Jump to content

Русский линкор Ослябя.

Ослябя покидает Бизерту , Французский Тунис , 1903 год.
История
Российская Империя
Имя Oslyabya
Тезка Rodion Oslyabya
Строитель Новоадмиралтейский завод , Санкт-Петербург
Расходы 11 340 000 рублей
Заложен 21 ноября 1895 г. [ Примечание 1 ]
Запущен 8 ноября 1898 г.
В эксплуатации 1903
Судьба Потоплен в Цусимском сражении 27 мая 1905 года.
Общие характеристики
Класс и тип «Пересвет» типа Преддредноутный линкор
Смещение 14 408 длинных тонн (14 639 т )
Длина 434 футов 5 дюймов (132,4 м)
Луч 71 футов 6 дюймов (21,8 м)
Черновик 26 футов 3 дюйма (8,0 м)
Установленная мощность
Движение 3 вала, 3 паровые машины тройного расширения.
Скорость 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час)
Диапазон 6200 миль (11500 км; 7100 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час)
Дополнить 27 офицеров, 744 рядовых
Вооружение
Броня

Ослябя « » Пересвет . был вторым из трёх », « второго класса додредноутных линкоров построенных для Российского императорского флота в конце девятнадцатого века, хотя задержки в постройке означали, что он был построен последним Корабль входил в состав Второй Тихоокеанской эскадры, отправленной на Дальний Восток во время Русско-японской войны 1904–05, и служил флагманом контр барона -адмирала Дмитрия фон Фёлькерзама . «Ослябя» был потоплен 27 мая 1905 года в Цусимском сражении и стал первым цельностальным линкором, потопленным только корабельной артиллерией. Источники расходятся во мнениях о точном количестве жертв, но вместе с кораблем погибло более половины ее экипажа.

Дизайн и описание

[ редактировать ]

Дизайн класса «Пересвет» был вдохновлен британскими линкорами второго класса «Центурион» типа . Британские корабли предназначались для борьбы с коммерческими рейдерами, такими как русские броненосные крейсеры «Россия» и «Рюрик» ; Корабли типа «Пересвет» предназначались для поддержки русских крейсеров. В этой роли предпочтение отдавалось высокой скорости и дальности действия за счет тяжелого вооружения и брони. [ 1 ]

«Ослябя» длину 434 фута 5 дюймов (132,4 м) имел общую , ширину 71 фут 6 дюймов (21,79 м) и осадку 26 футов 3 дюйма (8,0 м). Разработанный для водоизмещения 12 674 длинных тонн (12 877 т ), он имел избыточный вес почти на 2 000 длинных тонн (2 000 т) и водоизмещение 14 408 длинных тонн (14 639 т) на момент постройки. Ее экипаж состоял из 27 офицеров и 744 рядовых. Корабль был оснащен тремя вертикальными паровыми машинами тройного расширения, использующими пар, вырабатываемый 30 котлами Бельвиля . Двигатели имели номинальную мощность 14 500 лошадиных сил (10 800 кВт ), использовали наддувную тягу и были рассчитаны на максимальную скорость 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час). Ослябя в сентябре 1902 года достиг максимальной скорости 18,33 узла (33,95 км/ч; 21,09 миль в час) при мощности в 15 051 лошадиную силу (11 224 кВт). , однако, во время ходовых испытаний Он перевозил максимум 2060 длинных тонн (2090 т) угля. что позволило ей пройти 6200 морских миль (11500 км; 7100 миль) со скоростью 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). [ 2 ]

корабля Главная батарея состояла из четырех 10-дюймовых (254-мм) орудий, установленных в двух двухорудийных башнях , в носовой и кормовой части надстройки. Вспомогательное вооружение состояло из одиннадцати 6- дюймовых (152-мм) скорострельных (QF) орудий Кане , установленных в казематах по бортам корпуса и в носовой части, под полубаком . Меньшие орудия использовались для защиты от торпедных катеров . В их число входили двадцать 75-миллиметровых (3,0 дюйма) орудий QF, двадцать 47-миллиметровых (1,9 дюйма) орудий Гочкиса и восемь 37-миллиметровых (1,5 дюйма) орудий. Он также был вооружен пятью 15-дюймовыми (381-мм) торпедными аппаратами : тремя надводными и двумя подводными. На корабле было 45 мин, которые должны были использоваться для защиты стоянки. [ 3 ]

Ослябя » « Ватерлиний бронепояс состоял из брони Харви и имел толщину от четырех до девяти дюймов (от 102 до 229 мм). Ремень имел высоту 7 футов 9 дюймов (2,4 м), из которых верхние 36 дюймов (910 мм) должны были находиться над ватерлинией, но корабль имел значительно избыточный вес и имел только три дюйма (76 мм) при нормальной нагрузке. . При полной нагрузке ремень был полностью погружен в воду, и ее единственной защитой был четырехдюймовый верхний ремень. Крупповская цементированная броня ее орудийных башен имела максимальную толщину девять дюймов, а толщина палубы составляла от двух до трех дюймов (от 51 до 76 мм). [ 4 ]

Строительство и карьера

[ редактировать ]
Ослябя покидает Бизерту, 9 января 1904 г.

Ослябя , названный в честь Родиона Ослябя , монаха Троице -Сергиевой лавры XIV века , героя Куликовской битвы 1380 года. [ 5 ] был заложен 21 ноября 1895 года на Ново-Адмиралтейском заводе в Санкт-Петербурге и спущен на воду 8 ноября 1898 года. Проблемы на Ново-Адмиралтейском заводе задержали его постройку до 1903 года и обошлись в 11 340 000 рублей . Корабль отплыл в Порт-Артур 7 августа 1903 года вместе с броненосным крейсером «Баян» , но «Ослябя» сел на мель в Гибралтарском проливе 21 августа и находился в ремонте до конца ноября, сначала в Алжире , затем в Ла Специи , Италия. После ремонта корабль возобновил плавание на Дальний Восток, но был отозван в состав Балтийского флота 12 февраля 1904 года, после начала русско-японской войны тремя днями ранее. [ 6 ] [ 7 ] По прибытии в Санкт-Петербург в апреле «Ослябя» был оснащен 4,5-футовыми (1,4 м) Barr & Stroud дальномерами , оптическими прицелами , новой системой вентиляции и Telefunken . радиооборудованием [ 8 ]

Русско-японская война

[ редактировать ]
Ослябя покидает Ревель , 1904 год.

Российская стратегия с 1897 года заключалась в том, чтобы корабли Балтийского флота направлялись на Дальний Восток в случае начала войны с Японией, а Первая Тихоокеанская эскадра в Порт-Артуре должна была избегать генерального сражения флота до прибытия подкрепления. 15 октября 1904 года «Ослябя» отплыл в Порт-Артур из Либавы в качестве контр-адмирала барона Дмитрия фон Фёлкерсама корабля флагманского вместе с другими судами Второй Тихоокеанской эскадры под общим командованием вице-адмирала Зиновия Рожественского . [ 9 ] Историк Марк Шрад сказал: «Это эпическое путешествие длиной в 18 000 миль (29 000 км) было самым длинным путешествием угольного флота линкоров в истории». [ 10 ] На пути в Данию линкор получил легкие повреждения при эсминца «Буистри» . столкновении с ним [ 11 ] Когда 28 октября его корабли достигли порта Танжер , Марокко, Рожественский приказал своим старшим линкорам под командованием фон Фёлкерзама пройти через Средиземное и Красное моря, чтобы встретиться со своими главными силами на Мадагаскаре . Рожественский повел свою эскадру, включая «Ослябю» , вдоль атлантического побережья Африки, огибая мыс Доброй Надежды , и 9 января 1905 года достиг острова Нуси-Бе у северо-западного побережья Мадагаскара, где они оставались в течение двух месяцев, пока Рожественский завершал свою работу. угольные устройства. К этому времени Порт-Артур сдался японцам, и он не мог рассчитывать ни на пополнение запасов там, ни на встречу с Первой Тихоокеанской эскадрой. Воссоединенная эскадра Рожественского 16 марта отплыла в залив Камрань во Французском Индокитае и достигла его почти через месяц, чтобы дождаться устаревших кораблей Третьей Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала Николая Небогатова . Они достигли залива Камрань 9 мая и объединенные силы направились во Владивосток. 14 мая. [ 12 ]

По пути Рожественский реорганизовал свои корабли в три тактические дивизии для предстоящего боя; первый состоял из четырех новых «Бородино», типа линкоров которыми командовал он сам, фон Фёлкерзам командовал Второй дивизией, состоявшей из линкоров « Ослябя» , «Наварин» , «Сиссой Великий» и броненосного крейсера «Адмирал Нахимов» , а Небогатов сохранил свои корабли в качестве Третьей дивизии. Фон Фёлькерзам, больной раком, умер 26 мая, и Рожественский решил не информировать флот, чтобы поддержать боевой дух. « Ослябя » Командиром второго дивизиона стал капитан 1-го ранга Владимир Бер, а Небогатов понятия не имел, что теперь он является фактическим заместителем командира эскадрильи. [ 13 ]

недоступны Хотя данные по «Ослябе» , в одном из российских источников после боя говорилось, что « Бородино » имели избыточный вес примерно на 1700 длинных тонн (1700 т), поскольку они были перегружены углем и другими припасами, которые хранились высоко на кораблях, что снижало их остойчивость . Главный броневой пояс « Ослябя » был полностью погружен в воду с полной нагрузкой, не говоря уже о дополнительном угле и припасах, и поэтому верхняя броня толщиной четыре дюйма была единственной доступной защитой ватерлинии корабля. [ 14 ]

Цусимская битва

[ редактировать ]
Ослябя в море, по пути в Японию, 1905 год.

Русские были замечены рано утром 27 мая японскими кораблями, когда они вошли в Корейский пролив по пути во Владивосток. В ходе последующего боя «Ослябя» возглавил вторую дивизию эскадры и первоначально стал целью как минимум двух линкоров и пары броненосных крейсеров, когда японцы открыли огонь в 14:10. [ 15 ] При приближении японцев Рожественский приказал флоту перейти от линейного строя к параллельным колоннам, и Ослябя была вынуждена почти остановиться, чтобы не столкнуться с линкором «Орёл» , последним кораблем дивизии Рожественского, во время его маневрирования. Практически сразу же снаряды начали наносить повреждения, выбив дальномер, ранив офицера-артиллериста и перерезав кабели, соединяющие орудия с системой управления огнем «Гайслер» . Другие попадания оторвали грот-мачту и вывели из строя переднюю артиллерийскую башню, а также три левых шестидюймовых орудия. Осколки от одного из многочисленных попаданий попали в ее боевую рубку, убив интенданта и ранив большинство находившихся внутри людей. В результате корабль отклонился от линии правого борта, и с близкого расстояния он был атакован шестью японскими броненосными крейсерами. Более серьезными были несколько снарядов крупного калибра, попавших вдоль ватерлинии корабля примерно через 15 минут после начала боя, что вызвало сильное наводнение; они настолько открыли нос корабля в море, что при движении вперед все больше и больше воды попадало в его корпус, и он начал листинг для порта. В попытке противодействовать крену было приказано затопить носовой магазин правого борта , но это только увеличило вес вперед и разрушило остойчивость корабля. В 14:20 крен « Ослябя » увеличился до 12 градусов, затопив многие нижние башни. Ее трубы коснулись воды около 15:10, и Бер приказал «покинуть корабль». [ 7 ] [ 16 ] [ 17 ] Через несколько минут корабль затонул, а винт правого борта все еще вращался. Это первый цельнометаллический линкор, потопленный только корабельной артиллерией. [ 18 ] взяв с собой Бер и 470 членов ее команды. [ 19 ] [ Примечание 2 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Все даты, использованные в этой статье, указаны по новому стилю .
  2. Ни Форчик, ни Маклафлин не приводят данных о количестве выживших, в то время как Кэмпбелл говорит, что 385 выживших были спасены российскими эсминцами и 514 человек затонули вместе с кораблем. Крестьянинов дает спасение 376 человек, но 5 из них позже погибли на борту эсминца «Бравий» и еще 22 — на борту броненосного крейсера «Дмитрий Донской» . [ 18 ] [ 7 ] [ 17 ] [ 20 ]
  1. ^ Маклафлин, с. 108
  2. ^ Маклафлин, стр. 107–108, 114.
  3. ^ Маклафлин, стр. 107–108, 112–113.
  4. ^ Маклафлин, стр. 107–108, 113–114.
  5. ^ Сильверстоун, с. 380
  6. ^ Маклафлин, стр. 107, 110, 112, 114–115.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Krestyaninov, Movies and death "Oslabya"
  8. ^ Маклафлин, с. 166
  9. ^ Форчик, с. 9
  10. ^ Шрад, с. 163
  11. ^ Плешаков, с. 92
  12. ^ Маклафлин, с. 167
  13. ^ Форчик, стр. 25, 56
  14. ^ Маклафлин, стр. 114, 167.
  15. ^ Форчик, стр. 56, 61
  16. ^ Форчик, стр. 61–62
  17. ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл, стр. 128–131.
  18. ^ Перейти обратно: а б Форчик, с. 62
  19. ^ Маклафлин, с. 168
  20. ^ Тарас, с. 28
  • Кэмпбелл, Нью-Джерси (1978). Престон, Энтони (ред.). Битва при Цу-Симе, части 1, 2, 3 и 4 . Том. II. Лондон: Conway Maritime Press. стр. 38–49, 127–135, 186–192, 258–265. ISBN  0-87021-976-6 .
  • Форчик, Роберт (2009). Русский линкор против японского линкора, Желтое море, 1904–05 . Оксфорд, Великобритания: Оспри. ISBN  978-1-84603-330-8 .
  • Krestyaninov, Vasiliy (1998). "Броненосцы типа "Пересвет" (Battleships of the "Peresvet" class)" . Морская коллекция (in Russian) (1). Khimki, Russia: Kollektsiia. OCLC  436873057 .
  • Маклафлин, Стивен (2003). Российские и советские линкоры . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-481-4 .
  • Плешаков, Константин (2002). Последняя царская армада: эпический поход на Цусимскую битву . Нью-Йорк: Основные книги. ISBN  0-465-05791-8 .
  • Шрад, Марк Лоуренс (2014). Водочная политика: алкоголь, самодержавие и тайная история государства Российского . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-975559-2 .
  • Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник крупнейших кораблей мира . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN  0-88254-979-0 .
  • Taras, Alexander (2000). Корабли Российского императорского флота 1892–1917 гг [ Ships of the Imperial Russian Navy 1892–1917 ]. Library of Military History (in Russian). Minsk, Russia: Kharvest. ISBN  978-985-433-888-0 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a0463164bcfa4970a9eec01c36abb04a__1706886360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a0/4a/a0463164bcfa4970a9eec01c36abb04a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Russian battleship Oslyabya - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)