Jump to content

Кентавр (ракетная ступень)

Кентавр III
Одномоторный Centaur III поднимается для стыковки с Atlas V. ракетой
Производитель Объединенный стартовый альянс
Используется на
Текущий
Атлас V : Кентавр III
Вулкан : Кентавр V
Исторический
Атлас-Кентавр
Сатурн I
Титан III
Титан IV
Атлас II
Атлас III
Шаттл-Кентавр (не летал)
Общие характеристики
Высота 12,68 м (499 дюймов) [1]
Диаметр 3,05 м (120 дюймов)
Пороховая масса 20 830 кг (45 920 фунтов)
Пустая масса 2247 кг (4954 фунта), один двигатель
2462 кг (5428 фунтов), двойной двигатель
Кентавр III
Питаться от 1 или 2 RL10
Максимальная тяга 99,2 кН ​​(22300 фунтов силы) на двигатель
Удельный импульс 450,5 секунды (4,418 км/с)
Время горения Переменная
Порох ЛХ 2 / ЛОКС
Связанные этапы
Производные Кентавр V
Усовершенствованная криогенная усовершенствованная стадия
История запуска
Статус Активный
Всего запусков 271 по состоянию на январь 2024 г. [2]
Первый полет 9 мая 1962 г .; 62 года назад ( 9 мая 1962 г. )
Этап Dual Engine Centaur (DEC)

« Кентавр» — это семейство верхних ступеней с ракетным двигателем , которые используются с 1962 года. В настоящее время они производятся американским поставщиком пусковых услуг United Launch Alliance , причем одна основная активная версия и одна версия находятся в стадии разработки. Common Centaur/Centaur III диаметром 3,05 м (10 футов) летает в качестве верхней ступени ракеты-носителя Atlas V , а Centaur V диаметром 5,4 м (18 футов) был разработан в качестве верхней ступени новой ракеты ULA Vulcan . [3] [4] «Кентавр» был первой ступенью ракеты, в которой использовалось из жидкого водорода (LH 2 ) и жидкого кислорода (LOX) топливо — высокоэнергетическая комбинация, которая идеально подходит для верхних ступеней, но имеет значительные трудности в обращении. [5]

Характеристики

[ редактировать ]

Common Centaur построен на основе из нержавеющей стали со стабилизированным давлением. баллонных топливных баков [6] с толщиной стенок 0,51 мм (0,020 дюйма). Он может поднимать полезную нагрузку до 19 000 кг (42 000 фунтов). [7] Тонкие стены минимизируют массу резервуаров, максимально увеличивая общую производительность сцены. [8]

разделены общей переборкой Баки LOX и LH 2 , что еще больше снижает массу танка. Он изготовлен из двух обшивок из нержавеющей стали, разделенных сотами из стекловолокна. Соты из стекловолокна сводят к минимуму теплообмен между чрезвычайно холодным LH 2 и менее холодным LOX. [9] : 19 

Основная двигательная установка состоит из одного или двух двигателей Aerojet Rocketdyne RL10 . [6] Ступень рассчитана на двенадцать перезапусков, в зависимости от топлива, срока службы на орбите и требований миссии. В сочетании с изоляцией топливных баков это позволяет «Кентавру» выполнять многочасовые выбеги и множественные включения двигателей, необходимые при сложных выведениях на орбиту. [7]

Система управления реакцией (РСУ) также обеспечивает незаполненный объем и состоит из двадцати гидразиновых монотопливных двигателей, расположенных вокруг ступени в двух двух- и четырех четырехдвигательных блоках. В качестве топлива 150 кг (340 фунтов) гидразина хранятся в паре баков-дозаторов и подаются в двигатели RCS со сжатым гелием , который также используется для выполнения некоторых основных функций двигателя. [10]

Текущие версии

[ редактировать ]

По состоянию на 2019 год все варианты Centaur, кроме двух, были выведены из эксплуатации: Common Centaur/Centaur III (активный) и Centaur V (проверенный в полете). [11] [12]

Текущие двигатели

[ редактировать ]

На каждой ступени «Кентавра» используются два двигателя. Двигатели со временем менялись, и по состоянию на 2024 год используются три версии (см. таблицу ниже). Все версии используют жидкий водород и жидкий кислород.

Версия Сцена используется на Сухая масса Толкать Я сп , вак. Длина Диаметр Примечания
РЛ10А-4-2 Кентавр III 168 кг (370 фунтов) 99,1 кН (22300 фунтов силы) 451 с 1,17 м (3,8 фута) [13] [14]
RL10C-1 Кентавр III (SEC), ( DCSS ) 190 кг (420 фунтов) 101,8 кН (22900 фунтов силы) 449,7 с 2,12 м (7,0 футов) 1,45 м (4,8 фута) [15] [16] [17] [14]
RL10C-1-1 Кентавр V 188 кг (414 фунтов) 106 кН (24000 фунтов силы) 453,8 с 2,46 м (8,1 фута) 1,57 м (5,2 фута) [18]

Кентавр III/Обыкновенный Кентавр

[ редактировать ]
Кентавр поднялся на первую ступень Атласа V.

Common Centaur — верхняя ступень Atlas V. ракеты [10] Ранее Common Centaurs приводились в движение версией RL-10 RL10-A-4-2. С 2014 года Common Centaur летает с двигателем RL10-C-1 , который используется совместно с криогенной второй ступенью Delta , чтобы снизить затраты. [19] [20] В конфигурации Dual Engine Centaur (DEC) будет по-прежнему использоваться меньший по размеру RL10-A-4-2 для размещения двух двигателей в доступном пространстве. [20]

Atlas V может летать в нескольких конфигурациях, но только одна влияет на способ интеграции Centaur с ускорителем и обтекателем: обтекатель полезной нагрузки Atlas V диаметром 5,4 м (18 футов) прикрепляется к ускорителю и заключает в себе верхнюю ступень и полезную нагрузку, направляя обтекатель. создавали аэродинамические нагрузки на ускоритель. Если используется обтекатель полезной нагрузки диаметром 4 м (13 футов), точка крепления находится в верхней части (переднем конце) Centaur, направляя нагрузки через конструкцию бака Centaur. [21]

Последние модели Common Centaurs могут размещать вспомогательную полезную нагрузку с помощью кормовой переборки, прикрепленной к двигательной части ступени. [22]

Одномоторный Кентавр (SEC)

[ редактировать ]

Большинство полезной нагрузки запускается на одномоторном Centaur (SEC) с одним RL10 . Это вариант для всех обычных полетов Atlas V (обозначается последней цифрой системы обозначения, например Atlas V 421).

Двухмоторный Кентавр (DEC)

[ редактировать ]

Доступен двухмоторный вариант с двумя двигателями RL-10, но только для запуска пилотируемого космического корабля CST-100 Starliner . Более высокая тяга двух двигателей обеспечивает более плавный подъем с большей горизонтальной скоростью и меньшей вертикальной скоростью, что снижает замедление до допустимого уровня в случае прерывания запуска и баллистического входа в атмосферу, происходящего в любой точке полета. [23]

Кентавр V

[ редактировать ]

Centaur V — это верхняя ступень новой ракеты-носителя Vulcan , разработанной United Launch Alliance для удовлетворения потребностей программы космических запусков национальной безопасности (NSSL). [24] Изначально планировалось, что Vulcan поступит на вооружение с модернизированным вариантом Common Centaur. [25] с обновлением до Advanced Cryogenic Evolved Stage (ACES), запланированным после первых нескольких лет полетов. [12] [26]

В конце 2017 года ULA решила перенести элементы верхней ступени ACES и начать работу над Centaur V. Centaur V будет иметь диаметр ACES 5,4 м (18 футов) и улучшенную изоляцию, но не будет включать интегрированные автомобильные жидкости (IVF). Ожидается, что эта функция позволит продлить срок службы верхней ступени на орбите с часов до недель. [12] Centaur V использует две разные версии двигателя RL10-C с удлинителями сопел для снижения расхода топлива для самых тяжелых грузов. [27] Эти расширенные возможности по сравнению с Common Centaur были предназначены для того, чтобы позволить ULA удовлетворить требования NSSL и вывести из эксплуатации семейства ракет Atlas V и Delta IV Heavy раньше, чем первоначально планировалось. Новая ракета публично получила название « Вулкан Кентавр» в марте 2018 года. [28] [29] В мае 2018 года Aerojet Rocketdyne RL10 был объявлен двигателем Centaur V после конкурсной закупки Blue Origin BE-3 . На каждой ступени будет установлено по два двигателя. [30] В сентябре 2020 года ULA объявила, что ACES больше не разрабатывается и вместо него будет использоваться Centaur V. [31] Тори Бруно, генеральный директор ULA, заявил, что Centaur 5 Vulcan будет иметь на 40% большую выносливость и в два с половиной раза больше энергии, чем верхняя ступень ULA, на которой сейчас летает верхняя ступень ULA. «Но это только верхушка айсберга», — пояснил Бруно. «Я собираюсь увеличить выносливость в 450, 500, 600 раз в течение следующих нескольких лет. Это позволит выполнить совершенно новый набор миссий, которые вы даже не можете себе представить сегодня». [32]

Наконец, 8 января 2024 года «Вулкан» был запущен, и во время своего первого полета платформа работала безупречно. [33]

Сцена «Кентавр» во время сборки в General Dynamics, [34] 1962
Схема танка ступени «Кентавр»

Концепция «Кентавра» возникла в 1956 году, когда компания Convair начала изучать верхнюю ступень, работающую на жидком водороде. Последующий проект начался в 1958 году как совместное предприятие Convair, Агентства перспективных исследовательских проектов (ARPA) и ВВС США . В 1959 году НАСА роль ARPA взяло на себя . Первоначально «Кентавр» летал в качестве верхней ступени ракеты-носителя «Атлас-Кентавр» , столкнувшись с рядом проблем на раннем этапе разработки из-за новаторского характера усилий и использования жидкого водорода. [35] В 1994 году General Dynamics продала свое подразделение Space Systems компании Lockheed-Martin . [36]

Кентавр AD (Атлас)

[ редактировать ]
Ракета Атлас-Кентавр (ступень Кентавр AD) запускает Surveyor 1

Первоначально «Кентавр» разрабатывался для использования с семейством ракет-носителей «Атлас» . Известный на ранних стадиях планирования как «высокоэнергетическая верхняя ступень», выбор мифологического Кентавра в качестве тезки был призван олицетворять сочетание грубой силы ракеты-носителя «Атлас» и утонченности верхней ступени. [37]

При первых запусках Atlas-Centaur использовались экспериментальные версии с маркировкой Centaur-A–C. Единственный запуск «Кентавра-А» 8 мая 1962 года закончился взрывом через 54 секунды после старта, когда изоляционные панели «Кентавра» отделились раньше времени, что привело LH 2 к перегреву и разрыву бака . После обширных модификаций единственный полет «Кентавра-Б» 26 ноября 1963 года оказался успешным. «Кентавр-С» совершил три полета с двумя неудачами, один запуск был признан успешным, хотя «Кентавр» не смог перезапуститься. «Кентавр-Д» был первой версией, поступившей на вооружение, выполнив пятьдесят шесть пусков. [38]

30 мая 1966 года « Атлас-Кентавр» направил первый спускаемый аппарат Surveyor к Луне. За этим последовало еще шесть запусков Surveyor в течение следующих двух лет, при этом Atlas-Centaur показал ожидаемые результаты. Программа Surveyor продемонстрировала возможность повторного запуска водородного двигателя в космосе и предоставила информацию о поведении LH 2 в космосе. [9] : 96 

К 1970-м годам «Кентавр» полностью созрел и стал стандартной ракетной ступенью для запуска более крупных гражданских грузов на высокую околоземную орбиту, а также заменил аппарат «Атлас-Агена» для планетарных зондов НАСА. [9] : 103–166 

К концу 1989 года «Кентавр-Д» и «Г» использовались в качестве разгонного блока для 63 пусков ракет «Атлас», 55 из которых оказались успешными. [2]

Сатурн I запускается с балластной ступенью SV.

« Сатурн был спроектирован для полета с третьей ступенью космического корабля, позволяющей полезной нагрузке выходить за пределы низкой околоземной орбиты (НОО). Ступень СВ должна была оснащаться двумя двигателями РЛ-10А-1 , работающими на жидком водороде в качестве топлива и жидком кислороде в качестве окислителя. Ступень СВ летала четыре раза в миссиях от SA-1 до SA-4 , во всех четырех из этих миссий баки SV были заполнены водой для использования в качестве балласта во время запуска. Этап не летал в активной конфигурации.

Кентавр Д-1Т (Титан III)

[ редактировать ]
Ракета Titan IIIE-Centaur (ступень Centaur D-1T) запускает "Вояджер-2"

Centaur D был улучшен для использования на гораздо более мощном ускорителе Titan III в 1970-х годах, с первым запуском получившегося Titan IIIE в 1974 году. Titan IIIE более чем утроил грузоподъемность Atlas-Centaur и имел улучшенную теплоизоляцию. , что обеспечивает продолжительность жизни на орбите до пяти часов, что больше 30 минут у Атласа-Кентавра. [9] : 143 

Первый запуск Титана IIIE в феврале 1974 года оказался неудачным из-за потери эксперимента с космической плазмой высокого напряжения (СФИНКС) и макета зонда «Викинг» . В конце концов было установлено, что двигатели «Кентавра» проглотили неправильно установленную обойму кислородного баллона. [9] : 145–146 

Следующие Титаны-Кентавры запустили Гелиос 1 , Викинг 1 , Викинг 2 , Гелиос 2 , [39] «Вояджер-1» и «Вояджер-2» . У ракеты-носителя «Титан», использованной для запуска «Вояджера-1» , возникла аппаратная проблема, которая привела к преждевременному отключению, которое ступень «Кентавр» обнаружила и успешно компенсировала. «Кентавр» завершил горение, оставив топливо менее чем за 4 секунды. [9] : 160 

Кентавр (Атлас G)

[ редактировать ]

Centaur был представлен на Atlas G и перенесен на очень похожий Atlas I. [ нужна ссылка ]

Шаттл-Кентавр (Кентавр G и G-Прайм)

[ редактировать ]
Иллюстрация шаттла-Кентавра Джи-Прайм с Улиссом

«Шаттл-Кентавр» — предложенная верхняя ступень космического корабля «Шаттл» . Чтобы обеспечить возможность установки в отсеках полезной нагрузки шаттла, диаметр водородного бака «Кентавра» был увеличен до 4,3 м (14 футов), при этом диаметр бака LOX остался на уровне 3,0 м (10 футов). Было предложено два варианта: Centaur G Prime, который планировалось запускать роботизированные зонды Galileo и Ulysses , и Centaur G, укороченная версия, уменьшенная в длине примерно с 9 до 6 м (от 30 до 20 футов), запланированная для Министерства обороны США полезной нагрузки . и зонд «Магеллан Венера». [40]

После космического корабля « Челленджер аварии » и всего за несколько месяцев до запланированного полета «Шаттла-Кентавра» НАСА пришло к выводу, что управлять «Кентавром» на «Шаттле» слишком рискованно. [41] Зонды были запущены с помощью гораздо менее мощного твердотопливного IUS , поскольку Галилею требовалась множественная гравитационная поддержка Венеры и Земли, чтобы достичь Юпитера.

Кентавр Т (Титан IV)

[ редактировать ]
Ступень «Кентавр-Т» ракеты Титан IV

Пробел в возможностях, образовавшийся после прекращения программы «Шаттл-Кентавр», был заполнен новой ракетой-носителем « Титан IV» . В версиях 401A/B использовалась верхняя ступень Centaur с водородным баком диаметром 4,3 метра (14 футов). В версии Titan 401A Centaur-T запускался девять раз в период с 1994 по 1998 год. Зонд «Кассини-Гюйгенс Сатурн» в 1997 году стал первым полетом Titan 401B, еще шесть запусков завершились в 2003 году, включая один SRB . отказ [42]

Кентавр II (Атлас II/III)

[ редактировать ]

Centaur II изначально разрабатывался для использования на Atlas II . ракетах серии [38] Centaur II также участвовал в первых запусках Atlas IIIA . [10]

Кентавр III/Обыкновенный Кентавр (Атлас III/V)

[ редактировать ]

Atlas IIIB представил Common Centaur, более длинный и изначально двухмоторный Centaur II. [10]

Эксперименты по управлению криогенной жидкостью Atlas V

[ редактировать ]

У большинства «Обычных кентавров», запущенных на Атласе V, при отделении полезной нагрузки осталось от сотен до тысяч килограммов топлива. В 2006 году это топливо было идентифицировано как возможный экспериментальный ресурс для тестирования методов управления криогенной жидкостью в космосе. [43]

В октябре 2009 года ВВС и United Launch Alliance (ULA) провели экспериментальную демонстрацию модифицированной верхней ступени Centaur DMSP-18 запуска , чтобы улучшить «понимание процессов оседания и выплескивания топлива , контроля давления, охлаждения RL10 и двухфазного отключения RL10». DMSP-18 представлял собой полезную нагрузку малой массы, в которой после разделения оставалось около 28% (5400 кг (11900 фунтов)) топлива LH 2 /LOX. В течение 2,4 часов было проведено несколько демонстраций на орбите , завершившихся спуском с орбиты . [44] на базе Centaur Первоначальная демонстрация была предназначена для подготовки к более продвинутым экспериментам по управлению криогенными жидкостями, запланированным в рамках программы развития технологии CRYOTE в 2012–2014 годах. [45] и увеличит TRL преемника Advanced Cryogenic Evolved Stage Centaur. [11]

Хотя «Кентавр» имеет долгую и успешную историю полетов, он пережил ряд неудач:

  • 7 апреля 1966 г.: «Кентавр» не перезапустился после выбега — в двигателях незаполненного объема закончилось топливо. [46]
  • 9 мая 1971 г.; Наведение «Кентавра» не удалось, уничтожив себя и космический корабль «Маринер-8», направлявшийся на орбиту Марса . [47]
  • 18 апреля 1991 г.: «Кентавр» вышел из строя из-за того, что частицы чистящих подушечек, используемых для очистки топливных каналов, застряли в турбонасосе, что помешало запуску. [48]
  • 22 августа 1992 г.: «Кентавр» не удалось перезапустить (проблема с обледенением). [49]
  • 30 апреля 1999 г.: Запуск спутника связи USA-143 ( Milstar DFS-3m) не удался, поскольку ошибка базы данных «Кентавр» привела к неконтролируемой скорости вращения и потере управления ориентацией, в результате чего спутник оказался на бесполезной орбите. [50]
  • 15 июня 2007 г.: двигатель верхней ступени «Кентавр» корабля «Атлас V» выключился раньше времени, оставив его полезную нагрузку — пару Национального разведывательного управления за океаном спутников наблюдения — на более низкой, чем предполагалось, орбите. [51] Неудача была названа «большим разочарованием», хотя в более поздних заявлениях утверждается, что космический корабль все равно сможет завершить свою миссию. [52] Причина была связана с заклинившим открытым клапаном, из-за которого израсходовалась часть водородного топлива, в результате чего второе горение завершилось на четыре секунды раньше. [52] Проблема была устранена, [53] и следующий рейс был штатным. [54]
  • 23–25 марта 2018 г.: пассивированная вторая ступень Atlas V Centaur, запущенная 8 сентября 2009 г., распалась. [55] [56]
  • 30 августа 2018 г.: пассивированная вторая ступень Atlas V Centaur, запущенная 17 сентября 2014 г., распалась, образовав космический мусор . [57]
  • 6 апреля 2019 г.: пассивированная вторая ступень Atlas V Centaur, запущенная 17 октября 2018 г., распалась. [58] [59]

Технические характеристики Кентавр III

[ редактировать ]

Источник: характеристики Atlas V551 по состоянию на 2015 год. [60]

  • Диаметр : 3,05 м (10 футов)
  • Длина : 12,68 м (42 фута)
  • Инертная масса : 2247 кг (4954 фунта).
  • Топливо : Жидкий водород.
  • Окислитель : жидкий кислород.
  • Масса топлива и окислителя : 20 830 кг (45 922 фунта).
  • Наведение : Инерционное
  • Тяга : 99,2 кН ​​(22300 фунтов силы)
  • Время горения : Переменное; например, 842 секунды на Атласе V
  • Двигатель : RL10-C-1
  • Длина двигателя : 2,32 м (7,6 футов)
  • Диаметр двигателя : 1,53 м (5 футов)
  • Сухая масса двигателя : 168 кг (370 фунтов)
  • Запуск двигателя : Перезапускаемый
  • Управление ориентацией : 4 подруливающих устройства 27-N, 8 подруливающих устройств 40-N.
  1. ^ «Руководство пользователя Altas V Launch Services» (PDF) . Объединенный стартовый альянс. Март 2010 г. Архивировано из оригинала (PDF) 6 марта 2012 г. . Проверено 9 июля 2015 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Кребс, Гюнтер. «Кентавр» . Космическая страница Гюнтера .
  3. ^ Бергер, Эрик (11 декабря 2018 г.). «Введение в курс дела с Вулканом: первая часть нашего интервью с Тори Бруно» . Арс Техника . Проверено 12 декабря 2018 г. «Кентавр-3» (который летает на ракете «Атлас V») имеет диаметр 3,8 метра. Самый первый «Кентавр», который мы полетим на Вулкан, будет иметь диаметр 5,4 метра.
  4. ^ «Вулкан Кентавр» . Объединенный стартовый альянс. 2018 . Проверено 12 декабря 2018 г.
  5. ^ Хелен Т. Уэллс; Сьюзан Х. Уайтли; Кэрри Э. Кареганнес. «Средства-носители» . Происхождение названий НАСА . Управление науки и технической информации НАСА. п. 11. Архивировано из оригинала 14 июля 2019 года . Проверено 29 марта 2019 г. потому что он предлагал сначала использовать теоретически мощный, но проблематичный жидкий водород в качестве топлива.
  6. ^ Перейти обратно: а б NASA.gov
  7. ^ Перейти обратно: а б @ToryBruno (23 мая 2019 г.). «Да. Удивительный Кентавр в двойной конфигурации RL10» ( Твит ) – через Твиттер .
  8. ^ Стиеннон, Патрик Дж.Г.; Хорр, Дэвид М. (15 июля 2005 г.). Ракетная компания . Американский институт аэронавтики и астронавтики . п. 93. ИСБН  1-56347-696-7 .
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Доусон, Вирджиния П.; Боулз, Марк Д. (2004). Укрощение жидкого водорода: ракета разгонного блока «Кентавр», 1958–2002 гг. (PDF) . НАСА.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д Томас Дж. Рудман; Курт Л. Остад (3 декабря 2002 г.). «Разгонный блок «Кентавр»» (PDF) . Локхид Мартин.
  11. ^ Перейти обратно: а б Зеглер, Фрэнк; Бернард Каттер (2 сентября 2010 г.). «Переход к архитектуре космического транспорта на базе депо» (PDF) . Конференция и выставка AIAA SPACE 2010 . АААА. Архивировано из оригинала (PDF) 20 октября 2011 года . Проверено 25 января 2011 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б с Грусс, Майк (13 апреля 2015 г.). «Ракета Vulcan ULA будет внедряться поэтапно» . Космические новости . Проверено 17 апреля 2015 г.
  13. ^ Уэйд, Марк (17 ноября 2011 г.). «РЛ-10А-4-2» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 30 января 2012 года . Проверено 27 февраля 2012 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б «Двигатель РЛ10» . Аэроджет Рокетдайн. Архивировано из оригинала 30 апреля 2017 года . Проверено 1 июля 2019 г.
  15. ^ «Криогенная двигательная ступень» (PDF) . НАСА. 5 августа 2011 года . Проверено 11 октября 2014 г.
  16. ^ «Атлас-В» с двигателем «Кентавр» с двигателем РЛ10С . forum.nasaspaceflight.com . Проверено 8 апреля 2018 г.
  17. ^ «Эволюция криогенного ракетного двигателя RL-10 компании Pratt & Whitney» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 20 февраля 2016 г.
  18. ^ «Силовая установка Aerojet Rocketdyne RL10» (PDF) . Аэроджет Рокетдайн . Март 2019 г. Архивировано из оригинала (PDF) 29 июня 2019 г. . Проверено 1 июля 2019 г.
  19. ^ «Обновления о запуске Atlas V NROL-35» . Космический полет 101. 13 декабря 2014. Архивировано из оригинала 5 марта 2017 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б Рэй Ботсфорд Энд (13 декабря 2014 г.). «Новый двигатель RL10C дебютирует при секретном запуске NROL-35» . Космический полет Инсайдер . Проверено 9 сентября 2016 г.
  21. ^ «Атлас V в разрезе» (PDF) . Объединенный стартовый альянс . 2019.
  22. ^ «Руководство пользователя вспомогательной полезной нагрузки на кормовой переборке» (PDF) . Объединенный стартовый альянс. Архивировано из оригинала (PDF) 5 марта 2017 г. Проверено 10 сентября 2016 г.
  23. ^ «ДВОЙНОЙ ДВИГАТЕЛЬ RL10 CENTAUR ДЕБЮТИТ НА ATLAS V ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОГО ЗАПУСКА КОСМОНАВТОВ НА НИЗКУЮ ЗЕМЕЛЬНУЮ ОРБИТУ» . Аэроджетная ракета.
  24. ^ «Америка, познакомьтесь с Вулканом, вашей следующей ракетой United Launch Alliance» . Денвер Пост . 13 апреля 2015 года . Проверено 17 апреля 2015 г.
  25. ^ Бруно, Тори (10 октября 2017 г.). «Опираясь на успешные достижения в космосе, мы сможем решить стоящие перед нами задачи» . Космические новости.
  26. ^ Рэй, Джастин (14 апреля 2015 г.). «Руководитель ULA объясняет возможность повторного использования и инновационность новой ракеты» . Космический полет сейчас . Проверено 17 апреля 2015 г.
  27. ^ «Плакат Вулкана-Кентавра в вырезе» (PDF) . Запуск УЛА . 25 сентября 2019 г.
  28. ^ Эрвин, Сандра (25 марта 2018 г.). «ВВС делают ставку на будущее ракет-носителей, финансируемых из частных источников. Окупится ли эта ставка?» . Космические новости . Проверено 24 июня 2018 г.
  29. ^ Бруно, Тори [@torybruno] (9 марта 2018 г.). «Текущая версия «Кентавра», летающего на вершине Атласа, технически является «Кентавром III». Поскольку в настоящее время мы летаем только на одном «Кентавре», мы назвали его просто «Кентавр». У Вулкана будет модернизированный Кентавр. Внутри мы называем его «Кентавр V» » ( Твит ) . Проверено 12 декабря 2018 г. - через Twitter .
  30. ^ «United Launch Alliance выбирает двигатель RL10 компании Aerojet Rocketdyne» . УЛА. 11 мая 2018 года . Проверено 13 мая 2018 г.
  31. ^ «ULA изучает долгосрочные обновления Vulcan» . Космические новости. 11 сентября 2020 г. . Проверено 9 октября 2020 г.
  32. ^ «Бруно: Следующее важное событие для ULA — это долговечная верхняя ступень» . 7 апреля 2021 г.
  33. ^ Белам, Мартин (8 января 2024 г.). «Запуск NASA Peregrine 1: ракета Vulcan Centaur с лунным кораблем НАСА стартует во Флориде – текущие обновления» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 8 января 2024 г.
  34. ^ НАСА (nd). «НПЦ Кентавр Тестирование» . Проверено 12 февраля 2012 г.
  35. ^ «История развития Atlas Centaur LV-3C» . Архивировано из оригинала 10 сентября 2012 года. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  36. ^ https://www.gd.com/about-gd/our-history 1990–1994 гг.
  37. ^ Хелен Т. Уэллс; Сьюзан Х. Уайтли; Кэрри Э. Кареганнес. «I. Ракеты-носители» . Происхождение названий НАСА . Управление науки и технической информации НАСА. п. 10. Архивировано из оригинала 14 июля 2019 года . Проверено 29 марта 2019 г.
  38. ^ Перейти обратно: а б «Семья высшей ступени кентавров» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2016 года . Проверено 10 сентября 2016 г.
  39. ^ «Какой самый быстрый космический корабль мы когда-либо строили?» . io9.com . 26 марта 2011 года . Проверено 26 июля 2014 г.
  40. ^ Гарольд Дж. Каспер; Дэррил С. Ринг (1980). «Адаптеры из графитово-эпоксидного композита для космического корабля «Шаттл/Кентавр»» (PDF) . Отдел научно-технической информации Управления управления НАСА. п. 1 . Проверено 15 декабря 2013 г.
  41. ^ Мангелс, Джон (11 декабря 2011 г.). «Давно забытый «Шаттл/Кентавр» превратил центр НАСА в Кливленде в пилотируемую космическую программу и вызвал споры» . Обычный дилер . Кливленд, Огайо . Проверено 11 декабря 2011 г.
  42. ^ «Запуск Титана-4» . Space.com . Архивировано из оригинала 8 июля 2008 года.
  43. ^ Сакла, Стивен; Каттер, Бернард; Уолл, Джон (2006). «Испытательный стенд «Кентавр» (CTB) для управления криогенными жидкостями» . НАСА. Архивировано из оригинала 19 июня 2009 года.
  44. ^ Успешная демонстрация полета, проведенная ВВС и United Launch Alliance, улучшит космические перевозки: DMSP-18. Архивировано 17 июля 2011 г. в Wayback Machine , United Launch Alliance , октябрь 2009 г., по состоянию на 23 января 2011 г.
  45. ^ Склады топлива стали проще. Архивировано 6 февраля 2011 г., в Wayback Machine , Бернард Каттер, United Launch Alliance , коллоквиум FISO, 10 ноября 2010 г., по состоянию на 10 января 2011 г.
  46. ^ Уэйд, Марк. «Титан» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 7 сентября 2016 года . Проверено 12 декабря 2018 г.
  47. ^ Пайл, Род (2012). Пункт назначения Марс . Книги Прометея . стр. 73–78. ISBN  978-1-61614-589-7 . «Маринер-8» был запущен в мае, но потерпел неудачу в начале полета и завершил свою миссию, упав в Атлантический океан.
  48. ^ «Космический обзор: неудачи при запуске: день сурка Атласа» . www.thespacereview.com . Проверено 17 ноября 2018 г.
  49. ^ Руммерман, Джуди А. (1988). Книга исторических данных НАСА . Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. п. 123. ИСБН  9780160805011 .
  50. ^ МИЛСТАР 3 — Описание.
  51. ^ «Недостаток NRO может задержать предстоящие миссии ULA» . Авиационная неделя . Архивировано из оригинала 5 февраля 2012 года . Проверено 2 марта 2022 г.
  52. ^ Перейти обратно: а б Коволт, Крейг (3 июля 2007 г.). «AF придерживается графика EELV» . Отчет об аэрокосмической отрасли и обороне. Архивировано из оригинала 21 мая 2011 года . Проверено 11 июля 2007 г.
  53. ^ Рэй, Джастин (9 октября 2007 г.). «Ракетная группа Атлас готова к запуску спутника в среду» . Космический полет сейчас.
  54. ^ Рэй, Джастин. «AV-011: Центр статуса миссии» . Космический полет сейчас.
  55. ^ «Разрушение ракеты дает редкую возможность проверить образование обломков» . Европейское космическое агентство . 12 апреля 2019 года . Проверено 22 апреля 2019 г.
  56. ^ Дэвид, Леонард (23 апреля 2019 г.). «Загромождение космоса: взрыв ракетной ступени США» . Проверено 22 апреля 2019 г.
  57. ^ Агапов Владимир (29 сентября 2018 г.). «Серьезная фрагментация разгонного блока Atlas 5 Centaur 2014-055B (SSN № 40209)» (PDF) . Бремен: Международной академии астронавтики Комитет по космическому мусору. Архивировано из оригинала (PDF) 19 августа 2019 года . Проверено 22 апреля 2019 г.
  58. ^ @18SPCS (24 апреля 2019 г.). «#18SPCS подтвердил распад ATLAS 5 CENTAUR R/B (2018-079B, #43652) 6 апреля 2019 года. Отслеживание 14 связанных частей – нет признаков столкновения» ( Твит ) – через Twitter .
  59. ^ «АТЛАС 5 КЕНТАВР Р/Б» . N2YO.com . Проверено 22 апреля 2019 г.
  60. ^ «Атлас V 551» . Проверено 21 апреля 2015 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e3fd62665424407a9af6d7ae353f22ff__1720069200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e3/ff/e3fd62665424407a9af6d7ae353f22ff.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Centaur (rocket stage) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)