HMS Irresistible (1898)
![]() Неотразимый в 1914 году
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | неотразимый |
Строитель | Верфь Чатема |
Заложен | 11 апреля 1898 г. |
Запущен | 15 декабря 1898 г. |
Завершенный | Октябрь 1901 г. |
Введен в эксплуатацию | 4 февраля 1902 г. |
Судьба | Заминирован и затоплен, 18 марта 1915 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Грозный » класса Линкор |
Смещение |
|
Длина | 431 футов 9 дюймов (131,6 м) в год |
Луч | 75 футов (22,9 м) |
Черновик | 25 футов 11 дюймов (7,90 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | |
Скорость | 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час) |
Диапазон | 5500 миль (10190 км; 6330 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 780 |
Вооружение | |
Броня |
HMS Irresistible — четвертый корабль Британского Королевского флота с таким названием — был дредноута класса до линкором «Грозный» . Корабли класса Formidable представляли собой развитие более ранних британских линкоров, имели ту же батарею из четырех 12-дюймовых (305-мм) орудий, хотя и более мощные версии 40-го калибра , и максимальную скорость 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час). предыдущего Canopus класса , приняв при этом более тяжелую броневую защиту. Корабль был заложен в апреле 1898 года, спущен на воду в декабре того же года и завершен в октябре 1901 года. Введённый в строй в 1902 году, он первоначально служил в составе Средиземноморского флота до апреля 1908 года, когда был переведен в состав Флота Ла-Манша . Превзойденный с появлением кораблей класса дредноут , он поступил на вооружение Флота Метрополии в 1911 году после ремонта. В 1912 году ее направили в 5-ю боевую эскадрилью .
После начала Первой мировой войны » «Иррезистибл вместе с эскадрой был приписан к флоту Ла-Манша. После операций с Дуврским патрулем , во время которых она бомбардировала немецкие войска на севере Франции, в феврале 1915 года она была направлена в Дарданелльскую кампанию. В феврале и марте она приняла участие в многочисленных безуспешных атаках на османские форты, охранявшие Дарданеллы. Эти операции включали несколько рейдов десантов с целью уничтожения батарей береговой артиллерии Османской империи . 18 марта он подорвался на военно-морской мине , что вызвало сильное наводнение и вывело из строя ее двигатели. Без питания она начала дрейфовать в зону действия турецких орудий, которые вели испепеляющий огонь. Попытки буксировать ее не увенчались успехом, поэтому ее выживший экипаж был эвакуирован, а «Иррезистим» был заброшен и в конечном итоге затонул. В результате затопления ее экипажа погибло около 150 человек.
Дизайн
[ редактировать ]
Проект класса «Грозный» был подготовлен в 1897 году; это было постепенное улучшение по сравнению с предыдущими Majestic и Canopus классами . Formidable принял больший размер Majestic s , взяв при этом более прочную броню Krupp конструкции Canopus . Кроме того, новая конструкция включала более длинные (и, следовательно, более мощные) основные и вспомогательные орудия, а также улучшенную форму корпуса . Эти характеристики позволили получить корабль с лучшей броневой защитой, чем у любого из предыдущих классов, и такой же высокой скоростью, как у «Канопуса» . [ 1 ]
Irresistible 431 фут 9 дюймов (131,6 м) имел общую длину , ширину 75 футов (22,9 м) и осадку 25 футов 11 дюймов (7,90 м). Водоизмещение . 14 500 длинных тонн (14 700 т ) в нормальном режиме и до 15 800 длинных тонн (16 100 т) при полной загрузке Ее экипаж насчитывал 780 офицеров и рядовых . Корабли класса «Грозный» были оснащены парой 3-цилиндровых двигателей тройного расширения , а пар вырабатывался двадцатью котлами Бельвилля . Котлы были объединены в две трубы, расположенные в миделе корабля . Корабли класса «Грозный» имели максимальную скорость 18 узлов (33 км / ч; 21 миль в час) при указанной мощности 15 000 лошадиных сил (11 000 кВт). [ 2 ]
«Иррезистибл» имел главную батарею из четырех 12-дюймовых (305-мм) орудий 40-го калибра, установленных в двухорудийных башнях в носовой и кормовой части; эти орудия были установлены в круглых барбетах, которые позволяли осуществлять заряжание или подъем по кругу. На кораблях также была установлена дополнительная батарея из двенадцати 6-дюймовых (152-мм) орудий 45-го калибра, установленных в казематах , в дополнение к десяти 12-фунтовым 3-дюймовым (76-мм) орудиям и шести 3-фунтовым 47-мм (1,9 дюйма) орудиям. для защиты от торпедных катеров . Как это было принято для линкоров того периода, он также был оснащен четырьмя 18-дюймовыми (457-мм) торпедными аппаратами, погруженными в корпус. [ 2 ]
Irresistible У был бронепояс толщиной 9 дюймов (229 мм); поперечные переборки на обоих концах пояса имели толщину от 9 до 12 дюймов (от 229 до 305 мм). Борта башни главного калибра имели толщину от 8 до 10 дюймов (от 203 до 254 мм), поверх барбетов толщиной 12 дюймов (305 мм) , а казематная батарея была защищена 6-дюймовой крупповской сталью. Ее боевая рубка также имела борта толщиной 14 дюймов (356 мм). Он был оснащен двумя бронепалубами толщиной 1 и 3 дюйма (25 и 76 мм) соответственно. [ 2 ]
История обслуживания
[ редактировать ]До Первой мировой войны
[ редактировать ]Киль пути HMS Irresistible был заложен на верфи Чатема 11 апреля 1898 года и спущен на воду 15 декабря 1898 года в очень незавершенном состоянии, чтобы расчистить для строительства линкора Venerable . «Неотразимый» был завершен в октябре 1901 года. [ 3 ] Корабль был введен в эксплуатацию на верфи Чатема 4 февраля 1902 года капитаном Джорджем Моррисом Хендерсоном и группой из 870 офицеров и солдат для службы Средиземноморского флота . [ 4 ] Она покинула Портсмут в конце марта 1902 года. [ 5 ] прибыв в следующем месяце в Гибралтар , где она сменила турельный корабль «Опустошение» в качестве сторожевого корабля . В мае 1902 года она посетила Огасту, Сицилия . [ 6 ] а в августе 1902 года она отправилась в Пирей . [ 7 ] В конце декабря 1902 года он вернулся в греческие воды, когда посетил Астакос в Ионическом море на кораблях HMS Bulwark и HMS Pioneer . [ 8 ]
За годы пребывания в Средиземном море она потерпела две аварии: столкнулась с норвежским торговым пароходом SS Clive, двигаясь в тумане по пути к вводу в эксплуатацию 3 марта 1902 года, получила значительные повреждения борта корпуса и села на мель Мальте на 5 октября 1905 года. После посадки на мель она прошла там ремонт, а в период с октября 1907 года по январь 1908 года - второй ремонт. В апреле В 1908 году Irresistible был переведен во флот Ла-Манша столкнулся со шхуной , не получив никаких повреждений. , где 4 мая 1908 года, двигаясь в тумане, [ 9 ] В 1909 году ее направили в дивизию Нор , а в мае 1910 года ее сократили до основного экипажа. [ 10 ] Ее служба на флоте Ла-Манша закончилась 1 июня 1910 года, когда она заплатила на верфи Чатема за ремонт. Ее переоборудование завершено, Irresistible введен в эксплуатацию в Чатеме 28 февраля 1911 года для службы в 3-й дивизии Флота Метрополии на острове Нор . [ 11 ] В 1912 году ее направили в 5-ю боевую эскадрилью . [ 10 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]Великобритания вступила в Первую мировую войну в августе 1914 года; 5-я боевая эскадрилья базировалась в Портленде и выполняла патрульные функции в Ла-Манше в составе флота Ла-Манша. Irresistible прикрывал высадку Плимутского батальона морской пехоты в Остенде , Бельгия, 25 августа, а затем прикрывал оккупацию. В октябре–ноябре 1914 года «Иррезистбл» был временно придан Дуврскому патрулю . В ее обязанности входила бомбардировка сил немецкой армии вдоль побережья Бельгии в поддержку войск союзников, сражающихся на фронте. 3 ноября он был отправлен для поддержки патрулей восточного побережья во время немецкого рейда на Ярмут , хотя не участвовал в боевых действиях с немецкими военными кораблями. Irresistible вернулся во флот Ла-Манша позже, в ноябре 1914 года. [ 10 ] [ 12 ] [ 13 ] 5-я боевая эскадрилья была переброшена в Ширнесс 14 ноября для защиты от возможного немецкого вторжения. 30 декабря эскадрилья была переведена обратно в Портленд. [ 14 ]
Дарданелльская кампания
[ редактировать ]

1 февраля 1915 года Irresistible отплыл из Ширнесса в компании с линкором Majestic и направился в восточную часть Средиземного моря . Там британский и французский флоты под общим командованием британского адмирала Саквилла Кардена готовились нанести крупный удар по проливу Дарданеллы ; полководцы Антанты надеялись форсировать Дарданеллы и выйти в Мраморное море , где они могли бы напрямую атаковать столицу империи Османской Константинополь . Она приняла участие в первой бомбардировке османских фортов, охранявших вход в Чанаккале (Дарданеллы) 18–19 февраля в составе 2-й дивизии, хотя во время атаки она не вступала в активный бой с береговой обороной Османской империи. [ 15 ]
Еще одно нападение произошло 25 февраля; «Неотразимый» и линкору «Агамемнон», которому поручено обеспечивать прикрытие огня на больших дистанциях, в то время как другие линкоры приближаются к крепостям, чтобы вступить в прямой бой с ними. В ходе их действия линкор «Альбион» подвергся обстрелу 9,4-дюймовых (239-мм) орудий батареи «Оркание». Встречный огонь «Непреодолимого» заставил османов прекратить огонь, выбив при этом два орудия. К 15:00 ведущие британские и французские линкоры заставили замолчать османские орудия, позволив тральщикам продвинуться вперед и попытаться разминировать минные поля; большая часть флота отошла, пока работали тральщики. Очистив эти поля, военные корабли союзников теперь могли сами войти в Дарданеллы, открыв путь для атаки дополнительных укреплений вокруг города Дардан . В то время как другие корабли обстреливали тамошние форты, «Неотразимый» и линкор « Возмездие» отправили людей на берег, чтобы уничтожить заброшенную артиллерийскую батарею возле Кумкале, при этом оба корабля остались у берега для поддержки рейда. Команда из 75 человек из «Неотразимый» высадился без сопротивления в Седд-эль-Бахре , но быстро подвергся атаке превосходящих сил Османской империи и был вынужден отступить. Однако 6-дюймовый огонь «Непреодолимого» отразил атаку Османской империи, и десант смог пробраться к форту, где они обнаружили, что четыре из шести тяжелых орудий все еще находятся в рабочем состоянии. Они уничтожили орудия порохом из османского магазина, прежде чем отправиться в форт Хеллес. Османская оборона была там слишком сильной, и поэтому британская группа отступила после того, как уничтожила пару 12-фунтовых орудий возле форта. [ 12 ] [ 16 ]
Двумя днями позже Irresistible повторил операцию с другим десантным отрядом из 78 человек под командованием лейтенанта Ф. Х. Сэндфорда, снова в Седд-эль-Бахре. На этот раз целью стала батарея из шести 6-дюймовых «Крупп» минометов . Мужчины снова подверглись нападению со стороны османских защитников и снова прорвались к своей цели, используя шквальный огонь из 6-дюймовых орудий « Непреодолимого » , чтобы подавить османов. Все шесть минометов были начинены порохом и уничтожены, а десант вернулся на корабль без единой потери. На следующий день адмирал Джон де Робек , командующий британским флотом, перевел свой флаг с Vengeance на Irresistible , в то время как последний находился в Мудросе на ремонте. Де Робек приказал провести еще одну атаку 28 февраля, хотя плохая погода помешала британскому продвижению; Позже в тот же день из-за перемены погоды он приказал десантному отряду « Непреодолимого » , снова под руководством Сэндфорда, сойти на берег. В ходе рейда отряд уничтожил восемь тяжелых орудий батареи вблизи Кумкале, шесть 12-фунтовых полевых орудий и четыре Пушки Норденфельта на обратном пути на корабль. И снова мужчины вернулись без единой жертвы. [ 12 ] [ 17 ]
3 марта на крепости была предпринята еще одна атака, и «Неотразимый» предоставил разведывательный отряд, который сошёл на берег под прикрытием сильной бомбардировки линкоров флота. Во время исследования местности вокруг Эренкоя они обнаружили батарею из шести 15-фунтовых полевых орудий, которую уничтожили. Они направились к главному форту и обнаружили, что он был эвакуирован под сильным обстрелом. И снова они вернулись на корабль без потерь. На следующий день на берег высадился более крупный десант морской пехоты; Irresistible оказала поддержку у Кумкале. После того, как десант попал под снайперский огонь с ветряных мельниц над деревней, «Неотразимый» уничтожил их, а затем перенес огонь на сам город. Однако османский огонь оказался слишком сильным, и морским пехотинцам пришлось отступить на свои корабли. [ 18 ] «Неотразимый» де Робека оставался флагманом до 6 марта, когда «Месть» вернулась. [ 12 ]
Следующая атака произошла 8 марта; мощный супердредноут «Королева Елизавета» со своими 15-дюймовыми (380-мм) орудиями должен был разрушить главную османскую крепость в Румили, батареи «Хамидие I», «Хамидие II» и «Намазие», а также крепость в Чеменлике . Пока он атаковал эти цели, Irresistible и трем другим линкорам было поручено прикрывать его от мобильных полевых орудий в проливах. Плохая видимость затрудняла британскую стрельбу и позволяла османским полевым орудиям постоянно стрелять и перемещаться, прежде чем линкоры смогли обнаружить их и открыть ответный огонь. Неоднократные неудачи в разрушении крепостей, охраняющих проливы, убедили британское командование в бессмысленности дальнейших попыток до тех пор, пока не будут разминированы защищающие крепости минные поля, что позволит линкорам атаковать и уничтожить их с очень близкого расстояния. Соответственно, траулеры ночью были отправлены для разминирования минных полей, пока британский и французский флоты пополняли боеприпасы и собирали подкрепление. Пока эта работа продолжалась, «Неотразимый» , «Альбион » и линкор « Принц Джордж» были отправлены 9 марта для рейда на оборону Османской империи; «Неотразимый» нанес ущерб мосту, который поддерживал форт в Кумкале. На следующее утро Irresistible , линкор «Корнуоллис» , лёгкий крейсер «Дублин » и авианосец «Арк Ройял» совершили ещё один набег для атаки возможных целей. [ 19 ]
Потеря
[ редактировать ]
К середине марта стало ясно, что план по разминированию минных полей провалился. В ответ де Робек, сменивший Кардена на посту командующего Дарданелльской кампанией, предложил начать крупную дневную атаку на крепости, подавить их как можно лучше на большем расстоянии и одновременно разминировать минные поля. Это позволило бы линкорам разрушить форты с близкого расстояния. Ожидалось, что османское сопротивление будет очень сильным, поскольку на протяжении всей кампании они укрепляли свою оборону; к этому времени у них было сорок два орудия диаметром 8 дюймов (203 мм) или больше, а также многочисленные мобильные полевые орудия. Атака была начата 18 марта, и «Неотразимый» снова вошел в состав 2-й дивизии, которая сформировала вторую волну атаки. «Иррезистиб» вступил в бой в 14:39, вскоре после того, как французский линкор «Буве» был заминирован и затонул в проливе; она и несколько других линкоров пытались подавить османские орудия, стрелявшие по лодкам, подбиравшим выживших из Буве . «Неотразимый» вступил в бой с батареей «Намазие», которая в это время не вела активный огонь. Он быстро попал под шквальный огонь батареи «Хамидия I», обстрелявшей корабль залпами из четырех снарядов. [ 20 ]
В 15:14 «Неотразимый» потряс взрыв, а к 15:32 он начал набирать обороты , что побудило де Робека приказать ей отойти, чтобы избежать дальнейших повреждений. В 16:15 Irresistible , заглушив двигатели, подорвался на мине, которая нанесла кораблю значительные повреждения. Мина взорвалась под машинным отделением правого борта, затопив его и убив всех, кроме троих дежуривших там мужчин. Переборка, отделявшая правый борт от левого машинного отделения, рухнула под внезапной тяжестью воды, выведя из строя и этот двигатель. Неспособный маневрировать, с креном в 7 градусов вправо и вниз по корме, «Иррезистибл» стал привлекательной целью для османских артиллеристов. Она беспомощно дрейфовала в зону досягаемости турецких орудий, которые открыли по ней шквальный огонь. Ее основные орудийные башни начали выходить из строя, и ее закрыли дымом и брызгами. Де Робек приказал линкору «Оушен» взять его на буксир и вытащить из досягаемости османских орудий, а эсминец « Уир» подошел к нему и спас большую часть экипажа — 28 офицеров и 582 человека — несмотря на жестокий османский обстрел. Группа из десяти человек осталась на борту, чтобы попытаться обеспечить оборону от Океан . К моменту прибытия Оушена стало ясно, что «Неотразимого» спасти невозможно. Ее список увеличился, а огонь османских орудий стал очень сильным, поэтому оставшиеся люди были эвакуированы, а Оушен начал отступать. [ 12 ] [ 21 ]
Учитывая тяжелые потери в тот день — «Буве» , «Иррезистиб» и «Оушен» , которые были заминированы и выведены из строя после отказа от попытки спасти «Иррезистиб» , — де Робек отдал приказ прекратить атаку. [ 22 ] В тот вечер эсминец «Джед» вошел в Дарданеллы, чтобы торпедировать и потопить два брошенных линкора, чтобы предотвратить их захват в случае, если они останутся на плаву, но не смог обнаружить никаких их следов. Позже османы сообщили, что заброшенный «Иррезистибл» подошел ближе к берегу и получил серьезные повреждения от береговых батарей, а затем затонул примерно в 19:30. « Непреодолимого » потерял около 150 человек. Во время затопления экипаж [ 12 ] [ 10 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Берт , с. 190.
- ^ Перейти обратно: а б с Лион и Робертс , с. 36.
- ^ Берт , с. 173.
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36683. Лондон. 5 февраля 1902 г. с. 10.
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36724. Лондон. 25 марта 1902 г. с. 9.
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36783. Лондон. 2 июня 1902 г. с. 9.
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36845. Лондон. 13 августа 1902 г. с. 8.
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36966. Лондон. 1 января 1903 г. с. 4.
- ^ Берт , стр. 204–205.
- ^ Перейти обратно: а б с д Престон , с. 8.
- ^ Берт , с. 174.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Берт , с. 205.
- ^ Корбетт 1920 , стр. 76, 98, 259–262.
- ^ Берт , с. 201.
- ^ Корбетт 1921 , стр. 142–145.
- ^ Корбетт 1921 , стр. 157–165.
- ^ Корбетт 1921 , стр. 165–168.
- ^ Корбетт 1921 , стр. 172–173, 178–181.
- ^ Корбетт 1921 , стр. 193–195, 205–206.
- ^ Корбетт 1921 , стр. 213–216, 219.
- ^ Корбетт 1921 , стр. 219–221.
- ^ Корбетт 1921 , стр. 221–222.
Ссылки
[ редактировать ]- Берт, Р.А. (2013) [1988]. Британские линкоры 1889–1904 гг . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-173-1 .
- Корбетт, Джулиан Стаффорд (1920). Военно-морские операции: битва за Фолклендские острова, декабрь 1914 г. Том. I. Лондон: Longmans, Green & Co. OCLC 174823980 .
- Корбетт, Джулиан Стаффорд (1921). Военно-морские операции: от битвы за Фолклендские острова до вступления Италии в войну в мае 1915 года . Том. II. Лондон: Longmans, Green & Co. OCLC 924170059 .
- Лион, Дэвид и Робертс, Джон (1979). «Великобритания и силы Империи». В Шено, Роджер и Колесник, Юджин М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич: Conway Maritime Press. стр. 1–113. ISBN 978-0-85177-133-5 .
- Престон, Энтони (1985). «Великобритания и силы Империи». В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 1–104. ISBN 978-0-87021-907-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Диттмар, Ф.Дж. и Колледж, Дж.Дж. (1972). Британские военные корабли 1914–1919 гг . Лондон: Ян Аллан. ISBN 978-0-7110-0380-4 .
- Гиббонс, Тони (1983). Полная энциклопедия линкоров и линейных крейсеров: технический справочник всех крупных кораблей мира с 1860 года по настоящее время . Лондон: ISBN Salamander Books Ltd. 978-0-86101-142-1 .
- Паркс, Оскар (1990) [1957]. Британские линкоры . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-075-5 .
- Груши, Рэндольф (1979). Британские линкоры 1892–1957: великие дни флота . Лондон: G. Cave Associates. ISBN 978-0-906223-14-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Корабли, построенные в Чатеме
- 1898 кораблей
- Линкоры класса «Грозный»
- Морские происшествия 1902 года
- Морские происшествия 1905 года
- Морские происшествия 1908 года
- Морские происшествия 1915 года
- Корабли, потопленные минами
- Линкоры Великобритании Первой мировой войны
- Кораблекрушения Первой мировой войны в Дарданеллах
- Корабли, потопленные береговой артиллерией