АГ Везер
Промышленность | Судостроение |
---|---|
Основан | 1872 [1] |
Несуществующий | 1983 |
Судьба | Член Deutsche Schiff- und Maschinenbau AG с 1926 по 1945 год. |
Штаб-квартира | Бремен , Германия |
Продукты | Пассажирские суда Торговые суда Военные корабли Паровые турбины Выхлопные паровые турбины Корабельные редукторы Дизельные двигатели Паровые двигатели |
Родитель | Немецкое судостроение и машиностроение ![]() |

Aktien-Gesellschaft «Weser» (сокращенно AG «Weser» ) — одна из крупнейших немецких судостроительных компаний, располагавшаяся на реке Везер в Бремене . Основанная в 1872 году, она была окончательно закрыта в 1983 году. Всего компания AG «Weser» построила около 1400 кораблей различных типов, в том числе множество военных кораблей. AG «Weser» была ведущей компанией в Deutsche Schiff- und Maschinenbau AG , кооперации восьми Немецкие судостроительные компании между 1926 и 1945 годами.
История
[ редактировать ]Основание AG «Weser»
[ редактировать ]Aktien-Gesellschaft "Weser" - сокращенно AG "Weser" - была основана как преемница основанной в 1843 году компании Eisengiesserei & Maschinenbau-Anstalt Waltjen und Leonhard. [2] Эта компания со своими помещениями располагалась на территории под названием Стефаникирхенвайде на окраине древнего города Бремена. Это был чугунолитейный и машиностроительный завод с широким объемом производства железных деталей, таких как мосты, краны, шлюзы, паровые котлы, паровые машины и т. д. В 1846 году г-н Леонхард покинул компанию, и название компании было изменено на C. Waltjen & Co. В том же году было построено первое судно. Первым большим кораблем 1847 года был колесный пароход «Роланд» водоизмещением 346 брт , использовавшийся в качестве буксира и пассажирского судна. Почти 50 лет этот корабль находился в эксплуатации на реке Везер. Затем последовали новые судостроительные работы, в том числе три торпедных катера для Kaiserliche Marine (Императорский флот Германии) в 1871 году.
Из-за растущего значения судостроительной промышленности некоторые влиятельные бременские купцы, банкиры и политики решили в 1872 году основать новую, более крупную компанию на акциях. Производственной программой новой компании под названием Actien-Gesellschaft «Weser» было «строительство кораблей всех типов и морской техники».
Компания Waltjen & Co. была куплена, и сам владелец г-н Карстен Валтьен стал членом правления новой компании.
Новая верфь начала судостроение с нескольких судов меньшего размера. Первый важный заказ поступил от Kaiserliche Marine, когда несколько канонерских лодок было построено . Помимо этих военных кораблей, в последующие годы на AG «Weser» строились корабли в основном гражданского назначения.
В связи с ростом поступающих заказов и увеличением размеров кораблей вскоре возникла необходимость в расширении верфей и главным образом стапелей. В 1901 году компания начала арендовать территорию у входа в новые порты Бремена, в нескольких милях ниже по течению Везера, в пригороде Бремена Грёпелинген . Затем производство и персонал постепенно перевели со старого двора в новые помещения. Для первых четырех эллингов и одного плавдока на новой местности были созданы мастерские, склады и т. д., способные строить корабли всех размерений и категорий. Но когда вскоре возникла необходимость расширить верфь, в последующие годы была куплена дополнительная территория.
С момента основания компании в 1872 по 1916 год на пристани было построено около 125 единиц так называемых самоходных судов , включая пассажирские и торговые суда, буксиры и т. д. Кроме того, множество небольших судов без силовой установки было построено в виде барж. , понтоны, плавучие доки и т. д., а также четыре парусных корабля 1875/77 г. Для DDG Hansa из Бремена компания построила три крупнейших к тому времени грузовых парохода: Frankenfels , Schwarzenfels и Falkenfels водоизмещением 8315 брт ; это также были последние гражданские корабли, поставленные перед Первой мировой войной.
Открытый период
[ редактировать ]После Первой мировой войны компания AG «Weser» очень скоро продолжила заниматься судостроением. В 1926 году, когда судостроение стало крайне затруднительным, компания AG «Weser» объединилась с семью другими немецкими верфями и образовала Deutsche Schiff- und Maschinenbau AG (Deschimag), в которой ведущее положение заняла компания, теперь называемая Deschimag AG «Weser». Большинство верфей, присоединившихся к Deschimag, в последующие годы были закрыты, проданы или обанкротились. Уцелели только AG «Weser» и Seebeckwerft в Бремерхафене, захваченные в 1928 году.
В 1929 году был сдан в эксплуатацию пассажирский лайнер «Бремен» , построенный для судоходной компании Norddeutscher Lloyd . Это был самый знаменитый лайнер, когда-либо построенный компанией AG «Везер», и один из самых известных немецких гражданских кораблей. После сдачи «Бремена » более 5000 из примерно 12000 сотрудников верфи были освобождены из-за отсутствия новых заказов. После сдачи последнего корабля в 1931 году около трех лет никакого строительства кораблей не последовало, велся лишь некоторый ремонт кораблей и постройка двигателей и морского оборудования. Первым новым спущенным на воду кораблем стал в 1933 году авианосец Cairo компании Norddeutscher Lloyd . Вскоре после этого ситуация улучшилась: было получено несколько новых заказов, в том числе на увеличение количества военных кораблей.
Военное кораблестроение
[ редактировать ]AG «Везер» была одним из крупнейших немецких производителей военных кораблей, помимо Blohm & Voss , имперских верфей в Киле, Данциге и Вильгельмсхафене, которые позже стали Kriegsmarinewerft Wilhelmshaven , и верфи Schichau Shipyard Danzig. Это противоречило второй великой верфи Бремена Bremer Vulkan , которая, за исключением обеих мировых войн, производила только гражданские корабли и начала строительство военных кораблей, за исключением военного времени, только в начале 1980-х годов.
Первый важный заказ на военные корабли поступил от Kaiserliche Marine : в период с 1875 по 1884 год всего было построено 29 канонерских лодок. Этим AG «Везер» начал свою карьеру в качестве важного строителя военных кораблей для Императорского флота Германии (1871–1918 гг.) и Кригсмарине Третьего рейха (1933–1945 гг.). Всего компания AG «Везер» построила 146 единиц для Императорского флота и 196 единиц для Кригсмарине (Источник: Брошюра к 125-летию А.Г. Везера, 1986 г.). После Второй мировой войны компания AG «Weser» построила для ВМС Германии только один военный корабль - в 1979/81 году «Бремен» фрегат типа F122 типа «Нидерсаксен» в сотрудничестве с генеральным подрядчиком фрегата « Бремер Вулкан» .
Доля боевых кораблей от всех поставленных новых построек составила около 50% в 1909/10 году и увеличилась почти до 100% в 1916 году во время Первой мировой войны. После 1936 года она снова составила около 66% с увеличением доли примерно до 80% в 1938 году. Строительство военных кораблей началось в 1936 году с учебного артиллерийского корабля «Бруммер» для Кригсмарине, за которым последовали эсминцы и подводные лодки. Последними гражданскими судами, построенными в 1939 году, были торговые суда Neidenfels немецкой компании DDG Hansa и Java судоходной компании в Нидерландах. Последний был последним гражданским кораблем за многие годы. После этого строились только военные корабли, в основном подводные лодки и несколько эсминцев.
Первыми построенными подводными лодками были UB I. серии Позже UC I , UB II и UC II на AG «Weser» были построены также серии . К 1917 году большая часть работ ушла на строительство UB III . Позже были заказаны три UC III . но так и не были закончены. Во время Первой мировой войны компания AG «Weser» спустила на воду в общей сложности 96 подводных лодок.
Из-за интенсивного строительства боевых кораблей AG «Везер» часто становился объектом авианалетов союзников во время бомбардировок Бремена во время Второй мировой войны , главным образом в 1944 и 1945 годах. Но, несмотря на множество зданий, мастерских, складов, эллингов и доков, а также поскольку строившиеся корабли и подводные лодки были повреждены, в большинстве случаев производство можно было продолжить в течение нескольких недель. Предполагаемое сокращение строительных мощностей в конце войны казалось менее чем на 30%.
строительство бункера «Хорнисс» В марте 1944 года рядом с верфью началось (англ. Hornet). Хорошо защищенный от атак с воздуха, он предназначался для изготовления секций подводных лодок. Эти сборные секции затем были отправлены на базу подводных лодок Валентин, расположенную примерно в 30 км ниже по течению реки Везер. Вместе с частями Кригсмариневерфт Вильгельмсхафен и под руководством Бремера Вулкана с конца 1945 года ежемесячно там будут комплектоваться по 3 подводные лодки. Оба бункера так и не были достроены, и подводные лодки там так и не были построены. Бункер Валентин существует и по сей день и частично используется как памятник многочисленным заключенным и подневольным работникам, которые там работали и умерли.
После Второй мировой войны
[ редактировать ]Deschimag была распущена в 1945 году после Второй мировой войны, и компания была переименована в бывшую Aktien-Gesellschaft «Weser». За исключением Seebeckwerft, демонтаж конфискованных для СССР производств происходил в период с 1945 по 1948 год. Большая часть производственного оборудования была отправлена в Россию, а вместе с объектами, поврежденными в результате бомбардировок во время войны и последующих подрывов стапелей верфи. после этого был более или менее бесполезен. Только ограниченное разрешение на производство было все еще возможно и разрешено военным правительством США. В то время как Seebeckwerft получила разрешение на строительство нового корабля в 1949 году, AG «Weser» наконец получила это разрешение несколько лет спустя, в 1951 году. Первое новое судно было построено в 1952 году, авианосец Werratal водоизмещением 2650 брт .
Программа коренной модернизации началась в 1963 году. В 1970 году верфь приобрела новый современный облик с гигантскими кранами грузоподъемностью 500 и 780 тонн, охватывающими два стапеля для строительства судов дедвейтом до 500 000 тонн. Работали просторные сборные цеха с оборудованием автоматизации и кранами всех размеров. Ремонт судов и двигателей, а также машиностроение и общее машиностроение осуществлялись в хорошо оборудованных сухих доках и мастерских. В это время в компании AG «Weser» в Бремене и дочернем предприятии Seebeckwerft в Бремерхафене работало около 8000 рабочих и служащих.
Бременская верфь AG «Weser» сосредоточила свою производственную программу на всех типах кораблей длиной до ок. Дедвейт 400 000 тонн, верфь Seebeckwerft в Бремерхафене до ок. Дедвейт 20 000 тонн. Помимо строительства судов, велись также судоремонт и переоборудование, а также строительство двигателей и промышленного оборудования.
В 1970-х годах компания AG «Weser» сосредоточила свою деятельность на строительстве танкеров. Но эта односторонняя ориентация привела к проблемам, когда танкерный бум подошел к концу. Многие заказы на танкеры были отменены, а отсутствие заказов на суда других типов вызвало серьезные финансовые проблемы. Более тесное сотрудничество между бременскими верфями AG «Weser» и Bremer Vulkan и бремерхафенскими верфями Seebeckwerft , Lloydwerft и Schichau-Werft, включая сокращение судостроительных мощностей, реализовать не удалось. В результате верфь AG «Weser» закрылась 31 декабря 1983 года.
Корабли АГ «Везер» и его предшественники (подборка)
[ редактировать ]- 1847 г., серийный № 1, Колёсный пароход «Роланд».
- 1874–1881 Канонерские лодки класса Веспе.
- 1898, № 116, Большой защищенный крейсер СМС Виктория Луиза для Kaiserliche Marine.
- 1903–1904, «Бремен» типа крейсер SMS Bremen , затонул в 1915 году.
- 1906 г., резервный маяк Зондербург , 1988 г. перестроен на заводе Motorenwerke Бремерхафен в парусный корабль «Александр фон Гумбольдт » (прозвище «Зеленый Алекс» из-за зеленых парусов).
- 1907 г., почтово-пассажирское судно Goeben водоизмещением 8790 брт для компании Norddeutscher Lloyd.
- 1908, броненосный крейсер СМС Гнейзенау , затоплен в декабре 1914 года в битве за Фолклендские острова Королевским флотом.
- 1907-09, «Нассау» типа линкор SMS Westfalen , участвовал в Ютландском сражении 1916 года (на немецком языке: Skagerrakschlacht), после войны 1920 года доставлен в Великобританию, в 1924 году сдан на слом.
- 1911 г., «Гельголанд» типа линкор SMS Thüringen , участвовал в Skagerrakschlacht; В 1920 г. доставлен во Францию, в 1923–33 списан на слом.
- 1914 г., «Кёниг» типа линкор SMS Markgraf , участвовал в Скагерракшлахте, в 1918 г. интернирован в Скапа-Флоу, там в 1919 г. самоуничтожился, в 1936 г. сдан на слом.
- 1916–1918, 84 подводные лодки для Kaiserliche Marine.
- 1926 г., роторный корабль «Барбара» с дополнительной силовой установкой в виде трех роторов Флеттнера (с использованием эффекта Магнуса).
- 1929 г. Пассажирский корабль SS Bremen судоходной компании Norddeutscher Lloyd. Выиграл Голубую ленту в 1929 и 1933 годах за самое быстрое пересечение Атлантического океана; Бременцы ; бежали после начала войны из Нью-Йорка в Бремерхафен сгорел в 1940 году в Бремерхафене, вероятно, в результате поджога.
- 1936 г. Судно-фабрика « Терье Викен» для United Whalers Ltd., Лондон, величайшее судно-фабрика в мире; Март 1941 г. потоплен немецкими подводными лодками U-47 и U-99 в северной части Атлантического океана во время участия в конвое союзников OB 293.
- 1937, пассажирско-грузовой корабль SS Scharnhorst , продан Японии в 1942 году и перестроен в вспомогательный авианосец Shinyo , потоплен в 1944 году авианосцем USS Spadefish (SS-411).
- 1937, Пассажирско-грузовой корабль SS Gneisenau , однотипный корабль Шарнхорста, но с паротурбинной силовой установкой в отличие от Шарнхорста . турбоэлектрической силовой установки
- 1937 г. - немецкое судно-китобойный завод Unitas для компании Jürgens-Van den Bergh (суда для охоты на китов построены компанией Bremer Vulkan); как японский Nissan Maru II списан на слом на Тайване, 1987 г.
- 1937, торговое судно «Кандельфельс» , во Второй мировой войне использовалось в качестве вспомогательного крейсера «Пингвин» , 1941 — потоплен британским крейсером HMS Cornwall.
- 1938, торговое судно «Эмс» судоходной компании «Норддойчер Ллойд» , во Второй мировой войне использовался в качестве вспомогательного крейсера «Комет» , 1942 потоплен самолётами и кораблями Королевских ВВС и Королевского флота.
- 1937-1938; Эсминцы класса 1934А для Кригсмарине, 4 единицы Z5 – Z8
- 1953–1954, турбинные танкеры Olympic Cloud , -Wind , -Storm , -Sky , -Breeze и -Rainbow для компании Olympic Transportation Co. , Нью-Йорк (Владелец: Аристотель Онассис )
- 1979 г., фрегат Niedersachsen для Бундесмарины (ВМС Германии) в сотрудничестве с генеральным подрядчиком фрегата Bremer Vulkan.
- 1983 г., грузовое судно «Убена» для Deutsche Afrika-Linien (DAL) Hamburg было последним судном, построенным компанией AG Weser.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «АГ Везер, Бремен» . Подводная война Первой мировой войны . uboat.net . Проверено 6 июля 2008 г.
- ^ Мюллер, Питер. «Die AG-«Везер» в Бремене» . Архивировано из оригинала 23 февраля 2008 г. Проверено 6 июля 2008 г.
- Рейнхольд Тиль; История Actien-Gesellschaft "Weser" 1843–1983, том I 1843–1918 , Verlag HM Hauschild GmbH, Бремен, 2005 г., ISBN 3-89757-271-0
- Рейнхольд Тиль; История Actien-Gesellschaft "Weser" 1843–1983, том II 1919–1945 , Verlag HM Hauschild GmbH, Бремен, 2006 г., ISBN 3-89757-338-5
- Рейнхольд Тиль; История Actien-Gesellschaft "Weser" 1843–1983, том III 1945–1983 , Verlag HM Hauschild GmbH, Бремен, 2007 г., ISBN 978-3-89757-342-0
- Питер Кукук (ред.); АГ «Везер» в послевоенный период (1945 – 1953 гг.), Издание Теммен, Бремен, 2005 г., ISBN 3-86108-546-1
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Aktien-Gesellschaft «Weser», на Викискладе?
- Музей А.Г. Везера Начните с «Истории», чтобы посмотреть на некоторые корабли.
- Корабли постройки верфи AG Weser в эмиграции
- Вырезки об А. Г. Везере в XX веке. Архив прессы ZBW .
53 ° 06'45 ″ с.ш. 8 ° 44'55 ″ в.д. / 53,11250 ° с.ш. 8,74861 ° в.д.
- Судостроительные компании Германии
- Компании по производству автомобилей, основанные в 1843 году.
- Несуществующие компании Германии
- Производственные компании в Бремене (земля)
- Компании, базирующиеся в Бремене (город)
- История Бремена (города)
- Заведения XIX века в Бремене
- 1843 заведения в Германии
- Бывшие строители подводных лодок