HMS Канопус (1897 г.)
![]() Канопус , гр. 1901 год
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | HMS Канопус |
Тезка | Канопус, Египет |
Заказал | Программа 1896 года |
Строитель | Портсмутская верфь |
Заложен | 4 января 1897 г. |
Запущен | 12 октября 1897 г. |
Завершенный | 5 декабря 1899 г. |
Введен в эксплуатацию | 5 декабря 1899 г. |
Выведен из эксплуатации | апрель 1919 г. |
Судьба | Продан на слом 18 февраля 1920 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Канопус» класса до дредноута Линкор |
Смещение | Полная загрузка : 14 300 длинных тонн (14 500 т ) |
Длина | 421 футов 6 дюймов (128,5 м) ( длина ) |
Луч | 74 фута (22,6 м) |
Черновик | 26 футов (7,9 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | |
Скорость | 18 узлов (33 км/ч) |
Дополнить | 750 |
Вооружение |
|
Броня |
|
HMS Canopus — додредноутный линкор британского королевского флота и головной корабль класса «Канопус » . Предназначенные для службы в Азии, «Канопус» и его родственные корабли были меньше и быстрее, чем предыдущие «Маджестик» линкоры класса , но сохранили ту же батарею из четырех 12-дюймовых (305-мм) орудий. Он также имел более тонкую броню, но использовал новую крупповскую сталь , которая была более эффективной, чем броня Харви, используемая в Majestic . «Канопус» был заложен в январе 1897 года, спущен на воду в октябре того же года и вступил в состав флота в декабре 1899 года.
«Канопус» служил в составе Средиземноморского флота после ввода в строй до 1903 года, когда был выведен из эксплуатации для переоборудования. В 1905 году ее отправили в Восточную Азию, но возобновление в том же году англо-японского союза сделало ее присутствие в азиатских водах ненужным. Вместо этого она вернулась в Великобританию и служила в составе нескольких командования флота в британских водах, включая Атлантический флот , Флот Ла-Манша и, наконец, Флот метрополии . Еще одно короткое развертывание в Средиземноморье последовало в 1908–1909 годах. По возвращении в Великобританию ее поместили в резерв.
В начале Первой мировой войны в августе 1914 года она была мобилизована для службы на станции Южная Америка , где патрулировала немецкие торговые рейдеры. Она участвовала в поисках немецкой восточноазиатской эскадры вице-адмирала Максимилиана фон Шпее . Слишком медленный, чтобы следовать адмирала сэра Кристофера Крэдока за крейсерами , он пропустил битву при Коронеле в ноябре 1914 года, в которой Крэдок потерпел поражение. Пришвартованный в Порт-Стэнли в качестве оборонительной батареи, он произвел первые выстрелы в битве за Фолклендские острова в декабре, что заставило Спи прекратить атаку, прежде чем его преследовали и уничтожали адмирала Даветона Стерди линейные крейсеры .
Канопус был переброшен в Средиземное море в начале 1915 года для Дарданелльской кампании . Она участвовала в крупных атаках на прибрежные укрепления Османской империи, защищавшие Дарданеллы, в марте 1915 года, но британский и французский флоты оказались неспособны форсировать проливы. После того, как Галлиполийская кампания завершилась выводом союзных войск в январе 1916 года, Канопус патрулировал восточное Средиземноморье, но дальнейших действий не предпринял. Выведен из эксплуатации в апреле 1916 г. и в начале 1918 г. переоборудован в казарменный корабль. После войны в 1920 г. корабль был разобран .
Дизайн
[ редактировать ]
«Канопус» и пять его однотипных кораблей были спроектированы для службы в Восточной Азии, где новая восходящая держава Япония начала строить мощный военно-морской флот, хотя эта роль была быстро отменена Англо -японским союзом 1902 года. Корабли были спроектированы так, чтобы меньше, легче и быстрее своих предшественников, Majestic линкоров класса . Canopus 421 фут 6 дюймов (128,47 м) имел общую длину , ширину 74 фута (23 м) и осадку 26 футов 2 дюйма (7,98 м). Его водоизмещение 13 150 длинных тонн (13 360 т ) в нормальном режиме и до 14 300 длинных тонн (14 500 т) при полной загрузке . Ее экипаж насчитывал 682 офицера и рядового состава . [ 1 ]
Корабли класса «Канопус» были оснащены парой 3-цилиндровых двигателей тройного расширения , а пар вырабатывался двадцатью котлами Бельвилля . Это были первые британские линкоры с водотрубными котлами , которые вырабатывали больше мощности при меньшем весе по сравнению с жаротрубными котлами, использовавшимися на предыдущих кораблях. Новые котлы привели к использованию продольных воронок вместо расположенной рядом воронок, которая использовалась на многих предыдущих британских линкорах. Корабли класса «Канопус» зарекомендовали себя как хорошие пароходы с высокой для линкоров того времени скоростью — 18 узлов (33 км/ч; 21 миль в час) при указанной мощности 13 500 лошадиных сил (10 100 кВт) — на целых два узла быстрее, чем у Majestic . . [ 2 ]
Канопус имел главную батарею из четырех 12-дюймовых (305-мм) орудий 35-го калибра, установленных в двухорудийных башнях в носовой и кормовой части; эти орудия были установлены в круглых барбетах, которые позволяли заряжать со всех сторон, хотя и на фиксированной высоте. На кораблях также была установлена дополнительная батарея из двенадцати 6-дюймовых (152-мм) орудий 40-го калибра, установленных в казематах , а также десять 12-фунтовых орудий и шесть 3-фунтовых орудий для защиты от торпедных катеров . Как это было принято для линкоров того периода, он также был оснащен четырьмя 18-дюймовыми (457-мм) торпедными аппаратами, погруженными в корпус , по два на каждом борте рядом с носовым и кормовым барбетом. [ 1 ]
Для экономии веса Canopus нес меньше брони, чем Majestic s — 6 дюймов (152 мм) на поясе по сравнению с 9 дюймами (229 мм) — хотя переход от брони Harvey в Majestic к броне Krupp в Canopus означал, что потеря Защита была не такой высокой, как могла бы быть: броня Круппа имела большую защитную ценность при данном весе, чем ее эквивалент Харви. Точно так же другая броня, используемая для защиты корабля, также могла быть тоньше; переборки . на обоих концах пояса имели толщину от 6 до 10 дюймов (от 152 до 254 мм) Башни главной батареи имели толщину 10 дюймов и находились на барбетах толщиной 12 дюймов (305 мм) , а казематная батарея была защищена 6-дюймовой сталью Круппа. Ее боевая рубка также имела 12 толстых бортов. Он был оснащен двумя бронепалубами толщиной 1 и 2 дюйма (25 и 51 мм) соответственно. [ 2 ]
История обслуживания
[ редактировать ]
Канопуса » « Киль был заложен на верфи Портсмута 4 января 1897 года. Корабль был спущен на воду 12 октября 1897 года и завершен 5 декабря 1899 года. [ 3 ] Она была названа в честь древнего города Канопус в Египте , где битва на Ниле . произошла [ 4 ] Канопус был введен в эксплуатацию капитаном Уилмотом Фоксом в Портсмуте 5 декабря 1899 года для службы на Средиземноморском флоте . Капитан Гарри Сивелл Ниблетт был назначен командующим в ноябре 1900 года, и он проходил ремонт на Мальте. с декабря 1900 года по июнь 1901 года В мае 1902 года он посетил Палермо, чтобы присутствовать на торжествах в связи с открытием королем Виктором Эммануэлем сельскохозяйственной выставки . [ 5 ] а в следующем месяце она посетила Ларнаку . [ 6 ] Капитан Филип Фрэнсис Тиллард был назначен командующим 1 декабря 1902 года. [ 7 ] и она закончила свою службу в Средиземноморье в апреле следующего года и перешла в резерв в Портсмуте 25 апреля 1903 года. Находясь в резерве, «Канопус» прошел обширный ремонт от Каммелла Лэрда в Биркенхеде , который длился с мая 1903 года по июнь 1904 года. в резерв в Портсмуте, он был протаранен линкором HMS Barfleur в заливе Маунтс во время маневров 5 августа 1904 года, получив легкие повреждения. [ 8 ]
Канопус вернулся в полную строй 9 мая 1905 года и сменил линкор HMS Centurion на китайской станции. Она достигла Коломбо , Цейлон, во время своего исходящего путешествия, когда Соединенное Королевство и Япония ратифицировали договор о союзе. Альянс означал, что Соединенное Королевство могло сократить присутствие на Китайской станции, и линкоры там больше не требовались, поэтому Канопус был отозван из Коломбо в июне 1905 года и, таким образом, стал единственным линкором класса Канопус , который не служил на Китайской станции. . По возвращении в Соединенное Королевство «Канопус» начал службу в Атлантическом флоте 22 июля 1905 года. В январе 1906 года он перешел во флот Ла-Манша , а позже в том же году был оснащен системой управления огнем. 10 марта 1907 года она была переведена в Портсмутскую дивизию Флота метрополии в Портсмуте. [ 8 ] где в мае 1907 года ее сократили до основного экипажа. [ 9 ] и прошел ремонт в период с ноября 1907 года по апрель 1908 года. После завершения ремонта «Канопус» вступил в строй 28 апреля 1908 года для службы на Средиземноморском флоте. В декабре 1909 года он был переведен на службу в 4-ю дивизию Флота метрополии и во время этой службы проходил ремонт на верфи Чатема с июля 1911 по апрель 1912 года. [ 8 ] В мае 1912 года он ушел в резерв на «Норе», чтобы служить базовым кораблем 4-й дивизии Флота Метрополии. В 1913 и 1914 годах он находился в доке Пембрук в Уэльсе в составе 3-го флота . [ 9 ] Корабли 3-го флота, хотя и находились в действующем списке, фактически находились в резерве, так как имели небольшой дежурный экипаж, который будет укомплектован только в случае войны. [ 10 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]
После начала Первой мировой войны в августе 1914 года «Канопус» был сдан в эксплуатацию 7 августа 1914 года. [ 9 ] для службы в 8-й боевой эскадрилье флота Ла-Манша под командованием капитана Хиткоута Гранта . Он был отстранен от этой обязанности 21 августа 1914 года для работы со станции Кабо-Верде — Канарские острова для поддержки тамошней крейсерской эскадры. В начале сентября ее родственный корабль HMS Albion сменил , и «Канопус» перешел на станцию в Южной Америке, чтобы стать там сторожевым кораблем и оказывать поддержку эскадре крейсеров контр-адмирала Кристофера Крэдока . По пути «Канопус» чуть не столкнулся с немецким лёгким крейсером «Карлсруэ» у берегов Бразилии, но немецкий корабль перехватил британские радиосигналы прежде, чем «Канопус» смог его обнаружить. [ 11 ]
Станция Южных морей
[ редактировать ]
Канопус покинул скалы Аброльос 8 октября 1914 года, чтобы помочь кораблям Крэдока в поисках немецкой восточноазиатской эскадры вице -адмирала Максимилиана фон Шпее , направлявшейся в Южную Атлантику с Дальнего Востока. Канопус прибыла в Стэнли на Фолклендских островах 18 октября 1914 года, где взяла на себя обязанности сторожевого корабля и эскорта. [ 8 ] Крэдок изначально намеревался взять Канопус своей эскадрой, состоявшей из броненосных крейсеров «Гуд Хоуп» и «Монмут» , легкого крейсера «Глазго» и вспомогательного крейсера «Отранто» , но ее опоздание в сочетании с тем, что по прибытии в море она потребовала капитального ремонта. Фолклендские острова вынудили Крэдока продолжить путь без нее. Кроме того, «Канопус» мог развивать скорость не более 12 узлов (22 км/ч), [ 12 ] из-за чего Крэдоку было бы трудно заставить восточноазиатскую эскадру вступить в бой. Крэдок приказал Канопусу присоединиться к нему, когда это будет возможно, хотя он намеревался использовать ее только для защиты своих угольщиков . 27 октября Крэдок направил свой легкий крейсер «Глазго» в Коронель для сбора разведданных, а на следующий день приказал Канопусу переправить угольщиков на острова Хуана Фернандеса , где его эскадра пополнит запасы топлива. Глазго прибыл в Коронель 31 октября, но отбыл 1 ноября слишком рано, чтобы получить приказ от Первого морского лорда о том, что Крэдок не должен рисковать вступать в бой с эскадрой Спи без «Канопуса» . [ 13 ]
Канопус все еще находился примерно в 300 морских милях (560 км) к югу от Крэдока, когда он столкнулся с эскадрой Спи, и немецкие корабли были быстрее британских крейсеров, не позволяя Крэдоку воссоединиться с Канопусом . В последовавшей битве при Коронеле восточноазиатская эскадра потопила оба броненосных крейсера Крэдока и повредила Глазго ; к тому времени, когда Крэдок потерпел поражение, Канопус все еще находился на расстоянии 250 морских миль (460 км). Глазго и Отранто бежали на юг и встретились с Канопусом . [ 14 ] Спи прекратил преследование бегущих британских кораблей, когда узнал, что «Канопус» находится в этом районе, и на следующий день написал, что «против этого корабля мы вряд ли сможем что-либо сделать. Если бы они сохранили свои силы вместе, мы, скорее всего, должны были бы выйти на второе место». [ 15 ] Вскоре после того, как новости о битве достигли Британии, Королевский флот приказал всем военно-морским силам в регионе консолидироваться; сюда входили остатки командования Крэдока, а также броненосные крейсеры «Дефенс» , «Карнарвон» и «Корнуолл» . пара линейных крейсеров — «Инвинсибл» и «Инфлексибл была выделена Кроме того, из состава Великого флота » — для выслеживания и уничтожения эскадры Шпее. [ 16 ]

Канопус и Глазго вернулись в Стэнли, прибыв туда 8 ноября 1914 года; они немедленно присоединились к британским военным кораблям, сосредоточившимся у реки Плейт . Канопусу было приказано вернуться на Фолклендские острова и 9 ноября разместиться в Стэнли для охраны порта. Она прибыла через три дня и начала готовиться к обороне гавани. [ 17 ] В Стэнли команда «Канопуса » организовала оборону от нападения графа Шпее. Сама Канопус была выброшена на берег в илистой отмели. [ 9 ] на позиции, которая позволяла ей прикрывать вход в гавань и иметь зону обстрела с суши на юго-востоке; Чтобы уменьшить ее видимость, ей повредили стеньги и замаскировали ее. Наблюдательный пункт был установлен на берегу на возвышенности и связан с кораблем телефоном, что позволяло Канопусу вести огонь с закрытых позиций по приближающимся кораблям. Некоторые из ее 12-фунтовых орудий и отряд из семидесяти королевских морских пехотинцев были высажены на берег для защиты Стэнли и его окрестностей. [ 8 ] 25 ноября «Канопус» перехватил радиосообщение, в котором указывалось, что эскадра Спи обошла мыс Горн , хотя сообщение было ошибочным; Шпее действительно совершил переход в ночь с 1 на 2 декабря. К 4 декабря экипаж «Канопуса » завершил подготовку. [ 18 ]
7 декабря основная британская эскадра под командованием вице-адмирала Даветона Стерди прибыла в Стэнли и начала добывать уголь, намереваясь через два дня отправиться на поиски Спи. Вместо этого утром 8 декабря немецкая эскадра прибыла к Стэнли; в 07:50 наблюдатели на борту «Канопуса» подняли тревогу. Вскоре после 09:00, когда немецкие крейсеры «Гнейзенау» и «Нюрнберг » подошли на расстояние 11 000 ярдов (10 000 м), «Канопус» произвел два залпа, оба из которых не увенчались успехом. что осколки второго залпа попали в одну Гнейзенау из воронок Наблюдатели заявили , . [ 8 ] [ 19 ] хотя, по мнению современных историков, в том числе Роберта Гардинера и Рэндала Грея, [ 9 ] Хью Страчан , [ 20 ] и Пол Халперн , [ 21 ] «Канопус» не попал ни в один залп. Под огнем Канопуса и заметив треножные мачты линейных крейсеров Стерди Спи отменил запланированную атаку своих войск на Фолклендские острова. В 09:31 «Канопус» прекратил огонь, поскольку немцы начали отход. Линейные крейсеры Стерди, значительно более быстрые, чем корабли Спи, в конце концов поймали и уничтожили Восточно-Азиатскую эскадру, за исключением легкого крейсера СМС Дрезден , который смог убежать от британских преследователей. [ 22 ] Канопус , все еще пришвартованный в грязи, остался в Стэнли и пропустил остаток битвы. Канопус покинула Фолклендские острова 18 декабря 1914 года, чтобы вернуться к своим обязанностям на южноамериканской станции на скалах Аброльос. [ 8 ]
Дарданелльская кампания
[ редактировать ]
В феврале 1915 года «Канопус» переправился в Средиземное море для участия в Дарданелльской кампании . 2 марта 1915 года она приняла участие во второй атаке на входные форты османских турок в Дарданеллах . [ 8 ] В ходе этой операции она возглавляла 4-ю поддивизию, в которую также входили додредноуты «Корнуоллис» и «Свифтсюр» . Канопусу и Свифтсуру было поручено подавить орудия в крепости Дарданус, в то время как Корнуоллис должен был атаковать небольшие батареи в Интепе и Эренкой . Канопус и Swiftsure вошли в пролив в 13:20 и приблизились на расстояние 1000 ярдов (910 м) к северному берегу, где в 14:20 они открыли огонь по крепости на другой стороне пролива, примерно на расстоянии 7500 ярдов (6900 м). ) прочь. Корабли вели огонь около двух часов, прежде чем османы внутри Дардана открыли ответный огонь в 16:15, что они и сделали довольно точно, быстро оседлав Канопус и попав в его квартердек , повредив кают-компанию . Второй снаряд сбил ее стеньгу, а третий пробил ее за воронкой, взорвался и обрушил осколки на две ее лодки. [ 23 ]
Сильный османский огонь вынудил Канопуса и Свифтсура отойти со своих позиций для бомбардировки, хотя это также поставило их в зону досягаемости орудий Эренкея, в то время как те, что были в Дардане, все еще могли атаковать их. Корнуоллис , заставив замолчать орудия в Интепе, начал обстрел Эренкея, в то время как Канопус и Свифтсюр продолжали огонь по Дарданусу. Османы неоднократно оседлали три линкора, но, находясь дальше в проливе, у них было больше места для маневра, и поэтому они избегали прямых попаданий. К 16:40 орудия у Дардануса замолчали, что позволило всем трем кораблям сосредоточить огонь на Эренкее, где батареи были быстро нейтрализованы. Затем три корабля отошли, по-видимому, достигнув своей цели, однако той ночью, когда эсминцы и тральщики попытались расчистить минные поля, блокирующие проливы, они были встречены очень сильным огнем и были вынуждены отступить. [ 24 ] Во время третьей высадки 4 марта 1915 года она провела демонстрацию у побережья Эгейского моря, чтобы связать сухопутные войска Османской империи. [ 8 ] [ 25 ]
Она прикрывала бомбардировку фортов супердредноутом HMS Queen Elizabeth 8 марта и прикрывала тральщики, пытавшиеся зачистить минные поля у Кефеса 10 марта. [ 8 ] В ходе операции 10-го числа она, защищенный крейсер «Аметист» и несколько эсминцев прикрывали отряд тральщиков. Канопус попытался уничтожить прожекторы береговых орудий Османской империи, но не смог их вывести из строя. В результате, когда тральщики попытались обезвредить мины, они попали под интенсивный обстрел и были вынуждены отступить, один из них в хаосе подорвался на мине. [ 26 ] Она также приняла участие в крупной атаке на форты Нэрроуз 18 марта 1915 года. [ 8 ] Во время атаки 18 марта флот британских и французских военных кораблей, включая «Королеву Елизавету» и линейный крейсер «Инфлексибл» , попытается подавить форты днем, что позволит тральщикам наконец очистить поля, не затронутые османским огнем. Британским кораблям поначалу удалось нанести сильный урон крепостям, но линкор «Агамемнон» , а затем «Инфлексибл» начал получать серьезные повреждения от береговых батарей. Французские линкоры также начали получать повреждения, а линкор «Буве» подорвался на мине и взорвался. [ 27 ]
Французские корабли начали отступать, но «Канопус» и другие британские линкоры продолжили бомбардировку. Вскоре после этого «Инфлексибл» подорвался на мине и получил серьезные повреждения, но сумел отступить. Линкоры «Иррезистибл» и «Океан» также подорвались на минах и оба затонули, что вынудило британцев прекратить атаку. [ 28 ] После этой атаки «Канопус» и защищенный крейсер HMS Talbot сопровождали поврежденный «Инфлексибл» 6 апреля из Мудроса на Мальту. В плохую погоду и когда «Инфлексибл» почти затонул, «Канопусу» пришлось взять искалеченный линейный крейсер на буксир кормой вперед в течение последних шести часов плавания 10 апреля. [ 29 ] Вернувшись в Дарданеллы, Канопус принял участие в блокаде Смирны. [ 9 ] и прикрывал отвлекающую атаку на Булаир во время главного десанта 25 апреля 1915 г. [ 8 ] В мае она поддерживала силы Анзака на берегу, в том числе во время мощной контратаки Османской империи 19 мая. [ 30 ] ее однотипный корабль «Альбион» застрял на песчаной отмели у Габа-Тепе Когда 22–23 мая 1915 года под сильным огнем, «Канопус» отбуксировал ее на свободу. [ 31 ] 25 мая «Канопус» отошел к Мудросу и, покидая Дарданеллы, столкнулся с немецкой подводной лодкой SM U-21 , которая позже в тот же день потопила линкор «Триумф» . [ 32 ] Затем «Канопус» прошел ремонт на Мальте с мая по июнь 1915 года. [ 8 ]
Судьба
[ редактировать ]После того, как Дарданелльская кампания завершилась эвакуацией союзных войск из Галлиполи в январе 1916 года, Канопус была направлена в британскую Восточно-Средиземноморскую эскадру , где служила до возвращения в Соединенное Королевство в апреле 1916 года. Канопус прибыла в Плимут 22 апреля 1916 года. затем заплатили в Чатеме за предоставление экипажей для противолодочных кораблей. Она оставалась в Чатеме до апреля 1916 года, а позже в 1916 году прошла там ремонт. [ 8 ] в 1917 году восемь 6-дюймовых (152-мм) орудий главной палубы были заменены четырьмя на аккумуляторной палубе, а 12-фунтовые и 3-фунтовые орудия заменены легкими зенитными орудиями в 1917 году; [ 9 ] и стал жилым кораблем в феврале 1918 года. «Канопус» был внесен в список утилизации в Чатеме в апреле 1919 года. Он был продан на слом 18 февраля 1920 года и прибыл в Дувр 26 февраля 1920 года для сдачи на слом. [ 8 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Лион и Робертс , с. 35.
- ^ Jump up to: а б Лион и Робертс , стр. 34–35.
- ^ Берт 1988 , с. 141.
- ^ Пейн , стр. 29–30.
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36778. Лондон. 27 мая 1902 г. с. 10.
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36801. Лондон. 23 июня 1902 г. с. 6.
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36923. Лондон. 12 ноября 1902 г. с. 8.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Берт 1988 , с. 154.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Престон , с. 7.
- ^ Корбетт 1920 , с. 13.
- ^ Корбетт 1920 , стр. 77, 84, 272–273, 336.
- ^ Мэсси , с. 217.
- ^ Корбетт 1920 , стр. 331–332, 355–359.
- ^ Корбетт 1920 , стр. 360–369.
- ↑ «Последние новости Килера» , 20 апреля 1915 г., цитируется по Корбетту (1920), стр. 369
- ^ Корбетт 1920 , стр. 379–380.
- ^ Корбетт 1920 , стр. 418–420.
- ^ Корбетт 1920 , стр. 427, 429.
- ^ Корбетт 1920 , стр. 429–433.
- ^ Страчан , с. 47.
- ^ Халперн , с. 98.
- ^ Корбетт 1920 , стр. 433–445.
- ^ Корбетт 1921 , с. 170–171.
- ^ Корбетт 1921 , стр. 171–172.
- ^ Корбетт 1921 , стр. 178–179.
- ^ Мардер , с. 242.
- ^ Корбетт 1921 , стр. 213–218.
- ^ Корбетт 1921 , стр. 219–223.
- ^ Берт 1986 , с. 59.
- ^ Корбетт 1923 , стр. 25, 28.
- ↑ Берт сообщает дату буксировки 23 мая 1915 года на стр. 154, а по состоянию на 24 мая 1915 г. на с. 159
- ^ Корбетт 1923 , с. 29.
Ссылки
[ редактировать ]- Берт, Р.А. (2013) [1988]. Британские линкоры 1889–1904 гг . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-173-1 .
- Берт, Р.А. (1986). Британские линкоры Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-863-7 .
- Корбетт, Джулиан Стаффорд (1920). Военно-морские операции: битва за Фолклендские острова, декабрь 1914 г. Том. I. Лондон: Longmans, Green & Co. OCLC 174823980 .
- Корбетт, Джулиан Стаффорд (1921). Военно-морские операции: от битвы за Фолклендские острова до вступления Италии в войну в мае 1915 года . Том. II. Лондон: Longmans, Green & Co. OCLC 924170059 .
- Корбетт, Джулиан Стаффорд (1923). Военно-морские операции: Дарданелльская кампания . Том. III. Лондон: Longmans, Green & Co. OCLC 174824081 .
- Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-352-7 .
- Лион, Дэвид и Робертс, Джон (1979). «Великобритания и силы Империи». В Шено, Роджер и Колесник, Юджин М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич: Conway Maritime Press. стр. 1–113. ISBN 978-0-85177-133-5 .
- Мэсси, Роберт К. (2003). Стальные замки: Британия, Германия и победа в Великой войне на море . Нью-Йорк: Ballantine Books. ISBN 978-0-345-40878-5 .
- Мардер, Артур (2013). От дредноута до Скапа-Флоу: накануне Ютландии 1914–1916 гг . Том. II. Барнсли: Сифорт. ISBN 978-1-84832-163-2 .
- Пейн, Линкольн П. (2000). Военные корабли мира до 1900 года . Нью-Йорк: Хоутон Миффлин. ISBN 978-0-395-98414-7 .
- Престон, Энтони (1985). «Великобритания и силы Империи». В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 1–104. ISBN 978-0-87021-907-8 .
- Страчан, Хью (2001). Первая мировая война: Том 1: К оружию . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-926191-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- MaritimeQuest HMS Canopus. Страницы Архивировано 23 января 2007 г. на Wayback Machine.
- Морской бой Первой мировой войны