АСМ-А-1 Тарзон
АСМ-А-1 Тарзон | |
---|---|
Тип | Управляемая бомба |
Место происхождения | Соединенные Штаты |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1949–1951 |
Используется | ВВС США |
История производства | |
Разработанный | 1945–1948 |
Производитель | Белл Эйркрафт |
Технические характеристики | |
Масса | 13000 фунтов (5900 кг) |
Длина | 21 фут (6,4 м) |
Диаметр | 38 дюймов (970 мм) |
Размах крыльев | 4 фута 6 дюймов (1,37 м) |
Боеголовка | Торпекс Д1 |
Вес боеголовки | 5200 фунтов (2400 кг) |
Двигатель | Никто |
Руководство система | Радиокоманда |
Запуск платформа | Боинг Б-29 Суперфортресс |
ASM -A-1 Tarzon , также известная как VB-13 , — управляемая бомба, разработанная ВВС США в конце 1940-х годов. Сочетая систему наведения более раннего Razon радиоуправляемого оружия с британской бомбой Tallboy массой 12 000 фунтов (5 400 кг), ASM-A-1 недолгое время эксплуатировался во время Корейской войны , а затем был снят с вооружения в 1951 году.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Разработка VB-13 Tarzon началась в феврале 1945 года, когда компания Bell Aircraft получила контракт от ВВС США на разработку очень большой управляемой бомбы. [1] [2] VB-13 представляла собой комбинацию радиокомандной системы наведения, которая использовалась на меньшей управляемой бомбе VB-3 Razon (« Дальность и азимут по прямой »), и разработанной в Великобритании 12 000-фунтовой (5 400 кг) системой Tallboy. «землетрясение» бомба, [1] [3] известный в USAAF как M112. [4] Имя «Тарзон» представляло собой нечто чемодана , сочетающего в себе « Толлбой», дальность и азимут вроде только , описывающее оружие и систему наведения; [4] [5] и произносилось так же, как и произношение « Тарзан », популярного вымышленного персонажа «человек-обезьяна». [6]
ВБ-13, переименованный в АСМ-А-1 в 1948 году. [1] был разработан под кодом проекта MX-674. [2] [7] У него было кольцевое крыло вокруг средней части корпуса, установленное рядом с центром тяжести оружия . [3] В задней части бомбы находилось восьмиугольное хвостовое оперение с управляющими поверхностями Razon. [1] [3] Предназначен для перевозки на бомбардировщике Boeing B-29 Superfortress . [Н 1] В бомбе «Тарзон» использовалась комбинация AN/ARW-38 [Объединенный армейский флот, пилотируемые самолеты, радио, автоматический полет или дистанционное управление] [9] передатчик командной линии на B-29 и приемник AN / URW-2 [Объединенный армейский флот, коммунальные службы, радио, автоматический полет или дистанционное управление] на Тарзоне для обеспечения ручного командного наведения по дальности и азимуту . Это было сделано с помощью визуального отслеживания курса бомбы с помощью сигнальной ракеты , установленной в хвостовой части орудия. [1] [3] Гироскопы на борту ASM-A-1 способствовали стабилизации, а пневматическая система приводила в движение управляющие поверхности бомбы. [3] Система наведения была признана эффективной; В ходе испытаний Тарзон доказал, что его точность составляет 280 футов (85 м). [7]
В дополнение к номинальному весу Tallboy в 12 000 фунтов (5 400 кг), на котором он был основан, кольцевое крыло и поверхности управления увеличили вес Тарзона еще на 1 100 фунтов (500 кг). [3] Это сделало ASM-A-1 слишком большим и тяжелым, чтобы поместиться в бомбоотсек Superfortress; вместо этого оружие носилось в полуутопленной установке, при этом половина оружия подвергалась воздействию воздушного потока. Это увеличило сопротивление несущего самолета и вызвало турбулентный поток воздуха , который мог повлиять на управляемость B-29. [7]
Операционная история
[ редактировать ]Хотя к концу Второй мировой войны проект VB-13 не дошел до стадии испытаний , его избежали отмены, и он продолжался как низкоприоритетный проект. [1] Ограниченные испытания проводились в 1948 и 1949 годах; [4] Дополнительные испытания в Аламогордо, штат Нью-Мексико, в 1950 году привели к тому, что «Тарзон» был одобрен для боевой службы во время Корейской войны . [10]
Первое боевое применение Тарзон увидел в декабре 1950 года. [1] ASM-A-1 заменяет Razon на вооружении; оружие меньшего размера было признано слишком маленьким для эффективного использования против мостов и других защищенных целей. [7] [11] Используется исключительно 19-й бомбардировочной группой , которая ранее выполняла боевые задачи «Разона». [11] первое боевое падение Тарзона произошло 14 декабря 1950 года. [11]
Самая большая бомба, использовавшаяся в боях во время войны. [7] Тарзон использовался для ударов по северокорейским мостам и другим укрепленным целям. Повышенная точность Тарзона по сравнению с обычными «тупыми бомбами» привела к подтвержденному уничтожению как минимум шести высокоприоритетных целей в течение примерно шести месяцев боевого применения; [Н 2] в их число входила гидроэлектростанция , доказавшая эффективность управляемого оружия против обычных целей, а также мостов. [1] [11]
С декабря 1950 по март 1951 года было совершено тридцать миссий «Тарзон»; [11] Успех этого оружия привел к заключению контракта на производство еще 1000 ракет ASM-A-1. [12]
3 марта 1951 года на Дальний Восток прибыла новая партия бомб «Тарзон», позволившая FEAF возобновить приостановленные с 17 января налеты с использованием крупного управляемого вооружения. [13]
Однако 29 марта 1951 года удар Тарзона по Синыйджу провалился; Самолет командира группы был уничтожен в результате преждевременного взрыва бомбы, когда из-за механических неисправностей самолета оружие было сброшено при подготовке к выброске на воду . [1] [12] [14] Тридцатая и, как оказалось, последняя миссия, состоявшаяся через три недели после миссии в Синыйджу, также пострадала от непреднамеренного взрыва сброшенной, «сохраненной» бомбы, хотя на этот раз без потери самолета. [12]
Расследование показало, что виновата конструкция хвостовой части бомбы; Разбиваясь при ударе, у «безопасной» бомбы отсоединяли проволоку, что делало ее «небезопасной» и приводило к взрыву оружия. [12] [14] Для решения проблемы были внесены изменения, но ущерб уже был нанесен; вопросы безопасности, [15] повышенные затраты на техническое обслуживание по сравнению с обычными бомбами, [1] тот факт, что система наведения бомбы требовала использования только в ясный день, что делало бомбардировщики уязвимыми для истребителей противника, и требовало, чтобы оружие было выпущено на оптимальной высоте, чтобы самолет мог подвергнуться опасности от зенитной артиллерии противника . [15] В сочетании с плохой надежностью оружия – только шесть из двадцати восьми сброшенных бомб успешно уничтожили свои цели. [15] [Н 3] – привести к отмене производственного заказа ВВС США; после этого программа «Тарзон» в целом была прекращена в августе 1951 года. [1] [5] [15]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ↑ Некоторые источники утверждают, что восемнадцать тяжелых бомбардировщиков Convair B-36 Peacemaker были переоборудованы для перевозки двух «Тарзонов» каждый. [8]
- ^ Большинство источников утверждают, что поражено шесть целей; Однако Национальный музей ВВС США сообщает, что в общей сложности поражено одиннадцать целей, шесть мостов разрушены и один поврежден. [5]
- ↑ Хотя это было неприемлемо, учитывая стоимость «Тарзона», это было в десять раз лучше, чем результаты, достигнутые с помощью обычных бомб. [16]
- Цитаты
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Парш 2003 г.
- ^ Jump up to: а б Штумпф 1998, стр.13.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Шмитт 2002, стр.45.
- ^ Jump up to: а б с Гиллеспи 2006, стр.54.
- ^ Jump up to: а б с Информационный бюллетень NMUSAF: Бомба VB-13 «Тарзон»
- ^ « Бомба с мозгом ». Британская кинохроника Pathé 52/51A, 23 июня 1952 г. По состоянию на 22 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Дорр 2003, стр.31.
- ^ Полмар и Норрис 2009, стр.93.
- ^ «Обозначения военного электронного и коммуникационного оборудования США» .
- ^ Шмитт 2002, стр.46.
- ^ Jump up to: а б с д и Гиллеспи 2006, стр.58.
- ^ Jump up to: а б с д Гиллеспи 2006, стр.59.
- ^ «Воздушная война в Корее, 1950-53 гг.» .
- ^ Jump up to: а б Стойкий и смелый , стр. 33–34.
- ^ Jump up to: а б с д Гиллеспи 2006, стр.60.
- ^ Данниган 1996, стр.127.
- Библиография
- Дорр, Роберт Ф. (2003). B-29 «Суперфортресс» времен Корейской войны . Боевой самолет Оспри. Том. 42. Оксфорд, Англия: Издательство Osprey. ISBN 1-84176-654-2 . Проверено 4 февраля 2011 г.
- Данниган, Джеймс Ф. (1996). Цифровые солдаты: эволюция высокотехнологичного вооружения и дивное новое поле битвы завтрашнего дня . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. ISBN 0-312-30007-7 . Проверено 5 февраля 2011 г.
- Гиллеспи, Пол Г. (2006). Оружие выбора: разработка высокоточных боеприпасов . Таскалуса, Алабама: Издательство Университета Алабамы. ISBN 978-0-8173-1532-0 . Проверено 4 февраля 2011 г.
- Парш, Андреас (2003). «Звонок ВБ-13/АСМ-А-1 Тарзон» . Справочник военных ракет и ракет США. Приложение 1: Ранние ракеты и дроны . обозначение-systems.net . Проверено 31 января 2011 г.
- Полмар, Норман; Роберт Стэн Норрис (2009). Ядерный арсенал США: история оружия и систем доставки с 1945 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-681-8 . Проверено 4 февраля 2011 г.
- Шмитт, Вернон Р. (2002). Управляемые бомбы и управляемые ракеты времен Второй мировой войны и холодной войны: история программ исследований и разработок изнутри . Уоррендейл, Пенсильвания: Общество инженеров автомобильной промышленности. ISBN 0-7680-0913-8 . Проверено 4 февраля 2011 г.
- Стойкий и смелый: бомбардировочное командование FEAF и воздушная война в Корее, 1950–1953 гг . Программа истории и музеев ВВС. Вашингтон, округ Колумбия: Департамент ВВС. 2000. ISBN 978-0-16-050374-0 . Проверено 4 февраля 2011 г.
- Штумпф, Дэвид К. (1998). Ракетчики ВВС . Падука, Кентукки: Turner Publishing. ISBN 1-56311-455-0 . Проверено 4 февраля 2011 г.
- «Бомба ВБ-13 Тарзон» . Информационные бюллетени . Национальный музей ВВС США . Архивировано из оригинала 25 декабря 2010 г. Проверено 4 февраля 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с ASM-A-1 Tarzon, на Викискладе?