Кентавр (ракетная ступень)
Производитель | Объединенный стартовый альянс |
---|---|
Используется на |
|
Общие характеристики | |
Высота | 12,68 м (499 дюймов) [1] |
Диаметр | 3,05 м (120 дюймов) |
Пороховая масса | 20 830 кг (45 920 фунтов) |
Пустая масса | 2247 кг (4954 фунта), один двигатель 2462 кг (5428 фунтов), двойной двигатель |
Кентавр III | |
Питаться от | 1 или 2 RL10 |
Максимальная тяга | 99,2 кН (22300 фунтов силы) на двигатель |
Удельный импульс | 450,5 секунды (4,418 км/с) |
Время горения | Переменная |
Порох | ЛХ 2 / ЛОКС |
Связанные этапы | |
Производные | Кентавр V Усовершенствованная криогенная усовершенствованная стадия |
История запуска | |
Статус | Активный |
Всего запусков | 271 по состоянию на январь 2024 г. [update][2] |
Первый полет | 9 мая 1962 г |
« Кентавр» — это семейство верхних ступеней с ракетным двигателем , которые используются с 1962 года. В настоящее время они производятся американским поставщиком пусковых услуг United Launch Alliance , причем одна основная активная версия и одна версия находятся в стадии разработки. Common Centaur/Centaur III диаметром 3,05 м (10 футов) летает в качестве верхней ступени ракеты-носителя Atlas V , а Centaur V диаметром 5,4 м (18 футов) был разработан в качестве верхней ступени новой ракеты ULA Vulcan . [3] [4] «Кентавр» был первой ступенью ракеты, в которой использовалось из жидкого водорода (LH 2 ) и жидкого кислорода (LOX) топливо — высокоэнергетическая комбинация, которая идеально подходит для верхних ступеней, но имеет значительные трудности в обращении. [5]
Характеристики
[ редактировать ]Common Centaur построен на основе из нержавеющей стали со стабилизированным давлением. баллонных топливных баков [6] с толщиной стенок 0,51 мм (0,020 дюйма). Он может поднимать полезную нагрузку до 19 000 кг (42 000 фунтов). [7] Тонкие стены минимизируют массу резервуаров, максимально увеличивая общую производительность сцены. [8]
разделены общей переборкой Баки LOX и LH 2 , что еще больше снижает массу танка. Он изготовлен из двух обшивок из нержавеющей стали, разделенных сотами из стекловолокна. Соты из стекловолокна сводят к минимуму теплообмен между чрезвычайно холодным LH 2 и менее холодным LOX. [9] : 19
Основная двигательная установка состоит из одного или двух двигателей Aerojet Rocketdyne RL10 . [6] Ступень рассчитана на двенадцать перезапусков, в зависимости от топлива, срока службы на орбите и требований миссии. В сочетании с изоляцией топливных баков это позволяет «Кентавру» выполнять многочасовые выбеги и множественные включения двигателей, необходимые при сложных выведениях на орбиту. [7]
Система управления реакцией (РСУ) также обеспечивает незаполненный объем и состоит из двадцати гидразиновых монотопливных двигателей, расположенных вокруг ступени в двух двух- и четырех четырехдвигательных блоках. В качестве топлива 150 кг (340 фунтов) гидразина хранятся в паре баков-дозаторов и подаются в двигатели RCS со сжатым гелием , который также используется для выполнения некоторых основных функций двигателя. [10]
Текущие версии
[ редактировать ]По состоянию на 2019 год все варианты Centaur, кроме двух, были выведены из эксплуатации: Common Centaur/Centaur III (активный) и Centaur V (проверенный в полете). [11] [12]
Текущие двигатели
[ редактировать ]На каждой ступени «Кентавра» используются два двигателя. Двигатели со временем менялись, и по состоянию на 2024 год используются три версии (см. таблицу ниже). Все версии используют жидкий водород и жидкий кислород.
Версия | Сцена используется на | Сухая масса | Толкать | Я сп , вак. | Длина | Диаметр | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
РЛ10А-4-2 | Кентавр III | 168 кг (370 фунтов) | 99,1 кН (22300 фунтов силы) | 451 с | 1,17 м (3,8 фута) | [13] [14] | |
RL10C-1 | Кентавр III (SEC), ( DCSS ) | 190 кг (420 фунтов) | 101,8 кН (22900 фунтов силы) | 449,7 с | 2,12 м (7,0 футов) | 1,45 м (4,8 фута) | [15] [16] [17] [14] |
RL10C-1-1 | Кентавр V | 188 кг (414 фунтов) | 106 кН (24000 фунтов силы) | 453,8 с | 2,46 м (8,1 фута) | 1,57 м (5,2 фута) | [18] |
Кентавр III/Обыкновенный Кентавр
[ редактировать ]Common Centaur — верхняя ступень Atlas V. ракеты [10] Ранее Common Centaurs приводились в движение версией RL-10 RL10-A-4-2. С 2014 года Common Centaur летает с двигателем RL10-C-1 , который используется совместно с криогенной второй ступенью Delta , чтобы снизить затраты. [19] [20] В конфигурации Dual Engine Centaur (DEC) будет по-прежнему использоваться меньший по размеру RL10-A-4-2 для размещения двух двигателей в доступном пространстве. [20]
Atlas V может летать в нескольких конфигурациях, но только одна влияет на способ интеграции Centaur с ускорителем и обтекателем: обтекатель полезной нагрузки Atlas V диаметром 5,4 м (18 футов) прикрепляется к ускорителю и заключает в себе верхнюю ступень и полезную нагрузку, направляя обтекатель. создавали аэродинамические нагрузки на ускоритель. Если используется обтекатель полезной нагрузки диаметром 4 м (13 футов), точка крепления находится в верхней части (переднем конце) Centaur, направляя нагрузки через конструкцию бака Centaur. [21]
Последние модели Common Centaurs могут размещать вспомогательную полезную нагрузку с помощью кормовой переборки, прикрепленной к двигательной части ступени. [22]
Одномоторный Кентавр (SEC)
[ редактировать ]Большинство полезной нагрузки запускается на одномоторном Centaur (SEC) с одним RL10 . Это вариант для всех обычных полетов Atlas V (обозначается последней цифрой системы обозначения, например Atlas V 421).
Двухмоторный Кентавр (DEC)
[ редактировать ]Доступен двухмоторный вариант с двумя двигателями RL-10, но только для запуска пилотируемого космического корабля CST-100 Starliner . Более высокая тяга двух двигателей обеспечивает более плавный подъем с большей горизонтальной скоростью и меньшей вертикальной скоростью, что снижает замедление до допустимого уровня в случае прерывания запуска и баллистического входа в атмосферу, происходящего в любой точке полета. [23]
Кентавр V
[ редактировать ]Centaur V — это верхняя ступень новой ракеты-носителя Vulcan , разработанной United Launch Alliance для удовлетворения потребностей программы космических запусков национальной безопасности (NSSL). [24] Изначально планировалось, что Vulcan поступит на вооружение с модернизированным вариантом Common Centaur. [25] с обновлением до Advanced Cryogenic Evolved Stage (ACES), запланированным после первых нескольких лет полетов. [12] [26]
В конце 2017 года ULA решила перенести элементы верхней ступени ACES и начать работу над Centaur V. Centaur V будет иметь диаметр ACES 5,4 м (18 футов) и улучшенную изоляцию, но не будет включать интегрированные автомобильные жидкости (IVF). Ожидается, что эта функция позволит продлить срок службы верхней ступени на орбите с часов до недель. [12] Centaur V использует две разные версии двигателя RL10-C с удлинителями сопел для снижения расхода топлива для самых тяжелых грузов. [27] Эти расширенные возможности по сравнению с Common Centaur были предназначены для того, чтобы позволить ULA удовлетворить требования NSSL и вывести из эксплуатации семейства ракет Atlas V и Delta IV Heavy раньше, чем первоначально планировалось. Новая ракета публично получила название « Вулкан Кентавр» в марте 2018 года. [28] [29] В мае 2018 года Aerojet Rocketdyne RL10 был объявлен двигателем Centaur V после конкурсной закупки Blue Origin BE-3 . На каждой ступени будет установлено по два двигателя. [30] В сентябре 2020 года ULA объявила, что ACES больше не разрабатывается и вместо него будет использоваться Centaur V. [31] Тори Бруно, генеральный директор ULA, заявил, что Centaur 5 Vulcan будет иметь на 40% большую выносливость и в два с половиной раза больше энергии, чем верхняя ступень ULA, на которой сейчас летает верхняя ступень ULA. «Но это только верхушка айсберга», — пояснил Бруно. «Я собираюсь увеличить выносливость в 450, 500, 600 раз в течение следующих нескольких лет. Это позволит выполнить совершенно новый набор миссий, которые вы даже не можете себе представить сегодня». [32]
Наконец, 8 января 2024 года «Вулкан» был запущен, и во время своего первого полета платформа работала безупречно. [33]
История
[ редактировать ]Концепция «Кентавра» возникла в 1956 году, когда компания Convair начала изучать верхнюю ступень, работающую на жидком водороде. Последующий проект начался в 1958 году как совместное предприятие Convair, Агентства перспективных исследовательских проектов (ARPA) и ВВС США . В 1959 году НАСА роль ARPA взяло на себя . Первоначально «Кентавр» летал в качестве верхней ступени ракеты-носителя «Атлас-Кентавр» , столкнувшись с рядом проблем на раннем этапе разработки из-за новаторского характера усилий и использования жидкого водорода. [35] В 1994 году General Dynamics продала свое подразделение Space Systems компании Lockheed-Martin . [36]
Кентавр AD (Атлас)
[ редактировать ]Первоначально «Кентавр» разрабатывался для использования с семейством ракет-носителей «Атлас» . Известный на ранних стадиях планирования как «высокоэнергетическая верхняя ступень», выбор мифологического Кентавра в качестве тезки был призван олицетворять сочетание грубой силы ракеты-носителя «Атлас» и утонченности верхней ступени. [37]
При первых запусках Atlas-Centaur использовались экспериментальные версии с маркировкой Centaur-A–C. Единственный запуск «Кентавра-А» 8 мая 1962 года закончился взрывом через 54 секунды после старта, когда изоляционные панели «Кентавра» отделились раньше времени, что привело LH 2 к перегреву и разрыву бака . После обширных модификаций единственный полет «Кентавра-Б» 26 ноября 1963 года оказался успешным. «Кентавр-С» совершил три полета с двумя неудачами, один запуск был признан успешным, хотя «Кентавр» не смог перезапуститься. «Кентавр-Д» был первой версией, поступившей на вооружение, выполнив пятьдесят шесть пусков. [38]
30 мая 1966 года « Атлас-Кентавр» направил первый спускаемый аппарат Surveyor к Луне. За этим последовало еще шесть запусков Surveyor в течение следующих двух лет, при этом Atlas-Centaur показал ожидаемые результаты. Программа Surveyor продемонстрировала возможность повторного запуска водородного двигателя в космосе и предоставила информацию о поведении LH 2 в космосе. [9] : 96
К 1970-м годам «Кентавр» полностью созрел и стал стандартной ракетной ступенью для запуска более крупных гражданских грузов на высокую околоземную орбиту, а также заменил аппарат «Атлас-Агена» для планетарных зондов НАСА. [9] : 103–166
К концу 1989 года «Кентавр-Д» и «Г» использовались в качестве разгонного блока для 63 пусков ракет «Атлас», 55 из которых оказались успешными. [2]
Saturn I S-V
[ редактировать ]« Сатурн I» был спроектирован для полета с третьей ступенью космического корабля, позволяющей полезной нагрузке выходить за пределы низкой околоземной орбиты (НОО). Ступень СВ должна была оснащаться двумя двигателями РЛ-10А-1 , работающими на жидком водороде в качестве топлива и жидком кислороде в качестве окислителя. Ступень СВ летала четыре раза в миссиях от SA-1 до SA-4 , во всех четырех из этих миссий баки SV были заполнены водой для использования в качестве балласта во время запуска. Этап не летал в активной конфигурации.
Кентавр Д-1Т (Титан III)
[ редактировать ]Centaur D был улучшен для использования на гораздо более мощном ускорителе Titan III в 1970-х годах, с первым запуском получившегося Titan IIIE в 1974 году. Titan IIIE более чем утроил грузоподъемность Atlas-Centaur и имел улучшенную теплоизоляцию. , что обеспечивает продолжительность жизни на орбите до пяти часов, что больше 30 минут у Атласа-Кентавра. [9] : 143
Первый запуск Титана IIIE в феврале 1974 года оказался неудачным из-за потери эксперимента с космической плазмой высокого напряжения (СФИНКС) и макета зонда «Викинг» . В конце концов было установлено, что двигатели «Кентавра» проглотили неправильно установленную обойму кислородного баллона. [9] : 145–146
Следующие Титаны-Кентавры запустили Гелиос 1 , Викинг 1 , Викинг 2 , Гелиос 2 , [39] «Вояджер-1» и «Вояджер-2» . У ракеты-носителя «Титан», использованной для запуска «Вояджера-1» , возникла аппаратная проблема, которая привела к преждевременному отключению, которое ступень «Кентавр» обнаружила и успешно компенсировала. «Кентавр» завершил горение, оставив топливо менее чем за 4 секунды. [9] : 160
Кентавр (Атлас G)
[ редактировать ]Centaur был представлен на Atlas G и перенесен на очень похожий Atlas I. [ нужна ссылка ]
Шаттл-Кентавр (Кентавр G и G-Прайм)
[ редактировать ]«Шаттл-Кентавр» — предложенная верхняя ступень космического корабля «Шаттл» . Чтобы обеспечить возможность установки в отсеках полезной нагрузки шаттла, диаметр водородного бака «Кентавра» был увеличен до 4,3 м (14 футов), при этом диаметр бака LOX остался на уровне 3,0 м (10 футов). Было предложено два варианта: Centaur G Prime, который планировалось запускать роботизированные зонды Galileo и Ulysses , и Centaur G, укороченная версия, уменьшенная в длине примерно с 9 до 6 м (от 30 до 20 футов), запланированная для Министерства обороны США полезной нагрузки . и зонд «Магеллан Венера». [40]
После космического корабля « Челленджер аварии » и всего за несколько месяцев до запланированного полета «Шаттла-Кентавра» НАСА пришло к выводу, что управлять «Кентавром» на «Шаттле» слишком рискованно. [41] Зонды были запущены с помощью гораздо менее мощного твердотопливного IUS , поскольку Галилею требовалась множественная гравитационная поддержка Венеры и Земли, чтобы достичь Юпитера.
Кентавр Т (Титан IV)
[ редактировать ]Пробел в возможностях, образовавшийся после прекращения программы «Шаттл-Кентавр», был заполнен новой ракетой-носителем « Титан IV» . В версиях 401A/B использовалась верхняя ступень Centaur с водородным баком диаметром 4,3 метра (14 футов). В версии Titan 401A Centaur-T запускался девять раз в период с 1994 по 1998 год. Зонд «Кассини-Гюйгенс Сатурн» в 1997 году стал первым полетом Titan 401B, еще шесть запусков завершились в 2003 году, включая один SRB . отказ [42]
Кентавр II (Атлас II/III)
[ редактировать ]Centaur II изначально разрабатывался для использования на Atlas II . ракетах серии [38] Centaur II также участвовал в первых запусках Atlas IIIA . [10]
Кентавр III/Обыкновенный Кентавр (Атлас III/V)
[ редактировать ]Atlas IIIB представил Common Centaur, более длинный и изначально двухмоторный Centaur II. [10]
Эксперименты по управлению криогенной жидкостью Atlas V
[ редактировать ]У большинства «Обычных кентавров», запущенных на Атласе V, при отделении полезной нагрузки осталось от сотен до тысяч килограммов топлива. В 2006 году это топливо было идентифицировано как возможный экспериментальный ресурс для тестирования методов управления криогенной жидкостью в космосе. [43]
В октябре 2009 года ВВС и United Launch Alliance (ULA) провели экспериментальную демонстрацию модифицированной верхней ступени Centaur DMSP-18 запуска , чтобы улучшить «понимание процессов оседания и выплескивания топлива , контроля давления, охлаждения RL10 и двухфазного отключения RL10». DMSP-18 представлял собой полезную нагрузку малой массы, в которой после разделения оставалось около 28% (5400 кг (11900 фунтов)) топлива LH 2 /LOX. В течение 2,4 часов было проведено несколько демонстраций на орбите , завершившихся спуском с орбиты . [44] на базе Centaur Первоначальная демонстрация была предназначена для подготовки к более продвинутым экспериментам по управлению криогенными жидкостями, запланированным в рамках программы развития технологии CRYOTE в 2012–2014 годах. [45] и увеличит TRL преемника Advanced Cryogenic Evolved Stage Centaur. [11]
Неудачи
[ редактировать ]Хотя «Кентавр» имеет долгую и успешную историю полетов, он пережил ряд неудач:
- 7 апреля 1966 г.: «Кентавр» не перезапустился после выбега — в двигателях незаполненного объема закончилось топливо. [46]
- 9 мая 1971 г.; Наведение «Кентавра» не удалось, уничтожив себя и космический корабль «Маринер-8», направлявшийся на орбиту Марса . [47]
- 18 апреля 1991 г.: «Кентавр» вышел из строя из-за того, что частицы чистящих подушечек, используемых для очистки топливных каналов, застряли в турбонасосе, что помешало запуску. [48]
- 22 августа 1992 г.: «Кентавр» не удалось перезапустить (проблема с обледенением). [49]
- 30 апреля 1999 г.: Запуск спутника связи USA-143 ( Milstar DFS-3m) не удался, поскольку ошибка базы данных «Кентавр» привела к неконтролируемой скорости вращения и потере управления ориентацией, в результате чего спутник оказался на бесполезной орбите. [50]
- 15 июня 2007 г.: двигатель верхней ступени «Кентавр» корабля «Атлас V» выключился раньше времени, оставив его полезную нагрузку — пару Национального разведывательного управления за океаном спутников наблюдения — на более низкой, чем предполагалось, орбите. [51] Неудача была названа «большим разочарованием», хотя в более поздних заявлениях утверждается, что космический корабль все равно сможет завершить свою миссию. [52] Причина была связана с заклинившим открытым клапаном, из-за которого израсходовалась часть водородного топлива, в результате чего второе горение завершилось на четыре секунды раньше. [52] Проблема была устранена, [53] и следующий рейс был штатным. [54]
- 23–25 марта 2018 г.: пассивированная вторая ступень Atlas V Centaur, запущенная 8 сентября 2009 г., распалась. [55] [56]
- 30 августа 2018 г.: пассивированная вторая ступень Atlas V Centaur, запущенная 17 сентября 2014 г., распалась, образовав космический мусор . [57]
- 6 апреля 2019 г.: пассивированная вторая ступень Atlas V Centaur, запущенная 17 октября 2018 г., распалась. [58] [59]
Технические характеристики Кентавр III
[ редактировать ]Источник: характеристики Atlas V551 по состоянию на 2015 год. [60]
- Диаметр : 3,05 м (10 футов)
- Длина : 12,68 м (42 фута)
- Инертная масса : 2247 кг (4954 фунта).
- Топливо : Жидкий водород.
- Окислитель : жидкий кислород.
- Масса топлива и окислителя : 20 830 кг (45 922 фунта).
- Наведение : Инерционное
- Тяга : 99,2 кН (22300 фунтов силы)
- Время горения : Переменное; например, 842 секунды на Атласе V
- Двигатель : RL10-C-1
- Длина двигателя : 2,32 м (7,6 футов)
- Диаметр двигателя : 1,53 м (5 футов)
- Сухая масса двигателя : 168 кг (370 фунтов)
- Запуск двигателя : Перезапускаемый
- Управление ориентацией : 4 подруливающих устройства 27-N, 8 подруливающих устройств 40-N.
- Пропеллент : гидразин.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Руководство пользователя Altas V Launch Services» (PDF) . Объединенный стартовый альянс. Март 2010 г. Архивировано из оригинала (PDF) 6 марта 2012 г. . Проверено 9 июля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кребс, Гюнтер. «Кентавр» . Космическая страница Гюнтера .
- ^ Бергер, Эрик (11 декабря 2018 г.). «Введение в курс дела с Вулканом: первая часть нашего интервью с Тори Бруно» . Арс Техника . Проверено 12 декабря 2018 г.
«Кентавр-3» (который летает на ракете «Атлас V») имеет диаметр 3,8 метра. Самый первый «Кентавр», который мы полетим на Вулкан, будет иметь диаметр 5,4 метра.
- ^ «Вулкан Кентавр» . Объединенный стартовый альянс. 2018 . Проверено 12 декабря 2018 г.
- ^ Хелен Т. Уэллс; Сьюзан Х. Уайтли; Кэрри Э. Кареганнес. «Средства-носители» . Происхождение названий НАСА . Управление науки и технической информации НАСА. п. 11. Архивировано из оригинала 14 июля 2019 года . Проверено 29 марта 2019 г.
потому что он предлагал сначала использовать теоретически мощный, но проблематичный жидкий водород в качестве топлива.
- ^ Перейти обратно: а б NASA.gov
- ^ Перейти обратно: а б @ToryBruno (23 мая 2019 г.). «Да. Удивительный Кентавр в двойной конфигурации RL10» ( Твит ) – через Твиттер .
- ^ Стиеннон, Патрик Дж.Г.; Хорр, Дэвид М. (15 июля 2005 г.). Ракетная компания . Американский институт аэронавтики и астронавтики . п. 93. ИСБН 1-56347-696-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Доусон, Вирджиния П.; Боулз, Марк Д. (2004). Укрощение жидкого водорода: ракета разгонного блока «Кентавр», 1958–2002 гг. (PDF) . НАСА.
- ^ Перейти обратно: а б с д Томас Дж. Рудман; Курт Л. Остад (3 декабря 2002 г.). «Разгонный блок «Кентавр»» (PDF) . Локхид Мартин.
- ^ Перейти обратно: а б Зеглер, Фрэнк; Бернард Каттер (2 сентября 2010 г.). «Переход к архитектуре космического транспорта на базе депо» (PDF) . Конференция и выставка AIAA SPACE 2010 . АААА. Архивировано из оригинала (PDF) 20 октября 2011 года . Проверено 25 января 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Грусс, Майк (13 апреля 2015 г.). «Ракета Vulcan ULA будет внедряться поэтапно» . Космические новости . Проверено 17 апреля 2015 г.
- ^ Уэйд, Марк (17 ноября 2011 г.). «РЛ-10А-4-2» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 30 января 2012 года . Проверено 27 февраля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Двигатель РЛ10» . Аэроджет Рокетдайн. Архивировано из оригинала 30 апреля 2017 года . Проверено 1 июля 2019 г.
- ^ «Криогенная двигательная ступень» (PDF) . НАСА. 5 августа 2011 года . Проверено 11 октября 2014 г.
- ^ «Атлас-В» с двигателем «Кентавр» с двигателем РЛ10С . forum.nasaspaceflight.com . Проверено 8 апреля 2018 г.
- ^ «Эволюция криогенного ракетного двигателя RL-10 компании Pratt & Whitney» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 20 февраля 2016 г.
- ^ «Силовая установка Aerojet Rocketdyne RL10» (PDF) . Аэроджет Рокетдайн . Март 2019 г. Архивировано из оригинала (PDF) 29 июня 2019 г. . Проверено 1 июля 2019 г.
- ^ «Обновления о запуске Atlas V NROL-35» . Космический полет 101. 13 декабря 2014. Архивировано из оригинала 5 марта 2017 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рэй Ботсфорд Энд (13 декабря 2014 г.). «Новый двигатель RL10C дебютирует при секретном запуске NROL-35» . Космический полет Инсайдер . Проверено 9 сентября 2016 г.
- ^ «Атлас V в разрезе» (PDF) . Объединенный стартовый альянс . 2019.
- ^ «Руководство пользователя вспомогательной полезной нагрузки на кормовой переборке» (PDF) . Объединенный стартовый альянс. Архивировано из оригинала (PDF) 5 марта 2017 г. Проверено 10 сентября 2016 г.
- ^ «ДВОЙНОЙ ДВИГАТЕЛЬ RL10 CENTAUR ДЕБЮТИТ НА ATLAS V ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОГО ЗАПУСКА КОСМОНАВТОВ НА НИЗКУЮ ЗЕМЕЛЬНУЮ ОРБИТУ» . Аэроджетная ракета.
- ^ «Америка, познакомьтесь с Вулканом, вашей следующей ракетой United Launch Alliance» . Денвер Пост . 13 апреля 2015 года . Проверено 17 апреля 2015 г.
- ^ Бруно, Тори (10 октября 2017 г.). «Опираясь на успешные достижения в космосе, мы сможем решить стоящие перед нами задачи» . Космические новости.
- ^ Рэй, Джастин (14 апреля 2015 г.). «Руководитель ULA объясняет возможность повторного использования и инновационность новой ракеты» . Космический полет сейчас . Проверено 17 апреля 2015 г.
- ^ «Плакат Вулкана-Кентавра в вырезе» (PDF) . Запуск УЛА . 25 сентября 2019 г.
- ^ Эрвин, Сандра (25 марта 2018 г.). «ВВС делают ставку на будущее ракет-носителей, финансируемых из частных источников. Окупится ли эта ставка?» . Космические новости . Проверено 24 июня 2018 г.
- ^ Бруно, Тори [@torybruno] (9 марта 2018 г.). «Текущая версия «Кентавра», летающего на вершине Атласа, технически является «Кентавром III». Поскольку в настоящее время мы летаем только на одном «Кентавре», мы назвали его просто «Кентавр». У Вулкана будет модернизированный Кентавр. Внутри мы называем его «Кентавр V» » ( Твит ) . Проверено 12 декабря 2018 г. - через Twitter .
- ^ «United Launch Alliance выбирает двигатель RL10 компании Aerojet Rocketdyne» . УЛА. 11 мая 2018 года . Проверено 13 мая 2018 г.
- ^ «ULA изучает долгосрочные обновления Vulcan» . Космические новости. 11 сентября 2020 г. . Проверено 9 октября 2020 г.
- ^ «Бруно: Следующее важное событие для ULA — это долговечная верхняя ступень» . 7 апреля 2021 г.
- ^ Белам, Мартин (8 января 2024 г.). «Запуск NASA Peregrine 1: ракета Vulcan Centaur с лунным кораблем НАСА стартует во Флориде – текущие обновления» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 8 января 2024 г.
- ^ НАСА (nd). «НПЦ Кентавр Тестирование» . Проверено 12 февраля 2012 г.
- ^ «История развития Atlas Centaur LV-3C» . Архивировано из оригинала 10 сентября 2012 года.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ https://www.gd.com/about-gd/our-history 1990–1994 гг.
- ^ Хелен Т. Уэллс; Сьюзан Х. Уайтли; Кэрри Э. Кареганнес. «I. Ракеты-носители» . Происхождение названий НАСА . Управление науки и технической информации НАСА. п. 10. Архивировано из оригинала 14 июля 2019 года . Проверено 29 марта 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Семья высшей ступени кентавров» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2016 года . Проверено 10 сентября 2016 г.
- ^ «Какой самый быстрый космический корабль мы когда-либо строили?» . io9.com . 26 марта 2011 года . Проверено 26 июля 2014 г.
- ^ Гарольд Дж. Каспер; Дэррил С. Ринг (1980). «Адаптеры из графитово-эпоксидного композита для космического корабля «Шаттл/Кентавр»» (PDF) . Отдел научно-технической информации Управления управления НАСА. п. 1 . Проверено 15 декабря 2013 г.
- ^ Мангелс, Джон (11 декабря 2011 г.). «Давно забытый «Шаттл/Кентавр» превратил центр НАСА в Кливленде в пилотируемую космическую программу и вызвал споры» . Обычный дилер . Кливленд, Огайо . Проверено 11 декабря 2011 г.
- ^ «Запуск Титана-4» . Space.com . Архивировано из оригинала 8 июля 2008 года.
- ^ Сакла, Стивен; Каттер, Бернард; Уолл, Джон (2006). «Испытательный стенд «Кентавр» (CTB) для управления криогенными жидкостями» . НАСА. Архивировано из оригинала 19 июня 2009 года.
- ^ Успешная демонстрация полета, проведенная ВВС и United Launch Alliance, улучшит космические перевозки: DMSP-18. Архивировано 17 июля 2011 г. в Wayback Machine , United Launch Alliance , октябрь 2009 г., по состоянию на 23 января 2011 г.
- ^ Склады топлива стали проще. Архивировано 6 февраля 2011 г., в Wayback Machine , Бернард Каттер, United Launch Alliance , коллоквиум FISO, 10 ноября 2010 г., по состоянию на 10 января 2011 г.
- ^ Уэйд, Марк. «Титан» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 7 сентября 2016 года . Проверено 12 декабря 2018 г.
- ^ Пайл, Род (2012). Пункт назначения Марс . Книги Прометея . стр. 73–78. ISBN 978-1-61614-589-7 .
«Маринер-8» был запущен в мае, но потерпел неудачу в начале полета и завершил свою миссию, упав в Атлантический океан.
- ^ «Космический обзор: неудачи при запуске: день сурка Атласа» . www.thespacereview.com . Проверено 17 ноября 2018 г.
- ^ Руммерман, Джуди А. (1988). Книга исторических данных НАСА . Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. п. 123. ИСБН 9780160805011 .
- ^ МИЛСТАР 3 — Описание.
- ^ «Недостаток NRO может задержать предстоящие миссии ULA» . Авиационная неделя . Архивировано из оригинала 5 февраля 2012 года . Проверено 2 марта 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Коволт, Крейг (3 июля 2007 г.). «AF придерживается графика EELV» . Отчет об аэрокосмической отрасли и обороне. Архивировано из оригинала 21 мая 2011 года . Проверено 11 июля 2007 г.
- ^ Рэй, Джастин (9 октября 2007 г.). «Ракетная группа Атлас готова к запуску спутника в среду» . Космический полет сейчас.
- ^ Рэй, Джастин. «AV-011: Центр статуса миссии» . Космический полет сейчас.
- ^ «Разрушение ракеты дает редкую возможность проверить образование обломков» . Европейское космическое агентство . 12 апреля 2019 года . Проверено 22 апреля 2019 г.
- ^ Дэвид, Леонард (23 апреля 2019 г.). «Загромождение космоса: взрыв ракетной ступени США» . Проверено 22 апреля 2019 г.
- ^ Агапов Владимир (29 сентября 2018 г.). «Серьезная фрагментация разгонного блока Atlas 5 Centaur 2014-055B (SSN № 40209)» (PDF) . Бремен: Международной академии астронавтики Комитет по космическому мусору. Архивировано из оригинала (PDF) 19 августа 2019 года . Проверено 22 апреля 2019 г.
- ^ @18SPCS (24 апреля 2019 г.). «#18SPCS подтвердил распад ATLAS 5 CENTAUR R/B (2018-079B, #43652) 6 апреля 2019 года. Отслеживание 14 связанных частей – нет признаков столкновения» ( Твит ) – через Twitter .
- ^ «АТЛАС 5 КЕНТАВР Р/Б» . N2YO.com . Проверено 22 апреля 2019 г.
- ^ «Атлас V 551» . Проверено 21 апреля 2015 г.