Jump to content

РД-0146

РД-0146
Модель РД-0146
Страна происхождения Россия
Дата 2001
Дизайнер КБХА Конструкторское бюро
Производитель ЦСКБ Прогресс
Приложение верхняя ступень
Связанный ЛВ КВТК
Жидкотопливный двигатель
Порох ЛОКС / ЛХ2
Цикл Экспандерный цикл
Конфигурация
Камера 1
Производительность
Тяга, вакуум 68,6 кН (15 400 фунтов силы)
в камере Давление 5,9 мегапаскалей (860 фунтов на квадратный дюйм)
Удельный импульс , вакуум 470 секунд (4,6 км/с)
Размеры
Длина 3,558 метра (11,67 футов)
Диаметр 1,95 метра (6 футов 5 дюймов)

РД -0146 (РД-0146) жидкотопливный криогенный ракетный двигатель, разработанный КБХА «Косберг» в Воронеже , Россия .

РД-0146 — первый российский ракетный двигатель, сжигающий жидкий кислород и жидкий водород в детандерном цикле, в котором турбонасосы приводятся в движение отходящим теплом, поглощаемым в сопле и камере сгорания. РД-0146 имел самый быстровращающийся турбонасос из всех серийно выпускаемых ракетных двигателей: топливный турбонасос вращался со скоростью более 120 000 об/мин. Вариант РД-0146М использует в качестве топлива сжиженный природный газ вместо водорода, а вариант РД-0146Д, по прогнозам, будет производить удельный импульс ( I sp ) до 470 секунд (4,6 км/с) в вакууме.

На протяжении всей своей истории двигатель предлагался для использования на ракетах-носителях . Варианты РД-0146 в разное время выбирались для питания новых верхних ступеней «Протона» , «Ангары» , «Онеги» (развитие «Союза-2 ») и «Русь-М» . По состоянию на 2022 год РД-0146Д находится в разработке для использования на разгонном блоке КВТК .

Разработка

[ редактировать ]

В 1988 году РКК «Энергия» поручила КБХА начать работы над новым безфорсажным ракетным двигателем LO x /LH 2 для использования на разгонных блоках РО-95. Хотя этот двигатель тягой 10 тс (98 кН) так и не вышел из стадии проектирования, его разработка подтвердила в КБХА надежность и работоспособность детандерного цикла. [1]

В 1999 году начался проект нового двигателя с детандерным циклом. В том же году ГКНПЦ Хруничева заключил с КБХА контракт на разработку нового двигателя РД-0146У для использования на ракетах-носителях «Протон» и «Ангара». Двигатель должен был иметь класс тяги около 10 тс (98 кН). Вскоре, 7 апреля 2000 года, американская компания Pratt & Whitney Rocketdyne заключила соглашение с КБХА о финансировании разработки РД-0146. Pratt & Whitney получит эксклюзивные права на международный маркетинг этого варианта. [2] В 2002 году РКК "Энергия" заключила с КБХА контракт на разработку варианта РД-0146Э для использования на его ракете-носителе "Онега" - вариант "Союз-2" с полностью криогенным разгонным блоком. [1] В 2008 году КБХА приступило к разработке варианта РД-0146Д для использования на разгонном блоке КВТК для Ангары А5. [3] В 2009 году ЦСКБ «Прогресс» выбрал РД-0146 для использования на «Русь-М» . второй ступени новой ракеты-носителя [4]

Первый двигатель РД-0146 планировалось поставить Pratt & Whitney в мае 2001 года. Задержки, связанные с производственными проблемами субподрядчика, отложили это, и первый боевой запуск серийного двигателя состоялся 9 октября 2001 года. Был построен второй двигатель. и уволен в декабре 2002 года и впоследствии доставлен в Pratt & Whitney в марте 2003 года.

В РД-0146 использовалась другая методология испытаний, чем в предыдущих советских и российских программах испытаний двигателей. Отдельные компоненты и подсистемы будут тестироваться отдельно, тогда как ранее при тестировании использовался комплексный метод, при котором собирался и тестировался весь двигатель. Это означало, что выход из строя одного компонента приводил к необходимости разобрать систему для обнаружения дефектов. [5]

Чтобы облегчить испытательные стрельбы РД-0146, была построена новая установка по производству жидкого водорода производительностью 100 кг (220 фунтов) в день. [6] Это стало вторым подобным объектом в России.

Описание

[ редактировать ]

РД-0146 — первый российский ракетный двигатель без предварительной камеры сгорания . Это также первый двигатель с сопловым удлинителем без активной системы охлаждения, а также первый двигатель КБХА с раздельными турбонасосами для топлива и окислителя. [7] Двигатель рассчитан на пять включений и управление тягой в двух плоскостях. По мнению разработчика, отсутствие газогенераторной системы обеспечивает более высокую надежность двигателя при многократном включении, устраняя вероятность сбоя зажигания в рабочем цикле двигателя. [ нужна ссылка ]

[ редактировать ]

ЛМ10-МИРА двигатель-демонстратор жидкого кислорода жидкого метана , разработанный Авио и КБХА на базе РД-0146. Разработка началась в соответствии с условиями соглашения, подписанного между правительствами Италии и России в Москве 28 ноября 2000 года. Двигатель мощностью 7,5 тонны был успешно испытан в июне 2014 года в Воронеже , Россия . [8] После окончания сотрудничества с KHBhA компания Avio продолжила разработку двигателя М10 для программы «Вега-Э» с целевой тягой 10 тс. [9] По состоянию на март 2021 г. , квалификация моторного полигона запланирована на 2024 год. [9]

См. также

[ редактировать ]

Сопоставимые двигатели

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Рачук Владимир; Титков, Н. (09 июля 2006 г.), «Первый российский расширительный цикл LOX-LH2 LRE: RD0146» , 42-я совместная конференция и выставка AIAA/ASME/SAE/ASEE по двигательным установкам , Совместные конференции по двигательным установкам, Американский институт аэронавтики и астронавтики, дои : 10.2514/6.2006-4904 , ISBN  978-1-62410-038-3 , получено 6 июня 2022 г.
  2. ^ «Ракетный двигатель РД-0146» .
  3. ^ "РД0146, РД0146Д, РД0146Д-1 АО «Конструкторское Бюро Химавтоматики»" . kbkha.ru (in Russian) . Retrieved 2022-06-06 .
  4. ^ ИноСМИ (2009-08-12). "Большая и Малая Медведицы засияли ярче" . ИноСМИ (in Russian) . Retrieved 2022-06-11 .
  5. ^ Афанасьев, И. (2001). "Огневые испытания воронежского ЖРД" [Fire tests of the Voronezh rocket engine]. Новости космонавтики (in Russian). Издательский центр. Archived from the original on 2011-11-09.
  6. ^ "Полёт нормальный" . Газета « Известия » (in Russian). 2002-12-20. Archived from the original on 2009-11-01 . Retrieved 2009-11-01 .
  7. ^ Демьяненко Юрий; Дмитренко Анатолий; Рачук Владимир; Шостак, Александр; Миник, Алан; Бракен, Род; Бузер, Марк (2006), «Одновальные турбонасосы в жидкостных ракетных двигателях» , 42-я совместная конференция и выставка AIAA/ASME/SAE/ASEE по двигательным установкам , Американский институт аэронавтики и астронавтики, doi : 10.2514/6.2006-4377 , ISBN  978-1-62410-038-3 , получено 7 июня 2022 г.
  8. ^ П. Белломи; М. Рудных; С. Карапеллезе; Д. Люцци; Дж. Каджано; Л. Арионе; А.А. Гуртовой; С.Д. Лобов; В.С. Рачук (08.02.2019). «Разработка жидкого кислорода LM10-MIRA – демонстрационного двигателя с расширительным циклом жидкого природного газа» . Прогресс в физике движения – Том 11 . стр. 100-1 447–466. дои : 10.1051/eucass/201911447 . ISBN  978-5-94588-228-7 . S2CID   139531422 . Проверено 23 марта 2021 г.
  9. ^ Jump up to: а б Д. Коробка; Д.Люцци; К. Боффа; М. Рудных; Д. Дриго; Л. Арионе; Н. Иерардо; А. Сирби (01 августа 2019 г.). Разработка жидкокислородно-метанового ракетного двигателя М10 для разгонного блока «Вега-Э» (PDF) (Отчет). doi : 10.13009/EUCASS2019-315 . Проверено 24 марта 2021 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 27fc3180bb02787476290947a5d4680b__1706465100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/27/0b/27fc3180bb02787476290947a5d4680b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
RD-0146 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)