СМС Амазоне
СМС Амазон
| |
История | |
---|---|
Германская империя | |
Имя | Амазонка |
Заложен | декабрь 1899 г. |
Запущен | 6 октября 1900 г. |
Введен в эксплуатацию | 15 ноября 1901 г. |
пораженный | 31 марта 1931 г. |
Судьба | Списано , 1954 год. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Газель» типа Легкий крейсер |
Смещение |
|
Длина | 104,8 м (343 фута 10 дюймов) в длину |
Луч | 12,2 м (40 футов) |
Черновик | 5,12 м (16 футов 10 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 21,5 узла (39,8 км/ч; 24,7 миль в час) |
Диапазон | 3560 миль (6590 км; 4100 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) |
Дополнить |
|
Вооружение | |
Броня |
|
SMS Amazone был шестым членом группы легких крейсеров класса «Газель», состоящей из десяти кораблей построены были , которые для немецкой Kaiserliche Marine (Императорский флот) в конце 1890-х - начале 1900-х годов. Класс «Газель» стал кульминацией ранних проектов незащищенных крейсеров и авизо , объединив в себе лучшие стороны обоих типов и ставший прародителем всех будущих легких крейсеров Имперского флота. Построенный для службы в составе основного немецкого флота и в качестве колониального крейсера, он был вооружен батареей из десяти орудий калибра 10,5 см (4,1 дюйма) и имел максимальную скорость 21,5 узла (39,8 км/ч; 24,7 миль в час).
После вступления в строй в конце 1901 года «Амазоне» первые четыре года своей карьеры провела в разведывательных силах немецкого флота. Там оно заслужило репутацию самого аварийного судна флота, участвуя в многочисленных столкновениях и других происшествиях. За этот период она провела учения с остальным флотом и совершила несколько поездок за границу. Поскольку в 1905 году в строй начали поступать более современные крейсеры, Amazone была выведена в резерв до начала Первой мировой войны в 1914 году. Во время войны она действовала на Балтийском море в составе Отдельной дивизии, принимая участие в многочисленных операциях в центральной и Северная Балтика для поддержки немецкой армии . К концу 1914 года «Амазоне» уже не могла идти в ногу с другими крейсерами на Балтике, поэтому ее перевели в Дивизию береговой обороны. В этот период она не участвовала в боевых действиях, за исключением пары неудачных атак британских подводных лодок . К началу 1916 года его превратили в корабль для испытаний торпед и мишени , а затем разоружили и переоборудовали в корабль-мишень. корабль казарм в начале 1917 года, не видя дальнейшей активности во время войны.
Среди немногих крупных военных кораблей, которые Германии было разрешено сохранить в соответствии с Версальским договором , Amazone служил после войны в составе Рейхсмарине (Военно-морского флота Королевства) после модернизации и перевооружения в 1921–1923 годах. До конца 1920-х годов она принимала участие в учениях и круизах за границу, часто в порты Скандинавии , а также до Средиземного моря . Выведенный из эксплуатации в 1930 году, он снова превратился в казарму , прослужив в этом качестве во время Второй мировой войны и в послевоенные годы. Оставшись неиспользованным с 1951 года, он был окончательно расформирован в 1954 году и стал последним выжившим представителем класса Газель .
Дизайн
[ редактировать ]Вслед за постройкой незащищенных крейсеров типа «Бюссард» и « авизо Хела» для немецкого Kaiserliche Marine (Императорский флот) Строительное управление Reichsmarineamt ( Управление императорского флота) подготовило проект нового малого крейсера, сочетавшего в себе лучшие качества оба типа судов. Конструкторам предстояло спроектировать небольшой крейсер с броневой защитой, обладающий оптимальным сочетанием скорости, вооружения и остойчивости, необходимой для действий флота, а также выносливости для действий на зарубежных станциях в составе Германской колониальной империи . Получившийся проект «Газели» лег в основу всех легких крейсеров, построенных немецким флотом, вплоть до последних официальных проектов, подготовленных в 1914 году. [ 1 ] [ 2 ]
Amazone 104,8 метра (343 фута 10 дюймов) имела общую длину , ширину 12,2 м (40 футов) и осадку вперед 5,12 м (16 футов 10 дюймов). Водоизмещение ) в 2659 т (2617 длинных тонн нормальном режиме и до 3082 т (3033 длинных тонны) при полной боевой нагрузке . Корабль имел минимальную надстройку , состоявшую из небольшой боевой рубки и мостика . Ее корпус имел приподнятый бак и квартердек , а также ярко выраженный таранный нос . Она была оснащена двумя мачтами . У нее был экипаж из 14 офицеров и 243 рядовых. [ 3 ]
Ее двигательная установка состояла из двух паровых машин тройного расширения, приводивших в движение пару винтовых винтов . Двигатели приводились в движение десятью угольными водотрубными котлами морского типа , вентиляция которых осуществлялась через пару воронок . Они были рассчитаны на мощность 8000 лошадиных сил (7900 л.с. ) и максимальную скорость 21,5 узла (39,8 км/ч; 24,7 миль в час). Amazone перевозила 560 т (550 длинных тонн; 620 коротких тонн) угля, что давало ей дальность полета 3560 морских миль (6590 км; 4100 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). [ 3 ]
Корабль был вооружен десятью 10,5-см (4,1 дюйма) орудиями SK L/40 в одиночных шарнирных установках . Двое были размещены рядом на баке; шесть располагались по бортам в спонсонах ; и два были размещены рядом в кормовой части. Орудия могли поражать цели на расстоянии до 12 200 м (13 300 ярдов). Им было поставлено 1000 патронов по 100 снарядов на ствол. Он также был оснащен двумя торпедными аппаратами диаметром 45 см (17,7 дюйма) с пятью торпедами . Они были погружены в корпус с борта . [ 4 ]
Корабль был защищен бронепалубой толщиной от 20 до 25 мм (от 0,79 до 0,98 дюйма). Палуба имела наклон вниз по бокам корабля, чтобы обеспечить некоторую защиту от приближающегося огня. Боевая рубка имела борта толщиной 80 мм (3,1 дюйма), а орудия были защищены орудийными щитами толщиной 50 мм (2 дюйма) . [ 5 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Строительство – 1902 г.
[ редактировать ]Amazone была заказана под контрактным названием «F» и была заложена на верфи Germaniawerft в Киле в декабре 1899 года и спущена на воду 6 октября 1900 года. На ее спуске на воду вице-адмирал (вице-адмирал) Альфред фон Тирпиц выступили и принцесса Хильда. из Нассау окрестил корабль. После завершения достроечных работ он прошел заводские ходовые испытания , прежде чем 15 ноября 1901 года был сдан в эксплуатацию для приемочных испытаний, проводимых военно-морским флотом. Ее первым командиром был корветтенкапитан ( КК —Corvette Captain) Людвиг Брух . После ввода в строй Amazone была принята на работу в разведывательные силы немецкого флота, присоединившись к охране флота 21 декабря. [ 3 ] [ 6 ]
Корабль принял участие в учениях эскадры в Балтийском море плавание вокруг Британских островов в марте 1902 года, после чего 24 апреля последовало проходя мимо «Семьстоунов» маяка . 24 мая, , линкор «Кайзер Вильгельм II» случайно протаранил «Амазону» , ударившись о кормовую часть ее передней мачты, что вызвало сильное наводнение, в результате которого несколько отсеков заполнились водой. Amazone , тем не менее, осталась на плаву и могла двигаться своим ходом, и прибыла на Kaiserliche Werft через три дня (Императорскую верфь) в Киле. Это была первая из череды аварий, сделавших Amazone , по мнению историков Ганса Хильдебранда, Альберта Рёра и Ханса-Отто Штайнмеца, самым аварийным судном Императорского флота. Корабль находился в ремонте до конца июля. [ 7 ]
После завершения ремонта «Амазоне» присоединился к линкорам I эскадры для маневров в Каттегате и Северном море . В августе принял участие в ежегодных маневрах, проводимых объединенным флотом; они также проводились в Северном море с 17 августа по 11 сентября. Во время учений она действовала в составе I разведывательной группы была командирована в Гамбург и с 5 по 6 сентября . Amazone пришвартовала к борту вспомогательный госпитальный корабль Hansa для тренировок, в результате чего корпус Amazone был поврежден что , потребовало дальнейшего ремонта на Kaiserliche Werft в Киле, который начался 21 сентября. Брух в это время покинул корабль, и К.К. Герхард Гердес в октябре командование кораблем принял . Первоначально военно-морское командование планировало отправить Amazone в состав немецкой эскадры, участвовавшей в морской блокаде Венесуэлы в 1902–1903 годах , но вместо этого она была оставлена в европейских водах и отправлена вместе с I эскадрой в зимний круиз в Берген , Норвегия, в декабре. [ 6 ]
1903–1905
[ редактировать ]1 марта 1903 года было создано Разведывательное подразделение под командованием Контерадмирала (контр-адмирала) Людвига Боркенхагена , и компания Amazone к организации была приписана . Корабли присоединились к I эскадрилье для тренировочного похода в Атлантику 7 мая, дойдя до Испании. Во время путешествия 2 июня Amazone была отправлена в Брест, Франция, чтобы забрать почту для флота. Подходя к гавани, она села на мель на неизведанную скалу возле волнолома . Французы не смогли послать лоцманский катер, чтобы направить Амазону в гавань, но они помогли снять судно с мели во время прилива . Затем Amazone вернулась в Киль, где при осмотре было обнаружено, что она не пострадала в результате аварии. Тем не менее, военный трибунал был проведен на борту корабля «Кронпринц» для расследования происшествия. Гердеса и штурмана приговорили к тюремному заключению на несколько дней в своих каютах, но он, тем не менее, остался командовать судном. С 4 по 30 июля Amazone приняла участие в учениях эскадры в Северном море. Ежегодные маневры флота проходили с 15 августа по 12 сентября, а учебный год завершился зимним походом с 23 ноября по 5 декабря. [ 7 ]
Корабли Разведывательного отряда начали 1904 год с учений в Скагерраке , за которыми последовали дальнейшие маневры в центральной части Балтики. В апреле К.К. Леберехт Маасс сменил Гердеса. Amazone служила лидером флотилии I флотилии торпедных катеров на учениях 6 апреля у балтийского побережья земли Шлезвиг-Гольштейн, прежде чем корабли двинулись в Северное море для дополнительных маневров, которые продолжались до 20 мая, после чего К. К. Рудольф Бергер заменил Маасса. После возвращения в разведывательное подразделение с 23 июля по 12 августа она приняла участие в круизе в Великобританию и Нидерланды. После стоянки на якоре в Килер-Фёрде 12 августа Amazone была сбита российским барком «Анна» , хотя она не получила серьезных повреждений в результате аварии. Тем не менее, это способствовало укреплению репутации корабля, подверженного авариям. Затем она присоединилась к флоту для участия в ежегодных маневрах, которые проводились с 29 августа по 15 сентября. [ 8 ]
Тренировки эскадрильи с разведывательным отрядом прошли в январе 1905 года. 3 марта во время учений с флотилией учебных миноносцев « Амазоне» столкнулся с торпедным катером D6 . Она отбуксировала D6 обратно в Киль, а затем вошла в сухой док для ремонта, который длился три недели. 4 апреля Amazone возобновила свою прошлогоднюю деятельность в качестве лидера флотилии, а Маасс вернулся на борт в следующем месяце. Она действовала в составе 1-й флотилии торпедных катеров во время маневров у Засница до 21 мая. Теперь — Fregattenkapitän ( FK — Капитан фрегата) Бергер вновь сменил Мааса после того, как корабль вернулся в разведывательное подразделение. В конце месяца она присоединилась к своим товарищам по эскадрилье для учений в Северном море. Эта деятельность продолжалась в течение июля, наряду с посещениями норвежских портов. Маневры флота последовали в августе и прошли в Северном и Балтийском морях. После их заключения «Амазоне» была заменена в составе разведывательного подразделения лёгким крейсером «Берлин» и 28 сентября выведена из эксплуатации в Киле и переведена в заповеднике , где она оставалась в течение следующих девяти лет. [ 8 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]1914
[ редактировать ]После начала Первой мировой войны в июле 1914 года Amazone была вновь введена в эксплуатацию 2 августа под командованием К.К. Йоханнеса Хорна ; некоторое время с 6 по 8 августа она служила флагманом КАдма Роберта , командующего Дивизией береговой обороны Мишке Балтийского моря. В состав отряда входили, шесть других легких крейсеров, старый защищенный крейсер «Фрейя » и канонерская лодка «Пантера» среди прочего, . В течение месяца она патрулировала западную и центральную часть Балтики вплоть до Готланда и побережья России. Ей было приказано уничтожить российскую радиовышку возле Либавы , но к моменту ее прибытия русские уже разобрали ее и убрали. В этот период дирижабль M IV приземлился на палубу Amazone в рамках эксперимента по определению возможности буксировки дирижабля в восточную часть Балтики для проведения там операций. Испытания показали, что Amazone может работать с паром только на очень низкой скорости, чтобы не повредить M IV ; даже волновое действие от следа группы проходящих торпедных катеров, пока Amazone стоял на якоре, что вынудило капитана дирижабля перерезать буксирные тросы. [ 9 ]
Первоначальный опыт войны побудил немецкое военно-морское командование разделить обязанности Мишке, оставив ему оборонительные операции в западной части Балтики, а наступательные операции передав новой отдельной дивизии под командованием Кадма Элера Беринга . Амазоне была приписана к отряду, и ее первой операцией было сопровождение подводной лодки U-3 в Дагерорт . он предпринял поход в центральную часть Балтики с легкими крейсерами «Аугсбург» и «Магдебург» Затем 26 августа . Amazone заняла передовую позицию впереди других крейсеров Беринга, и во время операции «Магдебург» сел на мель у маяка в Оденсхольме на эстонском побережье. Получив сообщение о происшествии, «Амазоне» повернулась обратно, чтобы прийти на помощь «Магдебургу » , но к моменту прибытия русские крейсеры уже появились, и экипаж «Магдебурга » взорвал затопленные заряды. Amazone погрузила часть своей команды на борт и отвезла их в Данциг . 30 августа Amazone провела еще одно патрулирование в районе острова Готланд, в результате которого контакта с российскими войсками не было. [ 10 ]
Еще одна операция состоялась 7 сентября во время вылета под руководством большого броненосного крейсера «Блюхер» . Amazone была отправлена для прикрытия судна, курсируя у Готска Сандона, чтобы не допустить обхода строя с фланга. линкоры IV боевой эскадры и Amazone провели демонстрацию у Виндау На следующий день . Затем Амазоне вернулась в Данциг, а затем ее отправили для оказания помощи в защите Мемеля с 12 по 16 сентября. U3 и торпедный катер S126 В операции также приняли участие . Amazone выслала на берег десант, но они не участвовали в боевых действиях. Позже в том же месяце немцы планировали крупный десантный десант на Виндау; Линейные корабли IV эскадры должны были возглавить операцию, а корабли V боевой эскадры должны были нести части немецкой армии . Amazone сопровождала тральщики , расчищавшие маршрут 24 сентября, и во время этой работы обстреляла российский маяк. Атака была отменена после того, как в сообщениях ошибочно указывалось, что британские крейсеры и подводные лодки готовились прорваться в Балтийское море через Датские проливы , вызывающие необходимость передислокации немецких военных кораблей в западную часть Балтики. [ 11 ]
9–10 октября Amazone провела еще одну зачистку Виндау, во время которой ей пришлось взять на буксир подводную лодку U-25 после того, как у подводной лодки сломался двигатель. Следующая операция по обстрелу Либавы и блокированию входа в гавань блоккорами началась 17 ноября. Флагманский корабль Беринга, броненосный крейсер «Фридрих Карл» , подорвался на паре корабельных мин и затонул, но «Амазоне» и лёгкий крейсер «Любек » вместе с сопровождавшими их торпедными катерами вошли в Либаву и обстреляли порт. С 18 ноября по 15 декабря Amazone было поручено патрулировать Данцигский залив , время от времени посещая Аарёсунн . 15 декабря «Амазоне» присоединилась к новому флагману Беринга, броненосному крейсеру «Принц Адальберт » и лёгким крейсерам «Тетида» , «Аугсбург» и «Любек» для разведки в направлении Аландских островов на северной оконечности Балтийского моря. На пути на север Amazone оказалась не в состоянии идти в ногу с другими крейсерами, поэтому ее отослали от Готска Сандона, чтобы вернуться в порт. С 26 по 30 декабря сопровождал линкоры V-й эскадры в вылазке на Готланд. [ 11 ]
1915–1918
[ редактировать ]В апреле 1915 года Амазоне была переведена обратно в Дивизию береговой обороны. После прибытия в западную часть Балтики он прошел капитальный ремонт и после этого приступил к патрулированию в регионе. Она часто работала со своими родственными кораблями «Медуза» и «Ундина» между Засницем и Треллеборгом , в Оросунде и вокруг острова Лангеланд . 8 мая Amazone патрулировала у мыса Аркона , когда на нее напала британская подводная лодка HMS E1 . Подводная лодка выпустила торпеду с дальности 1100 м (1200 ярдов), но не попала в Амазоне . 9 сентября другая британская подводная лодка, HMS E18 , безуспешно атаковала Амазоне во время битвы в Рижском заливе . 11 февраля 1916 года «Амазоне» был отправлен в Либаву, которая к тому времени была захвачена немецкими войсками, для защиты порта в качестве замены крейсеру «Мюнхен» , остававшемуся там до 24 февраля. [ 11 ] [ 12 ]
В марте 1916 года Amazone был освобожден из дивизии береговой обороны и передан в состав Инспекции подводных лодок для использования в качестве корабля-мишени . Она выполняла эту роль до конца своего пребывания на службе во время войны. При этом было расширено торпедное вооружение, однако количество и тип добавленных торпедных аппаратов неизвестны. После ходовых испытаний в начале апреля ее экипаж был сокращен, а в период с июля по сентябрь все ее 10,5-см орудия были сняты, в результате чего у нее осталось всего шесть орудий калибра 8,8 см (3,5 дюйма). Корабль был выведен из эксплуатации 14 марта 1917 года, после чего был полностью разоружен и превращен в казарму для Торпедной инспекции. По словам Хильдебранда, Рера и Штайнмеца, сохранившиеся записи не указывают, базировалась ли она в Киле или Вильгельмсхафене , в составе I торпедной дивизии или II торпедной дивизии соответственно. [ 13 ] но военно-морской историк Эрих Грёнер утверждает, что в этот период она находилась в Киле. В этом качестве она прослужила до конца войны в ноябре 1918 года. [ 4 ]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]положивший Версальский договор, конец войне, позволил Германии сохранить шесть легких крейсеров, и Amazone был среди тех, которые остались на вооружении недавно реорганизованной Рейхсмарине . В период с 1921 по 1923 год он был модернизирован и перевооружен на верфи Reichsmarine Werft в Вильгельмсхафене. Ее таранный нос был заменен клипером , и он получил новую батарею из десяти 10,5-см орудий SK L/45 в установках для подводных лодок и двух 50-см орудий. (20 дюймов) торпедные аппараты в палубных пусковых установках. Он был повторно введен в строй 1 декабря 1923 года под командованием Kapitän zur See ( KzS — капитан в море) Вальтера Гладиша, чтобы заменить свою сестру Аркону. Он присоединился к легким силам Marinestation der Nordsee (Североморская военно-морская база), действуя в составе легкого крейсера. Гамбург и II. Флотилия торпедных катеров. Весь 1924 год она провела, проводя учения и посещая зарубежные страны, включая летний тренировочный круиз с флотом в Будё , Норвегия. [ 14 ] [ 15 ]
В марте 1925 года КзС Эдуард Эйхель сменил Гладиша. В том же году Amazone повторила ту же схему тренировок с флотом и посещений иностранных портов, включая круиз в Роттердам , Нидерланды, и учения флота в Эйдангер-фьорде в Норвегии с 25 июня по 1 июля. В мае и июне 1926 года она отправилась в более длительный круиз по Средиземному морю , в дополнение к своим обычным тренировочным обязанностям, а в сентябре ФК Альфред Заальвехтер командование кораблем принял . В 1927 году он вместе с остальным флотом отправился в крупный круиз в Атлантику, который длился с 28 марта по 16 июня; в сентябре ФК Альбрехт Мейснер командование судном принял . Во время визита в Норвегию в середине 1928 года в компании с линкором « Шлезиен » она останавливалась в Мольде и Мероке . После этого маневры флота были приостановлены у Скагена , Дания. Amazone в основном оставалась в водах Германии в 1929 году и не проявляла особой активности, за исключением поездки в Гетеборг , Швеция, в августе. [ 15 ]
провела 1 января 1930 года Рейхсмарине реорганизацию флота, разделив корабли на тактические части. Первоначально Amazone был приписан к Командованию разведывательных сил под нынешним командованием К.Адма Гладиша, но быстро выяснилось, что к этому моменту, примерно через тридцать лет после спуска на воду, он не имел особой ценности как военный корабль. Соответственно, 15 января он был выведен из эксплуатации в Вильгельмсхафене и после этого использовался как казарменный корабль. Затем 31 марта 1931 года ее исключили из военно-морского реестра и направили в Комиссию по приемке подводных лодок в Киле. Помимо того, что он служил казармой, позже он использовался в качестве подсобного помещения в Испытательном бюро строительства военных кораблей. Во время Второй мировой войны его отбуксировали в Бремен , а после конфликта использовали в качестве жилого корпуса для беженцев, бежавших с бывших оккупированных немцами территорий в Восточной Европе. Она простаивала и не использовалась с 1951 по 1954 год, и планы превратить ее в плавучий молодежный центр ни к чему не привели. Старый крейсер в конечном итоге был разобран на металлолом в 1954 году в Гамбурге; она была последним представителем класса Газель , списанным на слом. [ 16 ] [ 11 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 3 , стр. 183–184.
- ^ Ноттельманн , стр. 103–110.
- ^ Перейти обратно: а б с Гренер , стр. 99–101.
- ^ Перейти обратно: а б Гренер , с. 101.
- ^ Грёнер , с. 99.
- ^ Перейти обратно: а б Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 1 , стр. 228–229.
- ^ Перейти обратно: а б Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 1 , с. 229.
- ^ Перейти обратно: а б Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, том 1 , стр. 228, 230.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 1 , стр. 228, 230–231.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 1 , стр. 230–231.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 1 , с. 231.
- ^ Полмар и Нут , стр. 39, 43.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 1 , стр. 231–232.
- ^ Грёнер , стр. 100–101.
- ^ Перейти обратно: а б Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, том 1 , стр. 228, 231.
- ^ Грёнер , с. 102.
Ссылки
[ редактировать ]- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 1. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 978-3-7822-0237-4 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 3. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 978-3-7822-0211-4 .
- Ноттельманн, Дирк (2020). «Развитие малого крейсера в Императорском флоте Германии». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2020 . Оксфорд: Оспри. стр. 102–118. ISBN 978-1-4728-4071-4 .
- Полмар, Норман и Нут, Джурриен (1991). Подводные лодки ВМФ России и СССР, 1718–1990 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-570-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Додсон, Эйдан ; Ноттельманн, Дирк (2021). Крейсеры Кайзера 1871–1918 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-68247-745-8 .