Jump to content

Талбой (бомба)

Высокий
Наземная команда ВВС Великобритании работает с Tallboy, который позже был сброшен на полигон La Coupole V в Визерне, Франция, 1944 год.
Тип Землетрясение бомба
Место происхождения Великобритания
История обслуживания
В эксплуатации 8 июня 1944 г. - 25 апреля 1945 г.
Используется 9-я эскадрилья RAF , 617-я эскадрилья RAF
Войны Вторая мировая война
История производства
Дизайнер Барнс Уоллис
Производитель Викерс
построено 854 [1]
Технические характеристики
Масса Приблизительно 12 000 фунтов (5 400 кг)
Длина 21 фут (6,4 м)
Диаметр 38 дюймов (97 см)

Наполнение Торпекс Д1
Вес наполнения 5200 фунтов (2400 кг)
Детонация
механизм
№ 58 Взрыватель , построенный на основе пистолета № 30 (ударная детонация) или взрыватель замедленного действия № 47, вставленный в тетриловые ускорители в задней части корпуса.

Tallboy или Bomb, средней мощности, 12 000 фунтов землетрясенная бомба, разработанная британским авиационным инженером Барнсом Уоллисом и использовавшаяся Королевскими ВВС (RAF) во время Второй мировой войны . [а]

При весе 5 длинных тонн (5,1 т) его могла нести только модифицированная модель тяжелого бомбардировщика Avro Lancaster . Он оказался эффективным против крупных укрепленных сооружений, где обычные бомбардировки оказались неэффективными.

Уоллис представил свои идеи создания 10-тонной бомбы в своей статье 1941 года «Заметки о методе нападения на державы Оси», в которой показано, что очень большая бомба, взорвавшаяся глубоко под землей рядом с целью, передаст удар в фундаменты цель, тем более что ударные волны передаются через землю сильнее, чем через воздух.

Уоллис спроектировал « Бомбардировщик Победы » массой 50 тонн (51 т), который мог летать со скоростью 320 миль в час (510 км/ч) на высоте 45 000 футов (14 000 м) и нести тяжелую бомбу на расстояние более 4 000 миль (6 400 км), но Министерство авиации выступало против самолета с одной бомбой, и после 1942 года эта идея не была реализована.

Проектирование и производство Tallboy было предпринято без контракта по инициативе министерства после статьи Уоллиса 1942 года «Сферическая бомба - надводная торпеда» и разработки « прыгающей бомбы » для разрушителей плотин в ходе операции Chastise . Поэтому Королевские ВВС использовали бомбы, которые они не закупали и которые, следовательно, оставались собственностью Vickers производителя . Эта ситуация нормализовалась после того, как были установлены возможности оружия.

Достижения Tallboy включали атаку в рамках операции «Арбалет» на Ла-Куполь 24 июня 1944 года , в результате которой были подорваны фундаменты сборочного бункера Фау-2 , и атаку Tallboy на туннель Сомюр 8–9 июня 1944 года, когда бомбы прошли прямо через холм и взорвались внутри. туннель на глубине 60 футов (18 м) под поверхностью земли (не позволяя танковым подкреплениям достичь Нормандии). [2]

Последний из , Кригсмарине «Бисмарк» линкоров класса « Тирпиц» , был потоплен в результате воздушной атаки с использованием «Толлбоев» в ходе операции «Катехизис» .

Большинство крупных авиационных бомб союзников, особенно британских, времен Второй мировой войны ( бомбы-блокбастеры ) имели очень тонкую оболочку, чтобы максимально увеличить вес взрывчатого вещества, которое мог нести бомбардировщик. Это было улучшением по сравнению с началом войны, когда взрывоопасность британских бомб была низкой.

Бомба, вызванная землетрясением в Толлбое, на трейлере в Бруклендсе

Чтобы иметь возможность проникать в землю (или укрепленные цели), не разваливаясь, корпус Tallboy должен был быть прочным. Каждый из них был отлит из цельного куска высокопрочной стали, что позволяло ему выдержать удар до детонации. В то же время, чтобы добиться требуемого проникновения, Уоллис спроектировал Tallboy аэродинамически чистым , чтобы при падении с большой высоты он достигал гораздо более высокой конечной скорости , чем традиционные конструкции бомб.

В окончательной конструкции хвостовая часть бомбы № 78 Mark I составляла примерно половину общей длины готового оружия; Корпус бомбы составлял около 10 футов (3,0 м) из общей длины 21 фут (6,4 м). Первоначально бомба имела тенденцию падать, и хвостовое оперение было модифицировано; плавники были слегка повернуты, так что бомба вращалась при падении. Создаваемый таким образом гироскопический эффект остановил качку и рыскание, улучшив аэродинамику и точность.

Tallboy был спроектирован так, чтобы его можно было сбрасывать с оптимальной высоты 18 000 футов (5 500 м) при скорости движения вперед 170 миль в час (270 км/ч) и достигать скорости 750 миль в час (1210 км/ч). [3] Он образовал кратер глубиной 80 футов (24 м) и шириной 100 футов (30 м) и мог пробить бетон толщиной 16 футов (4,9 м). [1]

Вес Tallboy (приблизительно 12 000 фунтов или 5 400 кг) и большая высота, необходимая для бомбардировщика, означали, что используемые Avro Lancasters пришлось специально адаптировать. Для уменьшения веса сняли броню и даже оборонительное вооружение, а двери бомбоотсека пришлось адаптировать.

617-я эскадрилья прошла обучение использованию стабилизирующего автоматического бомбового прицела (SABS). Пришлось вносить поправки на температуру, скорость ветра и другие факторы. Прицел был эффективен только в том случае, если можно было четко идентифицировать цель. Из-за этого ограничения несколько миссий были отменены или не увенчались успехом.

Для применения по подземным целям бомба оснащалась тремя отдельными инерционными хвостовыми пистолетами № 58 Mark I ( бомбовыми механизмами ). Они вызывали детонацию после заранее установленной задержки, что давало бомбе достаточно времени, чтобы проникнуть в цель перед взрывом. В зависимости от требований миссии временная задержка может быть установлена ​​на 30 секунд или 30 минут после удара.

замедленного действия Тип 47 три взрывателя Чтобы гарантировать детонацию, внутри задней части бомбы были установлены . Это резко повысило надежность оружия; даже если два взрывателя выйдут из строя, третий вызовет детонацию. По крайней мере, два Tallboys не взорвались, один во время второй атаки на плотину Сорпе ; он был найден во время ремонта в конце 1958 года, когда водохранилище было опорожнено, а второй был найден в Свиноуйсьце в Польше (ранее Свинемюнде) в 2020 году. [4] Эта вторая бомба взорвалась в октябре 2020 года во время дистанционного обезвреживания. [5]

Бомба была нацелена на цель во время операции и при попадании оказалась способна глубоко проникать в затвердевший железобетон. Однако это не было основной целью дизайна Барнса Уоллиса. Бомба была спроектирована так, чтобы ударять близко к цели, проникать в почву или скалу под целью или вокруг нее, а затем взрываться, передавая всю свою энергию конструкции или создавая маскировку (пещеру или кратер), в которую попадала цель. падать.

Этот эффект «землетрясения» нанес больший ущерб, чем даже прямое попадание, пробившее броню цели, поскольку даже взрыв внутри бункера нанесет только ущерб окружающей среде, а взрыв быстро рассеется по воздуху. Землетрясение потрясло весь объект и вызвало структурные повреждения всех его частей, что сделало ремонт нерентабельным. [ нужна ссылка ]

Альтернативный метод заключался в том, чтобы расположить глубину взрыва так, чтобы воронка вырвалась на поверхность, что было полезно для атаки железнодорожных сортировочных станций и подобных целей. «Толлбой» образовал кратер диаметром 100 футов (30 м) и глубиной до 80 футов (24 м), в отличие от обычных бомб, которые образовывали множество неглубоких воронок поперек цели, каждая из которых позже могла быть быстро заполнена землеройным оборудованием. . Заполнение такой огромной дыры заняло много времени; По периметру ямы не удалось разместить несколько грузовиков и бульдозеров, чтобы ускорить процесс.

Производство

[ редактировать ]

Tallboys в основном изготавливались вручную, что требовало большого труда на каждом этапе производства. Используемые материалы были дорогими, с точными инженерными требованиями к литью и механической обработке. Чтобы увеличить проникающую способность, нужно было точно обработать большую, специально закаленную стальную заглушку и вставить ее в выемку в носовой части бомбы. Ожива , должна была быть идеально симметричной чтобы обеспечить оптимальные аэродинамические характеристики. Это была непростая задача при манипулировании корпусом бомбы размером и весом с Tallboy. [ нужна ссылка ]

Начинку Torpex вручную заливали в основание перевернутого корпуса после ее плавления в «чайниках». слоем чистого тротила На заключительном этапе наполнения взрывчаткой необходимо было залить начинку Torpex толщиной в один дюйм, а затем герметизировать основание слоем 4-дюймового (100 мм) слоя композита древесной муки и воска с тремя цилиндрическими выемками, снабженными взрывчатым веществом. ускорители , в которые при срабатывании бомбы были вставлены три химических взрывателя замедленного действия. [ нужна ссылка ]

Tallboys не считались расходным материалом, и, если они не использовались в рейде, их следовало вернуть на базу, а не безопасно сбросить в море. Ценность оружия компенсировала дополнительный риск для экипажа. [6] Учитывая высокую стоимость единицы, Tallboys использовались исключительно против ценных стратегических целей, которые невозможно было уничтожить другими способами. Когда было обнаружено, что «Ланкастер» можно модифицировать, чтобы нести бомбу большего размера, чем «Толлбой», Уоллис изготовил еще большую бомбу «Большого шлема» . [ нужна ссылка ]

Операции

[ редактировать ]

Июнь – август 1944 г.

[ редактировать ]
Шесть бомб Tallboy на складе бомб в Бардни, Линкольншир, перед погрузкой на самолет № 9-й эскадрильи RAF в октябре или ноябре 1944 года.
  • Железнодорожный туннель Сомюр был единственным действующим маршрутом с севера на юг по Луаре. Девятнадцать «Толлбоев» и шесть «Ланкастеров» с традиционным вооружением из 617-й эскадрильи атаковали в ночь с 8 на 9 июня 1944 года. 617-я эскадрилья была направлена ​​к цели силами 83-й эскадрильи Pathfinder Force. Это было первое использование бомбы «Толлбой», и линия была разрушена: одна «Толлбой» пробила склон холма и взорвалась в туннеле примерно в 60 футах (18 м) ниже, полностью заблокировав его. Во время налета ни один самолет не был потерян. [2]

Операция Арбалет

[ редактировать ]

Арбалет был кодовым названием мер по противодействию немецкой летающей бомбе Фау-1 («жужжащая бомба» или «каракуль») и Фау-2 ракетному оружию . Британцы использовали Tallboys для уничтожения нескольких ракетных объектов.

19 июня 1944 г. - Ваттен.

  • Ближайший Tallboy, сброшенный 617-й эскадрильей, приземлился в 50 ярдах (46 м) от цели, строящейся сильно укрепленной стартовой площадки Фау-2. [7] Бункер пришел в негодность.

24 июня 1944 г. - Визернес.

  • Целью была площадка сборки и запуска Фау-2, связанная с полигоном Ваттена. Несколько попаданий Толлбоя подорвали фундамент, но не пробили купол. [7] Бункер был заброшен.

25 июня 1944 г. - бункер Сиракур Фау-1.

  • Ланкастеры из 617-й эскадрильи без потерь забили три прямых попадания в Толлбоев. [7]

4 июля 1944 г. - Сен-Ле-д'Эссеран.

  • 617-я эскадрилья использовала семнадцать «Ланкастеров» с «Толлбоями» при поддержке одного «Москито» и одного «Мустанга» в попытке обрушить известняковую крышу пещер, используемых в качестве складских помещений. Самолеты группы № 5 последовали за бомбами массой 1000 фунтов (450 кг). [8] [9]
Внешний образ
значок изображения Повреждения от бомбы на объекте V-Weapon в Мимуеке

6 июля 1944 г. - Мимуек.

Ущерб крепости Мимуек от воздушных атак союзников, включая атаки с использованием бомб Tallboy.

17 июля 1944 г. - Визернес.

  • 16 «Ланкастеров» во главе с «Москито» и «Мустангом» бомбили Визернес – трем «Ланкастерам» удалось сбросить «Толлбоев» (один вызвал смещение купола, два других заблокировали вход). [12]

27 июля 1944 г. - Ваттен.

  • Один Tallboy поразил цель, но не пробил конструкцию. [13]

31 июля 1944 г. - Рилли Ла Монтань.

  • Оба конца железнодорожного туннеля были обрушены Tallboys, сброшенными 617-й эскадрильей. [8] «Ланкастер» Уильяма Рида на высоте 3700 м (12 000 футов) был сбит «дружественным» Tallboy, упавшим с высоты 5 500 м (18 000 футов). [14]

Вылазки против немецких верфей

[ редактировать ]

Судоходству в Ла-Манше и Атлантическом океане угрожали подводные лодки и катера , дислоцированные во Франции. Доки подводных лодок были защищены от обычных воздушных бомбардировок толстыми бетонными крышами.

14 июня 1944 г. - Гавр.

  • В рамках первого массированного дневного рейда Королевских ВВС с конца мая 1943 года две волны атаковали объекты электронных лодок в Гавре: сначала группа № 1, затем группа № 3. Незадолго до первой волны атаковали 22 «Ланкастера» 617-й эскадрильи и 3 маркерных самолета «Москито», несколько попаданий произошло по загонам, одна бомба пробила крышу. [7]

15 июня 1944 г. - гавань Булони.

  • 297 самолетов: 155 «Ланкастеров», 130 «Галифаксов» , 12 «Москитов» из 1-й, 4-й, 5-й, 6-й и 8-й групп атаковали гавань Булони. Один Галифакс был потерян. Во французском отчете эти огромные разрушения описываются как худший набег на Булонь. [7] Во время рейда 22 «Ланкастера» из 617-й эскадрильи разбомбили загоны для электронных лодок с помощью «Толлбоев». Из-за облачности на базу вернулись десять самолетов со своими бомбами. Однако рейд был признан успешным, поскольку электронные катера отошли в Эймейден на голландском побережье, где они были лучше защищены, но имели меньше возможностей мешать военно-морскому движению союзников, поддерживающих вторжение в Нормандию. [15]

5 августа 1944 г. - Брест.

  • 15 «Ланкастеров» из 617-й эскадрильи атаковали загоны для подводных лодок в Бресте и нанесли шесть прямых попаданий «Толлбоям», пробив бетонные крыши. Один «Ланкастер» был сбит зенитной артиллерией. Последующие попытки укрепить другие объекты еще более толстым бетоном отвлекли ресурсы от других проектов. [16]

6 августа 1944 г. - Роман.

  • Лейтенант полета Томас Клиффорд Айвсон сбросил один Tallboy, бомба не пробила базу. [17]

7 августа 1944 г. - Лорьян.

  • Запланированная миссия Tallboy против загонов подводных лодок была отменена. Вместо этого основной целью была база подводных лодок Кероман. [17]

8 августа 1944 г. - Ла Паллис.

28 августа 1944 г. - Эймейден.

  • Айвсон уронил одного Tallboy. [17]

Сентябрь – ноябрь 1944 г.

[ редактировать ]

23/24 сентября 1944 г. канал Дортмунд-Эмс возле Ладбергена , к северу от Мюнстера.

  • Во время ночной атаки 617-я эскадрилья нанесла шесть прямых попаданий по «Толлбоям». [18]

7 октября 1944 г. - плотина Кембс [ де ] к северу от Базеля.

  • Воду плотины можно было сохранить в резерве, чтобы затопить район наступления США. Дамбстеры разрушили ворота шлюза, а Толлбои упали на низкий уровень, выпустив накопленную воду. [19]

15 октября 1944 г. - плотина Сорпе.

  • Цель первоначального рейда Dambusters пережила вторую атаку 9-й эскадрильи (617-я эскадрилья в этом рейде не участвовала). Было замечено, что бомбы «Толлбой» попали в дамбу, но не прорвали ее. [19]

Рейды на Тирпиц

[ редактировать ]

Немецкий линкор «Тирпиц» представлял угрозу для конвоев, следовавших в Советский Союз и обратно.

15 сентября 1944 г. ( Операция Параван )

  • Один Tallboy попал в носовую часть « Тирпица» , пройдя через носовую палубу и корпус, и взорвался в воде по правому борту ее носовой части . Взрыв разрушил носовую часть линкора, а передние отсеки линкора затопило 2000 тонн воды. Взрывы нескольких других Tallboys в воде возле Тирпица также повредили некоторые листы его корпуса и переборки . Пять человек были убиты и пятнадцать ранены. [20] «Тирпиц» был признан немореходным, а для ремонта повреждений потребовалось девять месяцев работ, но это было сочтено невозможным, поэтому линкор был переведен в плавучую артиллерийскую батарею. [21] [18]

29 октября 1944 г. - ( Операция «Обвиат» ).

  • Из-за наступления облаков незадолго до атаки 32 бомбы были сброшены «вслепую». [22] Прямых попаданий зафиксировано не было, но при одном промахе погнулся карданный вал. [19]

12 ноября 1944 г. - ( Операция «Катехизис» ).

  • В заключительной операции « Тирпиц» был потоплен тремя попаданиями «Толлбоев». [23] и несколько других упали рядом. [24] Несколько бомб упали в противоторпедную сетку и вызвали значительные воронки на морском дне, удалив большую часть песчаной отмели, построенной для предотвращения опрокидывания корабля. Одна бомба пробила палубу корабля между башнями «Антон» и «Бруно», но не взорвалась. Второе попадание произошло в миделе корабля между катапультой самолета и дымовой трубой, полностью разрушив всю секцию поясной брони рядом с местом попадания бомбы и образовав очень большую дыру в борту и днище корабля, вызвав значительное затопление и крен левого борта на 60 градусов. Третья бомба попала в корабль по левому борту башни «Цезарь», что в конечном итоге привело к взрыву магазина, в результате чего корабль перевернулся. [25] [26] [24]

Декабрь 1944 г. - апрель 1945 г.

[ редактировать ]
Бетонная крыша бункера подводной лодки «Финк II» толщиной 11 футов (3,4 м) в Гамбурге после проникновения Tallboy в начале апреля 1945 года.

Бомбардировка загонов подводных лодок , декабрь 1944 г. - апрель 1945 г.

8 декабря, 11 декабря 1944 г.

  • Плотина Урфт (30 миль (48 км) к юго-западу от Кельна ) была атакована, чтобы предотвратить ее использование для затопления территории по мере продвижения американских войск. Край плотины был поврежден, но немцы предотвратили дальнейшее повреждение, снизив уровень воды. [27] [28]

15 декабря 1944 г. - Эймейден на голландском побережье.

  • 617-я эскадрилья атаковала загоны для электронных лодок с помощью Tallboys. Дымовая завеса препятствовала бомбардировке, и результаты остались незамеченными. [17] [29]

21 декабря 1944 г. - Политц.

12 января 1945 г. - Берген.

  • 32 «Ланкастера» и один «Москит» из 9-й и 617-й эскадрилий атаковали стоянки подводных лодок и суда в гавани Бергена. Три Ланкастера из 617-й эскадрильи и один из 9-й эскадрильи были потеряны; Немцы сообщили местным жителям, что сбито 11 бомбардировщиков. Местное сообщение сообщило, что трое Tallboys проникли в здание. 3 + 1 2 метра (11 футов) нанесла серьезный ущерб мастерским, офисам и магазинам внутри». Крыша загонов толщиной [17] [31]

3 февраля 1945 г. - Эймейден и Пуртерсхавен [ Нидерланды ]

  • 36 «Ланкастеров» из группы № 5 атаковали загоны подводных лодок в Эймейдене (9-я эскадрилья) и Пуртерсхавене (617-я эскадрилья) с помощью «Толлбоев». По обеим мишеням зафиксированы попадания без потерь. [32]

14 марта 1945 г. - Билефельд и Арнсберг. виадуки

  • Виадуки были атакованы 617-й и 9-й эскадрильями с Tallboys и первыми турнирами Большого шлема . Виадук Арнсберг выдержал атаку, но 100 м (330 футов) виадука Билефельда обрушились из-за «эффекта землетрясения» во время турниров Большого шлема и Толлбоев. [33]

15 марта 1945 г. - виадук Арнсберг.

  • Виадук Арнсберг снова подвергся атаке 9-й эскадрильи. Он не рухнул. [33]

9 апреля 1945 г. Гамбург.

9 апреля 1945 г. - карманный линкор «Адмирал Шеер».

  • Адмирал Шеер подвергся нападению бомбардировщиков Королевских ВВС, оснащенных Tallboys, когда он стоял в доке в Киле. Ее сбили 5 Tallboys, и она перевернулась в гавани.

16 апреля 1945 г. — тяжёлый крейсер «Лютцов».

  • Лютцов был атакован 617-й эскадрильей. Несмотря на интенсивную зенитную артиллерию, 15 самолетам удалось бомбить цель бомбами Tallboys или 1000-фунтовыми (450 кг) бомбами. В результате одного промаха с Tallboy на дне Лютцова образовалась большая дыра , и она опустилась на дно на мелководье. Один «Ланкастер» был сбит, что стало последней потерей эскадрильи в войне. [34] Одна из бомб оставалась затопленной недалеко от Свиноуйсьце посреди главного судоходного Пястского канала Свиноуйсьце-Щецин в течение 74 лет и была обнаружена во время подготовительных работ по углублению фарватера в сентябре 2019 года. [35] Операции по его обезвреживанию и демонтажу были предприняты в октябре 2020 года. [36] Он взорвался при обезвреживании, но не причинил никаких травм. [37]

18 апреля 1945 г. - Гельголанд.

  • 969 самолетов: 617 «Ланкастеров», 332 «Галифакса» и 20 «Москитов» всех групп разбомбили военно-морскую базу, аэродром и город «почти до изрытых кратерами лунных пейзажей ». Три Галифакса были потеряны; На следующую ночь острова были эвакуированы.

19 апреля 1945 г. - Гельголанд.

  • 36 «Ланкастеров» применили бомбы «Толлбой» по прибрежным позициям. [34]

25 апреля 1945 г. - Бергхоф.

  • Дом отдыха Гитлера Бергхоф недалеко от Берхтесгадена подвергся нападению смешанных сил, в том числе шести «Ланкастеров» из 617-й эскадрильи, сбросивших свои последние «Толлбои». Бомбардировка оказалась точной и эффективной. [34]

Послевоенный

[ редактировать ]

Последний из бомбардировщиков V , Handley Page Victor , был спроектирован так, чтобы иметь возможность нести бомбовую нагрузку, которая могла включать два внутренних бомбардировщика Tallboys или один турнир Большого шлема плюс разнообразное меньшее вооружение.

Неразорвавшиеся боеприпасы

[ редактировать ]

В декабре 1958 года Tallboy был найден во время ремонтных работ на плотине Зорпе в Германии. 6 января 1959 года бомба была обезврежена немецкой и британской командой саперов. [38]

В сентябре 2019 года бомба «Толлбой» была обнаружена в Пястовском канале на северо-западе Польши недалеко от города Свиноуйсьце и должна быть обезврежена. [39] Бомба была сброшена во время атаки на « Лютцов» в апреле 1945 года. немецкий крейсер [39] В октябре 2020 года Tallboy взорвался во время операции по дефлаграции , однако сообщений о травмах водолазов и о каком-либо ущербе портовой инфраструктуре в результате подводного взрыва не поступало. [40]

Соединенные Штаты используют

[ редактировать ]

Т-10 представлял собой американскую версию Tallboy массой 12 000 фунтов (5 443 кг), модифицированную для использования стандартных американских компонентов. Разработка началась в конце 1944 года, и планировалось высадить их на опорных островах в Тихом океане, чтобы помочь смягчить их оборону перед высадкой десанта. Никакие бомбы в боевых действиях не использовались, поскольку капитуляция Японии после атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки свела на нет их необходимость. В конце 1950-х годов Т-10 был переименован в М-121 . Во время Корейской войны несколько Т-10 были переоборудованы в радиоуправляемую бомбу «Тарзон» и были сброшены с самолетов Boeing B-29 Superfortress для разрушения железнодорожных мостов и плотин водохранилищ. [41]

B-29 и B-36 После окончания Корейской войны и вывода из эксплуатации бомбардировщиков у ВВС США больше не было самолетов, способных сбрасывать М-121, и бомбы были сданы на хранение. Производство Т-10 закончилось в 1955 году. B-36 был последним действующим самолетом, который мог сбросить полностью собранную бомбу типа Tallboy обычным способом. [б] Во время войны во Вьетнаме некоторые M-121, без задних обтекаемых кожухов и хвостового оперения, были отправлены во Вьетнам для выполнения миссий Commando Vault , где боеголовки были включены в оружие BLU-82, сбрасываемое C-130 с использованием радиолокационного управления, чтобы очистить зону посадки вертолета. Боеголовки устанавливались на платформе и вытягивались на парашютах с задней погрузочной аппарели С-130. После освобождения самолета большие желоба и поддоны для извлечения были срезаны, а маленькие треугольные желоба стабилизировали большую боеголовку до момента удара. Носовой зонд длиной три фута (91 см) взорвал бомбу на правильном расстоянии. Один из последних образцов Tallboy времен Второй мировой войны был сброшен во время миссии Commando Vault по расчистке зоны приземления вертолетов на хребте во время битвы при Гамбургер-Хилле во Вьетнаме в 1969 году. Падая с высоты 3000 м (10 000 футов), бомба попала именно туда, куда нужно. Миссии Commando Vault были более точными в доставке бомб к цели, чем более современные B-52. [42] [с]

массой 43 000 фунтов (20 000 кг) Работа над Т-12 Cloudmaker , которую мог нести Convair B-36 A, все еще продолжалась. [43]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Средняя емкость» относится к соотношению гильзы бомбы и взрывчатого вещества; в случае с Tallboy это составляло менее 50 процентов взрывчатого вещества по весу, в отличие от бомб «большой мощности», таких как бомбы Blockbuster , в которых взрывчатое вещество составляло до трех четвертей их веса.
  2. Бомбоотсек B-52 не имел длины, необходимой для загрузки Tallboy.
  3. ^ Использование любого типа или марки Tallboy закончилось войной во Вьетнаме. Во время войны в Персидском заливе в 1991 году не было сброшено ни одной бомбы, поскольку ни одна из них не находилась на хранении у ВВС США. Большие бомбы, сброшенные самолетами C-130 во время войны в Персидском заливе в 1991 году, имели массу 6800 кг (15000 фунтов) типа BLU-82 .
  1. ^ Перейти обратно: а б Бомбы Оружие Ракеты Авиационные боеприпасы. Архивировано 30 августа 2005 г. в Wayback Machine.
  2. ^ Перейти обратно: а б Состав РАФ 2004 г.
  3. ^ Эллис 1998 , с. 297.
  4. ^ «Обезвреживание бомбы Толлбой» (на польском языке) . Проверено 12 октября 2020 г.
  5. ^ Моррисон, Шон (14 октября 2020 г.). «Самая большая бомба времен Второй мировой войны, найденная в Польше, взорвалась во время обезвреживания» . Вечерний стандарт . Лондон . Проверено 14 октября 2020 г. .
  6. ^ Харрис 2005 , с. 237.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и Штаб Королевских ВВС 2005 г. , июнь 1944 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Штаб Королевских ВВС 2005 г. , июль 1944 г.
  9. ^ Коллиер 1976 , стр. 68, 84.
  10. ^ Брикхилл 1951 , с. 67.
  11. ^ Zaloga 2008 , pp. 14–16.
  12. ^ «Рейды на ракетную базу Визернес» . Дамбстеры . Архивировано из оригинала 9 августа 2013 года.
  13. ^ «Немецкие усиленные стартовые площадки для ракет A4/V2 времен Второй мировой войны» . Проверено 17 февраля 2008 г.
  14. ^ «Лейтенант полета Уильям Рид VC» . Телеграф . 29 ноября 2001 года . Проверено 17 февраля 2008 г.
  15. ^ Джонс 2002 , стр. 254.
  16. Штат Королевских ВВС, 2005 г. , август 1944 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Кибл 2008 .
  18. ^ Перейти обратно: а б Штаб Королевских ВВС 2005 г. , сентябрь 1944 г.
  19. ^ Перейти обратно: а б с Персонал Королевских ВВС 2005 г. , октябрь 1944 г.
  20. ^ Бишоп 2012 , с. 339.
  21. ^ Свитман 2004 , с. 121.
  22. ^ Брикхилл 1951 , с. 225.
  23. ^ Сотрудники Королевских ВВС, 2005b .
  24. ^ Перейти обратно: а б Зиемке 1960 , с. 311.
  25. ^ Гарцке и Дулин 1985 , стр. 272–273.
  26. Штат Королевских ВВС, 2005 г. , октябрь 1944 г.
  27. ^ Джонс 2002 , стр. 507, 524.
  28. ^ Мюррей 2005 .
  29. Штат Королевских ВВС, 2005 г. , декабрь 1944 г.
  30. ^ Джонс 2002 , стр. 507–508, 532.
  31. Штат Королевских ВВС, 2005 г. , январь 1945 г.
  32. Штат Королевских ВВС, 2005 г. , февраль 1945 г.
  33. ^ Перейти обратно: а б Состав Королевских ВВС 2005 г. , март 1945 г.
  34. ^ Перейти обратно: а б с д Персонал Королевских ВВС 2005 г. , апрель и май 1945 г.
  35. ^ бомб Второй мировой войны найдена в Свиноуйсьце Одна из крупнейших , Онец, 20 сентября 2019 г.
  36. ^ «Польские водолазы захватывают огромную британскую бомбу времен Второй мировой войны в Балтии» . Новости Би-би-си . 12 октября 2020 г. Проверено 14 октября 2020 г. .
  37. ^ « Бомба «Землетрясение» взрывается при попытке обезвреживания» . Новости Би-би-си . 13 октября 2020 г. Проверено 14 октября 2020 г. .
  38. ^ мы «Сегодня будет обезврежена самая большая неразорвавшаяся бомба» (PDF) . abendblatt.de. Архивировано из оригинала (PDF) 14 июля 2014 года . Проверено 29 января 2023 г.
  39. ^ Перейти обратно: а б «Военно-морской флот начинает обезвреживание самой большой бомбы времен Второй мировой войны, когда-либо найденной в Польше» . Си-Эн-Эн. Рейтер. 13 октября 2020 г. Проверено 14 октября 2020 г. . Бомба была найдена в канале Пяст, соединяющем Балтийское море с рекой Одер, и была сброшена ВВС Великобритании в 1945 году при атаке немецкого крейсера «Лютцов» и не взорвалась. Площадка находится недалеко от города Свиноуйсьце на северо-западе Польши, где в 2016 году был открыт терминал сжиженного природного газа (СПГ).
  40. ^ «Самая большая бомба в Польше времен Второй мировой войны взорвалась при попытке ее обезвредить» . Новости Би-би-си . 14 октября 2020 г. Проверено 15 октября 2020 г.
  41. ^ Ганстон 1979 , с. 119.
  42. ^ Макгоуэн 1988 , стр. 64–68.
  43. ^ Деннис Р. Дженкинс (2008). Магниевая облачность: история Convair B-36 . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press. п. 144 фотографии. ISBN  978-1-58007-129-1 .
  • Штаб Королевских ВВС (24 августа 2004 г.), «Туннель Сомюр, 9 июня 1944 г.» , 60-летие бомбардировочного командования , заархивировано из оригинала 29 сентября 2004 г.
  • Штаб Королевских ВВС (6 апреля 2005 г.), «Тирпиц, 12 ноября 1944 г.» , 60-летие бомбардировочного командования , заархивировано из оригинала 6 июля 2007 г.
  • Свитман, Джон (2004). Тирпиц: Охота на зверя . Глостершир: Sutton Publishing Limited. ISBN  978-0-7509-3755-9 .
  • Залога, Стивен Дж. (2008). Немецкие сайты V-оружия, 1943–45 . Крепость 72. иллюстрации Хью Джонсона и Криса Тейлора. Оксфорд: Оспри. ISBN  978-1-84603-247-9 .
  • Зиемке, Эрл Фредерик (1960), Немецкий Северный театр военных действий 1940–1945 , Типография правительства США, стр. 311, OCLC   1249014

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Флауэр, Стивен (2013) [2009]. The Dambusters: Операционная история бомб Барнса Уоллиса (изд. электронной книги). Страуд: Книги Эмберли. ISBN  978-1-4456-1828-9 .
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ebe24f09a3871f7cbaac0aa68ac5f909__1715782800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/eb/09/ebe24f09a3871f7cbaac0aa68ac5f909.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tallboy (bomb) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)