Короткий Стирлинг
Стерлинг | |
---|---|
![]() | |
Short Stirling Mk.I W7459 'O' № 1651 HCU (Heavy Conversion Unit) в полете, 1942 г. | |
Роль | Тяжелый бомбардировщик Планерный буксир |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Шорт Бразерс , Рочестер Шорт Бразерс и Харланд, Белфаст Остин Мотор Компани |
Дизайнер | Клод Липскомб / сэр Артур Гуж |
Первый полет | 14 мая 1939 г. |
Введение | 1940 |
Ушедший на пенсию | 1946 (Великобритания); 1951 (Египет) |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | Королевские ВВС Египетские ВВС |
Произведено | 1939–1945 |
Количество построенных | 2,371 [1] [2] |
Short Stirling — британский четырёхмоторный тяжёлый бомбардировщик времен Второй мировой войны . Он является первым четырехмоторным бомбардировщиком, принятым на вооружение Королевских ВВС (RAF).
Stirling был разработан в конце 1930-х годов компанией Short Brothers в соответствии с требованиями, изложенными в Министерства авиации спецификации B.12/36 . До этого ВВС были в первую очередь заинтересованы в разработке все более эффективных двухмоторных бомбардировщиков, но их убедили изучить перспективный четырехмоторный бомбардировщик в результате многообещающих зарубежных разработок в этой области. Из предложений, поданных в спецификацию, Supermarine предложила Type 317 , который был признан фаворитом, тогда как предложение Шорта, получившее название S.29, было выбрано в качестве альтернативы. Когда от предпочитаемого Type 317 пришлось отказаться, к производству приступил S.29, получивший впоследствии имя Stirling.
В начале 1941 года «Стирлинги» поступили на вооружение эскадрильи. Во время использования в качестве бомбардировщика пилоты хвалили этот тип за его способность обгонять ночные истребители противника и хорошие характеристики управляемости, тогда как потолок высоты часто подвергался критике. У «Стирлинга» была относительно короткая боевая карьера в качестве бомбардировщика, прежде чем с конца 1943 года его перевели на вторую линию из-за увеличения доступности более мощных самолетов «Хэндли Пейдж Галифакс» и «Авро Ланкастер» , которые взяли на себя стратегические бомбардировки Германии. Решения Министерства авиации относительно определенных требований к характеристикам (в первую очередь об ограничении размаха крыльев самолета до 100 футов [30 м]) сыграли свою роль в ограничении летно-технических характеристик «Стирлинга»; Ограничение в 100 футов также затрагивало более ранние модели Halifax (MkI и MkII), хотя Lancaster никогда его не придерживался. [3]
Во время дальнейшей службы «Стирлинг» использовался для минирования немецких портов; Новые и переоборудованные самолеты также использовались в качестве буксиров-планеров и самолетов снабжения во время вторжения союзников в Европу в 1944–1945 годах. После Второй мировой войны этот тип был быстро выведен из эксплуатации ВВС Великобритании, его заменил в транспортной роли Avro York , производный от Lancaster, который ранее вытеснил его из роли бомбардировщика. Несколько бывших военных «Стирлингов» были перестроены для гражданского рынка.
Разработка
[ редактировать ]
Происхождение
[ редактировать ]В 1930-е годы Королевские ВВС (RAF) интересовались в первую очередь двухмоторными бомбардировщиками . [4] Эти конструкции предъявляют ограниченные требования к производству и техническому обслуживанию двигателей, которые уже были увеличены с введением в эксплуатацию такого большого количества новых типов. Ограничения по мощности были настолько серьезными, что британцы вложили средства в разработку огромных двигателей мощностью 2000 лошадиных сил (1500 кВт) для повышения производительности. В конце 1930-х годов ни один из них не был готов к производству. Соединенные Штаты и Советский Союз занимались разработкой бомбардировщиков с четырьмя двигателями меньшего размера; Результаты этих проектов оказались обладающими благоприятными характеристиками, такими как отличная дальность полета и достаточная грузоподъемность, и в 1936 году ВВС Великобритании также решили изучить возможность создания четырехмоторного бомбардировщика. [4]
Министерство авиации опубликовало спецификацию B.12/36 на высокоскоростной дальний четырехмоторный стратегический бомбардировщик , который можно будет проектировать и строить на высокой скорости. [4] Бомбовая нагрузка должна была составлять максимум 14 000 фунтов (6 400 кг) на дальность действия 2 000 миль (3 200 км) или меньшая полезная нагрузка от 8 000 фунтов (3 600 кг) до 3 000 миль (4 800 км) (очень требовательно для того времени). ). Экипаж корабля должен был состоять из шести человек, а нормальная полная масса должна была составлять 48 000 фунтов, а максимальная перегрузочная масса также предусматривалась в 65 000 фунтов. [4] Самолет должен был быть способен летать со скоростью 230 миль в час или выше при полете на высоте 15 000 футов (4600 м), неся три орудийные башни (расположенные в носовой, средней и задней позициях) для защиты. [5]
Самолет также должен быть в состоянии использоваться в качестве военного транспорта для 24 солдат и иметь возможность использовать катапульту для взлета при большой нагрузке. [6] [5] Идея заключалась в том, что самолет будет доставлять войска в отдаленные уголки Британской империи , а затем поддерживать их бомбардировками. Чтобы облегчить эту задачу, а также облегчить производство, его необходимо было разобрать на части для транспортировки поездом. [7] Поскольку он мог действовать с ограниченных аэродромов в сельской местности, ему необходимо было взлетать с взлетно-посадочной полосы длиной 500 футов (150 м) и иметь возможность расчищать на конце деревья высотой 50 футов (15 м) - спецификация, с которой большинство небольших самолетов сегодня была бы проблема. Автор авиации Джеффри Норрис заметил, что строгие требования, предъявляемые в спецификации к перспективному самолету, чтобы он мог использовать существующую инфраструктуру, в частности указанный максимальный размах крыла в 100 футов, отрицательно повлияли на характеристики Стирлинга, такие как его относительно низкий потолок и его неспособность нести что-либо большее, чем 500-фунтовые бомбы. [4]
В середине 1936 года спецификация B.12/36 была разослана компаниям Supermarine , Boulton Paul , Handley Page и Armstrong Whitworth . В августе спецификация была распространена на остальную часть британской промышленности. [5] Компания Shorts не попала в число тех, кому было предложено участвовать в тендере на дизайн, позже была включена, поскольку у компании уже были аналогичные проекты, но при этом она располагала достаточным дизайнерским персоналом и производственными мощностями для выполнения производственных обязательств. Шорты производили несколько проектов четырехмоторных летающих лодок необходимого размера и создали свое предложение S.29, удалив нижнюю палубу и корпус лодки S.25 Sunderland . Новый дизайн S.29 был похож на Сандерленд; крылья и органы управления были такими же, конструкция была идентична, и даже сохранился небольшой изгиб вверх в задней части фюзеляжа, который изначально предназначался для защиты хвостовой части «Сандерленда» от морских брызг. Первоначально считалось, что S.29 способен развивать хорошие высотные характеристики. [4]
После конференции по тендерному проектированию в октябре 1936 года S.29 оказался последним в коротком списке рассматриваемых проектов. За Vickers Type 293 первым последовал Boulton Paul P.90, AW.42 Армстронга Уитворта, Supermarine Type 316, а затем Short S.29. Supermarine был заказан в виде прототипа (два самолета) как обновленный Supermarine Type 317. [Н 1] в январе 1937 года. Для страховки требовалась альтернативная конструкция Supermarine, и Шортс должен был построить ее, поскольку у них был опыт работы с четырехмоторными самолетами. Первоначальная конструкция подверглась критике при рассмотрении, и в феврале 1937 года министерство авиации предложило внести в нее изменения, в том числе рассмотреть возможность использования радиального двигателя Bristol Hercules в качестве альтернативы рядному Napier Dagger , увеличив практический потолок до 28 000 футов (несущего 2000 фунтов бомб) и уменьшение размаха крыла. [8] Компания Shorts приняла на себя этот большой объем работы по редизайну. Важность проекта возросла из-за смерти дизайнера Supermarine Реджинальда Митчелла , что вызвало сомнения в Министерстве авиации относительно способности Supermarine доставлять самолеты. [9] Два прототипа были заказаны у Shorts. [10]
В S.29 использовалось крыло Сандерленда длиной 114 футов (35 м), и его пришлось уменьшить до менее 100 футов (30 м). [Н 2] [12] [13] [4] Чтобы получить необходимую подъемную силу за счет более короткого размаха и лишнего веса, измененное крыло было утолщено и изменено. [4] Часто говорили, что размах крыла ограничен 100 футами, чтобы самолет мог поместиться в существующие ангары, но максимальный проем ангара составлял 112 футов (34 м), и спецификация требовала обслуживания на открытом воздухе. [7] Ограничение размаха крыльев было методом предотвращения слишком большого размера самолета. [14] В июне 1937 года S.29 был принят в качестве второй очереди для Supermarine Type 317 и официально заказан в октябре; Шортам и Супермарину были даны инструкции действовать. [4]
Прототипы
[ редактировать ]Министерство авиации выдало «Шортам» контракт № 672299/37, в рамках которого была заказана пара прототипов S.29. [4] Однако до этого Шортс решил применить успешный опыт, который был реализован с более ранней летающей лодкой Empire, по производству полумасштабной версии самолета, известной как S.31 (также известной внутри страны как M4). – согласно названию на хвостовом плавнике), чтобы доказать аэродинамические характеристики конструкции. [4] S.31, который в основном состоял из дерева, был оснащен четырьмя двигателями Pobjoy Niagara , имел убирающуюся ходовую часть, открывающиеся двери бомбового отсека и другие меры, позволяющие реалистично представлять более крупный серийный самолет. Он был построен на Шорта в Рочестере . заводе [15]

19 сентября 1938 года S.31 совершил свой первый полет , пилотируемый главным летчиком-испытателем Шортса Дж. Ланкестером Паркером . Впечатленный его характеристиками, 21 октября 1938 года Паркер перелетел на S.31 в британские ВВС Мартлшам-Хит , Саффолк , где он был оценен Экспериментальным институтом самолетов и вооружения и получил в основном положительные отзывы. [16] Среди отзывов пилотов была одна заметная критика: длина разбега считалась чрезмерной и желательны улучшения. Чтобы исправить это, потребовалось увеличить угол наклона крыла для взлета; однако, если бы само крыло было модифицировано, во время крейсерского полета самолет летал бы с опущенным носом (как в Armstrong Whitworth Whitley ); внесение этого изменения было осложнено еще и тем, что работы на производственной линии уже достигли продвинутой стадии. Таким образом, Шортс удлинил стойки шасси, чтобы поднять нос при взлете, что привело к его веретенообразному шасси, что, в свою очередь, способствовало множеству аварий при взлете и посадке. [17]
Для проверки S.31 также получил удлиненную ходовую часть; последующие испытания не выявили необходимости в дальнейших модификациях в этом отношении. [16] Другие внесенные модификации включали использование более крупного хвостового оперения с обычными рулями высоты для улучшения управляемости в кормовой части. Подошва S.31 была списана после аварии при взлете на авиабазе RAF Stradishall в Саффолке в феврале 1944 года. Тем временем, еще до того, как любой из прототипов поднялся в воздух, министерство авиации решило запустить S.29 в производство «с чертежной доски». в ответ на сообщения о дальнейшем увеличении численности немецких Люфтваффе . [15]
14 мая 1939 года первый S.29, получивший к этому моменту служебное название «Стерлинг» в честь шотландского города , совершил свой первый полет, но при приземлении один из тормозов заблокировался, в результате чего самолет вылетел за пределы самолета. взлетно-посадочная полоса и шасси разрушились. В результате повреждений первый прототип был списан. [4] [18] [19] В результате модернизации ходовой части на второй прототип были установлены значительно более прочные и тяжелые стойки. 3 декабря 1939 года второй прототип совершил свой первый полет. [4]
Производство
[ редактировать ]До Мюнхенского соглашения 1938 года Шортс получила пару заказов на «Стирлинг», каждый на производство 100 самолетов; однако после Мюнхена Министерство авиационного производства (MAP) приняло «План L», согласно которому заказы Стерлинга были быстро увеличены до 1500 самолетов. [20] В дополнение к контрактам, расширяющим запланированные работы в Рочестере и Белфасте ; некоторые дополнительные контракты были заключены с Austin Motors на производство на их заводе в Лонгбридже и с Rootes , которые должны были производить этот тип на своем новом теневом заводе в Сток-он-Трент . На пике своего развития производственная деятельность на «Стерлинге» велась в общей сложности на 20 заводах. [20] По словам Норриса, хотя в конструкции самолета была заложена возможность разбирать производство «Стирлингов», на практике строгий контроль за работами оставался необходимым. [20] Для координации подхода к рассредоточенному производству, принятого для Stirling, Shorts и MAP, была создана разъездная группа из 600 инженеров-технологов и чертежников , которые регулярно ездили по Соединенному Королевству на соответствующие производственные предприятия. [20]

7 мая 1940 года первый серийный «Стирлинг» совершил свой первый полет. [16] По словам Норриса, первоначальные темпы производства были разочаровывающими, отчасти из-за задержек с поставками станков и поковок . Утверждалось также, что на производство «Стирлингов» негативно повлияло решение лорда Бивербрука , MAP, который приказал изменить приоритет с четырехмоторных бомбардировщиков на истребители и двухмоторные самолеты для замены тех, которые были потеряны во время битвы при Британия . [21] В августе 1940 года на заводе в Рочестере началось серийное производство «Стирлингов». [ нужна ссылка ]
Производство «Стирлингов» было отложено из-за продолжающихся бомбардировок Люфтваффе. [22] Этот район, в котором располагался ряд крупных авиационных фирм, подвергся сильным бомбардировкам в первые дни битвы за Британию, включая один знаменитый налет на малых высотах группы Dornier Do 17 . Несколько завершенных «Стирлингов» были уничтожены на земле, а заводы были серьезно повреждены, что привело к остановке производства почти на год. Часть производства была перенесена на завод в Остине в Лонгбридже в Кофтон-Хакетте , к югу от Бирмингема . Производственная линия в Лонгбридже в конечном итоге произвела около 150 Стирлингов. [23]
С этого момента завод в Белфасте становился все более важным, поскольку считалось, что он находится далеко за пределами досягаемости немецких бомбардировщиков. Однако Белфаст и авиазавод подверглись бомбардировкам немецкой авиации в течение пасхальной недели 1941 года. Чтобы удовлетворить возросшую потребность в самолетах во время войны, заводы-спутники недалеко от Белфаста работали в Олдергроуве и Магхаберри, производя между ними 232 Стирлинга. В 1940 году в результате бомбардировки был поврежден завод Supermarine в Вулстоне и незавершенные прототипы Type 316. В ноябре 1940 года разработка модели 316 была официально прекращена, в результате чего Стирлинг остался единственным проектом B.12/36.
Первые несколько самолетов Stirling Mk.I были оснащены двигателями Bristol Hercules II, но большинство из них вместо этого были построены с более мощными двигателями Hercules XI мощностью 1500 л.с. (1100 кВт).
Предлагаемые разработки
[ редактировать ]Еще до того, как Stirling был запущен в производство, Шорт усовершенствовал первоначальную конструкцию S.34, стремясь соответствовать спецификации B.1/39. Он должен был быть оснащен четырьмя двигателями Bristol Hercules 17 SM, оптимизированными для полетов на большой высоте. Новая конструкция отличалась крыльями с увеличенным размахом и переработанным фюзеляжем, способным нести спинные и подфюзеляжные турели с механическим приводом, каждая из которых была оснащена четырьмя 20-мм пушками Hispano; несмотря на очевидный прирост производительности и возможностей, министерство авиации не заинтересовалось.
В 1941 году было решено, что «Стирлинги» будут производиться в Канаде , и был заключен первоначальный контракт на поставку 140 самолетов. [24] Двигатели Hercules, получившие обозначение Stirling Mk.II, должны были быть заменены двигателями Wright GR-2600-A5B Twin Cyclone мощностью 1600 л.с. (1200 кВт) ; пара прототипов была переоборудована из самолетов Mk.I. Однако было решено расторгнуть контракт в пользу производства других самолетов; таким образом, производство Mk.II так и не было завершено. [24]
Шорты также занимались разработкой Стирлинга для потенциального использования на гражданском рынке. [25] Получивший обозначение S.37, это был полностью оснащенный транспортный самолет, способный вместить 30 пассажиров и построенный в соответствии с гражданскими стандартами. Единственный прототип, известный как Silver Stirling , был переоборудован из самолета Mk.V; однако, отчасти из-за более высокого уровня интереса, проявленного к более многообещающей гражданской версии Handley-Page Halifax, это предложение не вызвало большого официального интереса. [26]
В 1941 году Шорт предложил разработать новый вариант Стирлинга — S.36. [Н 3] который в публикации компании получил прозвище «Супер Стирлинг». [25] Этот самолет должен был иметь размах крыла 135 футов 9 дюймов (41,38 м), четыре радиальных крыла Bristol Centaurus и максимальную взлетную массу 104 000 фунтов (47 000 кг). Прогнозируемые характеристики включали скорость 300 миль в час (480 км/ч) и дальность действия 4000 миль (6400 км), а также боевую нагрузку 10 000 фунтов (4500 кг) на расстояние 2300 миль (3700 км) или 23 500 фунтов. (10700 кг) на протяжении более 1000 миль (1600 км). Оборонительное вооружение S.36 должно было состоять из 10 пулеметов BMG калибра .50 , установленных в трех башнях. [27]
Первоначально S.36 был принят к испытаниям в соответствии со спецификацией B.8/41, которая была специально написана для этого типа, и был размещен заказ на пару прототипов. Однако Артур Харрис , как командующий бомбардировочным командованием , считал, что достижение серийного производства этого типа займет слишком много времени и что лучше направить усилия на оснащение существующей конструкции улучшенными двигателями Hercules с целью обеспечения более высокой эксплуатационной высоты. потолок. Хотя штаб ВВС первоначально счел это предложение привлекательным, в конечном итоге было решено вместо этого отдать предпочтение увеличению темпов производства конкурирующего самолета Avro Lancaster. [25] В мае 1942 года Шортсу сообщили, что министерство авиации не будет продолжать проект; в августе 1942 года Шортс решил прекратить все работы. [27]
Дизайн
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]
Short Stirling представлял собой четырехмоторный моноплан, тяжелый бомбардировщик- предназначенный для обеспечения ранее непревзойденного уровня стратегических бомбардировочных возможностей Королевских ВВС (RAF). Он был оснащен четырьмя Bristol Hercules радиальными двигателями , расположенными поперек его среднего крыла. [28] «Стирлинг» отличался тем, что был единственным британским бомбардировщиком того периода, который с самого начала проектировался с четырьмя двигателями: Avro Lancaster представлял собой Avro Manchester с модернизированным двигателем и увеличенным размахом крыла , в то время как Halifax планировалось оснастить двигателем. с двумя двигателями Rolls-Royce Vulture , но в 1937 году он был аналогичным образом переработан для использования четырех двигателей Merlin. [4] [Н 4]
Хотя он меньше, чем обе довоенные американские модели XBLR (размах крыла 149 футов, 35-тонный Boeing XB-15 и размах крыла 212 футов, 79-тонный Douglas XB-19 ), но почти такой же большой, как современные советские экспериментальные конструкции тяжелого бомбардировщика [ нужна ссылка ] , у «Стирлинга» была значительно большая мощность и гораздо лучшая полезная нагрузка и дальность полета, чем у самолетов любой британской авиационной фирмы. Огромная бомбовая нагрузка в 14 000 фунтов (6,25 длинных тонн, 6340 кг) вывела его в отдельный класс, что вдвое больше, чем у любого другого бомбардировщика. Он был длиннее и выше, чем его пришедшие на смену Handley Page Halifax и Avro Lancaster, но оба они изначально были спроектированы так, чтобы иметь два двигателя.
Размещение экипажа
[ редактировать ]
В типичных операциях большинство вариантов «Стирлинга» летали с экипажем из семи человек, выполнявшим несколько различных ролей. Им управляла пара пилотов, которых поддерживали штурман / наводчик бомбы , передний стрелок / радист , еще два стрелка и бортинженер . [30] Бортинженер и радист размещались в кабине прямо перед передней кромкой крыла, а прямо перед ними находился штурманский пост. Два пилота находились в полностью застекленной кабине экипажа, расположенной на уровне передней части бомбовых ячеек; Наличие отдельного поста бортинженера привело к тому, что кабина имела относительно простой внешний вид по сравнению с большинством бомбардировщиков Королевских ВВС. [31]
Кабина летных офицеров была оснащена многочисленными органами управления и функциями; слева от первого пилота находились органы управления автопилотом и Р.4 компас ; Пилот также был снабжен лучевым индикатором захода на посадку (для облегчения посадки в ночное время) и индикатором визуального контура пеленгации в дополнение к стандартным органам управления полетом. [31] Переключатели закрылков и указатели положения располагались на центральной панели между двумя пилотами, а главные топливные краны располагались над ними на крыше; Органы управления дроссельной заслонкой и смесью также обычно располагались между пилотами. Предусматривалось лишь ограниченное оборудование двигателя, такое как указатели частоты вращения двигателя и указатели наддува. [31]
Штурман/наводчик бомбы будет выполнять последнюю из этих функций, находясь лежа в носовой части самолета. [31] Для наведения бомбы были предусмотрены дрейфовый прицел, камера и рулевое управление автопилотом; непосредственно над этой позицией находилась передняя башня бомбардировщика. Сразу за местом радиста центральная часть крыла пересекала фюзеляж; Пространство над ним использовалось для хранения кислородных баллонов, а пространство внизу использовалось как койка для отдыха . [31] За зоной отдыха непрерывная палуба проходила по всей длине бомбовых ячеек до места, где на ранних серийных самолетах устанавливалась выдвижная подфюзеляжная турель; Внутреннее пространство в кормовой части этой позиции использовалось для хранения огневых поплавков и разведывательных ракет , а также аварийного люка, туалета , задней позиции башни и двери входа для экипажа на левом борту. [32]
«Стирлинг» был вооружен носовой и хвостовой турелями (последняя отличалась широкими углами обстрела), а также единственной выдвижной подфюзеляжной («мусорной») башней, расположенной сразу за бомбовым отсеком. Это оказалось почти бесполезным из-за стесненных условий, а также отвлекало внимание от того, что башня имела тенденцию падать и ударяться о землю при рулении по неровностям. [32] Выдвижную башню практически с самого начала сняли и временно заменили балочными люками для установки пар пулеметов, пока не удалось установить двухорудийную спинную башню. [20] У этой башни, получившей обозначение FN.7A, также были проблемы; у него была металлическая задняя часть с аварийным люком, использовать который оказалось практически невозможно.
Stirling Mk.III, представленный в 1943 году, был похож на Mk.I, за исключением улучшенных двигателей Hercules VI или XVI мощностью 1635 л.с. (1219 кВт), которые увеличили максимальную скорость с 255 до 270 миль в час (с 410 до 435 км/ч). час). Mk.III использовал полностью остекленную дорсальную башню (тот же FN.50, что и у Lancaster), имевшую больше места и улучшенный обзор. Ранние Stirlings Mk.III были оснащены 12,7-мм пулеметом Browning в заднем аварийном люке (за плексигласовым щитом) для отражения немецких ночных истребителей, использующих систему Schräge Musik . [33] Более поздние «Стирлинги» были оснащены улучшенной дистанционно управляемой подфюзеляжной башней FN.64 с низким лобовым сопротивлением или радаром H2S . [34] Mk.III Stirlings также были оснащены системами электронного противодействия, такими как подфюзеляжные антенны для системы постановки помех «Мандрель» , а также подфюзеляжный «оконный» желоб для помех радарам «Фрейя» и «Вюрцбург» . Mk.III Stirlings также были оснащены подфюзеляжной антенной для системы маяков слепого захода на посадку , которая представляла собой средство слепой посадки , и задним радаром предупреждения Monica в хвостовой башне. [33]
Структура
[ редактировать ]
Конструкция Stirling во многом схожа с более ранними Short Empire летающими лодками . [4] свободнонесущее среднерасположенное крыло, в котором использовалась конструкция из двух лонжеронов, покрытая листами из алюминиевого сплава, приклепанными заподлицо с внутренними лонжеронами и нервюрами . Одним из примеров конструктивного сходства было [35] В крыле размещались три больших самоуплотняющихся топливных бака внутри лонжеронной фермы, а также четвертый несамоуплотняющийся топливный бак в передней кромке корневой , части крыла что обеспечивало общий объем бака в 2254 галлона. Внутри крыльевых бомбовых отсеков также можно было установить до шести перегонных цистерн, чтобы добавить еще 220 галлонов. [35] Значительное внимание было уделено уменьшению лобового сопротивления – все заклепки были расположены заподлицо, а панели изогнуты, чтобы не было краев – но камуфляжная краска, вероятно, свела на нет это преимущество. [ нужна ссылка ] Крыло было оснащено закрылками Gouge, аналогичными таковым на летающих лодках.
Фюзеляж «Стирлинга» отличался от летающих лодок Шорта: он был построен из четырех секций и имел непрерывные стрингеры в каждой секции, а не прерывания стрингеров на каждом шпангоуте, как это принято в Шортс. [31] Четыре секции соединялись с помощью натяжных болтов через перемычки концевых рам. Нижние стороны лонжеронных балок центроплана совпадали с главной палубой самолета, которая поддерживалась тремя продольными балками, образувшими три параллельных бомбовых отсека. [31] Бомбовые ячейки были разделены на 19-футовые отсеки, достаточные для размещения обычных 500-фунтовых бомб или 2000-фунтовых бронебойных бомб, но не более того. [31]
Гидравлическая энергия использовалась для различных целей по всему Стерлингу. [32] Носовая и спинная турели приводились в движение сдвоенным насосом, приводимым в действие внутренним левым двигателем, а задняя башня приводилась в действие одним насосом, приводимым в действие внутренним двигателем правого борта. Пульсации в гидролиниях сглаживались рядом рекуператоров; Немецкие летчики-истребители вскоре узнали, что, стреляя в область вокруг знаков, нарисованных на фюзеляже, можно вывести из строя две из трех башен, а рекуператоры были перенесены в более поздние модели «Стирлингов», чтобы уменьшить их уязвимость. [20]
Первая серийная модель Stirling была оснащена Bristol Hercules II радиальным двигателем , который размещался в полностью монококовых гондолах . [35] После появления улучшенного двигателя Hercules XI были включены новые опоры двигателя со сварной стальной трубчатой рамой, дальнейшие изменения были внесены в установку силовых агрегатов, которые впоследствии были внесены компанией Bristol. Гидравлическое управление дроссельной заслонкой было источником медленной реакции и раздражения и часто оказывалось опасным во время взлета. [36]
Летные характеристики
[ редактировать ]
В отчетах пилотов обычно сообщается, что после взлета на «Шорт Стирлинге» было приятно летать, он был на удивление маневренным для такого большого самолета и не имел никаких недостатков. По словам Норриса, «Стирлинг» был «более маневренным и отзывчивым, чем любой другой самолет в своем классе». [4] Недостатки самолета в плане низкого потолка и ограниченной дальности полета во многом прощаются в автобиографиях пилотов. [37] Однако «Стирлинг» продемонстрировал некоторые ужасные летные характеристики во время взлета и посадки.
Как класс, большие и тяжелые четырехмоторные бомбардировщики с хвостовым колесом, такие как «Стирлинг», «Хэндли Пейдж Галифакс» , «Авро Ланкастер» и «Боинг B-17 Flying Fortress» , могут оказаться неудобными при взлете и посадке, особенно для относительно молодых и неопытных новичков. пилоты, составлявшие подавляющее большинство расширяющихся военно-воздушных сил Содружества и США. Более поздние конструкции тяжелых бомбардировщиков, такие как Consolidated B-24 Liberator и Boeing B-29 Superfortress, использовали конфигурацию с носовым колесом (трехколесным велосипедом), как и большинство успешных четырехмоторных коммерческих самолетов в послевоенные годы. Самолетами с трехколесным двигателем обычно легче управлять при взлете, посадке и во время руления, а также упрощаются погрузка и обслуживание грузов, поскольку кабина, двигатели и другие системы расположены ближе к земле. Длинная ходовая часть «Стирлинга» стала результатом запроса Королевских ВВС, стремившихся увеличить наклон крыла . [4] [Н 5]
Short Stirling имел особенно сложные летные характеристики на взлете и посадке даже по сравнению с другими современниками с хвостовым колесом. После серии серьезных аварий и полных потерь самолетов, связанных с неуправляемыми контурами заземления при взлете, Королевские ВВС внедрили специальную программу обучения и сертификации для всех потенциальных пилотов Стирлинга. Правильная техника взлета включала в себя открытие дроссельной заслонки правого двигателя в течение первых 20 секунд разбега до тех пор, пока руль направления не стал эффективным для управления. Если бы все четыре дросселя были выдвинуты вперед одновременно, самолет отклонился бы вправо, стал бы неуправляемым и часто разрушал шасси, что могло бы иметь катастрофические последствия, если бы самолет был загружен бомбами и топливом. [38]
При выходе на посадку «Шорт Стирлинг» имел тенденцию внезапно сваливаться и «падать камнем» на взлетно-посадочную полосу. У такого тяжелого самолета «выброшенная» посадка могла привести к серьезным повреждениям конструкции. [38] За время эксплуатации нередки были «выпадающие» посадки, приводившие к списанию «Стирлингов» или других крупных четырехмоторных бомбардировщиков и пригодных только на запчасти.
Операционная история
[ редактировать ]В июле 1940 года из Рочестера отбыл первый серийный «Стирлинг»; в августе 1940 года он был доставлен в 7-ю эскадрилью авиабазы Королевских ВВС Лиминг , Северный Йоркшир . [22] После четырехмесячного периода отработки, в течение которого экипажи адаптировались к эксплуатации этого типа, «Стирлинг» достиг боеспособного состояния в январе 1941 года. В ночь с 10 на 11 февраля 1941 года был выполнен первый боевой боевой вылет, выполненный первыми тремя самолетами. Стирлингов против резервуаров для хранения топлива во Влаардингене недалеко от Роттердама в Нидерландах , все бомбардировщики, кроме двух, были задействованы во время миссии, которая, как считалось, прошла гладко. [22] К концу 1941 года было построено более 150 «Стирлингов», которыми были оснащены три эскадрильи Королевских ВВС. «Стирлинги» участвовали в дневных и ночных бомбардировках и оказались наиболее способными противостоять самолетам-перехватчикам противника , используя широкомасштабное сочетание истребителей и бомбардировщиков в так называемых операциях «Цирка» . [22]

С конца 1941 года «Стирлинги» играли новаторскую роль в формировании эскадрилий следопытов ВВС Великобритании , специализированных эскадрилий навигации и целеуказания для помощи эскадрильям главных сил. [22] С весны 1942 года количество «Стирлингов» на вооружении стало увеличиваться. [39] [40] С мая 1943 года налеты на Германию часто проводились с использованием одновременно более сотни бомбардировщиков «Стирлинг». [41] «Стирлинги» были среди бомбардировщиков британских ВВС, использованных во время первого налета 1000 бомбардировщиков на Кельн . [42] Норрис заметил, что к 1942 году этот тип «нанес много наказаний немцам, а также доказывал, что сам может вынести наказание в невероятной степени». [43] Было несколько инцидентов, когда поврежденные самолеты, например, самолет «Стирлинг», потерпевший лобовое столкновение с истребителем Мессершмитт Bf 109 над Гамбургом , смогли вернуться на базу. [42]
Несмотря на «разочаровывающие характеристики» на максимальной высоте, пилоты Стирлинга были рады обнаружить, что благодаря толстому крылу они могут обогнать Юнкерс Ju 88 и Мессершмитт Bf 110, с которыми они столкнулись. [44] Его управляемость была намного лучше, чем у Галифакса, и некоторые предпочитали его Ланкастеру. Основываясь на его летных характеристиках, флайт-лейтенант Мюррей Педен ( RCAF ) из 214-й эскадрильи RAF охарактеризовал «Стирлинг» как «один из лучших самолетов, когда-либо построенных». [45] Следствием толстого крыла стал низкий потолок; многие миссии выполнялись на высоте 12 000 футов (3700 м). Это было недостатком, если экипажи атаковали Италию и им приходилось лететь через (а не «над ними») Альпы . Когда «Стирлинги» действовали вместе с другими бомбардировщиками британских ВВС, которые могли летать выше, Люфтваффе сосредоточило свое внимание на «Стирлингах». В течение пяти месяцев с момента внедрения 67 из 84 самолетов были потеряны в результате действий противника или списаны после аварий.
Максимальная бомбовая нагрузка «Стирлинга» могла нести всего около 590 миль (950 км). Во время типичных миссий вглубь Германии или Италии переносился меньший груз массой 3500 фунтов (1600 кг), состоящий из семи 500-фунтовых (230 кг) бомб GP; эта полезная нагрузка находилась в пределах той, которую уже несли средние бомбардировщики Королевских ВВС , такие как Vickers Wellington и к 1944 году De Havilland Mosquito . Возможно, самым большим недостатком конструкции было то, что, хотя бомбовый отсек был большим, длиной 40 футов (12 м), он имел пару структурных перегородок, которые проходили посередине, ограничивая размер бомбового отсека не более чем 2000-фунтовым бомбоубежищем. (910 кг) бомба. [46] » весом 4000 фунтов (1800 кг) Когда Королевские ВВС начали использовать « печенье и еще более крупные «специальные», «Стирлинг» стал менее полезным. Handley-Page Halifax и особенно Avro Lancaster предлагали лучшие характеристики, и когда с 1943 года эти самолеты стали доступны в большем количестве, «Стирлингам» были отведены второстепенные задачи. [24] [N 6]
За время службы этого типа в бомбардировочном командовании «Стирлинги» совершили в общей сложности 14 500 боевых вылетов, в ходе которых было сброшено 27 000 тонн бомб; 582 самолета были потеряны в боях, еще 119 списаны. К декабрю 1943 года «Стирлинги» были сняты с фронтовой службы в качестве бомбардировщиков. [24] Самолеты оставались на вооружении для проведения минных постановок в окрестностях немецких портов («Садоводство»), радиоэлектронного противодействия , высадки шпионов в глубокий тыл противника в ночное время и буксировки планеров.


В 1943 году было признано, что возникнет потребность в мощных самолетах, способных буксировать тяжелые транспортные планеры , таких как General Aircraft Hamilcar и Airspeed Horsa . Было обнаружено, что Stirling превосходно подойдет для этой роли. В конце 1943 года 143 бомбардировщика Mk.III были переоборудованы в Stirling Mk.IV без носовой и спинной турелей, которые использовались для буксировки планеров и десантирования парашютистов, в дополнение к 461 выпущенному Mk.IV. Эти самолеты использовались для переброски сухопутных войск союзников во время битвы за Нормандию и операции Market Garden . 6 июня 1944 года несколько «Стирлингов» также использовались в операции «Глиммер» для точной установки шаблонов «Окно» для создания радиолокационных изображений флота-ловушки вторжения. [48]
В мае 1944 года 138-я эскадрилья (особого назначения) приобрела 22 «Стирлинга» для поддержки групп сопротивления, организованных Управлением специальных операций в Европе. Стандартные контейнеры типа «С» для оружия и других запасов можно было загружать в бомбоотсек и сбрасывать как боекомплект бомб. «Стирлинг» мог нести 18 таких самолетов; особо большая нагрузка. [49] Корзины меньшего размера или пакеты могли перевозиться в просторной задней части фюзеляжа «Стирлинга» и вручную сбрасываться диспетчером через дыру в полу. Эксперименты с роликовым конвейером, позволяющим сбрасывать эти пакеты быстрее, чем диспетчер, были отложены до конца войны из-за опасений, что это повлечет за собой слишком быстрое изменение центра тяжести самолета. [50]
С конца 1944 года было построено 160 специальных транспортных вариантов Stirling Mk V , у которых была удалена хвостовая башня и добавлен новый носовой проем; большинство из них было завершено после войны. К 1946 году «Стирлинги» транспортного командования были выведены из эксплуатации и заменены « Авро Йорком» , который был транспортной модификацией «Ланкастера», который ранее заменил «Стирлингов» в роли бомбардировщика. [51] Хотя многие самолеты были списаны, 12 «Стирлингов» были модифицированы в соответствии со стандартами S.37 и проданы бельгийскому чартерному оператору Trans-Air в мае 1947 года. [51]
Получатели Креста Виктории
[ редактировать ]В знак признания их доблестных подвигов два пилота Стерлинга были посмертно награждены Крестом Виктории (VC). Оба пилота имели звание летного сержанта (Flt Sgt) и оба участвовали в бомбардировках Турина . Флот-сержант Родон Хьюм Миддлтон ( RAAF ) получил свой VC, когда служил капитаном «Стирлинга» из 149-й эскадрильи RAF во время рейда в ноябре 1942 года. [42] Миддлтон был тяжело ранен и потерял сознание прямым попаданием зенитного снаряда. Придя в сознание, Миддлтон настоял на том, чтобы второй пилот сержант Лесли Хайдер перевязал ему собственные раны, в то время как Миддлтон управлял сильно поврежденным бомбардировщиком. После того, как стало ясно, что крушение неизбежно, Миддлтон приказал остальным членам экипажа покинуть «Стирлинг», сохраняя при этом управление. Он погиб вместе с двумя последними членами экипажа, спасавшимися с парашютом. [52] Исполняющий обязанности флайт-сержанта Артур Луи Аарон был награжден своим венчурным капиталом как капитан 218-й эскадрильи Стерлинга во время рейда на Турин в августе 1943 года. [24] Аарон был тяжело ранен во время пилотирования самолета и отказался отдыхать, направив бортинженера, исполнявшего обязанности второго пилота, лететь в аэропорт Рабах Битат (аэродром Бон), Алжир ; он умер после благополучной посадки самолета. [24]
Служба с другими странами
[ редактировать ]В приложении к роману KG 200 «Стирлинг» указан как самолет, находившийся на борту немецкого секретного оперативного подразделения Kampfgeschwader 200 (KG 200), которое тестировало, оценивало и иногда тайно эксплуатировало захваченные самолеты противника. [53] Шесть «Стирлингов» были закуплены ВВС Египта для использования в Арабо-израильской войне 1948 года , сформировав 8-ю бомбардировочную эскадрилью. Они совершили несколько воздушных налетов на израильские цели во время войны 1948 года, один из них был потерян либо в результате несчастного случая, либо в результате диверсии. Остальные пять, похоже, были списаны или списаны к 1951 году. [54]
Операторы
[ редактировать ]- Trans-Air , позже известный как Air Transport (Послевоенное гражданское использование, всего 10 самолетов, 9 из которых перешли в ВВС Египта. 10-й (OO-XAC, бывший PK172) разбился во время операций в Куньмине , Китай) [55] [56]
- № 7-й эскадрильи RAF , август 1940 г. - июль 1943 г.
- 15-я эскадрилья RAF , апрель 1941 г. - декабрь 1943 г.
- № 46-й эскадрильи RAF , январь 1945 г. - февраль 1946 г.
- № 48-й эскадрильи RAF - транспортная версия Stirling Mk V
- № 51-я эскадрилья RAF , июнь 1945 г. - февраль 1946 г.
- 75-я эскадрилья (Новая Зеландия) , октябрь 1942 г. - март 1944 г.
- № 90-й эскадрильи RAF , ноябрь 1942 г. - июнь 1944 г.
- № 138-й эскадрильи RAF , июнь 1944 г. - март 1945 г.
- Нет. 148-я эскадрилья RAF , ноябрь 1944 г. - декабрь 1944 г.
- № 149-й эскадрильи RAF , ноябрь 1941 г. - сентябрь 1944 г.
- Нет. 158-я эскадрилья RAF , июнь 1945 г. - декабрь 1945 г.
- № 161-й эскадрильи RAF , апрель 1942 г. - июнь 1945 г.
- 171-я эскадрилья RAF , сентябрь 1944 г. - январь 1945 г.
- 190-я эскадрилья RAF , январь 1944 г. - май 1945 г.
- № 196-й эскадрильи RAF, июль 1943 г. - март 1946 г.
- № 199-й эскадрильи RAF, июль 1943 г. - март 1945 г.
- № 214-й эскадрильи RAF , апрель 1942 г. - январь 1944 г.
- № 218-й эскадрильи RAF , январь 1942 г. - август 1944 г.
- № 242-й эскадрильи RAF , февраль 1945 г. - декабрь 1945 г.
- № 295-й эскадрильи RAF, июль 1944 г. - январь 1946 г.
- № 299-й эскадрильи RAF , январь 1944 г. - февраль 1946 г.
- № 513-й эскадрильи RAF , сентябрь 1943 г. - ноябрь 1943 г.
- № 525-й эскадрильи RAF , июнь 1944 г. - август 1944 г.
- № 570-й эскадрильи RAF, июль 1944 г. - январь 1946 г.
- № 620-й эскадрильи RAF , июнь 1943 г. - июль 1945 г.
- № 622-й эскадрильи RAF , август 1943 г. - декабрь 1943 г.
- № 623-й эскадрильи RAF , август 1943 г. - декабрь 1943 г.
- № 624-й эскадрильи RAF , июнь 1944 г. - сентябрь 1944 г.
Варианты
[ редактировать ]- Короткий S.31
- Полумасштабный летающий испытательный стенд с четырьмя Pobjoy Niagara . 7-цилиндровыми радиальными двигателями
- Стирлинг I
- Оснащен двигателями Bristol Hercules XI .
- Стирлинг II
- Оснащен двигателями Wright R-2600 Twin Cyclone мощностью 1600 л.с. (1200 кВт) . Построено четыре прототипа. [33]
- Стирлинг III
- Тяжелый бомбардировщик с двигателями Bristol Hercules XVI .
- Стирлинг IV
- Десантно-десантный и планерно-буксирующий десантный транспорт с двигателями Bristol Hercules XVI .
- Stirling V
- Грузовой самолет с двигателями Bristol Hercules XVI .
Выживший самолет
[ редактировать ]Stirling BK716 был поднят с помощью грейфера в период с 31 августа по 9 октября 2020 года в Маркермере , Нидерланды, и его части будут выставлены на обозрение. [61] [62] [63]
Две части Стирлингов выставлены в музеях. [64] В Музее военной авиации во Вро, Франция, представлены секции задней части фюзеляжа Stirling LK142 , самолета № 196-й эскадрильи британских ВВС, разбившегося возле Спинкура 24 сентября 1944 года. Вторая часть находится в Музее Влигбасис в Дилене, Нидерланды , и принадлежит 299-й эскадрилье RAF Stirling LK545, разбившейся недалеко от Неймегена 23 сентября 1944 года. Часть фюзеляжа была отрезана и использована в качестве свинарника на ферме в Бёнинген , пока в 2003 году не был передан музею.
В сентябре 2019 года, через 75 лет после освобождения южных Нидерландов, начались раскопки на Стерлинге W7630 в аббатстве Лилбош недалеко от Пей, Эхт, Нидерланды , который разбился 10 сентября 1942 года. Экипаж не пережил катастрофу, и команда раскопок ожидает, что останутся останки. быть найденным и ожидать, что обломки будут зарыты в землю на глубине 9,8 футов (3 м). Раскопки были отложены на многие годы, поскольку самолет был серьезно поврежден при ударе, и неизвестно, присутствуют ли там неразорвавшиеся бомбы. [65]
В 1986 году Ассоциация подводных лодок Королевских ВВС расследовала подъем 196-й эскадрильи RAF Stirling EF311 , которая покинула берег Селси Билл 26 августа 1943 года. [66] [ нужна страница ] Осмотрев затонувший корабль, находившийся на глубине 60 футов (18 м), группа решила не продолжать работу.
В 1994 году та же группа рассматривала возможность поднятия самолета Stirling LJ925 № 196-й эскадрильи , который разбился 25 февраля 1945 года на озере Хелен, недалеко от Арендала, Норвегия и который был обнаружен на глубине 35 футов (11 м) в грязи. и стружки коры деревьев. От этого плана также отказались, хотя группа нашла лопасть винта.
Во время подготовки к прокладке электрического кабеля North Sea Link между Англией и Норвегией были обнаружены останки, предположительно принадлежавшие Стирлингу в 2017 году в Северном море . [67]
Из-за отсутствия сохранившихся самолетов в конце 1990-х годов был создан «Проект самолета Стирлинга», чтобы воссоздать переднюю часть фюзеляжа самолета «Стирлинг», в основном из нового производства. [68]
Технические характеристики (короткий Стирлинг I)
[ редактировать ]
Данные с корабля «Шорт Стирлинг», самолет в профиле номер 142 , [51] Рейс Интернэшнл [69]
Общие характеристики
- Экипаж: 7 человек (первый и второй пилот, штурман/наводчик бомбы, передний стрелок/оператор ВТ, два воздушных стрелка и бортинженер) [30]
- Длина: 87 футов 3 дюйма (26,59 м) [69]
- Размах крыльев: 99 футов 1 дюйм (30,20 м) [69]
- Высота: 22 фута 9 дюймов (6,93 м) [69]
- Площадь крыла: 1460 кв. футов (136 м ). 2 ) [69]
- Соотношение сторон : 6,5:1
- Пустой вес: 49 600 фунтов (22 498 кг)
- Полная масса: 59 400 фунтов (26 943 кг)
- Максимальный взлетный вес: 70 000 фунтов (31 751 кг) [70]
- Силовая установка: 4 Bristol Hercules XI с воздушным охлаждением, мощностью 1500 л.с. (1100 кВт) каждый. 14-цилиндровых радиально-поршневых двигателя
- Гребные винты: 3-лопастной металлический гребной винт с постоянной скоростью и полным флюгированием, диаметр 13 футов 6 дюймов (4,11 м).
Производительность
- Максимальная скорость: 282 миль в час (454 км/ч, 245 узлов) на высоте 12 500 футов (3800 м) [70]
- Крейсерская скорость: 200 миль в час (320 км/ч, 170 узлов) [70]
- Диапазон: 2330 миль (3750 км, 2020 миль)
- Практический потолок: 16 500 футов (5 000 м)
- Скорость набора высоты: 800 футов/мин (4,1 м/с).
Вооружение
- Орудия: 8 калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) пулеметов Браунинга : 2 в носовой турели с электроприводом, 4 в хвостовой турели, 2 в спинной турели.
- Бомбы: до 14 000 фунтов (6 400 кг) бомб. [71]
См. также
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
![]() | |
![]() | |
![]() |
Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Авро Ланкастер
- Боинг B-17 Летающая крепость
- Консолидированный B-24 Либерейтор
- Хэндли Пейдж Галифакс
- Petlyakov Pe-8
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Тип 317 имел увеличенную площадь крыла по сравнению с Типом 316 и два киля. Supermarine было приказано не продолжать разработку альтернативы с двигателем Merlin, Type 318, и сосредоточиться на Type 317.
- ^ Современная спецификация P.13/36, которая привела к созданию Handley Page Halifax и Avro Manchester, предназначалась для двухмоторных самолетов, которые должны были иметь тот же вес, что и спецификация бомбардировщика B.1/35 , которая также была ограничена размахом крыла 100 футов. , но «намного меньше и быстрее». [11]
- ^ Не путать с прототипом легкого самолета, построенного в 1912 году и также известного как Short S.36.
- ^ Двигатель Vulture, который предпочитался для больших двухмоторных бомбардировщиков, таких как Avro Manchester и первоначальная конструкция Handley Page Halifax, не получил такого большого развития из-за сосредоточения внимания на Merlin, и на вооружении он показал низкую надежность. [29]
- ↑ По словам Джеффри Норриса, Шортс стремился увеличить размах крыльев для «Стирлинга», чтобы улучшить его характеристики, но это решение было отклонено, и это нанесло ущерб этому типу во время его эксплуатации. [2]
- ^ «Ланкастер» мог нести вдвое большую бомбовую нагрузку «Стирлинга» на большие расстояния и был как минимум на 40 миль в час (64 км / ч) быстрее, имея рабочую высоту примерно на 4000 футов (1200 м) выше. [47]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Анджелуччи, Энцо (1988). Боевой самолет Второй мировой войны . Книги Ориона. ISBN 0-517-64179-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Норрис 1966 , с. 16
- ^ Бингэм. Галифакс – не имеет себе равных . Эйрлайф. п. 17.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Норрис 1966 , с. 3
- ^ Перейти обратно: а б с Баттлер 2004 , с. 96
- ^ Барнс 1967 , с. 371.
- ^ Перейти обратно: а б Рейс 29 января 1942 г. , с. 96
- ^ Баттлер 2004 , с. 98
- ^ Баттлер 2004 , с. 99
- ^ Баттлер 2004 , с. 99.
- ^ Баттлер 2004 , с. 101.
- ^ Понедельник 1994 , с. 189.
- ^ Винчестер 2005 , с. 48.
- ^ Баттлер 2004 , с. 100
- ^ Перейти обратно: а б Норрис 1966 , стр. 3–4.
- ^ Перейти обратно: а б с Норрис 1966 , с. 4
- ^ Винчестер 2005 , с. 49.
- ^ Холл 1998 , с. 5
- ^ Бойер 2002 , с. 30
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Норрис 1966 , с. 7
- ^ Норрис 1966 , стр. 7, 10.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Норрис 1966 , с. 10
- ^ "Производство Кофтона Хакетта". Архивировано 23 августа 2012 года на сайте Wayback Machine austinmemories.com . Проверено: 27 декабря 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Норрис 1966 , с. 12
- ^ Перейти обратно: а б с Норрис 1966 , с. 13
- ^ Норрис 1966 , стр. 13–14.
- ^ Перейти обратно: а б Баттлер 2004 , стр. 115–116.
- ^ Норрис 1966 , стр. 4–5.
- ^ Мейсон 1994 , с. 329.
- ^ Перейти обратно: а б Рейс 29 января 1942 г. , с. 100
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Норрис 1966 , с. 6
- ^ Перейти обратно: а б с Норрис 1966 , стр. 6–7.
- ^ Перейти обратно: а б с Маккей, Рон (1989). Короткий Стирлинг в действии . Кэрроллтон, Техас: Публикации Squadron/Signal. стр. 15–20. ISBN 0-89747-228-4 . OCLC 21336415 .
- ^ Барнс 1967 , стр. 377–378.
- ^ Перейти обратно: а б с Норрис 1966 , с. 5
- ^ Норрис 1966 , стр. 5–6.
- ^ Педен 1997 , с. 227
- ^ Перейти обратно: а б Педен 1997 , стр. 232–233.
- ^ Бойер 2002 , стр. 53–54.
- ^ Бойер 2002 , стр. 142–146.
- ^ Бойер 2002 , с. 203.
- ^ Перейти обратно: а б с Норрис 1966 , с. 11
- ^ Норрис 1966 , стр. 10–11.
- ^ Башоу 2005 , с. 39.
- ^ Педен 1979 , с. 229.
- ^ «Стирлингская эскадрилья» . Полет . 3 октября 1941 года. Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года . Проверено 27 декабря 2009 г.
- ^ Мейсон 1994 , стр. 315–316.
- ^ Интервью на DVD «Помни Стерлинга». Проект Стерлинга . Проверено: 27 декабря 2009 г.
- ^ Фут, МРД (1999). Руководитель специальных операций 1940–1946 гг . Пимлико. стр. 95, 96. ISBN. 0-7126-6585-4 .
- ^ Бойс, Фредерик; Эверетт, Дуглас (2003). ГП: Научные тайны . Саттон. стр. 188, 189. ISBN. 0-7509-4005-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с Норрис 1966 , с. 14
- ^ Норрис 1966 , стр. 11–12.
- ^ Гилман и Клайв 1978 , стр. 314.
- ^ Кроуфорд, Алекс. «Стирлинги в Египте» . ACIG.org . Проверено 30 января 2013 г.
- ^ Холл 1998 , стр. 18, 23–24.
- ^ Кроуфорд, Алекс. «Стирлинги в Египте». acig.org . Проверено: 27 декабря 2009 г.
- ^ Трипитис, Яннис. «Стирлинги в Египте». pegelsoft.nl . Проверено: 27 декабря 2009 г.
- ^ Гилман и Клайв 1978 , стр. 314.
- ^ Гомерсолл 1979 , стр. 20–23.
- ^ Фальконер 1995 , стр. 187–201.
- ^ «Разбившийся бомбардировщик времен Второй мировой войны» . Гемеенте Алмере . Алмере, Нидерланды . Проверено 28 февраля 2022 г.
- ^ «Самолет времен Второй мировой войны найден затонувшим в озере в Нидерландах» . Новости Би-би-си . 25 января 2020 г. Проверено 12 июля 2020 г.
- ^ Ригби, Ник (5 сентября 2020 г.). «Сын артиллериста времен Второй мировой войны приветствует восстановление разбившегося бомбардировщика» . Новости Би-би-си . Проверено 6 сентября 2020 г.
- ^ Ломбарди, Пино (2016). Короткий Стирлинг: первый из тяжелых бомбардировщиков британских ВВС . Фонтхилл Медиа. ISBN 978-1781554739 .
- ^ Ховер, Хенк (3 сентября 2019 г.). « После многих лет борьбы начинается восстановление обломков самолета Пей » [После многих лет дискуссий начинается восстановление обломков самолета Пей]. L1 Лимбург (на голландском языке) . Проверено 19 сентября 2019 г.
- ^ Кэмпбелл, Ральф (1995). Мы летели при лунном свете . Ориллия, Онтарио: Публикации Керри Хилла. п. 71. ИСБН 0-9680257-0-6 .
- ^ « Останки бомбардировщика времен Второй мировой войны найдены в Северном море» . Новости Би-би-си . 27 августа 2017 г. Проверено 28 августа 2017 г.
- ^ Кларингбоулд, Майкл (12 декабря 2011 г.). «Warbirds: воссоздание единственного в мире полного короткометражного Стирлинга» . www.australianflying.com.au . Проверено 14 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Рейс 29 января 1942 г. , с. 98
- ^ Перейти обратно: а б с Баттлер 2004 , с. 113
- ^ «Короткий Стирлинг» . Музей следопытов . РАФ. Архивировано из оригинала 26 августа 2009 года . Проверено 27 декабря 2009 г.
Библиография
[ редактировать ]- Барнс, CF (1967). Шорты Самолеты с 1900 года . Лондон: Патнэм. OCLC 493114510 .
- Башоу, Д.Л. (2005). Нет более гордого места: канадцы и опыт бомбардировочного командования, 1939–1945 гг . Сент-Катаринс, Онтарио: Vanwell Publishing. ISBN 1-55125-098-5 .
- Бойер, Майкл Дж. Ф. (2002). История Стерлинга . Манчестер, Великобритания: Креси. ISBN 0-947554-91-2 .
- Баттлер, Т. (2004). Истребители и бомбардировщики, 1935–1950 гг . Британские секретные проекты. Том. III. Хинкли, Кент, Великобритания: Midlands Publishing. ISBN 978-1-85780-179-8 .
- Фальконер, Дж. (1995). Стирлинг в бою . Страуд, Глостершир, Великобритания: Sutton Publishing. ISBN 0-7509-4114-6 .
- Гилман, доктор медицинских наук; Клайв, Дж. (1978). КГ 200 . Лондон: Пан Книги.
- Гомерсолл, Б. (1979). Файл Стирлинга . Тонбридж, Кент, Великобритания: Публикации Air Britain и авиационных археологов. ISBN 0-85130-072-3 .
- Холл, AW (1998). Короткий Стирлинг . Боевая раскраска. Том. 15. Милтон Кейнс, Бакингемшир, Великобритания: Hall Park Books. OCLC 826644289 .
- Лоуренс, Джозеф (1945). Книга самолетов наблюдателя . Лондон и Нью-Йорк: Фредерик Уорн и компания.
- Мейсон, ФК (1994). Британский бомбардировщик с 1914 года . Лондон: Книги Патнэма по аэронавтике. ISBN 0-85177-861-5 .
- Монди, Д. (1994). Британские самолеты времен Второй мировой войны . Лондон: Книги Чартвелла. ISBN 0-7858-0146-4 .
- Норрис, Джеффри (1966). Короткий Стирлинг . Самолет в профиле номер 142. Виндзор, Беркшир, Великобритания: Profile Publications Ltd.
- Педен, Мюррей (1979). Падет тысяча . Ститтсвилл, Онтарио: «Канадские крылья». ISBN 0-920002-07-2 – через Archive.org.
- Педен, Мюррей (1997). Тысяча падет (Обновленное издание). Торонто: Стоддарт. ISBN 0-7737-5967-0 .
- «Короткий Стирлинг: первые подробности о самом большом бомбардировщике Великобритании: четырехмоторном типе с маневренностью истребителя» . Полет . Том. XLI, нет. 1727. 29 января 1942. стр. 94–101. Архивировано из оригинала 29 марта 2019 года.
- Уорнер, Гай (июль – август 2002 г.). «От Бомбея до Bombardier: авиационное производство в Сиденхеме, часть первая». Любитель воздуха . № 100. С. 13–24. ISSN 0143-5450 .
- Винчестер, Дж. (2005). Худший самолет в мире: от новаторских неудач до многомиллионных катастроф . Лондон: Янтарные книги. ISBN 1-904687-34-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бойер, Майкл Дж. Ф. Бомбардировщик Стерлинга . Лондон: Фабер и Фабер Лтд., 1980. ISBN 0-571-11101-7 .
- Фальконер, Джонатан. Стирлинг на войне . Шеппертон, Суррей, Великобритания: Ian Allan Ltd., 1991. ISBN 0-7110-2022-1 .
- Фальконер, Джонатан. «Крылья Стирлинга»: Короткий Стирлинг отправляется на войну . Страуд, Глостершир, Великобритания: Budding Books, 1997. ISBN 1-84015-004-1 .
- Грин, Уильям и Суонборо, Гордон. «Десять долгих лет короткого Стерлинга». Air Enthusiast , № 10, июль – сентябрь 1979 г., стр. 42–50. ISSN 0143-5450
- Маккей, Рон. Короткий Стирлинг в действии, самолет номер 96 . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications Inc., 1989. ISBN 0-89747-228-4 .
- Поттен, Чарли. «7 х х х 90» (История бомбардировщика «Стерлинг» и его экипажа) . Самостоятельное издание, 1986.
- Коротко о Стирлинге, серия № 1 по истории авиации . Кидлингтон, Оксфорд, Великобритания: Wingspan Publications, 1974. ISBN 0-903456-03-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Производство самолетов Остин и Лонгбридж
- Стирлингское авиационное общество
- Питера ван Гельдерена Сайт бомбардировщика Стерлинга
- Экипажи бомбардировщиков Стерлинга и их опыт
- Проект Стерлинга
- Стирлинг в цифровом архиве Международного центра управления бомбардировочной авиацией.
- Британский бомбардировщик 1930-х годов.
- Британский военно-транспортный самолет 1940-х годов.
- Самолет «Шорт Бразерс»
- Британские бомбардировщики времен Второй мировой войны
- Планерные буксиры
- Четырехмоторный самолет-тягач
- Среднеплановый самолет
- Самолет совершил первый полет в 1939 году.
- Тяжелые бомбардировщики времен Второй мировой войны
- Четырехмоторный поршневой самолет