Боинг EA-18G Гроулер
EA-18G Гроулер | |
---|---|
![]() | |
EA-18G ВМС США в полете над Тихим океаном | |
Роль | Самолет радиоэлектронной борьбы |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Боинг |
Первый полет | 15 августа 2006 г. |
Введение | 22 сентября 2009 г. [1] |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | ВМС США Королевские ВВС Австралии |
Произведено | 2004 – настоящее время |
Количество построенных | 172 по состоянию на октябрь 2021 г. [2] |
Разработано на основе | Боинг F/A-18F Супер Хорнет |
Boeing EA-18G Growler — американский палубный самолёт радиоэлектронной борьбы , специализированная версия двухместного Boeing F/A-18F Super Hornet . EA-18G заменил Northrop Grumman EA-6B Prowlers, стоящие на вооружении ВМС США . Growler Возможности радиоэлектронной борьбы в первую очередь обеспечиваются компанией Northrop Grumman . Производство EA-18G началось в 2007 году и поступило на вооружение ВМС США в конце 2009 года. Австралия также приобрела тринадцать самолетов EA-18G, которые поступили на вооружение Королевских ВВС Австралии в 2017 году.
Разработка
[ редактировать ]Требование и тестирование
[ редактировать ]
15 ноября 2001 года компания Boeing успешно завершила первый демонстрационный полет F/A-18F «F-1», оснащенного системой радиоэлектронной борьбы ALQ-99 , который будет служить концептуальным самолетом EA-18 Airborne Electronic Attack (AEA). [3] В декабре 2003 года ВМС США заключили с компанией Boeing контракт на разработку EA-18G. В качестве основного подрядчика компания Boeing должна была построить носовую часть фюзеляжа и крылья, а также выполнить окончательную сборку. Northrop Grumman была основным субподрядчиком планера, и они поставляли центральную и кормовую части фюзеляжа, а также основную электронную боевую систему. [1] [4] В 2003 году ВМФ рассчитывал получить 90 EA-18G. [5]
Первый испытательный самолет EA-18G поступил в производство 22 октября 2004 года. [6] Первый испытательный самолет, известный как EA-1, был выпущен 3 августа 2006 года, а затем совершил свой первый полет в Сент-Луисе 15 августа 2006 года; Позже он был переправлен на военно-морскую авиабазу Патаксент-Ривер , штат Мэриленд, 22 сентября 2006 года. [7] [8] Центра испытаний и оценки воздушной боевой среды (ACETEF) EA-1 в первую очередь поддерживает наземные испытания в безэховой камере .
Второй самолет (ЕА-2) совершил первый полет 10 ноября 2006 г. [9] и был доставлен на авиабазу Патаксент-Ривер 29 ноября 2006 года. [10] EA-2 - это летно-испытательный самолет AEA, который первоначально летал на Атлантическом испытательном полигоне (ATR) Пакс-Ривер для отладочных испытаний системы AEA, а затем перешел на полигон электронного боя (ECR или «эхо-полигон») на военно-морской базе воздушного вооружения Китая. Озеро в Калифорнии. Оба самолета приписаны к VX-23 «Salty Dogs». EA-1 и EA-2 — это F/A-18F F-134 и F-135, снятые с производственной линии в Сент-Луисе и модифицированные компанией Boeing до конфигурации EA-18G. Однако, поскольку изначально они не строились как Growler, ВМС обозначили эти два испытательных самолета как NEA-18G. [11] По состоянию на июнь 2008 года в программе летных испытаний участвовало пять Growler. [12]
Приобретение
[ редактировать ]В отчете за апрель 2006 года Счетная палата правительства США выразила обеспокоенность. В GAO посчитали, что системы радиоэлектронной борьбы на EA-18G не полностью зрелы, поэтому существует риск «будущего роста затрат и задержки графика». В отчете Министерству обороны рекомендовано рассмотреть возможность приобретения дополнительных обновлений ICAP III для EA-6B, чтобы заполнить любые текущие и краткосрочные пробелы в возможностях, а также реструктурировать первоначальные планы производства EA-18G, чтобы закупки проводились после того, как самолет «продемонстрировал полную функциональность». [13] В отчете GAO за 2008 год директор отдела эксплуатационных испытаний и оценки Министерства обороны поставил под сомнение рабочую нагрузку экипажа Growler из двух человек, который заменит экипаж Prowler из четырех человек. [14]

ВМС США заказали в общей сложности 57 самолетов для замены стоящих на вооружении EA-6B Prowlers, большинство из которых базируются на авиабазе NAS Whidbey Island . Министерство обороны США одобрило программу EA-18G, чтобы начать начальное производство с низкой производительностью в 2007 году. [15] Летные испытания EA-18G планировалось завершить в 2008 году. [16] В 2008 году ВМФ планировал закупить около 85 самолетов. [17] Утверждение полномасштабного производства ожидалось в третьем квартале 2009 года. [18] и был вручен 23 ноября 2009 года. Boeing планировала увеличить производство до 20 самолетов в год. [19] 9 июля 2009 года генерал Джеймс Картрайт сообщил Комитету Сената США по вооруженным силам , что было принято решение продолжить производство F/A-18, поскольку командирам боевых действий требовалось больше возможностей радиоэлектронной борьбы с воздуха, которые мог обеспечить только EA-18G. . [20]
В заявлении ВМС по оборонному бюджету на 2011 год, представленном администрацией Обамы, содержится призыв к добавлению к флоту четырех эскадрилий EA-18G Growler. [21] 14 мая 2010 года компания Boeing и Министерство обороны США достигли соглашения о многолетнем контракте на поставку дополнительных 66 самолетов F/A-18E/F и 58 самолетов EA-18G в течение следующих четырех лет. В результате общее количество заказанных самолетов EA-18G достигнет 114. [22]
В феврале 2011 года директор Пентагона по эксплуатационным испытаниям и оценке определил, что EA-18G «все еще непригоден к эксплуатации». Главный подрядчик Boeing работает над решением проблем с обновлениями программного обеспечения. [23] В декабре 2011 года эксплуатационные испытания и оценка пришли к выводу, что программное обеспечение EA-18G «функционально эффективно и пригодно». [24]
19 декабря 2014 года ВМС публично сообщили, что хотят изменить производственный контракт с Boeing, чтобы замедлить производство Growler с трех самолетов в месяц до двух. Компания также закупит еще 15 самолетов Growler, финансируемых за счет законопроекта о расходах, который будет передан президенту Обаме на подпись в конце декабря 2014 года. Тогда Boeing сможет продолжать эксплуатацию производственной линии в Сент-Луисе до 2017 года. Boeing заявил, что не сможет выдержать производственная линия производила менее двух самолетов в месяц. [25]
Дизайн
[ редактировать ]
Летно-технические характеристики Growler аналогичны F/A-18E/F. Этот атрибут позволяет Growler выполнять эскортные помехи, а также традиционные задачи по подавлению помех ( подавление радаров и обман ). Гроулеры могут сопровождать F/A-18 на всех этапах боевой операции. [26] Чтобы обеспечить Growler более стабильный полет для задач радиоэлектронной борьбы, компания Boeing изменила обтекатели передней кромки и обтекатели шарниров складывания крыла, а также добавила ограждения крыла и «спусковые полосы» элеронов. [27]
Growler имеет более чем 90% общего со стандартным Super Hornet, имеет общий планер, радар Raytheon AN/APG-79 AESA и системы вооружения, такие как система управления запасами AN/AYK-22. Большая часть специального бортового радиоэлектронного оборудования установлена на пластине в пространстве, где раньше размещалась внутренняя 20-мм пушка, и на законцовках крыла. Девять оружейных станций остаются свободными для размещения дополнительного оружия или блоков постановки помех. [28] Добавленная электроника включает в себя широкополосные приемники AN/ALQ-218 на законцовках крыла и блоки тактических помех высокого и низкого диапазона ALQ-99 . ALQ-218 в сочетании с ALQ-99 образуют комплекс средств радиоэлектронной борьбы полного спектра, способный обеспечить обнаружение и подавление всех известных угроз класса «земля-воздух». [26] Однако нынешние модули могут оказаться недостаточными для борьбы с возникающими угрозами. [29]
EA-18G может быть оснащен до пяти блоков постановки помех ALQ-99 и обычно добавляет две AIM-120 AMRAAM или AGM-88 HARM . ракеты [4] EA-18G также будет использовать систему подавления помех INCANS, которая позволит осуществлять голосовую связь, одновременно блокируя связь противника, - возможность, недоступная на EA-6B. [30] В дополнение к оборудованию радиолокационного предупреждения и постановки помех, Growler оснащен приемником связи и системой постановки помех, которые обеспечат подавление и электронную атаку против угроз воздушной связи. [28]
Низкая надежность блока помех ALQ-99 и частые сбои встроенного теста (BIT) привели к тому, что экипаж выполнял миссии с необнаруженными неисправностями. ALQ-99 также создавал помехи радару самолета с АФАР и создавал большую нагрузку на экипаж из двух человек, а также снижал максимальную скорость Growler. [31]
Boeing рассматривает другие потенциальные обновления; Блок радиолокационных помех ALQ-99 может быть заменен в будущем, и компания рассматривает возможность добавления вооружения и замены приемника спутниковой связи. Growler является начальной платформой для устройства подавления помех следующего поколения (NGJ), которое использует технологию активной матрицы с электронным сканированием (AESA) для фокусировки мощности помех именно там, где это необходимо. NGJ должен был быть реализован на F-35 . [5] Однако в мае 2012 года ВМС США решили сосредоточить интеграцию NGJ на EA-18G с ожидаемой датой ввода в эксплуатацию в 2020 году и отложить работу над F-35. [32] Boeing также рассматривает возможность экспорта конфигурации Growler Lite без блоков помех для электронной осведомленности, а не для электронной атаки. [33]
Три Гроулера, объединенные в сеть, могут генерировать треки наведения для враждебных радиочастотных источников в реальном времени, но это сложно организовать при нынешней минимальной численности эскадрилий ВМС США. [34] Используя более быстрые каналы передачи данных, «Гроулер» мог бы использовать свои модули РЭБ для точного определения местоположения источников сигнала. В группе из трех самолетов, когда один обнаруживает сигнал от источника, такого как сотовый телефон, два других также могут прослушивать тот же сигнал, причем все три измеряют количество времени, необходимое для передачи сигнала от источника до каждого самолета. разделить локацию на трилатерацию до «очень, очень маленькой территории». [35] К началу 2015 года ВМС продемонстрировали эту концепцию, используя EA-18, оснащенные Rockwell Collins технологией тактической сети наведения (TTNT) и приемниками ALQ-218 для регистрации излучений от корабля-мишени и нацеливания на него с дистанции без использования их собственные обнаруживаемые радиолокационные излучения. [36] 1 декабря 2015 года компания Boeing объявила, что они модернизируют военно-морские самолеты EA-18G с использованием канала передачи данных TTNT. [37]
После участия ВМС США в операции «Рассвет Одиссеи» во время Ливийской революции 2011 года Королевские ВВС Австралии решили добавить модуль Raytheon ATFLIR ( передний инфракрасный обзор ) к своему заказу из 12 самолетов Growler. Когда радар и радар-детекторы ВМФ EA-18G обнаруживали возможные цели, они передавали информацию по каналам передачи данных ударным истребителям. Однако у самих Гроулеров не было возможности визуально подтвердить то, что они обнаружили, поэтому добавление модуля FLIR дает ему остроту зрения, позволяющую видеть цели и сокращать цепочку поражения; неизвестно, добавят ли ВМС США также модуль FLIR. Австралийские EA-18G также будут оснащены ракетой AIM-9X Sidewinder . [38]
Операционная история
[ редактировать ]Соединенные Штаты
[ редактировать ]
Первый Growler для использования флотом был официально принят VAQ-129 «Викинги» на острове ВМС Уидби 3 июня 2008 года. [17] По состоянию на 2008 год ВМФ планировал закупить около 85 самолетов для оснащения 11 эскадрилий. [17] EA-18G завершил эксплуатационную оценку в конце июля 2009 года. Growler был признан оперативно эффективным и пригодным для оперативного использования. [18] [39] 5 августа 2009 года EA-18G Growler из 129-й эскадрильи электронного удара (VAQ-129) и 132-й эскадрильи электронного удара (VAQ-132) совершили свою первую посадку в море из-под ареста авианосца на борт военного корабля США «Гарри С. Трумэн» (CVN-75). ) . [40]
Первой развертываемой эскадрильей EA-18G стала VAQ-132 «Scorpions», которая достигла боевого состояния в октябре 2009 года. [41] О первом оперативном развертывании Growler было объявлено 17 февраля 2011 года. [42] В эксплуатации радиоимя EA-18 во время полетов будет «Гризли». Прозвище «Growler» слишком похоже на имя «Prowler» EA-6B, поэтому во избежание путаницы будет использоваться «Grizzly». [43] К маю 2011 года ВМС США было поставлено 48 Growler. [28]
После прекращения производства противостоящих постановщиков помех EB-52H Growler стал единственным оставшимся тактическим постановщиком помех с экипажем. Директор по требованиям штаба авиации генерал-майор Дэвид Скотт указал, что ВВС США будут стремиться предоставить офицеров радиоэлектронной борьбы для полетов на Growler ВМС США, не предоставляя финансирования для покупки дополнительных самолетов. [44] Персонал ВВС США из 390-й электронной боевой эскадрильи, дислоцированной на острове ВМС Уидби, поддерживает и управляет Growler. [45]
EA-18G впервые был использован в бою во время операции «Рассвет Одиссеи» ООН по обеспечению соблюдения бесполетной зоны над Ливией в 2011 году. [46] [47] Пять EA-18G были переброшены из Ирака для поддержки операций в Ливии в 2011 году. [48]
«Гроулер» использовался в рамках операции «Страж процветания» , в ходе которой один из них уничтожил хуситский Ми-24 «Хинд» на земле ракетой AGM-88E AARGM . [49] EA-18G также совершил свое первое поражение в воздухе, сбив беспилотник хуситов. [50]
Австралия
[ редактировать ]В 2008 году правительство Австралии запросило у правительства США разрешение на экспорт на закупку до шести EA-18G. [51] что будет частью заказа на 24 F/A-18F Super Hornets. [52]

27 февраля 2009 года министр обороны Джоэл Фицгиббон объявил, что 12 из 24 заказанных Super Hornet будут поставлены на производственную линию для дальнейшей доработки как EA-18G. Дополнительная проводка обойдется в 35 миллионов австралийских долларов. [53] [54] 23 августа 2012 года правительство Австралии объявило, что 12 RAAF Super Hornets будут оснащены возможностями Growler за 1,5 миллиарда долларов. [55] что делает Королевские ВВС Австралии единственными военными, кроме США, которые эксплуатируют оборудование электронных помех Growler. [56]
3 мая 2013 года правительство Австралии объявило, что купит 12 новых Growler в дополнение к существующему парку Super Hornet. [57] Австралия приняла первый из 12 Growler 29 июля 2015 года. [58] Уникально то, что австралийские Growler будут оснащены блоком наведения AN/ASQ-228 ATFLIR , а также дополнительным вооружением класса «воздух-воздух» в виде ракеты AIM-9X . [59] Самолет будет эксплуатироваться 6-й эскадрильей RAAF . [60] 7 июля 2017 года RAAF завершила поставку 12 самолетов EA-18G Growler, прибыв последний Growler на базу RAAF Эмберли , где базируется 6-я эскадрилья RAAF. [61]
Один из австралийских EA-18G был списан из-за возгорания двигателя в январе 2018 года, в результате чего в составе сил осталось 11 самолетов этого типа. [62] 29 января австралийский самолет EA-18G загорелся после прерванного взлета на базе ВВС Неллис , штат Невада, во время участия в учениях Red Flag 2018. Экипаж смог покинуть самолет на земле невредимым. [63] Расследование показало, что компрессор высокого давления одного двигателя развалился на три основные части, которые серьезно повредили нижнюю часть планера, правое хвостовое оперение и другой двигатель. [64] Самолет списали 15 августа. [65] а правительство Австралии пытается потребовать компенсацию за потерю самолета стоимостью 125 миллионов австралийских долларов. [62]
9 декабря 2020 года Королевские ВВС Австралии объявили, что полеты 11 EA-18G Growler и 24 F/A-18F Super Hornets были приостановлены после инцидента, когда экипажу F/A-18F RAAF пришлось катапультироваться на взлет, который расследуется. [66]
30 сентября 2021 года Государственный департамент США одобрил продажу Австралии EA-18G взамен потерянного в результате аварии 2018 года. [67] Этот самолет был заказан в начале 2022 года по цене до 125 миллионов долларов США. Он будет приобретен из запаса Growler ВМС США и модифицирован до той же конфигурации, что и другие австралийские самолеты, прежде чем поставляться в RAAF. [68] Самолет был передан RAAF в феврале 2023 года. [69]
В феврале 2023 года проект стоимостью 2 миллиарда австралийских долларов по модернизации Growler и вспомогательной инфраструктуры RAAF был одобрен и передан компании Boeing Corp. В рамках проекта новая радиолокационная инфраструктура будет установлена на базе RAAF в Эмберли и полигоне воздушного вооружения Деламер . «Гроулеры» также будут оснащены улучшенными датчиками, ракетами большей дальности и новыми блоками постановки помех. [70]
Потенциальные операторы
[ редактировать ]1 января 2018 года сообщалось, что правительство Японии рассматривает возможность приобретения штурмовика радиоэлектронной борьбы и EA-18G является кандидатом на вооружение ВВС Японии . [71]
Boeing и ВМС США заявили о своем намерении предложить F/A-18E/F и EA-18G в качестве пакета для новой программы внедрения истребителей HX, которая заменит истребители F/A-18C/D, эксплуатируемые ВВС США. ВВС Финляндии , а 18 февраля 2019 года Министерство обороны США одобрило экспорт EA-18G в Финляндию. [72]
Операторы
[ редактировать ]

- ВВС США
- 390-я эскадрилья электронного боя обеспечивает подготовку офицеров радиоэлектронной борьбы для подразделений ВМФ, дополняя VAQ-129 некоторыми инструкторами ВВС США. [73]
- ВМС США
Технические характеристики (EA-18G Гроулер)
[ редактировать ]
Данные из брошюры Boeing [75] и фактическая информация о F/A-18E/F ВМС США. [76]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 60 футов 1,25 дюйма (18,31 м)
- Размах крыла: 44 фута 8,5 дюйма (13,62 м) (включая гондолы, установленные на законцовках крыла)
- Высота: 16 футов 0 дюймов (4,88 м)
- Площадь крыла: 500 кв. футов (46,5 м 2 )
- Пустой вес: 33 094 фунта (15 011 кг)
- Полная масса: 48 000 фунтов (21 772 кг); восстановительный вес
- Максимальный взлетный вес: 66 000 фунтов (29 964 кг)
- Внутренний запас топлива: 13 940 фунтов (6 323 кг)
- Внешний запас топлива: (3 бака по 480 галлонов (1800 л)), 9774 фунтов (4420 кг)
- Силовая установка: 2 General Electric F414-GE-400 турбовентиляторных двигателя , тяга 14 000 фунтов силы (62 кН) каждый всухую, 22 000 фунтов силы (98 кН) с форсажной камерой.
Производительность
- Максимальная скорость: 1030 узлов (1190 миль в час, 1900 км/ч) на высоте 40 000 футов (12 190 м).
- Максимальная скорость: 1,8 Маха. [76]
- Диапазон: 1275 миль (1458 миль, 2346 км); чистый плюс два AIM-9 [76]
- Боевая дальность: 390 миль (449 миль, 722 км); для миссии по перехвату [77]
- Перегоночная дальность: 1800 миль (2070 миль, 3330 км); дальность без боеприпасов
- Практический потолок: не менее 50 000 футов (15 000 м).
- Нагрузка на крыло: 92,8 фунта/кв. футов (453 кг/м). 2 )
- Тяга/вес : 0,93
Вооружение
- Оружие: Нет
- Узлов подвески: всего 9: 6 под крылом и 3 под фюзеляжем, вместимостью 17 750 фунтов (8 050 кг) внешнего топлива и боеприпасов.
- Примечания: Две направляющие ракетной установки на законцовках крыла для AIM-9 Sidewinder , установленные на E/F Super Hornet, были заменены блоками обнаружения AN/ALQ-218 , шестью съемными точками подвески, установленными под крылом (внутренние пилоны будут нести 480 галлонов (внутренние пилоны будут нести 480 галлонов топлива (480 галлонов топлива)). 1800 л) топливные баки, на средних пилонах будут установлены AN/ALQ-99 блоки помех высокого диапазона , а внешний пилон зарезервирован для ракет AGM-88 HARM ), две многорежимные конформные фюзеляжные станции ( AIM-120 AMRAAM ракеты ), 1 Съемная точка подвески по центральной линии фюзеляжа для блока подавления низких частот AN/ALQ-99.
- Применение вооружения: в настоящее время первая фаза Growler будет нести ракеты AIM-120 AMRAAM для самозащиты на двух конформных фюзеляжных станциях и ракеты AGM-88 HARM. Артиллерийская система A/A-49A-2 с 20-мм пушкой M61A2 была удалена и заменена блоком электронных блоков, которые управляют AN/ALQ-218 и помогают координировать атаки помех AN/ALQ-99.
- Судя по выявленным возможным конфигурациям вооружения, [ нужна ссылка ] EA-18G также будет способен выполнять «срочные» ударные задачи, неся AGM-154 JSOW под крыльями, или миссии мультисенсорной разведки с SHARP и AN/ASQ-228 ATFLIR на центральном и левом конформных боевых модулях соответственно.
Авионика
- Raytheon AN/APG-79 РЛС с активной решеткой с электронным сканированием (AESA)
- Northrop Grumman AN/ALQ-218 Приемник системы тактических помех
- EDO Corporation AN/ALQ-99 Бортовая интегрированная система помех
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б ВМС США (2 декабря 2009 г.), EA-18G достигает начальной эксплуатационной готовности , заархивировано из оригинала 8 января 2016 г.
- ^ «ВМС США собираются продать Австралии замену самолета EA-18G Growler» . Морская мощь . Октябрь 2021 года . Проверено 15 июня 2022 г.
- ^ «Boeing успешно завершает первоначальную летную демонстрацию варианта бортовой электронной атаки EA-18». Архивировано 1 февраля 2014 года в Wayback Machine Boeing , 15 ноября 2001 года. Дата обращения: 15 июля 2011 года.
- ^ Jump up to: а б «ВМС заключили с Boeing контракты на Super Hornet и EA-18G на сумму 9,6 миллиарда долларов». Архивировано 1 февраля 2014 года в Wayback Machine Boeing , 29 декабря 2003 года. Дата обращения: 15 июля 2011 года.
- ^ Jump up to: а б «Джеммер нового поколения». Архивировано 4 июня 2011 года на Wayback Machine DTC.mil , 9 октября 2003 года.
- ^ «Boeing начинает работу над первым испытательным самолетом EA-18G». Архивировано 1 февраля 2014 года в Wayback Machine Boeing , 21 октября 2004 года. Дата обращения: 15 июля 2011 года.
- ^ «Boeing представляет первый EA-18G Growler». Архивировано 24 сентября 2015 года в Wayback Machine Boeing , 4 августа 2006 года.
- ^ «Boeing впервые поднял в воздух самолет EA-18G Growler» . Боинг . 16 августа 2006 г. Архивировано из оригинала 9 ноября 2006 г.
- ^ «Второй Boeing EA-18G Growler поднимается в воздух» . Боинг . 13 ноября 2006 г. Архивировано из оригинала 23 октября 2007 г. Проверено 15 июля 2011 г.
- ^ «Boeing поставляет второй самолет EA-18G Growler ВМС США» . Боинг . Архивировано из оригинала 23 октября 2007 года . Проверено 15 июля 2011 г.
- ^ Парш, Андреас. «DOD 4120.15-L – Приложение». Архивировано 8 июля 2013 г. на сайте Wayback Machine Designation-Systems.net, 8 июля 2008 г. Дата обращения: 15 июля 2011 г.
- ^ «Boeing поставляет первый флот EA-18G Growler» . Боинг . 4 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 7 июня 2008 г.
- ^ «GAO-06-446, «Вариант модернизации дополнительных EA-6B может снизить риск при разработке EA-18G».» Архивировано 1 декабря 2006 г. в Wayback Machine Счетной палате правительства , апрель 2006 г. Дата обращения: 15 июля 2011 г.
- ^ GAO-08-467SP «Оборонные закупки: оценка отдельных программ вооружения». Архивировано 3 августа 2009 г. в Wayback Machine GAO , 31 марта 2008 г.
- ^ Фаби, Майкл. «Growler проходит этап C, переходит к низкопроизводительному начальному производству» (требуется вход в систему). [ постоянная мертвая ссылка ] Отчет Aerospace Daily & Defense, 19 июля 2007 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Boeing поставила первый серийный самолет EA-18G Grower ВМС США» . Боинг . 25 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Фулгам, Дэвид А. «Засекреченные испытания показывают, что Гроулер готов к работе». Неделя авиации, 6 августа 2009 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Boeing EA-18G Growler перейдет к полномасштабному производству». Архивировано 25 июля 2011 года в Wayback Machine Boeing , 30 ноября 2009 года. Дата обращения: 15 июля 2011 года.
- ^ «Картрайт говорит о F-22, выступает за изменения JROC». [ мертвая ссылка ] сайт Defensenews.com. Проверено: 29 августа 2012 г.
- ^ «Бюджет ВМФ включает 9 кораблей, убивает CG (X)». navytimes.com, февраль 2010 г. Дата обращения: 29 августа 2012 г.
- ^ Тримбл, Стивен. «Министерство обороны США соглашается купить 124 самолета F/A-18E/F и EA-18G в течение 4 лет». Архивировано 20 мая 2010 года в Wayback Machine Flightglobal , 14 мая 2010 года. Проверено: 15 июля 2011 года.
- ^ Фаби, Майкл. «ВМС США и Пентагон обсуждают EA-18G Growler». [ мертвая ссылка ] Aviation Week , 3 февраля 2011 г. Дата обращения: 15 июля 2011 г.
- ^ «Избранный отчет о приобретении (SAR), EA-18G». Архивировано 11 мая 2012 года в Wayback Machine DOD , 31 декабря 2011 года. Дата обращения: 9 августа 2012 года.
- ^ Шалал, Андреа (19 декабря 2014 г.). «Boeing и ВМС США ведут переговоры о расширении производства самолетов EA-18G» . Yahoo Новости. Архивировано из оригинала 30 января 2017 года . Проверено 15 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Бортовой электронный штурмовик EA-18G». Архивировано 21 июля 2011 года в Wayback Machine Boeing . Проверено: 15 июля 2011 г.
- ^ Крофт, Джон. «EA-18G «Growler»: новая платформа и возможности, призванные изменить правила игры в ЮВАО». Архивировано 8 марта 2012 года в Wayback Machine Flight International , 8 июля 2008 года.
- ^ Jump up to: а б с «Обзор EA-18G Growler» (PDF) . Боинг . 15 июля 2011 г. Архивировано из оригинала (PDF) 28 июля 2011 г.
- ^ Томпсон, Лорен Б. «Военно-морской флот активизирует усилия по созданию новых глушителей; первая новая система за 40 лет». Архивировано 29 июля 2012 года в Wayback Machine Aol Defense , 26 июля 2012 года.
- ^ «Программа Boeing EA-18G завершает проверочные испытания и демонстрацию INCANS» . Боинг . 8 ноября 2005 г. Архивировано из оригинала 25 ноября 2005 г.
- ^ «Оборонные закупки: оценки выбранных программ вооружения». Архивировано 9 июля 2011 года в Wayback Machine Счетной палате правительства США , 30 марта 2010 года. Дата обращения: 15 июля 2011 года.
- ^ «Подавитель помех следующего поколения ВМС США продолжается, но интеграция F-35 отложена на неопределенный срок». Архивировано 15 мая 2012 г. в Wayback Machine Flightglobal , 11 мая 2012 г.
- ^ Дойл, Эндрю. «Aero India: Boeing раскрывает планы относительно Growler Lite». Архивировано 21 февраля 2009 года в Wayback Machine Flight International , 13 февраля 2009 года. Дата обращения: 15 июля 2011 года.
- ^ Маджумдар, Дэйв. «Почему ВМФ хочет больше Гроулеров». Архивировано 13 марта 2014 года в Wayback Machine Военно-морском институте США , 12 марта 2014 года. Дата обращения: 13 марта 2014 года.
- ^ Вайсгербер, Маркус. «Новая технология позволит военно-морскому флоту нацеливаться с помощью капсул с помехами». Архивировано 16 апреля 2015 г. на Wayback Machine Defenseone.com , 13 апреля 2015 г.
- ^ Тримбл, Стивен. «Истребитель ВМС США разрабатывает пассивную систему идентификации целей для кораблей». Архивировано 16 апреля 2015 г. на сайте Wayback Machine Flightglobal.com , 15 апреля 2015 г.
- ^ USN модернизирует EA-18G с помощью системы наведения на большие расстояния. Архивировано 8 декабря 2015 г. на Wayback Machine - Flightglobal.com, 3 декабря 2015 г.
- ↑ Уроки ВМС США из Ливии послужили основой для австралийских модификаций EA-18G Growler. Архивировано 2 августа 2015 г. на Wayback Machine - News.USNI.org, 31 июля 2015 г.
- ^ Фейн, Джефф. «EA-18G получил высокие оценки в OPEVAL, сообщает Boeing» (требуется вход в систему). Архивировано 9 июля 2011 года в Wayback Machine Defense Daily , 4 августа 2009 года.
- ^ Эванс, Марк Л.; Гордон, Дейл Дж. (лето 2010 г.). «Обзор 2009 года» (PDF) . Новости морской авиации . 94 (2): 24. ISSN 0028-1417 . Архивировано из оригинала (PDF) 5 декабря 2010 года . Проверено 12 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «VAQ-132 становится первой оперативной эскадрильей Growler, безопасной для полета». Архивировано 4 июня 2011 года в Wayback Machine ВМС США , 8 октября 2009 года.
- ^ "Boeing EA-18G Growlers, развернутые ВМС США". Архивировано 7 июля 2011 г. на Wayback Machine Air-attack.com , 17 февраля 2011 г.
- ^ «Новое оперативное прозвище для EA-18G». Navytimes.com, 9 июня 2009 г.
- ^ Тирпак, Джон А. «Ищу заднее сиденье Growler, без BUFF SOJ». Архивировано 24 октября 2009 г. на сайте Wayback Machine Airforce-magazine.com , 20 октября 2009 г. Дата обращения: 15 июля 2011 г.
- ^ «390-я электронная боевая эскадрилья» . cnic.navy.mil . Архивировано из оригинала 6 октября 2016 года . Проверено 28 июня 2016 г.
- ^ Акерман, Спенсер. «В боевом дебюте глушитель ВМС нацелен на ливийские танки». Архивировано 19 февраля 2014 года в Wayback Machine Condé Nast через Wired , 21 марта 2011 года. Дата обращения: 12 марта 2013 года.
- ^ «Гроулеры в действии всего через 48 часов после уведомления Ливии». Журнал Sea Power (Военно-морская лига США), 16 апреля 2012 г. Дата обращения: 2 марта 2013 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Ругхед: Корабли были готовы к Рассвету Одиссеи». Архивировано 13 января 2013 года в пресс-службе американских сил Wayback Machine (ВМС США) , 23 марта 2011 года.
- ^ Альтман, Ховард; Рогоуэй, Тайлер (6 июня 2024 г.). «EA-18G Growler сбил хуситский Ми-24 Хинд с помощью противорадиационной ракеты AGM-88E» . Зона боевых действий . Проверено 7 июня 2024 г.
- ^ Тревитик, Джозеф (16 июля 2024 г.). «EA-18G Growler совершил первое убийство в воздухе» . Зона боевых действий . Проверено 21 июля 2024 г.
- ^ Додд, Марк. «RAAF нравится звук Growler». The Australian, 15 августа 2008 г. Дата обращения: 15 июля 2011 г.
- ^ Келли, Эмма. «Австралия расширяет модернизацию P-3, преуменьшая значение сообщений Growler». Архивировано 7 декабря 2008 года в Wayback Machine Flight International , 22 августа 2008 года. Дата обращения: 15 июля 2011 года.
- ^ «Super Hornets подготовлены к будущему обновлению». Архивировано 23 марта 2012 года в Wayback Machine Министерства обороны Австралии , 27 февраля 2009 года.
- ^ Макфедран, Ян (22 февраля 2012 г.). «Ремонт стоимостью 200 миллионов долларов, чтобы заставить истребители рычать» . Рекламодатель . Архивировано из оригинала 12 июня 2012 года.
- ^ «Супер Хорнетс получит глушитель электроники» . Новости АВС . Австралийская радиовещательная корпорация. 23 августа 2012 г. Архивировано из оригинала 8 января 2016 г.
- ^ Грубель, Джеймс (23 августа 2012 г.), Лоуренс, Джереми (ред.), Истребители Австралии первыми получили высокотехнологичные американские постановщики помех , Reuters, заархивировано из оригинала 24 сентября 2015 г. , получено 30 июня 2017 г.
- ^ Тейлор, Эллис. «Канберра привержена новым Growlers, но остается уклончивой в отношении F-35». Архивировано 18 мая 2013 г. на сайте Wayback Machine Flight , 3 мая 2013 г.
- ^ Брайан Келли (29 июля 2015 г.). «Менеджер программы Boeing Growler с оптимизмом смотрит в будущее Line» . CBS местный. Архивировано из оригинала 30 июля 2015 года . Проверено 30 июля 2015 г.
- ^ Питтауэй, Найджел (29 июля 2015 г.). «Boeing представляет первый Growler для Австралии» . Новости обороны . Проверено 30 июля 2015 г.
- ^ Попп, Тони (21 ноября 2013 г.). «Гроулер на шаг ближе» . ВВС : 3. Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 18 ноября 2013 г.
- ^ «Полный флот Growler прибывает в Австралию» (пресс-релиз). Министерство обороны Австралии. 7 июля 2017 года. Архивировано из оригинала 16 августа 2017 года . Проверено 7 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Грин, Эндрю (19 августа 2018 г.). «Двигатель военного самолета RAAF «вышел из строя» во время попытки взлета, что привело к пожару стоимостью 120 миллионов долларов» . Новости АВС . Архивировано из оригинала 19 августа 2018 года . Проверено 19 августа 2018 г.
- ^ «Роулер RAAF загорелся после инцидента при взлете во время учений Red Flag» . Австралийская авиация (ausaviation.skytix.com.au) . Архивировано из оригинала 17 августа 2018 года . Проверено 17 августа 2018 г.
- ^ Репортер, Защита; Грин, обновление (19 августа 2018 г.). «Двигатель военного самолета RAAF «вышел из строя», вызвав пожар стоимостью 120 миллионов долларов» . Новости АВС . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ НА РОДЖЕРЕ (15 августа 2018 г.), RAAF Growler мертв и похоронен , заархивировано из оригинала 17 ноября 2021 г. , получено 17 августа 2018 г.
- ^ «Оборонные площадки Super Hornet, военные самолеты Growler после прерванного взлета на базе RAAF в Эмберли» . abc.net.au. 9 декабря 2020 г. Проверено 11 декабря 2020 г.
- ^ Маклафхин, Эндрю (1 октября 2021 г.). «Австралия купит один истребительный самолет Growler» . АДБР . Архивировано из оригинала 1 октября 2021 года . Проверено 1 октября 2021 г.
- ^ Питтауэй, Найджел (28 апреля 2022 г.). «Защита подтверждает покупку Growler - журнал Australian Defense Magazine» . Австралийский оборонный журнал . Проверено 28 января 2023 г.
- ^ Торн, Адам (28 марта 2023 г.). «RAAF незаметно заменяет загоревшийся в 2018 году Growler» . Австралийская авиация . Проверено 2 апреля 2023 г.
- ^ Торн, Адам (5 февраля 2023 г.). «Австралия потратит 2 миллиарда долларов на модернизацию Growler» . Австралийская авиация . Проверено 2 апреля 2023 г.
- ^ «Правительство рассматривает возможность внедрения электронных штурмовиков для нейтрализации сетей связи с помощью электромагнитных волн» , Nikkei Shimbun, 1 января 2018 г.
- ^ «Министерство обороны США одобрило продажу Финляндии Boeing EA-18G Growler» . 20 февраля 2019 г.
- ^ "EWO ВВС заканчивает обучение Navy Growler". Архивировано 18 июля 2012 года в Wayback Machine af.mil/news. Проверено: 29 августа 2012 г.
- ^ Джаник, командир. Скотт (28 июля 2011 г.). «Недавно окрашенный EA-18G Growler '520» 135-й эскадрильи электронного нападения (VAQ) 135 «Черных воронов» летит рядом с горой Бейкер» . Северо-западный навигатор . Архивировано из оригинала 7 ноября 2012 года . Проверено 29 августа 2012 г.
- ^ «Возможности EA-18G». Архивировано 5 сентября 2007 года в Wayback Machine Boeing . Проверено: 15 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с «Факты о F/A-18». Архивировано 11 января 2014 года в Wayback Machine ВМС США, 26 мая 2009 года.
- ^ "F/A-18 Хорнет". Архивировано 26 октября 2011 года на сайте Wayback Machine FAS.org. Проверено: 15 июля 2011 г.
Библиография
[ редактировать ]- Томасон, Томми Х. (2009). Удар с моря: штурмовики ВМС США от Skyraider до Super Hornet, 1948 – настоящее время . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press. ISBN 978-1-58007-132-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт
- Программа EA-18G: электронный гроулер США на сайте DefenseIndustryDaily.com
- «EA-18G «Growler»: новая платформа и возможности, призванные изменить правила игры в ЮВАО» . Flight International , 8 июля 2008 г.
- «Когда рычат шершни» . Воздух и космос , 1 марта 2011 г.
- VAQ-141 Shadowhawks EA-18G Growler: фотопрогулка двух самолетов, включая птицу CAG.
- Исследование воздействия ВМС США на окружающую среду полетов EA-18G Growler на острове Уидби в 2013–2019 гг. Архивировано 27 июля 2014 г. в Wayback Machine.