ГАМ-63 РАСКАЛ
ГАМ-63 РАСКАЛ | |
---|---|
![]() | |
Тип | Ракета «воздух-поверхность» |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 30 октября 1957 г. (планируется) |
История производства | |
Производитель | Белл Эйркрафт |
Стоимость единицы | $2,262,000 |
Произведено | 1952 |
Технические характеристики | |
Масса | 18 200 фунтов (8 255 кг) |
Длина | 31 фут 11,5 дюйма (9,74 м) |
Диаметр | 4 фута (1,22 м) |
Размах крыльев | 16 футов 8,3 дюйма (5,09 м) |
Боеголовка | W-27 ядерный |
Детонация механизм | Воздушный взрыв или поверхность |
Порох | двигатель Bell XLR-67-BA-1 Жидкостный ракетный 10 440 фунтов силы (46,4 кН) с тягой |
Оперативный диапазон | 100 миль (161 км) |
Потолок полета | 65 000 футов (19 812 м) |
Максимальная скорость | 1950 миль в час (3138 км / ч) |
Руководство система | ГАМ-63 - командное наведение с радиолокационной визуализацией ГАМ-63А - инерциальное наведение /командование с радиолокационной визуализацией |
Запуск платформа | Б-36 , Б-50 и Б-47 |
GAM -63 RASCAL — сверхзвуковая ракета класса «воздух-поверхность» , разработанная авиастроительной компанией Bell . RASCAL была ВВС США первой с ядерным вооружением противостоящей ракетой . Первоначально RASCAL получил обозначение ASM-A-2, затем в 1951 году был переименован в B-63 и, наконец, в 1955 году переименован в GAM-63. Название RASCAL было аббревиатурой от RAdar SCANning Link, системы наведения ракеты. [1] Проект RASCAL был отменен в сентябре 1958 года.
Разработка
[ редактировать ]Во время мировой войны Второй нацистская Германия запустила с воздуха 1176 ракет Фау-1 с Heinkel He 111 бомбардировщиков . ( ВВС США USAAF) изучали эту систему вооружения. Испытания проводились в США с использованием бомбардировщиков B-17 и JB-2 Loon , копии Фау-1 местного производства. Успешные испытания этой комбинации привели к опубликованию 15 июля 1945 года требований к аэрокосмической промышленности на ракету класса «воздух-поверхность». [2]
15 июля 1945 года ВВС США опубликовали военные характеристики ракеты класса «воздух-поверхность». Ракета должна была запускаться с самолета на высоте от 20 000 до 45 000 футов (от 6 100 до 13 700 м), должна была действовать со скоростью не менее 1200 миль в час (1900 км / ч) на дальность не менее 100 миль. (160 км). Ракета способна поразить цель в пределах 500 футов (150 м) в 75 процентах случаев. Руководство может быть как дистанционным, так и автономным. [3] В результате был создан проект MX-767 Mastiff, целью которого была разработка беспилотника класса «воздух-поверхность» с ядерным вооружением или самоуправляемой ракеты класса «воздух-поверхность». Northrop Corporation , Bell и Republic Aviation были приглашены USAAF представить предложения по Mastiff. [4] 1 апреля 1946 года Белл получил от ВВС США контракт на технико-экономическое обоснование. Белл изучал возможность разработки дозвукового «беспилотного» бомбардировщика, несущего значительную полезную нагрузку на расстояние 300 миль (480 км). [5] [6] После 18 месяцев исследований Белл пришел к выводу, что ракетная двигательная установка не способна обеспечить характеристики, необходимые для разгона ракеты, которую хотели ВВС США, на дальность 300 миль. [5] Требуемая дальность была снижена до 100 миль (160 км), но возникли другие технические проблемы. [5] «Мошенник» привлек внимание журнала Aviation Week в 1951 году, когда он сообщил: «Первое практическое применение планов сверхзвуковых исследовательских испытаний Bell X-1 в качестве военного самолета может заключаться в управляемой ракете класса «воздух-земля». . . который, вероятно, будет называться Мошенник. [7]
В качестве меры по снижению риска USAAF разделила программу. В целях снижения риска проект MX-776 был разделен на два подпроекта: MX-776A и MX-776B. [3] : 14
В рамках программы MX-776A был разработан RTV-A-4 Shrike, позже переименованный в X-9 в качестве испытательного стенда для более позднего Rascal, который будет разработан в рамках проекта MX-776B. MX-776A сам по себе представлял собой амбициозную программу, предназначенную не только для разработки аэродинамической, структурной, наводочной и двигательной информации. X-9 также должен был развивать знания и навыки, необходимые для проверки и запуска ракеты «воздух-земля». MX-776A также должен был наработать опыт обучения экипажей обслуживанию и использованию нового оружия. [8] : 85 Командование авиационных средств планировало, что «Шрайк» сможет предоставить ВВС США тактическое оружие после программы испытаний. [3] : 16 Программа X-9 оказалась успешной, поскольку были достигнуты все основные цели. Программа X-9 начала использовать две камеры тяги ракеты: одну, построенную Aerojet, а другую - Solar. [8] : 82 В полете 16-го Х-9 использовался ракетный двигатель Bell XLR65-BA-1. [8] : 87 X-9 Shrike летал с двумя разными системами наведения. Первой была система радиокомандного наведения, произведенная Федеральным телекоммуникационным подразделением RCA. Позже в программе разработки наведение обеспечивалось с помощью предустановленной/радиолокационной системы наведения, разработанной Bell. [9] [10] В рамках программы Х-9 также в трех полетах была испытана боеголовка, рассеивающая химические бомбы. [8] : 87 X-9 была одной из наиболее успешных из первых программ испытаний ракет, в результате чего программа была прекращена значительно раньше запланированного количества полетов. [8] : 86 С апреля 1949 года по январь 1953 года было запущено двадцать две ракеты Х-9. [2]
Предполагаемой задачей RASCAL было уничтожение хорошо защищенных целей на пути к стратегическим объектам. Только цели с четко определенной радиолокационной отдачей могут быть атакованы с помощью RASCAL. [3] : 7
Дизайн
[ редактировать ]В мае 1947 года ВВС США заключили с Bell Aircraft Company контракт на строительство сверхзвуковой ракеты класса «воздух-поверхность». [2] совместим с B-29 Superfortress , бомбардировщиком B-36 и бомбардировщиком B-50 Superfortress . Ракета должна была иметь дальность полета 100 миль (160 км). [1] [11] [12] Разработку Bell возглавил Уолтер Р. Дорнбергер . [13] К июлю 1955 года Rascal должен был нести 5000-фунтовую боеголовку на расстояние 150 морских миль со скоростью 3,0 Маха. [3] : 17 Предполагалось, что Rascal будет развернут на B-50 и B-36. [3] : 17
X-9 В конструкции RASCAL использовалась аэродинамическая схема «утка» и ракетный двигатель, заимствованный из ракетной двигательной установки X-9. [5] RASCAL был больше, чем X-9, с фюзеляжем на 9 футов (2,7 м) длиннее и на 2 фута (0,61 м) больше в диаметре. RASCAL Органы управления полетом включали переднюю и заднюю поверхности. Передние поверхности включают неподвижные горизонтальные стабилизаторы и подвижные спинную и вентральную поверхности . Задние поверхности включают крылья с элеронами и неподвижными спинным и подфюзеляжным стабилизаторами. Кормовой нижний стабилизатор можно было сложить для наземного обслуживания.
RASCAL был оснащен XLR67-BA-1, ракетным двигателем также разработанным Bell. XLR-67 обеспечивал силу 10 440 фунтов силы (46,4 кН). [14] тяги с использованием трех вертикальных рядных тяговых камер. Все три камеры тяги XLR67 работали на этапе разгона ракеты, который мог длиться до двух минут. По завершении фазы наддува верхняя и нижняя камеры XLR-67 были отключены, и тяга поддерживалась только центральной камерой. [1] Топливо для XLR-67 включало 600 галлонов США (2300 л) азотной кислоты белого дымящего окислителя и 293 галлона США (1110 л) реактивного топлива JP-4 . [1] Окислитель хранился в ряде пучков труб, а не в сферическом резервуаре. Считается, что такая конфигурация была выбрана потому, что она весила меньше, чем сферический резервуар того же объема. [15] Топливо подавалось в тяговые камеры с помощью топливного насоса с турбинным приводом. Газогенератор приводил в действие пороховой насос. Пропелленты были зажжены свечами накаливания. Bell заключила контракт с Университетом Пердью на систему зажигания со свечами накаливания. Компания Aerojet предоставила приводы насосов. [15]
Система наведения RASCAL была разработана совместно компаниями Bell, Federal Communications/ Radio Corporation of America (RCA) и Texas Instruments . [1] Первоначальная версия системы управления обеспечивала точность или вероятную круговую ошибку (CEP) 3000 футов (910 м). Адекватно для ракеты, оснащенной ядерным оружием.
Бомбардировщик, несущий ракету, был модифицирован дополнительной антенной и оборудованием на позиции бомбардира, необходимым для наведения RASCAL. Во время полета к точке пуска бомбардир периодически передавал на ракету ветровые и навигационные данные. Перед стартом бомбардир настроил приемник видеореле, фазировку высоты и скорректировал индикатор сопровождения наведения терминала. Также были проверены поверхности управления ракетой на предмет их работоспособности. [1]
Перед взлетом бомбардировщика RASCAL был заранее запрограммирован на заданную траекторию полета. Навигация к намеченной точке пуска на расстоянии 90 миль от цели определялась навигационной системой МА-8 ДБ-47Э. Перед пуском МА-8 задавал скорость самолета и направлялся к ракете. После запуска инерционная система управляла ракетой на этапах запуска, набора высоты и среднего курса полета. Во время конечного пикирования использовалась командная система управления, при которой RASCAL дистанционно управлялся бомбардиром стартовавшего бомбардировщика. [3] : 8 После запуска шнур , соединяющий RASCAL с бомбардировщиком, использовался для запуска ракетного двигателя. В случае выхода из строя шнура автоматический таймер начнет обратный отсчет и запустит двигатель. RASCAL был запущен с воздуха на высоте более 40 000 футов (12 000 м). [1] Конечное наведение осуществлялось с помощью радиолокационного изображения цели, которое передавалось обратно на бомбардировщик. По мере приближения ракеты к цели детализация радиолокационного видео, передаваемого с ракеты, улучшалась. Ракета начала завершающее пикирование примерно в 20 милях (32 км) от цели. [16] Система командного наведения не посылала сигнал направления и не шифровалась, что делало ее уязвимой для обнаружения и помех . [1]
Система наведения, разработанная Bell для версии RASCAL GAM-63A, обеспечивала CEP 1500 футов (460 м). [2] Заявления о точности инерциальной системы наведения были подвергнуты сомнению источниками. [1] [2] RASCAL можно было сбросить как гравитационную бомбу, если в полете произошел сбой системы. В таком случае ракета будет использоваться для атаки менее защищенной цели. [3] : 9
Передняя часть RASCAL была взаимозаменяемой для разных целей. Используя эту возможность, RASCAL может быть оснащен ядерными, биологическими, химическими, взрывными или зажигательными боеголовками. [4] Требования к биологическим и химическим боеголовкам были сняты в конце 1953 года. [4] 5 декабря 1949 года требования к RASCAL предусматривали наличие ядерной боеголовки массой от 3000 фунтов (1400 кг) до 5000 фунтов (2300 кг). [4] В отсеке боеголовки RASCAL размещался цилиндр диаметром 3,8 фута (1,2 м) и длиной 6,25 фута (1,91 м). ВВС США также хотели иметь возможность использовать RASCAL в качестве стандартной гравитационной бомбы, если ракету нельзя будет подготовить к запуску. [4]
В январе 1950 года Белл начал изучать, какие ядерные боеголовки доступны для RASCAL. ядерная боеголовка W-5 Первоначально рассматривалась . 20 августа 1950 года Совет по разработке специального вооружения (SWDB) санкционировал интеграцию W-5/RASCAL. [17] : 119–123 Комиссия по атомной энергии (AEC) отвечала за разработку системы взрывателя для боеголовки RASCAL. На данный момент никаких мер по наземному взрыву не предусматривалось. [4] В апреле 1952 года разработка взрывателя была передана Bell, что привело к тому, что политика ВВС США заключалась в том, чтобы возлагать ответственность за взрыватель ядерного оружия на подрядчиков планера, поскольку эта система должна была быть интегрирована с системой наведения ракеты. [17] : 119–123 Компания Bell разработала две комплексные системы взрывателя: воздушного взрыва и надводного взрыва. [4] Затем в марте 1956 года программа W-5/RASCAL была отменена. [4]
В июле 1955 года ядерная боеголовка W-27 рассматривалась как замена W-5 для RASCAL. [18] Требования ВВС США к W-27 предусматривали наличие ядерной боеголовки массой 2800 фунтов (1300 кг) с оборудованием электронного противодействия, оборудованием инфракрасного противодействия или дополнительным топливом для увеличения дальности действия RASCAL. [4] Разработка комплекта для адаптации W-27 к RASCAL была завершена в январе 1957 года, прежде чем RASCAL был отменен. [17] : 135–136
Три бомбардировщика изначально рассматривались как стартовые платформы RASCAL. B-29 был снят с вооружения, пока RASCAL находился в разработке. [2] В марте 1952 года ВВС США обратились к B-36 и B-47 в качестве ракетоносцев RASCAL. [5] B-36 был отведен первоочередную задачу для RASCAL. [5] ВВС США Стратегическое авиационное командование не согласилось с решением использовать B-47 для перевозки RASCAL. SAC хотел заменить B-47 на B-50, предлагая выставить по одной эскадрилье B-50 и B-36, оснащенных RASCAL. Было решено, что B-50 с RASCAL необходимо будет базировать за пределами Соединенных Штатов, поскольку B-50 будет иметь меньшую дальность полета при наличии RASCAL. [1] Решение о ликвидации B-50 в качестве авианосца RASCAL было принято только в июне 1956 года. [1] Одиночный B-50 использовался в качестве стартовой платформы для поддержки программы испытаний RASCAL до 1955 года. Люлька опускала RASCAL из бомбового отсека B-50 перед запуском. Первый двигатель RASCAL был запущен с испытательного B-50 30 сентября 1952 года на ракетном полигоне Уайт-Сэндс , Нью-Мексико , США. [1]
было заказано 12 «директоров-бомбардировщиков» DB-36H В мае 1953 года у Convair . [1] Каждый бомбардировщик будет оснащен одной ракетой RASCAL. RASCAL занимал оба кормовых бомбоотсека B-36, где он находился в полупогруженном состоянии. Часть ракеты находилась внутри самолета, а часть висела под самолетом. Один передний бомбоотсек использовался для размещения оборудования, необходимого для системы наведения RASCAL. Выдвижная антенна командной системы наведения была установлена в хвостовой части самолета.
Первый YDB-36H поднялся в воздух 3 июля 1953 года. С 31 июля 1953 года по 16 августа 1953 года было совершено шесть полетов с переноской. [1] Установка ракеты на В-36 не увеличила лобовое сопротивление и не изменила управляемость бомбардировщика. [1] RASCAL без двигателя был сброшен с YDB-36H 25 августа 1953 года. 21 декабря 1954 года DB-36H был доставлен в ВВС для использования в программе испытаний RASCAL на базе ВВС Холломан , Нью-Мексико , в США. Соединенные Штаты. [1] К июню 1955 года с B-36 было запущено как минимум две ракеты, и компания Convair завершила изготовление комплектов модификации для 12 запланированных самолетов. Два комплекта были установлены на самолеты B-36, когда ВВС США решили использовать RASCAL только на бомбардировщике B-47 . [1]
До конца 1952 года компания Boeing получила от ВВС США контракт на модификацию двух B-47B в прототипы ракетоносцев RASCAL. На правом борту В-47 была установлена съемная опорная стойка ракеты. Была установлена дополнительная внутренняя конструкция для поддержки нагрузок от стойки и ракеты. Имея RASCAL, B-47 не мог нести другое вооружение. [1] В бомбоотсек В-47 была добавлена аппаратура наведения RASCAL. В хвостовую часть фюзеляжа добавили выдвижную антенну, необходимую для RASCAL. [1] Оба самолета были отправлены на базу ВВС Холломан для поддержки программы испытаний RASCAL. После завершения создания двух прототипов DB-47B задержки в разработке RASCAL фактически привели к тому, что работы по модификации DB-47 были приостановлены до марта 1955 года. [5] Затем, в июне 1955 года, компания Boeing получила контракт на модификацию 30 самолетов DB-47B для установки на них RASCAL.
Стратегическое авиационное командование было обеспокоено тем, что внешняя установка RASCAL и связанного с ним внутреннего оборудования, необходимого для поддержки ракеты, серьезно ухудшит характеристики бомбардировщика. Влияние на производительность было достаточно велико, чтобы сделать комбинацию B-47/RASCAL сомнительной. [5] В SAC также заявили, что комбинация B-47/RASCAL может никогда не сработать. Поскольку на В-47 добавлялось оборудование для наведения ракеты, которое усложняло и без того сложный В-47. [5] Затем затраты на модификацию, необходимые для установки RASCAL, добавили почти 1 миллион долларов США к стоимости каждого B-47. [5] Для SAC эти затраты казались преждевременными, учитывая состояние развития RASCAL на тот момент. [5] В конце концов, ВАК счел неразумным выделять самолеты и начинать обучение экипажей до завершения разработки ракеты. [5]
Стратегическое авиационное командование сочло GAM-63 бесполезным, но штаб авиации хотел ускорить развертывание RASCAL. [5] SAC активно препятствовал использованию B-52 в качестве носителя RASCAL. [5] Затем ВВС США решили использовать B-47E в качестве ракетоносца RASCAL. С компанией Boeing был заключен контракт на переоборудование двух B-47E в самолеты YDB-47E. Первый YDB-47E поднялся в воздух в январе 1954 года. [5] Первый успешный запуск RASCAL с самолета DB-47E произошел в июле 1955 года. [1] В 1956 году задача бомбардировщиков изменилась с проникновения на большой высоте на проникновение на малой высоте, чтобы уклониться от радаров противника. [5] Тот факт, что минимальная высота запуска RASCAL составляла 35 000 футов (11 000 м), означал, что доставка на малую высоту была невозможна. [3] : 8
Испытательные запуски RASCAL на ракетном полигоне Уайт-Сэндс
1951 | 1954 | 1955 | 1956 | 1957 | 1958 |
2 | 1 | 14 | 8 | 21 | 1 |
Ограниченные возможности системы оружия «Мошенник»
[ редактировать ]Фактический профиль миссии Мошенника был весьма сдержанным. Миссия началась в тот момент, когда самолет-носитель сошел с трапа и взлетел к заранее определенной точке запуска и заданной цели. Наведение перед запуском зависело от навигационной системы МА-8 DB-47E, которая определяла курс к заранее запланированной точке запуска и автоматически запускала ракету при достижении точки запуска. Полет Мошенника начался с угла набора высоты 19 градусов до высоты 65 000 футов, где затем он выровнялся. Первые 73 морских мили (примерно 195 секунд) Раскал управлялся по инерции. Когда система наведения определила, что ракета находится в 17 морских милях от цели, автопилот перевел ракету в пикирование под углом 35 градусов. Затем включилось терминальное радиолокационное наведение. Затем оператор системы наведения должен был интерпретировать, какое видение дает ему экран радара, и принять решение либо контролировать, либо корректировать курс ракеты. [3] : 8–9 SAC не интересовался Rascal из-за этого эксплуатационного ограничения, а также из-за существенного влияния на стоимость и полезность самолета-носителя. [5]
Операционная история
[ редактировать ]В начале 1956 года ВВС США ограничили производство DB-47E всего двумя самолетами. [5] В мае 1957 года ВВС США решили разместить вместо двух эскадрилий DB-47 только одну, оснащенную ракетой RASCAL. [5] Руководство Стратегической авиации считало, что RASCAL уже устарел. [1] [5] К декабрю 1957 года 445-я бомбардировочная эскадрилья 321-го бомбардировочного крыла ВВС США тренировалась с RASCAL. Первый серийный RASCAL был принят на базе ВВС Пайнкасл 30 октября 1957 года. [1] Нехватка финансирования не позволила построить объекты на базе ВВС Пайнкасл до 1959 года. В августе 1958 года обзор испытаний RASCAL за предыдущие 6 месяцев показал, что из 65 запланированных испытательных пусков только один запуск оказался успешным. Более половины испытательных пусков были отменены, а большинство остальных оказались неудачными. [5]
29 сентября 1958 года ВВС США прекратили программу RASCAL. [1] [5]
AGM -28 Hound Dog заменил программу GAM-63. Первые летные испытания Hound Dog прошли в апреле 1959 года, а первый боевой Hound Dog был доставлен в ВВС США в декабре 1959 года. Первая эскадрилья SAC, оснащенная Hound Dog, достигла начальной боевой готовности в июле 1960 года. Hound Dog предлагал оружие с дальность полета почти в пять раз превышает дальность действия RASCAL, без командного управления и без опасного топлива, с которым нужно бороться. B-52 мог нести двух Hound Dogs, а также его обычную бомбовую нагрузку.
Варианты
[ редактировать ]- ASM-A-2 - обозначение RASCAL в системе обозначений ВВС США с 1947 по 1951 год.
- B-63 - обозначение RASCAL в системе обозначений ВВС США с 1951 по 1955 год.
- XGAM-63 — 75 прототипов RASCAL (серийные номера с 53-8195 по 53–8269) [1]
- ГАМ-63А - 58 серийных RASCAL (серийные номера с 56-4469 по 56–4506) [1]
Оператор
[ редактировать ]Выжившие
[ редактировать ]- GAM-63 — Пост Американского Легиона 170, Мидвест-Сити , Оклахома , США. [19] ( требуется регистрация )
- GAM-63 — Музей космонавтики и ракет ВВС , Станция космических сил на мысе Канаверал , Флорида , США. Этот первозданный артефакт выставлен в ангаре C на мысе Канаверал SFS, и широкая публика может его увидеть, совершив экскурсию «Восхождение в космос», предлагаемую через комплекс посетителей Космического центра Кеннеди.
- GAM-63 — Музей авиации Касл на бывшей авиабазе Касл , Этуотер , Калифорния , США.
- XGAM-63 — Национальный музей ВВС США , база ВВС Райт-Паттерсон , Дейтон , Огайо , США.
- GAM-63 — на статической экспозиции возле юго-западного угла спортивной площадки средней школы имени Годдарда в Мидленде, штат Техас . [20]
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Дженкинс, Деннис Р. (1 июля 2006 г.). Little RASCAL: первое оружие противостояния . Авиация, с. 44
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гибсон, Джеймс Н. (1996). Ядерное оружие США — иллюстрированная история . Издательство Шиффер. ISBN 0-7643-0063-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Бернард Дж. (1959). История системы оружия Мошенника . Управление исторического отдела информационных служб командования авиацией, база ВВС Райт-Паттерсон, Огайо
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Хансен, Чак (1988). Ядерное оружие США – Тайная история . Аэрофакс, Арлингтон, Техас. ISBN 0-517-56740-7
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Кнаак, Марсель Сайз (1988). «Самолеты и ракетные системы ВВС, том II - Бомбардировщики после Второй мировой войны, 1945–1973 годы» . Управление истории ВВС, ВВС США, Вашингтон, округ Колумбия ISBN 0-912799-59-5
- ^ Розенберг, Макс (1988). Энциклопедия ВВС США и Национальная программа управляемых ракет 1944-1950 гг . Бюро связи исторического отдела ВВС США, ВВС США, Вашингтон, округ Колумбия, стр. 76
- ^ «Промышленный обозреватель». Авиационная неделя . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. 22 октября 1951 года.
- ^ Jump up to: а б с д и Миллер, Джей (1988). X-Planes от X-1 до X-31 . Арлингтон, Техас: Аэрофакс. ISBN 0-517-56749-0 .
- ^ Маршалл МакМюрран (2009). Достижение точности . Самостоятельная публикация: Маршалл Уильям МакМерран. п. 218. ИСБН 978-0-517-56749-4 .
- ^ «Bell создает ракеты класса «воздух-поверхность» со скоростью 1,5 Маха». Авиационная неделя . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. 18 января 1954 года.
- ↑ Марк Уэйд, RASCAL , [1] Архивировано 28 мая 2008 года в Wayback Machine , получено 6 декабря 2007 года.
- ^ Разработка веб-сайта отдела истории отдела авиационных систем для боевых действий - Дополнительные технические разработки, глава 7 , «РАЗВИТИЕ ДЛЯ БОЯ: Дополнительные технологические разработки» . Архивировано из оригинала 9 января 2010 года . Проверено 27 декабря 2007 г. , получено 6 декабря 2007 г.
- ^ «Кадры: Изменения недели, 25 ноября 1957 года» . Время . 25 ноября 1957 года.
- ^ Веб-сайт Национального музея ВВС США. BELL XGAM-63 RASCAL [2]. Архивировано 3 августа 2008 года на Wayback Machine, получено 26 декабря 2007 года.
- ^ Jump up to: а б Эмресман, К.М. и Буради Фредрик А. (2007). Bell Aircraft Company: от скромного начала до крупного новатора в аэрокосмической отрасли. 43-я совместная конференция и выставка AIAA/ASME/SAE/ASEE по двигательным установкам, 8–11 июля 2007 г., Цинциннати, Огайо.
- ↑ Веб-сайт Национального музея ВВС YDB-47E , [3] Архивировано 12 октября 2012 года на Wayback Machine , получено 22 ноября 2007 года.
- ^ Jump up to: а б с Хансен, Чак (1995). Мечи Армагеддона . Том. VII . Проверено 28 декабря 2016 г.
- ^ Веб-сайт Федерации американских ученых, Полный список всего ядерного оружия США , [4] , получено 8 декабря 2007 г.
- ^ http://www.facebook.com/pages/American-Legion-Post-170-Midwest-City-OK/404232636306095?ref=stream [ источник, созданный пользователем ]
- ^ «Мир чудес Мэтта: Ракета Годдарда» . 18 августа 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- GAM-63 Raskcal Штаб-квартира модели ракеты Марка Фишера [ постоянная мертвая ссылка ]
- Модель Шакита ГАМ-63 в масштабе 1/72.
- Модели самолетов Бертрама Андреса
- Страница Брукингского института RASCAL
- Bell ASM-A-2/B-63/GAM-63 Rascal Справочник военных ракет и ракет США
- Мошенник Энциклопедия Астронавтики
- GAM-63 Мошенник Федерация американских учёных
- Рассекреченные военные записи о GAM-63 RASCAL