Jump to content

Битва за Фолклендские острова

Координаты : 52 ° 29'58 "ю.ш. 56 ° 9'59" з.д.  /  52,49944 ° ю.ш. 56,16639 ° з.д.  / -52,49944; -56,16639

Битва за Фолклендские острова
Часть Первой мировой войны

Битва за Фолклендские острова , Уильям Лайонел Уилли
Дата 8 декабря 1914 г.
Расположение 52 ° 29'58 "ю.ш. 56 ° 9'59" з.д.  /  52,49944 ° ю.ш. 56,16639 ° з.д.  / -52,49944; -56,16639
Результат

Британская победа [1] [2]

Воюющие стороны
 Великобритания  Германия
Командиры и лидеры
Доветон Стерди
Джон Люс
Максимилиан фон Шпее  
Сила
2 линейных крейсера
3 броненосных крейсера
2 легких крейсера
1 вооруженный торговый крейсер
1 заземленный дредноут
2 броненосных крейсера
3 легких крейсера
3 транспортных корабля
Жертвы и потери
10 убитых
19 раненых
1871 убит
215 взято в плен
2 броненосных крейсера потоплены
2 легких крейсера потоплены
2 транспорта затоплены

Битва за Фолклендские острова военно-морское сражение Первой мировой войны между Британским Королевским флотом и Императорским флотом Германии, произошедшее 8 декабря 1914 года в Южной Атлантике. Британцы после поражения в битве при Коронеле 1 ноября направили большие силы, чтобы выследить и уничтожить эскадру немецких крейсеров . Битва отмечается каждый год 8 декабря на Фолклендских островах как государственный праздник .

Адмирал граф Максимилиан фон Шпее командует немецкой эскадрой из двух броненосных крейсеров СМС Шарнхорст и Гнейзенау , легких крейсеров СМС Нюрнберг , Дрезден и Лейпциг , а также угольщиков СС Баден , СС Санта-Исабель и СС Зейдлиц. [3] [4] предпринял попытку совершить набег на британскую базу снабжения Стэнли на Фолклендских островах. британская эскадра в составе линейных крейсеров HMS Invincible и Inflexible , броненосных крейсеров HMS Carnarvon , Cornwall и Kent , вооруженного торгового крейсера HMS Makeonia и легких крейсеров HMS Bristol и Glasgow Накануне в порт прибыла .

Видимость была максимальной, море было спокойным, дул легкий ветерок, день был ясный и солнечный. Авангардные крейсера немецкой эскадры были обнаружены заранее. К девяти часам утра британские линейные крейсеры и крейсеры преследовали немецкие корабли по горячим следам. Все, кроме Дрездена и Зейдлица, были выслежены и потоплены.

Каждый из британских линейных крейсеров был оснащен восемью 12-дюймовыми (305-мм) орудиями, тогда как лучшие корабли Шпее ( «Шарнхорст» и «Гнейзенау» ) были оснащены восемью 210-мм (8,3-дюймовыми) орудиями. Кроме того, линейные крейсеры могли развивать скорость 25,5 узлов (47,2 км/ч ; 29,3 миль в час ) против 22,5 узлов (41,7 км/ч; 25,9 миль в час) у Шпее; таким образом, британские линейные крейсеры не только значительно превосходили своих противников по вооружению, но и могли их обогнать. Устаревший до дредноута линкор HMS Canopus был остановлен в Стэнли, чтобы действовать в качестве импровизированной батареи обороны этого района.

Эскадрилья Шпее

[ редактировать ]
СМС Шарнхорст , флагман немецкой эскадры

В начале боевых действий немецкая восточноазиатская эскадра под командованием Шпее уступила по классу и вооружению Королевскому флоту и Императорскому флоту Японии . Шпее и высшее командование не верили, что азиатские владения Германии можно защитить, и сомневались, что эскадра вообще сможет выжить на этом театре военных действий. Спи хотел вернуть свои корабли домой и начал с направления на юго-восток через Тихий океан, хотя и пессимистично оценивал их шансы.

Флот Спи выиграл битву при Коронеле у побережья Коронеля, Чили , 1 ноября 1914 года, где его корабли потопили крейсеры HMS Good Hope ( адмирала Крэдока флагман ) и Монмут . После битвы, 3 ноября, Шарнхорст , Гнейзенау и Нюрнберг вошли в гавань Вальпараисо и были встречены немецким населением как герои. Фон Шпее отказался участвовать в праздновании; когда ему подарили букет цветов, он отказался от них, заметив, что «они прекрасно подойдут для моей могилы». [5] Как того требует международное право для воюющих кораблей в нейтральных странах, корабли покинули страну в течение 24 часов и направились в Мас-Афуэру , в 400 милях (350 морских миль ; 640 км ) от чилийского побережья. Там они получили известие о гибели крейсера СМС «Эмден» , ранее отошедшего от эскадры и совершавшего рейд в Индийском океане . Они также узнали о падении немецкой колонии Циндао в Китае, которая была их портом приписки. 15 ноября эскадра перебралась в Баия-Сан-Квинтин на побережье Чили, где прошла церемония вручения 300 Железных крестов второго класса членам экипажа и Железного креста первого класса адмиралу Спи. [6]

Офицеры Шпее советовали вернуться в Германию. [ нужна ссылка ] Эскадрилья израсходовала половину своих боеприпасов в Коронеле; запасы не могли быть пополнены, и трудно было добыть даже уголь. В отчетах разведки говорилось, что британские корабли HMS Defense , Cornwall и Carnarvon находились в Ривер-Плейт , и что в Стэнли, когда недавно его посетил пароход, не было британских военных кораблей. Спи был обеспокоен сообщениями о британском линкоре «Канопус» , но его местонахождение было неизвестно. 26 ноября эскадра отправилась к мысу Горн , которого достигла 1 декабря, затем бросила якорь на острове Пиктон , где пробыла три дня, раздавая уголь с захваченного британского угольщика « Драммюр » и охотясь. 6 декабря британское судно было затоплено, а его экипаж переведен на вспомогательный «Зейдлиц» . В тот же день Шпее предложил совершить набег на Фолклендские острова, прежде чем взять курс на Германию. В рейде не было необходимости, поскольку теперь у эскадрильи было столько угля, сколько она могла унести. Большинство капитанов Шпее выступили против рейда, но он, тем не менее, решил продолжить. [7]

Британские приготовления

[ редактировать ]

30 октября адмирал флота в отставке сэр Джон Фишер был повторно назначен Первым морским лордом , чтобы заменить адмирала принца Луи Баттенбергского , который был вынужден уйти в отставку из-за общественного протеста против предполагаемого немецкого принца, управляющего британским флотом, хотя Луи был британцем. и в Королевском флоте с 14 лет. 3 ноября Фишеру сообщили, что Спи был замечен у Вальпараисо, и он принял меры для усиления Крэдока, приказав Дефенсу , уже отправленному для патрулирования восточного побережья Южной Америки, усилить свою эскадру. 4 ноября пришло известие о поражении при Коронеле. Удар по престижу британского военно-морского флота был ощутимым, и британская общественность была шокирована. В результате линейным крейсерам «Инвинсибл» и «Инфлексибл» было приказано покинуть состав Великого флота и отправиться в Плимут для капитального ремонта и подготовки к службе за рубежом. Начальником штаба Адмиралтейства был вице-адмирал Даветон Стёрди . У Фишера были давние разногласия со Стерди, который был одним из тех, кто ранее призывал к его увольнению с поста Первого морского лорда в 1911 году, поэтому он воспользовался возможностью и назначил Стерди главнокомандующим в Южной Атлантике и Тихом океане, чтобы командовать новая эскадрилья из Непобедимый . [8]

11 ноября «Инвинсибл» и «Инфлексибл» покинули Девонпорт , хотя ремонт «Инвинсибла» был незавершенным, и он отплыл с рабочими на борту. Несмотря на срочность ситуации и их максимальную скорость около 25 узлов (46 км/ч; 29 миль в час), корабли были вынуждены двигаться со скоростью 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час), чтобы сэкономить уголь и завершить операцию. долгое путешествие на юг через Атлантику. Оба корабля также были сильно загружены припасами. Хотя секретность миссии считалась важной, чтобы застать Спи врасплох, лейтенант Херст из Глазго услышал, как местные жители обсуждали предстоящее прибытие кораблей, находясь на берегу Кабо-Верде 17 ноября; однако эта новость не дошла до Шпее. Стерди прибыл к скалам Аброльос 26 ноября, где его ждал контр-адмирал Арчибальд Пейле Стоддарт вместе с остальной частью эскадры. [9]

Стерди объявил о своем намерении отправиться на Фолклендские острова 29 ноября. Оттуда быстрые легкие крейсеры «Глазго» и «Бристоль» будут патрулировать в поисках Спи и вызывать подкрепление, если найдут его. Капитан Джон Люс из Глазго , участвовавший в битве при Коронеле, возразил, что нет необходимости ждать так долго, и убедил Стерди уйти на день раньше. Эскадра задержалась в пути на 12 часов, когда трос, буксирующий мишени для учебных стрельб, обмотался вокруг одного из Инвинсибла » « винтов , но корабли прибыли утром 7 декабря. Два легких крейсера пришвартовались во внутренней части гавани Стэнли , в то время как более крупные корабли остались в более глубокой внешней гавани Порт-Уильяма . Водолазы приступили к удалению поврежденного кабеля с «Инвинсибла» ; Пожары в котле Корнуолла были потушены для проведения ремонта, а в Бристоле демонтировали один из двигателей. Знаменитый корабль SS Great Britain , превращенный в угольный бункер, поставлял уголь на «Инвинсибл» и «Инфлексибл» . вооруженному торговому крейсеру «Македония» было приказано патрулировать гавань, в то время как «Кент» поддерживал пар в своих котлах, готовый заменить «Македонию» на следующий день, 8 декабря; Флот Шпее прибыл утром того же дня. [10]

Маловероятным источником информации о движении немецких кораблей была миссис Мюриэл Фелтон, жена управляющего овцеводческой станцией в Фицрое , и ее служанки Кристина Госс и Мэриан Маклеод. Они были одни, когда Фелтону позвонили из Порт-Стэнли и сообщили, что к островам приближаются немецкие корабли. Горничные по очереди поднимались на вершину близлежащего холма, чтобы записывать движения кораблей, о чем Фелтон передал в Порт-Стэнли по телефону. Ее отчеты позволили Бристолю и Македонии занять лучшие позиции для перехвата. Позже Адмиралтейство вручило женщинам серебряные тарелки, а Фелтон получила за свои действия Орден Британской империи . [11] [12] [13] [14]

Битва за Фолклендские острова; Север на этой диаграмме находится слева

Первые ходы

[ редактировать ]

Крейсеры Шпее — «Гнейзенау» и «Нюрнберг» — первыми подошли к Стэнли. В то время большая часть британского флота работала на угле, но в кратчайшие сроки запустила пар. Некоторые полагают, что если бы Спи продолжил атаку, корабли Стерди стали бы легкой мишенью. [15] хотя это является предметом предположений, поскольку два корабля находились под паром в качестве сторожевых кораблей, а линкор «Канопус» также присутствовал . Немцы были застигнуты врасплох обстрелом из неожиданного источника — « Канопуса» , стоявшего на мели в качестве сторожевого корабля и находившегося за холмом. Этого было достаточно, чтобы остановить наступление немцев. Вид характерных треножных мачт британских линейных крейсеров подтвердил, что они столкнулись с лучше оснащенным противником. HMS Kent уже выходил из гавани, и ему было приказано преследовать корабли Спи.

Узнав о немецких кораблях, Стерди приказал экипажам позавтракать, зная, что Канопус выиграл им время, пока поднимался пар.

Спи, с его утомленной битвой командой и кораблями, у которых было меньше вооружения, исход казался неизбежным. Слишком поздно осознав опасность и потеряв всякую возможность атаковать британские корабли, стоявшие на якоре, Спи и его эскадра устремились в открытое море. Британцы покинули порт около 10:00. Шпее был впереди на 15 миль (13 миль; 24 км), немецкие корабли выстроились в ряд, направляясь на юго-восток, но оставалось достаточно дневного света, чтобы более быстрые линейные крейсеры могли их догнать.

«Непобедимый и негибкий» выходит из Порт-Стэнли в погоне, картина Уильяма Лайонела Уилли.

Было 13:00, когда британские линейные крейсеры открыли огонь, но им потребовалось полчаса, чтобы выйти на дальность действия СМС « Лейпциг» . Понимая, что ему не удастся обогнать британские корабли, Спи решил вступить в бой с ними только своими броненосными крейсерами, чтобы дать легким крейсерам шанс уйти. Он обратился к бою сразу после 13:20. Немецкие броненосные крейсеры имели преимущество в виде освежающего северо-западного бриза, из-за которого дымовая труба британских кораблей практически на протяжении всего боя скрывала их цель. Заместитель командующего «Гнейзенау» Ганс Поххаммер указал, что на ранних этапах битвы у немцев была долгая передышка, поскольку британцы безуспешно пытались оттеснить адмирала Шпее с его выгодной позиции.

Несмотря на первоначальный успех «Шарнхорста» и «Гнейзенау» в нанесении удара по «Инвинсиблу» , британские крупные корабли понесли незначительные повреждения. Затем Спи повернулся, чтобы уйти, но через 40 минут линейные крейсеры оказались на предельной дальности стрельбы.

HMS Invincible и HMS Inflexible вступили в бой с Шарнхорстом и Гнейзенау , в то время как Стерди выделил свои крейсеры для преследования SMS Leipzig и SMS Nürnberg .

HMS Invincible и HMS Inflexible открыли залп по броненосным крейсерам, и Спи ответил, попытавшись сократить дистанцию. Его флагман SMS Scharnhorst получил серьезные повреждения из-за сплющенных труб, пожаров и крена. В 16:04 крен ухудшился, и к 16:17 она затонула, забрав с собой фон Шпее и весь экипаж. СМС Гнейзенау продолжала стрелять и уклоняться до 17:15, к этому времени у нее были израсходованы боеприпасы, и она затонула в 18:02. [16] Во время ее предсмертных агоний адмирал Стерди продолжал вступать в бой с СМС Гнейзенау своими двумя линейными крейсерами и крейсером HMS Карнарвон , вместо того, чтобы отделить один из линейных крейсеров для выслеживания убегающего Дрездена . Сто девяносто членов экипажа СМС Гнейзенау были спасены из воды. Оба британских линейных крейсера получили около 40 попаданий немецких кораблей, при этом один член экипажа погиб и четверо получили ранения.

Тем временем СМС Нюрнберг и СМС Лейпциг убежали от британских крейсеров. SMS Nürnberg работал на полной скорости, но нуждался в техническом обслуживании, в то время как экипаж преследующего HMS Kent работал на пределе возможностей его котлов и двигателей. СМС Нюрнберг наконец развернулась в бой в 17:30. HMS Kent имел преимущество в весе снаряда и броне. Около 18:30 на SMS Nürnberg взорвались два котла, что дало преимущество в скорости и маневренности HMS Kent . Затем немецкий корабль перевернулся и затонул в 19:27 после долгой погони. Крейсеры HMS Glasgow и HMS Cornwall преследовали SMS Leipzig ; HMS Glasgow приблизился, чтобы завершить SMS Leipzig, у которого закончились боеприпасы, но все еще нес боевой флаг . SMS Leipzig выпустила две сигнальные ракеты, поэтому HMS Glasgow прекратил огонь. В 21:23, более чем в 80 милях (70 морских миль; 130 км) к юго-востоку от Фолклендских островов, она также перевернулась и затонула, оставив в живых только 18 человек.

В ходе основных сражений Стерди отправил капитана Фэншоу на HMS Bristol вместе с HMS Maceon для уничтожения угольщиков. [4] Баден и Санта-Исабель были преследованы, остановлены и (после удаления экипажей) потоплены HMS Bristol и HMS Makada в 19:00. Зейдлиц пошел другим путем и сбежал. [3] [4]

HMS Inflexible забирает немецких моряков из Гнейзенау после боя

Потери и ущерб были крайне непропорциональны; британцы пострадали очень незначительно. Адмирал Шпее и двое его сыновей были среди погибших немцев. Двести пятнадцать немцев оказались в плену на британских кораблях. Большинство из них были из Гнейзенау , девять из Нюрнберга и 18 из Лейпцига . Шарнхорст был потерян со всеми руками. Один из Гнейзенау оставшихся в живых офицеров был единственным выжившим из трех разных орудий на разбитом крейсере. Его вытащили из воды, заявив, что он двоюродный брат британского командующего (Стоддарта). [17]

Из известных немецких сил из восьми кораблей двум удалось спастись: вспомогательному «Зейдлицу» и лёгкому крейсеру «Дрезден» , который оставался на свободе ещё три месяца, прежде чем был загнан в угол британской эскадрой ( «Кент» , «Глазго» и «Орама ») у островов Хуана Фернандеса . 14 марта 1915 года. После короткого боя эвакуировал свой корабль и затопил его , капитан Дрездена взорвав главный магазин боеприпасов.

В результате сражения Восточно-Азиатская эскадра, единственное постоянное заокеанское военно-морское соединение Германии, фактически прекратила свое существование. Торговым рейдам в открытом море регулярных военных кораблей Kaiserliche Marine был положен конец. Однако Германия до конца войны ввела в эксплуатацию несколько вооруженных торговых судов в качестве торговых рейдеров (см., например, Феликс фон Люкнер ).

Британская разведка во время боя

[ редактировать ]

После боя немецкие военно-морские эксперты были озадачены тем, почему адмирал Шпее атаковал базу и как две эскадры могли так случайно встретиться на стольких тысячах миль открытых вод. В рукописной заметке кайзера Вильгельма II к официальному отчету о битве говорится: «Остается загадкой, что заставило Шпее атаковать Фолклендские острова. См. «Военно-морскую стратегию Махана». [18]

Считалось, что Шпее был введен в заблуждение немецким адмиралтейством и напал на Фолклендские острова, заправочную базу Королевского военно-морского флота, после получения разведданных от немецкой радиостанции в Вальпараисо, которая сообщила, что в порту нет военных кораблей Королевского флота. Несмотря на возражения трех капитанов своих кораблей, Спи приступил к атаке. [19] [20]

Однако в 1925 году немецкий военно-морской офицер и старший Кригсмарине шпион Франц фон Ринтелен взял интервью у адмирала Уильяма Реджинальда Холла (NID) Адмиралтейства , директора Отдела военно-морской разведки , и ему сообщили, что эскадра Шпее была заманена к британским линейным крейсерам с помощью фальшивый сигнал, отправленный в виде немецкого военно-морского кода, взломанного британскими криптографами и отправленного на украденном немецком телеграфном бланке. [18] (Аналогичным образом, 14 марта 1915 года SMS Dresden было перехвачено британскими кораблями во время перевозки угля в море в месте, определенном взломщиками кодов NID.) [21]

Шарнхорст

[ редактировать ]

Обломки «Шарнхорста» были обнаружены 4 декабря 2019 года примерно в 98 морских милях (181 км; 113 миль) к юго-востоку от Стэнли на глубине 1610 м (5280 футов). [22]

Мемориальная доска восьми погибшим с HMS Kent в Кентерберийском соборе

Примечания

  1. ^ Жак. Словарь сражений и осад . п. 346.
  2. ^ Скотт и Робертсон. Многие были удержаны морем: трагическое затопление HMS Otranto . п. 16.
  3. ^ Jump up to: а б Битва за Фолклендские острова . Архивировано 10 апреля 2020 года на Wayback Machine — названы три немецких вспомогательных корабля и указано, что «Бристоль» и «Македония» потопили угольщики «Баден» и «Санта-Исабель» , а «другой угольщик», Зейдлиц , сбежал. — www.worldwar1. co.uk , по состоянию на 7 декабря 2019 г.
  4. ^ Jump up to: а б с Битва за Фолклендские острова. Архивировано 10 апреля 2020 г. на Wayback Machine - SS Seydlitz внесен в список «кораблей-госпиталей» - www.britishbattles.com , по состоянию на 7 декабря 2019 г.
  5. ^ Мэсси, 2004, с. 237, со ссылкой на Питта, стр. 66–67.
  6. ^ Мэсси, 2004, стр. 251–52.
  7. ^ Мэсси, 2004, стр. 253–56.
  8. ^ Мэсси, 2004, с. 248
  9. ^ Мэсси, 2004, с. 249
  10. ^ Мэсси, 2004, стр. 249–51.
  11. ^ «Объединенная Империя». 14 . 1923: 687. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  12. ^ Ян Дж. Стрэндж (1983). Фолклендские острова . Дэвид и Чарльз. п. 100. ИСБН  0715385313 .
  13. ^ Пол Г. Халперн (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Издательство Военно-морского института. п. 99. ИСБН  1557503524 .
  14. ^ «№30576» . Лондонская газета (Приложение). 15 марта 1918 г. с. 3287.
  15. ^ «...перспективы, если немцы начнут безотлагательную атаку, были далеко не из приятных». Корбетт, Дж. С. Официальная британская история – военно-морские операции. (Лондон: Канцелярия Ее Величества, 1921 г.) том. I, глава XXIX, цитируется в книге Болдуин, Хэнсон В. Первая мировая война: очерк истории. (Нью-Йорк: Grove Press, 1962) с. 46
  16. ^ Риган, Джеффри. Военные анекдоты (1992) с. 13 Издательство Гиннесс ISBN   0-85112-519-0
  17. ^ Риган с. 14
  18. ^ Jump up to: а б Франц фон Ринтелен (на английском языке). Темный захватчик: Воспоминания офицера немецкой военно-морской разведки во время войны (изд. 1998 г.). Рутледж. стр. 326. ISBN   0714647926 .
  19. ^ Халперн, с. 97
  20. ^ Мэсси, 2004, с. 255
  21. ^ Бизли, Патрик (1982). Комната 40 . Лондон: Hamish Hamilton Ltd., стр. 77–78. ISBN   0241108640 .
  22. ^ «У Фолклендских островов обнаружен затонувший немецкий корабль времен Первой мировой войны «Шарнхорст»» . Новости Би-би-си . 5 декабря 2019 года. Архивировано из оригинала 5 декабря 2019 года . Проверено 5 декабря 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a852126b5cb40c132a09c9f68e8c2e27__1722270360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a8/27/a852126b5cb40c132a09c9f68e8c2e27.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Battle of the Falkland Islands - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)