Jump to content

РД-180

РД-180
Испытательные стрельбы РД-180 в Центре космических полетов имени Маршалла
Страна происхождения  Россия
Первый полет 24 мая 2000 г. ( 24 мая 2000 г. )
Дизайнер NPO Energomash
Производитель NPO Energomash
Приложение Бустер
Предшественник РД-170
Статус Активный
Жидкотопливный двигатель
Порох ЛОКС / РП-1
Соотношение смеси 2,72 (73% О
2
, 27% РП-1)
Цикл Поэтапное сжигание
Конфигурация
Камера 2
Соотношение сопел 36.87
Производительность
Тяга, вакуум 4150 кН (930 000 фунтов силы )
Тяга, на уровне моря 3830 кН (860 000 фунтов силы )
Диапазон дроссельной заслонки 47–100%
Соотношение тяги к весу 78.44
в камере Давление 26,7 МПа (3870 фунтов на квадратный дюйм)
Удельный импульс , вакуум 338 с (3,31 км/с)
Удельный импульс , на уровне моря 311 с (3,05 км/с)
Массовый расход 1250 кг/с (165 000 фунтов/мин)
Время горения 270 секунд
Размеры
Длина 3,56 м (11,7 футов)
Диаметр 3,15 м (10,3 фута)
Сухая масса 5480 кг (12080 фунтов)
Модель РД-180.

РД -180 ( русский : Ракетный Двигатель-180 (РД-180) , латинизированный : Ракетный Двигатель-180 , букв. «Ракетный Двигатель-180») — ракетный двигатель , разработанный и построенный в России. Он имеет двойную камеру сгорания , конструкцию с двумя форсунками и работает на смеси RP-1 / LOX . РД-180 является производным от линейки ракетных двигателей РД-170 , которые использовались в советской ракете-носителе «Энергия» . Двигатель был разработан для использования на американских Atlas III и Atlas V ракетах-носителях и впервые поднялся в воздух в 2000 году. Он никогда не использовался ни на одной другой ракете. Двигатель успешно пролетел на всех шести рейсах Atlas III и на 99 полетах Atlas V, за исключением одного некритического отказа в марте 2016 года.

Atlas V постепенно выводится из эксплуатации из-за последствий для национальной безопасности, связанных с использованием двигателя российского производства. [1] что стало проблемой после аннексии Крыма Россией . В 2021 году производитель Atlas United Launch Alliance объявил, что снимает с производства Atlas V и уже принял поставки двигателей РД-180 для оставшихся ракет. [2] По состоянию на июнь 2024 г. , осталось 16 пусков. В 2022 году российские поставки и техническое обслуживание были прекращены в результате торговых санкций, введенных после вторжения России в Украину в 2022 году .

Дизайн и характеристики

[ редактировать ]
Схема двигателя РД-180:
  •   Гелий
  •   Жидкий кислород низкого давления
  •   Жидкое топливо низкого давления
  •   Жидкое топливо высокого давления
  •   Газообразный кислород высокого давления и продукты сгорания форкамеры
ЧЕТЫРЕ
Электрогидравлический привод
МР-контроль ЧЕТЫРЕ
Контроль соотношения смешивания EHA
Топливный клапан ПБ
Топливный клапан форкамеры

Камеры сгорания РД-180 имеют один турбонасосный агрегат, как и у его предшественника, четырехкамерного РД-170 . РД-180 работает на смеси RP-1 / LOX при высоком давлении и использует чрезвычайно эффективный ступенчатый цикл сгорания . Двигатель работает с соотношением окислителя к топливу 2,72 и использует обогащенную кислородом предварительную камеру сгорания, в отличие от типичных американских моделей с обогащенным топливом.

Термодинамика цикла позволяет богатой кислородом камере предварительного сгорания обеспечивать большее соотношение мощности к весу , но с тем недостатком, что газообразный кислород под высоким давлением и высокой температурой должен транспортироваться по всему двигателю. Если бы поверхности, контактирующие с этим кислородом, были голыми металлами, они бы подверглись коррозии слишком быстро. РД-180 решает эту проблему за счет нанесения инертного эмалевого покрытия на все металлические поверхности, контактирующие с горячим кислородом. [3]

Движения форсунок двигателя контролируются четырьмя гидроприводами . Двигатель можно дросселировать от 47% до 100% номинальной тяги. [4]

Корни ракетного двигателя РД-180 уходят в советскую ракету-носитель «Энергия» . Четырехкамерный двигатель РД-170 был разработан для использования в навесных ускорителях этого корабля, который в конечном итоге запустил орбитальный корабль «Буран» . Этот двигатель был сокращен до двухкамерной версии за счет объединения устройств внутреннего сгорания РД-170 с турбомашиной половинного размера. После успешной работы на испытательном стенде и соглашений на высоком уровне между правительством США и правительством России двигатели были импортированы в США для использования на самолетах Lockheed Martin Atlas III , летавших с 2000 по 2005 год. Двигатель используется с тех пор. 2002 год — United Launch Alliance Atlas V , преемник Atlas III. [5]

Двигатель имеет конструктивные особенности аналогичные [ нужны разъяснения ] до НК-33 , который был разработан другим бюро ( Кузнецова ) почти десятилетием ранее.

Проблемы с доступностью в 2014–2015 гг.

[ редактировать ]

Сомнения в надежности цепочки поставок РД-180 возникли после военной интервенции России в Украину в марте 2014 года. На протяжении более 13 лет с момента первого использования двигателя в ракете-носителе Atlas III в 2000 году серьезной опасности не было. поставки двигателей, несмотря на неровную историю американо-российских отношений со времен холодной войны . Однако ухудшение отношений между Западом и Россией после марта 2014 года привело к нескольким добровольным блокировкам, включая кратковременный судебный запрет со стороны судов США, в котором было неясно, распространяется ли сфера санкций США на импорт российского двигателя. [6]

13 мая 2014 года вице-премьер России Дмитрий Рогозин заявил, что «Россия запретит Соединенным Штатам использовать ракетные двигатели российского производства для военных запусков». [7] — частая полезная нагрузка ракеты -носителя ULA Atlas V , первая ступень которой оснащена одним двигателем РД-180, который расходуется после каждого полета. [8] В ответ ВВС США обратились к Аэрокосмической корпорации с просьбой оценить альтернативы оснащения ракеты-носителя Atlas 5 двигателями, отличными от РД-180. По предварительным оценкам 2014 года, для замены РД-180 на Atlas V потребуется пять или более лет. [9]

Несмотря на то, что российское правительство могло прекратить поставки в ОЛА импортных двигателей РД-180, Конгресс США , при растущей поддержке со стороны ВВС , пришел к мнению, что строить в США производственную линию для РД-180 было бы невыгодно. -180, главным образом потому, что для этого потребуется лицензия российского правительства. Однако в 2014 году Конгресс США поддержал новую программу США по производству ракетных двигателей, предусматривающую внедрение нового двигателя к 2022 году. [10]

В июне 2014 года компания Aerojet Rocketdyne предложила федеральному правительству «профинансировать совершенно новую ракетную двигательную установку американского производства», керосиновый ракетный двигатель AR-1 с тягой 2200 килоньютон (500 000 фунтов силы ) . По состоянию на июнь 2014 г. По прогнозам Aerojet, стоимость каждого двигателя составит менее 25 миллионов долларов США за пару двигателей, не считая затрат на разработку в размере до 1 миллиарда долларов США, которые будут финансироваться правительством США. В Aerojet считали, что AR-1 может заменить РД-180 в парке усовершенствованных одноразовых ракет-носителей США и что он будет более доступным. [11]

21 августа 2014 года ВВС США опубликовали официальный запрос информации (RFI) о замене РД-180. RFI ищет информацию о «вариантах материалов для ракетных двигателей и/или систем запуска, которые могли бы обеспечить экономически эффективные, коммерчески жизнеспособные решения для текущих и будущих требований к запуску в космос национальной безопасности (NSS). Космическое командование ВВС (AFSPC) рассматривает возможность приобретения стратегия по стимулированию коммерческой разработки ракетных двигательных установок и/или систем запуска для Evolved Expendable Launch Vehicle космических перевозок класса (EELV)». Накануне United Launch Alliance получила два РД-180, первые после российской аннексии Крыма . Было неясно, когда и будет ли заменен РД-180, и RFI запросил несколько вариантов, включая сходство с российским двигателем, будет ли он иметь новую конфигурацию и использование «альтернативных ракет-носителей» для миссии EELV. . [12]

В 2014 году RD-Amross продавала РД-180 ULA по 23,4 миллиона долларов каждый. [13]

В январе 2015 года Корпорация «Орбитальные науки» получила все необходимые разрешения от госорганов на поставку 60 двигателей от НПО «Энергомаш». [14]

24 декабря 2015 года United Launch Alliance объявила, что разместила заказ на дополнительные двигатели РД-180 для использования на ракете-носителе Atlas V в дополнение к 29 двигателям, которые компания заказала до введения санкций США против России из-за Крыма. и всего через несколько дней после того, как Конгресс США снял запрет на российские двигатели для американских ракет. [ нужна ссылка ]

Планируемое производство РД-180 в США

[ редактировать ]

Было несколько планов по производству РД-180 в США, но ни один из них не осуществился.

В рамках RD AMROSS компания Pratt & Whitney имеет лицензию на производство РД-180 в США. Согласно оценке GAO отдельных основных программ вооружений, проведенной в 2005 году, Pratt & Whitney планировала начать производство РД-180 в США в 2008 году, а первый военный запуск намечен на 2012 год. [15] но этого не произошло.

В феврале 2015 года компания United Launch Alliance (ULA) объявила, что рассматривает возможность начала производства российского двигателя РД-180 в США на заводе по производству ступеней ракеты в Декейтере , штат Алабама. Двигатели, произведенные в США, будут использоваться только для правительственных гражданских (НАСА) и коммерческих запусков, но не для военных запусков США. Этот проект был резервным планом работы ULA по разработке нового двигателя совместно с Blue Origin для BE-4 . [16] В 2014 году Министерство обороны подсчитало, что для начала внутреннего производства двигателя РД-180 в США потребуется примерно 1 миллиард долларов и пять лет. [17]

Всего к 14 апреля 2021 года «Энергомаш» поставил в США 122 ракетных двигателя РД-180 за более чем 20 лет. [18]

В интервью 26 августа 2021 года генеральный директор ULA Тори Бруно рассказал, что три или четыре РД-180 были установлены на ракеты Atlas V для предстоящих миссий, а остальные лежали на складе. «Мы согласились на досрочную поставку РД-180, если хотите, чтобы я мог разорвать эти отношения и не зависеть от [России], потому что именно об этом нас просил Конгресс», — сказал он. 122 двигателя РД-180 от «Энергомаша» принесли миллиардные доходы российской космической программе. [19]

Варианты замены РД-180

[ редактировать ]

Было исследовано несколько вариантов замены РД-180 на Атласе V, но в конечном итоге ULA решила заменить ракету на Vulcan Centaur .

В феврале 2010 года, несмотря на наличие необходимой документации и юридических прав на производство РД-180 в США, НАСА рассматривало возможность разработки собственного двигателя основной ступени, который был бы «способен создавать высокие уровни тяги, примерно равные или превышающие характеристики двигателя российского производства». НАСА хотело создать полностью работоспособный двигатель к 2020 году или раньше, в зависимости от партнерства с Министерством обороны США. [20]

По геополитическим и политическим соображениям США United Launch Alliance рассмотрела возможную замену российского двигателя РД-180, используемого на первой ступени ракеты-носителя ULA Atlas V. Официальные контракты на проведение исследований были заключены в июне 2014 года с рядом компаний. Американские поставщики ракетных двигателей. [1]

В сентябре 2014 года ULA объявила, что вступила в партнерство с Blue Origin для разработки двигателя BE-4 LOX метанового , для замены РД-180 на новом ускорителе первой ступени который придет на смену Atlas V. В то время Blue Origin уже третий год разрабатывала двигатель, и ULA ожидала, что новая ступень и двигатель начнут летать не ранее 2019 года. Два 2400 килоньютон (550 000 фунтов силы двигателя BE-4 с тягой ) будет использоваться на новой ракете-носителе. [1]

Dynetics и Aerojet Rocketdyne (AJR) также предложили свой ракетный двигатель AR1 , работающий на углеводородном топливе, в качестве замены РД-180. [21] [22] Генеральный директор ULA Тори Бруно заявил в начале 2015 года, что и вариант AR-1, и производство RD-180 в США компанией ULA по лицензии являются резервными вариантами основного варианта, который ULA использовала с двигателем Blue Origin BE-4. [16] К марту 2016 года ВВС США подписали контракты на разработку с AJR и Blue Origin для финансирования разработки обоих двигателей. [23]

Первый полет Vulcan с новыми двигателями состоялся в январе 2024 года. [24]

По состоянию на 25 мая 2020 года (20 лет со дня первого запуска РН «Атлас» с РД-180) все 90 пусков к настоящему времени признаны успешными. [ кем? ]

Приложения

[ редактировать ]

В начале 1990-х годов подразделение General Dynamics Space Systems (позже купленное Lockheed Martin ) приобрело права на использование РД-180 в усовершенствованной одноразовой ракете-носителе (EELV) и программе «Атлас» . Поскольку эти программы были задуманы для поддержки запусков правительства США, а также коммерческих запусков, было также организовано совместное производство РД-180 с компанией Pratt & Whitney . Однако все производство происходило в России. Двигатель продавало совместное предприятие российского разработчика и производителя двигателей НПО «Энергомаш» и Pratt & Whitney, названное RD Amross .

РД-180 был впервые установлен на машине Atlas IIA-R, которая представляла собой машину Atlas IIA с российским (отсюда и R) двигателем, заменившим предыдущий основной двигатель. Позднее этот автомобиль был переименован в Atlas III . Была предпринята дополнительная программа разработки для сертификации двигателя для использования на модульной Common Core Booster первой ступени Atlas V. ракеты

Перспективное использование

[ редактировать ]

РД-180 предлагалось использовать [25] с новым семейством «Русь-М» российских космических ракет-носителей , предложенным подрядчиками Роскосмоса , [26] [27] но программа была отменена Российским космическим агентством в октябре 2011 года. [28]

В марте 2010 года Джерри Грей, консультант Американского института аэронавтики и астронавтики и Ассоциации университетских космических исследований и бывший профессор аэрокосмической техники Принстонского университета , предложил использовать РД-180 для перспективной тяжелой ракеты-носителя НАСА. Для тех, кого может беспокоить чрезмерная зависимость от России, он отметил, что RD Amross «очень близок к производству американской версии РД-180 и при некотором вливании финансирования НАСА мог бы начать производство этого двигателя (и возможно, даже тяга РД-170 в 1 700 000 фунтов силы или 7,6 МН) через несколько лет». [29]

2022 г. Вторжение России в Украину

[ редактировать ]

24 февраля 2022 года Россия начала масштабное военное вторжение на Украину . Шесть дней спустя, 2 марта 2022 года, когда Россия продолжила вторжение, они объявили о прекращении всех продаж и поддержки двигателей РД-180 Соединенным Штатам в ответ на санкции, введенные США в отношении России за нападение на Украину. [30]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Ферстер, Уоррен (17 сентября 2014 г.). «ULA инвестирует в двигатель Blue Origin в качестве замены РД-180» . Космические новости. Архивировано из оригинала 18 сентября 2014 года . Проверено 19 сентября 2014 г.
  2. ^ Рулетка, Джои (26 августа 2021 г.). «ULA прекращает продажу своей центральной части Atlas V, открывая путь к выводу ракеты из эксплуатации» . Грань . Проверено 1 сентября 2021 г.
  3. ^ Многоразовая бустерная система: обзор и оценка . Национальная академическая пресса. Январь 2013. с. 29. ISBN  978-0-309-26656-7 . Проверено 23 июля 2024 г.
  4. ^ Руководство пользователя Atlas V Launch Services (PDF) (ред. 11-е изд.). Сентенниал, Колорадо: United Launch Alliance. Март 2010 г. стр. А8-9. Архивировано (PDF) из оригинала 14 декабря 2020 года . Проверено 6 декабря 2020 г.
  5. ^ Двигатели, пришедшие с холода! . Телевизионная корпорация «Четвертый канал». 2000 . Проверено 19 мая 2014 г.
  6. ^ Фауст, Джефф (12 мая 2014 г.). «Замена РД-180» . Космический обзор . Архивировано из оригинала 14 мая 2014 года . Проверено 13 мая 2014 г.
  7. ^ «Россия отвечает на санкции США из-за Украины» . Новости ИТВ . 13 мая 2014 г. Архивировано из оригинала 14 мая 2014 г. . Проверено 13 мая 2014 г.
  8. ^ Гопал Ратнам и Генри Мейер (13 мая 2014 г.). «Россия запретила продажу ракетных двигателей военным США» . Блумберг . Архивировано из оригинала 14 ноября 2014 года . Проверено 28 декабря 2014 г.
  9. ^ де Сельдинг, Питер Б. (19 мая 2014 г.). «Оценки времени, необходимого для замены РД-180, сильно различаются» . Космические новости . Архивировано из оригинала 19 мая 2014 года . Проверено 16 мая 2014 г.
  10. ^ «Растет поддержка нового ракетного двигателя в США» . Авиационная неделя . 26 мая 2014 г. Архивировано из оригинала 27 мая 2014 г. . Проверено 27 мая 2014 г.
  11. ^ Батлер, Эми (3 июня 2014 г.). «Aerojet Rocketdyne планирует получить 25 миллионов долларов за пару двигателей AR-1» . Авиационная неделя. Архивировано из оригинала 1 июля 2014 года . Проверено 16 июня 2014 г. Aerojet Rocketdyne планирует стоимость каждой пары новых двигателей AR-1 в размере 20–25 миллионов долларов, поскольку компания продолжает лоббировать в правительстве финансирование совершенно новой ракетной двигательной установки американского производства... Попытки построить новую , 500 000 фунтов. Двигательная установка на жидком кислороде/керосине с тягой займет около четырех лет с момента заключения контракта и будет стоить примерно от 800 до 1 миллиарда долларов. Такой двигатель планируется использовать для ракеты Atlas V компании United Launch Alliance (ULA), а также для Antares компании Orbital. … [мы] «верим, что [AR-1 будет] на одном уровне, если не лучше, с характеристиками РД-180». Мы также считаем, что это будет более доступно»,
  12. ^ «ВВС выдает заявку на новый ракетный двигатель взамен отечественной модели» . Времена ВВС. 21 августа 2014 года . Проверено 11 февраля 2023 г.
  13. ^ Reuters Сделка Пентагона с русскими принесла большую прибыль крошечной фирме из Флориды, ноябрь 2014 г. Архивировано 22 февраля 2019 г. в Wayback Machine .
  14. ^ «США закупят 60 российских ракетных двигателей на сумму $1 млрд — компания» . itar-tass.com . Архивировано из оригинала 19 января 2015 года . Проверено 10 апреля 2018 г.
  15. ^ «ОБОРОННЫЕ ЗАКУПКИ: Оценка отдельных крупных программ вооружения» (PDF) . Счетная палата правительства США (GAO) . Март 2005. с. 56. Архивировано (PDF) из оригинала 18 января 2021 года . Проверено 4 сентября 2021 г.
  16. ^ Jump up to: а б Флейшауэр, Эрик (7 февраля 2015 г.). «Генеральный директор ULA рассказывает о проблемах и планах завода по производству двигателей в Декейтере» . Декейтер Дейли . Архивировано из оригинала 12 июня 2017 года . Проверено 9 февраля 2015 г.
  17. ^ «Совместное производство РД-180 в США обойдется в 1 миллиард долларов | Aviation Week Network» . Aviationweek.com . Архивировано из оригинала 4 сентября 2021 года . Проверено 5 октября 2021 г.
  18. ^ "Россия передает последние ракетные двигатели РД-180 США в рамках существующей сделки" . Архивировано из оригинала 25 июля 2021 года . Проверено 4 сентября 2021 г.
  19. ^ Рулетка, Джоуи (26 августа 2021 г.). «ULA прекращает продажу своей центральной части Atlas V, открывая путь к выводу ракеты из эксплуатации» . Грань . Архивировано из оригинала 4 сентября 2021 года . Проверено 4 сентября 2021 г.
  20. ^ «Планы НАСА по развитию двигателей находят отклик у некоторых представителей ракетной промышленности» . SpaceNews.com . 26 февраля 2010 г. Проверено 28 декабря 2014 г.
  21. ^ «Aerojet Rocketdyne планирует получить 25 миллионов долларов за пару двигателей AR-1» . Архивировано из оригинала 1 июля 2014 года . Проверено 16 июня 2014 г.
  22. ^ «Космический полет сейчас – последние новости – Aerojet Rocketdyne утверждает, что двигатель AR1 лучше всего подходит для Атласа 5» . spaceflightnow.com . Архивировано из оригинала 12 сентября 2015 года . Проверено 10 апреля 2018 г.
  23. ^ Кларк, Стивен. «Кандидаты ULA на замену двигателя РД-180 получают финансирование ВВС – Spaceflight Now» . Архивировано из оригинала 13 августа 2021 года . Проверено 5 октября 2021 г.
  24. ^ МакКри, Аарон (8 января 2024 г.). «Вулкан» успешно запустил лунный посадочный модуль «Перегрин» в первый полет . НАСАКосмический полет . Проверено 7 апреля 2024 г.
  25. ^ «Роскосмос проектирует новый ракетно-космический комплекс Рус-М — Энциклопедия безопасности» . Survincity.com . Архивировано из оригинала 30 ноября 2020 года . Проверено 5 октября 2021 г.
  26. ^ «РИА Наука – РИА Новости» . Риан.ру. Архивировано из оригинала 8 сентября 2012 года . Проверено 28 декабря 2014 г.
  27. ^ «Русь М: РД-180» . Russianspaceweb.com. Архивировано из оригинала 27 февраля 2019 года . Проверено 28 декабря 2014 г.
  28. ^ «Замена законсервированной Россией ракеты «Союз»» . Космический полет сейчас. 7 октября 2011 г. Архивировано из оригинала 2 ноября 2011 г. . Проверено 8 октября 2011 г.
  29. ^ «Закладывая основу для освоения человеком космоса — SpaceNews.com» . spacenews.com . 29 марта 2010 г. Архивировано из оригинала 5 октября 2021 г. Проверено 10 апреля 2018 г.
  30. ^ «Россия прекращает продажу ракетных двигателей США, и их космический руководитель сказал: «Пусть они летают на чем-нибудь другом, на своих метлах» » . МСН . Проверено 4 марта 2022 г.
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3b2cfa6d5c07de4120baaf9456e5f42a__1722198240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3b/2a/3b2cfa6d5c07de4120baaf9456e5f42a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
RD-180 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)