«Лейпциг» Крейсер типа
Нюрнберг до начала войны
| |
Обзор класса | |
---|---|
Операторы | |
Предшественник | Кенигсбергский класс |
Преемник | Крейсер М-класса (планируется) |
Построен | 1928–1934 |
В комиссии | 1931–1959 |
Завершенный | 2 |
Ушедший на пенсию | 2 |
Общие характеристики | |
Тип | Легкий крейсер |
Смещение |
|
Длина |
|
Луч | 16,3 м (53 фута) |
Черновик |
|
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час) |
Диапазон | 3900 морских миль (7200 км) при скорости 10 узлов (19 км/ч) |
Дополнить |
|
Вооружение |
|
Броня |
|
Самолет перевезен | 2 × «Плуг 196» гидросамолета |
Класс Лейпциг» « — класс двух лёгких крейсеров немецкой Рейхсмарине , а затем Кригсмарине ; в этот класс входили «Лейпциг » головной корабль и «Нюрнберг» , построенный по слегка измененной конструкции. Корабли представляли собой усовершенствование предыдущих «Кёнигсберг» крейсеров типа , будучи немного крупнее, с более эффективным расположением главной батареи и улучшенной броневой защитой. Лейпциг был построен между 1928 и 1931 годами, а Нюрнберг — с 1934 по 1935 год.
Оба корабля участвовали в патрулировании невмешательства во время гражданской войны в Испании в 1936 и 1937 годах. После начала Второй мировой войны в сентябре 1939 года они использовались в различных целях, в том числе в качестве минных заградителей и эскортных судов. 13 декабря оба корабля были торпедированы британской подводной лодкой HMS Salmon . После этого они использовались во второстепенных целях, в первую очередь в качестве учебных кораблей , на протяжении большей части оставшейся части войны. Лейпциг оказывал огневую поддержку войскам немецкой армии, сражавшимся на Восточном фронте .
Оба корабля пережили войну, хотя «Лейпциг» находился в очень плохом состоянии после случайного столкновения с тяжелым крейсером «Принц Ойген» в конце войны. Таким образом, «Лейпциг» использовался в качестве корабля-казармы, прежде чем был затоплен в 1946 году. Однако «Нюрнберг » вышел из войны практически невредимым и в результате был захвачен советским флотом в качестве военных репараций и введен в состав советского флота под именем адмирала Макарова ; она продолжала служить в Советском Союзе до конца 1950-х годов и к 1960 году была разобрана на металлолом.
Дизайн
[ редактировать ]Общие характеристики
[ редактировать ]Два корабля класса «Лейпциг» не были идентичными, что побудило некоторых военно-морских историков классифицировать их как отдельные проекты, а не как класс кораблей . [ 1 ] Из этих двух Нюрнберг был больше. Лейпциг имел длину 165,8 м (544 фута) по ватерлинии 177 м (580 футов 9 дюймов) и общую длину . У нее была ширина 16,3 м (53 фута 6 дюймов) и максимальная осадка вперед 5,69 м (18 футов 8 дюймов). Его водоизмещение 6820 метрических тонн (6710 длинных тонн ; 7520 коротких тонн ) при проектировании и 8100 метрических тонн (8000 длинных тонн; 8900 коротких тонн) при полной загрузке . Нюрнберг был немного длиннее: 170 м (557 футов 9 дюймов) по ватерлинии и 181,3 м (594 футов 10 дюймов) в целом. Ее ширина была идентична Лейпцигу , но ее осадка была немного больше, на 5,74 м (18 футов 10 дюймов) вперед. Его водоизмещение 8060 метрических тонн (7930 длинных тонн; 8880 коротких тонн) в соответствии с проектом и 9040 метрических тонн (8900 длинных тонн; 9960 коротких тонн) при полной загрузке. [ 2 ]
кораблей Корпуса были разделены на четырнадцать водонепроницаемых отсеков и имели двойное дно , занимавшее 83 процента длины киля . Оба судна имели боковые утолщения и луковицеобразную носовую часть . Они имели продольные стальные рамы и более чем на 90 процентов были сварными для снижения веса. «Нюрнберг» имел большую, блочную носовую надстройку , в то время как надстройка « Лейпцига » напоминала надстройку предыдущего «Кенигсберг» класса . В Нюрнберге также была установлена большая прожекторная платформа на воронке , а в Лейпциге - нет. [ 1 ] [ 2 ]
Первоначально «Лейпциг» имел экипаж из 26 офицеров и 508 рядовых. Позже в ее карьере экипаж увеличился до 30 офицеров и 628 матросов, а затем снова до 24 офицеров и 826 матросов. на нем также мог разместиться адмиральский штаб из 6 офицеров и 20 рядовых Когда он служил флагманом, . Экипаж « Нюрнберга » начинался с 25 офицеров и 648 рядовых, а за время ее карьеры увеличился до 26 офицеров и 870 рядовых. На кораблях находились два дозорных катера , две баржи, два катера и два катера . [ 2 ]
Оба корабля несли по одной авиационной катапульте для пары Heinkel He 60 бипланов -разведчиков- гидросамолетов . Они были оборудованы краном для подъема самолета после приземления. Позднее к 1939 году He 60 были заменены монопланом Arado Ar 196 . [ 3 ] Катапульта Лейпцига Нюрнберга располагалась между трубой и носовой надстройкой, а катапульта располагалась . позади трубы [ 4 ]
Машины и обработка
[ редактировать ]Силовая установка кораблей состояла из двух паровых турбин производства верфей Deutsche Werke и Germaniawerft , а также четырех 7-цилиндровых двойного действия двухтактных дизелей производства MAN . [ 1 ] Пар для турбин обеспечивался шестью двусторонними мазутными водотрубными котлами морского типа , вентиляция которых осуществлялась через единственную большую воронку, расположенную в миделе корабля . Двигатели имели мощность на валу 60 000 л.с. (45 000 кВт) для турбин плюс 12 400 л.с. (9 200 кВт) для центральных дизельных двигателей. Силовая установка корабля обеспечивала максимальную скорость 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час) и дальность действия примерно 3900 морских миль (7200 км; 4500 миль) на скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) при использовании только дизельные двигатели. Только с работающими турбинами корабли могли преодолевать расстояние 2800 миль (5200 км; 3200 миль) со скоростью 16,5 узлов (30,6 км / ч; 19,0 миль в час). [ 2 ]
Корабли имели обширные электрические генераторные системы. В Лейпциге было три электростанции, каждая из которых имела турбогенератор мощностью 180 киловатт и дизель-генератор мощностью 180 киловатт; это дало кораблю суммарную мощность 1080 кВт при напряжении 220 вольт . В Нюрнберге было четыре генератора, в том числе два турбогенератора мощностью 300 кВт и два дизель-генератора мощностью 350 кВт общей мощностью 1300 кВт, также при напряжении 220 В. [ 2 ]
Рулевое управление осуществлялось единым сбалансированным рулем , что придавало кораблям прекрасную маневренность. Руль направления был дополнен специальной системой рулевого управления на трансмиссиях двигателей; у них были шестерни, которые могли двигать половину двигателей назад, а половину вперед, что позволяло винтам поворачивать корабль под более острыми углами. В обычных условиях корабли склонялись к подветренному рулю , но при сильном ветре они страдали от непогоды . Оба судна также страдали от сильного крена на малых скоростях, и этот эффект был особенно заметен для «Нюрнберга» из-за его более крупной надстройки. [ 2 ]
Вооружение и броня
[ редактировать ]Лейпциг и Нюрнберг были вооружены главной батареей из девяти SK C/25, 15-см (5,9 дюйма) орудий установленных в трех трехорудийных башнях . Один располагался в носовой части, а два размещались в суперстрелковой паре в кормовой части, все на центральной линии. Им было поставлено от 1080 до 1500 патронов, по 120–166 снарядов на ствол. В заводском состоянии «Лейпциг» также был оснащен двумя SK L/45 калибра 8,8 см (3,5 дюйма) зенитными орудиями в одиночных установках; у них было 800 патронов. Тем временем в Нюрнберге было восемь таких орудий общим боезапасом 3200 патронов. Нюрнберг также имела восемь SK C / 30 калибра 3,7 см (1,5 дюйма) зенитных орудий и несколько зенитных орудий калибра 2 см (0,79 дюйма) , хотя количество последних за время ее карьеры изменилось. Оба корабля также имели четыре тройные торпедные аппараты, расположенные в миделе корабля; «Лейпциг» имел вооружение диаметром 50 см (20 дюймов), а «Нюрнберг» был оснащен торпедами диаметром 53,3 см (21 дюйм) . Им было поставлено двадцать четыре торпеды. Они также были способны нести 120 морских мин. . [ 2 ]
Лейпциг использовал цементированную броню Круппа , а Нюрнберг получил недавно разработанную сталь Wotan, Hart (« Вотан », Hard). Корабли были защищены броневой палубой толщиной 30 мм (1,2 дюйма) на миделе и бронепоясом толщиной 50 мм (2 дюйма). Пояс был наклонен в большей степени, чем на предыдущих «Кенигсбергах », для повышения эффективности бронелиста той же толщины. Наклонная броня, соединявшая палубу с поясом, имела толщину 25 мм (0,98 дюйма). Боевая рубка имела борта толщиной 100 мм (3,9 дюйма) и крышу толщиной 50 мм. Орудийные башни имели толщину граней 80 мм (3,1 дюйма), бортов толщиной 35 мм (1,4 дюйма) и крыши толщиной 32 мм (1,3 дюйма). Они были установлены на барбетах , защищенных стальной обшивкой толщиной 60 мм (2,4 дюйма). [ 2 ]
Модификации
[ редактировать ]После начала войны оба корабля были оснащены катушкой размагничивания для защиты от магнитных мин. [ 3 ] [ 5 ] В 1941 году с «Лейпцига» сняли авиационное оборудование вместе с кормовыми торпедными аппаратами. В 1942 году с «Нюрнберга » также были сняты подъемно-транспортное оборудование и кормовые торпедные аппараты. На протяжении всей войны радиолокационные комплексы кораблей модернизировались; в марте 1941 года «Нюрнберг» был оснащен радаром FuMO 21, а в начале 1942 года был установлен радар FuMO 25. [ 6 ] Последняя представляла собой поисковую РЛС надводных целей и низколетящих самолетов на малой дальности. На смену комплекту FuMO 21 пришел 50-сантиметровый радар ближнего действия FuMO 63 Hohentwiel . Нюрнберг также был оснащен четырьмя Metox приемниками радиолокационных предупреждений . [ 7 ] Лейпциг получил радар FuMO 24/25 только в 1943 году; это должна была быть последняя модификация для Лейпцига . [ 8 ]
Лейпциг модернизировал свое зенитное вооружение, чтобы приблизить его к стандарту вооружения, установленному на ее сестре. После 1934 года были добавлены две дополнительные пушки калибра 8,8 см, а позже еще одна пара. Начиная с 1941 года было установлено восемь 3,7-см орудий и четырнадцать 2-см орудий. После 1944 года на нем было всего восемь 2-см орудий. [ 2 ] . войны Зенитная батарея Нюрнберга совершенствовалась в ходе Второй мировой В конце 1942 года была установлена пара счетверенных установок 2 cm Flakvierling армейского варианта : одна на ходовом мостике, а другая на кормовой сверхстрелковой башне. В мае 1944 года военно-морской флот предложил установить несколько 40-мм (1,6 дюйма) орудий «Бофорс» , но большая часть этого оружия была перенаправлена на другие цели, и были установлены только две пушки. Один был установлен на мосту, а другой — на месте катапульты. образца Navy два Flakvierling Были добавлены ; один заменил армейскую модель на кормовой сверхстрелковой башне, а другой был помещен перед руководителем зенитного огня. армейского образца Flakvierling были перенесены на главную палубу. В декабре 1944 года был предложен еще один пересмотренный план зенитной артиллерии, на этот раз включающий новую 3,7-см пушку FlaK 43 , которых должно было быть восемь, а также две Flakvierling и десять спаренных установок калибра 2 см. Однако ситуация в Германии во время войны к концу 1944 года не позволила внести эти изменения. [ 9 ]
Строительство
[ редактировать ]Имя | Строитель [ 1 ] | Заложен [ 1 ] | Запущен [ 1 ] | Введен в эксплуатацию [ 1 ] | Судьба |
---|---|---|---|---|---|
Лейпциг | Верфь Кригсмарине , Вильгельмсхафен | 28 апреля 1928 г. | 10 октября 1929 г. | 8 октября 1931 г. | Затоплен, 16 декабря 1946 г. |
Нюрнберг | Немецкий завод , Киль | 4 ноября 1933 г. | 6 декабря 1934 г. | 2 ноября 1935 г. | Переведен в состав ВМФ СССР как адмирал Макаров , 5 ноября 1945 г. |
История обслуживания
[ редактировать ]Лейпциг
[ редактировать ]В 1930-е годы «Лейпциг» использовался как учебный крейсер , а также для совершения визитов доброй воли в зарубежные порты. Она участвовала в патрулях невмешательства во время гражданской войны в Испании . В конце 1939 года, после начала Великой Отечественной войны , выполняла обязанности по конвоированию боевых кораблей в Балтийском и Северном морях. [ 10 ] [ 11 ] Лейпциг был торпедирован британской подводной лодкой HMS Salmon 13 декабря во время одной из таких операций. Крейсер был сильно поврежден, а необходимый ремонт занял почти год. После этого она возобновила свои обязанности в качестве учебного корабля. Она обеспечивала огневую поддержку наступающим войскам Вермахта во время вторжения в Советский Союз в 1941 году. [ 12 ]
В сильном тумане в октябре 1944 года «Лейпциг» столкнулся с тяжёлым крейсером «Принц Ойген» ; Повреждения были настолько серьезными, что военно-морской флот решил, что полный ремонт невозможен. Вместо этого они отремонтировали Лейпциг настолько, чтобы удержать его на плаву, и в этом состоянии обеспечивали артиллерийскую поддержку защитникам Готенхафена против наступающей Красной Армии в марте 1945 года. Поскольку немцы продолжали отступать на востоке, Лейпциг затем использовался для перевозки группа бегущих немецких мирных жителей. К концу апреля она достигла Дании. После окончания войны «Лейпциг» использовался как казарменный корабль для тральщиков и был затоплен в июле 1946 года. [ 13 ]
Нюрнберг
[ редактировать ]После ввода в эксплуатацию Нюрнберг участвовал в патрулях невмешательства во время гражданской войны в Испании; она завершила свое патрулирование без серьезных происшествий и вернулась в Германию в середине 1937 года. После начала Второй мировой войны в сентябре 1939 года он использовался для постановки оборонительных минных полей у немецкого побережья в Северном море. [ 14 ] После этого его использовали для сопровождения наступательных минных заградителей в Северном море, пока 13 декабря 1939 года он не был торпедирован британской подводной лодкой «Салмон» в той же атаке, что и ее сестра. [ 15 ] После завершения ремонта в начале 1940 года «Нюрнберг» вернулся в строй в качестве учебного корабля в Балтийском море . Она выполняла эту роль большую часть оставшейся части войны, за исключением непродолжительной командировки в Норвегию с ноября 1942 по апрель 1943 года. В январе 1945 года она была назначена на минную установку в Скаггераке , но острая нехватка топлива позволяла только одна из таких операций. [ 16 ]
После окончания войны Нюрнберг был захвачен Королевским флотом и в конечном итоге передан Советскому Союзу в качестве военных репараций . В декабре 1945 года корабль принял советский экипаж, а в следующем месяце его переправили в Таллинн , где он был переименован в «Адмирал Макаров» . Служил в ВМФ СССР сначала в составе 8-го флота, затем в качестве учебного крейсера, базировавшегося в Кронштадте . Ее дальнейшая судьба неясна, но к 1960 году ее разобрали на металлолом. «Нюрнберг» был вторым по величине военным кораблем Кригсмарине, пережившим войну в целости и сохранности, после тяжелого крейсера «Принц Ойген» и единственным кораблем, прошедшим службу после войны, хотя и в составе иностранного флота. [ 17 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Сиече , с. 231 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Гренер , с. 122.
- ^ Jump up to: а б Уитли № 1 , с. 235.
- ^ Грёнер , стр. 122–123.
- ^ Уильямсон , с. 35.
- ^ Уильямсон , стр. 35, 40.
- ^ Уитли № 1 , с. 236.
- ^ Уильямсон , стр. 35–36.
- ^ Уитли № 1 , стр. 236–238.
- ^ Уильямсон , с. 36.
- ^ Ровер , стр. 9.
- ^ Уильямсон , стр. 37–38.
- ^ Уильямсон , стр. 38–39.
- ^ Уитли № 2 , с. 250.
- ^ Ровер , стр. 10–11.
- ^ Уитли № 2 , стр. 252–254.
- ^ Уитли № 2 , стр. 254–255.
Ссылки
[ редактировать ]- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-119-8 .
- Сиече, Эрвин (1992). "Германия". В Гардинере, Роберт; Шено, Роджер (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 218–254. ISBN 978-0-85177-146-5 .
- Уитли, MJ (1983). «Менее известные военные корабли Кригсмарине № 1: Легкий крейсер Нюрнберг». Военный корабль . VI (23). Лондон: Conway Maritime Press: 234–238. ISBN 978-0-87021-981-8 .
- Уитли, MJ (1983). «Менее известные военные корабли Кригсмарине № 2: Легкий крейсер Нюрнберг». Военный корабль . VI (24). Лондон: Conway Maritime Press: 250–255. ISBN 978-0-87021-981-8 .
- Уильямсон, Гордон (2003). Немецкие легкие крейсеры 1939–1945 гг . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84176-503-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 5. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 978-3-7822-0456-9 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 6. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 978-3-7822-0237-4 .
- Куп, Герхард; Шмолке, Клаус-Петер (2002). Немецкие лёгкие крейсеры Второй мировой войны: «Эмден», «Кенигсберг», «Карлсруэ», «Кёльн», «Лейпциг», «Нюрнберг» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-310-7 .
- Уитли, MJ (1987). Немецкие крейсеры Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-217-8 .