Jump to content

«Бисмарк» Линкор типа

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Бисмарк путешествует возле Бланкенезе в 1940 году.
Обзор класса
Имя «Бисмарк» Линкор типа
Операторы  Военно-морской
Предшественник Шарнхорст класс
Преемник Класс H (планируется)
Построен 1936–1941
В комиссии 1940–1944
Завершенный 2
Потерянный 2
Общие характеристики
Тип Быстрый линкор
Смещение
Длина
Луч 36 м (118 футов 1 дюйм)
Черновик Стандартная длина 9,30 м (30 футов 6 дюймов) [б]
Установленная мощность
  • 12 перегретых котлов Вагнера
  • Бисмарк : [2] 148 120 л.с. (110 450 кВт )
  • Тирпиц : [2] 160 795 л.с. (119 905 кВт)
Движение
Скорость 30 узлов (56 км/ч; 35 миль в час)
Диапазон
  • Бисмарк : 8525 миль (15788 км; 9810 миль) при скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час)
  • Скорость : 8870 миль (16430 км; 10210 миль) на скорости 19 узлов.
Дополнение
  • 103 офицера
  • 1962 военнослужащих [а]
Вооружение
Броня
Самолет перевезен 4 × Арадо Ар 196
Авиационные объекты 1 двусторонняя катапульта

Тип «Бисмарк» построенных представлял собой пару быстрых линкоров, для нацистской Германии Кригсмарине незадолго до начала Второй мировой войны . Эти корабли были самыми большими и мощными военными кораблями, построенными для Кригсмарине ; обычно водоизмещением более 41 000 метрических тонн (40 000 длинных тонн), они были вооружены батареей из восьми орудий калибра 38 см (15 дюймов) и могли развивать максимальную скорость 30 узлов (56 км / ч; 35 миль в час). «Бисмарк» был заложен в июле 1936 года и завершен в сентябре 1940 года, а киль его однотипного корабля « Тирпиц » был заложен в октябре 1936 года, а работы завершены в феврале 1941 года. Корабли были заказаны в ответ на французские «Ришелье». линкоры класса , заложенные в ответ на итальянские «Литторио» линкоры типа . Класс «Бисмарк» был спроектирован с учетом традиционной роли по поражению линкоров противника в своих водах, хотя Oberkommando der Marine (Высшее командование ВМФ) предполагало использовать эти корабли в качестве дальних торговых рейдеров против британских кораблей в Атлантический океан . Таким образом, их конструкция представляла собой стратегическую путаницу, которая доминировала в военно-морском строительстве Германии в 1930-е годы.

Оба корабля имели короткую служебную карьеру. Бисмарк провел только одну операцию, операцию «Рейнюбунг» — вылазку в Северную Атлантику с целью совершить набег на конвои с припасами, отправленные из Северной Америки в Великобританию. В ходе операции она уничтожила британский линейный крейсер HMS Hood и повредила новый линкор Prince of Wales в битве в Датском проливе . «Бисмарк» потерпел поражение и затонул в финальном бою после трехдневной погони Королевского флота . Хотя некоторые разногласия по поводу причины затопления сохраняются, доказательства, рассмотренные Робертом Баллардом и Джеймсом Кэмероном, указывают на то, что ее потеря произошла из-за сочетания боевых повреждений и затопления , когда Королевского флота линкоры «Родни» и «Кинг Георг V» нанесли смертельные повреждения раньше «Бисмарка ». Его команда затопила тонущий корабль.

Тирпица Карьера была менее драматичной; он некоторое время действовал в Балтийском море в 1941 году, а затем был отправлен в норвежские воды в 1942 году, где действовал как флот , угрожая конвоям из Великобритании в Советский Союз. В период с 1942 по 1944 год он неоднократно подвергался нападениям со стороны Королевского флота и Королевских ВВС , но в результате этих атак он не получил серьезных повреждений. В 1944 году бомбардировщики «Ланкастера» поразили корабль двумя бомбами «Толлбой» , что вызвало обширные внутренние повреждения и опрокинуло линкор. Тирпиц был разобран на металлолом в период с 1948 по 1957 год.

Дизайн [ править ]

Серия концептуальных проектов была начата Рейхсмарине ( Военно-морским флотом Королевства) в 1932 году, чтобы определить идеальные характеристики линкора, построенного в соответствии с пределом Вашингтонского военно-морского договора в 35 000 длинных тонн (36 000 тонн) . Эти ранние исследования показали, что корабль должен быть вооружен восемью 33-сантиметровыми (13-дюймовыми) орудиями, иметь максимальную скорость 30 узлов (56 км/ч; 35 миль в час) и иметь сильную броневую защиту. [4] В то время немецкий военно-морской флот был ограничен условиями Версальского договора , положившего конец Первой мировой войне , который ограничивал максимальное водоизмещение линкоров 10 000 длинных тонн (10 160 т). Эскизный проект того, что впоследствии стало классом «Бисмарк» , был разработан Строительным управлением в 1933 году, а окончательный проект был согласован в 1936 году. [5] [3] За проект отвечал советник министерства Герман Буркхардт, а позже он руководил спуском на воду «Тирпица» . [6] В этот период военно-морское руководство боролось с множеством проблем, в том числе со стратегическим и оперативным использованием такого корабля и предпочтительной двигательной установкой. Военные игры показали, что новые линкоры могут быть использованы как для нападения на французские корабли на большом расстоянии, так и для ведения традиционных сражений против французского и польского военно-морского флота, которые тогда рассматривались как наиболее вероятные угрозы. [7] Из-за численного превосходства немецкого флота и предположения, что морские бои будут происходить на сравнительно близкой дистанции в Северном море , конструкторский состав уделял большое внимание остойчивости и бронезащите. Была принята очень толстая вертикальная поясная броня , а также тяжелая броня верхней части цитадели и мощная противоосколочная защита в носовой и кормовой части кораблей. [8]

Французский линкор «Ришелье» в Дакаре в 1940 году; Линкорам типа «Бисмарк» было приказано противостоять «Ришелье».

В июне 1934 года Рейхсмарине класса стало известно, что Италия решила построить пару линкоров водоизмещением 35 000 тонн, вооруженных 35-сантиметровыми (13,8 дюйма) орудиями, Литторио « », что наверняка спровоцирует строительство аналогичных кораблей для французского флота. [с] Французский ответ пришел в виде двух «Ришелье» линкоров класса , заказанных в 1935 году. Чтобы идти в ногу со своими французскими соперниками, следующие два линкора, построенные Германией, должны были иметь аналогичный размер и вооружение. В то же время Германия готовилась начать переговоры с Великобританией для заключения двустороннего военно-морского соглашения, которое фактически отменит военно-морские ограничения Версальского договора. В обмен Германия ограничит свой флот до трети размера Королевского флота . Поскольку строительство как минимум двух 35-тысячных линкоров было в пределах досягаемости, немецкий военно-морской конструкторский штаб в конце октября начал работу по формулированию требований к вооружению, броне и скорости. Предварительный проект был завершен в ноябре, в результате чего получился корабль, вооруженный восемью 33-см орудиями в четырех спаренных орудийных башнях , защищенный бронепоясом толщиной 350 мм (13,8 дюйма) и способный развивать максимальную скорость 30 узлов ( 56 км/ч; 35 миль в час). Сотрудники отметили, что водоизмещение такого корабля, скорее всего, превысит предел в 35 000 тонн, поэтому следует рассмотреть возможность установки трех- или четырехбашенных установок для снижения веса. [10]

Конструкторы решили, что четыре спаренные башни станут лучшим решением для распределения главной батареи, поскольку обеспечат равную огневую мощь вперед и назад, а также упростят управление огнем. Такое расположение было похоже на последние немецкие линкоры имперского периода « Бавария » типа . Сходство привело к предположению, что « Бисмарки » по сути были копиями более ранних кораблей, хотя единственными общими чертами были расположение главной батареи и трехвальная двигательная установка. [11] Поскольку проектные работы продолжались до января 1935 года, генерал-адмирал (генерал-адмирал) Эрих Редер , командующий Рейхсмарине , встретился с руководителями различных отделов и секций для уточнения требований к проектированию. Управление военно-морского вооружения выступало за увеличение орудий до 35 см, чтобы сохранить паритет с ожидаемыми итальянскими и французскими кораблями, что Редер одобрил 19 января. На другом совещании в марте Департамент артиллерийского вооружения снова поднял вопрос о возможности увеличения проектируемой главной батареи до 38 см (15 дюймов), хотя Редер первоначально отверг эту идею из-за значительного увеличения водоизмещения. Тем не менее, хотя он формально утвердил 1 апреля 35-см вариант, он допустил возможность увеличения ГК в зависимости от зарубежных разработок. Всего месяц спустя Редер решил принять на вооружение более крупную пушку 9 мая, во многом из-за того, что канцлер Адольф Гитлер предпочел 38-сантиметровую пушку. [12]

В июне 1935 года Германия подписала англо-германское военно-морское соглашение , которое позволяло Германии строить линкоры в соотношении 35 процентов к общему тоннажу Королевского флота; [13] это обеспечило Германии эффективный паритет с Францией, по крайней мере, с точки зрения выделенного тоннажа. [14] Это также сделало Германию участником системы международных договоров, созданной на Вашингтонской конференции . [4] К этому времени единственным существенным вопросом, который нужно было решить, была двигательная установка, которая во многом зависела от стратегических вопросов. Многие старшие офицеры военно-морского флота предполагали использовать класс «Бисмарк» в Атлантическом океане , что потребовало бы большой дальности плавания. [15] Корабельные конструкторы исследовали дизели , паровые турбины и турбоэлектрические двигатели; последняя система была предпочтительным выбором, поскольку она оказалась чрезвычайно успешной на двух американских «Лексингтон» класса авианосцах и французском пассажирском корабле «Нормандия» . [11] От конструкторского состава также требовалось обеспечить достаточную дальность полета новых линкоров; им пришлось бы совершать длительные плавания из немецких портов, чтобы достичь Атлантики, а у Германии не было зарубежных баз, где корабли могли бы дозаправляться. [16] Редер заказал турбоэлектрические двигатели для новых кораблей, но производитель-подрядчик Siemens-Schuckert не смог удовлетворить требования военно-морского флота и отказался от проекта менее чем за месяц до начала строительства «Бисмарка» , что вынудило флот вернуться к высокому уровню. -паровые турбины высокого давления. [17]

Опознавательный рисунок, подготовленный ВМС США.

Смещение «Бисмарка» и «Тирпица» в конечном итоге было ограничено возможностями существующей инфраструктуры в Киле и Вильгельмсхафене , а также каналом кайзера Вильгельма , а не международными соглашениями. 11 февраля 1937 года Строительное управление сообщило Редеру, что корабли не могут водоизмещать более 42 000 длинных тонн (43 000 т) из-за ограничений гавани и глубины канала. Офис также выразил предпочтение постройке третьего судна и сохранению договорного лимита водоизмещением в 35 000 тонн. [18] Адмирал Вернер Фукс, глава Главного командного управления морской пехоты , сообщил Редеру и Гитлеру, что потребуются модификации для уменьшения водоизмещения и обеспечения соответствия новых кораблей юридическим требованиям Второго Лондонского военно-морского договора . Япония отказалась подписать новый договор, и поэтому 1 апреля 1937 года вступила в силу статья об эскалаторе, позволяющая подписавшим договор строить корабли водоизмещением до 45 000 длинных тонн (46 000 тонн). Окончательное проектное водоизмещение в 41 400 длинных тонн (42 100 т) вполне укладывалось в этот предел, поэтому от модификаций Фукса отказались. [19]

Несмотря на то, что Редер и другие старшие военно-морские офицеры предполагали использовать «Бисмарк» и «Тирпиц» в качестве торговых рейдеров против сначала французского, а затем и британского судоходства в Атлантике, и фактически использовали их в этой роли во время Второй мировой войны , корабли не были предназначены для этой задачи. Их паровые турбины не обеспечивали необходимого для такой роли радиуса плавания, и многие решения, принятые в отношении компоновки вооружения и брони кораблей, отражают ожидание ведения традиционного морского сражения на относительно близком расстоянии в Северном море. Разрыв между тем, как были спроектированы «Бисмарк» и «Тирпиц» , и тем, как они в конечном итоге использовались, представляет собой стратегическую непоследовательность, которая доминировала в военно-морском строительстве Германии в 1930-х годах. [8] [20]

Общие характеристики [ править ]

Линкоры класса «Бисмарк» длину 251 м (823 фута 6 дюймов) имели общую 241,60 м (792 фута 8 дюймов) и длину по ватерлинии . Корабли имели ширину 36 м (118 футов 1 дюйм) и расчетную осадку 9,30 м (30 футов 6 дюймов); осадка при стандартном водоизмещении составляла 8,63 м (28 футов 4 дюйма) и 9,90 м (32 фута 6 дюймов) при полной нагрузке. Корабли имели проектное водоизмещение 45 950 тонн (45 220 длинных тонн ); Стандартное водоизмещение « Бисмарка » составляло 41 700 т (41 000 длинных тонн), а при полной загрузке корабль — 50 300 т (49 500 длинных тонн). «Тирпиц» был тяжелее, водоизмещением 42 900 т (42 200 длинных тонн) и 52 600 т (51 800 длинных тонн) соответственно. Корабли имели двойное дно на 83 процента длины корпуса и двадцать два водонепроницаемых отсека . Корабли на 90 процентов имели сварную конструкцию. [3] Корма была построена слабо; это имело серьезные последствия для Бисмарка . единственной боевой задачи [21] Стоимость строительства «Бисмарка» составила 196 миллионов рейхсмарок , тогда как «Тирпиц» был немного дешевле — 191,6 миллиона рейхсмарок . Оба корабля имели по семь прожекторов. [22]

Корабли были очень устойчивы, прежде всего из-за своей широкой ширины. Корабли страдали лишь от незначительной качки и качки даже в сильном море Северной Атлантики. Бисмарк и Тирпиц реагировали на команды штурвала; они были способны маневрировать с отклонением руля направления всего 5°. При полном отказе руля корабли кренились всего на 3°, но теряли до 65% скорости. Корабли плохо управлялись на малых скоростях или при движении кормой. В результате буксиры были необходимы в замкнутых пространствах, чтобы избежать столкновений или посадки на мель. Корабли имели стандартный экипаж из 103 офицеров и 1962 рядовых матросов, хотя к 1943 году экипаж «Тирпица» увеличился до 108 офицеров и 2500 человек. [22] На кораблях находились лодки меньшего размера, в том числе три пикетных катера, четыре баржи, один катер , две лодки , два катера , два яла и две шлюпки . [1]

существовали существенные различия Хотя оба корабля принадлежали к одному классу, между «Бисмарком» и «Тирпицем» . Колпачок воронки на «Бисмарке» был серебристо-серым, а на «Тирпице» — всегда черным. Два крана на «Бисмарке» были расположены на 3,5 м (11 футов) дальше за борт и на 3 м (9,8 футов) дальше в корму, а «Тирпиц» установил два крана на палубе надстройки. 10,5-см (4,1 дюйма) зенитные орудия (правый борт II и левый II) были установлены на 5 м (16 футов) дальше вглубь борта «Бисмарка» . Когда «Бисмарк» был спущен на воду, у него был прямой форштевень, а у «Тирпица» — атлантическая носовая часть. на обоих кораблях была установлена ​​катушка размагничивания Перед вводом в эксплуатацию . «Бисмарк» имел по одному ангару для самолетов с каждой стороны трубы и двойной ангар у основания грот-мачты. [6] «Тирпиц» имел два двойных ангара по обе стороны от базы грот-мачты. [23] Имелись четыре паравана -тральщика , по два с каждой стороны кормовой палубы надстройки. Они использовались вместе с защитным снаряжением для лука. [24]

Движение [ править ]

Бисмарк в сухом доке демонстрирует трехвальную компоновку.

Оба корабля класса «Бисмарк» имели по три комплекта газотурбинных двигателей с редуктором; «Бисмарк» был оснащен турбинами Blohm & Voss , а «Тирпиц» использовал Brown, Boveri и Co. двигатели Каждый комплект турбин приводил в движение трехлопастной винт диаметром 4,70 м (15 футов 5 дюймов). Трехвальная система была выбрана вместо четырехвальной, которая обычно использовалась на иностранных крупных кораблях, поскольку она позволяла снизить вес. При полной нагрузке турбины высокого и среднего давления работали со скоростью 2825 об/мин , а турбины низкого давления — со скоростью 2390 об/мин. Турбины кораблей приводились в действие двенадцатью водотрубными котлами сверхвысокого давления Вагнера . Первоначально предполагалось, что «Бисмарк» и «Тирпиц» будут использовать электротрансмиссионные турбины мощностью 46 000 л.с. (34 000 кВт) каждая. Эти двигатели обеспечивали бы более высокую максимальную скорость, но за счет большего веса. Турбины с редуктором были значительно легче и в результате имели небольшое преимущество в производительности. Турбины с редуктором также имели значительно более прочную конструкцию, поэтому вместо них были приняты на вооружение. [2] [25]

Оба корабля были рассчитаны на максимальную скорость 30 узлов (56 км/ч; 35 миль в час); «Бисмарк» только что превысил эту скорость на ходовых испытаниях , достигнув 30,01 узла (55,58 км/ч; 34,53 миль в час), а «Тирпиц» на испытаниях показал скорость 30,8 узла (57,0 км/ч; 35,4 миль в час). Эта разница во многом была результатом значительного увеличения мощности «Тирпица» , которая достигла 163 023 л.с. (160 793 л.с.; 119 903 кВт ), по сравнению со 148 116 у «Бисмарка» . У двух кораблей были разные запасы топлива; «Бисмарк» был рассчитан на перевозку 3200 тонн мазута, но в нормальной конфигурации мог хранить до 6400 тонн топлива; с дополнительными топливными бункерами объем перевозимого топлива можно было увеличить до 7400 тонн. «Тирпиц» был рассчитан на перевозку 3000 тонн топлива, а с дополнительными бункерами мог хранить до 7780 тонн. При скорости 19 узлов «Бисмарк» мог пройти 8 525 морских миль (15 788 км), а «Тирпиц» имел максимальную дальность полета на этой скорости 8 870 морских миль (16 430 км). [3]

Роберт Баллард, первооткрыватель Бисмарка , отмечал, что принятие трёхвальной схемы вызвало у Бисмарка серьёзные проблемы . Центральный вал ослабил киль, особенно там, где он выступал из корпуса. По мнению Балларда, помимо сохранения большей прочности корпуса, четырехвальная конструкция позволила бы лучше управлять кораблем, используя только обороты гребного винта, чем трехвинтовая система. [26] Во время атлантической операции « Бисмарка » в мае 1941 года руль корабля был выведен из строя из-за попадания торпеды, и его курс нельзя было скорректировать изменением оборотов винтов; [27] эта проблема уже выявилась в ходе ходовых испытаний, но исправить ее не удалось. [28]

Электроэнергия обеспечивалась различными генераторами, в том числе двумя электростанциями из четырех дизель-генераторов мощностью 500 кВт, двумя электростанциями с пятью турбогенераторами мощностью 690 кВт каждая, одним генератором мощностью 460 кВт, подключенным к мощностью 400 кВА генератору переменного тока , и одним генератором мощностью 550 кВА. Дизельный генератор переменного тока. Генераторы были произведены компанией Garbe, Lahmeyer & Co. [29] Электростанция обеспечила общую мощность 7910 кВт при напряжении 220 В. [1]

Вооружение [ править ]

«Бисмарка » главного калибра Передняя башня

Основная батарея [ править ]

«Бисмарка » и «Тирпица » Главная батарея состояла из восьми 38-см (15 дюймов) орудий SK C/34 в четырех спаренных башнях: «Антон» и «Бруно» располагались в суперстрелковой паре впереди надстройки , а «Цезарь» и «Дора» — в кормовой части. [30] Башни допускали угол возвышения до 30 °, что давало орудию максимальную дальность стрельбы 36 520 м (39 940 ярдов). Орудия выпустили снаряды массой 800 кг (1800 фунтов) с начальной скоростью 820 метров в секунду (2690 футов / с). [31] Всего в главную батарею было поставлено от 940 до 960 снарядов, примерно по 115–120 снарядов на орудие. [1] Как и другие немецкие крупнокалиберные морские винтовки, эти орудия были разработаны фирмой Крупп и имели раздвижные клиновые затворы, для которых требовались латунные гильзы для метательных зарядов. В оптимальных условиях скорострельность составляла один выстрел каждые 18 секунд, или три выстрела в минуту. [32] Орудийные башни имели электропривод, а орудия поднимались гидравлически. Управление подъемом орудия осуществлялось дистанционно. Башни требовали, чтобы каждое орудие возвращалось на угол возвышения 2,5 ° для заряжания. [33] В конечном итоге Тирпицу предоставили снаряды с взрывателем замедленного действия для борьбы с неоднократными бомбардировками союзников. [34]

» Использование «Бисмарком четырех спаренных башен (конфигурация 4×2) было конструктивной практикой, восходящей к Первой мировой войне. Почти все другие крупные корабли после 1921 года имели тройные или даже четверные башни, что позволяло установить дополнительные орудия тяжелого калибра, одновременно уменьшая количество башен. [д] Меньшее количество башен уменьшило длину бронированной цитадели линкора (особенно длину магазина и брони, необходимой для его защиты) и укоротило сам корабль. » рассматривались тройные башни Хотя для « Бисмарка , существовали опасения, что дополнительный ствол снизит общую скорострельность каждой башни, а также опасения, что одно точное попадание может вывести из строя большую часть огневой мощи корабля. Также считалось, что четыре спаренные башни обеспечивают лучшую зону обстрела и более эффективную последовательность залпов. [35]

Вторичная батарея [ править ]

Одна из « Бисмарка » . 15-см орудийных башен

ПМК корабля состоял из двенадцати 15-см (5,9 дюйма) орудий SK C/28, установленных в шести спаренных башнях. [36] 15-см орудийные башни были созданы на основе одноорудийных башен, использовавшихся на борту самолетов Scharnhorst класса . Они могли подниматься до 40° и опускаться до −10°; у них была скорострельность около шести выстрелов в минуту. [34] 15-см орудия выпустили снаряд массой 45,3 кг (100 фунтов) с начальной скоростью 875 м/с (2871 фут/с). На максимальной высоте орудия могли поражать цели на расстоянии до 23 000 м (25 000 ярдов). [31] Как и орудия главного калибра, Тирпица 15-см орудия позже снабжались снарядами с взрывателем замедленного действия. [34]

Решение установить 15-сантиметровые орудия с малым углом наклона подверглось критике со стороны военно-морских историков, в том числе Энтони Престона , который заявил, что они «наложили суровый штраф за вес», в то время как американские и британские линкоры были вооружены орудиями двойного назначения. [37] Историки военно-морского флота Уильям Гарцке и Роберт Дулин отмечают, что «использование вооружения двойного назначения, возможно, увеличило бы количество зенитных орудий, но могло ослабить защиту от нападения эсминцев, что немецкие военно-морские эксперты считали более важным». [38]

Зенитная батарея [ править ]

В заводском состоянии «Бисмарк» и «Тирпиц» были оснащены зенитной батареей из шестнадцати 10,5-см (4,1 дюйма) орудий C/33 65-го калибра в восьми спаренных установках, шестнадцати 3,7-см (1,5 дюйма) орудий C/30 в восьми сдвоенных установках, и двенадцать 2-см (0,79 дюйма) орудий C/30 в отдельных установках. [36] 10,5-сантиметровые орудия были такими же, как на борту « Шарнхорста» , и устанавливались на первой палубе надстройки. После того, как «Бисмарк» был потоплен в 1941 году, два орудия на миделе «Тирпица» были перенесены вперед, чтобы обеспечить им лучшее поле для обстрела. Шестнадцатью орудиями управляли четыре директора управления огнем: два сразу за боевой рубкой , третье — за главной мачтой, а четвертое — непосредственно за башней «Цезарь». Тирпица Дирекции были закрыты защитными куполами, а Бисмарка директора — нет. [39]

Корабельные 3,7-см орудия 83-го калибра были спаренными и размещались в надстройке. Крепления имели ручное управление и автоматически стабилизировались по крену и тангажу. [40] Всего к этим орудиям было поставлено 32 000 патронов. [41] Первоначально «Бисмарк» и «Тирпиц» были вооружены двенадцатью 2-см пушками в одиночных установках, хотя со временем они были увеличены. [1] Оба корабля изначально несли двадцать четыре тысячи снарядов калибра 2 см. [41] «Бисмарк» получил пару счетверенных артиллерийских установок, всего двадцать 2-см орудий. За время ее карьеры Тирпиц 2-сантиметровая батарея была увеличена до 78 орудий в одиночных и счетверенных установках. [40] К 1944 году на ее вооружении было более девяноста тысяч патронов калибра 2 см. [41]

Торпедное editвооружение

У «Бисмарка» их не было, а «Тирпиц» был оснащен двумя рядами четырехместных торпедных аппаратов в период с конца 1941 по начало 1942 года диаметром 53,3 см (21 дюйм). «Тирпиц» нес 24 торпеды . [41]

Броня [ править ]

Броневая пластина в основном состояла из цементированной стали Круппа . У него было две классификации: Ww для Вотана (мягкий) и Wh для Вотана. [42] Корабли класса «Бисмарк» имели броневой пояс толщиной от 220 до 320 мм (от 8,7 до 12,6 дюйма); Самая толстая часть брони прикрывала центральную часть, где располагались орудийные башни, магазины с боеприпасами и машинные отделения. Эта часть пояса с обоих концов закрывалась поперечными переборками толщиной 220 мм. Корабли имели верхнюю палубу толщиной 50 мм (2 дюйма) и бронепалубу толщиной от 100 до 120 мм (3,9–4,7 дюйма) на миделе, сужающуюся до 60 мм (2,4 дюйма) в носовой части и 80 мм (3,1 дюйма) на корме. [3] Однако палуба располагалась низко в корпусе, что уменьшало объем внутреннего пространства, защищаемого броневой цитаделью. Это контрастировало с современными британскими и американскими конструкциями, которые имели единственную толстую бронепалубу, установленную высоко на корабле. [21]

Передняя боевая рубка имела крышу толщиной 200 мм (7,9 дюйма) и борта толщиной 350 мм (13,8 дюйма), а дальномер имел броневую крышу толщиной 100 мм (4 дюйма) и борта толщиной 200 мм (8 дюймов). Кормовая боевая рубка имела гораздо более легкую броню: толщина крыши составляла 50 мм, борта - 150 мм (5,9 дюйма), а кормовой дальномер имел крышу толщиной 50 мм и борта - 100 мм. Башни главного калибра были достаточно хорошо защищены: толщина передней крыши башни составляла 180 мм (7,1 дюйма), а задней части - 130 мм (5,1 дюйма), толщина бортов - 220 мм, а граней - 360 мм (14 дюймов). толщиной с экранами толщиной 220 мм (8,7 дюйма). [3] Толщина этой брони была меньше, чем у современных британских ( король Георг V ) и французских ( Ришелье ) конструкций. И наоборот, аккумуляторная батарея была защищена лучше, чем у большинства конкурентов. [43] 15-см орудийные башни имели крышу толщиной 35 мм (1,4 дюйма), борта - 40 мм (1,6 дюйма) и лоб - 100 мм. Орудия калибра 10,5 см имели щиты толщиной 20 мм (0,79 дюйма). [3] Броня крыши составляла 40 мм (1,6 дюйма). [42]

Что касается подводной защиты, то броня была устойчива к заряду тротилового взрывчатого вещества массой 250 кг. Глубина брони составляла 5,5 метра (216,5 дюйма), толщина продольной переборки - 53 мм (2,1 дюйма). Общая защита днища имела глубину 1,7 метра (66,9 дюйма). Цитадель могла выдержать попадание 38-сантиметрового снаряда массой 1016 кг, выпущенного с дальностей от 10 793 до 21 031 метра для техники и с 23 319 метров для магазина. [44]

Строительство [ править ]

Тирпиц спускается на воду

«Бисмарк» был заложен на верфи «Блом и Фосс» 1 июля 1936 года. [36] Кораблю был присвоен строительный номер 509 и контрактное название Ersatz Hannover , поскольку он был заказан в качестве замены старого линкора Hannover . [3] Корабль был спущен на воду 14 февраля 1939 года в присутствии Адольфа Гитлера. внучка тезки корабля, Отто фон Бисмарк Окрестила корабль . Как и другие немецкие крупные корабли, «Бисмарк» изначально строился с прямым носом. Опыт работы с другими кораблями показал необходимость наличия клипера , чтобы не допустить транспортировки слишком большого количества воды в сильном море, поэтому компания Blohm & Voss соответствующим образом модифицировала «Бисмарка » носовую часть в процессе дооснащения . Корабль был введен в состав флота 24 августа 1940 года под Kapitän zur See Ernst Lindemann командованием . Три недели спустя корабль покинул Гамбург для испытаний в Балтийском море , а затем вернулся в декабре для окончательных доводочных работ. Дальнейшие испытания и испытания были проведены на Балтике в марте и апреле; Бисмарк был переведен в активный статус. В следующем месяце [45]

Тирпица » был заложен на Кригсмарине верфи Киль « в Вильгельмсхафене 20 октября 1936 года. [36] строящийся номер 128. Ему было заказано под контрактным названием Ersatz Schleswig-Holstein для замены устаревшего линкора Schleswig-Holstein . [3] Тирпиц был назван в честь гранд-адмирала Альфреда фон Тирпица , архитектора Флота открытого моря перед Первой мировой войной. Его дочь Ильза фон Хассель окрестила корабль 1 апреля 1939 года. Работы по оснащению продолжались до февраля 1941 года; [46] Тирпиц был принят в состав флота 25 февраля. [1] Затем была проведена серия испытаний сначала в Северном море, а затем в Балтийском. [47]

Корабли [ править ]

Данные о строительстве
Корабль Строитель Тезка Заложен Запущен Введен в эксплуатацию Судьба
Бисмарк Блом и Восс ,
Гамбург
Отто фон Бисмарк 1 июля 1936 г. 14 февраля 1939 г. 24 августа 1940 г. Затоплен в результате надводного боя , 27 мая 1941 г.
Тирпиц Военно-морская верфь ,
Вильгельмсхафен
Альфред фон Тирпиц 2 ноября 1936 г. 1 апреля 1939 г. 25 февраля 1941 г. Потоплен в результате воздушной атаки на Тромсё , 12 ноября 1944 года.

История обслуживания [ править ]

Бисмарк в сентябре 1940 года.

Бисмарк [ править ]

После того как «Бисмарк» присоединился к флоту, был составлен план вылазки в Северную Атлантику под кодовым названием «Операция Rheinübung» («Рейнские учения»). Первоначально для операции требовалось участие сил в составе «Бисмарка» , «Тирпица» и двух линкоров типа «Шарнхорст» . «Тирпиц» К маю 1941 года еще не был готов к эксплуатации, а «Шарнхорст» находился на капитальном ремонте. Силы были сокращены до «Бисмарка» , «Гнейзенау» и тяжелого крейсера «Принц Ойген» . «Гнейзенау» был поврежден в результате британской бомбардировки Бреста , поэтому было решено, что только «Бисмарк» и «Принц Ойген» операцию будут проводить адмирал Гюнтер Лютьенс . . Командовать парой кораблей был назначен [48]

Рано утром 19 мая Бисмарк покинул Готенхафен и направился в Северную Атлантику. [49] Во время путешествия через пояс Датский Бисмарк и Принц Ойген со шведским крейсером HSwMS Gotland столкнулись в Каттегате ; Информация о наблюдении была передана через ВМС Швеции британскому военно-морскому атташе в Стокгольме. [50] Британские Королевские ВВС провели воздушную разведку норвежского фьорда, в котором остановились Бисмарк и Принц Ойген , чтобы подтвердить обнаружение. Находясь в Норвегии, Лютьенс не смог пополнить примерно 1000 длинных тонн (1016 т) топлива, которое Бисмарк потратил на первом этапе путешествия. [51]

К 23 мая «Бисмарк» и «Принц Ойген» достигли Датского пролива . В тот вечер британские крейсеры «Саффолк» и «Норфолк» ненадолго вступили в бой с «Бисмарком», прежде чем отступить, чтобы скрыть немецкие корабли. [52] На следующее утро в 06:00 наблюдатели на борту «Бисмарка» заметили мачты линейного крейсера « Худ» и нового линкора « Принц Уэльский» . [53] Британские корабли направились прямо к Бисмарку и Принцу Ойгену , а затем попытались развернуться, чтобы вывести эти две силы примерно на параллельный курс. Во время разворота как минимум один из 38-см снарядов «Бисмарка » пробил один из кормовых погребов с боеприпасами на борту «Худа» , что вызвало катастрофический взрыв и разрушило корабль. [54] состоящего из 1421 человека , выжили только трое Худа , Из экипажа . Затем немецкие корабли сосредоточили свой огонь на Принце Уэльском , который был вынужден отступить. Бисмарк не остался невредимым; Прямое попадание принца Уэльского в ее нос заставило Бисмарк набрать около 2000 длинных тонн (2032 т) воды. Из корабля также вытекала нефть, что облегчило британцам его выслеживание. [55]

Бисмарк после битвы с Худом и принцем Уэльским

После отступления принц Уэльский присоединился к Норфолку и Саффолку ; корабли ненадолго вступили в бой с Бисмарком около 18:00 . Ни одна из сторон не забила ни одного гола. [56] К этому времени в погоне было задействовано 19 боевых кораблей. [57] Сюда входили шесть линкоров и линейных крейсеров, два авианосца, а также ряд крейсеров и эсминцев. [58] После второго боя с принцем Уэльским Лютьенс отрядил «Принца Ойгена» для продолжения операции, пока Бисмарк отплыл в порт. [59] Незадолго до полуночи 24 мая группа Fairey Swordfish торпедоносцев из 825-й морской авиационной эскадрильи на борту «Викториуса» атаковала «Бисмарк» . Одна торпеда попала в мидель корабля, но не причинила ему серьезных повреждений. Удар от взрыва в сочетании с маневрированием «Бисмарка » на высокой скорости повредил временный ремонт, который остановил наводнение после предыдущих боевых повреждений. Ее скорость была снижена до 16 узлов (30 км/ч; 18 миль в час), чтобы замедлить наводнение, пока ремонтные бригады залечивали вновь открытые раны. [60]

Рано утром 25 мая «Бисмарк» обошла своих преследователей широким кругом. Маневр успешно отбросил британские корабли, которые повернули на запад в попытке найти корабль. Несмотря на маневр, Лютьенс не знал, что ускользнул от британцев, и поэтому отправил серию радиопередач, которые были перехвачены британцами и использованы для приблизительного определения его позиции. [58] Из-за повреждений, полученных его кораблем, Лютьенс решил направиться в оккупированную Францию, а не продолжать свою миссию. Утром 26 мая летающая лодка прибрежного командования PBY Catalina заметила Бисмарк в 690 морских милях (1280 км; 790 миль) к северо-западу от Бреста; она двигалась со скоростью, которая в течение 24 часов поставила бы ее под защиту немецких самолетов и подводных лодок . Единственными британскими силами, находившимися достаточно близко, чтобы замедлить ее движение, были авианосец «Арк Ройял» и его эскорт, линейный крейсер «Слава» . [61] Примерно в 20:30 звено из пятнадцати «Суордфиш» компании «Арк Ройял» начало торпедоносцев 820 -й военно-морской эскадрильи атаку на «Бисмарк» . Предполагается, что в корабль попали три торпеды; Первые две торпеды не смогли нанести кораблю серьезных повреждений, но третье попадание сильно заклинило рули направления «Бисмарка » по правому борту. Повреждения устранить не удалось, и линкор начал разворачиваться по большому кругу обратно к преследователям. [58]

Через час после атаки «Суордфиша» Лютьенс передал командованию военно-морской группы «Запад» следующий сигнал: «Корабль неспособен маневрировать. Мы будем сражаться до последнего снаряда. Да здравствует фюрер». [62] На следующее утро в 08:47 линкор «Родни» открыл огонь, за ним следовал « Король Георг V» . [63] Бисмарк ответил через три минуты, хотя в 09:02 16-дюймовый снаряд Родни разрушил передние башни. [64] Через полчаса « Бисмарка » . замолчали и кормовые башни [65] Около 10:15 оба британских линкора прекратили огонь, их целью стали горящие обломки корабля. У британцев было опасно мало топлива, но «Бисмарк» , хотя и горел и тонул, еще не затонул. Крейсер «Дорсетшир» выпустил несколько торпед по искалеченному кораблю, который затем резко накренился влево. Примерно в то же время, что и Дорсетшира атака , экипаж машинного отделения взорвал затопленные заряды в машинных отделениях. [66] До сих пор ведутся серьезные споры о непосредственной причине затопления « Бисмарка » . Только 110 человек были спасены британцами, прежде чем сообщения о подводных лодках заставили их покинуть место происшествия. [67] Еще пять человек были спасены немецкими судами. [68]

Тирпиц [ править ]

Тирпиц и несколько эсминцев у берегов Норвегии

Первым действием « Тирпица » после его вступления в состав Кригсмарине 25 февраля 1941 года было сдерживание возможной советской попытки вырваться из Балтийского флота после немецкого вторжения в Советский Союз . К кораблю присоединились тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» и легкие крейсеры «Лейпциг» , «Нюрнберг» и «Кёльн» . Войска патрулировали Аландские острова в течение нескольких дней, прежде чем вернуться в Киль. [69] 14 января 1942 года «Тирпиц» покинул воды Германии и направился в Норвегию в сопровождении эсминцев Z4 Richard Beitzen , Z5 Paul Jacobi , Z8 Bruno Heinemann и Z29. [70] прибытие в Тронхейм 17-го числа. [71] Немцы использовали корабль в качестве флота, чтобы связать британские военно-морские силы, защитить путь конвоя в Советский Союз и сдержать вторжение в Норвегию. [72]

6 марта «Тирпиц» в сопровождении эсминцев Z25 , Z14 Friedrich Ihn , Z5 Paul Jacobi и Z7 Hermann Schoemann , [70] предпринял набег на британские конвои, направлявшиеся в Советский Союз . [69] Немцы попытались перехватить конвои PQ-12 и QP-8. [71] но ненастная погода помешала им обнаружить конвои. [69] Советское грузовое судно, шедшее независимо от конвоев, было потоплено эсминцами. Британские подводные лодки «Трайдент» и «Сивулф» сообщили «Тирпицу» . Эскадре Флота Метрополии в составе линкоров King George V и Duke of York , авианосца Victorious , тяжелого крейсера Berwick и эсминцев не удалось обнаружить немцев. [70] «Викториус» нанес удар двенадцати торпедоносцев «Фейри Альбакор» , однако самолеты были отбиты, не причинив ни одного попадания по немецким кораблям. Тирпиц и эсминцы вернулись в порт к 12 марта. [71] Этот близкий вызов побудил Гитлера обязать Тирпиц не атаковать другой конвой, если сопровождающий его авианосец не будет потоплен или выведен из строя. [73]

Королевские ВВС предприняли серию безуспешных бомбардировок Тирпица , когда он был пришвартован в Фэттен-фьорде . Первый - 30/31 января - семь бомбардировщиков Short Stirling из 15-й эскадрильи и девять бомбардировщиков Handley Page Halifax из 76-й эскадрильи. Затем последовал налет 36 бомбардировщиков Галифакса, произошедший 30/31 марта. 27/28 апреля «Тирпиц» был атакован 26 бомбардировщиками «Галифакс» из 4-й группы и 10 «Авро Ланкастерами» из 5-й группы. За ним 28/29 апреля последовали 23 «Галифакса» из 76-й эскадрильи и 11 «Ланкастеров». [70] Сочетание сильного немецкого зенитного огня и плохой погоды привело к провалу всех трех миссий. [69] В течение оставшейся части года и до конца 1942 года «Тирпиц» прошел ремонт в Фаеттен-фьорде, где не было каких-либо верфей. В результате работа выполнялась постепенно; был построен большой кессон для замены рулей направления. [74] Историки военно-морского флота Уильям Гарцке и Роберт Дулин заявили, что «ремонт этого корабля был одним из самых сложных подвигов военно-морской инженерии Второй мировой войны». [75]

В январе 1943 года «Тирпиц» вышел из длительного ремонта, после чего был переведен в Альтафьорд . Здесь она участвовала в обширных учебных операциях с «Шарнхорстом» и тяжелым крейсером «Лютцов» , которые продолжались до середины года. [76] 6 сентября «Тирпиц» , «Шарнхорст » и эсминцы Z27 , Z29 , Z30 , Z31 , Z33 , Z15 «Эрих Штайнбринк» , Z20 «Карл Гальстер» , Z10 «Ганс Лоди» и Z6 «Теодор Ридель» подвергли бомбардировке остров Шпицберген , служивший британской заправочной станцией. [77] Два линкора уничтожили свои цели и благополучно вернулись в Альтенфьорд; это был первый раз, когда Тирпиц в гневе выстрелила из главного орудия. [78] 22–23 сентября шесть британских сверхмалых подводных лодок атаковали Тирпиц , стоявший на якоре. Только две подводные лодки, X6 и X7, успешно заложили заряды взрывчатого вещества в корпус линкора. Первый заряд взорвался в 08:12, второй вскоре после этого. Был нанесен очень значительный ущерб; вышло из строя почти все электроосвещение, частичное затопление электрощитового помещения 2, затопление двойного дна и топливных бункеров по левому борту. Конструктивные повреждения в двигательной установке корпуса и узлов левой турбины и конденсатора; хвостовые валы были разцентрованы, подпятник был поврежден, гребные винты были обездвижены, левый руль направления был затоплен. Башни главного калибра сорвались с роликовых гусениц, работал только один дальномер, одна 15-сантиметровая башня была заклинена, три из четырех центров управления огнем были повреждены, авиационная катапульта была неработоспособна и два гидросамолета Arado 196 получили серьезные повреждения. Однако потери были небольшими: один убитый и 40 раненых. [77] Тирпиц был успешно нейтрализован. [76] В течение следующих шести месяцев около 1000 человек провели необходимый ремонт, который был завершен к марту 1944 года. [79]

Тирпиц подвергся атаке бомбардировщиков Барракуда 3 апреля.

Англичане возобновили серию воздушных атак практически сразу после завершения ремонта. 3 апреля Королевский флот начал операцию «Вольфрам» , в ходе которой 40 истребителей и 40 бомбардировщиков «Барракуда» с шести авианосцев атаковали корабль. Они нанесли 15 прямых попаданий и два промаха, в результате чего был нанесен серьезный ущерб, 122 человека были убиты и еще 316 ранены. Королевский флот попытался повторить атаку через три недели, 24-го числа, но был вынужден отменить операцию из-за ненастной погоды. Операция «Браун», еще одна атака с авианосцев, последовала 15 мая, но снова вмешалась погода. 28 мая была предпринята еще одна попытка авианосного удара, но она также была отменена из-за плохих погодных условий. Операция «Талисман» , которую должны были провести авианосцы «Викториус» , «Форсаж » и «Неутомимый» 17 июля, была сорвана тяжелой дымовой завесой над линкором. [80]

Королевский флот начал серию операций «Гудвуд» В конце августа . Гудвуд I состоялся 22 августа с участием 38 бомбардировщиков и 43 истребителей с пяти авианосцев. Нападавшим не удалось нанести ни одного удара. Двумя днями позже последовал Гудвуд III с 48 бомбардировщиками и 29 истребителями из групп Formidable , Furious и Indefatigable . Бомбардировщики нанесли по кораблю два попадания, причинив лишь незначительные повреждения. Последняя операция Королевского флота, Гудвуд IV, состоялась 29 августа. Тридцать четыре бомбардировщика и 25 истребителей, стартовавшие с «Грозного» и «Индефатигэбл» , атаковали корабль, хотя туман не позволил им поразить цель. [80]

Задача потопления «Тирпица» теперь выпала на долю ВВС Великобритании, которые нанесли три авиаудара, вооруженные новыми бомбами «Толлбой» массой 5400 кг (11900 фунтов) . [80] Первая атака, операция «Паравейн» , произошла 15 сентября, когда отряд из 27 «Ланкастеров» сбросил по одному «Толлбою» каждый; бомбардировщикам удалось поразить Тирпиц одной из бомб прямо в носовую часть. Бомба полностью пробила корабль и взорвалась прямо под его килем. В результате корабль затопило 1500 длинных тонн (1524 т) воды; Тирпиц снова был выведен из строя. [81] Месяц спустя, 15 октября, «Тирпиц» был переведен на остров Хокойя недалеко от Тромсё для использования в качестве плавучей артиллерийской батареи. Две недели спустя, 29 октября, британцы начали операцию «Обвиат» , в которой приняли участие 32 бомбардировщика «Ланкастер». Был достигнут лишь промах, хотя из-за этого Тирпиц набрал больше воды. Последняя атака, операция «Катехизис» , произошла 12 ноября. Тридцать два Ланкастера атаковали корабль и нанесли пару прямых попаданий и почти промахнулись. Бомбы взорвали один из магазинов с боеприпасами « Тирпица » , и корабль перевернулся . Потери были высокими: в результате нападения погибло 1204 человека. Еще 806 мужчинам удалось спастись с тонущего корабля, а еще 82 человека были спасены с перевернувшегося корабля. [71] затонувший корабль постепенно разбирался на металлолом . В период с 1948 по 1957 год [82]

См. также [ править ]

Сноски [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Экипажи могут быть увеличены до 108 офицеров и 2500 рядовых. [1]
  2. ^ Бисмарка Осадка при полной нагрузке составляла 9,90 м (32 фута 6 дюймов), а Тирпица у - 10,60 м (34 фута 9 дюймов). [3]
  3. К моменту завершения разработки проекта «Литторио » будут вооружены девятью 381-мм (15-дюймовыми) орудиями. [9]
  4. Единственным линкором или линейным крейсером после 1921 года, который использовал в качестве своей главной батареи исключительно сдвоенные башни, был британский линкор HMS Vanguard , в данном случае из-за использования ранее существовавшего набора из четырех башен, оставшихся вскоре после Первой мировой войны.

Цитаты [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Гренер , с. 35.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Гренер , стр. 33–35.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Гренер , с. 33.
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гарцке и Дулин , с. 203.
  5. ^ Куп и Шмолке , с. 15.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Куп и Шмолке , с. 16.
  7. ^ Маллиган , стр. 1021–1023.
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гарцке и Дулин , с. 204–205.
  9. ^ Уитли , с. 169.
  10. ^ Маллиган , стр. 1023–1026.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гарцке и Дулин , с. 204.
  12. ^ Маллиган , стр. 1026–1028.
  13. ^ Майоло , стр. 35–36.
  14. ^ Маллиган , с. 1028.
  15. ^ Маллиган , стр. 1028–1031.
  16. ^ Гарцке и Дулин , стр. 205–206.
  17. ^ Маллиган , с. 1031.
  18. ^ Гарцке и Дулин , с. 206.
  19. ^ Гарцке и Дулин , с. 208.
  20. ^ Маллиган , стр. 1042–1043.
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Престон , с. 151.
  22. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Куп и Шмолке , с. 18.
  23. ^ Куп и Шмолке , с. 17.
  24. ^ Куп и Шмолке , с. 25.
  25. ^ Маллиган , с. 1026.
  26. ^ Баллард , с. 232.
  27. ^ Гарцке и Дулин , стр. 234–237.
  28. ^ Мюлленхайм-Рехберг , с. 39.
  29. ^ Куп и Шмолке , с. 28.
  30. ^ Грёнер , стр. 34–35.
  31. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гарцке и Дулин , с. 275.
  32. ^ Гарцке и Дулин , с. 274.
  33. ^ Гарцке и Дулин , с. 278.
  34. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Гарцке и Дулин , с. 279.
  35. ^ Беркусон и Хервиг , с. 33.
  36. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Стертон , с. 44.
  37. ^ Престон , с. 152.
  38. ^ Гарцке и Дулин , с. 297.
  39. ^ Гарцке и Дулин , с. 280.
  40. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гарцке и Дулин , с. 282.
  41. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Куп и Шмолке , с. 24.
  42. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Куп и Шмолке , с. 22.
  43. ^ Брейер 1973 , с. 300.
  44. ^ Куп и Шмолке , с. 23.
  45. ^ Уильямсон , стр. 21–22.
  46. ^ Уильямсон , с. 35.
  47. ^ Уильямсон , стр. 35–36.
  48. ^ Уильямсон , с. 22.
  49. ^ Беркусон и Хервиг , с. 63.
  50. ^ Беркусон и Хервиг , стр. 65–67.
  51. ^ Беркусон и Хервиг , с. 71.
  52. ^ Уильямсон , с. 23.
  53. ^ Уильямсон , стр. 23–24.
  54. ^ Беркусон и Хервиг , стр. 147–153.
  55. ^ Уильямсон , с. 24.
  56. ^ Гарцке и Дулин , с. 227.
  57. ^ Гарцке и Дулин , с. 229.
  58. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Уильямсон , с. 33.
  59. ^ Беркусон и Хервиг , стр. 176–177.
  60. ^ Гарцке и Дулин , стр. 229–230.
  61. ^ Гарцке и Дулин , с. 233.
  62. ^ Беркусон и Хервиг , с. 266.
  63. ^ Беркусон и Хервиг , с. 288.
  64. ^ Беркусон и Хервиг , стр. 289–290.
  65. ^ Беркусон и Хервиг , с. 291.
  66. ^ Гарцке и Дулин , стр. 245–246.
  67. ^ Уильямсон , стр. 34–35.
  68. ^ Гарцке и Дулин , с. 246.
  69. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Уильямсон , с. 36.
  70. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Куп и Шмолке , с. 61.
  71. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Брейер 1989 , с. 25.
  72. ^ Гарцке и Дулин , с. 248.
  73. ^ Гарцке и Дулин , с. 253.
  74. ^ Гарцке и Дулин , с. 255.
  75. ^ Гарцке и Дулин , с. 256.
  76. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уильямсон , с. 37.
  77. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Куп и Шмолке , с. 63.
  78. ^ Гарцке и Дулин , с. 258.
  79. ^ Уильямсон , стр. 37–38.
  80. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Брейер 1989 , с. 26.
  81. ^ Уильямсон , с. 39.
  82. ^ Стертон , с. 45.

Ссылки [ править ]

  • Баллард, Роберт (2007). Бисмарк Роберта Балларда . Эдисон: Книги Чартвелла. ISBN  978-0-7858-2205-9 .
  • Беркусон, Дэвид Дж. и Хервиг, Хольгер Х. (2003). Уничтожение «Бисмарка» . Нью-Йорк: Оверлук Пресс. ISBN  978-1-58567-397-1 .
  • Брейер, Зигфрид (1973). Линкоры и линейные крейсеры 1905–1970 гг . Нью-Йорк: Даблдей.
  • Брейер, Зигфрид (1989). Линкор «Тирпиц» . Schiffer Publishing Ltd. Западный Честер: ISBN  978-0-88740-184-8 .
  • Кэмпбелл, Джон (1985). Морское вооружение Второй мировой войны . Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-459-4 .
  • Гарцке, Уильям Х. и Дулин, Роберт О. (1985). Линкоры: линкоры стран Оси и нейтральных стран во Второй мировой войне . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-101-0 .
  • Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-790-6 .
  • Куп, Герхард и Шмолке, Клаус-Петер (2014). Линкоры типа «Бисмарк» . Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN  978-1-84832-197-7 .
  • Майоло, Джозеф (1998). Королевский флот и нацистская Германия, 1933–39. Исследование умиротворения и истоков Второй мировой войны . Лондон: Макмиллан Пресс. ISBN  978-0-312-21456-2 .
  • Мюлленхайм-Рехберг, Буркхард фон (1980). Линкор «Бисмарк», история выжившего . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-096-9 .
  • Маллиган, Тимоти П. (октябрь 2005 г.). «Линейный корабль или Атлантический рейдер? Линкор «Бисмарк» между конструктивными ограничениями и военно-морской стратегией». Журнал военной истории . 69 (4): 1013–1044. дои : 10.1353/jmh.2005.0246 . S2CID   159780706 .
  • Престон, Энтони (2002). Худшие военные корабли мира . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  978-0-85177-754-2 .
  • Стертон, Ян, изд. (1987). Конвея «Все линкоры мира: с 1906 года по настоящее время» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  978-0-85177-448-0 . OCLC   246548578 .
  • Уильямсон, Гордон (2003). Немецкие линкоры 1939–45 . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN  978-1-84176-498-6 .
  • Уитли, MJ (1998). Линкоры Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-184-4 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 865dedb904c33f733833d0ee8bb6f0f1__1715780820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/86/f1/865dedb904c33f733833d0ee8bb6f0f1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bismarck-class battleship - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)