Jump to content

СМС наследный принц (1867)

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Иллюстрация наследного принца 1868 года.
Обзор класса
Операторы
Предшественник Фридрих Карл
Преемник Король Уильям
История
Пруссия , позже Германская империя
Имя Наследный принц
Строитель Братья Самуда , Лондон
Заложен февраль 1866 г.
Запущен 6 мая 1867 г.
Введен в эксплуатацию 19 сентября 1867 г.
Судьба Списан в 1921 году.
Общие характеристики
Тип Броненосный фрегат
Смещение
Длина 89,44 м (293 фута 5 дюймов)
Луч 15,20 м (49 футов 10 дюймов)
Черновик 7,85 м (25 футов 9 дюймов)
Установленная мощность
Движение
План паруса Барк с парусным вооружением
Скорость 13,5 узлов (25,0 км/ч; 15,5 миль в час)
Диапазон 3200 миль (5900 км; 3700 миль) при 10 узлах (19 км / ч; 12 миль в час)
Дополнить
  • 33 офицера
  • 508 зачислено
Вооружение
Броня Ремень: от 76 до 124 мм (от 3,0 до 4,9 дюйма)

СМС Наследный принц [ а ] — уникальный немецкий броненосный корабль, построенный для прусского флота в 1866–1867 годах. «Кронпринц» был заложен в 1866 году на верфи братьев Самуда в Кубиттауне в Лондоне . Он был спущен на воду в мае 1867 года и в сентябре принят в состав прусского флота. Корабль был четвертым броненосцем, заказанным прусским флотом, после Арминия , Принца Адальберта и Фридриха Карла , хотя он поступил на вооружение раньше Фридриха Карла . «Кронпринц» был построен как бронированный фрегат , вооруженный главной батареей из шестнадцати орудий калибра 21 см (8,3 дюйма); позже в ее карьере было добавлено несколько ружей меньшего размера.

Кронпринц имел ограниченную службу во время франко-прусской войны 1870–1871 годов. Проблемы с двигателем на борту корабля, как и на двух других броненосных фрегатах его эскадры, помешали операциям против французской блокады. Всего было проведено два боевых вылета с участием Кронпринца , оба из которых не закончились боем. Корабль служил в составе Имперского флота, пока в 1901 году не был переоборудован в учебный корабль для персонала котельной. В 1921 году корабль был окончательно разобран на металлолом.

После приобретения небольших броненосных военных кораблей «Арминий» и «Принц Адальберт» , которые можно было использовать только в прибрежных районах, прусский флот стремился приобрести броненосные суда, способные действовать в открытом море . Назначение новых кораблей будет в первую очередь направлено против главного военно-морского соперника Пруссии, Дании, которая во время недавней Второй Шлезвигской войны ввела блокаду немецких портов, которую Пруссия не смогла прорвать. Броненосцы были в то время новейшей разработкой, и единственным вариантом для морских военных кораблей был бронированный фрегат , созданный по образцу традиционных парусных кораблей с батареей на борту . В 1865 году военно-морской флот запросил у Ландтага (парламента) одобрение расширенного бюджета на приобретение необходимых судов, но парламент отказался, что побудило короля Вильгельма I обойти законодательный орган указом от 4 июля, разрешающим покупку двух броненосных фрегатов. [ 1 ]

В то время у Великобритании и Франции были наиболее опытные судостроители этого типа, поэтому военно-морской флот решил заказать по одному судну из каждой страны. Контракт на Кронпринц был заключен 13 января 1866 года, через четыре дня после контракта с Фридрихом Карлом из Великобритании и Франции соответственно. Построенный в Британии Kronprinz был создан по образцу Defense и Hector классов . [ 2 ] Британский военно-морской архитектор Эдвард Рид спроектировал корабль, в результате чего получилось судно, похожее на «Фридрих Карл» . [ 3 ]

Общие характеристики и двигательная установка

[ редактировать ]

«Кронпринц» имел длину 88,20 метра (289 футов 4 дюйма) по ватерлинии 89,44 м (293 фута 5 дюймов) и общую длину . Она имела ширину 15,20 м (49 футов 10 дюймов) и осадку 7,85 м (25 футов 9 дюймов) вперед и 7,45 м (24 фута 5 дюймов) назад. Корабль был рассчитан на водоизмещение 5767 тонн (5676 длинных тонн ) при нормальной загрузке и до 6760 тонн (6650 длинных тонн) при полной загрузке . корабля Корпус имел поперечный и продольный железные шпангоуты. В нем было девять водонепроницаемых отсеков и двойное дно , занимавшее 43 процента длины судна. Корабль был отличным морским судном; Корабль реагировал на команды штурвала, но имел большой радиус поворота. Рулевое управление осуществлялось одним рулем направления . Экипаж корабля насчитывал 33 офицера и 508 рядовых. Кронпринц имел на борту несколько лодок меньшего размера, в том числе большой тендер, два катера , пиннас , два катера , два яла и одну шлюпку . [ 4 ]

Двигательная система корабля была построена компанией John Penn and Sons of Greenwich , Англия. горизонтальную двухцилиндровую паровую машину одинарного расширения Корабль приводил в движение . Он приводил в движение двухлопастной винт диаметром 6,5 м (21 фут 4 дюйма). Восемь магистральных котлов , по четыре топки в каждом, были разделены на два котельных . Каждая комната вентилировалась в собственную воронку , которую можно было убирать, пока корабль находился под парусом. Котлы подавали в двигатель пар при давлении 2 стандартных атмосферы (200 кПа ). Силовая установка имела мощность 4500 лошадиных сил (4400 л.с. ) и максимальную скорость 13,5 узлов (25,0 км/ч; 15,5 миль в час), хотя на испытаниях Кронпринц сумел развить мощность 4870 л.с. (4800 л.с.) и 14,7 узлов (27,2 км/ч). ч; 16,9 миль в час). Корабль перевозил до 646 т (636 длинных тонн) угля, что позволяло преодолевать максимальную дальность 3200 морских миль (5900 км; 3700 миль) при крейсерской скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) и дальности полета. 1730 миль (3200 км; 1990 миль) при скорости 14 узлов. Паровую машину дополнял трехмачтовый барк площадью 1980 квадратных метров. [ 4 ] [ 5 ]

Вооружение и броня

[ редактировать ]

В постройке «Кронпринц» был оснащен главной батареей из тридцати двух нарезных 72-фунтовых пушек. После доставки в Германию эти орудия были заменены парой 21-см (8,3 дюйма) орудий L/22 и четырнадцатью 21-см орудиями RK L/19 . Пушка L/22 могла опускаться до −5 градусов и подниматься до 13 градусов, что обеспечивало дальность действия 5900 м (6500 ярдов). Орудия L/19 с более коротким стволом имели более широкий диапазон возвышения, от -8 до 14,5 градусов, но более короткий ствол обуславливал меньшую начальную скорость , что, соответственно, уменьшало дальность стрельбы до 5200 м (5700 ярдов). Орудия двух типов стреляли одним и тем же снарядом, общий боезапас которых составлял 1656 выстрелов. Четырнадцать орудий L/19 были размещены в центральной батарее на миделе корабля , по семь с каждого борта. Орудия L/22 размещались на верхней палубе по центральной линии с обоих концов корабля в качестве преследующих орудий . [ 4 ] [ 5 ]

Позже на ее карьере были установлены шесть 3,7-см (1,5 дюйма) револьверных пушек Гочкиса в отдельных установках, а также пять 35-см (13,8 дюйма) торпедных аппаратов . [ 3 ] Две трубы были размещены в носовой части, по одной на каждом борте и одна в корме по левому борту. Все они были размещены над водой и были оснащены в общей сложности 12 торпедами . [ 4 ]

Кронпринца Броня состояла из кованого железа, подкрепленного тяжелыми тиковыми обшивками. Железная составляющая бронепояса по ватерлинии имела толщину от 76 мм (3 дюйма) в корме до 124 мм (4,9 дюйма) на миделе и 114 мм (4,5 дюйма) в носовой части. Весь пояс был обтянут тиковым материалом толщиной 254 мм (10 дюймов). Над поясом находился пояс из железной пластины толщиной от 114 до 121 мм (от 4,5 до 4,8 дюйма) на 254 мм древесины, которая защищала бортовую батарею. Крыша батареи была защищена железной обшивкой толщиной 9 миллиметров (0,35 дюйма), предназначенной для отражения выстрелов, пролетевших через борт корабля, или осколков от взрывов. [ 4 ]

История обслуживания

[ редактировать ]
Эскиз, изображающий Кронпринц после спуска на воду в 1867 году, перед отделкой.

Заказ на новый корабль был размещен 13 января 1866 года, а киль « Кронпринц » был заложен в конце февраля на верфи Samuda Brothers в Лондоне. Король Вильгельм принял решение о названии Кронпринц 10 января 1867 года. В мае делегация, в которую входили посол Пруссии в Великобритании Альбрехт фон Бернсторф и Kapitän zur See ( KzS — капитан в море) Людвиг фон Хенк, корабля спуска прибыла, чтобы стать свидетелями церемонии на воду. , который состоялся 6 мая. 6 августа Самуда начал ходовые испытания , которые контролировали представители Прусского военно-морского министерства , в том числе Хенк. Он стал первым командиром корабля 19 сентября, когда корабль был передан под управление Пруссии и вошел в состав флота. [ 5 ] Экипажи Фридриха Карла и Кронпринца доставили на корабли винтовой фрегат «Герта» и винтовой корвет «Медуза» . [ 6 ] Люди из «Герты» не прибыли в британский Портсмут , после чего корабль приступил к очередным испытаниям. [ 5 ]

Кронпринц покинул Великобританию 24 октября, и во время путешествия из Англии в Пруссию корабль потерял главную мачту во время шторма. корабль сразу же зашел в док для переоборудования По прибытии в Киль 28 октября ; была отремонтирована мачта и переоборудовано вооружение корабля от первоначальной компоновки. С 1 ноября она провела дальнейшее тестирование, во время которого принц Адальберт руководил частью испытаний. 16 ноября корабль снова был выведен из эксплуатации. [ 5 ] [ 7 ] Как и в случае с «Фридрихом Карлом» , завершение строительства корабля значительно задержалось из-за проблем с новыми прусскими орудиями. В оружии, первоначально предназначенном для кораблей, использовались затворы Крейнера , которые в ходе серии испытаний в 1867–1868 годах оказались склонными к выходу из строя. Орудия конструкции Круппа были заменены, но у Круппа возникли трудности с доставкой орудий (и их лафетов ) своевременно, из-за чего ее повторный ввод в эксплуатацию был отложен до 11 мая 1869 года. биообрастание . После этого она присоединилась к недавно созданной учебной эскадрилье Ironclad на период учений, проходивших с 30 августа по 10 сентября в Килер-Фёрде . В то время в состав отряда входили также Фридрих Карл и Кениг Вильгельм . «Кронпринц» был выведен из эксплуатации в Киль-Эллербеке . 25 сентября [ 5 ] [ 8 ]

«Кронпринц» был повторно введен в строй 30 апреля 1870 года для участия в обычных тренировках мирного времени в составе Учебной эскадрильи «Броненосец». В течение 1870-х годов немецкий бронетанковый флот обычно находился на активной службе в летние месяцы. Зимой большинство судов было переведено в резерв, а одно или два оставались в состоянии пониженного режима в качестве сторожевых кораблей . В мае 1870 года к трем кораблям присоединился Принц Адальберт во время визита в Великобританию, хотя «Фридрих Карл» был поврежден после того, как сел на мель в Большом поясе . «Кронпринцу» и канонерской лодке «Циклоп» пришлось отбуксировать «Фридриха Карла» обратно в Киль для ремонта, но повреждение винтов «Фридриха Карла» потребовало ее отправки в Великобританию, поскольку прусские мощности не могли выполнить необходимые работы. Корабли прибыли 2 июня, после чего Кронпринц ушел, чтобы присоединиться к остальной части эскадры в Плимуте , Великобритания. [ 5 ] [ 9 ] Кронпринц , Кениг Вильгельм и Принц Адальберт продолжили путь в Плимут, а Фридрих Карл вернулся в Киль для ремонта. Последнее судно быстро присоединилось к тамошним кораблям, и 1 июля они отправились в тренировочный круиз в Фаял на Азорских островах , Португалия. А также напряженность в отношениях с Францией из-за кандидатуры Гогенцоллернов на вакантный испанский престол. Пока они курсировали на восток через Ла-Манш , они узнали о растущей вероятности войны, и пруссаки отправили Принца Адальберта в Дартмут , чтобы быть в курсе событий. Остальная часть эскадры присоединилась к ней 13 июля, и, поскольку война казалась неизбежной, пруссаки завершили поход и вернулись домой. Кронпринцу пришлось взять в путешествие Принца Адальберта на буксир из-за его низкой скорости. [ 10 ] [ 11 ]

Франко-прусская война

[ редактировать ]

Корабли вернулись в Вильгельмсхафен 16 июля, за три дня до того, как Франция объявила войну Пруссии из-за Ems Dispatch , положив начало франко-прусской войне . Сильно уступающий по численности прусский флот занял оборонительную позицию против морской блокады, установленной французским флотом . Кронпринц , Фридрих Карл и Кениг Вильгельм были сосредоточены в Северном море в порту Вильгельмсхафен с целью прорвать французскую блокаду порта. [ 11 ] [ 12 ] Впоследствии к ним присоединился башенный корабль «Арминий» , стоявший в Киле. [ 13 ] На время конфликта «Кронпринц» командовал капитан Райнхольд фон Вернер . [ 14 ] Несмотря на большое превосходство Франции на военно-морском флоте, французы провели недостаточное предвоенное планирование нападения на прусские военно-морские объекты и пришли к выводу, что это будет возможно только при помощи Дании, которой так и не последовало. [ 12 ]

Четыре корабля под командованием вице-адмирала (вице-адмирала) Эдуарда фон Яхмана в начале августа 1870 года совершили наступательный вылазку к Доггер-банке , хотя и не встретили французских военных кораблей. Кронпринц и два других броненосца после этого страдали от хронической неисправности двигателя, из-за чего Арминий остался один на один с проведением операций. [ 15 ] Кронпринц , Фридрих Карл и Кениг Вильгельм стояли у острова Вангероге большую часть конфликта , а Арминий находился в устье реки Эльбы . [ 16 ] 11 сентября три бортовых броненосца снова были готовы к действию; они присоединились к Арминию для еще одной крупной операции в Северном море. Он также не встретил сопротивления Франции, поскольку французский флот к этому времени вернулся во Францию. [ 15 ] В середине декабря «Кронпринц» был поставлен в сухой док в Вильгельмсхафене для капитального ремонта, который включал очистку корпуса и ремонт двигательной установки. [ 5 ] В середине января 1871 года Вернер начал планировать операцию Кронпринца по рейду на порт Шербур . Он предполагал бомбардировку прибрежных укреплений, потопление всех кораблей в гавани и разрушение портовых сооружений. Но вскоре французы начали переговоры о прекращении войны, в результате чего военно-морское командование отменило атаку. 28 января французы подписали перемирие, положившее конец войне. [ 17 ] [ 18 ]

Кронпринц на маневрах с Фридрихом Карлом и Ариадной

После окончания войны Кронпринц отплыл в Глюкштадт на Эльбе, чтобы помочь контролировать репатриацию около 20 000 французских военнопленных . После этого 30 апреля она отправилась в Киль, а затем направилась в Данциг , где взяла на буксир артиллерийский учебный корабль «Тетида» , чтобы вернуть ее в Киль. Кронпринц отбуксировал плавучий сухой док из Свинемюнде в Киль в июне 1871 года при помощи Циклопа и колесного парохода Preussischer Adler . В сентябре «Кронпринц» был выведен из эксплуатации на зимовку. В октябре винтовой корвет «Нимфа» находился в Бразилии во время заграничного круиза; некоторые из ее команды были арестованы после драки в стране. Немцы пригрозили использовать «Кронпринц» , «Фридрих Карл» , еще три корвета и две канонерские лодки, что убедило правительство Бразилии освободить членов экипажа. «Кронпринц» , вошедший в строй 18 декабря, снова был выведен из эксплуатации 22 января 1872 года. [ 19 ] [ 20 ]

«Кронпринц» был возобновлен в 1872 году, но в том году он не вышел в море, и его команда в основном осталась на берегу. Он находился на приколе в 1873 году до 19 ноября, когда был ненадолго вновь введен в строй для возможности отправки для усиления немецкой эскадры, действовавшей у берегов Испании во время кантонального восстания , но там он не был развернут. Она вернулась в учебную эскадрилью «Броненосец» 19 мая 1874 года, в этом году выступая в качестве флагмана эскадрильи . В состав отряда в том году входили «Фридрих Карл» , винтовой корвет «Ариадна» и канонерская лодка «Альбатрос» . В том же году она несла флаг нынешнего Контерадмирала (контр-адмирала) Хенка. В мае корабли провели индивидуальные тренировки, а сосредоточились в Балтийском море 6 июня для эскадренных маневров. Затем корабли отправились в круиз в Великобританию, который включал остановку на острове Уайт наследный принц Фредерик и его жена Виктория , где находились . Затем эскадра отправилась в Атлантику для маневров, призванных проверить возможности кораблей в открытом океане. Корабли вернулись в Германию 29 июля, где ависо Решетка заменила Альбатрос . В августе на Балтике последовали дальнейшие учения, после которых «Кронпринц» был выведен из эксплуатации в Вильгельмсхафене. [ 19 ]

Кронпринц был повторно введен в строй 19 мая 1875 года для еще одного пребывания в учебной эскадрилье броненосцев; КзС Капитаном корабля в то время служил Павел Грапов. В летнем учебном круизе года к «Кронпринцу» и «Кёнигу Вильгельму» присоединились недавно построенные броненосцы «Кайзер» и «Ганза» , хотя корабли остались в немецких водах. В том же году флагманские обязанности вернулись к Кенигу Вильгельму . Единственное примечательное событие в том году произошло 25 июля: когда эскадра стояла на якоре в Свинемюнде, Грапов умер от сердечного приступа на борту «Кронпринца» . В следующем году броненосная эскадра — «Кронпринц» , «Фридрих Карл» , «Кайзер» и новая «Дойчланд» — была отправлена ​​в Средиземное море в ответ на убийство немецкого консула в Салониках в Османской империи . К немецким кораблям присоединились военные корабли Франции, России, Италии и Австро-Венгрии в международной демонстрации, осуждающей убийство. Немецкая эскадра, за исключением «Кронпринца» , в августе вернулась домой, где 23 числа была расформирована. В сентябре их поставили на зимовку, но Кронпринц оставался в Средиземном море до конца года и в конечном итоге отправился в Германию 20 декабря. Корабль прибыл из Нефритовой бухты 28 января 1877 года, но попал в сильный шторм и не смог войти в бухту. Большие волны вызвали сильное наводнение, и ее стрела оторвалась. 1 февраля ей наконец удалось войти в «Нефрит», где она пришвартовалась в Вильгельмсхафене. Ремонт был завершен к концу 1877 года, из-за чего она пропустила годовые учения. [ 20 ] [ 21 ]

Наследный принц в Киле в 1892 году.

«Кронпринц» погиб новенький броненосец « Гроссер Курфюрст» остался на приколе во время тренировочного круиза 1878 года, в ходе которого в результате случайного столкновения с «Кайзером» . Она вернулась в строй в следующем году, когда в мае эскадрилья была возобновлена; «Фридрих Карл» Флагманом служил , в состав эскадры также входили броненосцы «Пройссен» и «Фридрих дер Гроссе» . В ходе круиза корабли посетили Норвегию. «Кронпринц» снова остался в резерве на 1880 год, но был вновь введен в строй в 1881 году для замены нового бронекорвета « Саксония» , страдавшего от ненадежных двигателей. Корабли снова остались в немецких водах. В мае того же года Кронпринц отбуксировал казарменный корабль «Эльба» из Вильгельмсхафена в Киль. Следующие два года следовали той же схеме. Проблемы с двигателем преследовали корабль на протяжении всей ее карьеры; Двигатели «Кронпринца » вышли из строя во время маневров флота в мае 1883 года. Два из трех других броненосных фрегатов также вышли из строя, что вынудило отменить маневры. Позже в том же году цикл тренировок завершился крупномасштабной симуляцией нападения на Киль. Кронпринц и другие броненосцы выступали в роли «восточного» противника. Защитники во главе с корветами «Луиза» и «Блюхер» были признаны победителями. В том году бронетанковый флот работал полностью на паровой тяге, и это произошло впервые. [ 19 ] [ 22 ] [ 23 ]

Кронпринц был поставлен в док для модернизации в конце 1883 года; на нем были установлены новые котлы, установлены шесть револьверных пушек Гочкиса и шесть торпедных аппаратов. В то же время ее такелаж также был уменьшен. К 1884 году четыре «Саксония» броненосца класса поступили на вооружение и в том же году сформировали учебную эскадрилью. [ 24 ] [ 25 ] В 1885 году у Кронпринца были установлены противоторпедные сети; позже они были удалены в 1897 году. [ 4 ] В 1887 году она присутствовала на церемонии, посвященной началу строительства канала кайзера Вильгельма , который должен был связать Киль с Северным морем . [ 26 ] Она не ходила на регулярную службу до 1 октября 1891 года, когда ее повторно включили в состав Учебной эскадрильи для ее первого зимнего тренировочного рейса, который отправился в Шотландию и Норвегию. Он оставался в строю в течение 1892 учебного года, который завершился в сентябре крупномасштабными маневрами флота. 4 октября он был в последний раз выведен из состава флота и переведен в резерв . [ 27 ]

Кайзер Вильгельм II приказал военно-морскому флоту модернизировать «Кронпринц» и «Фридрих Карл» , а затем продать суда Цинскому Китаю в 1894 году, а вырученные средства использовать для строительства новых крейсеров для немецкого флота. План был заблокирован Первой китайско-японской войной , поскольку Германия не могла продавать оружие воюющему государству, для чего потребовалось бы голосование в рейхстаге . Вильгельм II предложил купить суда самому, а затем продать их Китаю, чтобы избежать конституционных ограничений на передачу, но верфь, которой было предложено выполнить эту работу, Germaniawerft , отметила, что даже после реконструкции 25-летних кораблей, они были бы слишком медленными даже для отсталого китайского флота. Позднее, в 1894 году, Япония обратилась с просьбой о покупке кораблей в Германии, но по той же причине они отказались рассматривать старые броненосцы. [ 27 ] В конечном итоге корабль оставался в резерве до 22 августа 1901 года, когда его исключили из военно-морского реестра . В том же году Кронпринц был реконструирован на Kaiserliche Werft (Императорской верфи) в Киле. Была произведена капитальный ремонт двигательной установки и сняты восемь котлов J Penn & Sons. два котла Dürr и два Thornycroft На их месте установили . Площадь ее барка сократилась до 1409 квадратных метров (15 170 квадратных футов). [ 4 ] После выхода из реконструкции «Кронпринц» служил учебным кораблем для машинного персонала, базировавшимся в Киле. [ 3 ] В конечном итоге корабль был продан немецкой судоремонтной фирме «Бонн» 3 октября 1921 года за 5 000 000 марок . «Кронпринц» был разобран на металлолом в Рендсбург -Аудорфе. Позднее в том же году [ 4 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «SMS» означает « Seiner Majestät Schiff », или «Корабль Его Величества».
  • Додсон, Эйдан (2016). Боевой флот кайзера: крупные немецкие корабли 1871–1918 гг . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN  978-1-84832-229-5 .
  • Готшалл, Террелл Д. (2003). По приказу кайзера: Отто фон Дидерихс и расцвет Императорского немецкого флота, 1865–1902 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-309-1 .
  • Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-790-6 .
  • Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 5. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN  978-3-7822-0456-9 .
  • Лион, Хью (1979). "Германия". В Гардинере, Роберт; Шено, Роджер; Колесник, Евгений М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN  978-0-85177-133-5 .
  • Оливье, Дэвид Х. (2004). Немецкая военно-морская стратегия, 1856–1888: предшественники Тирпица . Лондон: Фрэнк Касс. ISBN  978-0-7146-5553-6 .
  • Поллок, Артур Вашингтон (1869). «Иностранное резюме, часть 3» . Журнал United Service . Лондон: Издательство Hurst and Blackett: 416–424.
  • Сондхаус, Лоуренс (2001). Морская война, 1815–1914 гг . Лондон: Рутледж. ISBN  978-0-415-21478-0 .
  • Уилсон, Герберт Ригли (1896). Броненосцы в действии: очерк морской войны с 1855 по 1895 год . Лондон: С. Лоу, Марстон и компания. ОСЛК   1111061 .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3e2357c3c3c01bbe3af25e5946a828fa__1725655560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3e/fa/3e2357c3c3c01bbe3af25e5946a828fa.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SMS Kronprinz (1867) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)