961 , с. 162.
- ^ Перейти обратно: а б Зеттерлинг и Тамеландер 2009 , с. 293.
- ^ Свитман 2000 , с. 120.
- ^ Свитман 2000 , с. 115.
- ^ Никол 2015 , с. 211.
- ^ Бишоп 2012 , с. 339.
- ^ Перейти обратно: а б Свитман 2000 , с. 121.
- ^ Перейти обратно: а б Гарцке и Дулин 1985 , с. 268.
- ^ Свитман 2000 , стр. 115–116.
- ^ Зеттерлинг и Тамеландер 2009 , стр. 294.
- ^ Перейти обратно: а б Свитман 2000 , стр. 117–118.
- ^ Хинсли 1984 , с. 277.
- ^ Свитман 2000 , с. 118.
- ^ Кристенсен 1990 , стр. 254–255.
- ^ Ульштейн 1992 , стр. 469.
- ^ Рёрхольт и Торсен 1990 , стр. 399–400.
- ^ Бишоп 2012 , стр. 340–341.
- ^ Бишоп 2012 , с. 341.
- ^ Зеттерлинг и Тамеландер 2009 , стр. 295.
- ^ Беннетт 2012 , с. 19.
- ^ Беннетт 2012 , стр. 19–21.
Консультации по работам
[ редактировать ]- Беннетт, GH (2012). "Введение". В Беннетте, GH (ред.). Охота на Тирпиц: военно-морские операции против корабля-побратима Бисмарка . Плимут, Девон: Издательство Плимутского университета. стр. 7–25. ISBN 978-1-84102-310-6 .
- Бишоп, Патрик (2012). Цель Тирпиц . Лондон: Харпер Пресс. ISBN 978-0-00-743119-9 .
- Браун, Дэвид (1977). Тирпиц: Плавающая крепость . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 0-85368-341-7 .
- Кристенсен, Даг (1990). Скрытая рука: История Эйнара Йохансена — главного агента британцев в северной Норвегии во время войны [ Скрытая рука: История Эйнара Йохансена — главного агента британцев в северной Норвегии во время войны ] (на норвежском языке) . Осло: Плотина. ISBN 82-517-9982-1 .
- Эллис, Джон (1999). Один день в очень долгой войне: среда, 25 октября 1944 г. (ред. Пимлико). Лондон: Пимлико. ISBN 0-7126-7465-9 .
- Фолкнер, Маркус; Уилкинсон, Питер (2012). Война на море: Военно-морской атлас, 1939–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-560-8 .
- Гарцке, Уильям Х.; Дулин, Роберт О. (1985). Линкоры: линкоры стран Оси и нейтральных стран во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-101-0 .
- Хафстен, Бьёрн; Ларсстуволд, Ульф; Олсен, Бьёрн; Стенерсен, Стен (2005). Flyalarm - воздушная война над Норвегией 1939–1945 гг. [ Air Alert - Воздушная война над Норвегией 1939–1945 гг .] (на норвежском языке) (2-е, исправленное изд.). Осло: Издательство Sem & Stenersen. ISBN 82-7046-074-5 .
- Харрингтон, Джанин (2015). Группа RAF 100: Рождение радиоэлектронной борьбы . Страуд, Великобритания: Fonthill Media. ISBN 9781781554586 .
- Херингтон, Джон (1954). Воздушная война против Германии и Италии, 1939–1943 гг . Австралия в войне 1939–1945 годов . Серия 3 – Воздух. Том III. Канберра: Австралийский военный мемориал. OCLC 569627837 .
- Хинсли, Ф.Х.; и др. (1984). Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции. Том третий, часть I. История Второй мировой войны . Лондон: Канцелярия Ее Величества. ISBN 0-11-630935-0 .
- Никол, Джон (2015). После потопа: что дальше сделали строители дамб . Лондон: Уильям Коллинз. ISBN 978-0-00-810084-1 .
- Нёклеби, Берит (1988). Береги Тирпица! – Норвежские радиоагенты Секретной разведывательной службы, 1940–1945 гг. [ Берегите Тирпица! - Норвежские радиоагенты Секретной разведывательной службы 1940–1945 ] (на норвежском языке). Осло: Гильдендаль. ISBN 82-05-17705-8 .
- Нёклеби, Берит (1995). «Секретная разведывательная служба, СИС» . В Дале ; Героя ; Ноклебю ; Рингдал ; Соренсен (ред.). Норвежская военная энциклопедия 1940–1945 гг. (на норвежском языке). Осло: Каппелен. ISBN 82-02-14138-9 .
- Педерсен, Гуннар (1982). по 1945 год: Охота на Тирпица, трагедия Арной, операция МАРТИН и SEPALS ( Военное сопротивление на севере с 1940 на норвежском языке). Тромсё: Университетское издательство. ISBN 82-00-06328-3 .
- Рёрхольт, Бьёрн ; Торсен, Бьярне (1990). Солдаты-невидимки: рассказ норвежцев в секретной службе [ Солдаты-невидимки: рассказ норвежцев в секретной службе ] (на норвежском языке). Осло: Ашехог. ISBN 82-03-16046-8 .
- Роскилл, Юго-Запад (1961). Война на море 1939–1945 гг. Том III: Наступление, часть II . История Второй мировой войны. Лондон: Канцелярия Ее Величества. OCLC 59005418 .
- Свитман, Джон (2000). Тирпиц: Охота на зверя: Воздушные атаки на немецкий линкор, 1940–44 . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-822-4 .
- Отдел тактических, торпедных и штабных обязанностей (Исторический отдел) (2012 г.) [1944 г.]. «Атака морской авиации на Тирпиц (операция «Вольфрам») 3 апреля 1944 года». В Беннетте, GH (ред.). Охота на Тирпиц: военно-морские операции против корабля-побратима Бисмарка . Плимут, Соединенное Королевство: Издательство Плимутского университета. стр. 133–177. ISBN 978-1-84102-310-6 .
- Ульштейн, Рагнар (1992). «Разведывательная служба Норвегии 1940–45. 3: Сеть затянута» . Разведывательная служба Норвегии 1940–1945 [ Разведывательная служба Норвегии 1940–1945 ] (на норвежском языке). Том 3. Осло: Каппелен. ISBN 82-02-13822-1 .
- Вебстер, Чарльз; Франкленд, Ноубл (1961). Стратегическое воздушное наступление против Германии, Том III: Победа . История Второй мировой войны. Лондон: Канцелярия Ее Величества. OCLC 614956318 .
- Вудман, Ричард (2004). Арктические конвои: 1941–1945 (изд. В мягкой обложке). Лондон: Джон Мюррей. ISBN 0-7195-6617-7 .
- Зеттерлинг, Никлас; Тамеландер, Майкл (2009). Тирпиц: жизнь и смерть последнего суперлинкора Германии . Филадельфия: Каземат. ISBN 978-1-935149-18-7 .
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны на Западноевропейском театре военных действий.
- Военные отношения СССР и Великобритании
- Военные операции Второй мировой войны с участием Германии
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства
- 1944 год в Норвегии.
- Альта, Норвегия
- Конфликты 1944 года
- События сентября 1944 года
- Военные отношения Норвегии и Великобритании
- Военные отношения Германии и Великобритании