Крейсер М-класса
![]() Иллюстрация дизайна М-класса
| |
Обзор класса | |
---|---|
Строители | Вильгельмсхафенская военно-морская верфь |
Операторы | ![]() |
Предшественник | «Лейпциг» типа Крейсер |
Преемник | Никто |
Построен | 1938–1939 |
Планируется | 6 |
Отменено | 6 |
Общие характеристики | |
Тип | Легкий крейсер |
Смещение |
|
Длина |
|
Луч |
|
Черновик |
|
Установленная мощность | 4 × водотрубных котла |
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон | |
Дополнить |
|
Вооружение |
|
Броня |
|
Самолет перевезен | 2 × «Плуг 196» гидросамолета |
Авиационные объекты | 1 × паровая катапульта |
Крейсеры М-класса были классом легких крейсеров, которые планировались, но так и не были построены нацистской Германии до Кригсмарине Второй мировой войны . Корабли предназначались для торговых рейдов в Атлантическом океане. В конструкции первых четырех кораблей возник ряд проблем, поэтому пятый и шестой корабли были существенно переработаны.
Название класса взято из буквы, обозначающей первую проектируемую единицу. Пока корабли не назывались, они обозначались буквами, присвоенными в хронологическом порядке их запланированной постройки. Первым запланированным кораблем должен был стать тринадцатый немецкий крейсер, поэтому он значился как крейсер М. в документах военно-морского флота Если бы какой-либо из кораблей был построен, класс был бы назван в честь первого завершенного корабля.
Развитие и отмена
[ редактировать ]
В начале 1930-х годов Адольф Гитлер начал программу перевооружения Германии. В 1935 году он подписал англо-германское военно-морское соглашение , которое позволило Германии нарастить свой флот до 35 процентов от численности британского Королевского флота и фактически отвергло ограничения Версальского договора на немецкий флот. Версаль ограничил численность крейсеров немецкого флота шестью судами 6000 метрических тонн (5900 длинных тонн ) водоизмещением . [ 1 ]
Класс М предназначался для использования в качестве разведчика коммерческих рейдерских эскадрилий, предусмотренных немецким стратегическим мышлением того времени и официально оформленных как программа строительства «План Z» . [ 2 ] Процесс проектирования кораблей начался в 1936 году; корабли предназначались для дальних торговых рейдов. Они были улучшением по сравнению с предыдущими моделями, такими как «Кенигсберг» и «Лейпциг» классы , которые страдали недостаточной дальностью полета, чтобы быть эффективными коммерческими рейдерами. Однако к конструкции предъявлялись требования - высокая максимальная и крейсерская скорость, большая дальность полета, тяжелое вооружение и броня, достаточная для выдерживания снарядов калибра 15 см (5,9 дюйма), все при водоизмещении не более 8000 т (7900 длинных тонн; 8800 коротких). тонн) проектировщики сочли невозможным. В июле 1937 года Oberbefehlshaber der Marine (главнокомандующий военно-морским флотом) запросил предложения как у военно-морского конструкторского бюро, так и у частных верфей. Ни один из проектов верфей не оказался практичным, поэтому был выбран официальный проект, который отвечал лишь некоторым требованиям. [ 3 ]
В ходе дальнейшей разработки конструкции выявились серьезные недостатки, в том числе слабость как главного калибра, так и зенитного вооружения, а также недостаточно толстая броневая защита. Ступенчатое расположение палубной брони занимало много места и поэтому было непрактичным. Компоновка двигательной установки также была проблематичной; обе турбины находились в одном машинном отделении, и поэтому каждая из них могла выйти из строя в случае повреждения другой. Их экипажных помещений также было недостаточно для дальних круизов. В результате конструкция двух последних кораблей этого класса, Q и R, была сильно изменена. Первоначальная конструкция была заимствована у современных британских и французских кораблей «Саутгемптон» класса и «Ла Галиссоньер» класса соответственно. Распределение бортовой брони кораблей класса М было наиболее очевидным влиянием на дизайн класса «Саутгемптон» . [ 4 ]
Контракт на М был закреплен за Deutsche Werke в Киле под строительным номером 263. N следовал на Кригсмариневерфт в Вильгельмсхафене под номером 129. О — строительный номер 606 — был закреплен за Germaniawerft в Киле, но 8 августа 1939 года контракт был расторгнут. был передан в состав Kriegsmarinewerft . P также был закреплен за Germaniawerft под номером 607. Q был закреплен за Schichau-Werke в Данциге , а контракт на R был заключен с Deutsche Werke . только кили для M и N В 1938 году были заложены , но строительство было остановлено 19 и 21 сентября 1939 года соответственно, после начала Второй мировой войны . оба корпуса были разбиты на стапелях . Вскоре после этого [ 5 ]
Дизайн
[ редактировать ]Общие характеристики
[ редактировать ]
Первые четыре корабля класса М — M, N, O и P — имели длину 178 м (584 фута) по ватерлинии и общую длину 183 м (600 футов 5 дюймов) . Они имели ширину 17 м (55 футов 9 дюймов) и осадку 5,42 м (17 футов 9 дюймов) в стандартной комплектации, 7,25 м (23 фута 9 дюймов) вперед и 6,03 м (19 футов 9 дюймов) в корме. Корабли имели проектное водоизмещение 8500 т (8400 длинных тонн; 9400 коротких тонн), водоизмещение 7800 т (7700 длинных тонн; 8600 коротких тонн) при стандартной нагрузке и 10 400 т (10 200 длинных тонн; 11 500 коротких тонн) при полной нагрузке . нагруженный . Последние два корабля - Q и R - были увеличенными версиями: 188 м (616 футов 10 дюймов) в длину по ватерлинии и 196 м (643 фута 1 дюйм) в целом. Их лучи были на 1 м (3 фута 3 дюйма) шире, на 18 м (59 футов 1 дюйм). Их осадка была ниже - 5,4 м (17 футов 9 дюймов). Они были рассчитаны на водоизмещение 9300 т (9200 длинных тонн; 10300 коротких тонн), а стандартное водоизмещение - 8568 т (8433 длинных тонны; 9445 коротких тонн). Цифры полной загрузки неизвестны. [ 4 ]
Все шесть кораблей должны были иметь стальную и до 85% сварную конструкцию. Проект предусматривал наличие пятнадцати водонепроницаемых отсеков и двойного дна на 78% длины корпуса. Корабли имели экипаж из 28 офицеров и 892 человека. Они были предназначены для перевозки одного патрульного катера , баржи, катера и двух катеров . Для разведки они должны были иметь на борту пару Arado Ar 196 гидросамолетов , которые запускались бы с помощью одной паровой катапульты . [ 4 ]
На всех шести кораблях предполагалось использовать два комплекта Brown, Boveri & Cie и Wagner паровых турбин или турбин морского типа, построенных Germaniawerft, и четыре MAN 12-цилиндровых двухтактных дизеля двойного действия . Однако Q и R должны были быть оснащены еще четырьмя дизелями, всего восемь. сверхвысокого давления Вагнера Турбины приводились в действие четырьмя водотрубными котлами , рассчитанными на давление 58 атмосфер. Двигательная установка приводила в движение три винта, хотя для Q и R рассматривались четыре. Электроэнергия корабля обеспечивалась четырьмя генераторами мощностью 2400 кВт при напряжении 220 вольт . [ 3 ]
Вооружение и броня
[ редактировать ]
Все шесть кораблей были вооружены одинаковым набором вооружения. Основное вооружение состояло из восьми скорострельных орудий калибра 15 cm L/55, установленных в четырех спаренных башнях , расположенных в сверхстрельных парах в носовой и кормовой части. Всего в орудии было 960 снарядов по 120 патронов на орудие. [ 3 ] Сдвоенные 15-сантиметровые башни представляли собой установки Drh L.C/34 — того же типа, что и те, что устанавливались на «Бисмарк » и «Шарнхорст» линкоры классов , а также ряд других конструкций. [ 6 ] Башни допускали наклон до -10 градусов и угол возвышения до 40 градусов, что обеспечивало максимальную дальность полета 22 000 м (24 000 ярдов). 15-сантиметровые орудия имели скорострельность от 6 до 8 выстрелов по 45,3 кг (100 фунтов) в минуту при начальной скорости 875 метров в секунду (2871 фут/с). Орудия использовали два метательных заряда: цевье RPC/38 массой 14,15 кг (31,2 фунта) и основной заряд массой 23,5 кг (52 фунта) в латунном патроне. [ 7 ]
Корабли несли четыре калибра 8,8 cm L/76 зенитных орудия в двух спаренных башнях, расположенных в кормовой части главной надстройки . Орудия калибра 8,8 см имели боезапас 1600 снарядов по 400 патронов на орудие. [ 3 ] массой 19,8 кг (44 фунта) Эти орудия стреляли осколочно-фугасными снарядами со скорострельностью от 15 до 20 выстрелов в минуту и начальной скоростью 950 м/с (3117 футов/с). Орудия могли подниматься на 80 градусов, что позволяло им поражать цели, летящие на высоте 12 400 м (40 700 футов). [ 8 ] Корабли класса М также были оснащены восемью 3,7-см зенитными орудиями в спаренных установках, расположенных по центру надстройки. Всего у них было 9600 снарядов. Зенитное вооружение дополнялось четырьмя 2-см орудиями , каждое из которых имело по 2000 снарядов. Корабли также были вооружены восемью палубными торпедными аппаратами диаметром 53 см (21 дюйм) и примерно 60 минами . [ 3 ]
Корабли должны были защищаться броней Круппа и Вотана, Харта (« Вотан », Хард). Внутренний слой броневого пояса имел толщину 50 мм в критических местах на миделе корабля и сужался до нулевой защиты в корме и носу. На миделе внешний слой составлял 30 мм; также сужается до нуля на обоих концах кораблей. Плоская часть палубы имела толщину 20 мм, со скошенными бортами толщиной 35 мм, соединявшимися с нижней частью поясной брони. имела Боевая рубка крышу толщиной 50 мм и борта толщиной 100 мм. Орудийные башни имели такую же броневую защиту, как и предшествующий лёгкий крейсер «Нюрнберг» : толщина бортов — 35 мм, граней — 80 мм, толщина крыши — 20–35 мм. Броня, защищающая барбеты башни , имела толщину 60 мм. [ 9 ]
Сноски
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Сиече, Эрвин (1992). "Германия". В Гардинере, Роберт; Шено, Роджер (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 218–254. ISBN 978-0-85177-146-5 .
- Забекки, Дэвид Т. (1999). Вторая мировая война в Европе . Том. I. Нью-Йорк: Паб Garland. ISBN 978-0-8240-7029-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уитли, MJ (1987). Немецкие крейсеры Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-217-8 .