СМС Ниобея
СМС Ниобе в Киле в
| |
История | |
---|---|
Германия | |
Имя | Ниобея |
Строитель | АГ Везер |
Заложен | 30 августа 1898 г. |
Запущен | 18 июля 1899 г. |
Введен в эксплуатацию | 25 июня 1900 г. |
Не работает | Продан в Югославию. |
Югославия | |
Имя | Далмация |
Приобретенный | 26 июня 1925 г. |
Захваченный | 25 апреля 1941 г. |
Италия | |
Имя | Котор |
Приобретенный | 25 апреля 1941 г. |
Захваченный | 11 сентября 1943 г. |
Нацистская Германия | |
Имя | Ниобея |
Приобретенный | 11 сентября 1943 г. |
Судьба | Выброшен на берег на острове Сильба и уничтожен британскими торпедными катерами в декабре 1943 года. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Газель» типа Легкий крейсер |
Смещение |
|
Длина | 105 м (344 футов 6 дюймов) в длину |
Луч | 12,2 м (40 футов) |
Черновик | 5,03 м (16 футов 6 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 21,5 узла (39,8 км/ч; 24,7 миль в час) |
Диапазон | 3570 миль (6610 км; 4110 миль) на скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час) |
Дополнить |
|
Вооружение | |
Броня |
|
СМС Ниобея [ а ] из десяти кораблей класса «Газель», был вторым членом группы состоящей легких крейсеров , которые были построены для немецкой Kaiserliche Marine (Императорский флот) в конце 1890-х - начале 1900-х годов. Класс «Газель» стал кульминацией более ранних проектов незащищенных крейсеров и авизо , объединив в себе лучшие стороны обоих типов и ставший прародителем всех будущих легких крейсеров Имперского флота. Построенный для службы в составе основного немецкого флота и в качестве колониального крейсера, он был вооружен батареей из десяти орудий калибра 10,5 см (4,1 дюйма) и имел максимальную скорость 21,5 узла (39,8 км/ч; 24,7 миль в час). Корабль имел долгую карьеру, прослужив во всех трех немецких военно-морских силах, а также в югославском и итальянском флотах на протяжении более сорока лет.
Ниоба служила как в родных, так и в заморских водах Имперского флота, выполняя различные роли, в том числе в качестве командира флотилии , торпедных катеров разведчика основного флота и корабля-станции в Восточно-Азиатской эскадре . После начала Первой мировой войны Германии корабль вошел в состав кораблей, которым было поручено защищать побережье Северного моря . К концу 1915 года он был выведен из действующей службы и использовался как штабной корабль различных командований. Он был разоружен в 1917 году, но как один из крейсеров, разрешенных послевоенному Рейхсмарине (Военно-морскому флоту Королевства) по Версальскому договору , он был модернизирован и перевооружен в начале 1920-х годов.
Корабль не входил в действительную службу в Рейхсмарине , и в 1925 году Германия продала его Королевству сербов, хорватов и словенцев (позже Югославии). Там он был переименован в «Далмацию» и служил в Королевском югославском флоте до апреля 1941 года, когда был захвачен итальянцами во время вторжения стран Оси в Югославию . Переименованный в Каттаро , он служил в итальянской Regia Marina (Королевский флот) до капитуляции Италии в сентябре 1943 года. Затем он был захвачен немецкими оккупантами Италии, которые восстановили ее первоначальное имя. Некоторое время использовался в Адриатическом море до декабря 1943 года, когда сел на мель на острове Силба и впоследствии был уничтожен британскими торпедными катерами . В конечном итоге затонувший корабль был поднят и разобран на металлолом в период с 1947 по 1952 год.
Дизайн
[ редактировать ]Вслед за постройкой незащищенных крейсеров типа «Бюссард» и « авизо Хела» для немецкого Kaiserliche Marine (Императорский флот) Строительное управление Reichsmarineamt ( Управление императорского флота) подготовило проект нового малого крейсера, сочетавшего в себе лучшие качества оба типа судов. Конструкторам предстояло спроектировать небольшой крейсер с броневой защитой, обладающий оптимальным сочетанием скорости, вооружения и остойчивости, необходимой для действий флота, а также выносливости для действий на зарубежных станциях в составе Германской колониальной империи . Получившийся проект «Газели» лег в основу всех легких крейсеров, построенных немецким флотом, вплоть до последних официальных проектов, подготовленных в 1914 году. [ 1 ] [ 2 ]
После начала строительства « Газели» немецкий флот добился принятия Морского закона 1898 года ; этот закон санкционировал общую численность крейсеров в тридцать малых крейсеров. Было заказано сразу два, второй из которых стал «Ниобе» . Оба этих новых корабля в незначительных деталях отличались от «Газели» : «Ниоба» была оснащена более мощными котлами «Торникрофт» . [ 3 ] что значительно увеличило мощность двигательной установки корабля и, следовательно, максимальную скорость по сравнению с «Газелью» . [ 1 ] [ 2 ]
Ниобы составляла 105 м (344 фута 6 дюймов) Общая длина , ширина - 12,2 м (40 футов) и осадка вперед - 5,03 м (16 футов 6 дюймов). Водоизмещение ) в 2643 т (2601 длинная тонна нормальном режиме и до 2963 т (2916 длинная тонна) при полной боевой нагрузке . Корабль имел минимальную надстройку , состоявшую из небольшой боевой рубки и мостика . Она была оснащена двумя мачтами . Ее корпус имел приподнятый бак и квартердек , а также ярко выраженный таранный нос . У нее был экипаж из 14 офицеров и 243 рядовых. [ 4 ]
Ее двигательная установка состояла из двух четырехцилиндровых паровых машин тройного расширения производства AG Germania в Тегеле , приводивших в движение пару винтовых винтов . Двигатели приводились в движение восемью угольными водотрубными котлами Thornycroft, вентиляция которых осуществлялась через пару воронок . Они были рассчитаны на мощность 8000 лошадиных сил (7900 л.с. ) и максимальную скорость 21,5 узла (39,8 км/ч; 24,7 миль в час). Ниоба перевозила 500 т (490 длинных тонн) угля, что давало ей дальность полета 3570 морских миль (6610 км; 4110 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). [ 4 ]
Корабль был вооружен десятью 10,5-см (4,1 дюйма) орудиями SK L/40 в одиночных шарнирных установках, защищенных орудийными щитами . Двое были размещены рядом на баке; шесть располагались по бортам в спонсонах ; и два были размещены рядом в кормовой части. Орудия могли поражать цели на расстоянии до 12 200 м (13 300 ярдов). Им было поставлено 1000 патронов по 100 снарядов на ствол. Он также был оснащен двумя торпедными аппаратами диаметром 45 см (17,7 дюйма) с пятью торпедами . Они были погружены в корпус с борта . [ 5 ]
Она была защищена броневой палубой толщиной от 20 до 25 мм (от 0,79 до 0,98 дюйма). Палуба имела наклон вниз по бокам корабля, чтобы обеспечить некоторую защиту от приближающегося огня. Боевая рубка имела борта толщиной 80 мм (3,1 дюйма), а орудийные щиты - 50 мм (2 дюйма). [ 6 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Строительство и начало карьеры
[ редактировать ]«Ниоба» была заказана под контрактным названием «В», была заложена на верфи AG Weser в Бремене 30 августа 1898 года и спущена на воду 18 июля 1899 года, после чего начались достроечные работы. Названный в честь Ниобы , персонажа греческой мифологии, он был введен в эксплуатацию 25 июня 1900 года для начала ходовых испытаний , которые продолжались до 22 августа. После этого она была переведена в резерв. 11 апреля 1901 года корабль вернулся в строй и 18-го числа был назначен флагманом 1 -й флотилии торпедных катеров , заменив устаревший «Ависо Блиц» (Aviso Blitz) , который к тому времени уже изношен. [ 7 ] Ее первым командиром был Korvettenkapitän (капитан корвета) Рейнхард Шеер , который впоследствии командовал Флотом открытого моря в Ютландском сражении во время Первой мировой войны . [ 8 ] «Ниобе» служил флагманом до 26 июня и в этот период принимал участие в учениях в Балтийском море и Каттегате . 28 июня он покинул I флотилию и сопровождал императорскую яхту «Гогенцоллерн» в путешествии в Норвегию. Визит был прерван после смерти кайзера Вильгельма II матери , Виктории . Ниоба Затем присоединилась к I эскадрилье для участия в ежегодных учениях флота в конце августа - начале сентября. По завершении маневров немцы провели военно-морской смотр перед визитом царя российского Николая II ; Ниобе снова было поручено сопровождать Вильгельма II в Гогенцоллерне во время его встречи с Николаем с 11 по 13 сентября. Затем Ниоба вернулась в Вильгельмсхафен , где вошла в сухой док для переоборудования, которое продолжалось с 1 октября по 1 апреля 1902 года. [ 9 ]
После того, как «Ниоба» вернулась на действительную службу в апреле 1902 года, она возобновила работу в составе I флотилии торпедных катеров и дислоцировалась на Балтике. 2 июля ее перевели обратно в I эскадрилью для ежегодных тренировок и зимнего круиза ближе к концу года. [ 7 ] В этот период корветтенкапитан (капитан корвета) Франц фон Хиппер . командиром корабля был [ 10 ] В начале 1903 года он снова вернулся в I флотилию торпедных катеров, что стало ее последним пребыванием в качестве флагмана флотилии. Первоначально военно-морской флот планировал отправить Ниобе для усиления эскадры, участвовавшей в морской блокаде Венесуэлы в 1902–1903 годах , но инцидент завершился до того, как ее удалось отправить. Вместо этого 1 марта она присоединилась к крейсерам I разведывательной группы для своего второго путешествия в Норвегию. Она оставалась в I разведывательной группе для участия в ежегодных маневрах, которые последовали позже в том же году, а также до 1904 года. После маневров флота в августе и сентябре 1904 года «Ниобе» была выведена из эксплуатации 29 сентября. Следующие два года она провела вне эксплуатации, за это время прошла капитальный ремонт . [ 7 ]
19 июня 1906 года «Ниобе» был повторно введен в строй для отправки за границу в составе Восточноазиатской эскадры . встретилась с эскадрой, флагманом которой был броненосный крейсер «Фюрст Бисмарк» Она покинула Вильгельмсхафен 9 июля и 8 сентября корабль курсировал по водам Китая и Японии . Следующие три года ; ее время в Восточноазиатской эскадрилье прошло без происшествий. 31 января 1909 года «Ниобе» вышла из главного немецкого порта в регионе, Циндао , и совершила обратный рейс в Германию. Он достиг Киля 21 марта и, сильно изношенный за три года пребывания за границей, был выведен из эксплуатации десять дней спустя. [ 7 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]После начала Первой мировой войны в августе 1914 года «Ниобе» был вновь введен в строй для береговой обороны и дислоцировался в Немецкой бухте . С 28 августа по 2 сентября и с 23 декабря командир « Ниобы » также выполнял обязанности командира флотилии миноносцев, защищавших Нефритовую бухту и устье реки Везер . Он был отстранен от фронтовой службы 5 сентября 1915 года, а через четыре дня ее экипаж сократили. Командующий флотилией миноносцев вернулся на Ниобе 14 января 1916 года, когда его предыдущий флагман, старый корабль береговой обороны «Зигфрид », был списан. «Ниобе» тем не менее осталась в строю с сокращенным экипажем. Коммодор (коммодор) Людвиг фон Ройтер , командир IV разведывательной группы , и его штаб ненадолго использовали «Ниобу» в качестве штабного корабля , с 6 июня по 3 июля. С 20 августа штабным кораблём теперь стал Контерадмирал (контр-адмирал) фон Хиппер, командир I разведывательной группы. [ 11 ] [ 12 ]
В этот период Хиппер организовал офис Befehlshabers der Sicherung der Nordsee (BSN — командующий обороной Северного моря), который также дислоцировался на Ниобе . [ 13 ] В 1917 году ее разоружили, чтобы ее оружие можно было использовать для усиления обороны Вильгельмсхафена. [ 12 ] В октябре того же года прибыл контрадмирал Фридрих Бедикер , тогдашний командир I эскадры на борт «Ниобы» ; Основная часть Флота открытого моря ушла в Балтийское море для начала операции «Альбион» , и Бодикер временно взял под свой контроль BSN. Хиппер и его сотрудники покинули Ниобею 11 августа 1918 года. [ 13 ] назначен командующим Флотом открытого моря. [ 14 ] BSN оставался на борту «Ниобы» до января 1919 года, через два месяца после того, как война закончилась перемирием ; затем его перевели на старый , до дредноута линкор «Кайзер Вильгельм II» , который также использовался в качестве штабного корабля. «Ниоба» была выведена из эксплуатации. 3 февраля [ 13 ]
«Ниоба» входила в число кораблей, разрешенных Версальским договором после окончания войны, и поэтому она продолжала служить в недавно реорганизованной Рейхсмарине . За этот период она была значительно модернизирована; ее старый таранный лук был заменен луком-клипсатором. Ее старые 10,5-см (20-дюймовые) орудия SK L/40 были заменены на более новые SK L/45 в установках для подводных лодок и были установлены два 50-см (20-дюймовых) торпедных аппарата в палубных пусковых установках. 24 июня 1925 года «Ниобе» был исключен из военно-морского реестра и продан Королевству сербов, хорватов и словенцев (позже Югославия). [ 13 ] [ 5 ]
Югославская служба
[ редактировать ]Королевству сербов, хорватов и словенцев (KSCS) первоначально были переданы корабли старого австро-венгерского флота после распада Австро-Венгерской империи в последние дни Первой мировой войны, но союзные державы быстро захватили большую часть кораблей и распределил их по различным странам-союзникам. Оставшись всего с двенадцатью современными торпедными катерами, новая страна искала более мощные суда. Поэтому она купила Ниобею , когда Германия выставила ее на продажу в 1925 году. [ 15 ] Медная обшивка ее корпуса стала важным фактором при покупке, поскольку военно-морская инфраструктура в новом штате была очень ограниченной, и не предполагалось, что ее можно будет регулярно ставить в сухой док . [ 16 ] Поскольку Германии было запрещено экспортировать вооруженные военные корабли, Ниобе доставили на верфь Deutsche Werke в Киле и разоружили. У нее также сняли боевую рубку. 7 августа 1926 года он начал ходовые испытания, прежде чем был передан новым владельцам. Ниобею доставили в Тиватский арсенал в Которском заливе , куда он прибыл 3 сентября 1927 года. [ 17 ] Там он был перестроен в учебный крейсер по проекту, разработанному военно-морской комиссией KSCS, работами руководила голландская компания Piet van Wienen, которая также отвечала за переговоры по контракту на покупку. Реконструкция включала укорочение мачт и труб, воронье гнездо» на фок-мачте устроили « радиорубку . , а на месте боевой рубки построили [ 16 ]
Он был переименован в Dalmacija ( Далмация ), а также получил новое вооружение до того, как поступил на службу в Королевский военно-морской флот Югославии , хотя подробности неизвестны. По данным Conway's All the World's Fighting Ships , он был оснащен шестью скорострельными орудиями Škoda 8,5 см (3,35 дюйма) L / 55, а также первоначально были добавлены четыре, а затем шесть 2-см (0,79 дюйма) зенитных (зенитных) орудий. . [ 5 ] Историк военно-морского флота Генри Лентон утверждает, что калибр главной батареи составлял 8,6 см (3,4 дюйма), утверждает, что это были орудия двойного назначения, и указывает четыре 2-см одиночных зенитных орудия. [ 18 ] Но военно-морской историк Милан Вего утверждает, что на борту было шесть зенитных орудий калибра 8,3 см (3,27 дюйма) L/35, четыре орудия калибра 47 мм (1,9 дюйма) и шесть пулеметов. [ 19 ] Историк Эйдан Додсон соглашается с Вего, что корабль получил шесть 8,3-см орудий, но вместо этого утверждает, что это были орудия 55-го калибра типа Skoda M27. Додсон также соглашается с тем, что у нее было четыре 47-мм орудия, но утверждает, что ее вооружение было дополнено двумя 15-мм (0,59 дюйма) Zbrojovka ZB-60 . зенитными пулеметами [ 17 ] По словам военно-морского историка Звонимира Фрейвогеля, шесть зенитных орудий Škoda M27 калибра 8,35 см (3,29 дюйма) L/55 были заказаны в Чехословакии и установлены на арсенале в Тивате. Далее Фрейвогель утверждает, что M27 была улучшенной моделью пушки M22/24 и по ошибке предлагалась на международном рынке вооружений как пушка калибра 84 мм, 84,5 мм или 85 мм. Одиночные орудия были установлены в носовой и кормовой части, а остальные четыре орудия были установлены в миделе корабля, по два с каждой стороны в носовой и кормовой части второй воронки. Эти открытые спонсонные установки находились ниже уровня основной палубы и имели откидную наружу пластину, позволявшую экипажу обслуживать орудие со всех сторон. При начальной скорости 800 м (2600 футов) в секунду орудия могли поражать цели на расстоянии до 18 000 м (20 000 ярдов) и на вертикальной дальности 11 000 м (12 000 ярдов) снарядом весом 10 кг (22 фунта). . Всего им было поставлено 1500 снарядов, по 250 снарядов на орудие. [ 20 ] Фрейвогель утверждает, что две из 47-мм орудий были установлены на баке под крыльями мостика, а вторая пара - поперек передней 83,5-мм пушки. Далее он утверждает, что два 15-мм пулемета были установлены на крыльях мостика. На югославской службе ее экипаж насчитывал 300 человек. [ 8 ]
После поступления на службу «Далмация» работала в качестве учебного артиллерийского корабля. [ 21 ] В мае и июне 1929 года «Далмация» , подводные лодки «Храбри» и «Небойша» , подводный тендер «Хвар» и шесть торпедных катеров отправились в круиз на Мальту , греческий остров Корфу в Ионическом море и Бизерту во французском протекторате Тунис . По словам британского военно-морского атташе , корабли и экипажи произвели очень хорошее впечатление во время посещения Мальты. [ 22 ] В 1930 году корабль подвергся незначительному ремонту и его фок-мачта была модифицирована, в том числе путем добавления опорных стоек, превративших ее в треножную мачту . [ 17 ] В 1931 году вперед установили нового директора стрельбы. [ 8 ] На протяжении 1930-х годов корабль совершил несколько учебных походов по Средиземному морю и за этот период несколько раз выполнял функции флагмана. [ 17 ] Из-за элегантности и возраста югославские моряки прозвали ее Тети Джела (тетушка Хелен). [ 8 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]В апреле 1941 года, во время вторжения войск Оси в Югославию , Далмация осталась в Которском заливе. Судно, которому к тому времени исполнилось около сорока лет, хранилось в порту как судно гавани, поскольку его относительно тяжелое зенитное вооружение можно было использовать для защиты от атак с воздуха. [ 23 ] Рано утром 6 апреля, в первый день вторжения, Далмация направилась к позиции в Которском заливе между городами Пераст и Прчань и вступила в бой с авиацией Оси. Позже она защищала эсминцы 1-й дивизии – Дубровник , Белград и Загреб – когда они были атакованы самолетами Оси, летевшими на малой высоте. В этой задаче ее 83,5-мм орудия имели ограниченное значение. [ 24 ] Первоначально на нее был погружен штаб югославского флота, [ 25 ] но когда было решено реализовать довоенный план нападения флота на итальянский анклав Зара был переведен на адмиралтейскую яхту Бели Орао в Далмации, штаб флота 9 апреля , чтобы Далмация могла обеспечить зенитную поддержку операции. . Первоначально операцию должна была проводить 1-я дивизия, но вскоре она была заменена 2-й дивизией, которая состояла в основном из моторных торпедных катеров, базировавшихся в Шибенике . От этого плана отказались 10 апреля, когда было провозглашено марионеточное государство Оси, известное как Независимое государство Хорватия , что ускорило распад югославских вооруженных сил. После капитуляции Югославии 17 апреля [ 24 ] корабль был захвачен итальянцами в Которе 25 апреля. [ 26 ] Переименованный в Cattaro в честь итальянского названия Котора, корабль был принят на вооружение Regia Marina в качестве канонерской лодки и учебного артиллерийского корабля, базирующегося в артиллерийском училище в Поле . [ 24 ] «Катаро» служил кораблем-мишенью для школы подводных лодок в Поле и итальянских торпедоносцев, базировавшихся в Гориции . Она также приняла участие в первых итальянских испытаниях торпед с беспроводным наведением. [ 27 ]
31 июля 1942 года крейсер был атакован британской подводной лодкой HMS Traveler южнее деревни Премантура на побережье Истрии , но все торпеды не попали. [ 28 ] [ 29 ] В мае 1943 года корабль обстреливал югославских партизан позиции возле Карлобага вместе с вооружённым пароходом «Ядера» и артиллерийским понтоном GM 240 , буксируемым буксиром «Пондерозо» . Уголь в Каттаро поставлялся непосредственно из шахты Альбона в Истрии, и однажды неразорвавшийся заряд из шахты случайно попал в котел, где он взорвался. Во время капитуляции Италии 8 сентября 1943 года «Катаро» ремонтировал котел в Поле. [ 27 ] Она подошла к якорному бую, который использовался итальянским дредноутом линкором- «Джулио Чезаре» , которому удалось спастись, и переговоры между небольшим количеством немцев в Поле и итальянцами продолжались до 12 сентября, когда ее команда сдалась после прибытия в Полу Немецкая 71-я пехотная дивизия . [ 30 ]
Судьба корабля несколько неясна; По данным Хильдебранда и др., Cattaro позже была передана в состав ВМС Независимого государства Хорватия , где вошла в строй в качестве учебного корабля под названием Znaim . Она вернулась на немецкую службу в сентябре 1943 года после того, как Италия капитулировала перед союзниками , что значительно сократило количество военных кораблей, действующих в Адриатическом море . Немецко-хорватский экипаж управлял кораблем, снова названным «Ниобе» , под немецким флагом. [ 13 ] Однако, по словам Твардовского, корабль оставался в руках Италии до тех пор, пока Германия не захватила его в сентябре 1943 года, после чего передала его Независимому государству Хорватия как Знайм, прежде чем вернуть корабль и в какой-то момент восстановить его первоначальное имя. [ 21 ] Эйдан Додсон соглашается, что корабль оставался в руках итальянцев до их капитуляции, и заявляет, что в то время на нем проводился ремонт котла в Поле. После попадания в руки немцев возникли споры о том, каким должно быть ее имя, при этом рассматривались варианты Зента или Новара в честь австро-венгерских крейсеров, но в конце концов немцы решили вернуть ее первоначальное имя. [ 29 ] По словам Фрейвогеля, сообщаемые названия Znajm , Zniam и Znijam ничего не означают на хорватском языке , и, вероятно, произошла путаница с минным заградителем Zmaj или Zenta . [ 31 ]
Тем не менее, после выхода из итальянской службы вооружение корабля состояло из шести 8,4-см (3,3 дюйма) зенитных орудий, четырех 47-мм зенитных орудий, четырех 20-мм зенитных орудий Oerlikon и двадцати шести 20-мм зенитных орудий Breda , и он был введен в строй 8 ноября. . [ 5 ] В ночь с 21 на 22 сентября, пока он еще находился на переоборудовании, два британских торпедных катера — МТБ 226 и МТБ 228 — безуспешно атаковали корабль северо-западнее Зары. [ 32 ] Ниобея начала сопровождать конвои в Адриатике, первый из которых состоялся 13 ноября. [ 13 ] в поддержку операции Herbstgewitter. [ 29 ] Этот конвой состоял из нескольких транспортов, перевозивших части 71-й пехотной дивизии на острова Црес , Крк и Луссино . [ 33 ]
19 декабря «Ниобе» около 18:00 сел на мель на острове Сильба из-за навигационной ошибки. Экипаж запросил у Полы буксиры , но им не удалось вытащить корабль. Местные партизаны сообщили британцам о местонахождении корабля, а три дня спустя британские торпедные катера МТБ 276 и МТБ 298 атаковали корабль и поразили его двумя торпедами, а также буксир «Паренцо» , пришвартованный у борта для оказания помощи в спасательных операциях. , был поражен третьей торпедой и затонул. [ 34 ] [ 35 ] В результате нападения погибли девятнадцать человек. Затем немцы покинули место крушения, за исключением небольшой группы, которой было поручено убрать или уничтожить оружие и другое оборудование. Затем немцы еще больше повредили обломок, прежде чем покинуть его, а позже он был разобран партизанами на запчасти. Обломки оставались на Силбе до 1947 года, когда начались спасательные операции. К 1952 году ее подняли и разобрали на металлолом . [ 5 ] [ 34 ]
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ «SMS» означает « Seiner Majestät Schiff » (нем. « Корабль Его Величества» ).
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 3 , стр. 183–184.
- ^ Jump up to: а б Ноттельман , стр. 103–110.
- ^ Додсон и Ноттельманн , стр. 97–101.
- ^ Jump up to: а б Гренер , стр. 99–101.
- ^ Jump up to: а б с д и Гренер , с. 101.
- ^ Грёнер , с. 99.
- ^ Jump up to: а б с д Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 6 , с. 157.
- ^ Jump up to: а б с д Фрейвогель 2020 , с. 24.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, том 6 , стр. 157, 183.
- ^ Филбин , с. 15.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, том 6 , стр. 157–158.
- ^ Jump up to: а б Филбин , стр. 59–60.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 6 , с. 158.
- ^ Филбин , с. 139.
- ^ Твардовский , с. 355.
- ^ Jump up to: а б Фрейвогель 2020 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б с д Додсон , с. 150.
- ^ Лентон , с. 380.
- ^ Вего , с. 356.
- ^ Freivogel 2020 , стр. 24, 28–29.
- ^ Jump up to: а б Твардовский , с. 357.
- ^ Джарман , с. 183.
- ^ Вего , с. 354.
- ^ Jump up to: а б с Фрейвогель 2020 , с. 25.
- ^ Фрейвогель и Растелли 2015 , с. 93.
- ^ Ровер , стр. 67.
- ^ Jump up to: а б Фрейвогель 2020 , с. 26.
- ^ Ровер , стр. 181.
- ^ Jump up to: а б с Додсон , с. 155.
- ^ Фрейвогель и Растелли 2015 , с. 161.
- ^ Фрейвогель 1998 , с. 5.
- ^ Ровер , стр. 277.
- ^ Ровер , стр. 245, 288.
- ^ Jump up to: а б Додсон , с. 156.
- ^ Ровер , стр. 294.
Ссылки
[ редактировать ]- Додсон, Эйдан (2017). «После кайзера: Легкие крейсеры Императорского флота Германии после 1918 года». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2017 года . Лондон: Конвей. стр. 140–159. ISBN 978-1-8448-6472-0 .
- Додсон, Эйдан; Ноттельманн, Дирк (2021). Крейсеры Кайзера 1871–1918 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-68247-745-8 .
- Фрейвогель, Звонимир (1998). Кригсмарине на Адриатике 1941–1945 [ Немецкий флот на Адриатике 1941–1945 ]. Морской арсенал, том 40 (на немецком языке). Издательство «Подзунь Паллада». ISBN 3-7909-0640-9 .
- Фрейвогель, Звонимир (2020). Боевые корабли Королевского флота Югославии 1918–1945 гг . Том. 1. Загреб: Деспот Бесконечный. ISBN 978-953-8218-72-9 .
- Фрейвогель, Звонимир и Растелли, Ахилле (2015). Адриатическая военно-морская война 1940-1945 гг . Загреб: Деспот Бесконечный. ISBN 978-953-7892-44-9 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 3. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 978-3-7822-0211-4 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: Биографии: отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время (Том )] (на немецком языке 6 ). Рейтинг: Mundus Verlag. ISBN 978-3-7822-0237-4 .
- Джарман, Роберт Л., изд. (1997). Политические дневники Югославии 1918–1965 гг . Том. 2. Слау: Архивное издание. ISBN 978-1-85207-950-5 .
- Лентон, Генри Тревор (1975). Немецкие военные корабли Второй мировой войны . Лондон: Макдональд и Джейн. ISBN 978-0-356-04661-7 .
- Ноттельманн, Дирк (2020). «Развитие малого крейсера в Императорском флоте Германии». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2020 . Оксфорд: Оспри. стр. 102–118. ISBN 978-1-4728-4071-4 .
- Филбин, Тобиас Р. III (1982). Адмирал фон Хиппер: Неудобный герой . BR Grüner Publishing Co. Амстердам: ISBN 978-90-6032-200-0 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945 гг. - Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-119-8 .
- Твардовский, Марек (1980). "Югославия". В Гардинер, Роберт и Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 355–359. ISBN 978-0-87021-913-9 .
- Вего, Милан (1982). «Югославский флот 1918–1941». Военный корабль Интернешнл . XIX (4). Толедо: Международная организация военно-морских исследований: 342–361. ISSN 0043-0374 .
44 ° 22' с.ш., 14 ° 42' в.д. / 44,367 ° с.ш., 14,700 ° в.д.
- Крейсера типа «Газель»
- Корабли постройки в Бремене (гос.)
- 1899 кораблей
- Крейсеры Германии Первой мировой войны
- Крейсеры Кригсмарине
- Крейсера Германии времен Второй мировой войны
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Средиземном море
- Морские инциденты в декабре 1943 г.
- Крейсеры Королевского флота Югославии
- Военные корабли Югославии, захваченные Италией во время Второй мировой войны.
- Военные корабли Италии, захваченные Германией во время Второй мировой войны