Jump to content

HMS Канопус (1897 г.)

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Канопус , гр. 1901 год
История
Великобритания
Имя HMS Канопус
Тезка Канопус, Египет
Заказал Программа 1896 года
Строитель Портсмутская верфь
Заложен 4 января 1897 г.
Запущен 12 октября 1897 г.
Завершенный 5 декабря 1899 г.
Введен в эксплуатацию 5 декабря 1899 г.
Выведен из эксплуатации апрель 1919 г.
Судьба Продан на слом 18 февраля 1920 г.
Общие характеристики
Класс и тип «Канопус» класса до дредноута Линкор
Смещение Полная загрузка : 14 300 длинных тонн (14 500 т )
Длина 421 футов 6 дюймов (128,5 м) ( длина )
Луч 74 фута (22,6 м)
Черновик 26 футов (7,9 м)
Установленная мощность
Движение
Скорость 18 узлов (33 км/ч)
Дополнить 750
Вооружение
Броня

HMS Canopus додредноутный линкор британского королевского флота и головной корабль класса «Канопус » . Предназначенные для службы в Азии, «Канопус» и его родственные корабли были меньше и быстрее, чем предыдущие «Маджестик» линкоры класса , но сохранили ту же батарею из четырех 12-дюймовых (305-мм) орудий. Он также имел более тонкую броню, но использовал новую крупповскую сталь , которая была более эффективной, чем броня Харви, используемая в Majestic . «Канопус» был заложен в январе 1897 года, спущен на воду в октябре того же года и вступил в состав флота в декабре 1899 года.

«Канопус» служил в составе Средиземноморского флота после ввода в строй до 1903 года, когда был выведен из эксплуатации для переоборудования. В 1905 году ее отправили в Восточную Азию, но возобновление в том же году англо-японского союза сделало ее присутствие в азиатских водах ненужным. Вместо этого она вернулась в Великобританию и служила в составе нескольких командования флота в британских водах, включая Атлантический флот , Флот Ла-Манша и, наконец, Флот метрополии . Еще одно короткое развертывание в Средиземноморье последовало в 1908–1909 годах. По возвращении в Великобританию ее поместили в резерв.

В начале Первой мировой войны в августе 1914 года она была мобилизована для службы на станции Южная Америка , где патрулировала немецкие торговые рейдеры. Она участвовала в поисках немецкой восточноазиатской эскадры вице-адмирала Максимилиана фон Шпее . Слишком медленный, чтобы следовать адмирала сэра Кристофера Крэдока за крейсерами , он пропустил битву при Коронеле в ноябре 1914 года, в которой Крэдок потерпел поражение. Пришвартованный в Порт-Стэнли в качестве оборонительной батареи, он произвел первые выстрелы в битве за Фолклендские острова в декабре, что заставило Спи прекратить атаку, прежде чем его преследовали и уничтожали адмирала Даветона Стерди линейные крейсеры .

Канопус был переброшен в Средиземное море в начале 1915 года для Дарданелльской кампании . Она участвовала в крупных атаках на прибрежные укрепления Османской империи, защищавшие Дарданеллы, в марте 1915 года, но британский и французский флоты оказались неспособны форсировать проливы. После того, как Галлиполийская кампания завершилась выводом союзных войск в январе 1916 года, Канопус патрулировал восточное Средиземноморье, но дальнейших действий не предпринял. Выведен из эксплуатации в апреле 1916 г. и в начале 1918 г. переоборудован в казарменный корабль. После войны в 1920 г. корабль был разобран .

Правый фасад, план палубы и разрез корпуса, как показано в «Военно-морском ежегоднике Брасси» за 1906 год.

«Канопус» и пять его однотипных кораблей были спроектированы для службы в Восточной Азии, где новая восходящая держава Япония начала строить мощный военно-морской флот, хотя эта роль была быстро отменена Англо -японским союзом 1902 года. Корабли были спроектированы так, чтобы меньше, легче и быстрее своих предшественников, Majestic линкоров класса . Canopus 421 фут 6 дюймов (128,47 м) имел общую длину , ширину 74 фута (23 м) и осадку 26 футов 2 дюйма (7,98 м). Его водоизмещение 13 150 длинных тонн (13 360 т ) в нормальном режиме и до 14 300 длинных тонн (14 500 т) при полной загрузке . Ее экипаж насчитывал 682 офицера и рядового состава . [ 1 ]

Корабли класса «Канопус» были оснащены парой 3-цилиндровых двигателей тройного расширения , а пар вырабатывался двадцатью котлами Бельвилля . Это были первые британские линкоры с водотрубными котлами , которые вырабатывали больше мощности при меньшем весе по сравнению с жаротрубными котлами, использовавшимися на предыдущих кораблях. Новые котлы привели к использованию продольных воронок вместо расположенной рядом воронок, которая использовалась на многих предыдущих британских линкорах. Корабли класса «Канопус» зарекомендовали себя как хорошие пароходы с высокой для линкоров того времени скоростью — 18 узлов (33 км/ч; 21 миль в час) при указанной мощности 13 500 лошадиных сил (10 100 кВт) — на целых два узла быстрее, чем у Majestic . . [ 2 ]

Канопус имел главную батарею из четырех 12-дюймовых (305-мм) орудий 35-го калибра, установленных в двухорудийных башнях в носовой и кормовой части; эти орудия были установлены в круглых барбетах, которые позволяли заряжать со всех сторон, хотя и на фиксированной высоте. На кораблях также была установлена ​​дополнительная батарея из двенадцати 6-дюймовых (152-мм) орудий 40-го калибра, установленных в казематах , а также десять 12-фунтовых орудий и шесть 3-фунтовых орудий для защиты от торпедных катеров . Как это было принято для линкоров того периода, он также был оснащен четырьмя 18-дюймовыми (457-мм) торпедными аппаратами, погруженными в корпус , по два на каждом борте рядом с носовым и кормовым барбетом. [ 1 ]

Для экономии веса Canopus нес меньше брони, чем Majestic s — 6 дюймов (152 мм) на поясе по сравнению с 9 дюймами (229 мм) — хотя переход от брони Harvey в Majestic к броне Krupp в Canopus означал, что потеря Защита была не такой высокой, как могла бы быть: броня Круппа имела большую защитную ценность при данном весе, чем ее эквивалент Харви. Точно так же другая броня, используемая для защиты корабля, также могла быть тоньше; переборки . на обоих концах пояса имели толщину от 6 до 10 дюймов (от 152 до 254 мм) Башни главной батареи имели толщину 10 дюймов и находились на барбетах толщиной 12 дюймов (305 мм) , а казематная батарея была защищена 6-дюймовой сталью Круппа. Ее боевая рубка также имела 12 толстых бортов. Он был оснащен двумя бронепалубами толщиной 1 и 2 дюйма (25 и 51 мм) соответственно. [ 2 ]

История обслуживания

[ редактировать ]
Иллюстрация Канопуса в 1900 году, автор Фред Т. Джейн.

Канопуса » « Киль был заложен на верфи Портсмута 4 января 1897 года. Корабль был спущен на воду 12 октября 1897 года и завершен 5 декабря 1899 года. [ 3 ] Она была названа в честь древнего города Канопус в Египте , где битва на Ниле . произошла [ 4 ] Канопус был введен в эксплуатацию капитаном Уилмотом Фоксом в Портсмуте 5 декабря 1899 года для службы на Средиземноморском флоте . Капитан Гарри Сивелл Ниблетт был назначен командующим в ноябре 1900 года, и он проходил ремонт на Мальте. с декабря 1900 года по июнь 1901 года В мае 1902 года он посетил Палермо, чтобы присутствовать на торжествах в связи с открытием королем Виктором Эммануэлем сельскохозяйственной выставки . [ 5 ] а в следующем месяце она посетила Ларнаку . [ 6 ] Капитан Филип Фрэнсис Тиллард был назначен командующим 1 декабря 1902 года. [ 7 ] и она закончила свою службу в Средиземноморье в апреле следующего года и перешла в резерв в Портсмуте 25 апреля 1903 года. Находясь в резерве, «Канопус» прошел обширный ремонт от Каммелла Лэрда в Биркенхеде , который длился с мая 1903 года по июнь 1904 года. в резерв в Портсмуте, он был протаранен линкором HMS Barfleur в заливе Маунтс во время маневров 5 августа 1904 года, получив легкие повреждения. [ 8 ]

Канопус вернулся в полную строй 9 мая 1905 года и сменил линкор HMS Centurion на китайской станции. Она достигла Коломбо , Цейлон, во время своего исходящего путешествия, когда Соединенное Королевство и Япония ратифицировали договор о союзе. Альянс означал, что Соединенное Королевство могло сократить присутствие на Китайской станции, и линкоры там больше не требовались, поэтому Канопус был отозван из Коломбо в июне 1905 года и, таким образом, стал единственным линкором класса Канопус , который не служил на Китайской станции. . По возвращении в Соединенное Королевство «Канопус» начал службу в Атлантическом флоте 22 июля 1905 года. В январе 1906 года он перешел во флот Ла-Манша , а позже в том же году был оснащен системой управления огнем. 10 марта 1907 года она была переведена в Портсмутскую дивизию Флота метрополии в Портсмуте. [ 8 ] где в мае 1907 года ее сократили до основного экипажа. [ 9 ] и прошел ремонт в период с ноября 1907 года по апрель 1908 года. После завершения ремонта «Канопус» вступил в строй 28 апреля 1908 года для службы на Средиземноморском флоте. В декабре 1909 года он был переведен на службу в 4-ю дивизию Флота метрополии и во время этой службы проходил ремонт на верфи Чатема с июля 1911 по апрель 1912 года. [ 8 ] В мае 1912 года он ушел в резерв на «Норе», чтобы служить базовым кораблем 4-й дивизии Флота Метрополии. В 1913 и 1914 годах он находился в доке Пембрук в Уэльсе в составе 3-го флота . [ 9 ] Корабли 3-го флота, хотя и находились в действующем списке, фактически находились в резерве, так как имели небольшой дежурный экипаж, который будет укомплектован только в случае войны. [ 10 ]

Первая мировая война

[ редактировать ]
Канопус в Первой мировой войне

После начала Первой мировой войны в августе 1914 года «Канопус» был сдан в эксплуатацию 7 августа 1914 года. [ 9 ] для службы в 8-й боевой эскадрилье флота Ла-Манша под командованием капитана Хиткоута Гранта . Он был отстранен от этой обязанности 21 августа 1914 года для работы со станции Кабо-Верде Канарские острова для поддержки тамошней крейсерской эскадры. В начале сентября ее родственный корабль HMS Albion сменил , и «Канопус» перешел на станцию ​​в Южной Америке, чтобы стать там сторожевым кораблем и оказывать поддержку эскадре крейсеров контр-адмирала Кристофера Крэдока . По пути «Канопус» чуть не столкнулся с немецким лёгким крейсером «Карлсруэ» у берегов Бразилии, но немецкий корабль перехватил британские радиосигналы прежде, чем «Канопус» смог его обнаружить. [ 11 ]

Станция Южных морей

[ редактировать ]
Эскиз Канопуса в Стэнли

Канопус покинул скалы Аброльос 8 октября 1914 года, чтобы помочь кораблям Крэдока в поисках немецкой восточноазиатской эскадры вице -адмирала Максимилиана фон Шпее , направлявшейся в Южную Атлантику с Дальнего Востока. Канопус прибыла в Стэнли на Фолклендских островах 18 октября 1914 года, где взяла на себя обязанности сторожевого корабля и эскорта. [ 8 ] Крэдок изначально намеревался взять Канопус своей эскадрой, состоявшей из броненосных крейсеров «Гуд Хоуп» и «Монмут» , легкого крейсера «Глазго» и вспомогательного крейсера «Отранто» , но ее опоздание в сочетании с тем, что по прибытии в море она потребовала капитального ремонта. Фолклендские острова вынудили Крэдока продолжить путь без нее. Кроме того, «Канопус» мог развивать скорость не более 12 узлов (22 км/ч), [ 12 ] из-за чего Крэдоку было бы трудно заставить восточноазиатскую эскадру вступить в бой. Крэдок приказал Канопусу присоединиться к нему, когда это будет возможно, хотя он намеревался использовать ее только для защиты своих угольщиков . 27 октября Крэдок направил свой легкий крейсер «Глазго» в Коронель для сбора разведданных, а на следующий день приказал Канопусу переправить угольщиков на острова Хуана Фернандеса , где его эскадра пополнит запасы топлива. Глазго прибыл в Коронель 31 октября, но отбыл 1 ноября слишком рано, чтобы получить приказ от Первого морского лорда о том, что Крэдок не должен рисковать вступать в бой с эскадрой Спи без «Канопуса» . [ 13 ]

Канопус все еще находился примерно в 300 морских милях (560 км) к югу от Крэдока, когда он столкнулся с эскадрой Спи, и немецкие корабли были быстрее британских крейсеров, не позволяя Крэдоку воссоединиться с Канопусом . В последовавшей битве при Коронеле восточноазиатская эскадра потопила оба броненосных крейсера Крэдока и повредила Глазго ; к тому времени, когда Крэдок потерпел поражение, Канопус все еще находился на расстоянии 250 морских миль (460 км). Глазго и Отранто бежали на юг и встретились с Канопусом . [ 14 ] Спи прекратил преследование бегущих британских кораблей, когда узнал, что «Канопус» находится в этом районе, и на следующий день написал, что «против этого корабля мы вряд ли сможем что-либо сделать. Если бы они сохранили свои силы вместе, мы, скорее всего, должны были бы выйти на второе место». [ 15 ] Вскоре после того, как новости о битве достигли Британии, Королевский флот приказал всем военно-морским силам в регионе консолидироваться; сюда входили остатки командования Крэдока, а также броненосные крейсеры «Дефенс» , «Карнарвон» и «Корнуолл» . пара линейных крейсеров «Инвинсибл» и «Инфлексибл была выделена Кроме того, из состава Великого флота » — для выслеживания и уничтожения эскадры Шпее. [ 16 ]

Иллюстрация стрельбы Канопуса по эскадрилье Шпее

Канопус и Глазго вернулись в Стэнли, прибыв туда 8 ноября 1914 года; они немедленно присоединились к британским военным кораблям, сосредоточившимся у реки Плейт . Канопусу было приказано вернуться на Фолклендские острова и 9 ноября разместиться в Стэнли для охраны порта. Она прибыла через три дня и начала готовиться к обороне гавани. [ 17 ] В Стэнли команда «Канопуса » организовала оборону от нападения графа Шпее. Сама Канопус была выброшена на берег в илистой отмели. [ 9 ] на позиции, которая позволяла ей прикрывать вход в гавань и иметь зону обстрела с суши на юго-востоке; Чтобы уменьшить ее видимость, ей повредили стеньги и замаскировали ее. Наблюдательный пункт был установлен на берегу на возвышенности и связан с кораблем телефоном, что позволяло Канопусу вести огонь с закрытых позиций по приближающимся кораблям. Некоторые из ее 12-фунтовых орудий и отряд из семидесяти королевских морских пехотинцев были высажены на берег для защиты Стэнли и его окрестностей. [ 8 ] 25 ноября «Канопус» перехватил радиосообщение, в котором указывалось, что эскадра Спи обошла мыс Горн , хотя сообщение было ошибочным; Шпее действительно совершил переход в ночь с 1 на 2 декабря. К 4 декабря экипаж «Канопуса » завершил подготовку. [ 18 ]

7 декабря основная британская эскадра под командованием вице-адмирала Даветона Стерди прибыла в Стэнли и начала добывать уголь, намереваясь через два дня отправиться на поиски Спи. Вместо этого утром 8 декабря немецкая эскадра прибыла к Стэнли; в 07:50 наблюдатели на борту «Канопуса» подняли тревогу. Вскоре после 09:00, когда немецкие крейсеры «Гнейзенау» и «Нюрнберг » подошли на расстояние 11 000 ярдов (10 000 м), «Канопус» произвел два залпа, оба из которых не увенчались успехом. что осколки второго залпа попали в одну Гнейзенау из воронок Наблюдатели заявили , . [ 8 ] [ 19 ] хотя, по мнению современных историков, в том числе Роберта Гардинера и Рэндала Грея, [ 9 ] Хью Страчан , [ 20 ] и Пол Халперн , [ 21 ] «Канопус» не попал ни в один залп. Под огнем Канопуса и заметив треножные мачты линейных крейсеров Стерди Спи отменил запланированную атаку своих войск на Фолклендские острова. В 09:31 «Канопус» прекратил огонь, поскольку немцы начали отход. Линейные крейсеры Стерди, значительно более быстрые, чем корабли Спи, в конце концов поймали и уничтожили Восточно-Азиатскую эскадру, за исключением легкого крейсера СМС Дрезден , который смог убежать от британских преследователей. [ 22 ] Канопус , все еще пришвартованный в грязи, остался в Стэнли и пропустил остаток битвы. Канопус покинула Фолклендские острова 18 декабря 1914 года, чтобы вернуться к своим обязанностям на южноамериканской станции на скалах Аброльос. [ 8 ]

Дарданелльская кампания

[ редактировать ]
(305-мм) орудия «Канопус» 12- дюймовые ведут огонь по турецкой обороне в Дарданеллах , март 1915 года. Фото Эрнеста Брукса .

В феврале 1915 года «Канопус» переправился в Средиземное море для участия в Дарданелльской кампании . 2 марта 1915 года она приняла участие во второй атаке на входные форты османских турок в Дарданеллах . [ 8 ] В ходе этой операции она возглавляла 4-ю поддивизию, в которую также входили додредноуты «Корнуоллис» и «Свифтсюр» . Канопусу и Свифтсуру было поручено подавить орудия в крепости Дарданус, в то время как Корнуоллис должен был атаковать небольшие батареи в Интепе и Эренкой . Канопус и Swiftsure вошли в пролив в 13:20 и приблизились на расстояние 1000 ярдов (910 м) к северному берегу, где в 14:20 они открыли огонь по крепости на другой стороне пролива, примерно на расстоянии 7500 ярдов (6900 м). ) прочь. Корабли вели огонь около двух часов, прежде чем османы внутри Дардана открыли ответный огонь в 16:15, что они и сделали довольно точно, быстро оседлав Канопус и попав в его квартердек , повредив кают-компанию . Второй снаряд сбил ее стеньгу, а третий пробил ее за воронкой, взорвался и обрушил осколки на две ее лодки. [ 23 ]

Сильный османский огонь вынудил Канопуса и Свифтсура отойти со своих позиций для бомбардировки, хотя это также поставило их в зону досягаемости орудий Эренкея, в то время как те, что были в Дардане, все еще могли атаковать их. Корнуоллис , заставив замолчать орудия в Интепе, начал обстрел Эренкея, в то время как Канопус и Свифтсюр продолжали огонь по Дарданусу. Османы неоднократно оседлали три линкора, но, находясь дальше в проливе, у них было больше места для маневра, и поэтому они избегали прямых попаданий. К 16:40 орудия у Дардануса замолчали, что позволило всем трем кораблям сосредоточить огонь на Эренкее, где батареи были быстро нейтрализованы. Затем три корабля отошли, по-видимому, достигнув своей цели, однако той ночью, когда эсминцы и тральщики попытались расчистить минные поля, блокирующие проливы, они были встречены очень сильным огнем и были вынуждены отступить. [ 24 ] Во время третьей высадки 4 марта 1915 года она провела демонстрацию у побережья Эгейского моря, чтобы связать сухопутные войска Османской империи. [ 8 ] [ 25 ]

Она прикрывала бомбардировку фортов супердредноутом HMS Queen Elizabeth 8 марта и прикрывала тральщики, пытавшиеся зачистить минные поля у Кефеса 10 марта. [ 8 ] В ходе операции 10-го числа она, защищенный крейсер «Аметист» и несколько эсминцев прикрывали отряд тральщиков. Канопус попытался уничтожить прожекторы береговых орудий Османской империи, но не смог их вывести из строя. В результате, когда тральщики попытались обезвредить мины, они попали под интенсивный обстрел и были вынуждены отступить, один из них в хаосе подорвался на мине. [ 26 ] Она также приняла участие в крупной атаке на форты Нэрроуз 18 марта 1915 года. [ 8 ] Во время атаки 18 марта флот британских и французских военных кораблей, включая «Королеву Елизавету» и линейный крейсер «Инфлексибл» , попытается подавить форты днем, что позволит тральщикам наконец очистить поля, не затронутые османским огнем. Британским кораблям поначалу удалось нанести сильный урон крепостям, но линкор «Агамемнон» , а затем «Инфлексибл» начал получать серьезные повреждения от береговых батарей. Французские линкоры также начали получать повреждения, а линкор «Буве» подорвался на мине и взорвался. [ 27 ]

Французские корабли начали отступать, но «Канопус» и другие британские линкоры продолжили бомбардировку. Вскоре после этого «Инфлексибл» подорвался на мине и получил серьезные повреждения, но сумел отступить. Линкоры «Иррезистибл» и «Океан» также подорвались на минах и оба затонули, что вынудило британцев прекратить атаку. [ 28 ] После этой атаки «Канопус» и защищенный крейсер HMS Talbot сопровождали поврежденный «Инфлексибл» 6 апреля из Мудроса на Мальту. В плохую погоду и когда «Инфлексибл» почти затонул, «Канопусу» пришлось взять искалеченный линейный крейсер на буксир кормой вперед в течение последних шести часов плавания 10 апреля. [ 29 ] Вернувшись в Дарданеллы, Канопус принял участие в блокаде Смирны. [ 9 ] и прикрывал отвлекающую атаку на Булаир во время главного десанта 25 апреля 1915 г. [ 8 ] В мае она поддерживала силы Анзака на берегу, в том числе во время мощной контратаки Османской империи 19 мая. [ 30 ] ее однотипный корабль «Альбион» застрял на песчаной отмели у Габа-Тепе Когда 22–23 мая 1915 года под сильным огнем, «Канопус» отбуксировал ее на свободу. [ 31 ] 25 мая «Канопус» отошел к Мудросу и, покидая Дарданеллы, столкнулся с немецкой подводной лодкой SM U-21 , которая позже в тот же день потопила линкор «Триумф» . [ 32 ] Затем «Канопус» прошел ремонт на Мальте с мая по июнь 1915 года. [ 8 ]

После того, как Дарданелльская кампания завершилась эвакуацией союзных войск из Галлиполи в январе 1916 года, Канопус была направлена ​​в британскую Восточно-Средиземноморскую эскадру , где служила до возвращения в Соединенное Королевство в апреле 1916 года. Канопус прибыла в Плимут 22 апреля 1916 года. затем заплатили в Чатеме за предоставление экипажей для противолодочных кораблей. Она оставалась в Чатеме до апреля 1916 года, а позже в 1916 году прошла там ремонт. [ 8 ] в 1917 году восемь 6-дюймовых (152-мм) орудий главной палубы были заменены четырьмя на аккумуляторной палубе, а 12-фунтовые и 3-фунтовые орудия заменены легкими зенитными орудиями в 1917 году; [ 9 ] и стал жилым кораблем в феврале 1918 года. «Канопус» был внесен в список утилизации в Чатеме в апреле 1919 года. Он был продан на слом 18 февраля 1920 года и прибыл в Дувр 26 февраля 1920 года для сдачи на слом. [ 8 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Лион и Робертс , с. 35.
  2. ^ Jump up to: а б Лион и Робертс , стр. 34–35.
  3. ^ Берт 1988 , с. 141.
  4. ^ Пейн , стр. 29–30.
  5. ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36778. Лондон. 27 мая 1902 г. с. 10.
  6. ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36801. Лондон. 23 июня 1902 г. с. 6.
  7. ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36923. Лондон. 12 ноября 1902 г. с. 8.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Берт 1988 , с. 154.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г Престон , с. 7.
  10. ^ Корбетт 1920 , с. 13.
  11. ^ Корбетт 1920 , стр. 77, 84, 272–273, 336.
  12. ^ Мэсси , с. 217.
  13. ^ Корбетт 1920 , стр. 331–332, 355–359.
  14. ^ Корбетт 1920 , стр. 360–369.
  15. «Последние новости Килера» , 20 апреля 1915 г., цитируется по Корбетту (1920), стр. 369
  16. ^ Корбетт 1920 , стр. 379–380.
  17. ^ Корбетт 1920 , стр. 418–420.
  18. ^ Корбетт 1920 , стр. 427, 429.
  19. ^ Корбетт 1920 , стр. 429–433.
  20. ^ Страчан , с. 47.
  21. ^ Халперн , с. 98.
  22. ^ Корбетт 1920 , стр. 433–445.
  23. ^ Корбетт 1921 , с. 170–171.
  24. ^ Корбетт 1921 , стр. 171–172.
  25. ^ Корбетт 1921 , стр. 178–179.
  26. ^ Мардер , с. 242.
  27. ^ Корбетт 1921 , стр. 213–218.
  28. ^ Корбетт 1921 , стр. 219–223.
  29. ^ Берт 1986 , с. 59.
  30. ^ Корбетт 1923 , стр. 25, 28.
  31. Берт сообщает дату буксировки 23 мая 1915 года на стр. 154, а по состоянию на 24 мая 1915 г. на с. 159
  32. ^ Корбетт 1923 , с. 29.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5ab7cd30d7390a0977f4cbb1b54a6406__1721283900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5a/06/5ab7cd30d7390a0977f4cbb1b54a6406.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
HMS Canopus (1897) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)