Jump to content

СМС Ольденбург (1884 г.)

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

1902 года. Литография СМС Ольденбурга
Обзор класса
Предшественник Саксонский класс
Преемник Никто
История
Германская империя
Имя СМС Ольденбург
Тезка Великое герцогство Ольденбургское
Строитель AG Vulcan , Штеттин
Заложен 1883
Запущен 20 декабря 1884 г.
Введен в эксплуатацию 8 апреля 1886 г.
Выведен из эксплуатации 1912
Судьба Расставание , 1919 год.
Общие характеристики
Класс и тип Бронекорвет
Смещение
Длина 79,8 м (261 фут 10 дюймов)
Луч 18 м (59 футов 1 дюйм)
Черновик 6,28 м (20 футов 7 дюймов)
Установленная мощность
Движение
Скорость 13,8 узла (25,6 км/ч; 15,9 миль в час)
Диапазон 1770 миль (3280 км; 2040 миль) на скорости 9 узлов (17 км / ч; 10 миль в час)
Дополнить
  • 34 офицера
  • 355 военнослужащих
Вооружение
Броня
  • Ремень: от 200 до 300 мм (от 7,9 до 11,8 дюйма)
  • Батарея: 150 мм (5,9 дюйма)

СМС Ольденбург [ а ] — броненосный корабль немецкой Kaiserliche Marine (Императорского флота). Заложенный на верфи AG Vulcan в Штеттине в 1883 году, корабль был спущен на воду в декабре 1884 года и принят в состав ВМФ в апреле 1886 года. «Ольденбург» должен был стать пятым представителем класса Саксонии боевых корветов , но бюджетные ограничения и неудовлетворенность с классом Sachsen повлек за собой модернизацию конструкции, которая мало напоминала более ранние суда. «Ольденбург» установил свою главную батарею из восьми 24-см (9,4 дюйма) орудий на миделе корабля: шесть в центральном каземате на главной палубе и два прямо над ними на бортовом борту . Это был первый немецкий крупный корабль, полностью построенный из стали немецкого производства.

Ольденбург не имел значительной службы в ВМС Германии. Она участвовала в учениях флота в конце 1880-х - начале 1890-х годов, но большую часть 1890-х годов провела в резерве. Ее единственное крупное развертывание произошло в 1897–1898 годах, когда она присоединилась к международной военно-морской демонстрации протеста против греческой аннексии Крита . В 1900 году его вывели из боевой службы и использовали в качестве корабля гавани. С 1912 по 1919 год использовался Флотом открытого моря в качестве корабля-мишени; она была продана на слом в 1919 году и в том же году разобрана.

Иллюстрация класса Саксонии , членом которого Ольденбург . изначально должен был быть

После франко-прусской войны 1870–1871 годов генерал Альбрехт фон Штош стал начальником Имперского Адмиралтейства; он немедленно приступил к составлению нового плана флота, основанного на предыдущей программе, одобренной в 1867 году. Стош видел роль военно-морского флота в первую очередь оборонительную; флот броненосных военных кораблей будет находиться в водах Германии для защиты побережья от блокады, которую ВМС Дании установили во время Второй Шлезвигской войны , а ВМС Франции - во время франко-прусского конфликта. План Стоша, завершенный в 1873 году, предусматривал в общей сложности восемь океанских броненосцев и шесть меньших бронированных корветов , пригодных для действий в прибрежных водах. Океанский компонент был укомплектован корветами «Кайзер» класса , а из шести корветов было построено пять: «Ганза» и четыре «Саксонии » . Последний корвет изначально задумывался как пятое судно типа Sachsen , но неудовлетворенность конструкцией заставила многих старших офицеров настаивать на пересмотренной версии. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]

Работа над новым дизайном началась в 1879 году. [ 4 ] но возражения парламента против военно-морских расходов, особенно после случайного затопления броненосца Grosser Kurfürst в 1878 году, задержали строительство судна. Первоначально Стош пытался обеспечить финансирование двух кораблей этой конструкции с намерением сохранить один в качестве материального резерва , который будет мобилизован на случай войны, но Рейхстаг отказался. Стош предложил новое судно на 1879–1880 финансовый год, но получил отказ, в результате чего он отказался от запроса на бюджет следующего года. Наконец, 7 декабря 1881 года парламент проголосовал за одобрение финансирования Ольденбурга , хотя и на сумму, значительно меньшую, чем хотелось военно-морскому флоту. [ 3 ] [ 5 ] Бюджетные ограничения серьезно ограничивали возможности конструкторов по созданию эффективных усовершенствований Sachsen . нового корабля При имеющемся бюджете водоизмещение пришлось бы сократить примерно на 2000 т (1968 длинных тонн) по сравнению с Sachsen . [ 2 ] [ 6 ] Ограниченное водоизмещение вынудило вернуться к казематной компоновке корабля , а также уменьшить калибр орудий с 26 см (10,2 дюйма) до 24 см (9,4 дюйма). Чтобы несколько компенсировать снижение наступательной мощи, эти орудия были нового, более длинного типа 30-го калибра , который имел более высокую начальную скорость , чем более короткие орудия 22-го калибра, имеющиеся в классе Sachsen . [ 5 ]

Оценка конструкции неоднозначная; этот корабль был анахронизмом, поскольку был последним казематным кораблем, заложенным каким-либо военно-морским флотом (хотя османский броненосец Хамидие был построен позже). [ 7 ] Военно-морской историк Эрих Грёнер утверждает, что «Ольденбург» представлял собой «экспериментальную конструкцию, не имеющую реальной ценности в бою». [ 8 ] Книга Конвея «Все боевые корабли мира» с этим соглашается, заявляя, что «Ольденбург» «к моменту завершения строительства считался малоэффективным в бою». [ 6 ] Историк Эйдан Додсон раскритиковал корабль как «плохую инвестицию, [который] не смог развить расчетную скорость на 0,2 узла (0,37 км / ч; 0,23 мили в час) и имел форму, которая приводила к быстрому падению скорости в голове. моря». [ 7 ] Однако в выпуске Brassey's Naval Annual 1889 года было высказано противоречивое мнение: «Большинство немецких военно-морских критиков недовольны в той или иной степени всеми этими судами, за исключением König Wilhelm , Kaiser , Deutschland и Oldenburg . " [ 9 ]

Общие характеристики

[ редактировать ]
План и профиль Ольденбурга ; заштрихованные области представляют собой часть корабля, защищенную броней.

Ольденбург имел длину 78,4 м (257 футов 3 дюйма) по ватерлинии 79,8 м (261 фут 10 дюймов) и общую длину . Она имела ширину 18 м (59 футов 1 дюйм) и осадку 6,28 м (20 футов 7 дюймов) вперед и 6,3 м (20 футов 8 дюймов) назад. По проекту водоизмещение судна составило 5249 тонн (5166 длинных тонн; 5786 коротких тонн), а при полной загрузке его водоизмещение увеличилось до 5743 тонн (5652 длинных тонны; 6331 коротких тонн). Ее корпус имел поперечный и продольный стальные шпангоуты; использовалось железо Для форштевня и кормы . Корпус был разделен на двенадцать водонепроницаемых отсеков и имел двойное дно , занимавшее 60 процентов его длины. Как это было обычным для крупных кораблей той эпохи, корпус « Ольденбурга » имел ярко выраженный таранный нос . Корабль имел боевую рубку в носовой части и короткую ураганную палубу прямо за кормой; меньшая по размеру второстепенная позиция командира была размещена дальше в корме. Корабль был оснащен единственной тяжелой военной мачтой с боевым верхом , располагавшейся в миделе корабля . Рядом с кормой разместили мачту меньшего размера. [ 10 ] «Ольденбург» был первым немецким крупным кораблем, полностью построенным из стали немецкого производства, за исключением кормы. [ 3 ] [ 11 ]

Немецкий флот считал «Ольденбург» подходящей морской лодкой, хотя она страдала от значительной качки . Из-за ее склонности к сильной качке балласт массой в носовой части был постоянно установлен 60 т (59 длинных тонн; 66 коротких тонн). Она также сильно потеряла скорость в сильном волнении; в условиях моря с волнением выше 6 баллов по шкале Бофорта потеря скорости может достигать 25 процентов. Корабль не мог действовать в тяжелых погодных условиях. Ее поперечная метацентрическая высота составляла 0,63 м (2 фута 1 дюйм). Ее стандартный состав состоял из 34 офицеров и 355 рядовых, хотя позже ее экипаж был реорганизован до 32 офицеров и 401 рядового матроса. На ее борту было несколько лодок меньшего размера, в том числе один пикетный катер, один катер , две лодки , два катера , два яла и одна шлюпка . [ 8 ]

Ольденбург был оснащен двумя горизонтальными 4-цилиндровыми паровыми машинами двойного расширения, расположенными в отдельных машинных отделениях ; Каждый из двух двигателей приводил в движение трехлопастный винт диаметром 4,50 м (14,8 футов). Пар для двигателей обеспечивался восемью поперечно-цилиндрическими жаротрубными котлами , разделенными на два котельных отделения . Каждый котел был оборудован тремя топками, всего 24, которые работали при давлении до 5 стандартных атмосфер (510 кПа ) с принудительной тягой . Котельные вентилировались через пару воронок , которые располагались в носовой и кормовой частях главной мачты. Двигатели были рассчитаны на мощность 3900 лошадиных сил (3800 л.с. ) и максимальную скорость 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час). На скоростных испытаниях ее двигатели немного превысили проектную мощность - 3942 л.с. (3888 л.с.), хотя «Ольденбург» развивал скорость всего 13,8 узлов (25,6 км/ч; 15,9 миль в час). [ 8 ]

Хранилище угля на корабле было строго ограничено из-за ограничений по размеру, налагаемых утвержденным бюджетом. [ 3 ] Он был рассчитан на обычное хранение 348 т (343 длинных тонны; 384 коротких тонны) угля, хотя в условиях военного времени он мог вместить до 450 т (440 длинных тонн; 500 коротких тонн). Дополнительные 120 т (120 длинных тонн; 130 коротких тонн) угля можно было хранить на ее палубе для более длительных путешествий. На крейсерской скорости 9 узлов (17 км/ч; 10 миль в час) «Ольденбург» мог проехать 1770 морских миль (3280 км; 2040 миль). Увеличение скорости на один узел уменьшило ее дальность полета до 1370 морских миль (2540 км; 1580 миль), а на скорости 12 узлов (22 км / ч; 14 миль в час) она могла проехать всего 980 морских миль (1810 км; 1130 миль). [ 8 ] Для сравнения, корабли класса Sachsen могли пройти 1940 морских миль (3590 км; 2230 миль) на скорости 10 узлов. [ 3 ] Рулевое управление осуществлялось одним рулем направления . Она была оснащена тремя электрогенераторами общей мощностью 29 киловатт при напряжении 65 вольт . [ 8 ]

Вооружение и броня

[ редактировать ]

Ольденбург нес восемь 24-см (9,4 дюйма) обручных орудий L/30 в необычной конфигурации: шесть орудий на главной палубе, по одному на каждом борте, четыре в амбразурах в каждом углу центральной батареи, которая была спонсирована над корпусом для обеспечения несколько выстрелов с торца и два на верхней палубе, стреляющие бортовым залпом. Эти орудия имели боекомплект в 494 выстрела и могли опускаться до −5° и подниматься до 8°. Это позволило обеспечить максимальную дальность действия от 5700 до 8800 м (от 6200 до 9600 ярдов). Ее вторичная батарея состояла из четырех орудий калибра 15 см (5,9 дюйма) L/22 в одиночных установках. Для защиты на ближней дистанции от торпедных катеров он нес пару орудий калибра 8,7 см (3,4 дюйма) L/24 в одиночных установках. Позже в своей карьере она получила еще шесть таких пистолетов, чтобы усилить свои оборонительные возможности. диаметром 35 см (13,8 дюйма) Четыре торпедных аппарата завершали ее вооружение. Один устанавливался в носовой части, в подводном положении, два размещались на борте над водой, а четвертый располагался в корме, также над водой. Она несла десять торпед. [ 6 ] [ 8 ]

Броня Ольденбурга состояла из составной стали , подкрепленной тиком ; сталь была изготовлена ​​на заводе Диллинджера . [ 11 ] Главный бронепояс состоял из двух поясов ; стальная верхняя полоса имела толщину 300 мм (11,8 дюйма) в центральной цитадели , где она защищала жизненно важные органы корабля. Ремень был уменьшен на обоих концах центральной части до 200 мм (7,9 дюйма). Нижняя планка имела толщину 250 мм (9,8 дюйма) в центральной части и 180 мм (7,1 дюйма) на обоих концах. Весь пояс был подкреплен тиковым слоем толщиной 250 мм на миделе и по 300 мм с обоих концов. Борта бронеказематов главной батареи имели толщину 150 мм (5,9 дюйма). Палуба корабля имела толщину 30 мм (1,2 дюйма). Ее передняя боевая рубка имела борта толщиной 50 мм (2 дюйма) и крышу толщиной 25 мм (0,98 дюйма). Задняя боевая рубка имела только противоосколочную защиту, с бортами толщиной 15 мм (0,59 дюйма) и крышей толщиной 12 мм (0,47 дюйма). [ 4 ]

История обслуживания

[ редактировать ]

Строительство – 1890 г.

[ редактировать ]
Карл Хоххаус: Строительство «Ольденбурга» на верфи Вулкан , 1886 год, Немецкий исторический музей

«Ольденбург» был заложен весной 1883 года на верфи AG Vulcan в Штеттине под номером 132. Он был спущен на воду 20 декабря 1884 года, когда корабль окрестил Фридрих Август , который впоследствии стал великим герцогом Ольденбургским. , тезка корабля. После этого начались отделочные работы. Он был завершен к апрелю 1886 года и принят в состав ВМС Германии 8 апреля, после чего приступил к ходовым испытаниям под командованием капитана цур Зее ( KzS — капитан в море) Хойснера. [ 8 ] [ 12 ] После их завершения 30 июля «Ольденбург» присоединился к I дивизии флота вместе с Саксонией , Баварией и Вюртембергом для участия в ежегодных маневрах флота, проводимых в августе и сентябре. «Бавария» и «Вюртемберг» На протяжении всех учений страдали от проблем с двигателями, но «Ольденбург» показал себя удовлетворительно. После окончания учений в сентябре «Ольденбург» был назначен сторожевым кораблем для Киля , где также проводил дальнейшие ходовые испытания под командованием корветтенкапитана ( KK ——Corvette Captain) Макса Плюддеманна . 23 декабря его выписали на зимовку. [ 12 ] [ 13 ]

3 марта 1887 года «Ольденбург» был повторно принят в состав действующей эскадрильи того же года. В июне Германия начала работы на канале Кайзера Вильгельма ; «Ольденбург» был среди кораблей, присутствовавших на праздновании этого события. Ольденбург был направлен в учебную эскадрилью для маневров в августе-сентябре 1887 года вместе с Кенигом Вильгельмом и Кайзером . Большинство учений было сосредоточено на Балтике, но в сентябре флот все же проводил маневры в Северном море в течение восьми дней. 21 октября в Киле «Ольденбург» снова был выведен из эксплуатации на зиму. Он оставался в строю до 1888 года и был повторно введен в эксплуатацию 1 мая 1889 года под командованием КзС Эрнста Ашмана . Ольденбург участвовал в визите в Великобританию в августе, где Вильгельм II принял участие в регате Коуса . Корабль был приписан к I дивизии с Саксонией , Баденом и новым крейсером Ирен . Ольденбург и остальная часть флота присоединились к Королевскому флоту для проверки флота королевы Виктории . После возвращения в Германию корабли приняли участие в маневрах флота. 14 сентября «Ольденбург» был назначен сторожевым кораблем; он также использовался в качестве учебного корабля для экипажей машинного отделения. [ 12 ] [ 14 ]

СМС Ольденбург в порту

Ольденбург Вильгельма II вернулась на действительную службу в I дивизии в 1890 году. В июне и июле она приняла участие в государственном визите в Копенгаген , Дания, и Кристиану , Норвегия. Вернувшись из похода в скандинавские воды, Ольденбург и остальная часть дивизии приняли участие в торжественной передаче острова Гельголанд из-под британского контроля под немецкий контроль. Она присутствовала во время маневров флота в сентябре, где вся бронетанковая эскадра из восьми кораблей имитировала российский флот, блокирующий Киль. После этого Ольденбург отправился в Вильгельмсхафен на Северном море , где 30 сентября возобновил оборону и обучение. [ 3 ]

Она осталась в I дивизии в 1891 году. В конце февраля она отправилась на борт вице-адмирала (вице-адмирала) Макса фон дер Гольца в Великобританию, чтобы стать свидетелем спуска на воду нового до дредноута линкора HMS Royal Sovereign и броненосного крейсера HMS Royal Arthur по приглашению Британское Адмиралтейство . Визит продлился до начала марта, и пока корабль находился в Британии, отряд его экипажа был отправлен для участия в военном параде в честь королевы Виктории. Ольденбург воссоединился с I дивизией 1 мая, и годовые маневры имитировали войну на два фронта против России и Франции или Дании. В ходе этих учений были выявлены недостатки « Ольденбурга » как военного корабля, в частности недостаточный радиус действия. Особенно показательным был тот факт, что ее пришлось отбуксировать обратно в порт после того, как у нее закончился уголь. В том же году немецкий флот был реорганизован, и учебная эскадра броненосцев оставалась в строю всю зиму, хотя Ольденбург был приписан к резервной дивизии Северного моря, находившейся в то время под командованием КзС Альфред Герц . 31 декабря среди экипажа корабля вспыхнули беспорядки, которые были быстро подавлены; впоследствии участников судили в военных трибуналах . [ 15 ] [ 16 ]

Ольденбург на якоре, дата неизвестна.

Корабль был восстановлен в начале 1892 года и переведен в I дивизию для участия в обычных учебных учениях и рейсах за границу. Они были прерваны 14 июля, когда у корабля сломались двигатели, когда он шел у берегов Гельголанда. После определения размера ущерба 6 августа он был выведен из эксплуатации. В результате «Вюртемберг» заменил «Ольденбург» в I дивизии, а последняя ушла в резерв на ремонт. Он оставался вне строя в течение следующих пяти лет, прежде чем был повторно задействован 1 октября 1897 года, чтобы заменить старый броненосец König Wilhelm во II дивизии I боевой эскадрильи . 1 декабря он отправился в Средиземное море, чтобы присоединиться к международной военно-морской демонстрации у острова Крит , который Греция стремилась аннексировать. По пути туда «Ольденбург» был вынужден остановиться в Эль-Ферроле , Испания, чтобы взять больше угля, и 6 января 1898 года прибыл в бухту Суда на Крите. Там он сменил защищенный крейсер «Кайзерин Августа» , который, в свою очередь, был отправлен присоединиться к Восточноазиатская эскадра . «Ольденбург» был отправлен, потому что, несмотря на его недостатки, других военных кораблей не было. Ее неадекватность была очевидна присутствовавшим военнослужащим других военно-морских сил, которые прозвали корабль «дитя войны». Тем не менее она предоставила десант международным силам на берегу. Корабль оставался в демонстрации до 16 марта, когда Германия и Австро-Венгрия вывели свои военно-морские контингенты, продемонстрировав недовольство компромиссным решением, в результате которого Крит остался под контролем Османской империи, но с греческим принцем. [ 17 ] [ 18 ]

Ольденбург остановился в Мессине , Италия, с 19 по 27 марта, прежде чем возобновить рейс домой. Корабль снова был остановлен в Малаге , Испания, из-за начала испано-американской войны ; ей было приказано оставаться в этом районе на случай, если судно понадобится послу Германии. В этот период она возила послов по Марокко, из Танжера в Мазаган , а затем в Марракеш , где посланник вручил свои верительные грамоты марокканскому правительству. Ольденбург оставался в Кадисе , Испания, с середины апреля до середины мая; корабля в этот период старший офицер капитанлейтнант Гюнтер (капитан-лейтенант) фон Крозиг был отправлен в качестве связующего звена с испанским военно-морским командованием. Позже корабль отправился в Лиссабон , Португалия, на празднование 400-летия возвращения Васко да Гамы после его первого путешествия в Индию. Он снова плохо представлял Германию среди иностранных судов, собравшихся на мероприятие. Затем Ольденбург вернулся в Танжер, где пролежал с конца мая до начала июля. Затем она получила приказ вернуться домой, проехав через Эль-Феррол 12 июля и прибыв в Гельголанд восемь дней спустя. Корабль вернулся в состав II дивизии I эскадрильи и до конца года принимал участие в ежегодном цикле тренировок. [ 18 ]

22 марта 1899 года, отходя от Бюлька во время сильной снежной бури , «Ольденбург» сел на мель и не смог освободиться, особенно после того, как в его конденсаторы попал песок. Экипажу пришлось снять с корабля орудия и боеприпасы, прежде чем его удалось вытащить. Она присутствовала на праздновании 50-летия сражения во время Первой Шлезвигской войны между немецкими артиллерийскими батареями и датскими военными кораблями. Вскоре после этого «Ольденбург» был выделен из I-й эскадрильи, а 23 апреля он был выведен из эксплуатации в Вильгельмсхафене. С 1900 года он использовался как сторожевой корабль, а затем как корабль-база , и в начале января 1904 года его отбуксировали в Киль. 13 января 1912 года он был исключен из военно-морского регистра. Судно использовалось в качестве корабля-мишени Флот открытого моря и был случайно высажен на мель в Штоллергрунде во время шторма в мае 1913 года, где он продолжал использоваться в качестве цели до тех пор, пока немцы не потерпели поражение в Первая мировая война . «Ольденбург» был продан судоразделочной фирме Hattinger Company 5 мая 1919 года. в том же году разобран на металлолом в Вильгельмсхафене. [ 8 ] [ 19 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «SMS» означает « Seiner Majestät Schiff », или «Корабль Его Величества».
  • Брасси, Т.А., изд. (1889). "Германия" . Ежегодник Брасси . Портсмут: Дж. Гриффин и компания: 74–78.
  • Додсон, Эйдан (2016). Боевой флот кайзера: крупные немецкие корабли 1871–1918 гг . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN  978-1-84832-229-5 .
  • Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-790-6 .
  • Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 6. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN  978-3-7822-0237-4 .
  • Лион, Хью (1979). "Германия". В Гардинере, Роберт; Шено, Роджер; Колесник, Евгений М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN  978-0-85177-133-5 .
  • Сондхаус, Лоуренс (1997). Подготовка к Weltpolitik: морская мощь Германии до эпохи Тирпица . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-745-7 .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6143c9f46f31760b9fcdfe395007277f__1712484420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/61/7f/6143c9f46f31760b9fcdfe395007277f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SMS Oldenburg (1884) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)