СМС полное
![]() Литография Хелы 1902 года.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Операторы | ![]() |
Предшественник | Метеоритный класс |
Преемник | Газель класс |
Завершенный | 1 |
Потерянный | 1 |
История | |
![]() | |
Имя | Весь |
Строитель | AG Weser , Бремен |
Заложен | декабрь 1893 г. |
Запущен | 28 марта 1895 г. |
Введен в эксплуатацию | 3 мая 1896 г. |
Судьба | Затонул, 13 сентября 1914 г. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Тип | Уведомление |
Смещение |
|
Длина | 105 м (344 футов 6 дюймов) в целом |
Луч | 11 м (36 футов 1 дюйм) |
Черновик | 4,64 м (15 футов 3 дюйма) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) |
Диапазон | 3000 миль (5600 км; 3500 миль) при скорости 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час) |
Дополнить |
|
Вооружение | |
Броня |
|
SMS Hela было авизо, построенным для немецкого Kaiserliche Marine (Императорский флот) в середине 1890-х годов, и последним судном этого типа, построенным Германской империей . Являясь кульминацией этого типа на вооружении Германии, он представлял собой значительные улучшения по сравнению с более ранними судами, особенно Wacht и Meteor классами , которые разочаровали в эксплуатации. Он предназначался для службы в качестве разведчика флота и лидера флотилии торпедных катеров . Хела ознаменовала шаг к развитию легкого крейсера . Вооруженный батареей из четырех 8,8-см (3,5 дюйма) орудий и трех 45-см (17,7 дюйма) торпедных аппаратов , корабль оказался слишком слабовооруженным для боя на передовой.
У Хелы была относительно короткая активная карьера; повреждение двигателя во время ходовых испытаний вскоре после ее завершения в 1896 году отложило начало ее службы на флоте до 1898 года. С тех пор она служила разведчиком I-й эскадрильи до 1900 года, когда она была развернута в составе экспедиционного корпуса для помощи в подавлении Боксерское восстание в Цинском Китае . Во время развертывания Хела практически не участвовала в боевых действиях, вместо этого часто патрулируя побережье Китая и реку Янцзы . Вернувшись в Германию в середине 1901 года, он служил в составе I разведывательной группы и основного флота до конца 1902 года, когда его превратили в учебный артиллерийский корабль , хотя проблемы с котлом вынудили провести более тщательную реконструкцию, которая длилась с 1903 по 1910 год.
Корабль использовался в качестве тендера для флота с октября 1910 года до середины 1914 года, и для Хелы за этот период произошло несколько примечательных событий. После начала Первой мировой войны в июле 1914 года Хела была направлена на патрульную линию, охраняющую Немецкую бухту . Она присутствовала, но не участвовала в битве при Гельголандской бухте в августе. В следующем месяце во время тренировок у побережья Гельголанда он был торпедирован и потоплен британской подводной лодкой HMS E9 . Несмотря на то, что Хела затонула менее чем за полчаса, весь ее экипаж, за исключением двух человек, был спасен немецкой подводной лодкой и патрульным катером.
Дизайн
[ редактировать ]Hela , названная в честь шхуны Hela образца 1852 года, стала кульминацией развития типа авизо в немецком флоте. Ависо были разработаны на основе более ранних миноносцев и предназначались для использования в домашних водах флота как в качестве лидеров флотилии флота для управления группами торпедных катеров, так и в качестве разведчиков крупных кораблей . Первое авизо, Zieten , было куплено у британского судостроителя в 1875 году; К началу 1890-х годов на немецких верфях было построено еще семь кораблей. Из них последние четыре судна «Вахт» и «Метеор» классов оказались серьезными разочарованиями в эксплуатации из-за плохих мореходных качеств и недостаточной скорости. В 1893 году военно-морской строительный штаб подготовил проект нового судна, получившего предварительное обозначение «Н», который решил проблемы более ранних судов, отчасти за счет значительного увеличения размеров. Этот корабль стал Хелой . [ 1 ] [ 2 ]
Кульминацией типа авизо стало создание того, что позже будет называться легким крейсером . Немецкие конструкторы воплотили в себе лучшие стороны конструкции «Хела » — прежде всего высокую максимальную скорость и бронепалубу — с качествами своих современных незащищенных крейсеров класса «Бюссард» , а именно тяжелое вооружение и большой радиус плавания. Результатом этой комбинации стали «Газель» крейсеры класса , которые стали первыми настоящими лёгкими крейсерами, построенными в Германии. [ 3 ]
Общие характеристики и оборудование
[ редактировать ]
Длина Хелы составляла 104,6 метра (343 фута 2 дюйма) по ватерлинии длина 105 м (344 фута 6 дюймов) и общая . Она имела ширину 11 м (36 футов 1 дюйм) и осадку 4,46 м (14 футов 8 дюймов) вперед и 4,64 м (15 футов 3 дюйма) назад. Он был рассчитан на водоизмещение 2027 т (1995 длинных тонн), а при полной загрузке водоизмещение увеличивалось до 2082 т (2049 длинных тонн). Ее корпус имел поперечные и продольные стальные шпангоуты, которые содержали двадцать два водонепроницаемых отсека бронепалубой над и десять под ней. Двойное дно занимало тридцать пять процентов длины корпуса, имевшего ярко выраженный таранный нос . Корабль имел минимальную надстройку , с небольшой боевой рубкой . Приподнятая палуба бака простиралась от форштевня до воронки . Она была оснащена парой мачт фонарных столбов с верхушками освещения . [ 4 ]
Экипаж Хелы в укомплектованном состоянии состоял из 7 офицеров и 171 рядового, а затем увеличился до 8 офицеров и 187 рядовых. На ее борту было несколько небольших лодок, в том числе одна баржа , один ял и три шлюпки . Позже в ее карьере баржу обменяли на патрульный катер . Хела была очень мореходной , но она плохо катилась (имея метацентрическую высоту 0,775 м (2 фута 6,5 дюйма)) и имела тенденцию переносить значительное количество воды в встречном море, потому что она была немного тяжелой в носу . Рулевое управление осуществлялось одним рулем направления ; она имела среднюю маневренность. [ 4 ]
Корабль был оснащен двумя 3-цилиндровыми паровыми машинами тройного расширения ; каждый приводил в движение гребной винт диаметром 3,25 м (10 футов 8 дюймов). Каждый двигатель имел свое отдельное машинное отделение . Паром двигатели снабжались шестью котлами локомотива, разделенными на два котельных отделения , которые были объединены в единую трубу на миделе корабля . Двигатели имели мощность 6000 лошадиных сил (5900 л.с. ) и максимальную скорость 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час), хотя на испытаниях они развивали скорость на полузла лучше. Запасы угля составили 340 длинных тонн (350 т); Показатели дальности полета корабля в исходной конфигурации не сохранились. Хела была оснащена тремя электрическими генераторами, производившими 36 киловатт при напряжении 67 вольт . [ 4 ]
Вооружение и броня
[ редактировать ]
Хела была вооружена четырьмя калибра 8,8 см (3,5 дюйма). ГК L/30 [ Примечание 1 ] скорострельные орудия в индивидуальных установках. Они переносились в установках MPL C/89 с углом возвышения от -10 до 20 градусов; на максимальной высоте орудия могли достигать целей на высоте 7300 м (24 000 футов). Орудия стреляли снарядами массой 7 кг (15 фунтов) с начальной скоростью 590 м/с (1900 футов/с). Всего к этим орудиям имелось 800 патронов, по 200 на орудие. [ 4 ] [ 5 ] Скорострельность теоретически составляла четырнадцать выстрелов в минуту, но на практике ограничивалась десятью выстрелами в минуту. [ 6 ]
Он также был оснащен шестью 5-см (2 дюйма) скорострельными орудиями SK L/40 , каждое из которых было установлено в отдельной Torpedobootslafette (установке для торпедного катера) C/92. Эти орудия стреляли снарядами массой 1,7 кг (3,8 фунта) с начальной скоростью 2152 фута/с (656 м/с). Максимальная высота орудия составляла двадцать градусов, что обеспечивало дальность стрельбы 6180 м (6760 ярдов). Боекомплект составлял 1500 патронов, или 300 на орудие. [ 4 ] [ 7 ] Ее вооружение комплектовалось тремя торпедными аппаратами диаметром 45 см (17,7 дюйма) . Два из них были размещены на палубе по борту , а третий был погружен в носовую часть корабля. Всего было поставлено восемь торпед. [ 4 ] который нес боеголовку массой 87,5 кг (193 фунта). Их максимальная дальность полета на скорости 32 узла составляла 500 м (1600 футов); при установке на 26 узлов (48 км/ч; 30 миль в час) их дальность увеличивается до 800 м (2600 футов). [ 8 ]
Хела была легкобронирована. Она была защищена броневой палубой толщиной 20 мм (0,79 дюйма), сделанной из стали. Палуба имела наклон по бокам и была немного увеличена в толщину до 25 мм (0,98 дюйма), чтобы обеспечить некоторую защиту от прямого огня. Бронированный комингс толщиной 40 мм (1,6 дюйма) защищал воздухозаборники котлов. Ее боевая рубка была бронирована по бокам сталью толщиной 30 мм (1,2 дюйма). Она была оборудована пробковыми коффердамами для уменьшения попадания воды в случае повреждения корпуса. [ 4 ]
Модификации
[ редактировать ]Hela была модернизирована в 1903–1910 годах на Kaiserliche Werft (Императорской верфи) в Данциге . Внутреннее разделение судна было улучшено за счет восьми дополнительных водонепроницаемых отсеков над ватерлинией и удлинения двойного дна, чтобы покрыть тридцать девять процентов корпуса. В рамках доработок корпуса оба бортовых торпедных аппарата были перенесены в торпедные отсеки ниже ватерлинии. морского типа Она также получила восемь водотрубных котлов взамен старых моделей и добавила вторую воронку. Новые котлы на испытаниях выдали 5982 лошадиных силы (5900 л.с.), что позволило кораблю достичь той же максимальной скорости. Хранение угля было увеличено до 412 длинных тонн (419 т), что позволило иметь радиус плавания 3000 морских миль (5600 км; 3500 миль) со скоростью 12 узлов (22 км / ч; 14 миль в час). Обе кормовые 8,8-см пушки сняли, а боекомплект сократили до 156 снарядов на орудие. Ее кормовая надстройка была увеличена, чтобы обеспечить дополнительное жилое пространство. Корабль также получил более крупный мост . [ 4 ] [ 9 ]
История обслуживания
[ редактировать ]
Hela был заложен в декабре 1893 года на верфи AG Weser в Бремене . Он был спущен на воду 28 марта 1895 года, и на церемонии визеадмирал (вице-адмирал) Виктор Валуа , начальник Marinestation der Nordsee (Североморская военно-морская база), окрестил корабль. Ее перевели в {{lang|de| Kaiserliche Werft}} (Императорская верфь) в Вильгельмсхафене для окончательной достройки в январе 1896 года. Корабль был сдан на ходовые испытания 3 мая, первоначально под командованием корветтенкапитана ( KK — капитан корвета) Йоханнеса Штайна , хотя его заменил капитанлейтнант. ( KL —капитан-лейтенант) Карл Шёнфельдер в августе. Ее первоначальные испытания были прерваны из-за повреждения двигателей, в результате чего 19 сентября ее пришлось вывести из эксплуатации для ремонта. Следующие полтора года она провела вне службы. [ 2 ]
Хела была повторно введена в строй 10 марта 1898 года под командованием К.К. Фрица Зоммерверка и была приписана к I эскадрилье в качестве ее авизо. Эти обязанности были прерваны начиная с 14 июня, когда Хела была выбрана для сопровождения кайзера Вильгельма II на борту его яхты «Гогенцоллерн» для участия в парусных регатах в Германии, а затем в июле в круизе в норвежские воды, который включал остановку в Хардангер-фьорде . 31 июля Хела вернулась в I эскадрилью, а 17 сентября снова была отправлена после завершения ежегодных маневров флота. Она снова сопровождала Гогенцоллерна с Вильгельмом II и его женой Августой Викторией на борту вместе с защищенным крейсером «Герта» для путешествия в восточную часть Средиземного моря . Она вернулась в свое подразделение 8 декабря, после чего К. К. Пол Рэмпольд сменил Зоммерверка. [ 2 ]
В начале 1899 года Хела и остальные члены I эскадрильи отправились в тренировочный круиз в Атлантику. Проходя через Ла-Манш , корабли остановились в Дувре , Великобритания, чтобы представлять Германию на праздновании 80-летия королевы Виктории 1 мая. В июне и июле Хела снова сопровождала Гогенцоллерна в его летнем круизе в Норвегию; во время маневров флота в августе она действовала в составе разведывательного подразделения флота. во время учений в Балтийском море 28 августа Хела ударила крота возле Нойфарвассара и повредила гребной винт правого борта . Она направилась в Киль для ремонта, который был завершен к 4 сентября, что позволило ей вернуться в часть для оставшихся маневров. В середине сентября она сопровождала Гогенцоллерна в круизе в Швецию, а также вместе с линкором до дредноута «Кайзер Фридрих III» сопровождала яхту кайзера во время визита в Великобританию, который длился с 17 по 30 ноября. Хела завершила год тренировочным рейсом с I эскадрильей в Скагерраке в декабре. [ 10 ]
Боксерское восстание
[ редактировать ]
Первую половину 1900 года Хела провела, как и предыдущие годы, проводя учения с флотом. Ее рутина была прервана событиями в Цинском Китае , где 20 июня во время Боксерского восстания немецкий посол Клеменс фон Кеттелер был убит китайскими националистами. Широкомасштабное насилие против жителей Запада в Китае привело к созданию союза между Германией и семью другими великими державами, так называемого Альянса восьми наций : Великобритании, Италии, России, Австро-Венгрии, США, Франции и Франции. Япония. Тех солдат, которые в то время находились в Китае, было слишком мало, чтобы победить боксеров; в Пекине находился отряд численностью чуть более 400 офицеров и пехоты из армий восьми европейских держав. В то время основной немецкой военной силой в Китае была Восточно-Азиатская эскадра , которая состояла из защищенных крейсеров «Кайзерин Августа» , « Ганза » , « Герта » и «Ирен» , незащищенного крейсера «Гефион » и канонерских лодок «Ягуар» и «Илтис» . В Таку находился также немецкий отряд численностью 500 человек; В сочетании с подразделениями других стран эта сила насчитывала около 2100 человек. Эти люди во главе с британским адмиралом Эдвард Сеймур попытался достичь Пекина, но был остановлен в битве при Тяньцзине . [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
В результате кайзер решил, что в Китай будет отправлен экспедиционный корпус для усиления Восточноазиатской эскадры. 4 июля Хела была направлена в военно-морскую экспедицию, в которую входили четыре «Бранденбург» линкора класса , отправленные в Китай для усиления там немецкой эскадры. Корабли покинули Киль пять дней спустя и в конце августа прибыли к побережью Китая. Хела вошла в устье Янцзы патрулировала Желтое море , а затем до конца сентября . Она предоставила десант в составе четырех офицеров и семидесяти четырех солдат для участия в штурме китайских укреплений на Шанхайском перевале . «Авизо» провела ноябрь на якоре на Усон рейде , оставаясь там до середины декабря, когда вернулась на Янцзы. В конце месяца ее отправили в Шанхай . Затем Хела вернулась на Янцзы в январе 1901 года, остановившись в Чжэньцзяне , а затем вернулась в Шанхай в феврале и осталась там до марта. В это время прибыл К.К. Максимилиан фон Шпее, чтобы принять командование судном от Рампольда. Позже она посетила немецкую концессию в Циндао перед возвращением в Шанхай в конце мая. Там она получила приказ вернуться в Германию, а К.К. Иоахим фон Бредов командование судном для путешествия домой принял . 1 июня она и остальная часть экспедиционного корпуса отправились домой и прибыли в Вильгельмсхафен 11 августа. [ 2 ]
1901–1913
[ редактировать ]Вернувшись из Китая, Хела сразу же приняла участие в ежегодных маневрах флота, проработав в I разведывательной группе с 26 августа по 19 сентября. В середине декабря она снова присоединилась к отряду и отправилась в Осло , Норвегия, и вернулась в Вильгельмсхафен 16-го числа. Хела вернулась в строй основного флота в 1902 году, и во время круиза по Атлантике в мае она была отделена для сопровождения легкого крейсера Amazone , который был поврежден у Sevenstones маяка . К этому времени немецкое военно-морское командование решило, что Хела слишком слабо вооружена, чтобы быть полезной в качестве разведчика флота, и поэтому 16 октября ее отправили на Kaiserliche Werft в Киле для модернизации для использования в качестве учебного корабля для легких кораблей. пистолеты. Находясь на верфи, Хела перешла от командования Бредова к КК Карлу Циммерману . Работы были завершены 21 декабря, и 31 января 1903 года он был вновь принят в эксплуатацию, но плохое состояние корабельных котлов потребовало дальнейших модификаций, которые были проведены на заводе. Императорская верфь в Данциге, начало работы 25 апреля. Ависо Блиц заменил Хелу в ее предполагаемой роли. [ 14 ]
Некоторые отчеты о местоположении кораблей в немецких архивах Bundesarchiv - Militärarchiv (Федеральный военный архив Германии) указывают на то, что Хела находилась на вооружении I разведывательной группы с июня по сентябрь 1903 года, но военно-морские историки Ганс Хильдебранд, Альберт Рёр и Ханс-Отто Штайнмец не смогли найти никаких официальных записей о ее вводе в эксплуатацию или выводе из эксплуатации в этот период, а также о том, кто командовал судном в это время. нет бортового журнала В архиве также . Согласно отчетам о местоположении, судно должно было закончить этот период в Вильгельмсхафене, но никаких записей о переводе в Данциг, где точно известно, что корабль был реконструирован, не имеется. Хильдебранд, Рёр и Штейнмец, тем не менее, не смогли определить, как продолжалась ошибка в течение нескольких месяцев и какой корабль на самом деле изображен в отчетах. [ 9 ]
Хела оставалась на верфи в Данциге до 1910 года, где прошла значительную реконструкцию. Он был повторно введен в эксплуатацию 1 октября и с 14 по 18 октября провел краткую серию ходовых испытаний. После этого корабль использовался в качестве тендера флота . Во время маневров в ночь с 29 на 30 марта 1911 года торпедный катер S121 по неосторожности слишком близко пересекся перед «Хелой» , что поразило торпедный катер носом. Ни одно судно не получило серьезных повреждений в результате столкновения. В апреле К.К. Теодор Пюллен капитаном корабля стал , проработавший до октября. После маневров флота в августе и сентябре того же года военно-морской флот провел проверку флота для визита австро-венгерского морского коменданта (командующего флотом) адмирала Рудольфа Монтекукколи . Затем Хела повезла Монтекукколи в Вильгельмсхафен и на остров Гельголанд . Следующие два года прошли без происшествий; он был переведен в Киль 1 апреля 1912 года. В сентябре К.К. Карл-Вильгельм Венигер командование кораблем принял . В середине 1913 года итальянский вице-адмирал Принц Луиджи Амедео, герцог Абруцци, посетил Германию, и 31 мая она отвезла его в Гельголанд, где стоял на якоре флот. В сентябре К.К. Пауль Вольфрам сменил Венигера; Вольфрам должен был стать последним командиром корабля. [ 15 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]
После начала Первой мировой войны в июле 1914 года Хела была возвращена на действительную военную службу и направлена в IV разведывательную группу . Перед подразделением была поставлена задача поддерживать немецкие торпедные катера, образувшие внешнее кольцо береговых разведывательных патрулей в Немецкой бухте . В период с 13 по 16 августа она была немного модифицирована, на нее была установлена третья 8,8-см пушка. «Хела» дислоцировалась к северо-востоку от Гельголанда вместе с крейсером «Штеттин» . [ 9 ] [ 16 ]
28 августа британские крейсеры и эсминцы Харвичского отряда застали врасплох и атаковали линию немецкого патруля, что привело к битве при Гельголандской бухте . Командир Хелы получил донесения о боях и повернул на восток , чтобы подкрепить корабли, участвовавшие в бою. По пути корабль получил противоречивое сообщение, в котором говорилось, что британские суда отступают, в результате чего фрегаттенкапитан (капитан фрегата) Вольфрам изменил курс и вернулся в назначенное место. В результате она не участвовала в акции. Позже той же ночью он перегруппировался с крейсерами «Кольберг» и «Мюнхен», чтобы прикрыть оставшиеся торпедные катера и восстановить линию патрулирования Бухты. [ 17 ] [ 18 ]
Две недели спустя, утром 13 сентября, Хела была атакована в 6 морских милях (11 км; 6,9 миль) к юго-западу от Гельголанда британской подводной лодкой HMS E9 под командованием будущего адмирала Макса Хортона . [ 19 ] Хела в это время проводила учения; Считалось, что район вокруг Гельголанда безопасен от британских подводных лодок. [ 20 ] После всплытия E9 выпустив две торпеды, одна из которых попала в корму Хелы заметила немецкий крейсер и немедленно снова погрузилась в воду , . Через 15 минут Е9 поднялась на глубину перископа, чтобы осмотреть место происшествия. Британская подводная лодка обнаружила тонущую Хелу . Еще через 15 минут Хела ускользнула под воду. [ 9 ] [ 21 ] Несмотря на скорость, с которой корабль затонул, весь его экипаж, за исключением двух матросов, был спасен из моря подводной лодкой U-18 и одним из береговых патрульных кораблей. [ 4 ] [ 9 ]
Хела была первым немецким кораблем, потопленным британской подводной лодкой во время войны. [ 22 ] В результате ее гибели все немецкие корабли, проводившие учения, были переброшены в Балтийское море, чтобы предотвратить дальнейшие подобные затопления. [ 20 ] Одно из ее 8,8-см орудий было извлечено из места крушения и сейчас хранится в форте Кугельбаке в Куксхафене . [ 23 ]
Сноски
[ редактировать ]
Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Лион , стр. 249, 256–258.
- ^ Jump up to: а б с д Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 108–109.
- ^ Ноттельманн 2020 , стр. 102–104.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Гренер , с. 99.
- ^ Фридман , с. 146.
- ^ Ноттельманн 2002 , с. 137.
- ^ Фридман , с. 147.
- ^ Фридман , с. 336.
- ^ Jump up to: а б с д и Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 110.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 109.
- ^ Бодин , стр. 1, 5–6, 11–12.
- ^ Холборн , с. 311.
- ^ Харрингтон , с. 29.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 108–110.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 108, 110.
- ^ Осборн , с. 56.
- ^ Осборн , стр. 60, 76–77, 102.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 108.
- ^ Халперн , с. 33.
- ^ Jump up to: а б Гантон , с. 28.
- ^ Независимый , с. 9.
- ^ Томас , с. 130.
- ^ Мука , с. 79.
Ссылки
[ редактировать ]- Бодин, Линн Э. (1979). Боксерское восстание . Лондон: Издательство Osprey. ISBN 978-0-85045-335-5 .
- Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны: пушки, торпеды, мины и противолодочное оружие всех наций; Иллюстрированный справочник . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-84832-100-7 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Гантон, Майкл (2005). Подводные лодки на войне: история подводной войны от американской революции до холодной войны . Нью-Йорк: Издательство Кэрролл и Граф. ISBN 978-0-7867-1455-1 .
- Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-352-4 .
- Харрингтон, Питер (2001). Пекин, 1900 год: Боксерское восстание . Лондон: Оспри. ISBN 978-1-84176-181-7 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 4. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 978-3-7822-0382-1 .
- Холборн, Хаджо (1982). История современной Германии: 1840–1945 гг . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-00797-7 .
- Лион, Хью (1979). "Германия". В Гардинере, Роберт; Шено, Роджер; Колесник, Евгений М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-133-5 .
- Мель, Ганс (2002). Морские орудия: 500 лет корабельной и береговой артиллерии . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-557-8 .
- Ноттельманн, Дирк (2002). Класс «Бранденбург»: (на немецком языке вершина немецкого бронекорабля ). Гамбург: Средний. ISBN 3813207404 .
- Ноттельманн, Дирк (2020). «Развитие малого крейсера в Императорском флоте Германии». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2020 . Оксфорд: Оспри. стр. 102–118. ISBN 978-1-4728-4071-4 .
- Осборн, Эрик В. (2006). Битва при Гельголандской бухте . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-34742-8 .
- Томас, Лоуэлл (2002). Искатели глубин . Periscope Publishing Ltd. Город-сад: ISBN 978-1-904381-03-7 .
- «История недели». Независимый . 90 . Нью-Йорк: Независимые публикации: 7–11. 1914.
54 ° 03'N 07 ° 55'E / 54,050 ° N 7,917 ° E