HMS Vengeance (1899)
![]() HMS Vengeance в гавани до принятия Королевским флотом в 1903 году общей серой цветовой схемы военного корабля.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | HMS Месть |
Заказал | Программа 1897 года |
Строитель | Викерс , Барроу-ин-Фернесс |
Заложен | 23 августа 1898 г. |
Запущен | 25 июля 1899 г. |
Завершенный | апрель 1902 г. |
Введен в эксплуатацию | 8 апреля 1902 г. |
Выведен из эксплуатации | 9 июля 1920 г. |
Судьба | Продан на слом 1 декабря 1921 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Канопус» класса до дредноута Линкор |
Смещение | Полная загрузка : 14 300 длинных тонн (14 500 т ) |
Длина | 421 футов 6 дюймов (128,5 м) ( длина ) |
Луч | 74 фута (22,6 м) |
Черновик | 26 футов (7,9 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | |
Скорость | 18 узлов (33 км/ч) |
Дополнить | 682 |
Вооружение |
|
Броня |
HMS Vengeance — предшествовавший созданию дредноута линкор британского королевского флота, , относящийся к «Канопус» классу . Предназначенный для службы в Азии, Vengeance и его родственные корабли были меньше и быстрее, чем предыдущие Majestic линкоры класса , но сохранили ту же батарею из четырех 12-дюймовых (305-мм) орудий. Он также имел более тонкую броню, но использовал новую крупповскую сталь , которая была более эффективной, чем броня Харви, используемая в Majestic . Vengeance был заложен в августе 1898 года, спущен на воду в июле 1899 года и вступил в состав флота в апреле 1902 года.
При поступлении на службу «Венджанс» был направлен на Китайскую станцию , но англо-японский союз сделал ее присутствие там ненужным, и она вернулась в европейские воды в 1905 году. В конце того же года она прошла ремонт, который длился до 1906 года. Затем она служила в Флот Ла-Манша до 1908 года, когда она перешла на Флот Метрополии , после чего выполняла второстепенные роли, в том числе в качестве тендера и учебного артиллерийского корабля . В 1913 году переведена в 6-ю боевую эскадру Второго флота .
После вступления Великобритании в Первую мировую войну в августе 1914 года, «Месть» патрулировала Ла-Манш в составе 8-й боевой эскадрильи , а затем перебралась в Александрию для защиты Суэцкого канала в ноябре 1914 года. Затем в январе 1915 года она присоединилась к Дарданелльской кампании , где участвовала в обширных боевых действиях. пытаясь форсировать пролив Дарданеллы в феврале и марте, а затем поддерживая боевые действия на берегу во время Галлиполийской кампании в апреле и мае. Утомленная этими операциями, она вернулась в Великобританию для ремонта. Она была повторно введена в эксплуатацию в декабре 1915 года для службы в Восточной Африке , во время которой она поддерживала захват Дар-эс-Салама в Германской Восточной Африке . Она снова вернулась в Великобританию в 1917 году и была выведена из эксплуатации, после чего выполняла вспомогательные функции до 1921 года, когда ее продали на металлолом . Vengeance распалась В следующем году .
Дизайн
[ редактировать ]
Vengeance и пять ее однотипных кораблей были спроектированы для службы в Восточной Азии, где новая восходящая держава Япония начала строить мощный военно-морской флот, хотя эта роль была быстро отменена Англо-японским союзом 1902 года. Корабли были спроектированы так, чтобы меньше, легче и быстрее своих предшественников, Majestic линкоров класса . Vengeance составляла 421 фут 6 дюймов (128,47 м) Общая длина , ширина - 74 фута (23 м) и осадка - 26 футов 2 дюйма (7,98 м). Его водоизмещение 13 150 длинных тонн (13 360 т ) в нормальном режиме и до 14 300 длинных тонн (14 500 т) при полной загрузке . Ее экипаж насчитывал 682 офицера и рядового состава . [ 1 ]
Корабли класса «Канопус» были оснащены парой 3-цилиндровых двигателей тройного расширения , а пар вырабатывался двадцатью котлами Бельвилля . Это были первые британские линкоры с водотрубными котлами , которые вырабатывали больше мощности при меньшем весе по сравнению с жаротрубными котлами, использовавшимися на предыдущих кораблях. Новые котлы привели к использованию продольных воронок вместо расположенной рядом воронок, которая использовалась на многих предыдущих британских линкорах. Корабли класса «Канопус» зарекомендовали себя как хорошие пароходы с высокой для линкоров того времени скоростью — 18 узлов (33 км/ч; 21 миль в час) при указанной мощности 13 500 лошадиных сил (10 100 кВт) — на целых два узла быстрее, чем у Majestic . . [ 2 ]
У Vengeance была главная батарея из четырех орудий BL 12 дюймов (305 мм) 35-го калибра Mk VIII, установленных в двухорудийных башнях в носовой и кормовой части; эти орудия были установлены в круглых барбетах , которые позволяли заряжать со всех сторон, хотя и на фиксированной высоте. На кораблях также была установлена дополнительная батарея из двенадцати 6-дюймовых (152-мм) орудий 40-го калибра, установленных в казематах , а также десять 12-фунтовых орудий и шесть 3-фунтовых орудий для защиты от торпедных катеров . Как это было принято для линкоров того периода, он также был оснащен четырьмя 18-дюймовыми (457-мм) торпедными аппаратами, погруженными в корпус , по два на каждом борте рядом с носовым и кормовым барбетом. [ 1 ] [ 3 ]
Для экономии веса Vengeance имел меньше брони, чем Majestic s — 6 дюймов (152 мм) на поясе по сравнению с 9 дюймами (229 мм) — хотя переход от брони Харви в Majestic к броне Круппа в Vengeance означал, что потеря Защита была не такой высокой, как могла бы быть: броня Круппа имела большую защитную ценность при заданной толщине, чем ее эквивалент Харви. Точно так же другая броня, используемая для защиты корабля, также могла быть тоньше; Переборки . на обоих концах пояса имели толщину от 6 до 10 дюймов (от 152 до 254 мм) Башни главной батареи имели толщину 8 дюймов и находились на барбетах диаметром 12 дюймов (305 мм), а казематная батарея была защищена 6-дюймовой крупповской сталью. Ее боевая рубка также имела 12 толстых бортов. Он был оснащен двумя бронепалубами толщиной 1 и 2 дюйма (25 и 51 мм) соответственно. [ 2 ]
История обслуживания
[ редактировать ]До Первой мировой войны
[ редактировать ]
HMS Vengeance был заложен компанией Vickers в Барроу-ин-Фернесс 23 августа 1898 года и спущен на воду 25 июля 1899 года. Ее завершение было отложено из-за повреждения дока для оснащения, и он был завершен только в апреле 1902 года. Он был первым Британский линкор, полностью построенный, вооруженный и оснащенный одной компанией. [ 4 ] HMS Vengeance был введен в эксплуатацию в Портсмуте капитаном Лесли Крири Стюартом 8 апреля 1902 года для службы в Средиземноморском флоте . [ 5 ] Она покинула Соединенное Королевство в начале следующего месяца. [ 6 ] прибытие на Мальту 12 мая. [ 7 ] В сентябре 1902 года посетила Эгейское море с другими кораблями станции для совместных маневров у Науплии . [ 8 ] а два месяца спустя она снова посетила Платею . [ 9 ] В июле 1903 года он перешел на Китайскую станцию, чтобы сменить свой однотипный корабль « Голиаф» , и прошел ремонт в Гонконге в 1903–1904 годах. [ 10 ]
В 1905 году Великобритания и Япония ратифицировали союзный договор, уменьшив необходимость в большом присутствии Королевского флота на Китайской станции и вызвав отзыв со станции всех линкоров. [ 11 ] Месть была отозвана 1 июня 1905 г. [ 10 ] и проследовала в Сингапур , где она и ее родственный корабль «Альбион» встретились со своим родным «Океаном» и линкором «Центурион» . Четыре линкора покинули Сингапур 20 июня 1905 года и вместе с ними направились домой, прибыв в Плимут 2 августа 1905 года. [ 11 ] «Месть» окупилась в Девонпортском резерве 23 августа 1905 года и прошла ремонт, который продолжался до 1906 года. [ 10 ] во время которого ее техника была отремонтирована. [ 12 ]
15 мая 1906 года Vengeance был принят на службу во флот Ла-Манша . Он был переведен во флот метрополии 6 мая 1908 года, а 13 июня 1908 года был поврежден в результате столкновения с торговым судном SS Begore Head в Портсмуте. [ 10 ] В феврале 1909 года она перешла в дивизию Нор Флота Метрополии на Норе , где стала базовым кораблем для судов специального назначения, и приземлилась в устье Темзы 28 февраля 1909 года без повреждений . В апреле 1909 года он поступил в артиллерийскую школу Chatham Dockyard , где работал артиллерийским тренировочным кораблем. 29 ноября 1910 года у Vengeance случилась еще одна авария, когда она столкнулась в тумане с торговым судном SS Biter , в результате чего были повреждены борт, сетчатая полка и сетевые стрелы. Затем Vengeance служил в 6-й боевой эскадре, базировавшейся в Портленде , а затем в январе 1913 года стал учебным артиллерийским кораблем на острове Нор. [ 12 ] [ 13 ] 6-я эскадра вместе с 5-й боевой эскадрой составляла ядро Второго флота . [ 14 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]
С началом Первой мировой войны в августе 1914 года Королевский флот был мобилизован для встречи с немецким флотом открытого моря . 7 августа 6-я боевая эскадра была расформирована, а более современные «Дункан» линкоры класса были переданы Великому флоту ; [ 15 ] «Месть» была приписана к 8-й боевой эскадрилье Флота Ла-Манша. 8-й эскадрилье было поручено патрулировать Ла -Манш и Атлантику . [ 12 ] хотя Vengeance был быстро переведен в 7-ю боевую эскадру 15 августа 1914 года, чтобы заменить линкор Prince George эскадры в качестве флагмана . Вскоре после этого половина линкоров 7-й эскадры была рассредоточена для усиления отдельных крейсерских эскадр, патрулирующих немецкие торговые рейдеры , остались только «Возмездие» , «Принц Георгий» , «Цезарь» и «Голиаф» и защищенный крейсер «Прозерпина» . Она прикрывала высадку Плимутского батальона морской пехоты в Остенде , Бельгия, 25 августа 1914 года. Для этой операции она и другие пять кораблей эскадры вместе с шестью эсминцами сопровождали военные корабли ; в то же время части Великого флота атаковали линию немецкого патруля у Гельголанда, чтобы занять Флот открытого моря. [ 13 ] [ 16 ]
В ноябре 1914 года он был переведен в Александрию для замены пары старых французских кораблей, линкора «Буве» и броненосного крейсера «Амирал Чарнер», которые, в свою очередь, заменили броненосные крейсеры « Черный принц» и «Уорриор» в качестве охранных кораблей Суэцкого канала . [ 17 ] Позже она перешла на станцию Кабо-Верде - Канарские острова , чтобы заменить Альбион в качестве сторожевого корабля на Сент-Винсенте . [ 18 ] [ 12 ]
Дарданелльская кампания
[ редактировать ]
22 января 1915 года Vengeance был выбран для участия в Дарданелльской кампании . В том же месяце она остановилась в Гибралтаре , чтобы взять на борт адмирала Джона де Робека и стать вторым флагманом Дарданелльской эскадры, и прибыла на Дарданеллы в феврале 1915 года. [ 12 ] [ 19 ] [ 20 ] Адмирал Саквилл Карден , командующий британским Средиземноморским флотом, разработал план форсирования проливов и нападения на столицу Османской империи путем нейтрализации береговой обороны Османской империи на большом расстоянии, разминирования минных полей в Дарданеллах, а затем выхода в Мраморное море . [ 21 ]
Месть участвовала в первой бомбардировке входных фортов Османской Турции 18 и 19 февраля 1915 года, хотя ее роль флагмана де Робека ограничивала ее наблюдением за огнем других кораблей в его строю. У линкора «Корнуоллис» возникли проблемы с кабестаном , и он не смог поставить якорь на огневой позиции, что вынудило «Месть» занять ее место. Она обстреляла крепость Оркание прямой наводкой , но воздушная разведка доказала, что крепостные орудия не были выведены из строя. Тем не менее Карден приказал Vengeance и нескольким другим линкорам приблизиться к своим целям и атаковать их с близкого расстояния. Французский линкор «Сюффрен» присоединился к «Вести» в обстреле Оркани. Позже во второй половине дня оба корабля начали вести огонь по батарее в Кумкале из своих главных орудий, в то время как их вторичная батарея продолжала стрелять по Оркани. В 16:10 Карден приказал им прекратить огонь и осмотреть укрепление. При закрытии «Месть» попала под шквальный огонь Оркани и батареи в Мыс Хеллес . Контре-амирал (контр-адмирал) Эмиль Гепрат , командующий французским контингентом, позже писал, что «смелая атака «Мести», бросившаяся на форты, когда их огонь никоим образом не был уменьшен, была одним из лучших эпизодов дня. ." В результате обстрела из фортов она получила некоторые повреждения мачт и такелажа, но прямого попадания в нее не получила. На помощь ей пришли еще несколько линкоров, и в 17:20 Карден приказал отступать. [ 19 ] [ 22 ]
25 февраля «Весть» приняла участие в очередной атаке крепостей Дарданелл. Вместе с «Корнуоллисом» и французскими линкорами «Сюффрен» и «Карл Великий» она возглавила штурм, который поддерживали один французский и три британских линкора. Как только четыре линкора поддержки заняли свои позиции и начали стрелять с большого расстояния, чтобы подавить османские батареи, «Весть» и «Корнуоллис» сделали первый заход с близкого расстояния, намереваясь уничтожить орудия прямыми попаданиями. Де Робек подвел «Возмездие» на расстояние 4000 ярдов (3700 м) от укреплений в Кумкале и стрелял в течение десяти минут, прежде чем развернуться, чтобы позволить Корнуоллису открыть огонь. Затем последовали два французских корабля, и к 15:00 османские орудия были эффективно подавлены, что позволило тральщикам продвинуться вперед и попытаться разминировать минные поля; большая часть флота отошла, пока работали тральщики, хотя «Возмездие» и линкоры «Альбион» и «Триумф» остались, чтобы прикрывать их. Очистив эти поля, военные корабли союзников теперь могли сами войти в Дарданеллы, открыв путь для атаки дополнительных укреплений вокруг города Дардан . В то время как другие корабли обстреливали тамошние форты, «Месть» и линкор « Неотразимый» отправили людей на берег, чтобы уничтожить заброшенную артиллерийскую батарею возле Кумкале, при этом оба корабля остались у берега для поддержки рейда. Мужчины приземлились, не встретив сопротивления, но отряд «Мести» быстро попал под огонь османской пехоты на дальней стороне Кумкале. Лейтенант-коммандер Эрик Гаскойн Робинсон , возглавлявший отряд подрывников « Возмездия » , в одиночку пошел вперед, чтобы уничтожить османскую зенитку, а затем возглавил свой отряд, чтобы уничтожить вторую зенитку и одну оставшуюся пушку на батарее Оркани. За свои действия он был награжден Крестом Виктории . Османское сопротивление предотвратило дальнейшие действия, и люди вернулись в Месть . [ 23 ]
К концу февраля Vengeance нуждался в ремонте котла, поэтому де Робек передал свой флаг Irresistible , а Vengeance отправился на ремонт в Мудрос . Она вернулась к 6 марта, как раз к новой бомбардировке османской обороны; де Робек снова передал свой флаг обратно на корабль для операции. На этот раз план включал использование Альбиона для обнаружения мощного линкора-дредноута « Куин Элизабет» , который должен был вести огонь непрямым путем в надежде суметь нейтрализовать османские орудия на расстоянии, на котором они не смогут ответить. «Возмездие» и три других линкора накрыли Альбион внутри пролива. Корабли быстро заставили замолчать османские орудия в Дардане, но мобильные артиллерийские батареи постоянно вынуждали Альбион и королеву Елизавету менять позиции, в значительной степени не позволяя последней вести огонь, а первой — корректировать те немногие выстрелы, которые королева Елизавета смогла сделать. Наступление темноты и отсутствие прогресса привели к отмене операции. Два дня спустя, «Куин Элизабет» была отправлена в пролив в попытке уничтожить орудия прямой наводкой, а «Весть» и три других линкора прикрывали ее из мобильных гаубиц. Плохая видимость помешала артиллеристам «Королевы Елизаветы» , и в 15:30 Карден отменил атаку, ничего не добившись. [ 24 ]
Месть также приняла участие в главной атаке на форты Нарроуз 18 марта 1915 года, когда Карден заболел и был вынужден уйти в отставку, оставив де Робека взять на себя общее командование флотом. Поэтому он перенес свой флаг на королеву Елизавету , и «Месть» вернулась во вторую дивизию в качестве частного корабля . Месть затронула османов только во второй половине дня, после того как Буве был заминирован и потоплен. Месть атаковала османскую батарею «Хамидие», но большая часть ее снарядов безвредно упала в центре укрепления, вдали от орудий. Когда стало ясно, что османские крепости не удастся вовремя заставить замолчать, чтобы позволить тральщикам начать разминирование минных полей дальше в проливах, де Робек приказал флоту отойти. При этом два британских линкора также были заминированы и потоплены, а линейный крейсер «Инфлексибл» также подорвался на мине, хотя ему удалось вернуться на Мальту для ремонта. [ 25 ]
К концу апреля в состав Первой эскадры входили «Возмездие» , семь других линкоров и четыре крейсера, под командованием контр-адмирала Росслин Уэмисс . Перед Первой эскадрой была поставлена задача поддержать высадку на мысе Хеллес , которая состоялась 25 апреля. «Месть» и линкор «Лорд Нельсон» изначально были назначены для поддержки высадки в заливе Морто , заняли свои огневые позиции в 05:00 и вскоре после этого открыли огонь по османским позициям на высотах вокруг залива. Лорд Нельсон позже был отправлен для поддержки других пляжей высадки южнее полуострова, а к «Мести» присоединился принц Джордж . Когда союзные сухопутные войска продвигались к Критии , «Возмездие» и несколько других линкоров обеспечивали огневую поддержку, хотя османы заблокировали атаку в Первой битве при Критии . [ 26 ]
В начале мая он оставался за пределами плацдарма, поддерживая правый фланг союзников вместе с лордом Нельсоном и французским линкором «Жорегиберри» . [ 27 ] Она поддерживала наземные войска во время атаки Османской империи на позиции союзников в бухте Анзак 19 мая 1915 года. [ 19 ] перед тем, как удалиться в Мудрос для пополнения запасов топлива и боеприпасов. Она вернулась в Галлиполи 25 мая, чтобы сменить сестру Канопус . , В тот день на нее напала подводная лодка когда она приближалась к Мудросу, но «Венджанс» быстро повернула на правый борт, чтобы избежать торпеды, и произвела несколько выстрелов в перископ подводной лодки , вынудив ее отступить. [ 28 ] К июлю 1915 года у Vengeance возникли дефекты котла, которые помешали ей продолжать боевые действия, и она вернулась в Соединенное Королевство и в том же месяце расплатилась. До декабря 1915 года он находился на ремонте в Девонпорте. [ 19 ]
Позднее обслуживание
[ редактировать ]Vengeance был повторно введен в строй в декабре 1915 года и покинул Девонпорт 30 декабря 1915 года для развертывания в Восточной Африке . [ 19 ] В ноябре Королевский флот начал посылать в этот район подкрепления для поддержки Восточноафриканской кампании ; по прибытии туда она присоединилась к трем мониторам , двум крейсерам, двум вооруженным торговым судам и двум канонерским лодкам . [ 29 ] Находясь там, она поддерживала операции, приведшие к захвату Дар-эс-Салама в 1916 году. В феврале 1917 года Vengeance вернулась в Соединенное Королевство и окупилась. Он простоял до февраля 1918 года, когда был вновь введен в строй для экспериментов с противовспышечной аппаратурой для орудий флота. Она завершила их в апреле 1918 года, а затем была частично разоружена. [ 19 ] при этом сняты четыре 6-дюймовые (152-мм) казематные орудия главной палубы и установлены четыре 6-дюймовые орудия в открытых щитах на аккумуляторной палубе. [ 12 ] В мае 1918 года он стал кораблем со складом боеприпасов. Vengeance был выставлен на продажу в Девонпорте 9 июля 1920 года и продан на слом 1 декабря 1921 года. У него была насыщенная событиями поездка на свалку. После того, как она покинула Девонпорт на буксире 27 декабря 1921 года по пути в Дувр , ее буксирный трос оборвался в Ла-Манше 29 декабря 1921 года. Французские буксиры обнаружили ее и отбуксировали в Шербур , Франция. Оттуда его отбуксировали в Дувр, куда он наконец прибыл на слом 9 января 1922 года. [ 19 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Лион и Робертс , с. 35.
- ^ Jump up to: а б Лион и Робертс , стр. 34–35.
- ^ Берт , с. 172.
- ^ Берт , стр. 141, 158.
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36737. Лондон. 9 апреля 1902 г. с. 10.
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36760. Лондон. 6 мая 1902 г. с. 11.
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36767. Лондон. 14 мая 1902 г. с. 12.
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36897. Лондон. 13 октября 1902 г. с. 7.
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36924. Лондон. 13 ноября 1902 г. с. 11.
- ^ Jump up to: а б с д Берт , с. 156.
- ^ Jump up to: а б Берт , с. 97.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Престон , с. 8.
- ^ Jump up to: а б Берт , с. 157.
- ^ Корбетт 1920 , с. 12.
- ^ Корбетт 1920 , стр. 75–77.
- ^ Корбетт 1920 , стр. 85, 98–100.
- ^ Корбетт 1920 , с. 385.
- ^ Берт , стр. 157–158.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Берт , с. 158.
- ^ Корбетт 1921 , стр. 140–141.
- ^ Корбетт 1921 , с. 143.
- ^ Корбетт 1921 , стр. 144–148.
- ^ Корбетт 1921 , стр. 157–165.
- ^ Корбетт 1921 , стр. 166, 189–194.
- ^ Корбетт 1921 , стр. 213, 218–222.
- ^ Корбетт 1921 , стр. 310, 335, 337, 345, 362.
- ^ Корбетт 1921 , с. 377.
- ^ Корбетт 1923 , стр. 28–29.
- ^ Ньюболт , с. 85.
Ссылки
[ редактировать ]- Берт, Р.А. (2013) [1988]. Британские линкоры 1889–1904 гг . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-173-1 .
- Корбетт, Джулиан Стаффорд (1920). Военно-морские операции: битва за Фолклендские острова, декабрь 1914 г. Том. I. Лондон: Longmans, Green & Co. OCLC 174823980 .
- Корбетт, Джулиан Стаффорд (1921). Военно-морские операции: от битвы за Фолклендские острова до вступления Италии в войну в мае 1915 года . Том. II. Лондон: Longmans, Green & Co. OCLC 924170059 .
- Корбетт, Джулиан Стаффорд (1923). Военно-морские операции: Дарданелльская кампания . Том. III. Лондон: Longmans, Green & Co. OCLC 174824081 .
- Лион, Дэвид и Робертс, Джон (1979). «Великобритания и силы Империи». В Шено, Роджер и Колесник, Юджин М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич: Conway Maritime Press. стр. 1–113. ISBN 978-0-85177-133-5 .
- Престон, Энтони (1985). «Великобритания и силы Империи». В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 1–104. ISBN 978-0-87021-907-8 .
- Ньюболт, Генри (1928). История Великой войны: Морские операции: Том. IV . Лондон: Лонгманс Грин. ОСЛК 220475138 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Диттмар, Ф.Дж. и колледж Дж.Дж., «Британские военные корабли 1914–1919», Лондон: Ян Аллан, 1972. ISBN 0-7110-0380-7 .
- Гиббонс, Тони. Полная энциклопедия линкоров и линейных крейсеров: технический справочник всех крупных кораблей мира с 1860 года по настоящее время . Лондон: Salamander Books Ltd., 1983.
- Груши, Рэндольф. Британские линкоры 1892–1957: великие дни флота . Дж. Кейв Ассошиэйтс, 1979. ISBN 978-0-906223-14-7 .