Атлас (семейство ракет)
Семья Атлас | |
---|---|
Сравнение Атласа II, III и V | |
Роль | Одноразовая пусковая система с различными приложениями |
Производитель | Конвэйр Общая динамика Локхид Мартин Объединенный стартовый альянс |
Первый полет | 17 декабря 1957 г [ 1 ] |
Введение | 1957 |
Статус | Atlas V (current) |
Основные пользователи | ВВС США Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства |
Произведено | 1957–2010-е (десятилетие) |
Варианты | СМ-65 Атлас СМ-65Д Атлас Атлас LV-3C Атлас IIIА Atlas V |
Atlas — семейство американских ракет и космических ракет-носителей, берущее начало от SM-65 Atlas . (МБР) «Атлас» Программа межконтинентальных баллистических ракет была начата в конце 1950-х годов подразделением Convair компании General Dynamics . [ 2 ] «Атлас» представлял собой жидкостную ракету, сжигающую РП-1 керосиновое топливо с жидким кислородом в трех двигателях, выполненных по необычной схеме «полуторной» или «параллельной ступени»: при подъеме два подвесных разгонных двигателя сбрасывались вместе с несущими конструкциями. , в то время как центральный маршевый двигатель, топливные баки и другие элементы конструкции оставались подключенными из-за истощения топлива и остановки двигателя.
Название Atlas было первоначально предложено Карелом Боссартом и его командой дизайнеров, работавшими в Convair над проектом MX-1593. Использование имени могучего Титана из греческой мифологии отражало положение ракеты как самой большой и мощной в то время. В нем также отражена материнская компания Convair, Atlas Corporation . [ 3 ]
Ракеты эксплуатировались межконтинентальными баллистическими ракетами лишь недолго, и последняя эскадрилья была выведена из боевого дежурства в 1965 году. Однако с 1962 по 1963 год ракеты-носители «Атлас» первых четырех американских астронавтов вывели на орбиту Земли запусков « Редстоун (в отличие от двух предыдущих суборбитальных »). Ракеты -носители спутников «Атлас-Агена» и «Атлас-Кентавр» также были созданы непосредственно на основе оригинального «Атласа». Atlas-Centaur превратился в Atlas II , различные модели которого запускались 63 раза в период с 1991 по 2004 год. Последующий Atlas III был запущен только шесть раз , все в период с 2000 по 2005 год. Atlas V все еще находится в эксплуатации, с запуск запланирован на середину 2020-х годов.
Более 300 запусков Атласа было проведено со станции космических сил на мысе Канаверал во Флориде и 285 с базы космических сил Ванденберг в Калифорнии.
Ракеты-носители на базе оригинальной МБР «Атлас».
[ редактировать ]«Атлас» использовался в качестве одноразовой системы запуска с верхними ступенями «Агена» и «Кентавр» для космических зондов «Маринер» , использовавшихся для исследования Меркурия , Венеры и Марса (1962–1973); и запустить десять миссий программы «Меркурий» (1962–1963). [ нужна ссылка ]
Ракета СМ-65 Атлас
[ редактировать ]Первый успешный испытательный пуск ракеты SM-65 «Атлас» состоялся 17 декабря 1957 года. [ 1 ] Было построено около 350 ракет «Атлас». [ 4 ]
Ускорители «Атласа» разрушились бы под собственным весом, если бы в баках не содержался азот под давлением, когда в них не было топлива. Ракета-носитель «Атлас» отличалась необычным использованием «баллонных» баков. Ракеты были изготовлены из очень тонкой нержавеющей стали, которая обеспечивала минимальную жесткую опору или вообще не имела ее. Именно давление в баках придавало жесткость, необходимую для космического полета. В целях экономии веса их не красили, и требовалось специальное масло для предотвращения ржавчины. Это было первоначальное использование WD-40 . водовытесняющего масла [ 5 ]
SM-65 Atlas использовался в качестве первой ступени ракет-носителей спутников на протяжении полувека. Многие из них в конечном итоге были преобразованы в орбитальные ракеты-носители после того, как были сняты с эксплуатации в качестве ракет. Ракеты, преобразованные в «космические ускорители» Atlas E/F, использовались для запуска первых спутников GPS «Block I» . [ 6 ]
Запуск SM-65B Atlas SCORE
[ редактировать ]Ранние ракеты «Атлас» также создавались специально для невоенного использования. 18 декабря 1958 года «Атлас» был использован для запуска спутника связи с помощью орбитального ретрансляционного оборудования ( SCORE ), который был «первым прототипом спутника связи и первым испытанием любого спутника для прямого практического применения». [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Полезная нагрузка связи была выведена на низкую околоземную орбиту на Атласе с серийным номером 10В без разгонного блока. Атлас 10B / SCORE весом 8750 фунтов (3970 кг) был самым тяжелым искусственным объектом на орбите, первым спутником-ретранслятором голоса и первым искусственным объектом в космосе, который был легко виден невооруженным глазом благодаря большому зеркально отполированному корпусу. резервуар из нержавеющей стали. Это был первый полет за долгую карьеру «Атласа» в качестве средства запуска спутников.
Пусковые установки на базе Атлас-Д
[ редактировать ]SLV-3 на базе ракеты Atlas D использовались для орбитальных запусков с разгонными блоками RM-81 Agena и Centaur . Модифицированный Атлас LV-3B использовался для орбитального элемента проекта «Меркурий» , выведя с экипажем четыре космических корабля «Меркурий» на низкую околоземную орбиту . [ 10 ] Запуски Atlas D проводились с базы ВВС на мысе Канаверал, на стартовых комплексах 11, 12, 13 и 14, а также на стартовом комплексе 576 авиабазы Ванденберг . [ нужна ссылка ]
Два суборбитальных полутораступенчатых корабля использовались в рамках проекта FIRE в качестве зондирующих ракет . [ 10 ]
К 1979 году варианты космических ракет-носителей «Атлас» были сокращены до «Атлас-Кентавр» и некоторых отремонтированных межконтинентальных баллистических ракет. Скорость запуска «Атласов» снизилась в 1980-х годах из-за появления космических кораблей «Шаттл» , но запуски «Атласов» продолжались до 2004 года, когда последний «классический» «Атлас» с воздушными баками и сбрасываемой ускорительной секцией запустил комсат для ВВС. [ 11 ]
Программа Меркурий
[ редактировать ]Ракеты-носители «Атлас» также использовались в последних четырех пилотируемых миссиях проекта «Меркурий» , первой пилотируемой космической программы США. 20 февраля 1962 года он запустил «Дружбу-7» , который совершил три витка вокруг Земли с Джоном Гленном США, , первым астронавтом побывавшим на орбите Земли. Идентичные ракеты-носители «Атлас» успешно запустили еще три пилотируемые орбитальные миссии Меркурия с 1962 по 1963 год.
Статус «рабочей лошадки» Атласа зародился во время миссий «Меркурий-Атлас» , в результате которых подполковник Джон Х. Гленн-младший стал первым американцем, вышедшим на орбиту Земли в 1962 году. Атлас также использовался в середине 1960-х годов. для запуска транспортных средств Agena Target, используемых во время программы Gemini .
Атлас-Агена
[ редактировать ]Начиная с 1960 года, Agena верхняя ступень , работающая на гиперголическом топливе , широко использовалась на ракетах-носителях Atlas. , ВВС США NRO и ЦРУ использовали их для запуска спутников SIGINT . [ 12 ] НАСА использовало их в программе «Рейнджер» для получения первых изображений поверхности Луны крупным планом и для «Маринера-2» , первого космического корабля, пролетевшего мимо другой планеты. Каждый из транспортных средств-мишеней Agena, использовавшихся для последующих по стыковке практических миссий «Джемини», был запущен на ракете «Атлас».
Атлас-Кентавр
[ редактировать ]«Атлас-Кентавр» представлял собой одноразовую пусковую систему, созданную на основе ракеты SM-65D «Атлас» . [ нужна ссылка ] Запуски проводились с двух площадок 36-го стартового комплекса на базе ВВС на мысе Канаверал , штат Флорида. Двигатели «Атласа» были модернизированы, а конструкция большой верхней ступени усилена, а также удлинены топливные баки.
Первая попытка запуска «Атлас-Кентавр» в мае 1962 года провалилась: ракета взорвалась после взлета. Кадры этого были показаны в предпоследнем кадре художественного фильма 1982 года «Кояанискаци» , снятого Годфри Реджио .
Начиная с 1963 года, жидком водороде, работающая на верхняя ступень «Кентавр», также использовалась при десятках запусков Атласа. НАСА запустило лунный посадочный аппарат программы Surveyor и большую часть космических кораблей программы Mariner, направляющихся на Марс, с помощью ракет-носителей Атлас-Кентавр.
Атлас Э/Ф
[ редактировать ]После выхода из эксплуатации в качестве межконтинентальной баллистической ракеты «Атлас-Э» вместе с «Атлас-Ф» был переоборудован для орбитальных запусков. [ 10 ]
Последний запуск космического корабля Atlas E/F был проведен 24 марта 1995 года с использованием ракеты, первоначально строившейся как Atlas-E. Последний запуск Atlas E/F с использованием ракеты, первоначально построенной как Atlas-F, был проведен 23 июня 1981 года. [ 13 ]
Atlas E/F использовался для запуска серии спутников GPS Block I с 1978 по 1985 год. Последний отремонтированный аппарат Atlas-F был запущен с авиабазы Ванденберг в 1995 году со спутником для программы оборонных метеорологических спутников. [ 14 ]
В таблице
[ редактировать ]Название модели | Первый запуск | Последний запуск | Всего запусков | Успехи | База МБР | Верхняя ступень | Заметная полезная нагрузка | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Атлас-Вега [ 15 ] | - | - | 0 | 0 | Атлас Е | хранимая ступень ракетного топлива | никто | Разработка была по существу идентична Atlas-Agena и соответственно отменена в 1959 году. |
Атлас-Авель | 1959 | 1960 | 3 | 0 | Атлас-Д/Авель(Дельта-А) [ 16 ] | Альтаир | Пионер П-3 , Пионер П-30 , Пионер П-31 | 2 ракеты вышли из строя при статических стрельбах и 3 при попытках запуска космического корабля «Пионер» на Луну. |
Атлас LV-3А | 1960 | 1968 | 49 | 38 | Атлас Д | Агент | Маринер-2 , Программа Рейнджер , Система сигнализации противоракетной обороны | Базовый Atlas-Agena. автомобиль подсемейства |
Атлас LV-3B | 1959 | 1963 | 9 | 9 | Атлас Д | никто | Дружба 7 , Аврора 7 , Сигма 7 , Вера 7 | Атлас LV-3A с человеческим рейтингом |
Атлас СЛВ-3 | 1964 | 1968 | 51 | 46 | Атлас Д | Агент | Corona , KH-7 Gambit | то же, что и LV-3A, за исключением повышения надежности |
Атлас СЛВ- 3А | 1969 | 1978 | 10 | 9 | Атлас Д | Агент | Каньон | то же, что SLV-3, только удлиненная на 2,97 м. |
Атлас СЛВ-3 Б [ 17 ] | 1966 | 1966 | 1 | 1 | Атлас Д | Аджена Д | Орбитальная астрономическая обсерватория 1 | |
Атлас LV-3C | 1963 | 1967 | 11 | 8 | Атлас Д | Кентавр С | Геодезист 1 | Базовый Атлас-Кентавр. автомобиль подсемейства |
Атлас СЛВ-3С | 1967 | 1972 | 17 | 14 | Атлас Д | Кентавр Д | ? | То же, что и LV-3C, удлинение на 1,3 м. |
Atlas SLV-3D | 1973 | 1983 | 32 | 29 | Атлас Д | Кентавр Д1А | Маринер 10 | То же, что и SLV-3C, за исключением модернизированного Centaur и интеграции электроники Atlas с Centaur. |
Атлас Дж | 1984 | 1987 | 6 | 4 | Атлас Дж | Кентавр Д1А | ? | То же, что SLV-3D, но Atlas длиннее на 2,06 м. |
Атлас I | 1990 | 1997 | 11 | 8 | Полученный из Атласа G | Кентавр D1A на основе | ЦРРЕС [ 18 ] | То же, что и Atlas G, за исключением усиленного обтекателя полезной нагрузки длиной 4,27 м и добавления кольцевого лазерного гироскопа. |
Атлас II | 1991 | 1998 | 10 | 10 | Полученный из Атласа G | Кентавр D1A на основе | Ютелсат | То же, что и Atlas I, за исключением того, что Atlas удлинен на 2,74 м, увеличена мощность двигателей, добавлен гидразиновый контроль крена, исправлена пенопластовая изоляция, удалены нониусы, а Centaur удлинен на 0,9 м. Разработку осуществила компания General Dynamics (ныне часть Lockheed Martin ). |
Атлас IIA | 1992 | 2002 | 23 | 23 | Полученный из Атласа G | Кентавр D1A на основе | - | То же, что и Atlas II, за исключением двигателей Centaur RL10, тяга которых увеличена до 88 кН и увеличена на 6,5 Isp за счет выдвижных сопел RL10. |
МИАС Атлас | 1993 | 2004 | 30 | 30 | Полученный из Атласа G [ нужна ссылка ] | Кентавр D1A на основе | - | То же, что и Atlas IIA, за исключением добавления 4 накладных усилителей Castor IVA. |
Атлас Д-ОВ1 | 1965 | 1967 | 7 | 6 | Атлас Д | никто | Полеты OV (орбитального аппарата) | МБР отремонтирована для орбитального запуска |
Атлас Е | 1980 | 1995 | 23 | 21 | Атлас Е | никто | МБР отремонтирована для орбитального запуска | |
Атлас Ф | 1968 | 1981 | 23 | 22 | Атлас Ф | никто | ? | МБР отремонтирована для орбитального запуска |
Атлас Х | 1983 | 1987 | 5 | 5 | Модифицированный Атлас G | «Кентавр» удалена. Стадия | NOSS Спутники | Atlas G модифицирован для авионики Западного побережья. SLC 3E модифицирован для системы удержания Space Booster и системы вооружения в полете. |
РД-180 эпохи
[ редактировать ]Атлас III
[ редактировать ]На первой ступени Атласа III отказались от использования трех двигателей и 1,5 ступеней в пользу одного российского производства «Энергомаш» двигателя РД-180 , сохранив при этом конструкцию баллонного бака ступени. Atlas III продолжал использовать верхнюю ступень Centaur, доступную с одним или двумя RL10 . двигателями [ 19 ]
Atlas V
[ редактировать ]Atlas V, находящийся в настоящее время на вооружении, был разработан компанией Lockheed Martin в рамках программы разработки одноразовых ракет-носителей ВВС США (EELV). Первый был запущен 21 августа 2002 года. В 2006 году эксплуатация была передана United Launch Alliance (ULA), совместному предприятию Lockheed Martin и Boeing . Lockheed Martin продолжала продавать Atlas V коммерческим заказчикам до сентября 2021 года, когда объявила, что ракета будет снята с эксплуатации после выполнения оставшихся 29 контрактов на запуск. [ 20 ] [ 21 ] Atlas V построен в Декейтере, штат Алабама , и имеет две стартовые площадки: космический стартовый комплекс 41 на станции космических сил на мысе Канаверал и космический стартовый комплекс 3-E на базе космических сил Ванденберг .
Первая ступень Atlas V называется Common Core Booster (CCB), в которой продолжает использоваться РД-180 «Энергомаш» , представленный в Atlas III, но вместо баллонных баков используется жесткая конструкция. Жесткий фюзеляж тяжелее, но его легче обрабатывать и транспортировать, что устраняет необходимость постоянного внутреннего давления. до пяти Rocketdyne Aerojet твердотопливных ускорителей Для увеличения тяги первой ступени можно использовать . Разгонной ступенью остается Centaur , оснащенный одним или двумя двигателями Aerojet Rocketdyne RL10 . [ 22 ]
Название модели | Первый запуск | Последний запуск | Всего запусков | Успехи | Двигатели 1-й ступени | Разгонные двигатели | Заметная полезная нагрузка | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Атлас IIIА | 2000 | 2004 | 2 | 2 | 1х РД-180 | 1x RL10 А | Ютелсат W4 | Основная доработка Atlas IIA, с новым РД-180 двигателем первой ступени , нормальной ступенью, первая ступень удлинена на 4,4 м и усилена. Первый одномоторный двигатель RL10 Centaur. |
Атлас IIIB | 2002 | 2005 | 4 | 4 | 1х РД-180 | 1x RL10 А | То же, что и Atlas IIIA, за исключением Centaur длиной 1,7 м и дополнительного двухдвигательного Centaur. | |
Atlas V 400 | 2002 | 2022 | 59 | 58 | 1х РД-180 | 1x RL10 А | Лунный разведывательный орбитальный аппарат , LCROSS , Марсианский разведывательный орбитальный аппарат | Основная модификация Atlas III с новой конструкцией первой ступени ( CCB ) и дополнительными твердотельными навесными ускорителями. |
Atlas V 500 | 2003 | - | 18 | 18 | 1х РД-180 | 1x RL10 А | «Новые горизонты» , X-37B , Марсианская научная лаборатория | Модификация Atlas V 400 с дополнительными прочными навесными ускорителями и ступенью Centaur, заключенной в обтекатель полезной нагрузки высотой 5,4 м. |
Atlas V N22 | 2019 | - | 2 | 1 | 1х РД-180 | 2x РЛ10 А | Старлайнер Боинг ОФТ | Версия Atlas V с двумя дополнительными твердотельными навесными ускорителями и без обтекателя полезной нагрузки Centaur длиной 5,4 м, но с космическим кораблем Starliner . |
Вывод из эксплуатации РД-180
[ редактировать ]В 2014 году Конгресс США принял закон, ограничивающий закупку и использование российского двигателя РД-180, используемого на ракете-носителе первой ступени Atlas V. [ 23 ] Официальные контракты на исследования были заключены в июне 2014 года с рядом поставщиков ракетных двигателей в США. [ 24 ]
В сентябре 2014 года ULA объявила, что заключила партнерство с Blue Origin для разработки двигателя BE-4 LOX / метанового для замены РД-180 на новой ракете Vulcan . Новая ступень и двигатель впервые поднялись в воздух в 2024 году.
одобрил закон, запрещающий заключение дальнейших контрактов на военные запуски транспортных средств, использующих двигатели российского производства В декабре 2014 года Конгресс США . Законопроект позволяет ULA продолжать использовать уже заказанные на тот момент 29 двигателей РД-180. [ 25 ] В сентябре 2021 года ULA объявила, что Atlas V будет выведена из эксплуатации после выполнения оставшихся контрактов на запуск и что все оставшиеся РД-180 для оставшихся ракет доставлены. [ 21 ]
Ранее предлагаемые ракеты-носители
[ редактировать ]До анонса ракеты-носителя Vulcan в апреле 2015 года , в течение первого десятилетия с момента образования ULA из Lockheed Martin и Boeing, существовал ряд предложений и концептуальных исследований будущих ракет-носителей. Ни один из них впоследствии не получил финансирования для полноценного развития. Двумя из этих концептов были Atlas V Heavy и Atlas Phase 2 .
Атлас V Хэви
[ редактировать ]Atlas V Heavy представлял собой концептуальное предложение ULA, в котором использовались бы три ступени Common Core Booster (CCB), соединенные вместе, чтобы обеспечить возможность, необходимую для подъема 25-тонной полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту . [ нужна ссылка ] ULA заявила, что примерно 95% оборудования, необходимого для Atlas HLV, уже было установлено на одноядерных машинах Atlas V. [ нужна ссылка ]
В отчете за 2006 год, подготовленном корпорацией RAND для канцелярии министра обороны , говорилось, что компания Lockheed Martin приняла решение не разрабатывать тяжелую грузовую машину Atlas V (HLV). [ 26 ] В отчете ВВС и Национальному разведывательному управлению рекомендовалось «определить необходимость тяжелого варианта EELV, включая разработку Atlas V Heavy», и «решить проблему РД-180, включая совместное производство, накопление запасов или Разработка в США замены РД-180». [ 27 ] [ нужно обновить ]
Грузоподъемность Atlas V HLV должна была быть примерно равна Delta IV Heavy . В последнем используются двигатели RS-68, разработанные и производимые внутри страны компанией Pratt & Whitney Rocketdyne . [ 28 ]
Atlas V Phase 2
[ редактировать ]После декабря 2006 года, в результате слияния космических операций Boeing и Lockheed-Martin в United Launch Alliance , программа Atlas V получила доступ к инструментам и процессам для ступеней диаметром 5,4 м, используемых на Delta IV . На ступень диаметром 5,4 м предположительно могли быть установлены два двигателя РД-180. Получившаяся концептуальная тяжелая грузовая машина была названа «Атлас Фаза 2» или «PH2» в отчете Августина за 2009 год . Atlas V PH2-Heavy (три параллельные ступени по 5 м; шесть РД-180) вместе с на базе Шаттла созданными Ares V и Ares V Lite рассматривались как возможная концепция тяжелого подъемника для использования в будущих космических миссиях в отчете Августина. . [ 29 ] Концептуальный корабль Atlas PH2 HLV теоретически мог бы вывести полезную нагрузку массой около 70 тонн на орбиту с наклонением 28,5 градусов . [ 29 ] Концепция не получила полной разработки и так и не была реализована.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Расти Бартон. «Атлас Хронологии МБР» . Архивировано из оригинала 4 февраля 2006 г.
- ^ Запретить ракетное отставание. Основные доклады по стрельбе из Атласа. Развитие ракетного вооружения США, 29 января 1959 г. (1959 г.) . Универсальная кинохроника . 1959 год . Проверено 22 февраля 2012 г.
- ^ Хелен Т. Уэллс; Сьюзен Х. Уайтли и Кэрри Э. Карегиннес. Происхождение названий НАСА . Управление науки и технической информации НАСА. стр. 8–9.
- ^ «Эта неделя в истории — 26 февраля 1954 года: ВВС заключили контракт на двигательную установку межконтинентальной баллистической ракеты «Атлас»» . ВВС США. 28 февраля 2013 года . Проверено 29 марта 2023 г.
- ^ «История WD-40 | Узнайте истории, стоящие за брендом WD-40 | WD-40» . www.wd40.com . Проверено 15 июня 2022 г.
- ^ «Атлас Э» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 5 марта 2002 года . Проверено 28 октября 2014 г.
- ^ «Проект СЧЕТ» . Армейская медицинская клиника Паттерсона. Архивировано из оригинала 24 июня 2007 г.
- ^ «SCORE (Передача сигналов с помощью орбитального релейного оборудования)» . GlobalSecurity.org . Проверено 28 октября 2014 г.
- ^ Видео: Атлас на орбите. Послание мира Айка по радио, 22 декабря 1958 г. (1958) . Универсальная кинохроника. 1958 год . Проверено 20 февраля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Энциклопедия астронавтики – Атлас А» . Astronautix.com. Архивировано из оригинала 22 мая 2013 года . Проверено 19 июля 2013 г.
- ^ Тарик Малик (31 августа 2004 г.). «Последний классифицированный спутник США на орбите ракеты Атлас-2» . space.com . Проверено 29 марта 2023 г.
- ^ Марк Уэйд. «Атлас/Агена Д СЛВ-3А» . Astronautix.com. Архивировано из оригинала 27 августа 2002 года . Проверено 28 октября 2014 г.
- ^ «Атлас Ф» . spacelaunchnow.me . Проверено 29 марта 2023 г.
- ^ Кребс, Гюнтер Д. «DMSP-5D2 F6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 1 апреля 2023 г.
- ^ «Атлас Вега» . Astronautix.com. Архивировано из оригинала 24 августа 2016 года . Проверено 28 октября 2014 г.
- ^ «Дельта А» . Astronautix.com. Архивировано из оригинала 25 мая 2002 года . Проверено 28 октября 2014 г.
- ^ «Атлас-SLV3B Аджена-Д» . Space.skyrocket.de . Проверено 28 октября 2014 г.
- ^ «Атлас I» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 27 августа 2002 года . Проверено 28 октября 2014 г.
- ^ «Отчет о космическом запуске: Информационный бюллетень Атласа III» . 1 декабря 2005 г. Архивировано из оригинала 6 апреля 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «Lockheed Martin готова к запуску космического корабля Intelsat 14» . Локхид Мартин . 11 ноября 2009 года. Архивировано из оригинала 17 декабря 2011 года . Проверено 28 октября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рулетка, Джои (26 августа 2021 г.). «ULA прекращает продажу своей центральной части Atlas V, открывая путь к выводу ракеты из эксплуатации» . Грань . Проверено 1 сентября 2021 г.
- ^ «Усовершенствованная одноразовая ракета-носитель» . Afspc.af.mil. Март 2009 г. Архивировано из оригинала 27 апреля 2014 г. Проверено 28 октября 2014 г.
- ^ «ULA может закупить еще до 30 российских двигателей РД-180» . Космические новости. 20 января 2015 г. Проверено 13 апреля 2015 г.
- ^ Ферстер, Уоррен (17 сентября 2014 г.). «ULA инвестирует в двигатель Blue Origin в качестве замены РД-180» . Космические новости . Архивировано из оригинала 18 сентября 2014 года . Проверено 19 сентября 2014 г.
- ^ Петерсен, Мелоди (12 декабря 2014 г.). "Конгресс одобрил законопроект о запрете закупок ракетных двигателей российского производства" . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 14 декабря 2014 г.
- ^ Отчет о космическом запуске национальной безопасности (PDF) . Корпорация РЭНД. 2006. с. 29 . Проверено 28 октября 2014 г.
- ^ Отчет о космическом запуске национальной безопасности (PDF) . Корпорация РЭНД. 2006. с. XXI . Проверено 28 октября 2014 г.
- ^ Атлас V EELV - Lockheed-Martin Проверено 8 февраля 2008 г. . Globalsecurity.org. Проверено 19 ноября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Итоговый отчет HSF: В поисках программы пилотируемых космических полетов, достойной великой нации» (PDF) . Октябрь 2009. с. 64. Архивировано из оригинала (PDF) 16 февраля 2019 г. Проверено 7 февраля 2011 г.
Обзор Комитета США по планам пилотируемых космических полетов
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гейнор, Кристофер, «Атлас и ВВС: переоценка истоков создания первой межконтинентальной баллистической ракеты Америки», Technology and Culture 54 (апрель 2013 г.), 346–70.