Нортроп Т-38 Коготь
Т-38 Коготь | |
---|---|
Т-38А с базы ВВС Эдвардс | |
Роль | Продвинутый тренер |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Нортроп Корпорейшн |
Первый полет | 10 апреля 1959 г. |
Введение | 17 марта 1961 г. |
Статус | Оперативный |
Основные пользователи | ВВС США ВМС США НАСА Турецкие ВВС |
Произведено | 1961–1972 |
Количество построенных | 1,189 |
Разработано на основе | Нортроп Н-156 |
Варианты | Нортроп F-5 |
Northrop T-38 Talon — двухместный с двумя сверхзвуковой учебно-тренировочный самолет реактивными двигателями, разработанный и производимый американской авиастроительной корпорацией Northrop Corporation . Это был первый в мире сверхзвуковой учебно-тренировочный самолет, а также самый производимый.
Т-38 можно проследить до 1952 года и Northrop N-102 Fang и N-156 проектов истребителей . В середине 1950-х годов официальные лица Northrop решили адаптировать N-156 в соответствии с недавно выпущенными общими эксплуатационными требованиями ВВС США (USAF) к сверхзвуковому учебно-тренировочному самолету для замены Lockheed T-33 . Предложение оказалось успешным, в немалой степени благодаря более низкой стоимости жизненного цикла по сравнению с конкурирующими самолетами, и компания получила первоначальный заказ на постройку трех прототипов. Первый из них, получивший обозначение YT-38 , совершил свой первый полет 10 апреля 1959 года. Т-38 был принят на вооружение ВВС США 17 марта 1961 года.
ВВС США являются крупнейшим эксплуатантом Т-38. Дополнительные операторы Т-38 включают НАСА и ВМС США . Школа летчиков-испытателей ВМС США в Патаксент-Ривер, штат Мэриленд, является основным оператором ВМС США. Другие Т-38 ранее использовались ВМС США для иной учебной подготовки в воздушном бою, пока не были заменены аналогичным Northrop F-5 Tiger II . Пилоты других стран НАТО обычно летали на Т-38 во время совместных программ обучения с американскими пилотами. [1] Т-38 остается на вооружении по состоянию на 2023 год. [update] with several air forces. As of 2023[update]Т-38 находится на вооружении ВВС США, его первоначального эксплуатанта, уже более 60 лет. В сентябре 2018 года ВВС США объявили о замене Talon на Boeing – Saab T-7 Red Hawk, поэтапный вывод из эксплуатации начнется в 2023 году. [2]
Разработка
[ редактировать ]В 1952 году компания Northrop начала работу над проектом истребителя N-102 Fang с плечевым треугольным крылом и одним двигателем. [3] Предложенный двигатель General Electric J79 весом почти две тонны означал, что полученный самолет будет большим и дорогим. [4] [5] В 1953 году представители недавно созданного отдела двигателей для малых самолетов компании General Electric Aviation продемонстрировали Northrop относительно компактный двигатель, установленной массой около 400 фунтов, способный развивать тягу в 2500 фунтов. Увидев двигатель, вице-президент Northrop по проектированию Эдгар Шмуед увидел возможность обратить вспять тенденцию к созданию больших истребителей. [5]
Шмуед и главный инженер Велко Гасич остановили свой выбор на небольшом двухмоторном истребителе «хот-род» N-156 . Компания Northrop запустила свой проект N-156 в 1954 году, стремясь создать небольшой сверхзвуковой истребитель, способный действовать с эскортных авианосцев ВМС США . [5] Когда ВМС решили не продолжать оснащение своего флота таким образом, отдав предпочтение крупным авианосцам, компания Northrop решила продолжить работу над N-156, используя собственное финансирование. Вместо этого его переделали в легкий истребитель, получивший обозначение N-156F , который в первую очередь был ориентирован на экспортный рынок. [5]
В середине 1950-х годов ВВС США опубликовали общие эксплуатационные требования к сверхзвуковому учебно-тренировочному самолету, стремясь вывести из эксплуатации свои Lockheed T-33 эпохи 1940-х годов в пользу самолета, лучше подходящего для обучения пилотов управлению высокоскоростными истребителями. [5] Представители Northrop решили адаптировать N-156 к этим соревнованиям. Единственным другим кандидатом была двухместная версия North American F-100 Super Sabre . Хотя F-100 не считался идеальным кандидатом на роль учебного самолета (он не способен выходить из штопора), [6] NAA по-прежнему считалась фаворитом конкурса из-за статуса привилегированного подрядчика этой компании в ВВС США, но официальные лица Northrop представили сравнение затрат на жизненный цикл, которое оказалось весьма убедительным среди официальных лиц ВВС США. [7] Соответственно, в июне 1956 года компания Northrop получила первоначальный контракт на производство трех прототипов, получивших обозначение YT-38 . [7]
10 апреля 1959 года первый YT-38 совершил свой первый полет под руководством летчика-испытателя Лью Нельсона . [7] [8]
Этот тип был быстро принят. Первые серийные образцы были поставлены в 1961 году и поступили на вооружение 17 марта 1961 года, дополняя основной учебно-тренировочный самолет Cessna T-37 Tweet . К моменту окончания производства в 1972 году было построено 1187 Т-38, а также два прототипа Н-156Т. С момента его появления на этом самолете прошли обучение около 50 000 военных пилотов. ВВС США остаются одними из немногих вооруженных летных сил, использующих специальные сверхзвуковые учебные тренажеры, поскольку большинство из них, например ВМС США, используют высокодозвуковые учебно-тренировочные самолеты. [9]
В 1962 году Т-38 установил абсолютные рекорды времени набора высоты на 3000, 6000, 9000 и 12000 метров, побив рекорды этих высот, установленные F-104 в декабре 1958 года. F-4 Phantom побил Т-38. Записи -38 менее чем через месяц.
Большинство построенных Т-38 относились к варианту Т-38А . ВВС США имели небольшое количество самолетов, переоборудованных для тренировок по вооружению, получивших обозначение AT-38B , которые были оснащены прицелом и могли нести артиллерийскую установку, ракеты или бомбы на центральном пилоне. К концу сентября 2017 года в ВВС США все еще находилось 503 Т-38. [10] в то время как многие другие продолжают работать по всему миру.
Большинство самолетов ВВС США, Т-38А и АТ-38Б, были переоборудованы в Т-38С в рамках программы модернизации авионики. Улучшения включают добавление проекционного дисплея , глобального спутникового позиционирования , инерциальной навигационной системы и системы предотвращения дорожно-транспортных происшествий . Большинство самолетов получили модификацию силовой установки для улучшения тяги двигателей на малых высотах. Около трети флота, который подвергается более интенсивному использованию, в настоящее время проходит структурную замену и модернизацию, а также получает новые крылья, чтобы продлить срок их службы до 2029 года. [11]
Истребительная версия N-156 была выбрана для Программы военной помощи США и производилась как F-5 Freedom Fighter . Многие из них с тех пор снова стали использоваться для обучения вооружению, поскольку различные военно-воздушные силы приняли на вооружение новые типы. F-5G представлял собой усовершенствованный одномоторный вариант, позднее переименованный в F-20 Tigershark . В 2018 году ВВС Ирана объявили, что внешне похожий самолет под названием Kowsar . в Иране построен [12] [13] [14]
Дизайн
[ редактировать ]Northrop T-38 Talon имеет традиционную конфигурацию, с небольшим низкорасположенным крылом с длинной хордой, одним вертикальным стабилизатором и трехопорным шасси . В кабине летчика-студента и инструктора размещаются тандемные сиденья. Органы управления полетом имели гидравлический привод и не имели ручного реверса, поэтому самолет был бы непригоден для полета в случае отказа обоих двигателей в полете. [7]
Его обращение было относительно традиционным и безупречным. Хотя первоначально считалось, что на нем слишком легко летать по сравнению с фронтовыми истребителями 1960-х годов, к XXI веку он стал считаться самым сложным самолетом в арсенале ВВС США. [15] Благодаря маневренности самолет получил прозвище «белая ракета». Пилоты-стажеры считали его несколько беспощадным самолетом с аэродинамической точки зрения. [16]
Т-38 визуально можно отличить по крыльям как от F-5B, так и от F-5F, которые также являются производными от Н-156. Крыло Т-38 соприкасается с фюзеляжем прямо и заканчивается квадратом, в то время как у F-5 есть удлинения передней кромки возле корней крыла и пусковые направляющие на законцовках крыла для ракет класса «воздух-воздух» . В крыльях как Т-38, так и семейства F-5 используется обычная обшивка поверх лонжерона. [17] Крылья Т-38 изначально были рассчитаны на нагрузку 7,33 перегрузки и рассчитаны на усталостный ресурс 4000 летных часов. Этого оказалось достаточно для большинства учебных программ, но это было основным ограничивающим фактором, когда самолет использовался для агрессивного маневрирования в стиле воздушного боя. Сообщалось о случаях отделения законцовок крыльев в полете. Компания Northrop решила эту проблему установкой новых крыльев с утолщенной обшивкой. [11]
На протяжении всего процесса разработки коллективом разработчиков соблюдался строгий режим контроля веса. [7] Это была одна из причин относительной простоты Т-38; были предусмотрены только базовые системы навигации и связи. Внутри крыльев не размещалось топливо, а внешние запасы не предусматривались. [7] Два двигателя General Electric J85-5A турбореактивных были размещены внутри фюзеляжа, чтобы оказывать меньшее сопротивление и создавать меньше аэродинамических нарушений. Двигатель J85-5A, несмотря на статическую тягу до 3850 фунтов, был относительно компактным и легким для того времени и весил менее 600 фунтов. [5] Воздух к двигателям подавался через воздухозаборники в корнях крыла . Для обеспечения большего запаса безопасности была использована двухмоторная схема. [7]
Были приняты различные конструктивные решения и внедрены функции, позволяющие упростить Т-38 и сделать его максимально простым в обслуживании. [7] Чтобы избежать снятия вертикального киля при замене двигателя, киль прикрепили непосредственно к килевой конструкции между двигателями, а вместо этого отсоединили горизонтальный стабилизатор вместе со всей задней обшивкой фюзеляжа, окружающей двигатели, которые можно было сравнительно легко снять. путем расстегивания нескольких креплений, скрепляющих обшивку фюзеляжа, и отсоединения двух толкателей, соединяющих ручку управления пилота с гидроприводами горизонтального стабилизатора. [7]
Чтобы избежать разрыва и повторного подключения нескольких гидравлических линий во время замены двигателя, конструкторы установили гидравлический насос и другие вспомогательные приводы на фюзеляже, который соединялся с двигателем коротким карданным валом . Несколько внутренних обратных клапанов предотвратили потерю гидравлической жидкости. [7] Двигатели висели на рельсах по обе стороны от центрального киля. Такая конструкция позволила наземным командам снять и заменить двигатель примерно за один час. [7]
Операционная история
[ редактировать ]Военный
[ редактировать ]ВВС США Стратегическое авиационное командование (SAC) имело на вооружении Т-38 с 1978 года до вывода SAC из эксплуатации в 1991 году. Эти самолеты использовались для повышения квалификации вторых пилотов бомбардировщиков и заправщиков в рамках Программы ускоренного повышения квалификации вторых пилотов. Позже они использовались в качестве профессиональных самолетов для всех пилотов B-52 , B-1 , Lockheed SR-71 , U-2 , Boeing KC-135 и KC-10 . Преемники SAC, Боевое воздушное командование (ACC) и Командование глобального удара ВВС (AFGSC), сохраняют Т-38 в качестве профессиональных самолетов для пилотов U-2 и пилотов B-2 соответственно. [9]
Преемник Командования воздушной подготовки , Командование воздушного образования и обучения (AETC), использует Т-38C для подготовки пилотов для F-15C Eagle и F-15E Strike Eagle , F-16 Fighting Falcon , B-52 Stratofortress. , B-1B Lancer , B-2 Spirit , A-10 Thunderbolt , F-22 Raptor и F-35 Lightning II . AETC получила Т-38С в 2001 году в рамках программы модернизации авионики. На Т-38С, принадлежащих AETC, была проведена модернизация силовой установки, в ходе которой были заменены основные компоненты двигателя для повышения надежности и ремонтопригодности, а также модификация воздухозаборника/форсунки двигателя для увеличения доступной взлетной тяги. [9] Эти модернизации и модификации в рамках программы Pacer Classic должны были продлить срок службы Т-38 после 2020 года. Целевой показатель готовности Т-38 составляет 75%, который он поддерживал в 2011 году. В 2015 году его готовность составляла 60%. . [18]
После окончания базового полета на самолете Cessna T-37 пилоты прошли обучение более продвинутым аспектам, включая сверхзвуковой полет, полет вслепую, групповой полет, управление сваливанием , процедуры полета на одном двигателе, полет на малой скорости и технику приземления. [16] До того, как ВВС США прекратили практику полетов стажеров в условиях гололеда, двигатели Т-38 были склонны к повреждению из-за заглатывания льда. Также известно, что относительно небольшие воздухозаборники двигателя создают проблемы при полете на низких скоростях в «горячих и высоких» условиях. [19]
Тормоза шасси подвергались критике за то, что они относительно слабые, что является одним из нескольких факторов, требующих осторожности при приземлении. Несколько инцидентов, в том числе со смертельным исходом, произошли из-за неточного управления дроссельной заслонкой и скоростью полета во время попыток приземления. [19] Несмотря на эти факторы, Т-38 даже в XXI веке считался относительно безопасным учебно-тренировочным самолетом. В период с 1961 по 2005 год общий налет флота составил 25 миллионов часов, в течение которых 150 из 1187 Т-38, построенных в период с 1961 по 1972 год, были признаны потерянными, что привело к гибели 45 человек. [11]
Помимо ВВС США и ВМС США, среди других военных операторов Т-38 были ВВС Германии , ВВС Португалии , ВВС Китайской Республики и ВВС Турции . [9]
В конце 2010 года ВВС США запустили программу TX по закупке замены своим Т-38. [20] Среди участников торгов было совместное предприятие BAE Systems и Rolls-Royce, предлагающее учебно-тренировочный самолет Hawk , оснащенный двигателем Rolls Adour Mk951 с системой FADEC . Lockheed Martin и Korea Aerospace Industries предложили Т-50 . Raytheon и Alenia Aermacchi предложили Т-100 , самолет, конструкция которого возникла на основе М-346 . [21]
Boeing и Saab предложили новую технологическую конструкцию, оснащенную турбовентиляторным двигателем General Electric F404 . Заявка Boeing/Saab впервые была подана в декабре 2016 года. В сентябре 2018 года она была объявлена победителем конкурса в Техасе. [22]
НАСА
[ редактировать ]НАСА располагает парком из 32 учебно-тренировочных самолетов Т-38. [23] Флот обычно используется для обучения астронавтов и в качестве самолета-преследователя . Флот НАСА базируется в основном на аэродроме Эллингтон Филд в Хьюстоне , штат Техас. Внутренние прогнозы НАСА показали, что к 2015 году количество действующих учебно-тренировочных самолетов сократится до 16. Агентство ежегодно тратит 25–30 миллионов долларов на полеты и обслуживание Т-38. [24]
В 1966 году два астронавта проекта «Близнецы», Эллиот Си и Чарльз Бассетт , погибли, когда их Т-38 врезался в крышу McDonnell Douglas производственного здания на Ламберт-Филд в Сент-Луисе. Видимость была плохой, но позднее расследование пришло к выводу, что причиной крушения, скорее всего, стала ошибка пилота. [25]
В эпоху космических шаттлов устоявшейся традицией НАСА было прибытие астронавтов в Космический центр Кеннеди на Т-38 «Когтях». [26]
Гражданский
[ редактировать ]Семь частных Т-38 находятся в США [23] У Boeing есть два Т-38, которые используются в качестве самолетов-преследователей. [23] Корпорация Thornton владеет двумя Т-38, а Национальная школа летчиков-испытателей владеет одним Т-38. [23] Еще два находятся в частной собственности. [23]
Варианты
[ редактировать ]- N-156T : обозначение компании Northrop.
- YT-38 : прототипы, два построены с двигателями YJ85-GE-1, позже получившими обозначение YT-38A, и четыре предсерийных самолета с двигателями YJ-85-GE-5, позже получившие обозначение T-38A. [27]
- Т-38А : двухместный учебно-тренировочный самолет, серийная модель, построено 1139 штук. [27]
- Т-38А(Н) : двухместный вариант для подготовки космонавтов для НАСА. См. Т-38Н ниже.
- ДТ-38А : несколько Т-38А ВМС США были переоборудованы в устройства управления дронами.
- GT-38A : самолет, постоянно приземленный, часто из-за аварии в полете или на земле, преобразованный в тренажеры для наземных процедур или тренажеры по техническому обслуживанию самолетов.
- НТ-38А : небольшое количество Т-38А было переоборудовано в исследовательские и испытательные самолеты.
- QT-38A : Беспилотный летательный аппарат-мишень.
- АТ-38Б : двухместный учебно-тренировочный самолет.
- Т-38С : Т-38А с модернизированной конструкцией и авионикой. [9]
- Т-38М : Модернизированный Т-38А ВВС Турции с полностью стеклянной кабиной и авионикой, модернизированный Turkish Aerospace Industries под кодовым названием проекта «ARI» ( турецкий : Arı , от «Пчела »). [28]
- Т-38Н : бывшие Т-38А ВВС США, переданные НАСА , и Т-38А, непосредственно переданные НАСА, получившие программу модернизации авионики (AUP), модернизирующие системы связи и навигации, замену устаревшей авионики и добавление метеорологического радара, системы управления полетом, системы оповещения о высоте, а также современные элементы управления и дисплеи. [29]
- ST-38 или N-205 : предложение по оснащению тремя ракетными двигателями с тягой 10 000 фунтов, сжигающими перекись водорода и JP-5, способными развивать скорость 3,2 Маха и максимальную высоту 200 000 футов (61 000 м) и требующими только модификации. до 25% планера. Его предполагалось использовать для подготовки космонавтов в составе ARPS (Летная школа аэрокосмических исследований). Впервые он был предложен в мае 1958 года, а затем снова в 1963 году, однако ВВС не проявили интереса и вместо этого выбрали NF-104A . [30] [31]
- Т-38 СВВП Предлагался вариант вертикального взлета с четырьмя подъемными соплами позади пилота. [32]
Операторы
[ редактировать ]Текущий
[ редактировать ]- ВВС Германии - 46 Т-38А в 1968 году, сейчас модернизированы до Т-38С. Все самолеты базируются на авиабазе Шеппард, штат Техас, и окрашены в маркировку США. [33]
- ВВС Турции – на вооружении 33 Т-38М. [34]
- ВВС США - по состоянию на декабрь 2022 года на вооружении находится 497 учебно-тренировочных самолетов Т-38. [update]. [35]
- ВМС США - по состоянию на декабрь 2022 г. в эксплуатации находится 9 самолетов. [update]. [35]
- НАСА - около 32 самолетов передано из ВВС США. [ нужна ссылка ]
Бывший
[ редактировать ]- ВВС Португалии - 12 самолетов в 1977 году. Первоначально эксплуатировалась 201-й эскадрильей. « Falcões » («Соколы») на авиабазе №5 , в 1980 году переданы в 103-ю эскадрилью. « Каракойс » (Улитки) дислоцируются на авиабазе № 11 . Они были сняты с производства в 1993 году, и их заменила компания Dassault/Dornier Alpha Jet. [37]
- ВВС Республики Корея - 30 Т-38А из США в апреле 1999 года. Все машины были возвращены в США к 2009 году после почти завершения производства сверхзвукового учебно-тренировочного самолета Т-50 Golden Eagle . [38]
- ВВС Китайской Республики - бывший оператор, все самолеты вернулись в США в 1998 году. [39]
Аварии и происшествия
[ редактировать ]За время существования Т-38 было зарегистрировано более 210 потерь и катапультирований самолетов. [40] С момента начала операций в 1960 году ВВС США зарегистрировали 149 погибших. [41]
- 19 февраля 1962 г. - недалеко от авиабазы Уэбб, штат Техас, произошла первая катастрофа Т-38. Один пилот погиб, один пассажир благополучно катапультировался. [42]
- 31 октября 1964 г. - астронавт Теодор Фримен погиб в результате столкновения с птицей на Т-38, управляемом НАСА. [43] [44]
- 28 февраля 1966 г. ( катастрофа Т-38 НАСА в 1966 г. ) - астронавты Эллиот Си и Чарльз Бассетт погибли, когда они врезались в здание в тумане. [45] [46]
- 5 октября 1967 г. - астронавт Клифтон «СС» Уильямс погиб в результате крушения Т-38, управляемого НАСА, из-за заклинивания элеронов. [47] [48]
- 18 января 1982 г. - Крушение Diamond - четыре Т-38A Thunderbirds ВВС США разбились во время подготовки к авиашоу. После этой катастрофы Т-38 в этой роли заменили на передовой F-16A Fighting Falcon .
- 21 мая 2009 г. - один пилот погиб, а другой катапультировался с серьезными травмами после того, как неисправность руля направления привела к крушению самолета T38A ВВС США. [49]
- 19 июля 2013 г. - самолет упал к югу от базы ВВС Шеппард примерно в 6:48 утра, недалеко от Пекануэй-Драйв и Хортон-лейн в округе Уичито, пилоты благополучно катапультировались с легкими травмами. [50]
- 21 ноября 2019 г. - Два пилота погибли в результате столкновения при приземлении. [51]
- 19 февраля 2021 г. - Экипаж Т-38 ВВС США из двух человек погиб в результате крушения при посадке возле регионального аэропорта Монтгомери в Алабаме. Самолет был передан в состав 14-го летного учебного крыла ВВС США на авиабазе Колумбус, штат Миссисипи. Позднее крушение было приписано ошибке пилота . [52]
- 19 ноября 2021 г. - два самолета столкнулись на подлете к базе ВВС Лафлин, в результате чего погиб один студент. [53]
- 7 ноября 2022 г. - Т-38С разбился возле авиабазы Колумбус, штат Миссисипи, при этом один пилот благополучно катапультировался. [54]
Самолет на выставке
[ редактировать ]- ЮТ-38А
- Т-38А
- 58-1196 – Калифорнийский научный центр в Лос-Анджелесе, Калифорния. [56]
- 59-1600 - Аэропорт Финикс-Меса Гейтвэй [57]
- 59-1601 – На дисплее базы, район Воздушного университета , авиабаза Максвелл , Алабама. [58]
- 59-1602 — На базе Академии ВВС США в Колорадо-Спрингс, штат Колорадо . Окрашен как «Тандерберд 1».
- 59-1604 – Национальный музей военно-морской авиации , ВМС Пенсакола , Флорида; бывший самолет ВВС США передан под залог ВМС США и используется Школой летчиков-испытателей ВМС США в ВМС Патаксент-Ривер , штат Мэриленд. [59]
- 59-1605 - На базовой экспозиции, Музей наследия летчиков ВВС США , авиабаза Лэкленд , Техас. [60]
- 60-0549 - Музей авиации прерий в Блумингтоне, штат Иллинойс. [61]
- 60-0551 - Выставлен в Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне, округ Колумбия. [62]
- 60-0558 - Пост 233 Американского легиона в Эдинбурге, Индиана. [63]
- 60-0570 – Музей Эдварда Ф. Била, авиабаза Бил , Калифорния [64]
- 60-0573 - На дисплее, региональный аэропорт Оватонна Дегнер , Оватонна, Миннесота (с номерами 60-0589 и 61–0828)
- 60-0574 – На базовом дисплее, авиабаза Лафлин , Техас. [65]
- 60-0589 - На дисплее, региональный аэропорт Оватонна Дегнер , Оватонна, Миннесота (с номерами 60-0573 и 61–0828)
- 61-0817 — Станция приветствия в Оклахоме, рядом с авиабазой Тинкер , Оклахома . [66]
- 61-0825 - Выставлено в Космическом и ракетном центре США , Хантсвилл, Алабама (как N999NA, не оригинальная схема окраски). Появился в телешоу Shipping Wars, когда его доставили в Хантсвилл, штат Алабама, из НАСА в Хьюстоне.
- 61-0828 - На дисплее, региональный аэропорт Оватонна Дегнер , Оватонна, Миннесота (с номерами 60-0573 и 60–0589)
- 61-0829 – Муниципальный аэропорт Гэллап, Гэллап , Нью-Мексико
- 61-0838 - На базовом дисплее перед помещением для посетителей Randolph Inn (VOQ), авиабаза Рэндольф , Техас. [67]
- 61-0854 — Музей авиации и космонавтики Пима , примыкающий к авиабазе Дэвис-Монтан в Тусоне, штат Аризона , выставлен в опознавательных знаках 479-го тактического учебного крыла на авиабазе Холломан, Нью-Мексико , около 1982 года. [68]
- 61-0858 – Авиационный парк авиабазы Шеппард, авиабаза Шеппард , Техас [69]
- 61-0902 – Science Spectrum в Лаббоке, Техас . [70]
- 61-0926 – Салина Оклахома, лужайка поста № 240 Американского легиона. [71]
- 62-3673 - Строительный номер аэропорта округа Мейсон (Мичиган) (C/N) - N.5378, построен в 1962 году, окрашен в синий и серый камуфляжный статический цвет, выставлен на постаменте вдоль US10, показывая ВВС США хвостовую маркировку 434-й учебной истребительной эскадрильи, когда она была находился на базе ВВС Холломан с 1977 по 1991 год.
- 63-8125 – Авиационный парк авиабазы Шеппард, авиабаза Шеппард , Техас [69]
- 63-8224 – Музей авиации и космонавтики «Эвергрин» в Макминнвилле, штат Орегон ; окрашенный в цвета НАСА, подвешенный к потолку в Выставочном зале авиации и космонавтики. [72]
- 64-13198 - Музей Ангар 25 (бывшая авиабаза Уэбб) в Биг-Спринг, штат Техас. [73]
- 65-10405 - На базовом дисплее, авиабаза Колумбус , Миссисипи. [74] [75]
- 65-10426 – На базовом дисплее, авиабаза Вэнс , Оклахома. [76]
- 66-8381 / NASA 901 (N901NA) - передан непосредственно НАСА как второй Т-38 НАСА, получивший обозначение «NASA 901» и «N901NA»; на выставке в парке Aviation Heritage, Боулинг-Грин, Кентукки [77] [78]
- ГТ-38А
- 60-0592 - Линейный аэродром Дайс, авиабаза Дайс , Техас [79]
- 60-0593 - Музей авиации Марч-Филд на территории Марч-АРБ (бывшая авиабаза Марч ) в Риверсайде, Калифорния , выставлен с маркировкой Thunderbirds. [80]
- 61-0824 — Аэрокосмический музей Хилл , примыкающий к авиабазе Хилл , штат Юта . [81]
- АТ-38Б
- 60-0576 — На базовом дисплее, авиабаза Холломан , Нью-Мексико . [82]
- 65-10441 — Национальный музей ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон в Дейтоне, штат Огайо . Этот самолет был снят с вооружения в 1991 году, поступил в музей в 1999 году и был выставлен на обозрение в 2004 году. [83]
- Т-38Н
- 65-10329 / НАСА 969 (N969NA) - на выставке в Комплексе для посетителей Космического центра Кеннеди , НАСА / Космический центр Джона Ф. Кеннеди , остров Мерритт, Флорида. [84]
- 65-10355 / NASA 913 (N913NA) - Экспонируется в Музее моря, авиации и космонавтики Intrepid , Нью-Йорк, Нью-Йорк. [85]
- 65-10402 / NASA 968 (N968NA) - на выставке в Космическом центре Хьюстона. [86]
- 66-8381 / НАСА 901 (N901NA) - передан непосредственно НАСА как второй Т-38 НАСА, получивший обозначение НАСА 901 и N901NA; на выставке в парке Aviation Heritage, Боулинг-Грин, Кентукки
Технические характеристики (Т-38А)
[ редактировать ]Данные из [87]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 46 футов 4,5 дюйма (14,135 м)
- Размах крыльев: 25 футов 3 дюйма (7,70 м)
- Высота: 12 футов 10,5 дюйма (3,924 м)
- Площадь крыла: 170 кв. футов (16 м 2 )
- Пустой вес: 7200 фунтов (3266 кг)
- Полная масса: 11 820 фунтов (5 361 кг)
- Максимальный взлетный вес: 12 093 фунтов (5 485 кг)
- Силовая установка: 2 General Electric J85-5A с форсажной камерой, тяга 2680 фунтов силы (11,9 кН) каждый всухую, 3850 фунтов силы (17,1 кН) с форсажной камерой. турбореактивных двигателя
Производительность
- Максимальная скорость: 746 узлов (858 миль в час, 1382 км/ч)
- Максимальная скорость: 1,3 Маха.
- Диапазон: 991 миль (1140 миль, 1835 км)
- Практический потолок: 50 000 футов (15 000 м)
- Скорость набора высоты: 33 600 футов/мин (171 м/с). [88]
- Нагрузка на крыло: 69,53 фунта/кв. футов (339,5 кг/м) 2 )
- Тяга/вес : 0,65
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Связанные списки
- Список действующих военных самолетов США
- Список аварий и происшествий, связанных с космическими полетами
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «ENJJPT, 40 лет подготовки будущих военных пилотов НАТО» . blogbeforeflight.net . 27 апреля 2022 г.
- ^ США, ВВС (27 сентября 2018 г.). «ВВС награждают учебно-тренировочные истребители и бомбардировщики нового поколения» . аф.мил . Секретарь по связям с общественностью ВВС . Проверено 1 ноября 2022 г.
- ^ Джонсен 2006, стр. 5–6.
- ^ Иден 2004, с. 344.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гарнизон, август/сентябрь 2005 г., с. 60.
- ^ Из-за удлиненного фюзеляжа в справочнике пилота по эксплуатации двухместной версии есть указание избегать штопора.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Гарнизон, август/сентябрь 2005 г., с. 61.
- ^ «Нортроп отмечает 50-летие первого полета Т-38 Talon» . defencetalk.com. 14 апреля 2009 года. Архивировано из оригинала 6 апреля 2012 года . Проверено 21 августа 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Информационный бюллетень Т-38 ТАЛОН» . ВВС США . 2 мая 2008 г. Архивировано из оригинала 2 июня 2013 г.
- ^ «Альманах ВВС США 2018» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 7 мая 2019 года . Проверено 28 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Гарнизон, август/сентябрь 2005 г., с. 64.
- ^ «Новый истребитель представлен иранскими военными» . Сеть Сил . Служба радиовещания британских вооруженных сил. 21 августа 2018 года . Проверено 29 сентября 2019 г.
- ^ «Иран представляет новый истребитель отечественного производства» . Новости Би-би-си. 21 августа 2018 года . Проверено 29 сентября 2018 г.
- ^ «Присматриваясь к США, Иран представляет новый истребитель» . Рейтер . 22 августа 2018 г. Проверено 29 сентября 2019 г.
- ^ Гарнизон, август/сентябрь 2005 г., с. 62.
- ^ Jump up to: а б Гарнизон, август/сентябрь 2005 г., с. 59.
- ^ ТО 1Т-38А-4, Технический заказ ВВС США на Т-38.
- ^ Батлер, Эми (6 апреля 2015 г.). «Жесткая конкуренция в Техасе, несмотря на GD, Alenia Split» . Неделя авиации и космических технологий . Архивировано из оригинала 7 апреля 2015 года . Проверено 7 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Гарнизон, август/сентябрь 2005 г., с. 63.
- ^ «ВВС США готовятся к финансовой бомбардировке» . АВ и СТ. 20 сентября 2010 г.
- ↑ Power play, колонка The World, AW & ST , 16 сентября 2013 г., стр. 12.
- ^ Рейм, Гаррет (27 сентября 2018 г.). «Boeing выигрывает контракт на обучение в Техасе на сумму 9,2 миллиарда долларов с ВВС США» . FlightGlobal.com . Лос-Анджелес: Международный рейс. Архивировано из оригинала 28 сентября 2018 года . Проверено 28 сентября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Самолет — марка/результаты модели: Northrop T-38» . Федеральное управление гражданской авиации . Архивировано из оригинала 12 января 2012 года . Проверено 21 августа 2011 г.
- ^ Крич, Грей. «Сверхзвуковой учебно-тренировочный самолет Т-38 обретает новый дом» . НАСА . Архивировано из оригинала 2 августа 2011 года . Проверено 21 августа 2011 г.
- ^ Эванс, Бен (5 марта 2012 г.). « «Неудачный звонок»: авария, из-за которой чуть не погиб проект «Джемини» . АмерикаКосмос. Архивировано из оригинала 30 сентября 2020 года . Проверено 20 июля 2020 г.
- ^ «Последний экипаж «Дискавери» прибывает в Космический центр НАСА имени Кеннеди» . 20 февраля 2011 года. Архивировано из оригинала 12 марта 2017 года . Проверено 9 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Андраде 1979, с. 167.
- ^ «Модернизация и модернизация. Программа модернизации авионики Т-38» . Турецкое международное сотрудничество и экспортная деятельность. Архивировано из оригинала 15 августа 2011 года . Проверено 21 августа 2011 г.
- ^ «Ангар НАСА Т-38Н, Эллингтон Филд» . авиалайнеры.нет . Архивировано из оригинала 19 декабря 2014 года.
- ^ "Космический тренер Нортропа". Самолет , 3 апреля 1959 г., с. 393.
- ^ Лэндис, Тони (24 ноября 2021 г.). «Воспоминания: аэрокосмический учебно-тренировочный самолет Lockheed NF-104A» . Командование материально-технического снабжения ВВС США .
- ^ «Отчет об исследовании концептуального проекта NOR 67-6R» (PDF) . ntrs.nasa.gov . 1967. Архивировано из оригинала (PDF) 24 мая 2010 года.
- ^ «История ВВС» . История ВВС . Проверено 26 сентября 2019 г.
- ^ «Инвентаризация самолетов» . Командование ВВС Турции . Архивировано из оригинала 12 мая 2016 года . Проверено 12 июня 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Embraer, Совместно с. «Справочник ВВС мира на 2023 год» . Полет Глобал . Проверено 12 декабря 2022 г.
- ^ «Т-38 Коготь | НАВИР» . www.navair.navy.mil . Проверено 27 апреля 2022 г.
- ^ Санзани, Маттео (17 января 2018 г.). «Португалия отказывается от Alpha Jet» . blogbeforeflight.net . Архивировано из оригинала 10 июля 2018 года . Проверено 26 сентября 2019 г.
- ^ «Т-38 возрождается» . Ежемесячник ВВС . Ки Паблишинг Лимитед. 19 января 2011 г. Архивировано из оригинала 30 августа 2018 г. Проверено 30 августа 2018 г.
- ^ «Тайвань Эйр Пауэр» . ТайваньAirPower.org . 13 апреля 2008 года. Архивировано из оригинала 21 ноября 2009 года . Проверено 30 августа 2018 г.
- ^ «Потери и выбросы Нортроп Т-38» . Архивировано из оригинала 21 ноября 2014 года . Проверено 29 сентября 2019 г.
- ^ «Статистика полетов USAF T38 на конец года» (PDF) . ВВС США . Проверено 27 октября 2022 г.
- ^ «Авария Northrop T-38A, понедельник, 19 февраля 1962 года» . asn.flightsafety.org . Проверено 15 июля 2024 г.
- ^ «Авария убивает астронавта». Ричленд, Вашингтон – Tri City Herald , 1 ноября 1964 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ "Goose Hit Jet, убивающий астронавта". Майами Ньюс , 17 ноября 1964 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «2 астронавта погибли в авиакатастрофе». The Tuscaloosa News , 28 февраля 1966 г.
- ^ «Смотрите – Резервная команда Бассетта получает Близнецов». Дейтона-Бич, Флорида - газета Morning Journal , 1 марта 1966 г.
- ^ «Уильямс хотел быть первым на Луне». Санкт-Петербург, Флорида — Вечерняя независимая газета , 6 октября 1967 г.
- ^ «Совет фиксирует смерть астронавта». Сарасота, Флорида - газета Herald-Tribune , 7 июня 1968 г.
- ^ «ВВС обнародовали результаты расследования катастрофы Т-38» . База ВВС Эдвардс . 13 октября 2009 года . Проверено 9 ноября 2022 г.
- ^ «Шеппард реагирует на крушение Т-38» . База ВВС Шеппард . 19 июля 2013 г. Проверено 15 июля 2024 г.
- ^ «Отчет Комиссии по расследованию самолетов ВВС США» (PDF) . Комиссия по несчастным случаям ВВС США . 1 (1). 21 ноября 2019 г.
- ^ Коэн, Рэйчел (10 октября 2021 г.). "Ошибки пилотов при снижении привели к фатальной катастрофе Т-38 в феврале, - заявляют в ВВС" . Таймс ВВС . Проверено 28 декабря 2022 г.
- ^ Новелли, Томас (27 мая 2022 г.). «Авария Т-38, в результате которой погиб пилот-студент в Техасе, вызванная недопониманием, что привело к изменению правил посадки строем» . Military.com . Проверено 27 октября 2022 г.
- ^ «Т-38 разбился возле тренировочной базы ВВС в Миссисипи» . Таймс ВВС . Ассошиэйтед Пресс. 7 ноября 2022 г. Проверено 9 ноября 2022 г.
- ^ "Т-38 Коготь/58-1192." Архивировано 6 августа 2017 г. в Музее авиации и космонавтики Wayback Machine в Южной Дакоте. Проверено 12 апреля 2013 г.
- ^ «Нортроп Т-38 Коготь» . Калифорнийский научный центр. Архивировано из оригинала 23 июня 2015 года.
- ^ «Нортроп Т-38А Talon USAF 82FTW» . станакшот. Архивировано из оригинала 23 июня 2015 года.
- ^ «Самолет-дисплей авиабазы Максвелл» . Обмен информацией о боевых птицах . Архивировано из оригинала 14 сентября 2014 г. Проверено 26 сентября 2019 г.
- ^ «USNTPS Т-38 в Wikipedia Commons» . Музей военно-морской авиации, Пенсакола, Флорида. Архивировано из оригинала 2 марта 2015 года.
- ^ «Музей истории и традиций ВВС США на базе ВВС Лэкленд» . аэро-паутина . Уголок любителей авиации. Архивировано из оригинала 31 августа 1999 года.
- ^ "Т-38 Коготь/60-0549." Архивировано 16 октября 2013 г. в Музее авиации Wayback Machine Prairie. Проверено 12 апреля 2013 г.
- ^ «На дозвуке: движение Т-38 Коготь» . Национальный музей авиации и космонавтики . 27 марта 2019 г. Проверено 11 марта 2020 г.
- ^ "GT-38A Talon 60-0558 в Эдинбурге". Архивировано 19 декабря 2014 г. в Wayback Machine Talon в Эдинбурге.
- ^ «Музей Эдварда Ф. Била» . аэро-паутина . Уголок любителей авиации. Архивировано из оригинала 21 ноября 2014 года.
- ^ «Авиабаза Лафлин» . аэро-паутина . Архивировано из оригинала 17 сентября 2014 года . Проверено 14 сентября 2014 г.
- ^ "Т-38 Коготь/61-0817." Архивировано 3 октября 2012 г. в реестре Wayback Machine Warbird. Проверено 12 апреля 2013 г.
- ^ «Выставка самолетов на авиабазе Рэндольф» . Обмен информацией о боевых птицах . Архивировано из оригинала 14 сентября 2014 года.
- ^ «Т-38 Коготь/61-0854» . Музей авиации и космонавтики Пима . Архивировано из оригинала 30 октября 2013 г. Проверено 12 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Авиапарк авиабазы Шеппард» . Архивировано из оригинала 17 сентября 2014 года . Проверено 14 сентября 2014 г.
- ^ "Т-38 Коготь/61-0902." Архивировано 30 сентября 2012 г. в реестре Wayback Machine Warbird. Проверено 12 апреля 2013 г.
- ^ «Салина, Оклахома, Местные достопримечательности» . Проверено 1 октября 2019 г.
- ^ "Т-38 Коготь/63-8224." Архивировано 1 мая 2013 г. в Музее авиации и космонавтики Wayback Machine Evergreen. Проверено 12 апреля 2013 г.
- ^ «Данные самолета 64-13198, 1964 г. Northrop T-38A Talon C/N N.5627» . www.airport-data.com . Проверено 12 ноября 2020 г.
- ^ «Нортроп Т-38А Талон – США – ВВС» . авиалайнеры.нет . Архивировано из оригинала 14 сентября 2014 года.
- ^ «Нортроп Т-38А Талон СН: 65-10405» . аэро-паутина . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 13 сентября 2014 г.
- ^ «Нортроп Т-38А Талон СН: 65-10426» . аэро-паутина . Архивировано из оригинала 11 октября 2011 года . Проверено 14 сентября 2014 г.
- ^ «НАСА Т-38 Коготь» . Парк авиационного наследия . Архивировано из оригинала 29 октября 2014 года.
- ^ Уилсон, Лорел (23 марта 2014 г.). «Самолет НАСА Т-38 Talon прибывает в БГ» . Ежедневные новости Боулинг-Грин . Проверено 1 октября 2019 г.
- ^ «Линейный аэропарк Дайс» . аэро-паутина . Архивировано из оригинала 31 августа 1999 года.
- ^ "Т-38 Коготь/60-0593." Архивировано 8 января 2012 г. в Музее авиации Wayback Machine March Field. Проверено 12 апреля 2013 г.
- ^ "Т-38 Коготь/61-0824." Архивировано 23 апреля 2013 г. в Аэрокосмическом музее Wayback Machine Hill. Проверено 12 апреля 2013 г.
- ^ "Т-38 Коготь/60-0576." Архивировано 26 сентября 2012 г. в реестре Wayback Machine Warbird. Проверено 12 апреля 2013 г.
- ^ "Т-38 Коготь/65-10441." Архивировано 4 апреля 2013 г. в Национальном музее Wayback Machine ВВС США. Проверено 12 апреля 2013 г.
- ^ «Музей Космического центра НАСА» . Tinfeathers.com . Архивировано из оригинала 12 апреля 2013 года.
- ^ «Northrop T-38N Talon поднят на кабину экипажа». Архивировано 12 июня 2018 г. в музее Wayback Machine Intrepid. Проверено 11 июля 2018 г.
- ^ «Т-38Н Н968НА» . stanakshot.free.fr . 02.11.2014.
- ^ «Дженерал Электрик J85-GE-5» . Этот день в авиации . 28 февраля 2024 г.
- ^ Несмотря на то, что это значение уже много лет печатается в торговых точках ВВС США, оно, вероятно, неверно. Рекорд времени набора высоты Т-38, установленный в 1962 году, составил три минуты до 30 000 футов. По словам Роя Мартина из Northrop (цитата по стр. 64 журнала Air & Space/Smithsonian , Vol. 20, No. 3 (август/сентябрь 2005 г.)), нормальный набор военной мощности – то есть максимальная мощность без форсажной камеры – составляет около 6000 футов в минуту.
Библиография
[ редактировать ]- Андраде, Джон (1979). Обозначения и серийные номера военных самолетов США с 1909 года . Публикации округов Мидленд. ISBN 0-904597-22-9 .
- Иден, Пол, изд. (2004). Семейство Northrop F-5 Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон, Великобритания: Янтарные книги. ISBN 1-904687-84-9 .
- Гаррисон, Питер (август – сентябрь 2005 г.). Белая Ракета . Том. 20. Воздух и космос/Смитсоновский журнал. стр. 58–65.
- Джонсен, Фредерик А. (2006). Нортроп F-5/F-20/Т-38 . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press. ISBN 1-58007-094-9 .
- Шоу, Робби (1990). F-5: Военный самолет для мира . Оцеола, Висконсин: Motorbooks International. ISBN 9780879384876 . OCLC 22344704 .