Русский линкор «Император Александр III» (1901 г.)
![]() Imperator Aleksandr III at anchor
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Imperator Aleksandr III |
Тезка | Царь Александр III |
Заказал | 26 апреля 1899 г. [ Примечание 1 ] |
Строитель | Балтийский завод , Санкт-Петербург |
Расходы | 13 979 000 рублей |
Заложен | 23 мая 1900 г. |
Запущен | 3 августа 1901 г. |
Завершенный | ноябрь 1903 г. |
Судьба | Затоплен во время Цусимского сражения , 27 мая 1905 года. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Бородино » типа Преддредноутный линкор |
Смещение | 14 181 длинная тонна (14 409 т ) ( о/год ) |
Длина | 397 футов (121 м) ( о/а ) |
Луч | 76 футов 1 дюйм (23,2 м) |
Черновик | 29 футов (8,8 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 вала, 2 паровые машины тройного расширения. |
Скорость | 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час) |
Диапазон | 2590 миль (4800 км; 2980 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 782 (рассчитано) |
Вооружение |
|
Броня |
|
«Император Александр III» (русский: Император Александр III ) — один из пяти «Бородино», типа линкоров построенных для Российского императорского флота в первом десятилетии ХХ века. Корабль был построен за несколько месяцев до начала Русско -японской войны в феврале 1904 года и был приписан ко Второй Тихоокеанской эскадре отправили на Дальний Восток , которую через полгода для прорыва японской блокады Порт-Артура . Японцы захватили порт, пока эскадра находилась в пути, и пункт назначения был изменен на Владивосток . Во время Цусимского сражения в мае 1905 года «Император Александр III» был потоплен японской артиллерией, потеряв 778 человек, весь экипаж.
Дизайн и описание
[ редактировать ]
Корабли класса «Бородино» были основаны на конструкции французского корабля «Цесаревич» , модифицированной с учетом российского оборудования и методов строительства. Они были построены по программе 1898 года «для нужд Дальнего Востока» сосредоточения десяти линейных кораблей на Тихом океане. [ 1 ] «Император Александр III» 397 футов (121 м) имел общую длину , ширину 76 футов 1 дюйм (23,19 м) и осадку около 29 футов 2 дюйма (8,9 м) при глубокой нагрузке . Разработанный для водоизмещения 13 516 длинных тонн (13 733 т ), он имел избыточный вес более чем на 600 длинных тонн (610 т) и фактически водоизмещал 14 181 длинную тонну (14 409 т). Это вызвало проблемы во время ходовых испытаний 6 октября 1903 года, когда он сделал высокоскоростной поворот, в результате которого он кренился на 15 ° и затопил амбразуры для 75-миллиметровых (3 дюйма) орудий. Ее предполагаемый экипаж состоял из 28 офицеров и 754 рядовых, хотя на вооружении имелось 826–846 членов экипажа. [ 2 ]
Корабль был оснащен парой четырехцилиндровых вертикальных паровых машин тройного расширения , каждая из которых приводила в движение один гребной вал, используя пар, вырабатываемый 20 котлами Бельвиля . Двигатели имели номинальную мощность 15 800 лошадиных сил (11 800 кВт ) и были рассчитаны на максимальную скорость 18 узлов (33 км/ч ; 21 миля в час ). Император Александр III , однако, достиг максимальной скорости только 17,7 узлов (32,8 км/ч; 20,4 миль в час) при заявленной мощности в 16 225 лошадиных сил (12 099 кВт) во время официальных испытаний техники 23 июля 1903 года. Он нес достаточно угля, чтобы обеспечить запас хода. 2590 морских миль (4800 км; 2980 миль) на скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). [ 3 ]
корабля Главная батарея состояла из четырех 12-дюймовых (305-мм) орудий, установленных в двух двухорудийных башнях , в носовой и кормовой части надстройки. Вспомогательное вооружение состояло из 12 6- дюймовых (152-мм) скорострельных орудий Кане (QF) , установленных в двухорудийных башнях. имелось несколько орудий меньшего размера Для защиты от торпедных катеров . В их число входили двадцать 75-миллиметровых орудий QF и двадцать 47-миллиметровых (1,9 дюйма) орудий Гочкиса . Он также был вооружен четырьмя 15-дюймовыми (381-мм) торпедными аппаратами , по одному в носовой и кормовой части над водой и два в подводном положении. Александра III состоял императора Ватерлинейный броневой пояс из крупповской брони и имел толщину 5,7–7,64 дюйма (145–194 мм). Броня ее орудийных башен имела максимальную толщину 10 дюймов (254 мм), а палубы толщина составляла от 1 до 2 дюймов (от 25 до 51 мм). Нижняя палуба толщиной 1,5 дюйма (38 мм) загибалась вниз и образовывала противоторпедную переборку . [ 4 ]
Услуга
[ редактировать ]Началось строительство «Императора Александра III» , названного в честь царя Александра III . [ 5 ] 5 сентября 1899 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге . Корабль был заложен 23 мая 1900 года и спущен на воду 3 августа 1901 года. [ 6 ] В августе 1902 года он находился в Ревеле с визитом немецкого кайзера Вильгельма II и принимал участие в совместных маневрах флота с кораблями немецкого флота. [ 7 ] Она была завершена в ноябре 1903 года. [ 8 ] стоимостью 13 979 000 руб . [ 9 ]
15 октября 1904 года «Император Александр III» отплыл в Порт-Артур из Либавы вместе с другими судами Второй Тихоокеанской эскадры под общим командованием вице-адмирала Зиновия Рожественского . [ 10 ] Рожественский повел свою эскадру, включая императора Александра III , вдоль атлантического побережья Африки, огибая мыс Доброй Надежды , и 9 января 1905 года достиг острова Нуси-Бе у северо-западного побережья Мадагаскара, где они оставались в течение двух месяцев, пока Рожественский завершил свои приготовления по добыче угля. Эскадра отправилась в залив Камрань во Французском Индокитае 16 марта и достигла его почти через месяц, чтобы ожидать устаревшие корабли 3-й Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала Николая Небогатова . Последние корабли достигли залива Камрань 9 мая, а объединенные силы направились во Владивосток 14 мая отсутствуют . Хотя точные данные об «Императоре Александре III» , вполне вероятно, что корабль имел избыточный вес примерно на 1700 длинных тонн (1700 т), поскольку он и ее сестры были перегружены углем и другими припасами; все это хранилось высоко на кораблях и снижало их остойчивость . Дополнительный вес также погрузил броневой пояс ватерлинии, и верхний броневой пояс остался всего на высоте около 4 футов 6 дюймов (1,4 м) над ватерлинией. [ 11 ]
Рожественский решил пойти во Владивосток кратчайшим путем через Цусимский пролив и 27 мая 1905 года был перехвачен японским боевым флотом под командованием вице-адмирала Того Хэйхачиро. В начале битвы император Александр III был вторым в очереди после Рожественского. флагманский корабль « Князь Суворов» . [ 12 ] О действиях корабля во время боя известно очень мало, поскольку на корабле не осталось выживших, а большую часть боя видимость была плохой, но капитан У. К. Пакенхэм ; англо - Официальный военный наблюдатель Королевского флота при японском альянсе отметил, что корабль был подожжен в начале боя. [ 13 ] Первоначально она последовала за «Князем Суворовым» , когда рулевое управление корабля было повреждено примерно через полчаса после того, как японцы открыли огонь в 14:10, но повернула на север, когда ее капитан Николай Бухвостов понял, что «Князь Суворов» вышел из-под контроля. Того попытался сконцентрировать свой огонь на искалеченном «Князе Суворове» Около 16:00 , но Бухвостов направил «Императора Александра III» прямо на линию фронта японцев в успешной попытке сосредоточить их внимание на своем корабле. Он имел успех, [ 14 ] но при этом она была сильно повреждена. Наблюдатели отметили, что ее носовая часть была сильно повреждена, а в носовой части корпуса по левому борту была большая дыра. [ 15 ] Когда около 18:00 стрельба возобновилась, японцы сосредоточили огонь по кораблю и его сестре «Бородино» . «Император Александр III» отклонился от линии влево около 18:30 и перевернулся , но затонул только в 19:07; выживших не было. [ 16 ] [ 17 ]
Память
[ редактировать ]был построен гранитный обелиск В 1908 году в саду Никольского Морского собора в Санкт-Петербурге в память о воинах императора Александра III по проекту Артема Обера и Якова Филоте . [ 18 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Все даты, использованные в этой статье, указаны по новому стилю , то есть на 12 дней позже до 1900 года и на 13 дней после 1900 года.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Грибовский, с. 3
- ^ Маклафлин, стр. 136–138, 140.
- ^ Маклафлин, стр. 137, 144.
- ^ Маклафлин, стр. 136–137.
- ^ Сильверстоун, с. 376
- ^ Маклафлин, с. 136
- ^ «Последние разведданные - Встреча царя и кайзера в Ревеле». Таймс . № 36840. Лондон. 7 августа 1902 г. с. 3.
- ^ Кэмпбелл 1979, с. 184
- ^ Маклафлин, стр. 136, 142.
- ^ Форчик, с. 9
- ^ Маклафлин, стр. 141, 167.
- ^ Форчик, с. 56
- ^ Кэмпбелл, с. 129
- ^ Форчик, стр. 25, 63, 66
- ^ Кэмпбелл 1978, с. 135
- ^ Корбетт (2015) Том. 2, с. 445
- ^ Форчик, с. 67
- ^ "Соборы и церкви Санкт-Петербурга - Никольский собор" . Пальтра Трэвел . Проверено 26 августа 2012 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Арбузов, Владимир Васильевич (1993). Броненосные корабли типа «Бородино» . Броненосные корабли мира. Том. 1. Санкт-Петербург: Интерпоиск. OCLC 43727130 .
- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1978). «Битва при Цу-Симе». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль II . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 46–49, 127–135, 186–192, 258–265. ISBN 0-87021-976-6 .
- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1979). "Россия". В Шено, Роджер и Колесник, Юджин М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Нью-Йорк: Книги Мэйфлауэр. стр. 170–217. ISBN 0-8317-0302-4 .
- Корбетт, сэр Джулиан С. (2015) [1914]. Морские операции в Русско-японской войне 1904–1905 гг . Том. 2. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-198-3 .
- Форчик, Роберт (2009). Русский линкор против японского линкора, Желтое море, 1904-05 гг . Дуэль. Том. 15. Оксфорд, Великобритания: Скопа. ISBN 978 1-84603-330-8 .
- Gribovsky, Vladimir (2010). Эскадренные броненосцы типа "Бородино" [ Borodino Class Squadron Battleships ] (in Russian). St. Petersburg: Gangut. ISBN 978-5-904180-10-2 .
- Маклафлин, Стивен (2003). Российские и советские линкоры . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-481-4 .
- Плешаков, Константин (2002). Последняя царская армада: эпическое путешествие на Цусимскую битву . Нью-Йорк: Основные книги. ISBN 0-465-05791-8 .
- Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник крупнейших кораблей мира . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN 0-88254-979-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Вествуд, Дж. Н. (1986). Россия против Японии, 1904–1905: новый взгляд на русско-японскую войну . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-88706-191-2 .