Jump to content

СМС Ирен

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

СМС Ирен на якоре, дата неизвестна
История
Германская империя
Имя СМС Ирен
Тезка Принцесса Ирина Гессенская и Рейнская
Строитель AG Vulcan Штеттин , Штеттин
Заложен Май 1886 г.
Запущен 23 июля 1887 г.
Введен в эксплуатацию 25 мая 1888 г.
реклассифицирован Корабль - база подводных лодок , 1914 год.
пораженный 17 февраля 1914 г.
Судьба Распалась в 1922 году.
Общие характеристики
Класс и тип «Ирен» класса Защищенный крейсер
Смещение
Длина 103,7 м (340 футов) над землей
Луч 14,2 м (47 футов)
Черновик 6,74 м (22,1 фута)
Установленная мощность
Движение
Скорость 18 узлов (33,3 км/ч)
Диапазон 2490 миль (4610 км; 2870 миль) на скорости 9 узлов (17 км / ч; 10 миль в час)
Дополнить
  • 28 офицеров
  • 337 военнослужащих
Вооружение
Броня

SMS Irene защищенный крейсер или Kreuzerkorvette Германского императорского флота ( Kaiserliche Marine ) и головной корабль Irene класса . У нее была сестра, принцесса Вильгельм ; эти два корабля были первыми защищенными крейсерами, построенными ВМС Германии. «Ирена» была заложена в 1886 году на верфи AG Vulcan в Штеттине , спущена на воду в июле 1887 года и вступила в состав флота в мае 1888 года. Крейсер был назван в честь принцессы Ирины Гессенской и Рейнской , невестки кайзера Вильгельма II. . В заводском состоянии корабль был вооружен главной батареей из четырнадцати 15-см (5,9 дюйма) орудий и имел максимальную скорость 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час).

В первые годы своей карьеры Ирен активно служила на немецком флоте, часто сопровождая кайзера Вильгельма II яхту в круизах по Европе. В 1894 году он был отправлен в воды Восточной Азии; она находилась в доке для обслуживания двигателей в ноябре 1897 года, когда Отто фон Дидерихс захватил военно-морскую базу Цзяочжоу-Бэй , поэтому она не присутствовала во время операции. Она присутствовала на Филиппинах сразу после битвы в Манильском заливе между американскими и испанскими эскадрами во время испано-американской войны в 1898 году. В конце концов Ирен вернулась в Германию в 1901 году. Она оставалась на службе до начала 1914 года, когда вышла в отставку. с фронтовой службы и переоборудован в тендер подводных лодок . В этом качестве она прослужила до 1921 года, когда в следующем году была продана на металлолом и разобрана.

Рисунок Ирен

В 1883 году генерал Лео фон Каприви стал главнокомандующим Имперского Адмиралтейства , и в то время актуальным вопросом, стоявшим перед всеми крупными военно-морскими силами, было то, какой тип крейсера построить, чтобы заменить устаревшие винтовые корветы , построенные в 1883 году. 1860-е и 1870-е годы. Крейсеры могли быть оптимизированы для службы в составе основного флота или для развертывания за границей, и хотя крупнейшие военно-морские силы могли себе позволить строить специальные корабли каждого типа, Германия не могла. Чтобы решить эту проблему, немцы построят крейсеры 2-го класса, которые попытаются выполнять обе роли. Первым крейсером проекта, построенным по этой программе, был «Ирен» класс . [ 1 ]

Ирен составляла 103,7 метра (340 футов) Общая длина , ширина - 14,2 м (47 футов) и осадка вперед - 6,74 м (22,1 фута). Водоизмещение ) в нормальном режиме 4271 т (4204 длинных тонны и до 5027 т (4948 длинных тонн; 5541 короткая тонна) при полной нагрузке . Ее силовая установка состояла из двух «Вольфше» 2-цилиндровых паровых двигателей двойного расширения , приводивших в движение пару винтовых винтов . Пар вырабатывался четырьмя угольными жаротрубными котлами , которые были подведены к паре воронок . Они обеспечивали максимальную скорость 18 узлов (33 км/ч; 21 миль в час) и дальность полета примерно 2490 морских миль (4610 км; 2870 миль) при скорости 9 узлов (17 км/ч; 10 миль в час). У нее был экипаж из 28 офицеров и 337 рядовых. [ 2 ]

Корабль был вооружен главной батареей из четырех орудий 15 cm RK L/30 в одиночных тумбовых установках с общим боекомплектом 400 выстрелов. У них была дальность действия 8500 м (27900 футов). Ирен также несла десять укороченных 15-см орудий RK L/22 в одиночных установках. Эти орудия имели гораздо меньшую дальность действия - 5400 м (17700 футов). [ 3 ] Орудийное вооружение завершалось шестью 3,7-см револьверными пушками , обеспечивавшими ближнюю защиту от торпедных катеров . [ 4 ] Он также был оснащен тремя торпедными аппаратами диаметром 35 см (13,8 дюйма) с восемью торпедами, две пусковые установки были установлены на палубе , а третья - в носовой части, ниже ватерлинии. [ 3 ]

Основная броневая защита корабля состояла из изогнутой палубы, толщина которой в плоской части составляла 50 мм (2 дюйма), а толщина увеличивалась к бортам до 75 мм (3 дюйма), где она имела наклон вниз к борту корпуса . имела Боевая рубка борта толщиной 50 мм. [ 3 ]

Модификации

[ редактировать ]

Корабль был модернизирован в Вильгельмсхафене в 1893 году. [ 5 ] Вооружение корабля было значительно улучшено; четыре орудия L/30 были заменены на 15-см орудия SK L/35 с увеличенной дальностью стрельбы до 10 000 м (11 000 ярдов). из Вместо орудий L/22 была установлена ​​вторичная батарея восьми 10,5-см (4,1 дюйма) скорострельных орудий SK L/35 (QF) и шесть 5-см (2 дюйма) орудий SK L/40 QF. добавлено [ 3 ] Некоторое оборудование было снято, чтобы уменьшить чрезмерный вес корабля, в том числе противоторпедные сети , вспомогательный котел, паровая лебедка, используемая для подъема корабельных лодок, и другое различное оборудование. Другие изменения включали понижение фальшбортов и замену якорных цепей. [ 6 ]

История обслуживания

[ редактировать ]
Ирен в 1892 году

Строительство и начало карьеры

[ редактировать ]

«Ирен» был первым защищенным крейсером , построенным немецким флотом. [ 4 ] Он был заказан под контрактным названием « Эрзац Элизабет » и был заложен на верфи AG Vulcan в Штеттине в мае 1886 года. [ 7 ] [ 5 ] Вскоре после закладки корабля военно-морской флот решил, что он будет назван в честь принцессы Ирины , жены принца Генриха . Он был спущен на воду 23 июля 1887 года, а в январе 1888 года его отбуксировали из Штеттина в Киль , куда он прибыл 31 января. Там достроечные были проведены работы и установка ее орудий. Ей было поручено начать ходовые испытания 25 мая 1888 года. [ 8 ] которые были прерваны тем летом, когда Ирина присоединилась к флоту, направлявшемуся в Великобританию, чтобы отпраздновать коронацию кайзера Вильгельма II . Он был приписан к I дивизии вместе с броненосными корветами «Саксен» и «Баден» и казематным броненосцем «Ольденбург» . Генрих командовал дивизией, его флаг развевался в Ирине . Затем флот провел учения в Северном море под командованием контр-адмирала ( КАдм — контр-адмирал) Фридриха фон Гольмана . [ 9 ] Ирен завершила испытания 28 ноября, после чего была выведена из эксплуатации для проведения доработок, которые продолжались до 1889 года. [ 8 ]

Корабль снова был введен в эксплуатацию 1 апреля 1889 года для первого периода регулярной службы. В конце мая ее направили в маневренную эскадрилью. В августе эскадра совершила очередной визит в Великобританию. 10 сентября она отправилась в очередной заграничный круиз, на этот раз в Средиземное море , где встретила Учебную эскадру, сопровождавшую кайзеровскую яхту «Гогенцоллерн» . Затем корабли посетили Грецию, чтобы представлять Германию на церемонии свадьбы сестры Вильгельма Софи и принца Константина 28 октября. Оттуда корабли направились в Константинополь в Османской империи , где Генрих и Вильгельм посетили султана Абдул-Хамида II . После этого Ирен отплыла в Венецию , Италия, после чего покинула остальную часть дивизии и начала плавание в одиночку, начиная с 14 ноября. Затем корабль остановился на острове Корфу в Греции, а затем направился на юг, чтобы посетить Османский Египет , а затем Османскую Сирию . После этого Ирен присоединилась к учебной эскадрилье, которая вернулась в Германию в апреле 1890 года. [ 1 ] [ 9 ] [ 10 ] После возвращения Ирену перекрасили в белый цвет (вместо обычной черной краски, которую немецкие военные корабли получали в то время), так как большую часть оставшейся части года ей предстояло провести, сопровождая яхту Вильгельма. [ 11 ]

Большую часть 1890 года Ирен провела в Учебной эскадрилье, хотя к этому времени это подразделение было переименовано во II дивизию маневренного флота. Однако летом она не принимала участия в учениях, а вместо этого продолжала сопровождать кайзера на борту «Гогенцоллернов» . В конце июня два корабля отплыли в Хельсингёр , Дания, где Вильгельм встретился с датским королем Кристианом IX . Затем они направились на север, в Христианию , чтобы посетить короля Оскара II Швеции и Норвегии . Ирен сопровождала Вильгельма в Бремен для посещения города, после чего кайзер совершил государственный визит в Бельгию, чтобы встретиться с Леопольдом II 2 и 3 августа. После этого два корабля направились в Великобританию для участия в регате Каус ; Вильгельм впервые присутствовал на регате. Сразу после этого два корабля направились к острову Гельголанд, чтобы отпраздновать церемониальную передачу из Британии; там весь немецкий флот присоединился к Ирине и Гогенцоллерну на церемониях. Затем Ирина отплыла с Гогенцоллерном в Санкт-Петербург , Россия, на государственный визит к царю. Александра III с 14 по 27 августа. Вернувшись в Германию, Ирен присоединилась ко 2-й дивизии для участия в ежегодных маневрах флота. Затем 18 сентября он отплыл в Вильгельмсхафен, где был выведен из эксплуатации на зиму. Корабль оставался в строю до 1894 года, отчасти для того, чтобы быть переоборудованным скорострельными орудиями того же калибра, что и его первоначальное вооружение, а также потому, что немецкий флот страдал от хронической нехватки экипажа, и люди не могли быть собраны для повторного ввода корабля в строй. [ 12 ] [ 13 ]

Восточноазиатская эскадрилья

[ редактировать ]
СМС Ирине на всех парах

Начало Первой китайско-японской войны в июне 1894 года побудило крупные европейские державы усилить свои силы в Восточной Азии . Немецкий флот в то время все еще полагался на старые винтовые корветы для выполнения заморских крейсерских функций; «Ирена» и ее однотипный корабль «Принцесса Вильгельм» были единственными современными крейсерами во флоте, поэтому «Ирена» 1 ноября была повторно введена в строй для службы в недавно созданной Восточно-Азиатской дивизии . Корветтенкапитан ( КК — Капитан корвета) Эрих фон Дрески принял в это время командование кораблем; он будет командовать кораблем до мая 1896 года. Корабль отправился в путь 17 ноября 1894 года, но по пути в Азию его направили в Марокко. [ 14 ] Она остановилась в Касабланке, чтобы выразить протест против убийства немецкого бизнесмена в городе. [ 15 ] Затем она направилась в воды Азии, чтобы присоединиться к немецкой эскадре; по прибытии в Чифу 14 февраля 1895 года он стал КАдмана Пауля флагманом Хоффмана . В состав эскадры на тот момент входили также винтовые корветы «Аркона» , «Мари» и «Александрин» и канонерские лодки «Вульф» и «Илтис» . [ 16 ] [ 17 ]

Ирен отплыла в Гонконг , остановившись на Формозе по пути . Находясь на Формозе, корабль отправил на берег десант в ответ на небольшое сражение между Илтисом и находившимся там китайским прибрежным фортом. В конце июня Мари и Вольф покинули дивизию, и их замена, принцесса Вильгельм вскоре прибыла . К тому времени японские войска завершили завоевание Формозы, что позволило Ирен отправиться в город Тайбэй , чтобы вывести свой десант. В июле восстановленный старый броненосец «Кайзер» прибыл в Восточную Азию, а 10 июля сменил Ирен на посту флагмана дивизии. [ 18 ] Позже в том же году к ним присоединился легкий крейсер «Корморан» ; Аркона и Илтис также остались в отряде. [ 19 ] В августе Ирен совершила круиз на север Японии, посетив порт Хакодатэ . Остальная часть года прошла для корабля без происшествий. [ 20 ]

Ирен на якоре

Ирен провела период с конца мая по середину августа в Шефу, и в этот период КАдм Альфред фон Тирпиц сменил Хоффмана на посту командира дивизии. Покинув Чифу, Ирен отправилась в тур по портам северной Восточной Азии, включая российский порт во Владивостоке . После этого она вернулась в Гонконг для длительного ремонта. В конце 1896 года Тирпиц поднялся на борт корабля, чтобы посетить испанские Филиппины . К тому времени филиппинская революция вспыхнула против испанского колониального правительства, и крупные державы проявили большой интерес к событиям на островах. Тирпиц решил, что боевые действия не угрожают интересам Германии в колонии, и поэтому уехал вместе с Ирэн в январе 1897 года, вернувшись в Гонконг. Там она присоединилась к остальной части дивизии, которая вместе курсировала весь март. Пока дивизия находилась с визитом в Японии, Тирпиц получил приказ вернуться домой и стать новым государственным секретарем Рейхсмаринеамта ( Имперского военно-морского ведомства). [ 20 ]

Захват Цзяочжоу и испано-американская война

[ редактировать ]

В июне 1897 года Отто фон Дидерихс прибыл в Азию, чтобы командовать крейсерской дивизией; сначала он отправился с эскадрой в порты северной Японии. Находясь в Хакотаде, он перевелся на Ирен, чтобы пересечь Японское море и добраться до Владвостока. [ 20 ] Оставшуюся часть года Дидерихс провел рекогносцировку региона в поисках подходящей военно-морской базы. [ 21 ] В конце октября Ирен пришлось отправиться в Гонконг для капитального ремонта двигателя, который завершился 30 ноября. [ 20 ] [ 22 ] Она вернулась в состав флота 3 декабря. [ 23 ] Тем временем Дидерихс завершил захват арендованной территории залива Цзяочжоу ; Крейсерская дивизия получила подкрепление и была переведена в Восточноазиатскую эскадру. Ирину направили в I дивизию эскадрильи. [ 24 ] Ирен присоединилась к остальной части подразделения 2 декабря. [ 20 ] В середине апреля 1898 года Ирен отправили на периодическое техническое обслуживание (хотя местонахождение оспаривается; по словам историков Ганса Хильдебранда, Альберта Рёра и Ханса-Отто Штайнмеца, Ирен отправили в Нагасаки , Япония, для работы, а Террелл Готшалл утверждает, что корабль отправился в Шанхай . [ 25 ] В любом случае, корабль вскоре был отозван после начала испано-американской войны , в которой была замешана испанская колония на Филиппинах. [ 20 ]

Ирен и принцесса Вильгельм (на корме)

Ирен отправилась в Манилу на Филиппинах после битвы в Манильском заливе ; она прибыла в гавань 6 мая. К 27 июня к «Ирене» присоединились еще несколько немецких военных кораблей, в том числе «Кайзерин Августа» , флагман Дидерихса. [ 20 ] [ 26 ] 27-го числа Ирен направлялась в Манильский залив, когда ее остановил американский катер USRC McCulloch . 5 июля Дидерихс отправил Ирен обследовать Субик-Бей и эвакуировать всех немецких граждан в этом районе, которым угрожали филиппинские повстанцы. Отправляясь от Исла-Гранде , Ирен столкнулась с кораблем повстанцев Companie de Filipinas , который угрожал испанскому гарнизону на Исла-Гранде. Командир повстанцев поднялся на борт «Ирен» , чтобы сообщить капитану о своей деятельности; Обенхаймер сообщил ему, что любой акт войны, совершенный под флагом повстанцев, является актом пиратства по международному праву. Поэтому повстанцы согласились вернуться в порт. Обенхаймер проинспектировал как испанский гарнизон на острове, так и близлежащую базу повстанцев в Олонгапо . После безуспешных поисков граждан Германии в этом районе Ирен 7 июля эвакуировала мирных жителей с Исла-Гранде; Выходя из Субик-Бей, Ирен столкнулась с американскими военными кораблями «Роли» и «Конкорд» . без проблем [ 27 ]

Американская пресса преувеличила встречу Ирен с американскими кораблями, что побудило Дидерихса принять решение отправить Ирен из этого района, чтобы снизить напряженность между двумя странами. После возвращения в Манилу и высадки мирных жителей Ирен было приказано покинуть Филиппины. Ирен сменила Аркона в Циндао в концессии Цзяочжоу, которой, в свою очередь, было приказано отправиться на Каролинские и Марианские острова , чтобы наблюдать за захватом американцами Гуама . Ирен заправилась в Маривелесе перед отъездом в Циндао 9 июля. Находясь в Циндао, Ирен проводила обучение экипажа. [ 28 ] В октябре Ирен отправилась в Нагасаки для проведения капитального ремонта, который был отложен ранее в этом году. [ 20 ] Завершив техническое обслуживание, она вернулась в Манилу в ноябре, но пробыла там лишь ненадолго, прежде чем ее сменил Кайзерин Августа . [ 29 ] В середине февраля 1899 года Ирен покинула Филиппины и вернулась на побережье Китая. В июне корабль без происшествий совершил круиз в корейские и российские воды, а затем вернулся в Циндао. 24 октября он отправился в Нагасаки, где был поставлен в сухой док на техническое обслуживание. В ноябре фрегаттенкапитан (капитан фрегата) Йоханнес Штайн . командиром корабля стал [ 30 ]

Боксерское восстание и возвращение в Германию

[ редактировать ]

Работы над кораблем продолжались до 1 января 1900 года. К тому времени эскадра получила несколько новых кораблей, в ее состав теперь входили также защищенные крейсеры «Герта» , «Ганза» и «Кайзерин Августа» , а также незащищенный крейсер «Гефион» . Пять крейсеров встретились в Циндао 23 апреля для учений эскадры, которые продолжались до начала мая. Затем корабли разошлись в круизы по региону, но позже в том же месяце все корабли вернулись в Циндао. Примерно в это же время немцы получили известие о начале боксерского восстания в Китае. Европейцы в регионе изначально не были обеспокоены беспорядками, но по мере ухудшения ситуации британский вице-адмирал Эдвард Сеймур , вице-адмирал, прослуживший дольше всех в этом районе, связался с другими европейскими военно-морскими командующими и попросил о встрече, чтобы обсудить, какие меры следует предпринять. следует взять. Бендеман приказал своей эскадре, за исключением Ирины , которая должна была остаться охранять Циндао, встретить корабли британской китайской станции у Таку в устье реки. Река Хай . «Ирина» была самым старым судном немецкой эскадры, поэтому ей было приказано охранять порт. Однако она внесла десант в экспедицию Сеймура , которая должна была снять осаду международных миссий в Пекине . Экспедиция подверглась нападению и разгрому на пути к Пекину и была вынуждена отступить в Тяньцзинь ; двенадцать человек из Ирен были убиты во время операции. [ 31 ]

В конце июня Ирен взяла на себя две роты III. Seebataillons (военно-морской батальон) из Циндао для замены десанта в Тяньцзине. После этого она вернулась в Циндао, где оставалась до конца года, прерываясь только один раз - четырехнедельным круизом по реке Янцзы в октябре. Остальное время в Восточной Азии она проводила в круизах по Желтому морю . В конце июня 1901 года Боксерское восстание было окончательно подавлено, и 27 июня Ирен вместе с Гефионом отбыла в Германию . Два крейсера прибыли в Вильгельмсхафен 22 сентября, а «Ирен» продолжила свой путь в Данциг, где была выведена из эксплуатации 1 октября. По мнению историков Ганса Хильдебранда, Альберта Рера и Ханса-Отто Штайнмеца, [ 32 ] и Эрихом Грёнером , «Ирен» модернизировалась на Kaiserliche Werft (Императорской верфи) в Вильгельмсхафене с 1903 по 1905 год. [ 3 ] Но историк Дирк Ноттельманн, писавший в 2023 году, утверждает, что более ранние публикации были неверными, и модернизация проводилась только для принцессы Вильгельм , а не Ирины . [ 33 ] корабль использовался в качестве казармы для экипажей подводных лодок, Все согласны с тем, что с декабря 1913 года базировавшихся в Киле, и что он был исключен из военно-морского реестра 17 февраля 1914 года. В 1916 году, во время Первой мировой войны , он был переведен в Вильгельмсхафен. , где она выполняла ту же роль до конца войны в ноябре 1918 года. она была продана судоразделщикам В конце концов 26 ноября 1921 года и демонтирован в Вильгельмсхафене. [ 32 ] [ 3 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 209–210.
  2. ^ Грёнер , стр. 94–95.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Гренер , с. 95.
  4. ^ Jump up to: а б Лион , с. 253.
  5. ^ Jump up to: а б Ноттельманн , с. 129.
  6. ^ Ноттельманн , стр. 129, 131.
  7. ^ Грёнер , с. 94.
  8. ^ Jump up to: а б Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 210.
  9. ^ Jump up to: а б Сондхаус , с. 179.
  10. ^ Рёль , с. 320.
  11. ^ Ноттельманн , с. 130.
  12. ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 210–211.
  13. ^ Сондхаус , стр. 192.
  14. ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 209, 211.
  15. ^ Сондхаус , с. 198.
  16. ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 211.
  17. ^ Готшалл , с. 135.
  18. ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 211–212.
  19. ^ Сондхаус , с. 206.
  20. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 212.
  21. ^ Готшалл , стр. 149–150.
  22. ^ Готшалл , с. 157.
  23. ^ Готшалл , с. 172.
  24. ^ Готшалл , стр. 164–165.
  25. ^ Готшалл , с. 179.
  26. ^ Охлаждение , стр. 95–96.
  27. ^ Готшалл , стр. 200–203.
  28. ^ Готшалл , стр. 204–205.
  29. ^ Готшалл , с. 210.
  30. ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 209, 213.
  31. ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 140–141, 213.
  32. ^ Jump up to: а б Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 213.
  33. ^ Ноттельманн , с. 132.
  • Охлаждение, Бенджамин Франклин (2007). Военный корабль США «Олимпия»: вестник Империи . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-59114-126-6 .
  • Готшалл, Террелл Д. (2003). По приказу кайзера Отто фон Дидерихс и возникновение Имперского германского флота 1865–1902 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-309-5 .
  • Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-790-6 .
  • Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 4. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN  978-3-7822-0382-1 .
  • Лион, Хью (1979). "Германия". В Гардинере, Роберт; Шено, Роджер; Колесник, Евгений М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN  978-0-85177-133-5 .
  • Ноттельманн, Дирк (2023). Райт, Кристофер С. (ред.). «От «деревянных стен» к «новозаветным кораблям»: Развитие немецкого броненосного крейсера 1854–1918 гг., Часть III: «Броня — легкий вариант» ». Военный корабль Интернешнл . ЛХ (2): 118–156. ISSN   0043-0374 .
  • Рёль, Джон К.Г. (2004). Вильгельм II: Личная монархия кайзера, 1888–1900 гг . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-81920-2 .
  • Сондхаус, Лоуренс (1997). Подготовка к Weltpolitik: морская мощь Германии до эпохи Тирпица . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-745-7 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bd2875957f41caf4307eb774d47bbd54__1712485320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bd/54/bd2875957f41caf4307eb774d47bbd54.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SMS Irene - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)