Lavochkin La-15
Ла-15 | |
---|---|
![]() | |
Ла-15 в Центральном музее ВВС, Монино | |
Роль | боец |
Производитель | Lavochkin / Plant 21 "Sokol" [ 1 ] |
Первый полет | 8 января 1948 г. (Самолет 174). [ 1 ] |
Введение | 1949 [ 1 ] |
Ушедший на пенсию | 1953 [ 1 ] |
Основной пользователь | Советские ВВС [ 1 ] |
Количество построенных | 235 [ 1 ] |
The Lavochkin La-15 ( Plant 21 product code Izdeliye 52 , USAF reporting name Type 21 , [ 2 ] НАТО Отчетное имя Fantail [ 3 ] ), был одним из первых советских реактивных истребителей и современником МиГ-15 Микояна-Гуревича. [ 1 ] находившийся на вооружении ВВС СССР с 1949 по 1953 год.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Лавочкин производил линейку винтовых истребителей во время Второй мировой войны. Лавочкин Ла-150 стал первым ответом на заказ 1945 года на постройку одноместного реактивного истребителя с использованием одного немецкого турбореактивного двигателя Junkers Jumo 004 от Me 262 . На Лавочкине Ла-152, летавшем в декабре 1946 года, двигатель был перенесен в переднюю часть носовой части, что уменьшило потери тяги. Лавочкин Ла-160 был первым советским истребителем со стреловидным крылом, поднявшимся в воздух в июне 1947 года.
Лавочкин Ла-168 впервые поднялся в воздух 22 апреля 1948 года. Он был разработан с использованием нового турбореактивного двигателя на базе Rolls-Royce Nene в ответ на запрос 1946 года на усовершенствованный реактивный истребитель со стреловидным крылом, способный летать на околозвуковой скорости. Двигатель разместился за пилотом, но с высокорасположенным крылом и Т-образным оперением по сравнению с аналогичным МиГ-15 .
Ла-15, дошедший до серийного производства, стал результатом серии опытно-конструкторских самолетов, начавшихся с бомбардировщика Aircraft 150 в 1945 году и завершившихся созданием Aircraft 176 позже в 1948 году. Эти самолеты были разработаны для британских двигателей Rolls-Royce Derwent V и Rolls-Royce Nene , приобретенный Советским Союзом в 1947 году и затем скопированный как Климов РД-500 и Климов РД-45 соответственно. с двигателем «Дервент» Самолет 174 был разработан в качестве резерва для основной программы «Самолет 168» с двигателем «Нене» на случай, если британцы не смогут поставить более мощные двигатели «Нене» с форсажными камерами (которые они так и не поставили). Первый прототип Самолета 174 поднялся в воздух всего через 9 дней после своего аналога Микоян-Гуревича И-310 , 8 января 1948 года. Однако первый прототип был потерян 11 мая 1948 года из-за вибраций. Продолжились испытания улучшенного второго прототипа, получившего обозначение Самолет 174Д , который проходил Государственные приемочные испытания с августа по 25 сентября 1948 года. По сравнению с МиГ-15 с двигателем «Нене» он имел почти такую же максимальную скорость и лучшую маневренность, при несколько сниженной скорость набора высоты. Этот тип был заказан в производство в сентябре 1948 года, когда самолет 174Д проходил летные испытания, и в апреле 1949 года ему было присвоено официальное обозначение Ла-15. [ 1 ]
Ла-15 имел бочкообразный фюзеляж, плечевое стреловидное крыло с углом наклона 6 градусов и стабилизаторы, установленные высоко на киле, почти Т-образном оперении. Он пользовался популярностью среди пилотов из-за простоты управления и надежности, а герметичная кабина была преимуществом на большой высоте. Тем не менее, официальный энтузиазм по поводу Ла-15 был умеренным, в основном потому, что это была сложная конструкция, требовавшая сложного и дорогостоящего производственного оборудования. Всего было построено 235 Ла-15, которые служили в ВВС СССР до 1953 года. [ 1 ]

Операционная история
[ редактировать ]Ла-15 прошел боевые испытания в 192-м истребительном авиаполке, базировавшемся в Кубинке с 19 марта 1949 года, и в том же году начал появляться в строевых частях. Одним из подразделений был, по-видимому, 196-й истребительный авиационный полк. [ 4 ] Внедрение сопровождалось многочисленными авариями, но у конкурирующего МиГ-15 дела обстояли немногим лучше. Однако, хотя Ла-15 имел ряд технических преимуществ перед МиГ-15, сочетание простоты изготовления и более низких затрат привело к тому, что предпочтение отдано МиГ-15. Советские власти решили производить только один истребитель и выбрали МиГ-15бис. Оставшиеся на вооружении Ла-15 были разоружены к 1953 году, а их двигатели повторно использовались на КС-1 «Комета» ракете класса «воздух-поверхность» . Самолеты использовались в качестве мишеней при различных испытаниях ядерных бомб. [ 1 ]
Варианты
[ редактировать ]- Самолет 174
- Rolls-Royce Derwent стал двигателем первого прототипа Ла-15. Разбился из-за вибраций конструкции, вызванных симпатическими резонансными частотами хвостового оперения и задней части фюзеляжа. [ 1 ]
- Самолет 174Д
- (Дооблер-второй) - второй прототип с модификациями, необходимыми в ходе летных испытаний Самолета 174. [ 1 ]
- Самолет 180
- Двухместный учебно-тренировочный вариант также разрабатывался как Самолет 180 и должен был быть запущен в производство как УТИ Ла-15 или Ла-15УТИ , но поскольку официальный интерес к Ла-15 пошел на убыль, учебно-тренировочный самолет был отменен до начала серийного производства и было сделано только два. [ 1 ]
Операторы
[ редактировать ]Выжившие
[ редактировать ]Ла-15 выставлен в Центральном музее ВВС в Монино , под Москвой, Россия. [ 5 ]
Технические характеристики (Ла-15)
[ редактировать ]
Data from Lavochkins Last Jets [ 1 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 9,563 м (31 фут 4,5 дюйма)
- Размах крыльев: 8,83 м (28 футов 11,7 дюйма)
- Высота: 3,8 м (12 футов 5 дюймов)
- Площадь крыла: 16,167 м 2 (174,02 кв. футов)
- Вес пустого: 2575 кг (5677 фунтов)
- Полная масса: 3850 кг (8488 фунтов)
- Запас топлива: 1060 л (233,2 имп галлона)
- Взлетная дистанция: 650 м (2132,5 фута)
- Посадочная дистанция: 800 м (2624,7 футов)
- Силовая установка: 1 турбореактивный центробежный компрессор Климов РД-500 , тяга 15,59 кН (3500 фунтов силы).
Производительность
- Максимальная скорость: 1007 км/ч (626 миль в час, 544 узла) на высоте 8000 м (26 350 футов).
- Дальность: 1145 км (711 миль, 618 миль) на высоте 10 000 м (32 810 футов)
- Практический потолок: 13 500 м (44 300 футов) при номинальной мощности - возможен скачок напряжения при боевой мощности выше 8 000 м (26 250 футов).
- Скорость набора высоты: 31,7 м/с (6240 футов/мин)
- Время набора высоты:
- 5000 м (16 400 футов) за 3,1 мин.
- 10 000 м (32 180 футов) за 9 минут
- Нагрузка на крыло: 238 кг/м 2 (49 фунтов/кв. футов)
- Тяга/вес : 0,42
Вооружение
- Орудия: 3 × 23-мм Нудельмана-Суранова НС-23 автопушки с боекомплектом по 100 снарядов на ствол.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- МиГ-15
- FMA IAe 33 Пульки II
- Yakovlev Yak-25 (1947)
- Республика F-84F Тандерстрик
- Североамериканский F-86 Sabre
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Gordon, Yefim (26 April 2007). Lavochkin's Last Jets . Red Star. Vol. 32. Hinkley: Midland publishing. ISBN 978-1-85780-253-5 .
- ^ «Обозначения советских и российских военных самолетов и ракет» .
- ^ «Обозначения советских и российских военных самолетов и ракет» .
- ^ http://www.ww2.dk/new/air%20force/regiment/iap/196iap.htm
- ^ [1] Домашняя страница Монино
Библиография
[ редактировать ]- Gordon,Yefim. Lavochkin's Last Jets . Midland Publishing. Hinkley. 2007. ISBN 1-85780-253-5
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Ганстон, Билл. Энциклопедия русской авиации 1875-1995 годов «Оспри» . Лондон: Оспри, 1995. ISBN 1-85532-405-9 .