Jump to content

Зефиро (ракетная ступень)

Зефир
Сопло Zefiro 23, Парижский авиасалон 2015 г.
Производитель Женатый
Страна происхождения Италия
Используется на
История запуска
Статус Активный
Всего запусков 23
Успехи
(только сцена)
21
Неуспешный 2
Первый полет 13 февраля 2012 г.
Последний рейс 11 июля 2019 г.
Второй этап (Вега) – Зефиро 23 [1]
Высота 7,5 м (24 фута 7 дюймов)
Диаметр 1,9 м (6 футов 3 дюйма)
Пустая масса 1935 кг (4266 фунтов)
Полная масса 25,9 т (57000 фунтов)
Пороховая масса 24 т (53000 фунтов)
Максимальная тяга 1122 кН (252 000 фунтов силы )
Удельный импульс 287,5 секунды
Время горения 103 секунды
Порох Алюминий HTPB 1912 г.
Вторая ступень (Вега С/Вега Е) – Зефиро 40 [2]
Высота 7,6 м (24 фута 11 дюймов)
Диаметр 2,3 м (7 футов 7 дюймов)
Пустая масса 3006 кг (6627 фунтов)
Полная масса 39,2 т (86000 фунтов)
Пороховая масса 36,2 т (80 000 фунтов)
Максимальная тяга 1304 кН (293000 фунтов силы )
Удельный импульс 293,5 секунды
Время горения 92,9 секунды
Порох Алюминий HTPB 1912 г.
Третий этап (Вега/Вега C) – Зефиро 9 [3]
Высота 3,9 метра (13 футов)
Диаметр 1,9 метра (6 футов 3 дюйма)
Пустая масса 906 кг (1997 фунтов)
Полная масса 11,4 тонны (11,2 длинных тонны; 12,6 коротких тонны)
Пороховая масса 10,5 тонны (10,3 длинных тонны; 11,6 коротких тонны)
Максимальная тяга 314 килоньютонов (71000 фунтов силы )
Удельный импульс 295,2 секунды
Время горения 117,1 секунды
Порох Алюминий HTPB 1912 г.

Zefiro — семейство твердотопливных ракетных двигателей, разработанных компанией Avio и используемых на Европейского космического агентства ракете Vega . Название Zefiro происходит от аббревиатуры ZE ro FI rst stage RO cket, [4] задуман, когда этот двигатель предназначался для использования в качестве первой и второй ступеней программы Сан-Марко Итальянского космического агентства (ASI). Название также отсылает к греческому богу западного ветра Зефиру .

По состоянию на 2024 год две модели Zefiro 40 и Zefiro 9 используются На ракете Vega C . Zefiro 23 , который использовался в оригинальной Vega, больше не производится.

Первым завершенным двигателем был Zefiro 9, двигатель третьей ступени. Первые испытательные стрельбы были проведены 20 декабря 2005 года на Сальто-ди-Квирра межсиловом полигоне на побережье Средиземного моря на юго-востоке Сардинии . Испытание прошло полностью успешно. [5] После критического анализа конструкции на основе завершенных первых испытательных стрельб, [6] второй испытательный запуск Zefiro 9 состоялся в Сальто-ди-Квирра 28 марта 2007 года. Через 35 секунд произошло внезапное падение внутреннего давления двигателя, что привело к увеличению времени сгорания. [7] 23 октября 2008 года были успешно испытаны усовершенствованная версия Zefiro 9 с измененной конструкцией сопла и увеличенной пороховой нагрузкой — Zefiro 9A . [8] финальные квалификационные испытательные стрельбы Zefiro 9A . 28 апреля 2009 года на полигоне Interforce Сальто-ди-Квирра на Сардинии, Италия, прошли [9]

Zefiro 23 дважды подвергался испытательным стрельбам: 26 июня 2006 г. и 27 марта 2008 г. в Сальто-ди-Квирра. Оба испытания прошли успешно, и двигатель был допущен к использованию на Vega. [10] [11]

Первое испытание Zefiro 40 состоялось 8 марта 2018 года также в Сальто-ди-Квирра с успешным прожигом за 92 секунды. [12]

Отказ Zefiro 23 произошел вскоре после запланированного возгорания во время миссии FalconEye 1 11 июля 2019 года, что привело к потере спутника и провалу миссии. Zefiro 23 должен был стрелять в течение 77 секунд. Данные телеметрии показали, что ракета «Вега» достигла максимальной скорости примерно 2,17 км/с за 233 секунды полета. Затем ракета отклонилась от запланированной траектории подъема и упала в Атлантический океан к северу от Центрального пространственного центра Гайаны . [13]

20 декабря 2022 года произошел отказ второй ступени Zefiro-40, о чем сообщалось как о проблемах с пониженным давлением при запуске. [14]

Пропеллентом всех моделей Zefiro является HTPB 1912 с номинальным составом 19% алюминиевого порошка , 69% перхлората аммония и 12% полибутадиенового связующего с концевыми гидроксильными группами . [15]

Zefiro 23 и Zefiro 9A , где число представляет собой предполагаемый вес топлива на этапе проектирования, используются соответственно в качестве второй и третьей ступени ракет Vega. Оба двигателя имеют корпус диаметром 1,9 м с намотанной углеродной эпоксидной нитью низкой плотности , изоляцию из EPDM , гибкое соединение сопла ракеты и электромеханическую систему управления вектором тяги .

Zefiro 23 имеет высоту 7,5 метров и вес 26 тонн, из которых 24 тонны состоят из твердого топлива. Номинальное время горения составляет 103 секунды при давлении в камере сгорания 95 бар . [1] [16]

Zefiro 9A , спроектированный и построенный исключительно с использованием технологий Avio, имеет высоту 3,5 метра, вес 11,5 тонн и сжигает 9 тонн твердого топлива. Номинальное время горения составляет 77 секунд при давлении в камере сгорания 95 бар , расходуется чуть более 110 секунд. [3] [16]

Zefiro 40 используется в качестве второй ступени Vega-C и предназначен для использования с Vega-E. По сравнению со своим предшественником Zefiro 23 двигатель имеет увеличенное рабочее давление, лучший запас прочности по конструкции как для корпуса, так и для пороховых зерен, а также улучшенное гибкое сопло ракетного сопла. [2]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «ВЕГА: 2° этап – Зефиро 23» . Авио . Проверено 14 апреля 2019 г. .
  2. ^ Jump up to: а б «ВЕГА: ступень 2° – Мотор Z40» . Авио. Архивировано из оригинала 15 марта 2018 года . Проверено 14 апреля 2019 г. .
  3. ^ Jump up to: а б «ВЕГА: 3° этап – Зефиро 9» . Авио . Проверено 14 апреля 2019 г. .
  4. ^ «Итальянская конференция «Деметра»: аэрокосмический сектор, спутниковый мониторинг» . Авио . Архивировано из оригинала 27 февраля 2015 года . Проверено 14 апреля 2019 г. .
  5. ^ «ESA: Успешное первое испытание двигателя Vega Zefiro 9» . ЕКА . 21 декабря 2005 года . Проверено 14 апреля 2019 г. .
  6. ^ «ESA: Начало критического обзора проекта Vega» . ЕКА. 22 декабря 2006 года . Проверено 14 апреля 2019 г. .
  7. ^ «ESA: Аномальное поведение влияет на огневые испытания двигателя Vega Zefiro 9» . ЕКА. 29 марта 2007 года . Проверено 14 апреля 2019 г. .
  8. ^ «Успешное первое испытание твердотопливного ракетного двигателя Zefiro 9-A компании Vega» . ЕКА. 24 октября 2008 г.
  9. ^ «Успешное второе испытание твердотопливного ракетного двигателя Zefiro 9A компании Vega» . ЕКА. 30 апреля 2009 г.
  10. ^ «ЕКА: Двигатель второй ступени Веги оживает» . ЕКА. 26 июня 2006 г. Проверено 14 апреля 2019 г. .
  11. ^ «Успешные квалификационные огневые испытания Zefiro 23» . ЕКА. 31 марта 2008 года . Проверено 14 апреля 2019 г. .
  12. ^ «Стендовые испытания двигателя Zefiro 40(Z40)» . Авио. 8 марта 2019 года . Проверено 14 апреля 2019 г. .
  13. ^ «Военный спутник ОАЭ потерян в результате неудачного запуска «Веги»» . космический полет сейчас. 11 июля 2019 г.
  14. ^ Фауст, Джефф (21 декабря 2022 г.). «Vega C терпит неудачу при втором запуске» . Космические новости .
  15. ^ «Зеленое твердое топливо для пусковых установок» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 7 августа 2018 года . Проверено 16 марта 2018 г.
  16. ^ Jump up to: а б «Die Vega» (на немецком языке) . Проверено 14 апреля 2019 г. .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4f202a75d275e6bcdc1c1c1fef5f064f__1720109340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4f/4f/4f202a75d275e6bcdc1c1c1fef5f064f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zefiro (rocket stage) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)