Jump to content

Шарнхорст Линкор класса

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Иллюстрация Шарнхорст класса
Обзор класса
Имя Шарнхорст
Строители
Операторы  Военно-морской
Предшественник
Преемник Бисмарка Класс
Построен 1935–1939
В эксплуатации 1938–1943
Завершенный
Потерянный 2
Общие характеристики
Тип Быстрый линкор / линейный крейсер
Смещение
Длина
  • 235 метров (771 фут) в целом
  • 226 метров (741 фут) по ватерлинии
Луч 30 метров (98 футов)
Черновик 9,69 метра (31,8 фута) при весе 37 303 тонны
Установленная мощность
Движение
Скорость 31 узел (57 км/ч; 36 миль в час)
Диапазон
  • Шарнхорст : 7100 миль (13100 км; 8200 миль) при 19 узлах (35 км/ч; 22 мили в час)
  • Гнейзенау : 6200 миль (11500 км; 7100 миль) на скорости 19 узлов.
Дополнить 1669 (56 офицеров, 1613 рядовых)
Вооружение
Броня
Самолет перевезен 3 × Арадо Ар 196А -3
Авиационные объекты 1 × катапульта

Класс Шарнхорст» « класс немецких линкоров (или линейных крейсеров ), построенных непосредственно перед Второй мировой войной . Первые крупные корабли нацистской Германии . Кригсмарине В его состав входили два корабля: «Шарнхорст» и «Гнейзенау» . Шарнхорст был спущен на воду первым, [ 1 ] считают его головным кораблем и некоторые источники они также упоминаются как Гнейзенау . класс ; в некоторых других источниках [ 2 ] поскольку «Гнейзенау» был заложен и введен в эксплуатацию первым. [ 1 ] Они ознаменовали начало перевооружения немецкого военно-морского флота после Версальского договора . Корабли были вооружены девятью 28-см (11-дюймовыми) орудиями SK C/34 в трех тройных башнях; планы заменить их шестью 38-см (15-дюймовыми) орудиями SK C/34 в спаренных башнях так и не были реализованы.

Оба корабля были заложены в 1935 году, спущены на воду в конце 1936 года и введены в состав немецкого флота к началу 1939 года. Шарнхорст и Гнейзенау действовали вместе в первые годы Второй мировой войны, включая вылазки в Атлантику для совершения набегов на британское торговое судоходство. Два корабля участвовали в операции Weserübung — вторжении Германии в Данию и Норвегию. Во время операций у берегов Норвегии два корабля вступили в бой с линейным крейсером HMS Renown и потопили авианосец HMS Glorious 8 июня 1940 года. В бою с Glorious « Шарнхорст » добился одного из самых дальних попаданий морской артиллерийской стрельбы в истории. В начале 1942 года два корабля совершили дневной переход по Ла-Маншу из оккупированной Франции в Германию.

В конце 1942 года Гнейзенау был сильно поврежден во время налета авиации союзников на Киль . В начале 1943 года «Шарнхорст» присоединился «Бисмарк» класса к «Тирпицу» в Норвегии, чтобы перехватывать конвои союзников, направлявшиеся в Советский Союз. «Шарнхорст» и несколько эсминцев вышли из Норвегии, чтобы атаковать конвой; Вместо этого немцы были перехвачены британскими военно-морскими патрулями. Во время битвы у Нордкапа силы под командованием Королевского флота линкора HMS Duke of York потопили Шарнхорст . Тем временем на «Гнейзенау» начались ремонтные работы, и корабль находился в процессе перевооружения. Когда «Шарнхорст» был потоплен, работы над его сестрой были прекращены. Вместо этого он был потоплен как блок-корабль в Готенхафене в 1945 году; затонувший корабль был разобран на металлолом в 1950-х годах.

Классификация

[ редактировать ]

Это были первые классы немецких кораблей, официально классифицированные Кригсмарине как Schlachtschiff (линкор). [ 3 ] Предыдущие немецкие линкоры классифицировались как Linienschiffe (линейные корабли), [ а ] и Panzerschiffe (броненосец). [ б ] Их противник, Королевский флот , оценил их как линейные крейсеры. [ 4 ] [ 5 ] но после войны переклассифицировали их в линкоры. [ 6 ] В журнале Jane's Fighting Ships 1940 указаны «Шарнхорст» и «Бисмарк» классы как «линкоры ( Schlachtschiffe )». [ 7 ] Другой противник, ВМС США , оценил их как линкоры. [ 8 ] В англоязычных справочниках их иногда называют линкорами, а иногда — линейными крейсерами. [ с ]

Разработка

[ редактировать ]

, Версальский договор установивший условия завершения Первой мировой войны, ограничивал военно-морское судостроение Германии военными кораблями водоизмещением не более 10 000 длинных тонн (11 000 коротких тонн). Дебаты в Германии по поводу роли и размера ее военно-морского флота продолжались в течение 1920-х годов, когда рост военно-морского судостроения во Франции и Советском Союзе побудил немцев начать разработку проектов крупных крупных кораблей. [ 9 ] Первый проект, завершенный в 1928 году, предусматривал создание линейного крейсера водоизмещением 17 500 длинных тонн (19 600 коротких тонн), вооруженного восемью 30,5-сантиметровыми (12-дюймовыми) орудиями в четырех спаренных орудийных башнях . [ 10 ] на основе проекта «Эрзац Йорк» линейных крейсеров типа , который не был достроен во время войны. [ 11 ] В 1933 году Адольф Гитлер к власти в Германии пришёл ; он ясно дал понять военно-морскому командованию, что не намерен создавать большой флот, чтобы бросить вызов британскому превосходству на море. В первую очередь его беспокоила возможность ограниченной войны с Францией, которая потребует защиты немецких морских путей. С этой целью он поручил еще двум кораблям класса D дополнить три Deutschland . класса Panzerschiffe (броненосных корабля) [ 12 ] Водоизмещение этих кораблей составляло 19 000 тонн, они имели такое же вооружение и скорость, что и «Панцершифф» ; дополнительный тоннаж будет поглощен усиленной защитой. Гитлер хотел следовать этим курсом, чтобы его не считали открыто нарушающим Версальский договор. Он не осознавал, что такие «непотопляемые» торговые рейдеры вызовут у Великобритании более сильное раздражение, чем 26 000-тонные линейные крейсеры, вооруженные 28,3-сантиметровыми (11,1-дюймовыми) орудиями, которые будут считаться уступающими всем линкорам и линейным крейсерам Королевского флота, находившимся в то время в строю. [ 13 ]

Гнейзенау в конфигурации 1942 года.

Для борьбы с немецкими Panzerschiffe французы Dunkerque типа в начале 1930-х годов построили два небольших линкора . Это, в свою очередь, побудило немецкий флот начать разработку проекта более мощного линейного крейсера. [ 12 ] С 1933 года Эрих Редер , глава ВМС Германии, выступал за повышение оборонительных качеств Panzerschiffe и увеличение наступательной мощи главной батареи за счет добавления третьей тройной башни. [ 14 ] Такого же мнения придерживалась и Кригсмарине , которая считала конструкцию водоизмещением 19 000 тонн несбалансированной. [ 13 ] Гитлер согласился на усиление броневой защиты и внутреннего разделения, но отказался разрешить увеличение вооружения. Наконец, к февралю 1934 года Гитлер согласился на установку третьей башни. [ 14 ] Новый корабль будет водоизмещать 26 000 длинных тонн (29 000 коротких тонн) и будет вооружен девятью 28,3-см орудиями в трех тройных башнях. Чтобы обеспечить политическую свободу для строительства новых кораблей, Гитлер заключил англо-германское военно-морское соглашение 1935 года , которое гарантировало Великобритании превосходство 3 к 1 в крупных кораблях и, что более важно, сняло ограничения Версальского договора для немецкого флота. . [ 12 ]

Постройку крейсеров класса D отменили, чтобы освободить место для «Шарнхорста» и «Гнейзенау» . [ 15 ] предварительные названия планируемых крейсеров класса D — Ersatz Elsass и Ersatz Hessen Новым кораблям были перераспределены , контракты на которые были заключены с Kriegsmarinewerft Wilhelmshaven и Deutsche Werke в Киле . [ 3 ] Строительство было приостановлено на 14 месяцев, отчасти потому, что Гитлер хотел заключить договор с Великобританией до начала работ. [ 14 ] отчасти из-за многочисленных изменений в конструкции после заказа кораблей. [ 16 ]

Поскольку максимальный калибр корабельных орудий, разрешенный англо-германским военно-морским соглашением, составлял 40,6 см (16 дюймов), Гитлер вскоре передумал по поводу орудий, которые будут использоваться на новых кораблях, и приказал вооружить их 38-см (15-дюймовыми орудиями). ) оружие. Башни калибра 28,3 см были легко доступны; На разработку 38-сантиметровых башен потребовались годы, и Гитлер хотел, чтобы крупные корабли как можно скорее воплотили в жизнь его политические идеалы. [ 13 ] Ему также напомнили, что, несмотря на положения англо-германского военно-морского соглашения, британцы исторически очень щепетильно относились к увеличению калибров орудий на борту немецких крупных кораблей. [ 16 ] Поэтому он согласился на вооружение кораблей 28,3-см орудиями с условием, что они будут усилены до 38-см орудий при первой же возможности. 38-см башня в конечном итоге использовалась на линкорах типа «Бисмарк» . [ 13 ]

Общие характеристики

[ редактировать ]
Шарнхорст , перед установкой «Атлантического лука»

Шарнхорст и Гнейзенау 226 м (741 фут 6 дюймов) имели длину по ватерлинии ; Шарнхорста составляла 234,9 м (770 футов 8 дюймов) Общая длина , а общая длина Гнейзенау была немного короче - 229,8 м (753 футов 11 дюймов). Оба корабля имели ширину 30 м (98 футов 5 дюймов). Они были рассчитаны на водоизмещение 35 540 т (34 980 длинных тонн), что давало бы осадку кораблей 9,1 м (29 футов 10 дюймов). При стандартном водоизмещении 32 100 длинных тонн (32 600 т), что уменьшило осадку до 8,3 м (27 футов 3 дюйма), а при полной боевой нагрузке 38 100 длинных тонн (38 700 т) осадка увеличилась до 9,9 м (32 фута 6 дюймов). ). Корпуса кораблей были построены из продольных стальных шпангоутов, к которым приваривались внешние листы корпуса. Их корпуса содержали 21 водонепроницаемый отсек и имели двойное дно на 79% длины. [ 3 ]

Немецкий флот считал эти корабли плохими морскими лодками; полностью снаряженные, они были тяжелыми и очень «мокрыми» на высоте мостика. Эта проблема была в некоторой степени смягчена заменой прямого форштевня на «атлантический лук» на «Гнейзенау» и «Шарнхорсте» в январе и августе 1939 года соответственно; использование башни «А» оставалось ограниченным в условиях сильного волнения. Корма кораблей также часто была «мокрой», они очень медленно входили в поворот и всегда требовали помощи буксиров на мелководье. При пережатом руле корабли потеряли более 50% скорости и кренились более чем на 10°. Во время испытаний корабли кренились на жестком руле до 13°. [ 3 ]

У «Шарнхорста» и «Гнейзенау» был экипаж из 56–60 офицеров и от 1613 до 1780 рядовых. Экипаж пополнился еще 10 офицерами и 61 солдатом во время службы в качестве флагмана эскадры . На их борту было несколько небольших плавсредств, в том числе два пикетных катера, два катера , две баржи, две лодки , два катера , два яла и две шлюпки . [ 3 ]

Движение

[ редактировать ]
Шарнхорст в конфигурации 1943 года.

Первоначально для этих кораблей планировалось использовать дизельную силовую установку, которая использовалась на трех Panzerschiffe . Было решено использовать двигательную установку на перегретом паре, поскольку требуемая общая мощность для желаемой скорости была в три раза выше, чем у Panzerschiffe . В случае с трехвинтовыми кораблями это означало бы более чем вдвое большую мощность на вал, чем у «Панцершиффа» , а в случае с четырехвинтовым кораблем это составило бы более 40 000 лошадиных сил на вал. Это требование выходило за рамки доступных тогда дизельных технологий, и разработка двигателей, которые могли бы удовлетворить этот спрос, потребовала бы непредвиденного количества времени. Поскольку перегретый пар под высоким давлением уже доказал свою эффективность, его считали наиболее подходящим выбором для машин большой мощности. [ 17 ]

Шарнхорст был оснащен тремя Brown, Boveri и Co с редуктором паровыми турбинами , а Гнейзенау был оснащен тремя турбинами с редуктором Germania . Турбины приводили в движение трехлопастные винты диаметром 4,8 м (15 футов 9 дюймов). сверхвысокого давления Вагнера Пар к турбинам подавали 12 масляных водотрубных котлов , которые производили давление до 58 стандартных атмосфер (5900 кПа) и температуру до 450 ° C (842 ° F). Двигатели имели мощность 160 000 лошадиных сил (157 811 л.с. , 117 680 кВт ) при 265 оборотах в минуту (об / мин), а на испытаниях выдавали до 165 930 л.с. (163 660 л.с., 122 041 кВт) при 280 об / мин. При движении задним ходом мощность двигателей составляла 57 000 л.с. (56 220 л.с., 41 923 кВт). Корабли имели расчетную скорость 31 узел (57 км/ч; 36 миль в час); на испытаниях оба судна превысили проектную скорость: «Шарнхорст» развил скорость 31,5 узла (58,3 км/ч; 36,2 миль в час), а «Гнейзенау» — 31,3 узла (58,0 км/ч; 36,0 миль в час). Суда перевезли 5080 метрических тонн (5000 длинных тонн; 5600 коротких тонн) мазута, как и предполагалось; дополнительные места для хранения, включая пространство корпуса между поясом и торпедная переборка , грузоподъемность увеличена до 6100 тонн (6000 длинных тонн; 6700 коротких тонн). Ожидалось, что при максимальной загрузке топлива корабли пройдут 8 100 морских миль (15 000 км; 9 300 миль) с крейсерской скоростью 19 узлов (35 км / ч; 22 мили в час); Шарнхорст достиг всего 7100 морских миль (13 100 км; 8 200 миль) на скорости 19 узлов, в то время как Гнейзенау преодолел только 6 200 морских миль (11 500 км; 7 100 миль) на этой скорости. [ 3 ]

Электроэнергию на корабли обеспечивали пять электростанций. Каждая установка состояла из четырех дизель-генераторов и восьми турбогенераторов. Четыре дизель-генератора были разделены на пары: два по 150 киловатт каждый, два по 300 киловатт каждый. Восемь турбогенераторов также были смешанной мощности; шесть линий выдавали по 460 кВт каждая, а остальные два - по 230 кВт каждая. Общая выходная мощность составила 4120 кВт при напряжении 220 вольт . [ 3 ]

Вооружение

[ редактировать ]
Шарнхорста орудия Передние

Корабли класса «Шарнхорст» имели главную батарею из девяти SK C/34 калибра 54,5 калибра 28,3 см (11,1 дюйма) в трех тройных башнях, двух носовых и одной кормовой. скорострельных орудий [ 3 ] Эти орудия были усовершенствованием более ранних 28,3-см орудий SK C/28, установленных на крейсерах типа «Дойчланд» . Хотя 28,3-см орудия имели меньший калибр, чем основные орудия других военно-морских сил, ряд артиллерийских офицеров Кригсмарине по-прежнему предпочитали их из- за более высокой скорострельности. [ 16 ] Орудия были оснащены снарядами трех разных типов: бронебойным (AP) L/4,4 снарядом массой 330 кг (727,5 фунта) и двумя осколочно-фугасными (ОФ) снарядами, каждый весом 315 кг (694,4 фунта). тип L/4,4 с базовым предохранителем и вариант L/4,5 с носовым предохранителем. Все три типа снарядов использовали одни и те же метательные заряды: передний заряд RPC/38 массой 42,5 кг (93,7 фунта) и основной заряд RPC/38 массой 76,5 кг (168,6 фунта). Они стреляли этими снарядами со скорострельностью 3,5 выстрела в минуту. [ 18 ]

Начальная скорость бронебойных снарядов составляла 890 метров в секунду (2920 футов в секунду); Ожидалось, что орудия сделают 300 выстрелов, прежде чем они будут достаточно изношены, чтобы требовать замены. Орудия « Шарнхорста » и « Гнейзенау » устанавливались в трех башнях Drh LC/34. Башни получили названия в алфавитном порядке, начиная с носовой части корабля: «Антон», «Бруно» и «Цезарь». Как и большинство других немецких установок, эти башни имели электрическую систему вращения, однако все остальные операции осуществлялись гидравлическими системами. Вращающаяся масса башни составляла 750 тонн (внутренний диаметр барбета 10,2 м), скорость поворота - 7,2 град/сек. Башни допускали наклон орудий до −8° и угол возвышения до 40° для башен «А» и «С»; Башня «Б» имела возможность опускания до −9°. На максимальной высоте орудия могли поражать цели на высоте до 40 930 м (44 760 ярдов). [ 18 ]

Корабли несли ПМК из двенадцати 15 cm SK C/28 скорострельных орудий L/55. Орудия устанавливались в четырех двухбашенных башнях Drh L.C/34 и четырех постаментных установках MPL/35. И башни, и опоры на постаментах позволяли наклонять ствол до -10 °; башни допускали угол подъема до 40 °, а постаменты ограничивали его до 35 °. Эти орудия стреляли снарядами массой 45,3 кг (99,87 фунта) со скоростью 6–8 выстрелов в минуту. Ожидалось, что они сделают 1100 выстрелов, прежде чем износ ствола потребует ремонта или замены. Орудия на постаментах имели дальность стрельбы 22 000 м (24 060 ярдов), а орудия в башнях, способные подниматься еще на 5 градусов, имели немного большую дальность - 23 000 м (25 153 ярда). Им было поставлено от 1600 до 1800 снарядов, или 133–150 снарядов на орудие. [ 19 ]

Их зенитная батарея состояла из четырнадцати орудий калибра 10,5 см C/33 L/65, шестнадцати орудий калибра 3,7 см L/83 и от десяти до двадцати орудий калибра 2 см. Орудия калибра 10,5 см стреляли со скоростью 15–18 выстрелов в минуту и ​​имели эффективный потолок 12 500 м (41 010 футов). Они были смонтированы в шести доп. Сдвоенные установки L. C/31 в миделе корабля, и одна такая установка вела сверхстрельбу над башней «C», что позволяло наклонять ее до -8° и поднимать до 80°. При использовании для поражения надводных целей максимальная дальность стрельбы составляла 17 700 м (19 357 ярдов) при угле места 45°. [ 20 ] 3,7-см орудия размещались в восьми спаренных установках Dopp LC/30 с ручным управлением. При угле 85 ° они имели эффективный потолок 6800 м (22 310 футов), хотя трассеры были ограничены высотой 4800 м (15 750 футов). Они имели скорострельность 30 выстрелов в минуту. [ 21 ]

шесть 53,3-см палубных торпедных аппаратов После 1942 года с лёгких крейсеров «Лейпциг» и «Нюрнберг» были сняты и установлены на корабли с хранилищем для 18 торпед G7a .

И «Шарнхорст» , и «Гнейзенау» были оснащены двумя комплектами Seetakt радаров . Один устанавливался на носовой наводке орудия, располагавшейся на вершине мостика. Второй радиолокационный комплекс был установлен на кормовой наводке орудия ГК. Установки Seetakt работали на частоте 368 мегагерц (МГц), первоначально при мощности 14 кВт. Позднее эти установки были модернизированы для работы на мощности 100 кВт на длине волны 80 см (375 МГц). [ 22 ]

Шарнхорст в гавани; хорошо видна толщина бронепояса
Шарнхорст ; Схема распределения брони на миделе корабля.

Корабли класса «Шарнхорст» были оснащены крупповской броней. Их верхняя бронепалуба имела толщину 50 мм (2,0 дюйма) и поддерживалась основной бронепалубой. Толщина этой палубы составляла 20 мм (0,79 дюйма) в кормовой части, увеличивалась до 50 мм в центральной части корабля, где находились погреба для боеприпасов и машинные отделения, и уменьшалась до 20 мм в носовой части. Его поддерживали откосы толщиной 105 мм (4,1 дюйма) с обеих продольных сторон. [ 3 ] Склоны соединены с нижним краем основного пояса, образуя конструкцию, называемую «черепаховой палубой». [ 23 ] Наклоны существенно усилили броневую защиту в критических зонах корабля. Жизненно важные органы кораблей были хорошо защищены от снарядов любого калибра, выпущенных линкорами того времени на дистанциях, где снаряд должен был пробить как главный пояс, так и наклонную палубу. На очень больших дистанциях броня палубы могла быть легко пробита крупнокалиберными снарядами. [ 24 ] Все эти секции были изготовлены из стали Wotan Hart (Wotan Hard). [ д ] Броневой пояс имел толщину 350 мм (14 дюймов) в центральной части корабля, где располагались критические участки корабля. В носовой части башни «А» пояс был уменьшен до 150 мм (5,9 дюйма), а в носовой части корабля сужался до нуля. В кормовой части задней орудийной башни пояс уменьшился до 200 мм (7,9 дюйма) и в конечном итоге сузился до нуля на корме. Центральная часть пояса поддерживалась щитами толщиной 170 мм (6,7 дюйма). Поясная броня изготавливалась из цементированной стали Krupp (KC). [ 3 ] Система боковой защиты не могла быть пробита снарядом массой 2240 фунтов (1020 кг) и длиной 16 дюймов (406 мм) на любом расстоянии более 11 000 м (12 000 ярдов). [ 23 ]

Носовая боевая рубка имела борта толщиной 350 мм и крышу толщиной 200 мм. Задняя боевая рубка была хуже бронирована: толщина бортов и крыши составляла всего 100 мм (3,9 дюйма) и 50 мм соответственно. Орудийные башни главной батареи имели толщину граней 360 мм (14 дюймов), бортов толщиной 200 мм и крыши толщиной 150 мм. [ 3 ] Барбеты , на которых располагались 28-см орудийные башни, также были тяжелобронированы; борта имели толщину 350 мм и сужались до 200 мм по центральной линии, где они были прикрыты орудийными башнями наверху. [ 25 ] Лица башен диаметром 15 см имели толщину 140 мм (5,5 дюйма), борта толщиной 60 мм (2,4 дюйма) и крышу толщиной 50 мм. Орудийные установки калибра 10,5 см оснащались орудийными щитками толщиной 20 мм (0,79 дюйма). Вся эта броня была изготовлена ​​из стали KC. [ 3 ]

Система подводной защиты была рассчитана на прямое попадание взрывной боеголовки массой 250 кг (550 фунтов); Британские воздушные торпеды имели боеголовки меньшего размера, но их корабельное вооружение было более мощным. Военно-морской флот провел несколько полномасштабных подводных испытаний на взрыв с использованием секций брони, вырезанных из старого додредноута «Пройссен» . Испытания показали, что сварная стальная конструкция лучше выдержала удар 250-килограммовой боевой части, чем клепаные стальные пластины. Переборка торпеды, выполненная из стали Wotan Weich (Вотан, мягкая), помещенная за бронепоясом, была заклепана; это было сделано потому, что неправильно сваренные соединения пластин не могли в достаточной степени выдержать взрывные удары. [ 25 ] Система подводной защиты состояла из нескольких слоев: внешний слой толщиной от 12 до 66 мм (0,47–2,6 дюйма), расположенный непосредственно под основным бронепоясом, был предназначен для подрыва боеголовки торпеды. За внешней пластиной была большая пустота, которая позволяла газам взрыва расширяться и рассеиваться. За ним находился топливный бункер с внешней стенкой толщиной 8 мм (0,31 дюйма); это поглотит любую оставшуюся взрывную силу. Бункер поддерживался продольными ребрами жесткости и поперечными переборками. [ 26 ]

Защита подводного борта имела многочисленные недостатки. Он был чрезвычайно силен на миделе корабля, но слабел на обоих концах цитадели. Подводная защита могла остановить в этих районах только 200-килограммовую (440 фунтов) боеголовку. Еще одним существенным недостатком конструкции было расположение торпедной переборки. Он был соединен с нижней частью наклонной палубы под углом 10 °; две приклепанные угловые планки удерживали его на месте. Стержни постоянно находились под сильным напряжением из-за обычных изгибающих сил корпуса. В сочетании с взрывной силой боеголовки торпеды стержни не выдерживали повышенного давления и могли выйти из строя. Кроме того, ширина 30 м означала, что систему защиты вокруг башен ГК пришлось ослабить, так как значительную часть пространства корпуса занимали магазины и барбеты. [ 27 ]

История обслуживания

[ редактировать ]
Данные о строительстве
Имя Тезка Строитель Заложен Запущен Введен в эксплуатацию Судьба
Шарнхорст Герхард фон Шарнхорст Верфь Кригсмарине , Вильгельмсхафен 15 июня 1935 г. 3 октября 1936 г. 7 января 1939 г. Затоплен в результате надводного боя , 26 декабря 1943 г.
Гнейзенау Август Нейдхардт фон Гнейзенау Немецкий завод , Киль 6 мая 1935 г. 8 декабря 1936 г. 21 мая 1938 г. Затоплен как блок-корабль в Готенхафене 23 марта 1945 года; корпус поднят на разборку, 1951 г.

Строительство и ранние действия

[ редактировать ]
Гнейзенау в гавани

«Гнейзенау» был заложен 3 мая 1935 года на заводе «Немецкая верке» в Киле. Спущен на воду 8 декабря 1936 года и завершен 21 мая 1938 года. [ 28 ] Во время спуска на воду корма корабля получила незначительные повреждения; цепи, замедлявшие ее спуск по стапелю, сломались, корабль занес слишком далеко и выброшен на берег на противоположном берегу. После ввода в эксплуатацию «Гнейзенау» провела первый год своей карьеры, проводя испытания и тренировочные круизы в Балтийском море . В ходе круизов выявилась влажность носовой части и мостика; в январе 1939 года был установлен ее «Атлантический лук». [ 29 ] «Шарнхорст» был заложен на верфи Кригсмариневерфт в Вильгельмсхафене 16 мая 1935 года. Спущен на воду 30 июня 1936 года и достроен 7 января 1939 года. [ 28 ] В середине 1939 года корабль провел испытания в Балтийском море; Как и в случае с «Гнейзенау» корабля , низкий надводный борт потребовал установки «Атлантической носовой части», которая была завершена в августе 1939 года. Во время этого ремонта в миделе корабля был добавлен большой ангар для самолетов корабля. Корабль вышел из верфи в октябре. [ 30 ]

21 ноября «Шарнхорст» и «Гнейзенау» провели зачистку между Исландией и Фарерскими островами ; в ходе операции немецкие корабли столкнулись с британским вооруженным торговым крейсером HMS Rawalpindi ; «Шарнхорст» потопил корабль, но при этом получил попадание одного из Равалпинди 152-мм орудий . [ 30 ] Шарнхорст остановился, чтобы подобрать выживших, но прибытие крейсера HMS Newcastle побудило немецкие корабли отступить. [ 31 ]

Учения «Операция Везер»

[ редактировать ]

7 апреля 1940 года «Шарнхорст» и «Гнейзенау» сформировали основные силы прикрытия вторжения в Нарвик и Тронхейм в Норвегии во время операции «Везерюбунг». 9 апреля в 04:30 радар Seetakt на Гнейзенау зафиксировал контакт, положивший начало действиям у Лофотенских островов ; оба корабля отправились на боевые посты. Через полчаса были замечены дульные вспышки от того, что оказалось старым линейным крейсером HMS Renown , который был частью прикрытия британской операции по постановке мин . Британский линейный крейсер первоначально нацелился на Гнейзенау на расстоянии 11 800 м (12 900 ярдов). За пять минут Гнейзенау дважды ударил Славу , но получил в ответ одно попадание 15 дюймов и два 4,5 дюйма. [ 32 ] [ 33 ] Одно из двух 4,5-дюймовых попаданий вывело из строя . Гнейзенау башню А [ и ] [ 34 ] 15-дюймовое попадание уничтожило станцию ​​управления огнем основного вооружения и вывело из строя ее радар Seetakt . [ 32 ] [ 35 ] У артиллерийского радара «Шарнхорста » возникли технические проблемы, которые помешали ему эффективно атаковать «Славу» . Британский корабль вступил в бой с «Шарнхорстом» на короткое время, начиная с 05:18, но эффективное маневрирование «Шарнхорста» позволило ему уйти невредимым. Опасения, что эсминцы, сопровождающие «Славу», могут совершить торпедную атаку, побудили немецкого командующего прервать бой. [ 36 ] К 07:15 немецкие корабли ушли от более медленного «Славы» . [ 30 ] Во время побега «Шарнхорст» получил повреждение башни А, вызванное сильным волнением, обрушившимся на его носовую часть. [ 30 ] «Шарнхорст» и «Гнейзенау» встретились с тяжелым крейсером «Адмирал Хиппер», прежде чем отправиться в Вильгельмсхафен. [ 37 ]

Операция Юнона

[ редактировать ]
Шарнхорст после добавления к ней «Атлантического лука».

«Шарнхорст» и «Гнейзенау» с «Адмиралом Хиппером» и четырьмя эсминцами снова отправились 4 июня для участия в операции «Юнона» . После операций в Арктическом море, в результате которых было потоплено несколько британских кораблей, «Адмирал Хиппер» и эсминцы были отправлены на дозаправку в оккупированную Норвегию. 8 июня в 16:45 «Шарнхорст» и «Гнейзенау» британский авианосец HMS Glorious , который сопровождали эсминцы «Акаста» и «Ардент» заметили на расстоянии около 50 000 м (55 000 ярдов) . Эсминцы поставили дымовую завесу, пытаясь скрыть авианосец, но немцы быстро сократили дистанцию. [ 38 ] В 17:26 дальность уменьшилась вдвое, примерно до 25 000 м (27 000 ярдов), и оба немецких корабля открыли огонь. «Шарнхорст» поразил «Глориус» с расстояния примерно 24 200 м (26 500 ярдов), что стало одним из самых дальних зарегистрированных попаданий в истории морской артиллерийской стрельбы. [ 18 ] [ ж ] В «Глориус» попало как минимум три снаряда, и он превратился в горящую громаду, а в 19:00 авианосец перевернулся и затонул. Шарнхорст перенес огонь на Ардента , в то время как Гнейзенау вступил в бой с Акастой ; оба корабля потопили свои цели. Прежде чем затонуть, «Акаста» четыре торпеды выпустила по «Шарнхорсту» ; Корабль уклонился от трех, но четвертый попал в правый борт возле задней орудийной башни. За время боя «Шарнхорст» выпустил 212 снарядов главного калибра. [ 37 ] Попадание торпеды нанесло «Шарнхорсту» значительный ущерб ; несколько водонепроницаемых отсеков, в том числе части машинного отделения правого борта, были затоплены, он получил крен 3 ° и находился на глубине 3 м (9 футов 10 дюймов) по корме. [ 37 ]

Два корабля отошли в Тронхейм, хотя «Шарнхорста» скорость была ограничена 20 узлами (37 км/ч; 23 мили в час) — они прибыли во второй половине дня 9 июня. 11 июня 12 «Хадсон» бомбардировщиков ВВС Великобритании попытались бомбить Шарнхорст ; все они не достигли своей цели. еще один воздушный налет, на этот раз 15 «Блэкбернских поморников» , запущенных британским кораблем HMS Ark Royal 13 июня последовал . Люфтваффе перехватили налет и сбили восемь самолетов; семь добрались до корабля. Лишь одна бомба попала в цель, но не взорвалась. 20 июня было проведено достаточно ремонтных работ, чтобы позволить кораблю отправиться в Киль. Последовали две воздушные атаки, но зенитный огонь «Шарнхорста» и его эскорта отбросил их обоих назад. Сообщения о британских кораблях в этом районе вынудили корабль искать убежища в Ставангере на два дня, прежде чем возобновить путь в Киль. Ремонт проводился в течение следующих шести месяцев. [ 39 ]

Операция Берлин

[ редактировать ]

Под командованием адмирала Гюнтера Лютьенса « Шарнхорст» и «Гнейзенау» ворвались в Атлантику в конце января 1941 года для совершения набегов на конвои между Северной Америкой и Великобританией. [ 40 ] 8 февраля они заметили конвой HX 106 , но его сопровождал линкор HMS Ramillies , вооруженный восемью 38-см (15-дюймовыми) орудиями. Поэтому немецкие корабли прервали атаку. [ 40 ] 22 февраля «Гнейзенау» столкнулся с тремя отдельными парусными торговыми судами из недавно рассредоточенного конвоя. Линкоры отказались от поиска конвоев и начали охоту на самостоятельные парусные суда, «Гнейзенау» потопил четыре судна общим водоизмещением 19 634 брт , а «Шарнхорст» потопил танкер « Люструс » водоизмещением 6 150 брт . [ 40 ] [ 41 ] Затем Лютьенс решил отойти от маршрутов конвоев в Северной Атлантике и переместить пути конвоев в Западной Африке . [ 42 ] 8 марта «Шарнхорст» заметил конвой SL 67 , но от атаки снова пришлось отказаться, поскольку конвой сопровождал линкор: HMS Malaya . Лютьенс вернулся на североатлантические конвойные пути, по пути «Шарнхорст» потопил греческий грузовой корабль « Марафон » водоизмещением 7921 брт . 15 и 16 марта они столкнулись с кораблями рассредоточенного конвоя. «Шарнхорст» потопил шесть кораблей общим водоизмещением 35 080 брутто-тонн, в то время как «Гнейзенау» еще три корабля общим водоизмещением 20 139 брт потопил семь кораблей общим водоизмещением 26 693 брутто-тонн и захватил в качестве призов . [ 43 ] [ 39 ] После этого успеха Шарнхорст и Гнейзенау направились в Брест в оккупированной Франции; они прибыли 22 марта. У «Шарнхорста» неоднократно возникали проблемы с неисправными трубками пароперегревателя в котлах, и для этого требовались ремонтные мощности, существовавшие на французской военно-морской верфи. [ 39 ] [ 44 ] [ 45 ]

Ущерб от воздушного налета

[ редактировать ]

Брест находился в пределах досягаемости воздушной атаки Великобритании. Серия рейдов началась 30 марта. [ г ] 6 апреля четыре «Бофорт» торпедоносца атаковали «Гнейзенау» после того, как его перевели на буй из сухого дока. Один из атакующих самолетов добился успеха; [ ч ] попадание нанесло кораблю значительные повреждения. «Гнейзенау» отгрузила около 3050 метрических тонн (3000 длинных тонн; 3360 коротких тонн) воды, из-за чего она кренилась на 2° и оседала ниже в воде. Ударная сила взрыва также нанесла большой внутренний ущерб; Топливные баки были разорваны, а электрические системы повреждены. Для помощи в борьбе с наводнением к борту был привлечен спасательный буксир. «Гнейзенау» был поставлен в сухой док для ремонта, который был продлен из-за дальнейших налетов британской авиации. В ночь с 9 на 10 апреля британские бомбардировщики высшего звена атаковали Гнейзенау и Шарнхорст . Последний остался невредимым, но первый получил четыре удара; 72 человека были убиты и еще 90 ранены. [ 48 ]

Шарнхорст завершил ремонт двигателя и замену неисправных пароперегревателей в июле, а после испытаний двигателя 23 июля был рассредоточен в Ла-Паллис , чтобы избежать концентрации тяжелых агрегатов в Бресте. [ я ] Пришвартованный там 24 июля «Шарнхорст» был атакован 15 бомбардировщиками «Галифакс» из 2 эскадрилий; [ 49 ] пять бомб - две фугасные по 227 кг (500 фунтов) и три полу-AP по 454 кг (1001 фунт) - нашли свою цель. [ 50 ] Две 454-килограммовые бомбы пробили обе бронепалубы до самого двойного дна, прежде чем остановиться на морском дне; им не удалось взорваться. Третий также не взорвался. Одна из 227-килограммовых бомб пробила верхнюю палубу прямо перед задней артиллерийской башней и взорвалась на главной бронепалубе. [ 51 ] Последняя бомба упала на правый борт и также взорвалась на главной бронепалубе. [ 50 ] Корабль кренился под углом 8°, приняв от 1520 длинных тонн (1700 коротких тонн) до 3050 длинных тонн (3420 коротких тонн) воды; список был сокращен до 2° за счет контрзатопления. Потери составили два человека убитыми и 15 ранеными. На следующий день «Шарнхорст» прибыл в Брест на ремонт, который длился четыре месяца. [ 51 ] [ 52 ]

Операция Цербер

[ редактировать ]
Аэрофоторазведка Шарнхорста в Киле после «Прорыва через Ла-Манш».

В начале 1942 года экипажи «Шарнхорста» , «Гнейзенау» и тяжелого крейсера «Принц Ойген» готовились к операции «Цербер» — дневному броску вверх по Ла-Маншу . Корабли должны были быть переброшены в Норвегию для оказания помощи в срыве конвоев в Советский Союз, а также в защите оккупированной Норвегии. Риск дальнейшего ущерба от воздушных налетов, а также потеря «Бисмарка » и большинства кораблей снабжения заставили военно-морской штаб изменить мнение об использовании этих кораблей для вылазок в Атлантику. Если их не удастся эвакуировать, Гитлер приказал вывести их из эксплуатации в Бресте. [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ]

Корабли покинули Брест поздно вечером 11 февраля и большую часть операции оставались незамеченными. К востоку от Дувра группа из шести торпедоносцев «Суордфиш» безрезультатно атаковала корабли. В 15:31 «Шарнхорст» взорвал магнитную мину, которая повредила автоматические выключатели корабля настолько, что отключила всю электрическую систему. Корабль был ненадолго остановлен - между 15:49 и 16:01 все три турбины были перезапущены, и корабль возобновил скорость 27 узлов (50 км / ч; 31 миль в час). Последовала серия воздушных атак; благодаря маневрам уклонения, зенитному огню и истребителям Люфтваффе все они были отбиты. [ 56 ] К полудню 13 февраля «Шарнхорст» достиг Вильгельмсхафена. Через два дня ее перевели в Киль на ремонт, который продолжался до июля 1942 года. [ 57 ]

Гнейзенау и Принц Ойген продолжили свое путешествие в Германию, пока Шарнхорст был обездвижен. В 14:45 корабли были атакованы пятью истребителями-бомбардировщиками «Вихрь» — немецкие истребители отбили их. В течение следующих двух часов последовало еще несколько воздушных атак, но безуспешно для британцев. В 16:17 пять британских эсминцев попытались торпедировать немецкие корабли, но шквальный огонь «Гнейзенау» и «Принц Ойген» растерзал один, а остальные вынудили отвернуться. Рядом с Терсхеллингом подорвался на мине , «Гнейзенау» которая нанесла незначительные повреждения корпусу, а взрывной удар повредил одну из трех ее турбин. Ее капитан приказал кораблю остановиться на время проведения временного ремонта, который длился около 30 минут. К 03:50 13 февраля корабль достиг Гельголанда . [ 58 ]

Шарнхорста Отправление в Норвегию

[ редактировать ]

В январе 1943 года было решено перебросить «Шарнхорст» в Норвегию вместе с «Принцем Ойгеном» и несколькими эсминцами. Попытки выйти в море 7 и 23 января были прерваны после того, как военно-морской флот получил сообщения о активной активности на британских авиабазах в Великобритании. Третья попытка 10 февраля закончилась, когда Шарнхорст сел на мель, пытаясь избежать столкновения с подводной лодкой . Ремонт продолжался до 26 февраля. [ 59 ] 8 марта «Шарнхорст» и четыре эсминца покинули Готенхафен; она прибыла из Нарвика 14 марта. В течение 6 месяцев нехватка топлива ограничивала любые крупные операции «Шарнхорста» и других кораблей в Норвегии. [ 60 ] в состав которого входили линкор «Тирпиц» и тяжёлый крейсер «Лютцов» . [ 61 ] 25 ноября 1943 года «Шарнхорст» провел двухчасовые испытания на полной мощности, достигнув скорости 29,6 узла (54,8 км/ч; 34,1 миль в час), и было отмечено, что ее осадка увеличилась более чем на 0,5 метра (1,6 фута) по сравнению с ее моделью 1940 года. испытания, где она развила скорость 31,14 узла (57,67 км/ч; 35,84 миль в час). [ 62 ]

Битва при Нордкапе

[ редактировать ]

20 декабря 1943 года «Шарнхорсту» было приказано перехватить следующий конвой, направлявшийся в Советский Союз, Convoy JW 55B. [ 63 ] Корабль должен был действовать только с пятью эсминцами; «Тирпиц» был поврежден во время британского рейда в сентябре, а Лютцов отсутствовал на периодическом ремонте. [ 61 ] 25 декабря местонахождение конвоя было установлено, и в 19:00 корабль вышел из порта под командованием контр-адмирала Эриха-бея . У британского флота было значительное преимущество: они смогли расшифровать немецкие военно-морские коды и знали о намерениях Бея. [ 64 ] Крейсеры HMS Sheffield , Belfast и Norfolk были расположены для блокирования Шарнхорста . Адмирал Брюс Фрейзер на борту линкора HMS Duke of York находился примерно в 270 милях отсюда и направлялся, чтобы отрезать Шарнхорст после того, как он был атакован тремя крейсерами. Белфаст обнаружил Шарнхорст на радаре в 08:40; сорок минут спустя наблюдатели на Шеффилде заметили корабль на расстоянии 11 000 м (12 000 ярдов). Вскоре после этого Белфаст выпустил звездчатые снаряды , чтобы осветить цель, а Норфолк открыл огонь из своих 20,3-см (8 дюймов) орудий; за 20 минут она поразила Шарнхорст . дважды [ 65 ] Второе попадание уничтожило «Шарнхорста» . передний радар Seetakt [ 66 ]

Выжившие с Шарнхорста высаживаются в Скапа-Флоу

К 10:00 «Шарнхорст» , используя свое преимущество в скорости в 4–6 узлов, прервал бой и возобновил поиски конвоя. В 12:00 «Белфаст» снова подобрал «Шарнхорст» , и через 20 минут снова был в пределах досягаемости. [ 67 ] На этот раз «Шарнхорсту» повезло больше со стрельбой; в 12:23 в Норфолк дважды попали снаряды калибра 28,3 см. Одно попадание вывело из строя орудийную башню, второе пробило корпус и вывело из строя радар. упали осколки снарядов, которые едва не промахнулись На Шеффилд . В 12:41 «Шарнхорст» снова увеличил скорость и разорвал бой. Британцы следили за ней и передавали отчеты о позиции адмиралу Фрейзеру в герцоге Йоркском . В 13:15 адмирал-бей принял решение прекратить поиски и вернуться в порт. [ 68 ] Незадолго до 17:00 британские корабли приблизились: «Белфаст» снова осветил корабль звездными снарядами, а «Герцог Йоркский» дал залпы из своей главной батареи. Удар Duke of York вывел из строя башню «А», а в 18:00 еще одно попадание пробило верхнюю часть пояса и нанесло значительный ущерб машинному отделению. Это попадание временно снизило ее скорость до 8 узлов (15 км/ч; 9,2 миль в час), но ремонт быстро позволил ей двигаться со скоростью 22 узла (41 км/ч; 25 миль в час). [ 69 ]

Снаряды главных орудий «Шарнхорста» попали в мачту «Дюка оф Йоркского » и вывели из строя его надводные радары. Отсутствие радара вынудило герцога Йоркского прекратить огонь в 18:24 после того, как он поразил Шарнхорст как минимум 13 раз. [ 70 ] Удары «Герцога Йоркского» вывели из строя большую часть вооружения «Шарнхорста » при этом . Адмирал Фрейзер приказал своим эсминцам подойти к кораблю и торпедировать его. В «Шарнхорст» как минимум четыре раза попали торпеды, выпущенные HMS Scorpion и HNoMS Stord . Удары вызвали сильное наводнение и замедлили скорость корабля до 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час). Затем герцог Йоркский приблизился к высоте 9100 м (10 000 ярдов), чтобы нанести удар по кораблю. В то время на «Шарнхорсте » оставалась в рабочем состоянии только башня «С»; уцелевшие артиллерийские расчеты перенесли боеприпасы из вышедших из строя башен «А» и «Б» в башню «С». попадало все больше воды По мере того, как в «Шарнхорст» , ее скорость продолжала падать до 5 узлов (9,3 км/ч; 5,8 миль в час). [ 71 ] В 19:25 легкий крейсер «Ямайка» выпустил три торпеды, за ними последовали шесть из «Белфаста» . Несколько эсминцев приблизились и также выпустили торпеды, хотя из-за дыма и мглы было неизвестно, сколько из них попало в искалеченный корабль. «Шарнхорст» сильно кренился и находился очень низко в воде. В 19:45 корабль перевернулся на правый борт и затонул, а его гребные винты все еще вращались. [ 72 ] Она затонула на позиции 72 ° 16'0 ″ с.ш. 28 ° 41'0 ″ в.д.  /  72,26667 ° с.ш. 28,68333 ° в.д.  / 72,26667; 28.68333 . Из экипажа в 1968 офицеров и солдат выжило только 36. [ 73 ] Контр-адмирал Эрих-бей погиб вместе со своим кораблем. [ 74 ]

Гнейзенау Реконструкция

[ редактировать ]
в Норвегии Гнейзенау Башня «С»

«Гнейзенау» также планировалось отправить в Норвегию, но он получил серьезные повреждения во время бомбардировки в ночь с 26 на 27 февраля 1942 года. 1000-фунтовая бомба пробила бронепалубу прямо перед передней башней; осколки снаряда привели в действие магазин с боеприпасами, что нанесло огромный ущерб носовой части корабля и сожгло башню «А»; 112 человек были убиты и еще 21 ранен. Предполагалось, что на подготовку корабля к эксплуатации потребуется два года. [ 75 ] Поскольку это был такой длительный период, было решено, что будет более эффективно, если во время ремонтных работ корабль будет реконструирован для установки шести 38-см (15-дюймовых) орудий вместо 28,3-см орудий. Для этого корпус необходимо будет удлинить на 10 м (32 фута 10 дюймов), чтобы обеспечить дополнительную плавучесть, а электрическую систему придется отремонтировать. Башни «В» и «С» должны были снять и передать в Норвегию для использования в качестве орудий береговой обороны. [ 76 ]

4 апреля «Гнейзенау» вместе с ледоколом «Кастор» и старым дредноутом «Шлезиен» вышел из Киля в Готенхафен. Там начались работы по переоборудованию: разрушенную носовую часть сняли, а башни «B» и «C» сняли и разобрали для транспортировки. Крупп построил новые 38-сантиметровые башни, что потребовало усиления конструкций барбета, чтобы выдержать их вес. К началу 1943 года ремонтные работы были в основном завершены и корабль был готов получить улучшенную носовую часть и 38-см башни, однако этого не произошло. Неспособность надводных частей уничтожить конвой в Арктике во время операции «Регенбоген» 31 декабря 1942 года побудила Гитлера отдать приказ сдать на слом все основные надводные части. Работы над «Гнейзенау» прекратились, а материалы, выделенные на ее ремонт, были перенаправлены на другие проекты. [ 77 ]

Затем корабль был разоружен и почти брошен в гавани. [ 78 ] Ее 15-см орудия размещались в качестве береговых батарей в Дании. [ 19 ] Когда в начале 1945 года подошла советская армия, корабль был отбуксирован во внешнюю гавань и затонул как блок-корабль . 23 марта 1945 года [ 78 ] Польская спасательная фирма подняла обломки 12 сентября 1951 года и впоследствии разобрала корабль на металлолом. Башня «C» остается в Тронхейме, Норвегия, в форте Аустротт ; Норвежское правительство безуспешно предлагало вернуть башню в Германию для показа в музее. [ 1 ] 15-см орудия в Дании были переданы датским военным; две башни были перевезены в Стевнсфорт в 1952 году. Орудия были выведены в резерв в 1984 году, но продолжали стрелять во время ежегодных тренировок. Последний выстрел они сделали в 2000 году, после чего крепость превратили в музей. [ 19 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Грёнер , стр. 16–28.
    В этой книге приведена классификация каждого класса крупных кораблей и указано, что «Виттельсбах» , «Брауншвейг » , «Дойчланд » , «Нассау» , «Гельголанд» , «Кайзер» , «Кёниг» и «Бавария» корабли классов были классифицированы как Linienschiffe (линейный корабль).
  2. ^ Грёнер , стр. 5–14.
    В этой книге говорится, что «Пройссен» классы , Саксония» « , «Ольденбург» « Бранденбург» , и «Кайзер Фридрих III» классы классифицировались как «панцершиффы» , а «Зигфрид» и «Один» классифицировались как «панцершиффы» 4-го ранга . Современные британские источники классифицировали эти Panzerschiffe 4-го ранга - как линкоры, а Panzerschiffe как корабли береговой обороны. Например: Naval Annual, 1888–89 стр. 76 перечисляет классы Kronprinz , Friedrich Carl , König Wilhelm , Hansa , Preussen , Kaiser class , Sachsen и Oldenburg как линкоры. В Naval Annual, 1899 указаны , стр. 81–84, классы «Бранденбург» и «Кайзер Фридрих III» как линкоры 1-го класса, классы «Саксония » , «Ольденбург» и «Кайзер» — как линкоры 3-го класса, а классы «Зигфрид» и «Один» — как корабли береговой обороны.
  3. ^ Например, Гарцке и Дулин , с. 127, называет эти корабли линейными крейсерами, а Sturton , p. 43, называет их линкорами.
  4. ^ Броня Вотана Харта имела прочность на разрыв 85–96 кг/кв. мм и расширялась до 20%. Броня Wotan Weich имела прочность на разрыв 65–75 кг/кв. мм и расширялась до 25%. См.: Грёнер , с. х.
  5. ^ Koop & Schmolke , стр. 40 и 43. Башня A была затоплена из-за сильного волнения на море, при этом «большое количество морской воды прошло через левую оптику башенки дальномера после удара, снесшего крышку». (стр. 40) «Все электрооборудование башни вышло из строя в течение 36 часов. Сам дальномер остался неповрежденным». (стр. 43)
  6. Британский линкор HMS Warspite поразил итальянский линкор «Джулио Чезаре» в битве при Калабрии в 1940 году примерно на той же дистанции.
  7. За время войны 300 авианалетов сделали Брест одним из самых бомбардированных городов Франции. [ 46 ]
  8. Гнейзенау был защищен множеством зенитных орудий, но не имел торпедной сетки. Самолет, совершивший успешную атаку, был сбит; Пилот, флирт-офицер Кэмпбелл , был посмертно награжден Крестом Виктории , поскольку он хорошо осознавал минимальные шансы выжить под интенсивным зенитным огнем. [ 47 ]
  9. Принц Ойген прибыл в Брест 1 июня.
  1. ^ Jump up to: а б с Гренер , с. 32.
  2. ^ Коллиер , с. 99.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Гренер , с. 31.
  4. ^ Черчилль , с. 245.
  5. ^ Вандерват , с. 82.
  6. ^ Страница 2010 , стр. 14–15.
  7. ^ Боевые корабли Джейн 1940, стр. 212–213.
  8. ^ Исторический центр USN .
  9. ^ Гарцке и Дулин , с. 127.
  10. ^ Гарцке и Дулин , стр. 127–128.
  11. ^ Грёнер , с. 59.
  12. ^ Jump up to: а б с Гарцке и Дулин , с. 128.
  13. ^ Jump up to: а б с д Сиече , с. 225 .
  14. ^ Jump up to: а б с Гарцке и Дулин , с. 130.
  15. ^ Грёнер , с. 63.
  16. ^ Jump up to: а б с Брейер , с. 294.
  17. ^ Брейер , с. 295.
  18. ^ Jump up to: а б с NavWeaps (28 см/54,5) .
  19. ^ Jump up to: а б с NavWeaps (15 см/55) .
  20. ^ NavWeaps (10,5 см/65) .
  21. ^ NavWeaps (3,7 см/L83) .
  22. ^ Гарцке и Дулин , стр. 188–189.
  23. ^ Jump up to: а б Гарцке и Дулин , с. 182.
  24. ^ Гарцке и Дулин , с. 183.
  25. ^ Jump up to: а б Гарцке и Дулин , с. 185.
  26. ^ Гарцке и Дулин , стр. 185–186.
  27. ^ Гарцке и Дулин , с. 186.
  28. ^ Jump up to: а б Стертон , с. 43.
  29. ^ Гарцке и Дулин , с. 132.
  30. ^ Jump up to: а б с д Гарцке и Дулин , с. 154.
  31. ^ Гарцке и Дулин , с. 134.
  32. ^ Jump up to: а б Куп и Шмолке , стр. 40 и 43.
  33. ^ Хаарр , стр. 310–311.
  34. ^ Гарцке и Дулин , с. 135 утверждает, что выведена из строя именно башня C.
  35. ^ Джексон , с. 23.
  36. ^ Гарцке и Дулин , с. 135.
  37. ^ Jump up to: а б с Гарцке и Дулин , с. 157.
  38. ^ Гарцке и Дулин , с. 137.
  39. ^ Jump up to: а б с Гарцке и Дулин , с. 158.
  40. ^ Jump up to: а б с Гарцке и Дулин , с. 140.
  41. ^ Бредемайер , стр. 115–119.
  42. ^ Бредемайер , стр. 120–125.
  43. ^ Ровер , стр. 63.
  44. ^ Куп и Шмолке , стр. 110.
  45. ^ Хеллвинкель , с. Kindle — локации 605 и 629 из 4855.
  46. ^ Хеллвинкель , с. Расположение Kindle 1584 из 4855.
  47. ^ 4Группа , с. Kindle локация 407 из 8211.
  48. ^ Гарцке и Дулин , стр. 143–144.
  49. ^ 4Группа , с. Адрес Kindle 548 из 8211.
  50. ^ Jump up to: а б Гарцке и Дулин , с. 159.
  51. ^ Jump up to: а б Гарцке и Дулин , с. 160.
  52. ^ Куп и Шмолке , стр. 110–111.
  53. ^ Гарцке и Дулин , стр. 154–146.
  54. ^ Куп и Шмолке , с. 111.
  55. ^ Хеллвинкель , с. Kindle локация 746 из 4855.
  56. ^ Гарцке и Дулин , стр. 160–162.
  57. ^ Гарцке и Дулин , с. 163.
  58. ^ Гарцке и Дулин , стр. 147–149.
  59. ^ Гарцке и Дулин , стр. 163–164.
  60. ^ Гарцке и Дулин , с. 164.
  61. ^ Jump up to: а б Стивен и Гроув , с. 198.
  62. ^ Якобсен , стр. 88.
  63. ^ Сэндлер , с. 144.
  64. ^ Гарцке и Дулин , с. 165.
  65. ^ Гарцке и Дулин , стр. 165–166.
  66. ^ Стивен и Гроув , с. 206.
  67. ^ Гарцке и Дулин , с. 169.
  68. ^ Гарцке и Дулин , с. 170.
  69. ^ Гарцке и Дулин , с. 172.
  70. ^ Стивен и Гроув , с. 213.
  71. ^ Гарцке и Дулин , стр. 173–174.
  72. ^ Гарцке и Дулин , с. 175.
  73. ^ Гарцке и Дулин , с. 176.
  74. ^ Гроув , с. 30.
  75. ^ Гарцке и Дулин , стр. 149–150.
  76. ^ Гарцке и Дулин , стр. 150–151.
  77. ^ Гарцке и Дулин , стр. 151–153.
  78. ^ Jump up to: а б Гарцке и Дулин , с. 153.
  • Бредемайер, Генрих (1997). Линкор Шарнхорст (на немецком языке) (5-е изд.). Гамбург: Келер. ISBN  3-7822-0592-8 .
  • Брейер, Зигфрид (1974). Линкоры и линейные крейсеры 1905–1970 гг . Город-сад: Doubleday & Company. ISBN  978-0-385-07247-2 .
  • Черчилль, Уинстон (2000) [1951]. Вторая мировая война . Том. 5 Замыкание кольца. Бостон: Хоутон Миффлин Харкорт. ISBN  978-0-395-41059-2 .
  • Кольер, Бэзил (1957). История Второй мировой войны. Оборона Соединенного Королевства . Лондон: HMSO. ISBN  978-0-87021-790-6 .
  • ДиДжулиан, Тони (13 октября 2006 г.). «Немецкий 28 см/54,5 (11 дюймов) SK C/34» . NavWeaps.com . Проверено 9 сентября 2009 г.
  • ДиДжулиан, Тони (20 ноября 2008 г.). «Немецкий 15 см/55 (5,9 дюйма) SK C/28» . NavWeaps.com . Проверено 9 сентября 2009 г.
  • ДиДжулиан, Тони (26 января 2009 г.). «Немецкий 10,5 см/65 (4,1») SK C/33» . NavWeaps.com . Проверено 9 сентября 2009 г.
  • ДиДжулиан, Тони (26 января 2009 г.). "Германия 3,7 см/L83 (1,5") SK C/30 3,7 см/L83 (1,5") SK C/30U" . NavWeaps.com . Проверено 9 сентября 2009 г.
  • Гарцке, Уильям Х.; Дулин, Роберт О. (1985). Линкоры: линкоры стран Оси и нейтральных стран во Второй мировой войне . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-101-0 .
  • Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-790-6 .
  • Гроув, Эрик (2002). Немецкие крупные корабли и рейдеры во Второй мировой войне: от Шарнхорста до Тирпица, 1942–1944 гг . Рутледж. ISBN  978-0-7146-5283-2 .
  • Хаарр, Гейрр Х. (2009). Немецкое вторжение в Норвегию, апрель 1940 года . Барнсли: Сифорт. ISBN  978-1-84832-032-1 .
  • Хеллвинкель, Ларс (2014). Ворота Гитлера в Атлантику: немецкие военно-морские базы во Франции 1940–1945 (изд. Kindle). Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN  978-184832-199-1 .
  • Джексон, Роберт (1997). Королевский флот во Второй мировой войне . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-712-9 .
  • Якобсен, Альф (2003). Шарнхорст . Саттон: Страуд. ISBN  0750934042 .
  • Куп, Герхард; Шмолке, Клаус-Петер (1999). Линкоры типа Шарнхорст . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-045-8 .
  • Пейдж, CLW (2010) [1961]. Домашние воды и Атлантика: 9 апреля 1940 г. – 6 декабря 1941 г. История штаба ВМФ Второй мировой войны. Том. II (Факс. представитель Рутледжа, Лондонское изд.). Лондон: Исторический отдел Адмиралтейства. ISBN  978-0-7146-5214-6 . БР 1736(48)(2).
  • Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института США. ISBN  978-1-59114-119-8 .
  • Сэндлер, Стэнли (2004). Линкоры: иллюстрированная история их влияния . АВС-КЛИО. ISBN  978-1-85109-410-3 .
  • «Шарнхорст (Линкор, 1939–1943)» . Исторический центр ВМС США. 14 марта 2001 г. Архивировано из оригинала 13 июля 2011 г. . Проверено 19 сентября 2009 г.
  • Сиече, Эрвин (1992). "Германия". В Гардинере, Роберт; Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 218–254. ISBN  978-0-85177-146-5 .
  • Стивен, Мартин; Гроув, Эрик (1985). Морские сражения крупным планом: Вторая мировая война . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-556-8 .
  • Стертон, Ян, изд. (1987). Конвея «Все линкоры мира: с 1906 года по настоящее время» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  978-0-85177-448-0 . OCLC   246548578 .
  • Вандерват, Дэн (1988). Атлантическая кампания . Нью-Йорк: Харпер и Роу. ISBN  978-0-06-015967-2 .
  • Уорд, Крис (2012). 4 Групповое бомбардировочное командование: оперативный отчет (изд. Kindle). Барнсли: Перо и меч. п. Местонахождение Kindle 548. ISBN  978-1848848849 .
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2093693c1f710517463c32e788d755dc__1718684220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/20/dc/2093693c1f710517463c32e788d755dc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Scharnhorst-class battleship - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)