Jump to content

ЛЕ-5

ЛЕ-5

двигатель LE -5 Жидкостный ракетный и его производные модели были разработаны в Японии для удовлетворения потребности в двигательной установке разгонного блока для HI и H-II ракет-носителей серии . Это двухкомпонентная конструкция, в которой используются LH 2 и LOX . Первичные проектные и производственные работы выполнила компания Mitsubishi Heavy Industries . [1] Что касается жидкостных ракет, это довольно небольшой двигатель как по размеру, так и по тяговой мощности: он имеет класс тяги 89 кН (20 000 фунтов силы), а более поздние модели - 130 кН (30 000 фунтов силы). Двигатель способен многократно перезапускаться благодаря искровой системе зажигания, в отличие от одноразовых пиротехнических или гиперголических воспламенителей, обычно используемых в некоторых современных двигателях. Несмотря на то, что двигатель рассчитан на 16 запусков и более 40 минут работы, на H-II двигатель считается расходным материалом: он используется для одного полета и выбрасывается. Иногда он запускается только один раз на девятиминутную работу, но в миссиях на GTO двигатель часто запускается второй раз, чтобы вывести полезную нагрузку на более высокую орбиту после временной низкой околоземной орбиты установления .

Оригинальный LE-5 был построен как двигатель второй ступени ракеты-носителя HI. В нем использовался довольно традиционный цикл газогенератора .

LE-5A представлял собой сильно переработанную версию LE-5, предназначенную для использования на второй ступени новой ракеты-носителя H-II. Основное отличие состоит в том, что работа двигателя была переведена с газогенератора на цикл прокачки детандера . LE-5A был первым в мире двигателем с турбонаддувом, введенным в эксплуатацию. [2] Криогенное жидкое водородное топливо для цикла пропускается через трубки и каналы как в сопле двигателя, так и в камере сгорания, где водород невероятно нагревается, одновременно охлаждая эти компоненты. Нагрев изначально холодного топлива приводит к его расширению, и оно используется для привода турбины топливных насосов. [3]

LE -5B (на японском языке) представлял собой дальнейшую модифицированную версию LE-5A. Изменения были направлены на снижение удельной стоимости двигателя при одновременном повышении надежности. Модификации были направлены на упрощение и удешевление производства, где это возможно, за счет фактического снижения удельного импульса до 447 секунд, самого низкого из всех трех моделей. Однако он обеспечивал самую высокую тягу из трех и был значительно дешевле. Основное отличие от модели 5A заключалось в том, что система прокачки расширителя 5B циркулировала топливо только вокруг камеры сгорания, а не вокруг камеры и сопла в 5A. [4] Изменения в охлаждающих каналах камеры сгорания и составляющих материалах были сделаны с особым акцентом на эффективную теплопередачу, чтобы обеспечить успех этого метода. [5]

После того, как полет F5 H-IIA 28 марта 2003 г. привел к сильной (хотя и не разрушительной) вибрации разгонного блока во время стрельбы LE-5B, были начаты работы над модернизированной версией LE-5B. Модернизированный двигатель, получивший название LE-5B-2, впервые поднялся в воздух на H-IIB 10 сентября 2009 года. Основными исправлениями стали установка ламинаризирующих пластин в расширительном коллекторе, новый смеситель газообразного и жидкого водорода в водородном коллекторе. линия подачи и новая инжекторная пластина с 306 коаксиальными форсунками меньшего размера (по сравнению со 180 в LE-5B). См. краткое описание разработки LE-5B-2 (на японском языке). Архивировано 7 ноября 2013 г. на Wayback Machine . Модернизация вдвое снизила вибрации, создаваемые разгонным блоком.

Для новой ракеты-носителя H3 в очередной раз была пересмотрена устаревшая конструкция LE-5B. Чтобы удовлетворить требованиям H3 и обеспечить стабильные поставки деталей на протяжении всего срока службы H3, необходимо было повысить производительность и снизить затраты, сохраняя при этом риск разработки как можно ниже. Устаревшие детали, которые становилось трудно приобрести, такие как электроника в контроллере двигателя, должны были быть заменены современными компонентами, которые можно было надежно закупить в течение многих последующих лет, а метод производства камеры сгорания также должен был быть обновлен по тем же причинам. Турбонасос на жидком водороде и сопло турбины должны были быть обновлены для увеличения продолжительности миссии H3, а производительность турбонасоса на жидком кислороде и смесителя топлива должна была быть улучшена.

Первый образец обновленной конструкции прошел испытания в марте 2017 года.

На первом полете ракеты-носителя H3 7 марта 2023 года первая ступень, состоящая из двух двигателей SRB-3 и двух двигателей LE-9 , работала штатно до момента разделения ступеней. После отделения возгорание ЛЭ-5Б-3 не удалось подтвердить, и скорость начала значительно падать. В L+ 00:14:50 на H3 была отправлена ​​команда самоуничтожения. [6] В настоящее время расследование продолжается. [7] [8] [9]

Технические характеристики

[ редактировать ]
Технические характеристики модели ЛЕ-5
Модель ЛЭ-5 ЛЕ-5 ЛЭ-5А ЛЭ-5Б ЛЭ-5Б-2
Рабочий цикл Газовый генератор Кровотечение из расширителя
(сопло/камера)
Кровотечение из расширителя
(камера)
Кровотечение из расширителя
(камера)
Номинальная тяга кН ( фунт F ) 102.9 (23,100) 121.5 (27,300) 137.2 (30,800) 144.9 (32,500)
Соотношение окислителя и топлива 5.5 5 5 5
Коэффициент расширения 140 130 110 110
Удельный импульс , I сп секунды 450 452 447 447
Давление в камере МПа (PSI) 3.65 (529) 3.98 (577) 3.58 (519) 3.78 (548)
LH 2 скорость вращения об/мин 50,000 51,000 52,000 53,504
Скорость вращения LOX об/мин 16,000 17,000 18,000 18,560
Длина м (футы) 2.68 (8.84) 2.69 (8.88) 2.79 (9.21) 2.79 (9.21)
Масса кг (фунты) 255 (562) 248 (547) 285 (628) 290 (639)
Дроссельный? нет нет да да
Вплоть до Н/Д Н/Д 60%, 30%, 3%* 60%, 30%, 3%*
*, только давление напора бака

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Информационная страница Энциклопедии Астронавтики о LE-5» . Архивировано из оригинала 26 июня 2002 г.
  2. ^ Акира Конно (октябрь 1993 г.). Текущее состояние и будущие перспективы жидкостных ракетных двигателей в Японии (на японском языке). Общество турбомашиностроения Японии/ J-STAGE . п. 10. Архивировано из оригинала 28 мая 2021 года . Проверено 24 января 2022 г.
  3. ^ «Информационная страница Энциклопедии Астронавтики о LE-5A» . Архивировано из оригинала 25 июня 2002 г.
  4. ^ «Исследования двигателей с расширительным циклом для пусковых установок» (PDF) . АААА. Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 г.
  5. ^ Информационная страница Энциклопедии Astronautica о LE-5B , заархивировано из оригинала 25 августа 2002 г.
  6. ^ «JAXA | Первая информация о результате первого запуска ракеты-носителя H3 (H3 TF1) (№2)» . ДЖАКСА | Японское агентство аэрокосмических исследований . Проверено 7 марта 2023 г.
  7. ^ Опубликовано Эндрю Джонсом (07.03.2023). «Новая японская ракета H3 потерпела неудачу во время первого испытательного полета, потерян усовершенствованный спутник наблюдения Земли» . Space.com . Проверено 7 марта 2023 г.
  8. ^ Мари Ямагучи. «Япония запустила ракету H3 и уничтожила ее из-за отказа второй ступени» . Новости АВС . Проверено 7 марта 2023 г.
  9. ^ С, Джозеф (07 марта 2023 г.). «Японская ракета H3 вышла из строя во время первого запуска — Новости TLP» . Стартовая площадка . Проверено 7 марта 2023 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8421bfc82bc4e969024bf3f62ad83927__1711073160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/84/27/8421bfc82bc4e969024bf3f62ad83927.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
LE-5 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)