СМС Прусский орел
![]() Картина «Пройсишер Адлер » Кристофера Рейва
| |
Обзор класса | |
---|---|
Операторы | |
Предшественник | Никто |
Преемник | Никс класс |
Завершенный | 1 |
Ушедший на пенсию | 1 |
История | |
Имя | Прусский орел |
Строитель | Дитчберн и Маре , Блэкволл, Лондон |
Заложен | 1846 |
Запущен | 1846 |
пораженный | 27 ноября 1877 г. |
Судьба | Затоплен как мишень , 26 июня 1879 г. |
Общие характеристики (в конфигурации 1848 г.) | |
Класс и тип | Уведомление |
Смещение |
|
Длина | 62,72 м (205 футов 9 дюймов) в год |
Луч |
|
Черновик | 3,3 м (11 футов) |
Установленная мощность |
|
Движение | |
Скорость | 10,5 узлов (19,4 км/ч; 12,1 миль в час) |
Дополнить |
|
Вооружение | 2 × 25-фунтовых миномета |
SMS Preussischer Adler — колесный пароход , первоначально построенный в середине 1840-х годов для использования на пакетном маршруте между Королевством Пруссия и Российской империей в Балтийском море . Он был реквизирован прусским флотом во время Первой Шлезвигской войны в 1848 году и переоборудован в авизо , первое судно такого типа, заказанное Пруссией. Во время войны принял участие в безрезультатном бою с датским бригом «Сент-Круа» , первом морском сражении прусского флота. После войны он был разоружен и вернулся к своей коммерческой роли, без происшествий работая на маршруте Штеттин – Санкт-Петербург до 1862 года, когда расширение Прусской Восточной железной дороги сделало морской маршрут излишним. В том же году корабль был куплен прусским флотом и снова переоборудован в качестве предупреждения.
Пройсишер Адлер был отправлен в Средиземное море в сентябре 1863 года в компании с парой канонерских лодок , но вскоре после прибытия они были отозваны из-за роста напряженности между Пруссией и Данией, что привело к Второй Шлезвигской войне . На обратном пути в Пруссию три корабля встретились с парой паровых фрегатов союзницы Пруссии Австрии . Объединенная эскадра атаковала датские войска, осуществлявшие блокаду немецких портов в Северном море , что привело к битве при Гельголанде в мае 1864 года. Битва была тактически безрезультатной, но прибытие австрийских военных кораблей вынудило датчан отказаться от блокады. Проблемы с котлом не позволили Preussischer Adler принять участие в последующих военно-морских операциях, и в 1867–1868 годах он прошел капитальный ремонт.
Корабль выполнял различные функции в конце 1860-х - начале 1870-х годов; помогла в достройке броненосного военного корабля SMS König Wilhelm в 1868 году она взяла отряд старших военно-морских офицеров для наблюдения за российскими военно-морскими учениями, а в следующем году . Во время франко-прусской войны он служил флагманом прусской эскадры в Балтийском море в 1870 году, хотя в боевых действиях не участвовал. Начиная с 1872 года, он использовался попеременно как учебное судно для инженеров и как судно охраны рыболовства . В плохом состоянии к 1877 году он был списан в апреле и исключен из военно-морского реестра в ноябре. В конечном итоге он был потоплен как корабль-мишень во время экспериментов с торпедами в 1879 году.
Дизайн
[ редактировать ]Начиная с 1843 года прусская почтовая служба инициировала переговоры с русским правительством об установлении регулярной линии между Петербургом и Штеттином ; соглашение было заключено в 1845 году, согласно которому обе страны должны были предоставить пароход для обслуживания этого маршрута. Был размещен заказ на судно для выполнения обязательств Пруссии по проекту, но корабль, построенный в Великобритании в 1845 году, оказался неудачным на первоначальных ходовых испытаниях была заказана замена. на верфи Ditchburn & Mare в Блэкволле, Лондон, , и в следующем году . Судно получило название Preussischer Adler , что означает «прусский орел», часть герба Пруссии . Корабль спроектировал прусского флота главный конструктор Карл Эльбертцхаген ; историки Ганс Хильдебранд, Альберт Рёр и Отто Штайнмец отмечают, что записи о первоначальном владельце судна не сохранились, но причастность Эльбертцхагена предполагает, что это была государственная организация, хотя они отмечают, что Seehandlungsgesellschaft [ королевское торговое судоходство организация уже прекратила свою транспортную деятельность. [ 1 ] [ 2 ]
Характеристики
[ редактировать ]Preussischer Adler имел длину 56,6 м (185 футов 8 дюймов) по ватерлинии 62,72 м (205 футов 9 дюймов) и общую длину . У нее была ширина 9,6 м (31 фут 6 дюймов) над корпусом и 16,2 м (53 фута 2 дюйма) над гребным колесом. Ее осадка составляла 3,3 м (11 футов), проектное водоизмещение 1171 т (1153 длинных тонны ) и полное водоизмещение 1430 т (1410 длинных тонн). Ее корпус был построен с поперечными железными шпангоутами, которые обеспечивали внутреннюю структуру железной обшивки корпуса и деревянных палуб . На корабле имелся экипаж из десяти офицеров и ста рядовых. На ее борту находились одна большая и пять малых лодок неучтенных типов. В начале своей карьеры почтового парохода он мог перевозить 168 пассажиров. Preussischer Adler был хорошим морским судном , но он плохо маневрировал, его было трудно поворачивать, и он был медленным. [ 2 ] [ 3 ]
Ее силовая установка состояла из одного горизонтального двухцилиндрового морского парового двигателя одинарного расширения , который приводил в движение пару гребных колес , по одному на каждом борту корабля. Колеса имели диаметр 6,34 м (20 футов 10 дюймов), и каждое колесо имело двадцать лопастей. Пар для двигателя обеспечивался тремя магистральными котлами , выведенными в одну воронку. Ее техника имела мощность 900 лошадиных сил (888 л.с. ) при максимальной скорости 10,5 узлов (19,4 км/ч; 12,1 миль в час), но в эксплуатации она была способна развивать скорость 11,5 узлов (21,3 км/ч; 13,2 миль в час) с 990. метрическая мощность (976 л.с.). Она имела емкость для хранения угля 200 т (200 длинных тонн). В дополнение к паровым машинам на корабле была установлена марсельная шхуна с общей площадью парусов 600 м. 2 (6500 кв. футов), хотя под парусами корабль работал не очень хорошо. [ 2 ]
Первоначально корабль не нес вооружения. После переоборудования в авизо в 1848 году первоначально был вооружен парой 25-фунтовых минометов ; в следующем году она получила две короткоствольные 32-фунтовые пушки. Когда она вернулась на государственную службу в 1849 году, у нее сняли оружие. После возобновления морской службы в 1862 году он получил новое вооружение, состоявшее из четырех 36-фунтовых орудий, а после 1867 года его вооружение было вновь пересмотрено, теперь состоящее из четырех 24-фунтовых орудий, две из которых были нарезными и две гладкоствольными . [ 2 ] [ 4 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Гражданская карьера и Первая Шлезвигская война
[ редактировать ]
Preussischer Adler был заложен в 1846 году и спущен на воду позже в том же году. Он поступил на службу в 1847 году в качестве почтового парохода, курсировавшего между Штеттином и Санкт-Петербургом. Во время немецких революций 1848–1849 годов корабль был реквизирован прусским флотом для использования после начала Первой Шлезвигской войны между Германской Конфедерацией и Данией в марте 1848 года. В то время прусский флот был фактически бессилен предотвратить более крупный датский флот от блокады побережья Германии; Владельцы торговых судов в различных немецких портах оказывали давление на Пруссию, чтобы она вооружила Preussischer Adler и другой почтовый пароход, Königin Elisabeth , но генеральный почтмейстер сначала отказался передать суда военно-морскому флоту, поскольку это нарушило бы международные почтовые договоры. Продолжающееся давление вынудило почтовую службу передать суда, и после ее реквизиции ее палуба была усилена, чтобы выдержать вес добавленных орудий. Находясь на военно-морской службе, корабль носил приставку " SMS ". В этот период, с августа 1848 по август 1849 года, кораблем командовал гражданский капитан Поль Барандон, и он сохранил гражданский экипаж. Корабль впервые отправился в путь в качестве вспомогательного военного корабля в августе 1848 года, направляясь сначала из Штеттина в Свинемюнде ; к этому времени 26 августа было подписано Мальмё , временно положившее конец конфликту. [ 2 ] [ 5 ] [ 6 ]
К августу так называемый Fünfzigerausschuss (Комитет пятидесяти) франкфуртского парламента узнал, что прусский флот приобрел Пройсишер Адлер ; парламентарии потребовали, чтобы пруссаки передали судно Рейхсфлоту ( Императорскому флоту), но пруссаки отказались. Позже в том же месяце она помогла спустить на воду пушки Nr . 3 и №. 4 . После прекращения боевых действий прусское военно-морское командование обсудило вопрос о продолжении службы «Пройсишер Адлер» . 5 сентября старшие военно-морские офицеры созвали комиссию для оценки судна; поскольку почтовая линия Россия-Пруссия не могла быть восстановлена из-за неопределенной политической ситуации в Балтийском море , военно-морской флот первоначально решил вывести из эксплуатации Пройсишер Адлер . Но после того, как Дания в феврале 1849 года провела повторную мобилизацию своих сил для возобновления конфликта с герцогством Шлезвиг , военно-морской флот решил вернуть корабль в строй, и в это время были добавлены две 32-фунтовые пушки. Корабль был повторно введен в строй в мае под командованием Барандона; к этому времени он был зачислен в прусский флот и получил звание Leutnant zur See (Лейтенант моря). Перед кораблем была поставлена задача защитить немецкое судоходство в районе Штеттина от датской блокады и не допустить нападения датских военных кораблей на прусское побережье. [ 7 ]

26 июня, когда он проводил стрельбу в Штеттинер-Хаффе , корабль получил известие, что датский военный корабль курсирует у Свинемюнде и взял два прусских торговых корабля в качестве призов . Коммодор (коммодор) Ян Шредер поднялся на борт «Пройсишер Адлер» , который направлялся в Свинемюнде на поиски блокадного корабля. Около 16:00 следующего дня она столкнулась с датским бригом «Сент-Круа» у Брюстерорта . Два корабля вступили в артиллерийскую дуэль на дистанциях от 750 до 1350 м (2460 и 4430 футов), которая продолжалась до 21:30; это было первое морское сражение прусского флота после его восстановления. Датчане выпустили около 200 снарядов по прусскому судну, которое выпустило в ответ 63 снаряда из минометов и шесть 32-фунтовых снарядов. Ни одна из сторон не получила серьезных повреждений в бою, хотя в Пройсишер Адлер однажды попал снаряд, в результате которого погиб один человек, что стало первой боевой гибелью прусского флота. [ 8 ]
Preussischer Adler вернулся в порт и отремонтировал повреждение от снаряда, а затем вернулся в Свинемюнде в конце июля. Она не видела дальнейших действий, поскольку было подписано второе перемирие, снова остановившее боевые действия. Затем корабль направился обратно в Штеттин, где оставался до ноября, когда его разоружили и вернули в почтовую службу. Долгая зима не позволила возобновить движение по маршруту Санкт-Петербург – Штеттин до мая 1850 года. Он работал на этом маршруте без происшествий до 1862 года, когда Прусская Восточная железная дорога достигла Санкт-Петербурга; железнодорожная линия была намного быстрее, чем Пройсишер-Адлер , что сделало морской маршрут ненужным и положило конец ее карьере почтового парохода. Она вновь перешла на вооружение прусского флота, который в это время находился в поиске судов для усиления своего флота. Корабль использовался для замены старого колесного парохода SMS Danzig , недавно выведенного из эксплуатации. Preussischer Adler был сдан в эксплуатацию 18 июля и доставлен в Данциг будет реконструирован для военно-морской службы. В это время она получила вооружение в виде 36-фунтовых орудий. [ 9 ] [ 10 ]
Вернуться на военно-морскую службу
[ редактировать ]
Корабль был сдан в эксплуатацию в июне 1863 года для заграничной поездки; Это произошло после интенсивных дебатов между представителями военно-морского командования и администрацией по поводу надежности паровых двигателей корабля для длительного зарубежного круиза. Preussischer Adler должен был быть отправлен в восточную часть Средиземного моря вместе с канонерскими лодками «Василиск» и «Блиц» . В то время беспорядки в Королевстве Греции угрожали интересам Германии и в 1862 году привели к смещению короля Греции Оттона , члена немецкого дома Виттельсбахов с греческого престола . Корветтенкапитан ( КК — Капитан корвета) Густав Клатт выполнял функции командира корабля и лидера флотилии во время развертывания. Вторичной целью круиза было патрулирование устья Дуная у Сулины на Черном море , право, предоставленное Пруссии и другим великим европейским державам (за исключением России) в соответствии с условиями Парижского договора , положившего конец Крымской войне. в 1856 году. [ 9 ]
Preussischer Adler , Basilisk и Blitz покинули Киль 19 сентября и достигли Пирея , Греция, 9 октября. Оттуда они прошли через Дарданеллы и Босфор в Черное море для патрулирования Дуная, но оставались там лишь ненадолго, прежде чем получили приказ вернуться домой 3 декабря из-за роста напряженности между Данией и немецкими государствами. Проблемы с котлом на борту Preussischer Adler в сочетании с тяжелым использованием угля замедлили обратный путь в Пруссию, и они достигли Бреста, Франция, только к 3 февраля 1864 года, когда снова вспыхнула война между Данией и Германской Конфедерацией. [ 9 ]
Вторая Шлезвигская война
[ редактировать ]Вторая Шлезвигская война Дании возникла в результате ноябрьской конституции , принятой в 1863 году, которая объединила герцогства Шлезвиг, Гольштейн и Лауэнбург с Данией, что является нарушением Лондонского протокола , положившего конец Первой Шлезвигской войне. [ 11 ] Кризис между Данией и Германской Конфедерацией перерос в открытый конфликт 1 февраля 1864 года, после того как Прусская и Австрийская империи предъявили Дании ультиматум с требованием передать спорные герцогства под контроль Австро-Пруссии. В то время датский флот намного превосходил имеющиеся прусские военно-морские силы, что позволило датчанам блокировать побережье Германии. Чтобы помочь пруссакам, австрийский флот послал коммодора Вильгельма фон Тегетгофа с винтовыми фрегатами «Шварценберг» и «Радецкий» для прорыва датской блокады. [ 12 ] [ 13 ]
В то время как корабли Тегетгофа все еще следовали из Средиземного моря, три прусских корабля оставались в Бресте в течение нескольких дней из-за неопределенной ситуации в Северном море ; Пруссаки не были уверены в местонахождении датских военных кораблей в этом районе и не хотели рисковать, отправляя небольшую флотилию в возможный бой с превосходящими силами противника. К 15 февраля пруссаки установили, что датский флот направил только винтовой фрегат «Нильс Юэль» в Ла-Манш , поэтому военно-морское командование приказало Клатту вернуться домой. Из Бреста корабли направились во Шербур французский для пополнения запасов угля. Затем они прижались к побережью, чтобы избежать контакта с Нильсом Юэлем , и 15 февраля остановились в Ден-Хелдере , Нидерланды. Там они дождались прибытия фрегатов Тегетгофа, объединив силы, чтобы совершить последний и самый опасный этап пути обратно в Куксхафен . В этот период датчане организовали Североморскую эскадру для патрулирования немецких кораблей в этом районе. Тегетгоф прибыл 1 мая и принял командование австро-прусской эскадрой, которая через два дня отправилась в Куксхафен. [ 9 ]

Утром 9 мая Тегеттофф узнал, что датская эскадра в составе паровых фрегатов «Нильс Юэль» и «Юлланд» и корвета «Хеймдаль» патрулирует у острова Гельголанд . Тегеттофф повел пять кораблей под своим командованием для атаки на датские корабли, что привело к битве при Гельголанде . [ 14 ] Preussischer Adler и другие прусские корабли оставались на стороне выведенных из боя австрийских фрегатов, по возможности стреляя по датским судам, хотя и не добились большого успеха. После того, как Шварценберг загорелся, Тегетгоф прекратил бой и скрылся в нейтральных водах вокруг Гельголанда, где корабли оставались до начала следующего дня. В период у Гельголанда прусские корабли направили своих врачей на австрийские фрегаты для оказания помощи раненым. Пройсишер Адлер не пострадал и не пострадал. На следующее утро корабли вернулись в Куксхафен, и Пройсишер Адлер доставил многих раненых в госпиталь в Альтоне . Хотя датская эскадра одержала тактическую победу у Гельголанда, прибытие австрийских военных кораблей в Северное море заставило датчан снять блокаду. [ 9 ] [ 15 ]
На следующий день после битвы обе стороны согласились на временное прекращение огня, и Пройсишер Адлер направился в Гамбург . В июне прибыла вторая австрийская эскадра, в состав которой входили линейный корабль «Кайзер» и броненосный фрегат « Дон Хуан д'Австрия» под командованием вице-адмирала (вице-адмирала) Бернхарда фон Вюллерсторф-Урбайра ; теперь превосходящий по численности датский флот оставался в порту до конца войны и не вступал в бой с австро-прусским флотом. [ 16 ] Объединенный австро-прусский флот предпринял кампанию по захвату Северо-Фризских островов ; Пройсишер Адлер был частью мощного флота, собранного под командованием Вюллерсторф-Урбайра для атаки. Из-за проблем с котлом она оставалась в Гамбурге во время операций и не принимала активного участия в их проведении. Австрийские и прусские солдаты переправились на острова Зильт и Фер 12 июля без поддержки с моря, хотя части флота оказывали поддержку солдатам, когда они вступали в бой с обороняющимися датскими войсками. [ 9 ] [ 17 ]
Война закончилась поражением Дании по Венскому договору 30 октября, после чего начались ремонтные работы на Пройсишера Адлера . проблемных котлах Эта работа была завершена к марту 1865 года, а затем ее доставили в Данциг, где вывели из эксплуатации для более тщательного ремонта. Реализация проекта была отложена до октября 1867 года и продолжалась до февраля 1868 года. [ 18 ]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]Он был повторно введен в строй 11 августа 1868 года для перевозки делегации старших морских офицеров в Россию; он отправился в путь 20 августа с вице-адмиралом Эдуардом фон Яхманом , директором военно-морского министерства, на борту, а также его адъютантом капитан- лейтенантом Рейнхольдом фон Вернером , начальником штаба верховного командования капитаном цур Зее ( КзС —капитан в море) Карл Фердинанд Бач и начальник артиллерийского управления, К.К. Георг фон Шлейниц . Они встретились с вице-адмиралом Николаем Краббе , министром военно-морского флота России , и наблюдали за маневрами российских военно-морских сил под руководством вице-адмирала Григория Бутакова . Затем Пройсишер Адлер отвез прусских офицеров обратно в Киль и немедленно взял на борт короля Вильгельма I , Фридриха Франца II, великого герцога Мекленбург-Шверина , и Карла Шееля-Плессена , нового президента провинции Шлезвиг-Гольштейн . Она отвезла их на учебный артиллерийский корабль «Тетида», чтобы наблюдать за экспериментами с торпедами и морскими минами в Килер-Фёрде. . Поскольку зима 1868–1869 гг. была мягкой, корабль оставался в строю до начала 1869 г., хотя и с сокращенным экипажем. [ 19 ]
20 января 1869 года «Пройсишер Адлер» доставил материалы, которые будут использоваться при достройке нового броненосного фрегата «Кениг Вильгельм» , который тогда строился на Темзском металлургическом заводе в Лондоне. Она также привела с собой К. К. Генриха Кёлера , главу приемочной комиссии. Пройсишер Адлер оставалась в Лондоне в распоряжении приемочной комиссии в течение последних месяцев работы над «Кёнигом Вильгельмом» и 4 мая сопровождала броненосец обратно в Киль. Затем она отправилась участвовать в церемонии основания порта Вильгельмсхафен в Нефритовой бухте , проходившей с 29 мая по 22 июня. В августе и сентябре она участвовала в первых учениях недавно сформированной броненосной эскадрильи. Он оставался в строю до 13 октября, а затем был выведен из эксплуатации на зиму. В начале 1870 года корабль был ненадолго повторно введен в эксплуатацию для использования в качестве портового судна в Киле. [ 20 ]
Он был мобилизован после начала франко-прусской войны в июле и служил флагманом контр Хельдта Эдуарда -адмирала , командующего Marinestation der Ostsee (Военно-морской базы Балтийского моря). Хельдт организовал Ostseeestreitkräfte (Войска Балтийского моря) для оказания помощи в защите балтийского побережья Пруссии. Пройсишер Адлер провел войну во Фридрихсорте, чтобы наблюдать за минным полем, заложенным для защиты Киллер-Фёрде. Французский флот направил эскадру в Балтийское море, но плохое планирование снизило ее эффективность: у него не было десанта и мало судов с мелкой осадкой, пригодных для действий вблизи берега. В результате они отошли 24 сентября, а шесть дней спустя Хельдт спустил свой флаг. После войны военно-морское командование распустило Ostseeestreitkräfte . 19 марта 1871 года [ 21 ]
Preussischer Adler первоначально оставался на службе в качестве сторожевого корабля в Киле, а затем был превращен в тендер для командования базы. она помогала броненосцу «Кронпринц» буксировать новый плавучий сухой док С 29 июня по 1 июля из Свинемюнде в Киль. В конце июля ее направили в I. дивизию судостроительного завода для оказания помощи в подготовке инженеров и персонала котельных . В следующем месяце она перевезла «Принца Фридриха Карла» из Фленсбурга в Хайлигенхафен , а в середине августа корабль был переведен из Киля в Вильгельмсхафен, где продолжал выполнять функции тендера. Принц Адальберт , генеральный инспектор военно-морского флота, в сентябре поднялся на борт Прейсишер Адлер для своего последнего круиза по Северному и Балтийскому морям; по завершении плавания корабль вернулся в Вильгельмсхафен, где был списан. [ 22 ]
В апреле 1872 года «Пройсишер Адлер» был повторно задействован для новой роли: охраны рыболовства. В то время британские рыболовные суда вторглись в воды Германии и начали атаковать немецких рыбаков, чтобы отогнать их, что побудило канцлера Отто фон Бисмарка обратиться к военно-морскому флоту с просьбой решить проблему. Пройсишеру Адлеру было поручено патрулировать немецкие воды, чтобы изгнать британские суда, занимающиеся незаконным рыболовством. Она начала эти операции 1 июля, заменив Блиц . Его снова вывели из эксплуатации в феврале 1873 года, а в следующем году он возобновил обучение экипажей машинного и котельного отделения. В июле того же года оно снова служило рыболовным судном, после чего несколько раз выполняло свои учебные функции в период с 1875 по 1877 год и в последний раз было выведено из эксплуатации 30 апреля 1877 года. Из-за плохого состояния корпуса оно было исключено. из военно-морского регистра 27 ноября. Он оставался в составе флота до ноября 1879 года, когда его использовали в качестве корабля-мишени в торпедных экспериментах. КЛ Альфред фон Тирпиц , новый руководитель торпедного отдела, хотел проверить эффективность вооружения на судне с железным корпусом. Он был потоплен двумя торпедами с корабля «Авизо Цитен» во время испытаний, проведенных 26 июня. корабля В ходе последующих спасательных операций по расчистке затонувшего корабля украшение носовой части было снято и хранится в военно-морском училище Мюрвик . [ 2 ] [ 23 ] [ 24 ]
Сноски
[ редактировать ]
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 7 , стр. 18.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гренер , с. 79.
- ^ Сондхаус , с. 37.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 7 , стр. 17.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 7 , стр. 17–19.
- ^ Сондхаус , стр. 37, 40.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 7 , стр. 19.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, том 7 , стр. 19–20.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 7 , с. 20.
- ^ Сондхаус , стр. 72–73.
- ^ Сондхаус , с. 72.
- ^ Грин и Массиньяни , стр. 197–198, 205.
- ^ Эмбри , стр. 280–281.
- ^ Эмбри , стр. 282–283.
- ^ Эмбри , стр. 283–286.
- ^ Грин и Массиньяни , стр. 210–211.
- ^ Эмбри , стр. 332–338.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 7 , стр. 20–21.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 7 , стр. 21.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, том 7 , стр. 21–22.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 7 , стр. 22.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, том 7 , стр. 22–23.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 7 , стр. 23.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 8 , стр. 131.
Ссылки
[ редактировать ]- Эмбри, Майкл (2007). Первая война Бисмарка: Шлезвиг-Ютландская кампания 1864 года . Helion & Co. Солихалл: ISBN 978-1-906033-03-3 .
- Грин, Джек и Массиньяни, Алессандро (1998). Броненосцы на войне: происхождение и развитие броненосного корабля, 1854–1891 гг . Пенсильвания: Да Капо Пресс. ISBN 978-0-938289-58-6 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 7. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 978-3-7822-0267-1 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 8. Ратинген: Mundus Verlag.
- Сондхаус, Лоуренс (1997). Подготовка к Weltpolitik: морская мощь Германии до эпохи Тирпица . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-745-7 .