Ильюшин Ил-102
Ил-102 | |
---|---|
![]() | |
Ильюшин Ил-102 на выставке | |
Роль | Штурмовик |
Производитель | Ильюшин |
Первый полет | 25 сентября 1982 г. |
Статус | Прототип |
Количество построенных | 2 |
Разработано на основе | Ильюшин Ил-40 |
Ил -102 — советский экспериментальный реактивный штурмовик, разработанный Ильюшиным . Когда-то его называли «самым великолепно и уродливым боевым самолетом на свете». [ 1 ] этот самолет так и не был выбран для производства, его превзошёл Су-25 . Было построено всего несколько опытных образцов.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]В 1967 году советские ВВС разработали спецификацию реактивного штурмовика или бронированного штурмовика. В то время как Сухой проектировал совершенно новый одноместный самолет Су-25 , Ильюшин предложил модифицированную версию своего Ил-40 1953 года под обозначением Ил-42 , который, в отличие от Сухого, представлял собой двухместный самолет с дистанционным управлением. -управляемая задняя артиллерийская башня. Проект был отклонен советскими ВВС, но Ильюшин решил, несмотря на это, продолжить собственную разработку, переименовав программу в Ил-102 . [ 2 ]
Первый прототип Ил-102 поднялся в воздух 25 сентября 1982 года, второй планер был построен для статических испытаний и выполнил 250 испытательных полетов, пока не был остановлен в 1984 году, когда истек срок службы двигателя. [ 3 ]

Ил-102 представлял собой низкоплан с крылом умеренной стреловидности (30 градусов), оснащенный двумя ТРДД «Климов» РД-33 И (бесфорсажные версии двигателей истребителя МиГ-29 ). Это было весьма необычно для того времени: иметь заднюю артиллерийскую башню , чего не было в штурмовиках со времен Второй мировой войны Ил-2 «Штурмовик» и Ил-10 , духовные предки Ил-102, управляемые дистанционно стрелком, сидящим в кабина над задней кромкой крыла. Кабины экипажа, двигатели и топливные баки были бронированы для защиты от огня с земли. [ нужна ссылка ]
Хотя разработка была прекращена в 1984 году, прототип Ил-102 был публично представлен на Мосаэрошоу авиасалоне 1992 года в Жуковском и, как утверждалось, был доступен для экспорта. [ 4 ]

По состоянию на 2005 год опытный образец № 10201 был выставлен на обозрение в ЛИИ имени Громова . [ нужна ссылка ]
Технические характеристики
[ редактировать ]Данные Энциклопедии российской авиации 1875–1995 гг. «Оспри». [ 5 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 17,5 м (57 футов 5 дюймов)
- Размах крыльев: 16,9 м (55 футов 5 дюймов)
- Высота: 5,08 м (16 футов 8 дюймов)
- Площадь крыла: 63,5 м 2 (684 кв. футов)
- Вес пустого: 13 000 кг (28 660 фунтов)
- Полная масса: 18 000 кг (39 683 фунта)
- Максимальный взлетный вес: 22 000 кг (48 502 фунта)
- Силовая установка: 2 «Климов РД-33 И» ТРДД тягой по 51 кН (11 000 фунтов силы) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 950 км/ч (590 миль в час, 510 узлов)
- Боевая дальность: 400–500 км (250–310 миль, 220–270 миль)
- Перегоночная дальность: 3000 км (1900 миль, 1600 миль)
- Нагрузка на крыло: 283 кг/м 2 (58 фунтов/кв. футов)
- Тяга/вес : 0,58
Вооружение
- Оружие:
Подкрыльевые пилоны Ил-102, вооруженные неуправляемыми ракетными блоками. - 1 × 30-мм пушка ГШ-30-2, установленная снаружи под фюзеляжем
- 1 × 23-мм пушка ГШ-23Л в дистанционно управляемой хвостовой турели
- Бомбы: внешние накопители массой 7200 кг (15 873 фунта) в шести крыльевых бомбоотсеках и восьми внешних пилонах (шесть под крылом и два под фюзеляжем).
Подкрыльевые бомбоотсеки Ил-102, вооруженного бомбами.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II - ( США )
- Нортроп YA-9 – ( США )
- Сухой Су-25 – ( Советский Союз, Россия, Грузия )
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Рогоуэй, Тайлер (11 июля 2014 г.). «Знакомьтесь, Ил-102, самый уродливый боевой самолет на свете» . Фокстрот Альфа . Проверено 24 сентября 2020 г.
- ^ World Air Power Journal , лето 1994 г., стр. 25.
- ^ World Air Power Journal , лето 1994 г., стр. 27.
- ^ World Air Power Journal , лето 1994 г., стр. 24–28.
- ^ Ганстон 1995, стр. 126–127.
Библиография
[ редактировать ]- «Ильюшин Ил-102: Несостоявшийся реактивный штурмовик». World Air Power Journal , том 17, лето 1994 г. Лондон: Aerospace Publishing, 1994. ISBN 1-874023-43-3 . стр. 24–29.
- Ганстон, Билл . Энциклопедия русской авиации 1875–1995 годов «Оспри» . Лондон: Оспри, 1995. ISBN 1-85532-405-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]