Klimov RD-500
РД-500 | |
---|---|
![]() | |
Разрез турбореактивного двигателя РД-500. | |
Тип | Турбореактивный двигатель |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Производитель | Klimov |
Первый запуск | 31 декабря 1947 г. |
Основные приложения | Yakovlev Yak-23 |
Количество построенных | около 859 |
Разработано на основе | Роллс-Ройс Дервент V |
Климов РД-500 представлял собой нелицензионную советскую копию Rolls-Royce Derwent V турбореактивного двигателя , проданного Советскому Союзу в 1947 году. Климова ОКБ адаптировало его под советские методы производства и материалы.
Разработка
[ редактировать ]Изготовление метрических чертежей и анализ материалов, использованных в Derwent V, прошли довольно быстро, но нашел замену жаростойкому, ползучести устойчивому к Nimonic 80. никель-хромовому сплаву [ 1 ] было более сложной задачей. В конце концов в ХН 80Т был найден сплав, который соответствовал высокотемпературным свойствам Нимоника 80, но не обладал сопротивлением ползучести. Первый экземпляр «Дервента V», получивший обозначение РД-500 ( «Реактивный двигатель » ) по имени завода № 500, где этот двигатель был впервые выпущен, проходил испытания 31 декабря 1947 года, но быстро возникли проблемы. Горение было неравномерным, из-за чего треснули камеры сгорания. Возможно, это было как-то связано с модификациями, внесенными Советским Союзом в системы подачи топлива, скорости и стартера. Но эти проблемы были решены к сентябрю 1948 года, когда двигатель прошел 100-часовые государственные приемочные испытания. [ 2 ]
РД-500 представлял собой близкую копию «Дервента» с одноступенчатым центробежным компрессором , девятью камерами сгорания и одноступенчатой турбиной . Он соответствовал тяге «Дервента» в 15,9 кН (3570 фунтов силы ) и был всего на 13,7 кг (30 фунтов) тяжелее. Основная проблема эксплуатируемого двигателя заключалась в лопатках турбины, 30% которых не прошли проверку из-за рекристаллизации после литья. Плохое сопротивление ползучести сплава ХН 80Т приводило к опасному удлинению лопаток турбины. До 40% ранних серийных РД-500 перед поставкой приходилось индивидуально регулировать, а срок службы двигателя так и не приблизился к 100 часам, продемонстрированным на приемочных испытаниях. [ 2 ]
У Советов были огромные проблемы с созданием двигателей в соответствии со стандартами, о чем свидетельствуют 20 000 человеко-часов, необходимых для создания одного двигателя в 1947 году. Эта цифра упала до более разумных 7 900 человеко-часов к ноябрю 1948 года и еще больше снизилась до 4 734 человеко-часов. часов к 1 марта 1949 года, что близко к цели в 4000 человеко-часов. Всего на заводе № 500 в 1948 году было произведено 97 штук, в 1949 году - 462. завод № 16 в Казани , который в 1949 году построил 300 двигателей. В программу был включен [ 2 ] Производство было прекращено примерно в 1950 году в пользу более совершенного турбореактивного двигателя Климов ВК-1 на базе Rolls-Royce Nene . [ 3 ]
РД-500 использовался в ряде ранних советских реактивных истребителей, включая Лавочкин Ла-15 , Яковлев Як-25 и Яковлев Як-30 , но только Яковлев Як-23 , Яковлев Як-25 и Лавочкин Ла- 15 были приняты на вооружение. [ 4 ]
РД-500 был скопирован и доработан в Китайской Народной Республике (КНР) в Шэньянском бюро разработки самолетов PF-1A.
Приложения
[ редактировать ]- Lavochkin La-15
- Mikoyan-Gurevich KSK test plane
- Raduga KS-1 Komet
- Yakovlev Yak-23
- Yakovlev Yak-25
- Yakovlev Yak-30
- Yakovlev Yak-1000
Технические характеристики (РД-500)
[ редактировать ]Данные Кея, Turbojet
Общие характеристики
- Тип: Турбореактивный
- Длина: 2,11 метра (6 футов 11 дюймов)
- Диаметр: 1,09 метра (3 фута 7 дюймов)
- Сухой вес: 580,7 кг (1280 фунтов)
Компоненты
- Компрессор: Одноступенчатый центробежный компрессор.
- Камеры сгорания : девять
- Турбина : Одноступенчатая
Производительность
- Максимальная тяга : 15,9 кН (3570 фунтов силы)
- Удельный расход топлива : 1,4
- Тяговооруженность : 2,73
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Стэнфордские передовые материалы. «Нимоник 80» . Современные тугоплавкие металлы . Архивировано из оригинала 23 января 2021 г. Проверено 7 июля 2021 г.
Нимоник 80 или Нимоник 80а представляет собой никель-хромовый сплав, аналогичный сплаву НИМОНИК 75, но сделанный дисперсионно-твердеющим за счет добавок алюминия и титана.
- ^ Jump up to: а б с Кей 2007 , с. 46.
- ^ Кей 2007 , с. 47.
- ^ Ганстон, стр. 477–78.
Библиография
[ редактировать ]- Кей, Энтони Л. (2007). Турбореактивный двигатель: история и развитие 1930–1960 гг . Том. 2: СССР, США, Япония, Франция, Канада, Швеция, Швейцария, Италия, Чехословакия и Венгрия. Мальборо, Уилтшир: Crowood Press. ISBN 978-1-86126-939-3 .
- Ганстон, Билл . Энциклопедия русской авиации 1875–1995 годов «Оспри» . Лондон, Оспри, 1995 г. ISBN 1-85532-405-9