Нортроп YA-9
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2010 г. ) |
ОФ-9 | |
---|---|
![]() | |
Роль | Штурмовик |
Производитель | Нортроп Корпорейшн |
Первый полет | 30 мая 1972 г. [ 1 ] |
Статус | Отменено |
Основные пользователи | ВВС США НАСА |
Количество построенных | 2 |
Northrop YA-9 — прототип штурмовика, разработанный для программы AX ВВС США . YA-9 был отдан предпочтение Fairchild Republic YA-10, который поступил в производство как A-10 Thunderbolt II .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Критика по поводу того, что ВВС США не воспринимают всерьез непосредственную поддержку с воздуха , побудила нескольких военнослужащих искать специализированный штурмовик. [ 2 ] [ нужна страница ] Во время войны во Вьетнаме большое количество штурмовиков было сбито стрелковым оружием , ракетами класса «земля-воздух» и зенитным огнем на малых высотах, что побудило к разработке самолетов, лучше способных противостоять такому оружию. Быстрые реактивные самолеты, такие как North American F-100 Super Sabre , Republic F-105 Thunderchief и McDonnell Douglas F-4 Phantom II, оказались по большей части неэффективными для непосредственной поддержки с воздуха. Douglas A-1 Skyraider был основным самолетом непосредственной авиационной поддержки ВВС США. [ 3 ]
ТОПОР
[ редактировать ]В середине 1966 года ВВС США сформировали офис программы Attack Experimental (AX). [ 4 ] 6 марта 1967 года ВВС отправили запрос информации 21 оборонному подрядчику по AX. Целью было создание эскизного проекта недорогого штурмовика. [ 2 ] [ нужна страница ] Обсуждения с пилотами A-1 Skyraider, работающими во Вьетнаме, и анализ эффективности нынешних самолетов, используемых в этой роли, показали, что идеальный самолет должен иметь длительное время ожидания, маневренность на низкой скорости, мощную артиллерийскую огневую мощь и исключительную живучесть; [ 2 ] [ нужна страница ] самолет, вобравший в себя лучшие элементы Ил-2 , Henschel Hs 129 и Skyraider. [ 2 ] [ нужна страница ] Хотя в первоначальном запросе были запрошены турбовинтовые двигатели, к маю 1969 года требования изменились, чтобы указать использование турбовентиляторных двигателей. [ 5 ]
В мае 1970 года ВВС США опубликовали измененный и гораздо более подробный запрос предложений (RFP). Угроза со стороны советских бронетанковых сил и всепогодных ударных операций стала более серьезной. Теперь в требования входило, что самолет будет спроектирован специально под 30-мм пушку. В RFP также предусматривался самолет с максимальной скоростью 460 миль в час (740 км/ч), взлетной дистанцией 4000 футов (1200 м), внешней нагрузкой 16 000 фунтов (7300 кг), радиусом действия 285 миль (460 км). , а стоимость единицы продукции составила 1,4 миллиона долларов США. [ 6 ] Простота и низкая стоимость также были жизненно важными требованиями: максимальная стоимость запуска составила 1,4 миллиона долларов из расчета на производство 600 самолетов. Там, где это было необходимо, приходилось жертвовать производительностью, чтобы держать под контролем затраты на разработку и производство. [ 7 ] [ 8 ] За это время был выпущен отдельный запрос предложений на 30-мм пушку AX с требованиями к высокой скорострельности (4000 выстр/мин) и высокой начальной скорости. [ 9 ] Шесть компаний представили предложения в ВВС США, причем 18 декабря 1970 года Northrop и Fairchild Republic были выбраны для создания прототипов: YA-9A и YA-10A соответственно. Тем временем компании General Electric и Philco-Ford были выбраны для создания и испытаний прототипов пушки GAU-8 . [ 10 ]
Дизайн
[ редактировать ]А-9 представлял собой моноплан с плечевым крылом , цельноклепанной конструкции из алюминиевого сплава , с сотовой структурой и химически фрезерованной обшивкой. Необходимые сдвоенные ТРДД были установлены в мотогондолах под корнями крыла самолета. [ а ] мощностью 7200 фунтов силы (32 кН) Northrop выбрала двигатель Lycoming YF102 для YA-9, а не более мощный (9280 фунтов силы (41,3 кН)) General Electric TF34, используемый на A-10, хотя можно было установить любой двигатель. Двигатель YF102 представлял собой новую конструкцию, основанную на Avco Lycoming T55 турбовальном двигателе , который использовался на вертолете Boeing CH-47 Chinook , который был выбран с целью минимизации затрат. [ 5 ] [ 8 ] Самолет имел большой крестообразный стабилизатор для улучшения путевой устойчивости при полете на малых высотах. Были установлены разделенные элероны , которые можно было использовать в качестве воздушных тормозов . самолета Когда эти воздушные тормоза работали асимметрично вместе с рулем направления , можно было применять боковые силы управления (и самолет двигался вбок) без рыскания или крена , что облегчало прицеливание оружия. [ 5 ] [ 11 ]
Пилот сидел под большим куполом купола впереди передней кромки крыльев. Кабина была окружена ванной из брони (алюминий в прототипах, который в случае производства был бы заменен титаном ), а установленные на крыле топливные баки были самоуплотняющимися и заполнены пеной, чтобы минимизировать вероятность возгорания или образования больших объемов топлива. потеря. Были установлены двойные резервные гидравлические системы управления полетом с дополнительным ручным дублированием, чтобы предотвратить выход из строя управления при одном попадании. Предполагалось, что эти конструктивные особенности позволят снизить боевые потери на целых 90% в операциях типа Вьетнама. [ 5 ] [ 12 ] одна 30-мм поворотная пушка В брюхе самолета должна была быть установлена со стволами, выступающими под носовую часть. Поскольку орудие было установлено по центральной линии самолета, носовое колесо шасси было смещено на один фут (0,30 м) влево. Поскольку пушка GAU-8 Avenger не была готова, оба прототипа YA-9 (и два YA-10) вместо нее были оснащены меньшей 20-мм пушкой M61 Vulcan . Было установлено десять точек подвески под крылом , позволяющих нести до 16 000 фунтов (7300 кг) вооружения, включая бомбы и AGM-65 Maverick ракеты класса «воздух-земля» . [ 13 ]
Взлет
[ редактировать ]Я-9 совершил свой первый полет 30 мая 1972 года. [ 1 ] [ 14 ] второй прототип полетел 23 августа. [ 13 ] Летные испытания Northrop прошли успешно: самолет, по утверждениям, имел «истребительское» управление и был хорошей боевой платформой. [ 15 ] Взлет летчиков-испытателей ВВС США двух конкурирующих конструкций состоялся с 10 октября по 9 декабря 1972 года. [ 16 ] Хотя YA-9 полностью соответствовал требованиям ВВС США, YA-10 был объявлен победителем 18 января 1973 года. ВВС, возможно, предпочли использование штатного двигателя TF34 на YA-10, а не неиспытанного F102. в то время как у Fairchild не было альтернативной работы, и она вряд ли выживет, если не выиграет контракт AX. [ 13 ]
Два прототипа YA-9 впоследствии были переданы НАСА для продолжения летных испытаний, прежде чем быть сняты с эксплуатации. [ 13 ] После вывода из эксплуатации двигатели YA-9, изготовленные по индивидуальному заказу, были сняты и позднее были соединены с планером C-8 Buffalo в рамках совместного исследования НАСА и Boeing по бесшумным ближнемагистральным исследовательским самолетам (QSRA) для создания тихого ближнемагистрального коммерческого самолета. самолет. [ 17 ]
Расположение самолетов
[ редактировать ]
- 71-1367 — складское помещение, ожидающее восстановления на авиабазе Эдвардс , Калифорния . [ 18 ]
- 71-1368 — выставлен в Музее авиации Марч-Филд , База ВВС Марч , Калифорния. [ 19 ]
Технические характеристики (Я-9А)
[ редактировать ]
Данные из файла Airdata: Northrop A-9A. [ 20 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 53 фута 6 дюймов (16,31 м)
- Размах крыльев: 58 футов 0 дюймов (17,68 м)
- Рост: 16 футов 11 дюймов (5,16 м)
- Площадь крыла: 580 кв. футов (54 м 2 )
- Полная масса: 25 000 фунтов (11 340 кг)
- Максимальный взлетный вес: 41 000 фунтов (18 597 кг)
- Силовая установка: 2 двигателя Lycoming YF102-LD-100 турбовентиляторных с тягой 7200 фунтов силы (32 кН) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 452 узла (520 миль в час, 837 км/ч)
- Скорость набора высоты: 5000 футов/мин (25 м/с).
Вооружение
- Орудия: 1x 20-мм M61 Vulcan пушка Gatling (замена GAU-8/A )
- Узлы подвески: 10 подкрыльевых грузоподъемностью 16 000 фунтов (7300 кг).
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Для сравнения, расположение двигателя А-10 в хвостовой части менее традиционное, но обеспечивает большую живучесть в случае попадания в область двигателя. Двойное хвостовое оперение А-10 также скрывает инфракрасные и шумовые сигналы двигателя и обеспечивает резерв на случай, если один из хвостов будет отстрелян. [ нужна ссылка ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Дженкинс 1998 , с. 26.
- ^ Jump up to: а б с д Корам 2004 г.
- ^ Дональд и март 2004 г. , с. 8.
- ^ Дженкинс 1998 , с. 12.
- ^ Jump up to: а б с д Джесси и Энгбрехт 1996 , с. 58.
- ^ Дженкинс 1998 , стр. 16–17.
- ^ Джесси и Энгбрехт 1996 , стр. 58–59.
- ^ Jump up to: а б Неделя авиации 1972 , с. 109.
- ^ Дженкинс 1998 , с. 19.
- ^ Дженкинс 1998 , стр. 18, 20.
- ^ Финк 1972a , стр. 45–46.
- ^ Неделя авиации 1972 , с. 113.
- ^ Jump up to: а б с д Джесси и Энгбрехт 1996 , с. 59.
- ^ Дональд и март 2004 г. , с. 9.
- ^ Финк 1972a , стр. 44–46.
- ^ Финк 1972b , с. 20.
- ^ Ричардсон 1978 , стр. 29–30.
- ^ «История авиации и авиационная фотография: А-9А» . JohnWeeks.com . Проверено 2 марта 2021 г.
- ^ «Я-9А» . Марч Филдский музей авиации . Проверено 2 марта 2021 г.
- ↑ Air Enthusiast , сентябрь 1972 г. , с. 160.
Библиография
[ редактировать ]- «AX Fighter проложил путь к прототипированию» . Неделя авиации и космических технологий . Том. 96, нет. 26. 26 июня 1972. стр. 103–104.
- «Файл воздушных данных». Любитель воздуха . Том. 3, нет. 3. Сентябрь 1972 г., стр. 156–160. ISBN 0-903234-31-9 .
- Корам, Роберт (2004). Бойд: летчик-истребитель, изменивший искусство войны . Лос-Анджелес: Книги Бэк-Бэй. ISBN 0-316-79688-3 .
- Дональд, Дэвид; Марч, Дэниел, ред. (2004). «А-10 Боевой Бородавочник». Современные боевые самолеты . Норуолк, Коннектикут: AIRtime. ISBN 1-880588-76-5 .
- Дональд, Дэвид, изд. (1997). «Нортроп Я-9». Полная энциклопедия мировой авиации . Книги Барнса и Нобл. ISBN 0-7607-0592-5 .
- Финк, Дональд Э. (2 октября 1972 г.). «Подрядчики готовятся к 90-дневному полету AX» . Неделя авиации и космических технологий . Том. 97, нет. 14. С. 44–48.
{{cite magazine}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - Финк, Дональд Э. (11 декабря 1972 г.). «ВВС США завершают оценку полета AX» . Неделя авиации и космических технологий . Том. 97, нет. 24. с. 20.
{{cite magazine}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - Дженкинс, Деннис Р. (1998). Fairchild-Republic A/OA-10 «Бородавочник» . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press. ISBN 1-58007-013-2 .
- Джесси, Уильям; Энгбрехт, Брэдли (июль 1996 г.). «Не совсем десять: A-9 от Northrop, занявший второе место AX». Любитель воздуха . № 64. С. 57–59. ISSN 0143-5450 .
- «Northrop оптимизирует управление A-9A» . Неделя авиации и космических технологий . Том. 96, нет. 26. 26 июня 1972. стр. 107–113.
- Ричардсон, Дуг (1 июля 1978 г.). «Тихо и вертикально в НАСА Эймс» . Рейс Интернешнл . Том. 114, нет. 3515. стр. 29–32.
Внешние ссылки
[ редактировать ]