Jump to content

Атлас-Агена

Атлас-Агена
Atlas-Agena запускает Lunar Orbiter 4
Функция Одноразовая пусковая система
Производитель Конвэйр
Общая динамика
Страна происхождения Соединенные Штаты
Размер
Высота 118,0 футов (36,0 м)
Диаметр 10,0 футов (3,0 м)
Ширина 16,0 футов (4,9 м)
Масса 341 000 фунтов (155 000 кг)
Этапы
Емкость
Полезная нагрузка на LEO
Масса 2200 фунтов (1000 кг)
Полезная нагрузка на ГЕО
Масса 1540 фунтов (700 кг)
Полезная нагрузка для TLI
Масса 850 фунтов (390 кг)
Полезная нагрузка для побега
Масса 575 фунтов (261 кг)
История запуска
Статус Ушедший на пенсию
Запуск сайтов LC-12 , 13 и 14 , CCAFS
SLC-3 и 4 , Ванденберг
Всего запусков 109
Успех(а) 93
Неисправность(и) 13
Частичный отказ(ы) 3
Первый полет 26 февраля 1960 г.
Последний рейс 27 июня 1978 г.
Бустеры
Нет бустеров 1
Ширина 16,0 футов (4,9 м)
Питаться от 2
Максимальная тяга 233 000 фунтов-сил (1040 кН)
Время горения 134 секунды
Порох РП-1 / ЛОКС
Первый этап
Диаметр 10,0 футов (3,0 м)
Питаться от 1
Максимальная тяга 67000 фунтов-сил (300 кН)
Время горения 5 минут
Порох РП-1 / ЛОКС
Второй этап – Аджена Д
Высота 248 дюймов (6,3 м)
Диаметр 5,0 футов (1,5 м)
Питаться от 1 Белл Аэроспейс 8247
Максимальная тяга 16000 фунтов силы (71 кН)
Время горения 265 секунд
Порох УДМГ / ИРФНА

Atlas -Agena — американская одноразовая пусковая система, созданная на основе ракеты SM-65 Atlas . Он был членом семейства ракет «Атлас» и в период с 1960 по 1978 год запускался 109 раз. [1] Он использовался для запуска первых пяти беспилотных зондов Mariner к планетам Венера и Марс , а также беспилотных зондов Ranger и Lunar Orbiter к Луне. Верхняя ступень также использовалась в качестве беспилотной орбитальной мишени для пилотируемого космического корабля «Джемини» для отработки сближения и стыковки . Однако это семейство ракет-носителей изначально разрабатывалось для ВВС, и большинство его запусков были засекречены полезной нагрузкой Министерства обороны.

Ракета «Атлас-Агена» представляла собой двух с половиной ступенчатую ракету с полутораступенчатой ​​ракетой «Атлас» в качестве первой ступени и второй ступенью РМ-81 «Агена» . Первоначально в качестве первой ступени использовались ракеты Atlas D , переименованные в LV-3. [2] Позже они были заменены стандартизированным Atlas SLV-3 и его производными SLV-3A и B. В последнем запуске Atlas-Agena использовался Atlas E/F .

Самым ранним вариантом Agena была Agena A 1959–60 годов, у которой не было возможности перезапуска. Большинство из них было запущено на ускорителях «Тор-Агена» для программы «Дискаверер», и только четыре использовали «Атласы» ( Мидас -1, Мидас-2, Самос -1 и Самос-2), два из которых потерпели неудачу.

В конце 1960 года компания Lockheed представила модернизированную ступень Agena B, которая имела возможность перезапуска и имела более длинные топливные баки для увеличения времени горения. Впервые он полетел на «Торе» и несколько месяцев не совершал свой первый полет на «Атласе», когда «Мидас-3» был запущен 12 июля 1961 года. «Атлас-Агенас» затем использовался для программ Министерства обороны и НАСА, но оказался кошмаром надежности, поскольку одна неудача после случилось другое. В конце 1962 года, после того как у «Рейнджера-5» произошла еще одна неисправность ракеты-носителя, хотя и незначительная, которую наземные диспетчеры смогли обойти, НАСА созвало наблюдательную комиссию, которая провела полную переоценку «Атлас-Агена» как ракеты-носителя. Комиссия установила, что процедуры контроля качества и проверки были плохими, и что эта ситуация усугублялась несколькими десятками конфигураций ракеты-носителя, поскольку каждая отдельная программа Министерства обороны и НАСА требовала индивидуальных модификаций Атласа и Аджены, причем последние также различались по своим характеристикам. Варианты Атласа и Тора. Совет рекомендовал улучшить контроль качества, улучшить оборудование, а также создать одну стандартизированную ракету-носитель для всех космических программ.

Результатом стали Atlas SLV-3 и Agena D, стандартизированные версии ядра Atlas D и Agena B, которые были одинаковыми при каждом запуске (по крайней мере, что касается Atlas, Agena D часто все еще имели индивидуальные настройки, особенно для полезной нагрузки Министерства обороны США). Agena D впервые совершила полет в июле 1963 года для запусков Министерства обороны, но НАСА продолжало использовать Agena B для оставшихся миссий Ranger. Между тем, Atlas SLV-3 впервые поднялся в воздух в августе 1964 года. В последующие годы были запущены десятки ускорителей Atlas SLV-3/Agena D, в основном для программы KH-7 Gambit , а также для нескольких миссий НАСА. Последний раз Atlas-Agena был запущен в 1978 году для запуска SEASAT, но на перепрофилированной ракете Atlas F, а не на SLV-3.

Запуски проводились со стартовых комплексов 12 , 13 и 14 на базе ВВС на мысе Канаверал , а также со стартовых комплексов 1 и 2 в Пойнт-Аргуэлло (ныне SLC-3 и 4 на базе ВВС Ванденберг ).

Варианты

[ редактировать ]
Интерактивная 3D-модель Atlas Agena B
Интерактивная 3D-модель Атлас-Агена Б
Имя Первый запуск Последний запуск Запускает Успехи Неудачи Частичные отказы Примечания
Атлас LV-3 Аджена-А 1960-02-26 1961-01-31 4 2 2 0 Ранний вариант Атлас-Агена летал четыре раза по программам Мидас и Самос.
Атлас LV-3 Аджена-Б 1961-07-12 1965-03-21 28 21 5 2 Улучшенная перезапускаемая Agena. Используется для различных программ НАСА и ВВС, включая Ranger, Mariner, Samos и Midas.
Атлас LV-3 Аджена-Д 1963-07-12 1965-07-20 15 15 0 0 Стандартизированная Agena B используется в различных программах НАСА и ВВС, включая Ranger, Mariner, Midas и Gambit.
Атлас SLV-3 Аджена-Д 1964-08-14 1967-11-05 47 41 5 1 Стандартизированный SLV-3 Atlas+Agena D, используемый в различных программах НАСА и ВВС, включая Mariner, Vela и Gambit.
Атлас SLV-3B Аджена-Д 1966-04-08 1 1 0 0 Единственный вариант Атласа, использованный для первого спутника ОАО.
Атлас SLV-3 Аджена-Б 1966-06-07 1 1 0 0 Единственный вариант Атласа, использованный для ОГО-3.
Атлас SLV-3A Аджена-Д 1968-03-04 1978-04-08 12 11 1 0 Расширенный танк Атлас. Используется для спутников OGO-5 и Canyon/Rhyolite SIGINT.
Атлас E/F Аджена D 1978-06-27 1 1 0 0 Единственный вариант Atlas, соединяющий последнюю ступень Agena с отремонтированной ракетой Atlas F для запуска Seasat.

Уничтожить систему

[ редактировать ]

Некоторые варианты Атлас-Агена содержали систему непреднамеренного разделения и разрушения (ISDS) для уничтожения Аджены в случае ее преждевременного отделения от Атласа, ситуация, которая могла быть вызвана переворачиванием ракеты-носителя или самоуничтожением Атласа в полете. . Заряды ISDS были установлены на переходной секции между двумя транспортными средствами и активировались в случае разрыва нескольких растяжек. В период выбега между постановками заряды ISDS были отключены. Собственные заряды RSO Атласа также были подключены так, что при активации они уничтожали бы обе машины. У большинства Аджен также были свои отдельные заряды RSO, хотя планетарные зонды НАСА не использовали их из соображений экономии веса и из-за используемой траектории полета, что означало, что разрушение Аджены после постановки на постановку было невозможно.

Транспортное средство-мишень Gemini-Agena имела специально модифицированную систему разрушения Range Safety, предназначенную для стрельбы снарядами по бакам с топливом, а не традиционным методом их разрыва снаружи, поскольку непреднамеренная активация системы RSO на орбите могла поставить под угрозу астронавтов Gemini.

Самый первый полет Атлас-Агена, Мидас-1 в феврале 1960 года, потерпел неудачу, когда недоказанная система ISDS ошибочно активировалась на этапе подготовки, разорвав бак LOX Атласа и вызвав разрушение Аджены. Впоследствии система ISDS была переработана, и этот отказ больше не повторялся.

Запуск производства

[ редактировать ]

Рейнджер

[ редактировать ]
Автобус космического корабля Ranger Block I использовался для первых двух Рейнджеров, а также для первых двух межпланетных зондов Маринер.

Космический корабль «Рейнджер» был спроектирован для удара по Луне, возвращая фотографии лунной поверхности до их разрушения. Космический корабль был спроектирован в виде трех блоков, похожих по внешнему виду, с передней антенной и магнитометром , поддерживаемыми стрелой, с дополнительными датчиками, двумя солнечными панелями и тарелочной антенной, установленными в основании. Первые два космических корабля Блока I, «Рейнджер-1» и «Рейнджер-2» , были запущены 23 августа и 18 ноября 1961 года не на Луну, а на предполагаемые высокие околоземные орбиты для проверки возможностей «Атлас-Агена» и космических кораблей. Однако в обоих полетах «Агена» вышла из строя, и зонды остались на бесполезной низкой околоземной орбите, откуда они вскоре распались.

Миссии Block II, Ranger 3 , Ranger 4 и Ranger 5 , были запущены с Земли в январе, апреле и октябре 1962 года, но все три потерпели неудачу либо из-за неисправностей зонда, либо из-за проблем с ракетой-носителем. «Рейнджер-3» полностью пропустил Луну. Солнечные панели «Рейнджера-4» не развернулись, а навигационная система вышла из строя, в результате чего зонд столкнулся с обратной стороной Луны, не вернув никаких изображений или данных. У «Рейнджера-5» произошел неизвестный сбой, из-за которого он лишился энергии, и он промахнулся от Луны на 725 километров (391 морскую милю).

«Рейнджер-6» , запущенный 30 января 1964 года, успешно врезался в Луну, но его камеры не смогли передать изображения. Последние три Рейнджера наконец добились успеха: Рейнджер 7 в июле 1964 года, Рейнджер 8 в феврале 1965 года и Рейнджер 9 в марте 1965 года.

Космический корабль «Маринер» был построен НАСА Лабораторией реактивного движения . «Маринер-1» и «Маринер-2» были близнецами, запущенными 22 июля и 27 августа 1962 года для пролета мимо планеты Венера . Первые два корабля использовали тот же космический корабль , что и «Рейнджеры Блока I», каждый из которых весил 446 фунтов (202 кг) и был оснащен приборами для проведения радиометрических измерений температуры планеты, а также для измерения межпланетных магнитных полей и частиц. [3] [4] Атлас-Агена корабля «Маринер-1» вышел из строя и сбился с курса, что потребовало его уничтожения примерно через 5 минут после старта. «Маринер-2» успешно совершил 3,5-месячный полет, став первым космическим кораблем, пролетевшим мимо другой планеты. На нем были установлены микроволновые и инфракрасные радиометры, а также датчики космической пыли, солнечной плазмы , высокоэнергетического излучения и магнитных полей .

Автобус космических кораблей Mariner 3, 4 и 5

«Маринер-3» и «Маринер-4» использовали модернизированный космический автобус весом 575 фунтов (261 кг) и были запущены 5 и 28 ноября 1964 года для пролета мимо планеты Марс . Mariner 3 потерпел неудачу после успешного запуска, когда кожух его полезной нагрузки не открылся. У этих «Моряков» были камеры, и «Маринер-4» успешно передал фотографии пролетающего мимо Марса.

540-фунтовый (240 кг) «Маринер-5» был успешно запущен к Венере 14 июня 1967 года и пролетел мимо в октябре, исследуя атмосферу Венеры с помощью радиоволн, сканируя ее яркость в ультрафиолетовом свете , а также отбирая солнечные частицы и колебания магнитного поля над ней. планета.

Близнецы

[ редактировать ]
года . Вид на автомобиль-мишень Аджена с корабля «Джемини-8» во время встречи, 16 марта 1966

Ступень ракеты Agena использовалась в качестве пассивной стыковочной мишени для пилотируемой космической программы Gemini . После стыковки астронавты также могли запустить «Агену», чтобы вывести объединенный космический корабль «Джемини-Агена» на более высокую орбиту. Первая попытка такой стыковки была предпринята для миссии «Джемини-6» 25 октября 1965 года, но у «Агены» отказал двигатель, и она не достигла орбиты. [5] Это вынужденная отсрочка и перепланирование миссии «Джемини-6А», которая выполнила сближение с «Джемини-7» без стыковки. [6]

Впервые GATV был успешно запущен для корабля «Джемини-8» 16 марта 1966 года, что позволило осуществить первую успешную стыковку в космосе. Позже GATV-8 использовался в качестве вторичной цели Agena для корабля Gemini 10 , который также состыковался со своим собственным GATV. GATV-9 не смог выйти на орбиту, когда у Атласа произошел сбой в управлении, что вынудило перенести аналогичную миссию Gemini 9A с использованием резервного стыковочного адаптера дополненной цели на вершине Атласа, но без ступени ракеты Agena. Еще два GATV были успешно запущены и использовались на кораблях Gemini 11 и Gemini 12 .

Лунный орбитальный аппарат

[ редактировать ]
Лунный орбитальный аппарат

С августа 1966 по август 1967 года была запущена серия из пяти космических аппаратов Lunar Orbiter, чтобы помочь выбрать места посадки для программы посадки на Луну Аполлона путем составления карты поверхности Луны. [7] Каждый космический корабль весил 850 фунтов (390 кг) и имел диаметр 4,9 фута (1,5 м) без учета четырех выдвинутых солнечных панелей. Все запуски прошли успешно, и в общей сложности 99 процентов поверхности Луны (ближней и дальней стороны) было нанесено на карту с разрешением до 3 футов 3 дюймов (1 метр). Всего орбитальные аппараты вернули 2180 кадров высокого разрешения и 882 кадра среднего разрешения. На космическом корабле также были установлены датчики микрометеороидов, которые показали, что средний поток микрометеороидов вблизи Луны на два порядка больше, чем в межпланетном пространстве, но немного меньше, чем в околоземной среде.

Орбитальная астрономическая обсерватория — серия спутников НАСА, запущенных в период с 1966 по 1972 год для астрономических исследований. Первое OAO (запущенное 8 апреля 1966 года) использовало единственный вариант Atlas, сочетающий Agena D с вариантом Atlas LV-3C и заключенный в кожух полезной нагрузки типа «Кентавр». В остальных трех запусках использовались настоящие ракеты «Атлас-Кентавр».

Применение Технологии Спутник — это серия спутников НАСА, запущенных в 1967–69 годах для проведения различных технологических испытаний. Только первый АТС был запущен на «Атлас-Агене», остальные - на «Атлас-Кентаврах». ATS-1 произошел частичный сбой, когда Agena не удалось перезапуститься, и он остался на НОО.

КАЧЕСТВО

[ редактировать ]

Орбитальная геофизическая обсерватория — серия спутников НАСА, запущенных в период с 1964 по 1969 год для изучения магнитосферы. На этих спутниках использовалось несколько различных типов ракет-носителей, включая Тор-Агенас. Пять из них использовали Atlas-Agenas, а ОГО 5 (запущенный 4 марта 1968 г.) был единственным гражданским самолетом Atlas SLV-3A Agena.

Система сигнализации противоракетной обороны представляла собой серию спутников ВВС, запущенных в период с 1960 по 1966 год для инфракрасного обнаружения шлейфов выхлопных газов баллистических ракет на кораблях Atlas-Agena A, B и D. Было несколько сбоев, и общая эффективность программы была плохой, но она дала путь к более успешным сателлитам DSP .

Самос представлял собой серию спутников ВВС, запущенных в период с 1960 по 1962 год для фоторазведки на Атлас-Агена А и Б. Было несколько сбоев, в том числе взрыв на стартовой площадке Атласа, и программа была отменена в конце 1962 года без каких-либо изменений. демонстрация каких-либо эксплуатационных возможностей.

KH-7 Gambit — это серия спутников ВВС, запущенных в период с 1963 по 1966 год для фоторазведки на Атлас-Агена D. Несмотря на ряд неудачных миссий, Gambit в целом оказался очень успешным по сравнению с неудачной программой Самоса и показал высокие результаты. значение разведки местности СССР и Китая, прежде чем уступить место Х-8 Гамбиту в 1967 году.

Риолит/Каньон

[ редактировать ]

Риолит / Каньон — серия спутников ВВС, летавших в период с 1968 по 1978 год для разведки SIGNIT на Atlas SLV-3A Agena. Одна миссия Каньона провалилась, когда его Атлас сбился с курса и его пришлось уничтожить. Это были последние запуски аппаратов Atlas-Agena, за исключением единственного Atlas F/Agena, использованного для запуска Seasat.

Vela состояла из двух комплектов спутников ВВС, летавших в 1964–65 годах для контроля за соблюдением Советским Союзом Договора о запрещении ядерных испытаний на Atlas-Agena Ds.

«Снимок» представлял собой разовое испытание ВВС ядерного спутника, запущенного в 1965 году на самолете Atlas-Agena D.

  1. ^ Энциклопедия астронавтики - Атлас
  2. ^ Космическая страница Гюнтера - Атлас Аджена
  3. ^ «Информационный меморандум об отслеживании: Mariner R 1 и 2» (PDF) . Сервер технических отчетов НАСА . Проверено 29 декабря 2011 г.
  4. ^ «Космический корабль Mariner R для миссий P-37/P-38» (PDF) . Сервер технических отчетов НАСА . Проверено 29 декабря 2011 г.
  5. ^ «Цель Gemini 6 — идентификатор NSSDC: GEM6T» . ГСФК НАСА.
  6. ^ Бартон К. Хакер и Джеймс М. Гримвуд (1977). «На плечах титанов: история проекта «Близнецы — Посетители»» . НАСА. Архивировано из оригинала 3 апреля 2020 г. Проверено 1 февраля 2009 г.
  7. ^ Боукер, Дэвид Э. и Дж. Кенрик Хьюз, Фотографический атлас Луны с лунного орбитального аппарата [1] , НАСА SP-206 (1971).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: eb8bf84313bd170174133158e2008eea__1703358780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/eb/ea/eb8bf84313bd170174133158e2008eea.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Atlas-Agena - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)