Jump to content

СМС Прусский орел

Картина «Пройсишер Адлер » Кристофера Рейва
Обзор класса
Операторы
Предшественник Никто
Преемник Никс класс
Завершенный 1
Ушедший на пенсию 1
История
Имя Прусский орел
Строитель Дитчберн и Маре , Блэкволл, Лондон
Заложен 1846
Запущен 1846
пораженный 27 ноября 1877 г.
Судьба Затоплен как мишень , 26 июня 1879 г.
Общие характеристики (в конфигурации 1848 г.)
Класс и тип Уведомление
Смещение
Длина 62,72 м (205 футов 9 дюймов) в год
Луч
  • Корпус : 9,6 м (31 фут 6 дюймов)
  • Ящики с гребными колесами: 16,2 м (53 фута 2 дюйма)
Черновик 3,3 м (11 футов)
Установленная мощность
Движение
Скорость 10,5 узлов (19,4 км/ч; 12,1 миль в час)
Дополнить
  • 10 офицеров
  • 100 военнослужащих
Вооружение 2 × 25-фунтовых миномета

SMS Preussischer Adler колесный пароход , первоначально построенный в середине 1840-х годов для использования на пакетном маршруте между Королевством Пруссия и Российской империей в Балтийском море . Он был реквизирован прусским флотом во время Первой Шлезвигской войны в 1848 году и переоборудован в авизо , первое судно такого типа, заказанное Пруссией. Во время войны принял участие в безрезультатном бою с датским бригом «Сент-Круа» , первом морском сражении прусского флота. После войны он был разоружен и вернулся к своей коммерческой роли, без происшествий работая на маршруте Штеттин Санкт-Петербург до 1862 года, когда расширение Прусской Восточной железной дороги сделало морской маршрут излишним. В том же году корабль был куплен прусским флотом и снова переоборудован в качестве предупреждения.

Пройсишер Адлер был отправлен в Средиземное море в сентябре 1863 года в компании с парой канонерских лодок , но вскоре после прибытия они были отозваны из-за роста напряженности между Пруссией и Данией, что привело к Второй Шлезвигской войне . На обратном пути в Пруссию три корабля встретились с парой паровых фрегатов союзницы Пруссии Австрии . Объединенная эскадра атаковала датские войска, осуществлявшие блокаду немецких портов в Северном море , что привело к битве при Гельголанде в мае 1864 года. Битва была тактически безрезультатной, но прибытие австрийских военных кораблей вынудило датчан отказаться от блокады. Проблемы с котлом не позволили Preussischer Adler принять участие в последующих военно-морских операциях, и в 1867–1868 годах он прошел капитальный ремонт.

Корабль выполнял различные функции в конце 1860-х - начале 1870-х годов; помогла в достройке броненосного военного корабля SMS König Wilhelm в 1868 году она взяла отряд старших военно-морских офицеров для наблюдения за российскими военно-морскими учениями, а в следующем году . Во время франко-прусской войны он служил флагманом прусской эскадры в Балтийском море в 1870 году, хотя в боевых действиях не участвовал. Начиная с 1872 года, он использовался попеременно как учебное судно для инженеров и как судно охраны рыболовства . В плохом состоянии к 1877 году он был списан в апреле и исключен из военно-морского реестра в ноябре. В конечном итоге он был потоплен как корабль-мишень во время экспериментов с торпедами в 1879 году.

Начиная с 1843 года прусская почтовая служба инициировала переговоры с русским правительством об установлении регулярной линии между Петербургом и Штеттином ; соглашение было заключено в 1845 году, согласно которому обе страны должны были предоставить пароход для обслуживания этого маршрута. Был размещен заказ на судно для выполнения обязательств Пруссии по проекту, но корабль, построенный в Великобритании в 1845 году, оказался неудачным на первоначальных ходовых испытаниях была заказана замена. на верфи Ditchburn & Mare в Блэкволле, Лондон, , и в следующем году . Судно получило название Preussischer Adler , что означает «прусский орел», часть герба Пруссии . Корабль спроектировал прусского флота главный конструктор Карл Эльбертцхаген ; историки Ганс Хильдебранд, Альберт Рёр и Отто Штайнмец отмечают, что записи о первоначальном владельце судна не сохранились, но причастность Эльбертцхагена предполагает, что это была государственная организация, хотя они отмечают, что Seehandlungsgesellschaft [ de ] , королевское торговое судоходство организация уже прекратила свою транспортную деятельность. [ 1 ] [ 2 ]

Характеристики

[ редактировать ]

Preussischer Adler имел длину 56,6 м (185 футов 8 дюймов) по ватерлинии 62,72 м (205 футов 9 дюймов) и общую длину . У нее была ширина 9,6 м (31 фут 6 дюймов) над корпусом и 16,2 м (53 фута 2 дюйма) над гребным колесом. Ее осадка составляла 3,3 м (11 футов), проектное водоизмещение 1171 т (1153 длинных тонны ) и полное водоизмещение 1430 т (1410 длинных тонн). Ее корпус был построен с поперечными железными шпангоутами, которые обеспечивали внутреннюю структуру железной обшивки корпуса и деревянных палуб . На корабле имелся экипаж из десяти офицеров и ста рядовых. На ее борту находились одна большая и пять малых лодок неучтенных типов. В начале своей карьеры почтового парохода он мог перевозить 168 пассажиров. Preussischer Adler был хорошим морским судном , но он плохо маневрировал, его было трудно поворачивать, и он был медленным. [ 2 ] [ 3 ]

Ее силовая установка состояла из одного горизонтального двухцилиндрового морского парового двигателя одинарного расширения , который приводил в движение пару гребных колес , по одному на каждом борту корабля. Колеса имели диаметр 6,34 м (20 футов 10 дюймов), и каждое колесо имело двадцать лопастей. Пар для двигателя обеспечивался тремя магистральными котлами , выведенными в одну воронку. Ее техника имела мощность 900 лошадиных сил (888 л.с. ) при максимальной скорости 10,5 узлов (19,4 км/ч; 12,1 миль в час), но в эксплуатации она была способна развивать скорость 11,5 узлов (21,3 км/ч; 13,2 миль в час) с 990. метрическая мощность (976 л.с.). Она имела емкость для хранения угля 200 т (200 длинных тонн). В дополнение к паровым машинам на корабле была установлена ​​марсельная шхуна с общей площадью парусов 600 м. 2 (6500 кв. футов), хотя под парусами корабль работал не очень хорошо. [ 2 ]

Первоначально корабль не нес вооружения. После переоборудования в авизо в 1848 году первоначально был вооружен парой 25-фунтовых минометов ; в следующем году она получила две короткоствольные 32-фунтовые пушки. Когда она вернулась на государственную службу в 1849 году, у нее сняли оружие. После возобновления морской службы в 1862 году он получил новое вооружение, состоявшее из четырех 36-фунтовых орудий, а после 1867 года его вооружение было вновь пересмотрено, теперь состоящее из четырех 24-фунтовых орудий, две из которых были нарезными и две гладкоствольными . [ 2 ] [ 4 ]

История обслуживания

[ редактировать ]

Гражданская карьера и Первая Шлезвигская война

[ редактировать ]
Карта Балтийского моря 1911 года с указанием расположения Штеттина и Санкт-Петербурга (в правом верхнем углу)

Preussischer Adler был заложен в 1846 году и спущен на воду позже в том же году. Он поступил на службу в 1847 году в качестве почтового парохода, курсировавшего между Штеттином и Санкт-Петербургом. Во время немецких революций 1848–1849 годов корабль был реквизирован прусским флотом для использования после начала Первой Шлезвигской войны между Германской Конфедерацией и Данией в марте 1848 года. В то время прусский флот был фактически бессилен предотвратить более крупный датский флот от блокады побережья Германии; Владельцы торговых судов в различных немецких портах оказывали давление на Пруссию, чтобы она вооружила Preussischer Adler и другой почтовый пароход, Königin Elisabeth , но генеральный почтмейстер сначала отказался передать суда военно-морскому флоту, поскольку это нарушило бы международные почтовые договоры. Продолжающееся давление вынудило почтовую службу передать суда, и после ее реквизиции ее палуба была усилена, чтобы выдержать вес добавленных орудий. Находясь на военно-морской службе, корабль носил приставку " SMS ". В этот период, с августа 1848 по август 1849 года, кораблем командовал гражданский капитан Поль Барандон, и он сохранил гражданский экипаж. Корабль впервые отправился в путь в качестве вспомогательного военного корабля в августе 1848 года, направляясь сначала из Штеттина в Свинемюнде ; к этому времени 26 августа было подписано Мальмё , временно положившее конец конфликту. [ 2 ] [ 5 ] [ 6 ]

К августу так называемый Fünfzigerausschuss [ de ] (Комитет пятидесяти) франкфуртского парламента узнал, что прусский флот приобрел Пройсишер Адлер ; парламентарии потребовали, чтобы пруссаки передали судно Рейхсфлоту ( Императорскому флоту), но пруссаки отказались. Позже в том же месяце она помогла спустить на воду пушки Nr . 3 и №. 4 . После прекращения боевых действий прусское военно-морское командование обсудило вопрос о продолжении службы «Пройсишер Адлер» . 5 сентября старшие военно-морские офицеры созвали комиссию для оценки судна; поскольку почтовая линия Россия-Пруссия не могла быть восстановлена ​​из-за неопределенной политической ситуации в Балтийском море , военно-морской флот первоначально решил вывести из эксплуатации Пройсишер Адлер . Но после того, как Дания в феврале 1849 года провела повторную мобилизацию своих сил для возобновления конфликта с герцогством Шлезвиг , военно-морской флот решил вернуть корабль в строй, и в это время были добавлены две 32-фунтовые пушки. Корабль был повторно введен в строй в мае под командованием Барандона; к этому времени он был зачислен в прусский флот и получил звание Leutnant zur See (Лейтенант моря). Перед кораблем была поставлена ​​задача защитить немецкое судоходство в районе Штеттина от датской блокады и не допустить нападения датских военных кораблей на прусское побережье. [ 7 ]

Пройсишер Адлер в бою с датским бригом Сент-Круа

26 июня, когда он проводил стрельбу в Штеттинер-Хаффе , корабль получил известие, что датский военный корабль курсирует у Свинемюнде и взял два прусских торговых корабля в качестве призов . Коммодор (коммодор) Ян Шредер поднялся на борт «Пройсишер Адлер» , который направлялся в Свинемюнде на поиски блокадного корабля. Около 16:00 следующего дня она столкнулась с датским бригом «Сент-Круа» у Брюстерорта . Два корабля вступили в артиллерийскую дуэль на дистанциях от 750 до 1350 м (2460 и 4430 футов), которая продолжалась до 21:30; это было первое морское сражение прусского флота после его восстановления. Датчане выпустили около 200 снарядов по прусскому судну, которое выпустило в ответ 63 снаряда из минометов и шесть 32-фунтовых снарядов. Ни одна из сторон не получила серьезных повреждений в бою, хотя в Пройсишер Адлер однажды попал снаряд, в результате которого погиб один человек, что стало первой боевой гибелью прусского флота. [ 8 ]

Preussischer Adler вернулся в порт и отремонтировал повреждение от снаряда, а затем вернулся в Свинемюнде в конце июля. Она не видела дальнейших действий, поскольку было подписано второе перемирие, снова остановившее боевые действия. Затем корабль направился обратно в Штеттин, где оставался до ноября, когда его разоружили и вернули в почтовую службу. Долгая зима не позволила возобновить движение по маршруту Санкт-Петербург – Штеттин до мая 1850 года. Он работал на этом маршруте без происшествий до 1862 года, когда Прусская Восточная железная дорога достигла Санкт-Петербурга; железнодорожная линия была намного быстрее, чем Пройсишер-Адлер , что сделало морской маршрут ненужным и положило конец ее карьере почтового парохода. Она вновь перешла на вооружение прусского флота, который в это время находился в поиске судов для усиления своего флота. Корабль использовался для замены старого колесного парохода SMS Danzig , недавно выведенного из эксплуатации. Preussischer Adler был сдан в эксплуатацию 18 июля и доставлен в Данциг будет реконструирован для военно-морской службы. В это время она получила вооружение в виде 36-фунтовых орудий. [ 9 ] [ 10 ]

Вернуться на военно-морскую службу

[ редактировать ]
Карта Шлезвига и Гольштейна во время Второй Шлезвигской войны

Корабль был сдан в эксплуатацию в июне 1863 года для заграничной поездки; Это произошло после интенсивных дебатов между представителями военно-морского командования и администрацией по поводу надежности паровых двигателей корабля для длительного зарубежного круиза. Preussischer Adler должен был быть отправлен в восточную часть Средиземного моря вместе с канонерскими лодками «Василиск» и «Блиц» . В то время беспорядки в Королевстве Греции угрожали интересам Германии и в 1862 году привели к смещению короля Греции Оттона , члена немецкого дома Виттельсбахов с греческого престола . Корветтенкапитан ( КК — Капитан корвета) Густав Клатт выполнял функции командира корабля и лидера флотилии во время развертывания. Вторичной целью круиза было патрулирование устья Дуная у Сулины на Черном море , право, предоставленное Пруссии и другим великим европейским державам (за исключением России) в соответствии с условиями Парижского договора , положившего конец Крымской войне. в 1856 году. [ 9 ]

Preussischer Adler , Basilisk и Blitz покинули Киль 19 сентября и достигли Пирея , Греция, 9 октября. Оттуда они прошли через Дарданеллы и Босфор в Черное море для патрулирования Дуная, но оставались там лишь ненадолго, прежде чем получили приказ вернуться домой 3 декабря из-за роста напряженности между Данией и немецкими государствами. Проблемы с котлом на борту Preussischer Adler в сочетании с тяжелым использованием угля замедлили обратный путь в Пруссию, и они достигли Бреста, Франция, только к 3 февраля 1864 года, когда снова вспыхнула война между Данией и Германской Конфедерацией. [ 9 ]

Вторая Шлезвигская война

[ редактировать ]

Вторая Шлезвигская война Дании возникла в результате ноябрьской конституции , принятой в 1863 году, которая объединила герцогства Шлезвиг, Гольштейн и Лауэнбург с Данией, что является нарушением Лондонского протокола , положившего конец Первой Шлезвигской войне. [ 11 ] Кризис между Данией и Германской Конфедерацией перерос в открытый конфликт 1 февраля 1864 года, после того как Прусская и Австрийская империи предъявили Дании ультиматум с требованием передать спорные герцогства под контроль Австро-Пруссии. В то время датский флот намного превосходил имеющиеся прусские военно-морские силы, что позволило датчанам блокировать побережье Германии. Чтобы помочь пруссакам, австрийский флот послал коммодора Вильгельма фон Тегетгофа с винтовыми фрегатами «Шварценберг» и «Радецкий» для прорыва датской блокады. [ 12 ] [ 13 ]

В то время как корабли Тегетгофа все еще следовали из Средиземного моря, три прусских корабля оставались в Бресте в течение нескольких дней из-за неопределенной ситуации в Северном море ; Пруссаки не были уверены в местонахождении датских военных кораблей в этом районе и не хотели рисковать, отправляя небольшую флотилию в возможный бой с превосходящими силами противника. К 15 февраля пруссаки установили, что датский флот направил только винтовой фрегат «Нильс Юэль» в Ла-Манш , поэтому военно-морское командование приказало Клатту вернуться домой. Из Бреста корабли направились во Шербур французский для пополнения запасов угля. Затем они прижались к побережью, чтобы избежать контакта с Нильсом Юэлем , и 15 февраля остановились в Ден-Хелдере , Нидерланды. Там они дождались прибытия фрегатов Тегетгофа, объединив силы, чтобы совершить последний и самый опасный этап пути обратно в Куксхафен . В этот период датчане организовали Североморскую эскадру для патрулирования немецких кораблей в этом районе. Тегетгоф прибыл 1 мая и принял командование австро-прусской эскадрой, которая через два дня отправилась в Куксхафен. [ 9 ]

«Битва при Гельголанде» 1864 года , автор Йозеф Карл Бертольд Пюттнер; Preussischer Adler — третье судно слева.

Утром 9 мая Тегеттофф узнал, что датская эскадра в составе паровых фрегатов «Нильс Юэль» и «Юлланд» и корвета «Хеймдаль» патрулирует у острова Гельголанд . Тегеттофф повел пять кораблей под своим командованием для атаки на датские корабли, что привело к битве при Гельголанде . [ 14 ] Preussischer Adler и другие прусские корабли оставались на стороне выведенных из боя австрийских фрегатов, по возможности стреляя по датским судам, хотя и не добились большого успеха. После того, как Шварценберг загорелся, Тегетгоф прекратил бой и скрылся в нейтральных водах вокруг Гельголанда, где корабли оставались до начала следующего дня. В период у Гельголанда прусские корабли направили своих врачей на австрийские фрегаты для оказания помощи раненым. Пройсишер Адлер не пострадал и не пострадал. На следующее утро корабли вернулись в Куксхафен, и Пройсишер Адлер доставил многих раненых в госпиталь в Альтоне . Хотя датская эскадра одержала тактическую победу у Гельголанда, прибытие австрийских военных кораблей в Северное море заставило датчан снять блокаду. [ 9 ] [ 15 ]

На следующий день после битвы обе стороны согласились на временное прекращение огня, и Пройсишер Адлер направился в Гамбург . В июне прибыла вторая австрийская эскадра, в состав которой входили линейный корабль «Кайзер» и броненосный фрегат « Дон Хуан д'Австрия» под командованием вице-адмирала (вице-адмирала) Бернхарда фон Вюллерсторф-Урбайра ; теперь превосходящий по численности датский флот оставался в порту до конца войны и не вступал в бой с австро-прусским флотом. [ 16 ] Объединенный австро-прусский флот предпринял кампанию по захвату Северо-Фризских островов ; Пройсишер Адлер был частью мощного флота, собранного под командованием Вюллерсторф-Урбайра для атаки. Из-за проблем с котлом она оставалась в Гамбурге во время операций и не принимала активного участия в их проведении. Австрийские и прусские солдаты переправились на острова Зильт и Фер 12 июля без поддержки с моря, хотя части флота оказывали поддержку солдатам, когда они вступали в бой с обороняющимися датскими войсками. [ 9 ] [ 17 ]

Война закончилась поражением Дании по Венскому договору 30 октября, после чего начались ремонтные работы на Пройсишера Адлера . проблемных котлах Эта работа была завершена к марту 1865 года, а затем ее доставили в Данциг, где вывели из эксплуатации для более тщательного ремонта. Реализация проекта была отложена до октября 1867 года и продолжалась до февраля 1868 года. [ 18 ]

Более поздняя карьера

[ редактировать ]

Он был повторно введен в строй 11 августа 1868 года для перевозки делегации старших морских офицеров в Россию; он отправился в путь 20 августа с вице-адмиралом Эдуардом фон Яхманом , директором военно-морского министерства, на борту, а также его адъютантом капитан- лейтенантом Рейнхольдом фон Вернером , начальником штаба верховного командования капитаном цур Зее ( КзС —капитан в море) Карл Фердинанд Бач и начальник артиллерийского управления, К.К. Георг фон Шлейниц . Они встретились с вице-адмиралом Николаем Краббе , министром военно-морского флота России , и наблюдали за маневрами российских военно-морских сил под руководством вице-адмирала Григория Бутакова . Затем Пройсишер Адлер отвез прусских офицеров обратно в Киль и немедленно взял на борт короля Вильгельма I , Фридриха Франца II, великого герцога Мекленбург-Шверина , и Карла Шееля-Плессена , нового президента провинции Шлезвиг-Гольштейн . Она отвезла их на учебный артиллерийский корабль «Тетида», чтобы наблюдать за экспериментами с торпедами и морскими минами в Килер-Фёрде. . Поскольку зима 1868–1869 гг. была мягкой, корабль оставался в строю до начала 1869 г., хотя и с сокращенным экипажем. [ 19 ]

20 января 1869 года «Пройсишер Адлер» доставил материалы, которые будут использоваться при достройке нового броненосного фрегата «Кениг Вильгельм» , который тогда строился на Темзском металлургическом заводе в Лондоне. Она также привела с собой К. К. Генриха Кёлера , главу приемочной комиссии. Пройсишер Адлер оставалась в Лондоне в распоряжении приемочной комиссии в течение последних месяцев работы над «Кёнигом Вильгельмом» и 4 мая сопровождала броненосец обратно в Киль. Затем она отправилась участвовать в церемонии основания порта Вильгельмсхафен в Нефритовой бухте , проходившей с 29 мая по 22 июня. В августе и сентябре она участвовала в первых учениях недавно сформированной броненосной эскадрильи. Он оставался в строю до 13 октября, а затем был выведен из эксплуатации на зиму. В начале 1870 года корабль был ненадолго повторно введен в эксплуатацию для использования в качестве портового судна в Киле. [ 20 ]

Он был мобилизован после начала франко-прусской войны в июле и служил флагманом контр Хельдта Эдуарда -адмирала , командующего Marinestation der Ostsee (Военно-морской базы Балтийского моря). Хельдт организовал Ostseeestreitkräfte (Войска Балтийского моря) для оказания помощи в защите балтийского побережья Пруссии. Пройсишер Адлер провел войну во Фридрихсорте, чтобы наблюдать за минным полем, заложенным для защиты Киллер-Фёрде. Французский флот направил эскадру в Балтийское море, но плохое планирование снизило ее эффективность: у него не было десанта и мало судов с мелкой осадкой, пригодных для действий вблизи берега. В результате они отошли 24 сентября, а шесть дней спустя Хельдт спустил свой флаг. После войны военно-морское командование распустило Ostseeestreitkräfte . 19 марта 1871 года [ 21 ]

Preussischer Adler первоначально оставался на службе в качестве сторожевого корабля в Киле, а затем был превращен в тендер для командования базы. она помогала броненосцу «Кронпринц» буксировать новый плавучий сухой док С 29 июня по 1 июля из Свинемюнде в Киль. В конце июля ее направили в I. дивизию судостроительного завода для оказания помощи в подготовке инженеров и персонала котельных . В следующем месяце она перевезла «Принца Фридриха Карла» из Фленсбурга в Хайлигенхафен , а в середине августа корабль был переведен из Киля в Вильгельмсхафен, где продолжал выполнять функции тендера. Принц Адальберт , генеральный инспектор военно-морского флота, в сентябре поднялся на борт Прейсишер Адлер для своего последнего круиза по Северному и Балтийскому морям; по завершении плавания корабль вернулся в Вильгельмсхафен, где был списан. [ 22 ]

В апреле 1872 года «Пройсишер Адлер» был повторно задействован для новой роли: охраны рыболовства. В то время британские рыболовные суда вторглись в воды Германии и начали атаковать немецких рыбаков, чтобы отогнать их, что побудило канцлера Отто фон Бисмарка обратиться к военно-морскому флоту с просьбой решить проблему. Пройсишеру Адлеру было поручено патрулировать немецкие воды, чтобы изгнать британские суда, занимающиеся незаконным рыболовством. Она начала эти операции 1 июля, заменив Блиц . Его снова вывели из эксплуатации в феврале 1873 года, а в следующем году он возобновил обучение экипажей машинного и котельного отделения. В июле того же года оно снова служило рыболовным судном, после чего несколько раз выполняло свои учебные функции в период с 1875 по 1877 год и в последний раз было выведено из эксплуатации 30 апреля 1877 года. Из-за плохого состояния корпуса оно было исключено. из военно-морского регистра 27 ноября. Он оставался в составе флота до ноября 1879 года, когда его использовали в качестве корабля-мишени в торпедных экспериментах. КЛ Альфред фон Тирпиц , новый руководитель торпедного отдела, хотел проверить эффективность вооружения на судне с железным корпусом. Он был потоплен двумя торпедами с корабля «Авизо Цитен» во время испытаний, проведенных 26 июня. корабля В ходе последующих спасательных операций по расчистке затонувшего корабля украшение носовой части было снято и хранится в военно-морском училище Мюрвик . [ 2 ] [ 23 ] [ 24 ]

  • Эмбри, Майкл (2007). Первая война Бисмарка: Шлезвиг-Ютландская кампания 1864 года . Helion & Co. Солихалл: ISBN  978-1-906033-03-3 .
  • Грин, Джек и Массиньяни, Алессандро (1998). Броненосцы на войне: происхождение и развитие броненосного корабля, 1854–1891 гг . Пенсильвания: Да Капо Пресс. ISBN  978-0-938289-58-6 .
  • Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-790-6 .
  • Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 7. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN  978-3-7822-0267-1 .
  • Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 8. Ратинген: Mundus Verlag.
  • Сондхаус, Лоуренс (1997). Подготовка к Weltpolitik: морская мощь Германии до эпохи Тирпица . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-745-7 .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e23ff0e9ab6755f3a3bb8ed747c45d19__1725693360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e2/19/e23ff0e9ab6755f3a3bb8ed747c45d19.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SMS Preussischer Adler - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)