Jump to content

RM-81 Аджена

Производитель Корпорация Локхид
Страна происхождения Соединенные Штаты
Используется на
Общие характеристики
Высота 248 дюймов (6,3 м)
Диаметр 60 дюймов (1,5 м)
История запуска
Статус ушедший на пенсию
Всего запусков 365
Первый полет 1959
Последний рейс 12 февраля 1987 г.
RM-81 Аджена
Питаться от Один колокол XLR-81
Максимальная тяга 16000 фунтов силы (71 кН)
Удельный импульс 293 секунды (2,87 км/с) (вакуум)
Время горения 120–265 с
Порох НДМГ / Красная дымящая азотная кислота

RM -81 Agena ( / ə i n ə / ) — американская верхняя ступень ракеты и спутниковый автобус , разработанная корпорацией Lockheed первоначально для отмененной программы разведывательных спутников WS-117L . [1] После разделения WS-117L на SAMOS и Corona для разведки изображений и MIDAS для раннего предупреждения, Agena позже использовалась в качестве верхней ступени и интегрированного компонента для нескольких программ, включая Corona разведывательные спутники и машину Agena Target Vehicle используемую . для демонстрации сближения и стыковки во время проекта «Джемини» . Он использовался в качестве верхней ступени на ракетах «Атлас» , «Тор» , «Торад» и «Титан IIIB» , а также рассматривался для других ракет, включая « Спейс шаттл». [2] и Атлас В. Всего с 28 февраля 1959 года было запущено 365 ракет Agena. [3] и февраль 1987 года. Только 33 корабля Agenas несли полезную нагрузку НАСА, и подавляющее большинство из них предназначалось для программ Министерства обороны.

В некоторых миссиях полезная нагрузка была встроена непосредственно в «Агену», что обеспечивало ей электроэнергию, связь и трехосную стабилизацию . Компоненты полезной нагрузки обычно располагались перед стандартной переборкой Agena. В миссиях, где полезная нагрузка не была встроена в Agena, а вместо этого отделялась после запуска, Agena была известна как Ascent Agena . Agena дважды модернизировалась по сравнению с оригинальной Agena A, чтобы поддерживать более тяжелые и сложные спутники, такие как космический корабль Corona с несколькими и более мощными камерами.

Министерства обороны Название «Агена» было предложено Агентством перспективных исследовательских проектов для звезды Бета Центавра , также известной как Аджена, потому что эта верхняя ступень «загорится в небе». Это соответствовало Lockheed давать продуктам названия в честь звездных явлений. традиции [4]

Последний запуск состоялся 12 февраля 1987 года на Agena D, сконфигурированном как верхняя ступень Titan 34B . Всего НАСА и ВВС США запустили 365 аппаратов Agena. [5]

Характеристики

[ редактировать ]

Agena имела диаметр 5,0 футов (1,5 м), трехосную стабилизацию (для камер разведывательной системы), а ее двигатель Bell Aircraft XLR81 производил тягу 16 000 фунтов (71 кН) с использованием несимметричного диметилгидразина (НДМГ) в качестве топлива. и ингибировал красную дымящую азотную кислоту (IRFNA) в качестве окислителя. [6] Это гиперголическая комбинация топлива и окислителя, поэтому ей не нужна система зажигания. Этот ракетный двигатель можно было запускать несколько раз на орбите по радиокоманде , и это часто случалось. Двигатель отличался необычной алюминиевой конструкцией. Каналы с регенеративным охлаждением, охлаждавшие горловину и сопло, были сформированы из прямых перфоратором каналов, сформированных . Параболическая форма горловины камеры создавала сложную проблему при сверлении пистолета, которую инженеры Bell Aerosystems решили, расположив каналы охлаждения в форме «однолистного кругового гиперболоида », что позволило машинистам просверливать прямые каналы охлаждения через изогнутые поверхности. камеры сгорания. [ нужна ссылка ] Двигатель был заимствован из силовой установки XLR-81 отмененной ракетной установки с ядерной боеголовкой бомбардировщика Convair B-58 Hustler . До 1959 года Agena также была известна как Discoverer Vehicle или Bell Hustler. [3]

Ориентация горизонтально летящего «Агены» обеспечивалась инерциальным опорным комплексом с тремя гироскопами , двумя датчиками горизонта и микроструями с использованием азотно-фреоновой смеси холодного газа. Тангаж и крен измерялись двумя герметичными интегрирующими гироскопическими блоками. Гироскоп скорости определял ошибку отклонения от курса, измеряя орбитальную скорость. Ошибки гироскопа по тангажу и крену исправлялись с помощью датчиков горизонта, которые позже были дополнены трекерами Солнца и звезды . Это позволило Agena обеспечить более высокую стабильность наведения, необходимую для получения изображений с лучшим разрешением на местности с помощью улучшенных камер Corona. [1]

Поскольку Agena была спроектирована так, чтобы сохранять фиксированную ориентацию в космосе на орбите Земли, была разработана пассивная система терморегулирования. [1]

Основным источником электроэнергии Аджены были серебряно-пероксидно-цинковые батареи , которые с начала 1960-х годов дополнялись солнечными батареями. Транспондер S-диапазона позволял Agena получать последовательности наземных команд (компенсация движения изображения, изменение положения и т. д.), которые можно было сохранить для последующего выполнения. [1]

Было запущено три версии Agena:

Вариант Двигатель Толкать Время горения Ракеты количество запусков
Аджена-А Белл 8048 69 кН 120 секунд Атлас, Тор 20
Аджена-Б Белл 8081 71 кН 240 секунд Атлас, Тор 76
Агена-Д Bell 8096 ( Bell 8247 на автомобиле Agena Target [2] ) 71 кН 265 секунд Атлас, Тор, Торад, Титан IIIB 269

Аджена-А

[ редактировать ]
Agena A размещается на вершине ракеты Атлас

Agena A была первым построенным типом Agena. Он был запущен на ракетах Thor и Atlas, в основном на полярные орбиты со стартового комплекса 75 базы ВВС Ванденберг и Point Arguello стартового комплекса 1 соответственно. Два запуска Атласа произошли со стартового комплекса 14 на мысе Канаверал . Agena-A приводился в движение двигателем Bell 8048 (XLR-81-BA-5), который мог развивать 69 килоньютонов тягу (около 15 500 фунтов) в течение двух минут. В 1959–61 годах было запущено восемнадцать самолетов Agena As, все для программ Discoverer, MIDAS и Самос. [7]

Аджена-Б

[ редактировать ]
Agena B на выставке в Центре Удвар-Хази
Схема Агены Б

В 1960 году компания Lockheed представила улучшенную Agena B, которую можно было перезапускать на орбите и которая имела более длинные топливные баки для увеличения времени горения. Он был оснащен двигателем Bell 8081 , который мог генерировать тягу в 71 килоньютон и перезапускаться на орбите. На ступени было достаточно топлива, чтобы двигатель работал в общей сложности четыре минуты. Они запустили военные спутники раннего предупреждения SAMOS-E , SAMOS-F (ELINT Ferret) и MIDAS (система противоракетной обороны), Ranger лунные зонды Mariner , планетарные зонды , спутники OGO и Nimbus. Первым полетом Agena B стал (неудачный) запуск Discoverer 16 26 октября 1960 года. На подготовку Agena B к запускам Атласа ушли месяцы, и он не летал на этом ракете-носителе до Midas 3 12 июля 1961 года. Последняя Agena B полетом стал запуск ОГО-3 7 июня 1966 года. Всего было запущено 75 самолетов.

Agena D стала результатом предложения Lockheed технического руководителя Лоуренса Эдвардса , который предложил стандартизировать базовую конфигурацию Agena (до этого момента каждая Agena изготавливалась по индивидуальному заказу как для полезной нагрузки, так и для ракеты-носителя, с которой она использовалась), и добавление дополнительных функций в зависимости от требований к полезной нагрузке, а также требования Пентагона о совместимости Agena с ракетой Титан . Это предложение возникло в конце 1962 года, когда растущее разочарование по поводу высокой частоты отказов «Тор» и «Атлас-Агена» привело к предположению, что большая стандартизация ракет-носителей повысит надежность. Дэвид Н. Спирс резюмирует стандартизацию следующим образом:

Общая конфигурация Agena D включала четыре полезных модуля, содержащих основное оборудование наведения, маяка, электропитания и телеметрии, стандартную консоль полезной нагрузки и заднюю стойку над двигателем для установки дополнительных зубчатых солнечных панелей «контейнерного типа». субспутники и дополнительный двигатель Bell Aerosystems, который можно было перезапускать в космосе до шестнадцати раз. [8]

Его орбитальная конфигурация имела диаметр 60 дюймов (1,5 м) и длину 248 дюймов (6,3 м) и обеспечивала 19 500 Втч электроэнергии от батарей. [9] По состоянию на 2014 год Agena-D является наиболее часто запускаемым разгонным блоком в США. [10] Была создана специальная производственная линия, способная выпускать 40 космических аппаратов «Агена-Д» в год. Эдвардс оставался ответственным за проектирование в течение нескольких лет, пока ВВС не объявили Agena-D работоспособным и не заморозили его проект. К моменту вывода из эксплуатации надежность «Агены-Д» превышала 95 процентов. Первый запуск Agena D состоялся 28 июня 1963 года с KH-4 №7, всего было запущено 269 Agena D.

В последний раз «Тор-Агена» совершила полет в 1972 году, запустив спутник KH-4B. Последний Atlas-Agena использовал ступень Agena D на отремонтированной ракете Atlas F для запуска Seasat в 1978 году. Еще двенадцать Agena были запущены на кораблях Titan до 1987 года, прежде чем ступень была полностью выведена из эксплуатации.

«Агена-Д» использовалась для запуска разведывательных спутников KH-7 GAMBIT и KH-8 Gambit 3 , трех зондов «Маринер» на Венеру и двух «Маринер» космических зондов на Марс . Последняя верхняя ступень Agena-D была запущена на ракете Titan IIIB 12 февраля 1987 года с USA-21, последним спутником SDS-1 .

Целевой автомобиль Аджена

[ редактировать ]
Линия по производству космических кораблей Agena в Lockheed

Транспортное средство Agena Target было основано на Agena-D и оснащено оборудованием, позволяющим использовать его в качестве цели для сближения и стыковки для миссий, проводимых в рамках проекта Gemini . Он был оснащен двигателем Bell Aerospace Model 8247 , рассчитанным на 15 перезапусков. [2] В более поздних миссиях двигатель Аджены запускался, когда космический корабль «Джемини» был пристыкован, чтобы вывести космический корабль на более высокую орбиту и вернуть его обратно. Во время миссии «Джемини-11» была достигнута эллиптическая орбита с апогеем 1375 километров (854 миль), что установило рекорд высоты для пилотируемых космических полетов, который держался до тех пор, пока «Аполлон-8» , первая пилотируемая миссия на Луну, не превзошла его.

Другие варианты

[ редактировать ]
Аджена и космический шаттл (исследование 1972 года)

В начале 1970-х годов компания Lockheed изучала возможность использования Agena в качестве усилителя полезной нагрузки в отсеке полезной нагрузки космического корабля "Шаттл".Предлагался вариант Agena-C увеличенного диаметра, но он так и не был построен.

Agena-2000 задумывалась как модернизированная Agena и должна была использоваться на Atlas V Light одноразовой ракете-носителе Evolved . [11] От Atlas V Light отказались в пользу стандартизации конфигурации Medium, в результате чего Agena-2000 так и не был построен.

Запускает

[ редактировать ]

Первым запуском Agena-D был рейс № 64 Agena 27 июня 1962 года. К концу 1967 года было запущено в общей сложности 162 Agena-D: [12]

История запуска Agena-D
1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1987 Общий
Запускает 8 23 35 29 39 28 21 17 14 12 8 5 3 4 4 4 4 1 1 2 1 2 2 1 1 269
Успех 8 18 32 26 36 26 20 17 14 10 6 4 3 4 4 4 4 1 1 2? 1 2 2 1 1 245?
Отказ Агент 3 3 1 2 1 ? ? ? 10?
Бустер 2 2 1 1 1 ? ? ? 6?
кумулятивный 8 31 66 95 134 162 183 200 214 226 234 239 242 246 250 254 258 259 260 262 263 265 267 268 269

Поскольку многие из «Агенас» оставались на орбите еще долгое время после того, как они были необходимы, у них было время распасться, что привело к образованию большего количества орбитального мусора. [13] Предполагается, что они взорвались из-за возгорания остаточного топлива. [14]

См. также

[ редактировать ]

Связанные списки

  1. ^ Jump up to: а б с д Джейкоб Нойфельд; Джордж М. Уотсон-младший и Дэвид Ченовет (1997). «Технологии и ВВС: ретроспективная оценка» (PDF) . Программа истории и музеев ВВС. Архивировано из оригинала (PDF) 7 октября 2012 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Lockheed Missiles & Space Company (25 февраля 1972 г.). «Исследование Shuttle/Agena. Том 1: Краткое содержание» . НАСА.
  3. ^ Jump up to: а б «История полетов Аджены по состоянию на 31 декабря 1967 года - Том 1» (PDF) . Организация космических и ракетных систем . Июнь 1969 г. Архивировано из оригинала (PDF) 16 октября 2011 г.
  4. ^ Хелен Т. Уэллс; Сьюзен Х. Уайтли и Кэрри Э. Карегиннес. Происхождение названий НАСА . Управление науки и технической информации НАСА. стр. 6–7.
  5. ^ «Локхид RM-81 Аджена» . www.designation-systems.net .
  6. ^ «Колокол Модель 8048» . Национальный музей ВВС США . Проверено 24 марта 2018 г.
  7. ^ «Информационные бюллетени: Bell Model 8048» . Национальный музей ВВС США. Архивировано из оригинала 25 декабря 2010 г. Проверено 29 января 2011 г.
  8. ^ Дэвид Н. Спайрс (2004). «Орбитальное будущее: избранные документы по истории космоса ВВС, том II» . Космическое командование ВВС. , стр. 1122.
  9. ^ «Технико-экономическое обоснование, окончательный отчет, геодезическая орбитальная фотографическая спутниковая система, том 2» (PDF) . НРО. Июнь 1966 г. Архивировано из оригинала (PDF) 16 марта 2012 г. Проверено 28 января 2011 г.
  10. ^ Генезис Agena D: наиболее часто используемый космический аппарат Америки, передовая статья в журнале «История космоса холодной войны: программы», Space Chronicle, май 2006 г. Под редакцией Дуэйна А. Дэя .
  11. ^ Кребс, Гюнтер. «Атлас-5» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 20 июля 2010 г.
  12. ^ «История документа AGENA - Том 6» (PDF) . Организация космических и ракетных систем . 28 августа 2017 г. [ноябрь 1971 г.].
  13. ^ «50-летняя ракета «Агена-Д», сфотографированная на орбите» . Проверено 15 февраля 2023 г.
  14. ^ @@planet4589 (26 сентября 2020 г.). «Считается, что ступени Delta, Agena и CZ-4B вышли из строя из-за возгорания остаточного топлива через много лет после того, как ступени были оставлены на орбите» ( Твит ) – через Twitter .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b191c3d84cd6e4bf241b13b4aa3de0a5__1706752740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b1/a5/b191c3d84cd6e4bf241b13b4aa3de0a5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
RM-81 Agena - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)