Феликстоу Ф.5
Феликстоу Ф.5 | |
---|---|
![]() | |
Felixstowe F.5 в строю, 1928 год. [ 1 ] | |
Роль | Военная летающая лодка |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Экспериментальная станция гидросамолетов (1) Короткие братья (23) Дик, Керр и компания (2) Производственная компания Феникс Динамо (17) Госпортская авиастроительная компания (10) СЭ Сондерс Лтд. Boulton Paul Ltd (только корпуса) Компания по производству самолетов, ООО Военно-морской технический арсенал Йокосука (10) Военно-морской арсенал Хиро (60) Айти (40) |
Дизайнер | Джон Сирил Порт |
Первый полет | ноябрь 1917 г. |
Введение | 1918 |
Ушедший на пенсию | 1930 |
Основные пользователи | Королевские ВВС ВМС США ( F5L ) Императорский флот Японии |
Количество построенных | 163 (Ф.5); 227 (Ф5Л) |
Разработано на основе | Феликстоу Ф.2 |
Варианты | Феликстоу F5L Хиро H1H |
Felixstowe F.5 — британская времен Первой мировой войны, летающая лодка спроектированная лейтенантом-коммандером Джоном Сирилом Порте (RN) с экспериментальной станции гидросамолетов Феликстоу в .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Порте спроектировал улучшенный корпус для более крупной летающей лодки Curtiss H-12 , в результате чего была создана Felixstowe F.2 A, которая значительно превосходила оригинальную лодку Curtiss. Он поступил в производство и на вооружение как патрульный самолет. первый прототип Felixstowe F.3 В феврале 1917 года поднялся в воздух . Он был больше и тяжелее, чем F.2, что давало ему большую дальность полета и большую бомбовую нагрузку, но меньшую маневренность. Felixstowe F.5 был призван объединить хорошие качества F.2 и F.3, при этом прототип (N90) совершил первый полет в ноябре 1917 года. Прототип показал превосходящие качества по сравнению со своими предшественниками, но серийная версия была модифицирована, чтобы сделать широкое использование компонентов F.3 для упрощения производства, что дает более низкую производительность, чем у F.2A или F.3. [ нужна ссылка ]
Операционная история
[ редактировать ]F.5 не поступил на вооружение до окончания Первой мировой войны , но заменил более ранние лодки Felixstowe (вместе с машинами Curtiss), чтобы служить Королевских ВВС стандартной летающей лодкой (RAF) до тех пор, пока не будет заменен. на борту Supermarine Southampton в 1925 году. [ нужна ссылка ]
Варианты
[ редактировать ]- N90
- N90 был серийным экземпляром министерства авиации прототипа Felixstowe F.5, построенного Экспериментальной станцией гидросамолетов.
- Феликстоу Ф.5
- Основной серийный вариант, построенный субподрядчиками, отличался от прототипа использованием компонентов Felixstowe F.3 для упрощения производства.
- Феликстоу F5L
- Американская версия F.5 с двумя двигателями Liberty ; 137 построено заводом Naval Aircraft Factory (США), 60 — компанией Curtiss Aviation (США) и 30 — компанией Canadian Airplanes Limited (Канада). [ нужна ссылка ]
- Госпорт Летающая лодка
F.5 авиастроительной компании Госпорта в Калшоте , восьмой из заказанной партии из 50 самолетов. [ 2 ] - Один из десяти самолетов Королевских ВВС, построенных авиастроительной компанией Госпорта, был зарегистрирован как летающая лодка Госпорта в 1919 году и появился на Первой выставке воздушного транспорта в Амстердаме в августе 1919 года. [ 3 ]
- Госпорт Пожарный
- Предлагаемая 10-местная версия F.5 предназначена для перевозки людей и материалов к месту лесного пожара или чрезвычайной ситуации. [ 4 ] [ 5 ]
- Госпорт G5
- Предлагаемая гражданская версия F.5 для двух членов экипажа и шести пассажиров, почты и груза или отдельно, оснащенная двумя Rolls-Royce Eagle VIII мощностью 365 л.с. , Napier Lion мощностью 450 л.с. или Cosmos Jupiter двигателями мощностью 500 л.с. Как и описанный выше пожарный , G5 может быть адаптирован для работы в отдаленных районах для обнаружения лесных пожаров и транспортировки персонала и противопожарного оборудования. [ 5 ] [ 6 ]
- Госпорт G5a
- Предлагаемый меньший вариант G5 с размахом 97 футов 6 дюймов и длиной 46 футов для двух членов экипажа и шести пассажиров с увеличенной грузоподъемностью. [ 5 ] [ 6 ]
- Аэромарин 75
- Американская гражданская версия Felixstowe F5L, восьмерка, переоборудованная Aeromarine Plane and Motor Company для трех членов экипажа, 10–14 пассажиров и почты, оснащенная двумя Liberty 12A двигателями . Вступил в строй 1 ноября 1920 г. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Первый бортовой фильм, показанный на самолете Aeromarine 75 во время выставки Pageant of Progress в Чикаго , август 1921 года.
- Военно-Морской Флот Ф.5
- Усовершенствованная японская версия F.5, известная как Navy F.5, использовавшаяся Императорским флотом Японии (IJN) в период с 1922 по 1930 год. Военно-морской арсенал Хиро первым построил по лицензии Felixstowe F.5 с октября 1921 года, Аити продолжил производство. до 1929 года. [ 10 ]
- Корпус Сондерса
- В 1922 году компания SE Saunders получила контракт на исследование преимуществ деревянного корпуса туннельного типа по сравнению с цельнометаллическим корпусом, построенным Short Brothers. [ нужна ссылка ]
- Новый вентилируемый корпус с полым днищем был запатентован компанией Saunders и установлен на F.5 (N178), самолете, доставленном в Экспериментальный завод морской авиации в сентябре 1924 года, однако испытания были краткими, и к середине 1925 года он был разобран и сдан на слом. Конструкция Short Brothers доказала преимущества металлических корпусов. [ нужна ссылка ]
- Короткий S.2
Прототип Short S.2 (N177) на заводе Short Brothers Works, Рочестер, Кент , 1924 год. - В 1924 году Министерство авиации объявило тендер на поставку двух корпусов современной конструкции, соответствующих крыльям и хвостовому оперению F.5. Компания Short Brothers представила предложение по цельнометаллическому корпусу, разработанному на базе Short Silver Streak . [ нужна ссылка ]
- Построенный из дюралюминия , который в то время был в значительной степени неиспытанным и ненадежным материалом, самолет впервые поднялся в воздух 5 января 1925 года и 14 марта был доставлен в Экспериментальный центр морской авиации в Феликстоу , где он подвергся серии напряженных испытаний, включая сброс самолета на воду, остановив его на высоте 30 футов (9 м): самолет выдержал все испытания, и через год проверка выявила лишь незначительную коррозию. [ нужна ссылка ]
- После этого все летающие лодки Short имели металлическую конструкцию, и другие производители следовали той же практике, разрабатывая свои собственные методы строительства. Испытания позволили преодолеть официальное сопротивление использованию дюраля и привели к заказу на прототип Short Singapore. [ 11 ] (N179).
- Хиро H1H
- Hiro Naval Arsenal произвел свой собственный вариант Navy F.5 , как H1H . Первая версия Navy Type 15 с деревянным корпусом оснащалась двигателями Lorraine W-12 или BMW VII , Type 15-1 имел увеличенный размах крыла, а Type 15-2 имел цельнометаллический корпус и четырехъядерный самолет. лопастные пропеллеры. Он был отправлен в отставку в 1938 году . [ 12 ] [ 13 ]
- Атлантическое побережье Эйрвэйз F5L
- Американская гражданская версия бывшего ВМС США Felixstowe F5L , переоборудованная для авиакомпании Atlantic Coast Airway Corporation в Делавэре ; Сообщается, что первый рейс 26 августа 1928 года вмещал 25 пассажиров. Оснащен Hamilton из алюминиевого сплава. двухлопастными пропеллерами [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]
Операторы
[ редактировать ]- Королевские ВВС - обычно формируются из полетов RNAS.
- Госпортская авиастроительная и машиностроительная компания – одна гражданская зарегистрированная Ф.5.

Япония - (послевоенное)
- Воздушная служба Императорского флота Японии - лицензия построена Военно-морским арсеналом Хиро и Айти.
Технические характеристики (F.5)
[ редактировать ]
Данные самолетов Королевских ВВС. [ 18 ]
Общие характеристики
- Экипаж: четыре
- Длина: 49 футов 3 дюйма (15 м)
- Размах крыльев: 103 фута 8 дюймов (31,6 м)
- Высота: 18 футов 9 дюймов (5,7 м)
- Площадь крыла: 1409 кв. футов (131 м 2 ) 2 )
- Пустой вес: 9100 фунтов (4128 кг)
- Полная масса: 12 682 фунта (5 753 кг)
- Силовая установка: 2 × Rolls-Royce Eagle VIII, V-12, по 345 л.с. (257 кВт) каждый
Производительность
- Максимальная скорость: 76 узлов (88 миль в час, 142 км/ч) на высоте 2000 футов (610 м)
- Выносливость: семь часов.
- Практический потолок: 6800 футов (2073 м)
- Время набора высоты: от 30 минут до 6500 футов (1980 м)
Вооружение
- Орудия: 4 орудия Льюиса (одно в носовой части, три в миделе)
- Бомбы: до 920 фунтов (417 кг) бомб под крыльями.
См. также
[ редактировать ]
Связанные разработки
- Феликстоу Ф.2
- Феликстоу Ф.3
- Феликстоу Ф.4 Фьюри [ 6 ]
- Феликстоу F5L
- Короткометражный №3 Кромарти
- Хиро H1H
- Завод военно-морских самолетов ПН
- Короткий Сингапур
- Холл РН
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Феникс П.5 Корк
- Викерс Валентия
- Английский Электрик Кингстон
- Супермарин Лебедь
- Супермарин Саутгемптон
- Сондерс А.14
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ «Феликсстоу F.5, N4568, в строю с другим самолетом, 1928 год» . Музей Королевских ВВС . Хендон. 1928 год . Проверено 23 января 2017 г.
- ^ Коуин, Хью В. (1999). Пионеры авиации . Оспри . Проверено 13 февраля 2017 г.
- ^ Джексон 1974, с. 342
- ^ «Госпортские летающие лодки» . Полет . 31 июля 1919 г. с. 1006.
- ^ Jump up to: а б с Брюс, 23 декабря 1955 г., с.931.
- ^ Jump up to: а б с «Некоторые летающие лодки Госпорта за 1920 год» . Полет . 25 декабря 1919 г., стр. 1657–1658. Архивировано из оригинала 1 августа 2015 года.
- ^ Спунер, Стэнли, изд. (5 августа 1920 г.). «Летающая лодка-лимузин Aeromarine» . Полет . XII (606).
- ^ Джонстон, ER (2009). «Часть 1: Ранняя эпоха, 1912–1928» . Американские летающие лодки и самолеты-амфибии: иллюстрированная история (иллюстрированное издание). МакФарланд. п. 11. ISBN 978-0786439744 .
- ^ Кусров; Ларсон, Дэниел; Бьорн (2017). «Веб-сайт об Aeromarine Airways, авиакомпании-пионере в авиации США» . Сайт Аэромарина . Проверено 14 июля 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Летающая лодка Хиро (Хирошо) ВМС типа F.5» . Японские самолеты времен Второй мировой войны . Архивировано из оригинала 31 декабря 2014 года . Проверено 31 декабря 2014 г.
- ^ Барнс 1967, с. 197.
- ^ Микеш, Роберт С.; Абэ, Шорзо (1990). Японские самолеты 1910–1941 гг . Мэриленд, 21402: Издательство Военно-морского института, Аннаполис. ISBN 1-55750-563-2 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Янушевский, Тадеуш; Залевский, Ключштоф (2000). Японская морская авиация 1912-1945 гг . тил2, Леопард. ISBN 83-86776-00-5 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Путешественники на самолете, чтобы услышать звуковые изображения» . Сан-Антонио Экспресс. 24 августа 1928 года . Проверено 14 октября 2023 г.
- ^ Ларссон; Зекрия, Бьёрн; Дэвид (9 апреля 2004 г.). «Атлантик Кост Эйруэйз» . изображения расписания авиакомпаний . Изображения расписания авиакомпаний . Проверено 27 сентября 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Фортье, Ренальд (3 апреля 2018 г.). «Самый дорогой магазин сэндвичей на планете Земля, Часть 1» . Канал Ингениум . Ингениум . Проверено 31 августа 2023 г.
- ^ Фортье, Ренальд (9 апреля 2018 г.). «Самый дорогой магазин сэндвичей на планете Земля, Часть 2» . Канал Ингениум . Ингениум . Проверено 31 августа 2023 г.
- ^ Тетфорд 1979
- ^ Эванс; Питти, Дэвид К.; Марк Р. (2012). Кайгун: стратегия, тактика и технологии в Императорском флоте Японии 1887–1941 (иллюстрированное издание). Издательство Сифорт. стр. 179–181. ISBN 978-1-84832-159-5 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
Библиография
- Барнс, CH Shorts Самолеты с 1900 года . Лондон: Патнэм, 1967.
- Дж. М., Брюс (2 декабря 1955 г.), «Летающие лодки Феликстоу (Исторический военный самолет № 11, часть 1)» , Flight , стр. 842–846, заархивировано из оригинала 7 ноября 2018 г.
- Дж. М., Брюс (16 декабря 1955 г.), «Летающие лодки Феликстоу (Исторический военный самолет № 11, часть 2)» , Flight , стр. 895–898, заархивировано из оригинала 3 августа 2016 г.
- Дж. М., Брюс (23 декабря 1955 г.), «Летающие лодки Феликстоу (исторический военный самолет № 11, часть 3)» , Flight , vol. 68, нет. 2448, стр. 929–932, заархивировано из оригинала 5 марта 2016 г.
- Дональд, Дэвид и Джон Лейк, ред. Энциклопедия мировой военной авиации . Лондон: Издательство AIRtime, 1996. ISBN 1-880588-24-2 .
- А. Дж. Джексон, Британские гражданские самолеты с 1919 г., том 2, Putnam & Company, Лондон, 1974 г., ISBN 0-370-10010-7
- Тейлор, Майкл Дж. Х., изд. Энциклопедия авиации Джейн . Лондон: Studio Editions, Ltd., 1989. ISBN 0-517-10316-8 .
- Тетфорд, Оуэн. Самолеты Королевских ВВС с 1918 года . Лондон: Патнэм и компания, 1979. ISBN 0-370-30186-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Первый визит английской летающей лодки в Кристиану : фильм о прибытии и пролете летающей лодки RAF Felixstowe F.5 (N4044) в Кристиании (позже Осло ), Норвегия, июль 1919 года.
- Королевские ВВС : фильм о самолетах ВВС флота и самолетах, действующих с береговых баз, включая F.5, 1925 год.
- Летающие лодки Феликстоу