Список линкоров России и Советского Союза
Это список линкоров Российской Империи и Советского Союза .
Вооружение | Количество и тип основного вооружения |
---|---|
Броня | Толщина поясной брони . |
Смещение | Водоизмещение корабля при полной боевой загрузке |
Движение | Количество валов , тип двигательной установки, расчетная мощность , максимальная скорость в узлах. |
Услуга | Даты начала и завершения работ на корабле и его окончательная судьба. |
Заложен | Дата киля начала сборки |
Запущен | Дата спуска корабля на воду |
Введен в эксплуатацию | Дата сдачи корабля в эксплуатацию |
До дредноутов
[ редактировать ]Dvenadsat Apostolov
[ редактировать ]Двенадсат Апостолов — додредноутный линкор, построенный для Черноморского флота . Он вошел в состав флота в середине 1893 года, но был полностью готов к службе только в 1894 году. Двенадсат Апостолов участвовал в неудавшейся попытке отбить мятежный броненосец «Потемкин» в 1905 году. [ 1 ] корабль стал неподвижным кораблём подводных лодок . Выведенный из эксплуатации и разоруженный в 1911 году, в следующем году [ 2 ] Двенадсат Апостолов был захвачен немцами в 1918 году в Севастополе и в декабре передан союзникам . Неподвижно лежавший в Севастополе, он был захвачен обеими сторонами во время Гражданской войны в России , а затем был брошен, когда белогвардейцы эвакуировали Крым в 1920 году. Корабль использовался в качестве замены титульного корабля во время съемок фильма «Броненосец Потемкин». и окончательно списан в 1931 году. [ 1 ]
Корабль | Вооружение | Броня | Смещение | Движение | Услуга | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Запущен | Судьба | |||||
Dvenadsat Apostolov ( Двенадцать Апостолов ) |
4 × 12 дюймов (305 мм) [ 3 ] | 14 дюймов (356 мм) [ 4 ] | 8076 длинных тонн (8206 т) [ 3 ] | 2 вала, 2 паровые машины тройного расширения , [ 2 ] 14,5 узлов (26,9 км/ч; 16,7 миль в час) [ 1 ] | 21 августа 1889 г. [ 5 ] | 13 сентября 1890 г. [ 5 ] | Списано , 1931 год. [ 1 ] |
Наварин
[ редактировать ]«Наварин» — додредноутный линкор, построенный для Балтийского флота в конце 1880-х — начале 1890-х годов. Корабль провел начало своей карьеры в Средиземноморье и на Дальнем Востоке . Она участвовала в подавлении Боксерского восстания в 1900 году, а затем вернулась на Балтийский флот в 1901 году. Через несколько месяцев после начала русско-японской войны в феврале 1904 года она была направлена во 2-ю Тихоокеанскую эскадру для освобождения русских войск, блокированных в Порт-Артур . Во время Цусимского сражения в мае 1905 года он был потоплен японскими эсминцами расставили по его пути двадцать четыре мины , которые за ночь . «Наварин» подорвался на двух минах и перевернулся, потеряв большую часть экипажа.
Корабль | Вооружение | Броня | Смещение | Движение | Услуга | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Запущен | Судьба | |||||
Наварин ( Новый ) |
4 × 12 дюймов [ 6 ] | 16 дюймов (406 мм) [ 6 ] | 10 206 длинных тонн (10 370 т) [ 6 ] | 2 вала, 2 паровые машины тройного расширения, 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час) [ 6 ] | 31 мая 1890 г. [ 6 ] | 20 октября 1891 г. [ 6 ] | Потоплен в Цусимском сражении 28 мая 1905 года. [ 7 ] |
Tri Sviatitelia
[ редактировать ]«Три святителя» — додредноутный линкор, построенный для Черноморского флота. Он был флагманом сил, преследовавших мятежный линкор «Потемкин» в июне 1905 года. Во время Первой мировой войны корабль дважды столкнулся с немецким линейным крейсером «СМС Гебен» (формально «Явуз Султан Селим »), но ни разу не задел немецкий корабль и не получил от него повреждений. С 1915 года он был переведен на роль берегового бомбардировщика, поскольку был старейшим линкором Черноморского флота. «Три святителя» переоборудовали в Севастополе, когда началась Февральская революция 1917 года, и после этого она так и не работала.
«Три Святителя» было захвачено, когда немцы взяли город в мае 1918 года, и было передано союзникам после перемирия в ноябре 1918 года. Ее двигатели были уничтожены в 1919 году британцами, когда они ушли из Севастополя, чтобы помешать наступающим большевикам использовать ее против Белые русские . Он был заброшен, когда белые эвакуировали Крым в 1920 году, и списан в 1923 году.
Корабль | Вооружение | Броня | Смещение | Движение | Услуга | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Запущен | Судьба | |||||
Tri Sviatitelia ( Три Святителя ) |
4 × 12 дюймов [ 8 ] | 18 дюймов (457 мм) [ 8 ] | 13 318 длинных тонн (13 532 т) [ 8 ] | 2 вала, 2 паровые машины тройного расширения, 16 узлов (30 км/ч; 18 миль в час) [ 8 ] | 15 августа 1891 г. [ 8 ] | 12 ноября 1893 г. [ 8 ] | Списано , 1923 год. [ 9 ] |
Сиссой Великий
[ редактировать ]«Сиссой Великий» — додредноутный линкор, построенный для Балтийского флота в 1890-х годах. Строительство корабля было омрачено организационными, логистическими и инженерными проблемами и затянулось более чем на пять лет. Он был сдан в эксплуатацию в октябре 1896 года с ужасающим количеством конструктивных и конструктивных ошибок, и лишь немногие из них были исправлены при ее жизни. Сразу после ходовых испытаний « Сиссой Великий» в Средиземное море для обеспечения морской блокады Крита отплыл во время греко-турецкой войны . В 1897 году на нем произошел разрушительный взрыв кормовой артиллерийской башни , в результате которого погиб 21 человек. После девяти месяцев простоя в доках Тулона на ремонте корабль отправился на Дальний Восток , чтобы усилить там российское присутствие. Летом 1900 года Сисой Великий поддержал международную кампанию против боксерского восстания в Китае . Моряки из Сиссой Великого и Наварина участвовали в защите международных представительств в Пекине более двух месяцев .
В 1902 году корабль вернулся в Кронштадт для ремонта, но добиться было очень немногого, пока ранние потери в Русско-японской войне не привели к формированию Второй Тихоокеанской эскадры для освобождения русских войск, блокированных в Порт-Артуре . «Сиссой Великий» отплыл на Дальний Восток вместе с остальными балтийскими линкорами и принял участие в Цусимском сражении 27 мая 1905 года. Он пережил дневную артиллерийскую дуэль с кораблями адмирала Хэйхачиро Того , но был сильно поврежден и набрал воду. Ночью японские эсминцы попали торпедой в корабль , повредив его рулевое управление. На следующее утро корабль не смог поддерживать скорость из-за наводнения, и его команда сдалась японским вооруженным торговым крейсерам . Позже тем же утром корабль перевернулся, в результате чего погибли 47 членов экипажа.
Корабль | Вооружение | Броня | Смещение | Движение | Услуга | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Запущен | Судьба | |||||
Сиссой Великий ( Сисой Великий ) |
4 × 12 дюймов [ 10 ] | 14 дюймов [ 10 ] | 9594 длинных тонны (9748 т) [ 10 ] | 2 вала, 2 паровые машины тройного расширения, 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час) [ 10 ] | 19 мая 1892 г. [ 10 ] | 1 июня 1894 г. [ 10 ] | Потоплен в Цусимском сражении 28 мая 1905 года. [ 11 ] |
Петропавловск класс
[ редактировать ]Класс «Петропавловск» , иногда называемый классом «Полтава» , представлял собой класс из трех линкоров до дредноута, построенных для Императорского российского флота в 1890-х годах. По завершении их перевели в состав Тихоокеанской эскадры и базировали в Порт-Артуре перед началом русско-японской войны 1904–1905 годов. Все три корабля участвовали в битве при Порт-Артуре на второй день войны. «Петропавловск» затонул через два месяца после начала войны, подорвавшись на одной или нескольких минах, установленных японцами. Остальные два корабля участвовали в битве на Желтом море в августе 1904 года и были потоплены или затоплены на заключительном этапе осады Порт-Артура .
Полтава была спасена после того, как японцы захватили Порт-Артур и вошли в состав Императорского флота Японии . Корабль, переименованный «Танго» на японской службе в , участвовал в битве при Циндао в конце 1914 года, во время Первой мировой войны . Он был продан обратно русским в 1916 году и переименован в «Чесму» , поскольку ее первоначальное имя использовалось другим линкором. Корабль стал флагманом Русской Арктической флотилии в 1917 году, а позже в том же году его команда поддержала большевиков . Он был захвачен британцами в начале 1918 года, когда они вмешались в гражданскую войну в России , оставлен ими, когда они отошли и сданы на слом Советским Союзом в 1924 году.
Корабль | Вооружение | Броня | Смещение | Движение | Услуга | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Запущен | Судьба | |||||
Poltava ( Полтава ) | 4 × 12 дюймов [ 12 ] | 14,5–16 дюймов (368–406 мм) [ 12 ] | 11 500 длинных тонн (11 685 т) [ 12 ] | 2 винта, 2 паровые машины тройного расширения, 16 узлов (30 км/ч; 18 миль в час) [ 13 ] | 19 мая 1892 г. [ 12 ] | 6 ноября 1894 г. [ 12 ] | Списано, 1924 г. [ 14 ] |
Petropavlovsk ( Петропавловск ) | 9 ноября 1894 г. [ 12 ] | Потоплен миной, 13 апреля 1904 г. [ 15 ] | |||||
Sevastopol ( Севастополь ) | 1 июня 1895 г. [ 12 ] | Затоплен, 2 января 1905 г. [ 16 ] |
Ростислав
[ редактировать ]«Ростислав» — додредноутный линкор, построенный для Черноморского флота в 1890-х годах. Он задумывался как небольшой недорогой корабль береговой обороны , но ВМФ отказался от этой концепции в пользу компактного морского линкора водоизмещением 8880 длинных тонн (9022 т). Неправильное проектирование и строительство увеличили его фактическое водоизмещение более чем на 1600 длинных тонн (1626 т). «Ростислав» стал первым в мире крупным кораблем, работающим на мазуте , а не на угле. [ 17 ] Ее боеспособность была снижена из-за использования 10-дюймовых (254-мм) основных орудий вместо де-факто российского стандарта в 12 дюймов.
Ее корпус был спущен на воду в сентябре 1896 года, но непоставка главных орудий корабля задержала ее первый рейс до 1899 года, а завершение - до 1900 года. В мае 1899 года «Ростислав» стал первым кораблем Императорского флота, которым командовал член Дома . Романова , капитан Александр Михайлович . [ 18 ] С 1903 по 1912 год корабль был флагманом командующего Черноморским флотом. Во время революции 1905 года ее экипаж был на грани мятежа, но остался верен режиму и активно подавлял мятеж крейсера «Очаков» .
«Ростислав» активно участвовал в Первой мировой войне вплоть до развала Черноморского флота в начале 1918 года. Он был первым русским кораблем, который вел огонь по объектам противника на суше во время Первой мировой войны, первым русским кораблем, пораженным немецким кораблем. авиаудар , и первый, уничтоживший подводную лодку, пусть и российскую . В апреле 1918 года бегущие большевики оставили Ростислава в Севастополе . Год спустя британские оккупационные силы окончательно вывели из строя ее двигатели. Белые Керченском перепрофилировали корабль в буксируемую плавбатарею , а затем в ноябре 1920 года затопили его в проливе .
Корабль | Вооружение | Броня | Смещение | Движение | Услуга | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Запущен | Судьба | |||||
Ростислав ( Ростислав ) |
4 × 10 дюймов (254 мм) [ 19 ] | 368 мм (14 дюймов) [ 20 ] | 10 520 длинных тонн (10 689 т) [ 21 ] | 2 винта, 2 паровые машины тройного расширения, 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час) | 30 января 1894 г. (фактическое) 19 мая 1895 г. (официально) [ 22 ] |
2 сентября 1896 г. [ 23 ] | Затоплен, ноябрь 1920 г. [ 24 ] |
Пересвет класс
[ редактировать ]Класс «Пересвет» — это класс трех линкоров до дредноута, построенных для Императорского флота России примерно в конце XIX века. «Пересвет» и «Победа» после достройки были переведены в состав Тихоокеанской эскадры и базировались в Порт-Артуре с 1901 по 1903 год. Все три корабля были потеряны русскими в русско-японской войне; «Пересвет» и «Победа» участвовали в сражениях при Порт-Артуре и на Желтом море , затонули во время осады Порт-Артура . Третий корабль «Ослябя » затонул в Цусимском сражении, потеряв более половины экипажа. «Пересвет» и «Победа» были спасены после того, как японцы захватили Порт-Артур и вошли в состав Императорского флота Японии . «Пересвет» был продан обратно русским во время Первой мировой войны и затонул после попадания на немецкие мины в Средиземном море в начале 1917 года, а «Победа» , переименованная в «Суво» , участвовала в битве при Циндао в конце 1914 года. В 1917 году он стал учебным артиллерийским кораблем, пока не был разоружен и разбит в 1922–1923 гг. Корабль был сдан на слом после окончания Второй мировой войны .
Корабль | Вооружение | Броня | Смещение | Движение | Услуга | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Запущен | Судьба | |||||
Peresvet ( Пересвет ) | 4 × 10 дюймов [ 25 ] | 9 дюймов [ 25 ] | 13 320–14 408 длинных тонн (13 534–14 639 т) [ 25 ] | 3 винта, 3 паровые машины тройного расширения, 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час) [ 26 ] | 21 ноября 1895 г. [ 25 ] | 19 мая 1898 г. [ 25 ] | Потоплен миной, 4 января 1917 г. [ 27 ] |
Ослябя ( Ослябя ) | 8 ноября 1898 г. [ 25 ] | Затоплен во время Цусимского сражения 27 мая 1905 г. [ 27 ] | |||||
Победа ( Победа ) | 30 мая 1898 г. [ 25 ] | 21 февраля 1899 г. [ 25 ] | Списан, 1946 г. [ 27 ] |
Потемкин
[ редактировать ]Kniaz Potemkin Tavricheskiy («Князь Потёмкин-Таврический», 1900 BSF) – Renamed Panteleimon («Пантелеймон») 1905, renamed Potemkin-Tavricheskiy («Потёмкин-Таврический) 1917, Borets za Svobodu («Борец за Свободу») 1917, destroyed by British troops at Sevastopol 1919 {-}
Корабль | Вооружение | Броня | Смещение | Движение | Услуга | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Запущен | Судьба | |||||
Potemkin ( Князь Потёмкин-Таврический ) | 4 × 12 дюймов [ 28 ] | 9 дюймов (229 мм) [ 28 ] | 12 900 длинных тонн (13 107 т) [ 29 ] | 2 вала, 2 паровые машины тройного расширения, 16 узлов (30 км/ч; 18 миль в час) [ 30 ] | 10 октября 1898 г. [ 31 ] | 9 октября 1900 г. [ 31 ] | Списано, 1923 г. [ 32 ] |
Ретвизан
[ редактировать ]Ретвизан ( Ретвизан ) — додредноутный линкор, построенный перед русско-японской войной для Российского императорского флота в США . Он был построен William Cramp & Sons судостроительной компанией из Филадельфии , хотя вооружение было изготовлено на Обуховском заводе в Санкт-Петербурге и отправлено в Америку для установки.
Ретвизан был торпедирован во время внезапного нападения японцев на Порт-Артур в ночь с 8 на 9 февраля 1904 года и сел на мель у входа в гавань, когда он пытался укрыться внутри, поскольку ее осадка значительно увеличилась из-за всей воды, которую она взяла на борт после попадание торпеды. В конце концов, к середине июня ее сняли с мели и отремонтировали. они попытались достичь Владивостока, Она присоединилась к остальной части 1-й Тихоокеанской эскадры, когда 10 августа несмотря на японскую блокаду. Японский боевой флот вступил с ними в битву на Желтом море и заставил большую часть русских кораблей вернуться в Порт-Артур после убийства командира эскадры и повреждения его флагмана . Он был потоплен японскими гаубицами в декабре после того, как японцы взяли под контроль высоты вокруг гавани.
Японцы подняли ее после капитуляции Порт-Артура в январе 1905 года и отремонтировали. В 1908 году она была введена в состав Императорского флота Японии как Хидзэн ( 肥前 ). В Сасебо, когда японцы объявили войну Германии в 1914 году, ее отправили для усиления слабой британской эскадры в Британской Колумбии , но она была направлена на Гавайи, когда появились сообщения о прибытии. немецкой канонерской лодки были получены. Ее отправили на поиски других немецких кораблей после того, как американцы интернировали немецкий корабль в ноябре, но ни один не встретился. После Первой мировой войны поддержала японское вмешательство в гражданскую войну в России , но была разоружена в 1922 году в соответствии с Вашингтонским военно-морским договором . Он был потоплен как артиллерийская мишень в 1924 году.
Корабль | Вооружение | Броня | Смещение | Движение | Услуга | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Запущен | Судьба | |||||
Ретвизан ( пересмотрено ) |
4 × 12 дюймов [ 10 ] | 9 дюймов [ 10 ] | 12 780 длинных тонн (12 985 т) [ 10 ] | 2 вала, 2 паровые машины тройного расширения, 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час) [ 10 ] | 29 июля 1899 г. [ 10 ] | 23 октября 1900 г. [ 10 ] | Затоплен как мишень, 25 июля 1924 г. [ 11 ] |
Цесаревич
[ редактировать ]«Цесаревич» ( «Цесаревич» ) — преддредноут, построенный во Франции для Тихоокеанской эскадры. Участвовал в Русско-японской войне, был флагманом адмирала Вильгельма Витгефта в битве на Желтом море . Ее конструкция легла в основу «Бородино» типа строившихся в России линкоров .
Корабль | Вооружение | Броня | Смещение | Движение | Услуга | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Запущен | Судьба | |||||
Цесаревич ( Цесаревич ) Renamed Grazhdanin ( Гражданин ), 1917 |
4 × 12 дюймов [ 33 ] | 9,8 дюйма (250 мм) [ 33 ] | 13 105 длинных тонн (13 315 т) [ 33 ] | 2 вала, 2 паровые машины тройного расширения, 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час) [ 33 ] | 8 июля 1899 г. [ 34 ] | 23 февраля 1901 г. [ 34 ] | Списано, 1924 г. [ 35 ] |
Бородинский класс
[ редактировать ]Пять линкоров типа «Бородино» (также известных как « Суворов ») представляли собой предварительные дредноуты, построенные между 1899 и 1905 годами для Тихоокеанской эскадры. Три корабля этого класса были потоплены, а один захвачен Императорским флотом Японии во время Цусимской битвы.
Исторически линкоры типа «Бородино» установили два рекорда; Под командованием российского адмирала Зиновия Рожественского на своем флагманском корабле «Князь Суворов» он возглавил российский флот линкоров в самом длинном путешествии, работающем на угле, которое когда-либо совершалось флотом стальных линкоров во время войны, - плавании протяженностью более 18 000 миль (29 000 км) в одну сторону. и потонули в бою, Во-вторых, хотя «Бородино» они приняли участие в единственном за всю историю решающем сражении линкорного флота. является наиболее интересным для будущего, так это тот факт, что корабли были построены с корпусами Наконец, что, возможно , , кажущимися более широкими внизу и суженными кверху. В качестве урока Цусимы при проектировании военных кораблей отказались от конструкции бутилированных домов, поскольку они считались неустойчивыми в боевых условиях.
Корабль | Вооружение | Броня | Смещение | Движение | Услуга | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Запущен | Судьба | |||||
Borodino ( Бородино ) | 4 × 12 дюймов [ 36 ] | 7,64 дюйма (194 мм) [ 37 ] | 14 150 длинных тонн (14 377 т) [ 36 ] | 2 винта, 2 паровые машины тройного расширения, 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час) [ 37 ] | 23 мая 1900 г. [ 36 ] | 8 сентября 1901 г. [ 36 ] | Затоплен во время Цусимского сражения 27 мая 1905 г. [ 38 ] |
Imperator Aleksandr III ( Император Александр III ) | 23 мая 1900 г. [ 36 ] | 3 августа 1901 г. [ 36 ] | |||||
Knyaz Suvorov ( Князь Суворов ) | 8 сентября 1901 г. [ 36 ] | 25 сентября 1902 г. [ 36 ] | |||||
Oryol ( Орёл ) | 1 июня 1900 г. [ 36 ] | 19 июля 1902 г. [ 36 ] | Списан, 1946 г. [ 39 ] | ||||
Слава ( Слава ) | 1 ноября 1902 г. [ 36 ] | 29 августа 1903 г. [ 36 ] | Затоплен после битвы при Мун-Саунде , 17 октября 1917 г. [ 40 ] |
Евстафи класс
[ редактировать ]Класс «Евстафи» был последним линкором до дредноута, построенным для Черноморского флота. Это были слегка увеличенные версии русского броненосца «Потемкин» с увеличенным бронированием и большим количеством орудий. Многочисленные изменения были внесены в результате опыта Русско-японской войны 1904–1905 годов, что серьезно задержало постройку двух кораблей.
На момент начала Первой мировой войны они были самыми современными кораблями Черноморского флота и составляли основу флота в первый год войны, до того как на вооружение вступили новейшие дредноуты . Они вынудили немецкий линейный крейсер СМС Гебен выйти из боя во время битвы у мыса Сарыч вскоре после того, как Россия объявила войну Османской империи в конце 1914 года. Оба корабля прикрывали несколько бомбардировок боспорских укреплений в начале 1915 года, в том числе ту, где они были атакованы Гебеном . но им удалось ее прогнать. Позже «Евстафий» и «Иоанн Златоуст» были отведены на второстепенные роли после вступления в строй первого дредноута в конце 1915 года и впоследствии в 1918 году были выведены в резерв в Севастополе .
Оба корабля были захвачены, когда немцы взяли город в мае 1918 года, и были переданы союзникам после перемирия в ноябре 1918 года. Их двигатели были уничтожены в 1919 году англичанами, когда они ушли из Севастополя, чтобы помешать наступающим большевикам использовать их против Белые русские . Они были заброшены, когда белые эвакуировали Крым в 1920 году, и сданы на слом в 1922–1923 годах.
Корабль | Вооружение | Броня | Смещение | Движение | Услуга | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Запущен | Судьба | |||||
Evstafi ( Евстафий ) | 4 × 12 дюймов | 9 дюймов (229 мм) | 12 738 длинных тонн (12 942 т) | 2 винта, 2 паровые машины тройного расширения, 16 узлов (30 км/ч; 18 миль в час) | 13 ноября 1904 г. | 3 ноября 1906 г. | Списано, 1922 г. [ 41 ] |
Ioann Zlatoust ( Иоанн Златоуст ) | 4 мая 1906 г. |
Andrei Pervozvanny class
[ редактировать ]Класс «Андрей Первозванный» был последним линкором-предноутом, построенным для Балтийского флота. Они были задуманы Военно-морским техническим комитетом в 1903 году как дальнейшее развитие «Бородино» линейных кораблей типа с увеличенным водоизмещением и более тяжелым дополнительным вооружением . Работы над головным кораблем ( «Андрей Первозванный» « Святой Андрей ») начались в Новом Адмиралтействе в в Санкт-Петербурге марте 1904 года; Император Павел I отставал на шесть месяцев.
Катастрофический опыт Русско-японской войны привел к бесчисленным перестройкам, изменению заказов и задержкам в строительстве. После завершения строительства Андрея Первозванного строители выделили семнадцать отдельных этапов ее проектирования. «Андрей Первозванный» был спущен на воду в октябре 1906 года, но последующие изменения отложили завершение строительства до 1911 года. Почти весь его корпус был бронирован, хотя и тонко; переделка и доработка защитного бронирования продолжались до 1912 года. Вооружение корабля смешало новые скорострельные , дальнобойные 8-дюймовые орудия с устаревшими 12-дюймовыми орудиями главного калибра 40 калибра . Линкоры типа «Андрей Первозванный» стали единственными линкорами Старого Света, оснащенными решетчатыми мачтами . [ а ] которые были заменены обычными мачтами в начале Первой мировой войны . Внушительные корабли, самые крупные в ВМФ России до завершения «Гангута» , [ б ] были датированы с самого начала: к моменту ходовых испытаний Королевский флот уже спустил на воду «Орион» типа супердредноуты .
В первый год мировой войны Первой Андрей Первозванный и император Павел I составляли боевое ядро Балтийского флота. Большую часть войны они оставались в безопасности в Свеаборге и Гельсингфорсе . [ с ] Праздные, деморализованные рядовые присоединились к большевистской идеологии и 16 марта [ OS 3 марта] 1917 года в результате жестокого мятежа взяли под свой контроль корабли. Линкоры пережили Ледовый поход 1918 года , а Андрей Первозванный позже безжалостно подавил мятеж в форте Красная Горка в 1919 году. После Кронштадтского восстания большевистское правительство потеряло интерес к содержанию линкоров, и в ноябре – декабре 1923 года они были поставлены на прикол.
Корабль | Вооружение | Броня | Смещение | Движение | Услуга | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Запущен | Судьба | |||||
Andrei Pervozvanny ( Андрей Первозванный ) | 4 × 12 дюймов [ 43 ] | 8,5 дюймов (216 мм) [ 43 ] | 18 580 длинных тонн (18 878 т) [ 43 ] | 2 винта, 2 паровые машины тройного расширения, 18,5 узлов (34,3 км/ч; 21,3 миль в час) [ 44 ] | 11 мая 1905 г. [ 43 ] | 30 октября 1906 г. [ 43 ] | Списано, 1923 г. [ 45 ] |
Imperator Pavel I ( Император Павел I ) | 27 октября 1905 г. | 7 сентября 1907 г. [ 43 ] |
Дредноуты
[ редактировать ]Гангутский класс
[ редактировать ]Линкоры типа «Гангут» были первыми дредноутами, построенными для Российского императорского флота, строительство которых началось перед Первой мировой войной . Их роль заключалась в защите устья Финского залива от немцев, которые никогда не пытались войти, поэтому корабли проводили время в обучении и прикрытии операций по постановке мин . Их экипажи участвовали во всеобщем мятеже Балтийского флота после Февральской революции 1917 года, а присоединились к большевикам в следующем году . Русские были вынуждены эвакуировать свою военно-морскую базу в Хельсинки после того, как Финляндия стала независимой в декабре 1917 года. Корабли класса «Гангут» привели первый контингент кораблей в Кронштадт, хотя Финский залив все еще был заморожен.
Все дредноуты, кроме «Петропавловска», в октябре–ноябре 1918 г. были поставлены на прикол из-за нехватки живой силы. Полтава серьезно пострадала от пожара во время стоянки в 1919 году. Петропавловск остался в составе для защиты Кронштадта и Ленинграда от британских войск, поддерживающих белых русских , хотя он также помог подавить мятеж гарнизона форта Красная Горка в 1919 году. Ее Экипаж и севастопольский экипаж присоединились к Кронштадтскому восстанию в марте 1921 года. После его кровавого подавления этим кораблям были присвоены настоящие «революционные» имена. «Парижская коммуна» , бывшая «Севастополь» , была модифицирована в 1928 году для улучшения мореходных качеств, чтобы ее можно было передать в состав Черноморского флота , у которого не было ничего тяжелее легкого крейсера. Это оказалась первая из серии модернизаций, в ходе которых каждый корабль этого класса постепенно реконструировался и улучшался. В 1930-е годы был сделан ряд предложений по восстановлению Фрунзе бывшей Полтавы , чтобы она соответствовала ее сестрам. или даже как линейный крейсер, сняв одну башню, но это ни к чему не привело, и он был готов к сдаче на слом.
Два корабля Балтийского флота не сыграли заметной роли в Зимней войне , но их зенитные орудия были значительно усилены перед операцией «Барбаросса» в 1941 году. Однако это не помогло ни одному кораблю, поскольку они пытались обеспечить огневую поддержку защитники Ленинграда. У Марата оторвало носовую часть, а «Октябрьская революция» сильно пострадала от многочисленных попаданий бомб в сентябре. Первый был затоплен, но позже поднят и стал плавучей батареей на время блокады Ленинграда , а второй провел более года в ремонте, хотя этот срок был продлен из-за последующих попаданий бомб, когда он находился в руках верфи. Оба корабля бомбардировали немецкие и финские войска, пока они оставались в пределах досягаемости, но «Октябрьская революция» не отваживалась покинуть Кронштадт на протяжении всей войны. Парижская коммуна оставалась в Севастополе до тех пор, пока не была вынуждена эвакуироваться наступающими немецкими войсками. В декабре 1941 года она совершила одну поездку в осажденный Севастополь и совершила ряд бомбардировок в поддержку Керченское наступление в январе – марте 1942 года. В апреле он был выведен из боя, поскольку из-за превосходства Германии в воздухе было слишком рискованно рисковать такой крупной целью.
Севастополь и Октябрьская революция остались в активном списке после окончания войны, хотя об их деятельности мало что известно. Оба были переклассифицированы в «учебные линейные корабли » в 1954 году и затоплены в 1956 году, после чего медленно сдавались на слом . Было несколько планов (проект 27) по реконструкции «Петропавловска» с использованием носовой части «Фрунзе» , но они не были приняты и официально отменены 29 июня 1948 года. В 1950 году он был переименован в «Волхов» и служил стационарным учебным кораблем до аварии в 1953 году, а затем впоследствии. распались. В 1949 году «Фрунзе» окончательно сдали на слом.
Корабль | Вооружение | Броня | Смещение | Движение | Услуга | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Запущен | Судьба | |||||
Гангут ( Гангут ) | 12 × 12 дюймов [ 46 ] | 225 мм (8,9 дюйма) [ 47 ] | 24 400 длинных тонн (24 792 т) [ 46 ] | 4 винта, 4 паровые турбины , 24 узла (44 км/ч; 28 миль в час) [ 46 ] | 16 июня 1909 г. [ 48 ] | 20 октября 1911 г. [ 48 ] | Поражён, 17 февраля 1956 г. [ 49 ] |
Petropavlovsk ( Петропавловск ) | 22 сентября 1911 г. [ 48 ] | Вязание, 4 сентября 1953 г. [ 50 ] | |||||
Sevastopol ( Севастополь ) | 10 июля 1911 г. [ 48 ] | Списан с 1949 года. [ 51 ] | |||||
Poltava ( Russian : Полтава ) | 23 июля 1911 г. [ 48 ] | Поражён, 17 февраля 1956 г. [ 52 ] |
Imperatritsa Mariya class
[ редактировать ]Корабли класса « Императрица Мария» были первыми дредноутами, построенными для Черноморского флота. Все три корабля были построены в Николаеве во время Первой мировой войны. Два корабля были доставлены в 1915 году и участвовали в боях с бывшими немецкими военными кораблями, «подаренными» Османской империи , но третий был построен только в 1917 году и не участвовал в боях. из-за беспорядков на флоте после Февральской революции в начале того же года. [ 53 ]
Императрица Мария была потоплена взрывом магазина в Севастополя гавани в 1916 году. Императрица Екатерина Великая , переименованная в 1917 году в «Свободную Россию» , была затоплена в Новороссийской гавани в 1918 году, чтобы не допустить ее передачи немцам, как того требовал Брестский мирный договор. -Литовск . Экипаж «Воли» , как в 1917 году был переименован в «Император Александр III» , проголосовал за передачу ее немцам. Им удалось совершить только один тренировочный рейс, прежде чем им пришлось передать его победившим союзникам в 1918 году в рамках условий перемирия. Британцы взяли ее под свой контроль, но передали ее белым русским, в 1920 году которые переименовали ее в генерала Алексеева . К этому времени у нее была только одна работоспособная орудийная башня, и она обеспечивала некоторую огневую поддержку белых, но этого было недостаточно. Позже в том же году они были вынуждены покинуть Крым и отплыли в Бизерту, где она была интернирована французами. В конце концов, в 1930-х годах ее отправили туда на слом, чтобы оплатить сборы за стыковку. [ 54 ]
Корабль | Вооружение | Броня | Смещение | Движение | Услуга | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Запущен | Судьба | |||||
Императрица Мария ( Императрица Мария ) | 12 × 12 дюймов [ 55 ] | 10,3 дюйма (262,5 мм) [ 55 ] | 23 413 длинных тонн (23 789 т) [ 55 ] | 4 винта, 4 паровые турбины, 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час) [ 56 ] | 30 октября 1911 г. [ 57 ] | 19 октября 1913 г. [ 57 ] | Вязание 21 ноября 1925 г. [ 58 ] |
Imperatritsa Ekaterina Velikaya ( Императрица Екатерина Великая ) | 6 июня 1913 г. [ 57 ] | Затоплен , 19 июня 1918 г. [ 59 ] | |||||
Imperator Aleksandr III ( Император Александр Третий ) | 15 апреля 1914 г. [ 60 ] | Продан на металлолом, 1936 г. [ 61 ] |
Imperator Nikolai I
[ редактировать ]Император Николай I ( Император Николай I или Император Николай I) был построен во время Первой мировой войны для службы на Черном море . Он был разработан, чтобы противостоять многочисленным османским заказам на дредноуты, которые повышали вероятность того, что российские дредноуты, строящиеся для Черноморского флота, могут оказаться в меньшинстве. Корабль использовал то же основное вооружение, что и предыдущий «Императрица Мария» класс , но был крупнее и более тяжелобронирован. «Император Николай I» был спущен на воду в 1916 году, но строительство было приостановлено 24 октября 1917 года. Советы рассматривали возможность завершения его строительства в 1923 году, но отвергли эту идею. В 1927 году отбуксирован в Севастополь и сдан на слом . [ 62 ]
Корабль | Вооружение | Броня | Смещение | Движение | Услуга | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Запущен | Судьба | |||||
Imperator Nikolai I ( Император Николай I ) | 12 × 12 дюймов [ 63 ] | 10,6 дюйма (270 мм) [ 63 ] | 31 877 длинных тонн (32 389 т) [ 63 ] | 4 винта, 4 паровые турбины, 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час) [ 64 ] | 28 апреля 1915 г. [ 65 ] | 18 октября 1916 г. [ 65 ] | Списан с 28 июня 1927 г. [ 66 ] |
Sovetsky Soyuz class
[ редактировать ]Линкоры класса «Советский Союз» (проект 23, Советский Союз ), также известные как «Сталинские республики», были классом линкоров, созданных Советским Союзом в конце 1930-х годов, но так и не принятых на вооружение. Они были разработаны в ответ на линкоры, строившиеся Германией. [ 67 ] только четыре корпуса из шестнадцати первоначально запланированных К 1940 году было заложено , когда было принято решение сократить программу до трех кораблей, чтобы отвлечь ресурсы на расширенную программу перевооружения армии.
Эти корабли могли бы конкурировать с императорским японским «Ямато» классом по размеру, если бы они были построены, хотя и со значительно меньшей огневой мощью: 406-миллиметровые (16 дюймов) орудия по сравнению с 460-миллиметровыми (18,1 дюйма) орудиями японских кораблей. Неспособность советской промышленности по производству броневых листов создать цементированные броневые листы толщиной более 230 миллиметров (9,1 дюйма) свела бы на нет любые преимущества более толстой брони класса «Советский Союз» в бою. [ 68 ]
Строительство первых четырех кораблей было затруднено, поскольку советское судостроение и смежные отрасли не были готовы к постройке таких крупных кораблей. Один линкор, «Советская Белоруссия» , был списан 19 октября 1940 года из-за обнаружения серьезных конструктивных недостатков. Строительство трех других кораблей было приостановлено вскоре после вторжения нацистской Германии в Советский Союз в июне 1941 года и так и не возобновилось. Все три уцелевших корпуса были списаны в конце 1940-х годов. [ 69 ]
Корабль | Вооружение | Броня | Смещение | Движение | Услуга | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Запущен | Судьба | |||||
Sovetsky Soyuz ( Советский Союз ) | 9 × 406 мм (16 дюймов) [ 70 ] | 420 мм (16,5 дюйма) [ 70 ] | 65 150 т (64 121 длинная тонна) [ 70 ] | 4 винта, 4 паровые турбины, 28 узлов (52 км/ч; 32 мили в час) [ 71 ] | 15 июля 1938 г. [ 72 ] | Никогда | Приказан на слом 29 мая 1948 г. [ 73 ] |
Sovetskaya Ukraina ( Советская Украина ) | 31 октября 1938 г. [ 73 ] | Приказан на слом 27 марта 1947 г. [ 73 ] | |||||
Sovetskaya Rossiya ( Советская Россия ) | 22 июля 1940 г. [ 73 ] | ||||||
Sovetskaya Belorussiya ( Советская Белоруссия ) | 21 декабря 1939 г. [ 70 ] | Аннулировано, 19 октября 1940 г. [ 74 ] |
Корабли зарубежной постройки
[ редактировать ]Архангельск
[ редактировать ]HMS Royal Sovereign был предоставлен в аренду Королевскому флоту в 1944 году в качестве репараций от Италии. Он был приписан к Северному флоту под названием «Архангельский» и во время войны использовался для сопровождения конвоев. Вернулся в Великобританию в плохом состоянии в 1949 году, когда СССР получил итальянский линкор «Джулио Чезаре» и был продан на металлолом.
Корабль | Вооружение | Броня | Смещение | Движение | Услуга | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Запущен | Судьба | |||||
Arkhangelsk ( Архангельск ) | 8 × 15 дюймов (380 мм) [ 75 ] | 13 дюймов (330 мм) [ 75 ] | 29 970 длинных тонн (30 451 т) [ 75 ] | 4 винта, 4 паровые турбины, 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час) [ 75 ] | 15 января 1914 г. [ 76 ] | 29 апреля 1915 г. [ 76 ] | Списан, 1949 г. [ 77 ] |
Новороссийск
[ редактировать ]Итальянский линкор «Джулио Чезаре» был передан Советскому Союзу Италией в 1948 году в качестве военных репараций . Переименованный в Новороссийск , он был приписан к Черноморскому флоту. Затонул, в результате взрыва в 1955 году погибло 608 человек; вероятно, из-за попадания на оставшуюся немецкую мину.
Корабль | Вооружение | Броня | Смещение | Движение | Услуга | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Запущен | Судьба | |||||
Novorossiysk ( Новороссийск ) | 10 × 320 мм (12,6 дюйма) [ 78 ] | 250 мм [ 79 ] | 29 100 длинных тонн (29 567 т) [ 80 ] | 2 винта, 2 паровые турбины, 27 узлов (50 км/ч; 31 миль в час) [ 81 ] | 24 июня 1910 г. [ 82 ] | 15 октября 1911 г. [ 82 ] | Затоплен в 1955 г., списан в 1957 г. [ 83 ] |
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ «Единственными иностранными кораблями, имевшими их, были построенные в США аргентинские «Ривадавия» и «Морено», а также российские «Андрей Первозванный» и «Император Павел I ». – Морисон, Морисон и Полмар, с. 172.
- ↑ Крупнейшие по водоизмещению бойцы до постройки «Гангут» линкоров типа в 1914 году. Более ранние «Россия» , «Громобой» и «Рюрик» превосходили Андрея Первозванного по длине, но имели значительно меньшее водоизмещение. До класса «Гангут кораблем ВМФ России » крупнейшим по водоизмещению был небоевой транспортный «Анадырь» водоизмещением 19 000 тонн. [ 42 ]
- ^ Суоменлинна (бывший Свеаборг) теперь является частью города Хельсинки (бывший Гельсингфорс). Свеаборг и Гельсингфорс были двумя отдельными базами Императорского флота России.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Маклафлин 2003 , с. 52.
- ^ Jump up to: а б Arbuzov 1992 , p. 388.
- ^ Jump up to: а б Маклафлин 2003 , стр. 46, 48.
- ^ Маклафлин 2003 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б Маклафлин 2003 , стр. 46, 52.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Маклафлин 2003 , с. 65.
- ^ Эванс и Питти 1997 , с. 122.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Маклафлин 2003 , с. 72.
- ^ Маклафлин 2003 , с. 76.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Маклафлин 2003 , с. 77.
- ^ Jump up to: а б Bogdanov 2004 , p. 77.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Маклафлин 2003 , с. 84.
- ^ Маклафлин 2003 , с. 85.
- ^ Маклафлин 2003 , с. 91.
- ^ Маклафлин 2003 , с. 90.
- ^ Маклафлин 2003 , с. 92.
- ^ Уиллмотт, с. 57.
- ^ Мельников 2006 , с. 12.
- ^ Маклафлин 2003 , с. 95.
- ^ Маклафлин 2003 , стр. 96–97.
- ^ Мельников 2006 , с. 11.
- ^ Мельников 2006 , с. 9.
- ^ Мельников 2006 , с. 10.
- ^ Мельников 2006 , с. 77.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Маклафлин 2003 , с. 107.
- ^ Маклафлин 2003 , с. 108.
- ^ Jump up to: а б с Маклафлин 2003 , с. 115.
- ^ Jump up to: а б Маклафлин 2003 , с. 119.
- ^ Маклафлин 2003 , с. 116.
- ^ Маклафлин 2003 , стр. 116, 119–120.
- ^ Jump up to: а б Сильверстоун 1984 , с. 378.
- ^ Маклафлин 2003 , стр. 116, 121.
- ^ Jump up to: а б с д Маклафлин 2003 , с. 132.
- ^ Jump up to: а б Маклафлин 2003 , с. 135.
- ^ Маклафлин 2003 , стр. 135, 301.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Маклафлин 2003 , с. 136.
- ^ Jump up to: а б Маклафлин 2003 , с. 137.
- ^ Сильверстоун 1984 , стр. 373, 376, 378.
- ^ Сильверстоун 1984 , с. 115.
- ^ Сильверстоун 1984 , с. 385.
- ^ Гардинер и Грей 1985 , с. 294.
- ^ Мельников 2003 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Маклафлин 2003 , с. 180.
- ^ Маклафлин 2003 , с. 181.
- ^ Маклафлин 2003 , с. 188.
- ^ Jump up to: а б с Маклафлин 2003 , стр. 243–244.
- ^ Маклафлин 2003 , с. 252.
- ^ Jump up to: а б с д и Маклафлин 2003 , стр. 248–249.
- ^ Маклафлин 2003 , с. 225.
- ^ Маклафлин 2003 , стр. 413–414.
- ^ Маклафлин 2003 , с. 354.
- ^ Маклафлин 2003 , с. 227.
- ^ Маклафлин 2003 , стр. 241–242, 306–308, 323.
- ^ Маклафлин 2003 , стр. 242, 306–308, 323.
- ^ Jump up to: а б с Маклафлин 2003 , с. 228.
- ^ Маклафлин 2003 , с. 229.
- ^ Jump up to: а б с Маклафлин 2003 , с. 231.
- ^ Маклафлин 2003 , стр. 242, 310.
- ^ Маклафлин 2003 , с. 308.
- ^ Маклафлин 2003 , с. 232.
- ^ Маклафлин 2003 , стр. 241, 323.
- ^ Маклафлин 2003 , стр. 258–259, 331.
- ^ Jump up to: а б с Маклафлин 2003 , с. 255.
- ^ Маклафлин 2003 , с. 256.
- ^ Jump up to: а б Маклафлин 2003 , стр. 258–259.
- ^ Маклафлин 2003 , стр. 258, 331.
- ^ Вествуд 1994 , с. 202.
- ^ Маклафлин 2003 , стр. 386–387.
- ^ Маклафлин 2003 , стр. 387–388, 411, 413.
- ^ Jump up to: а б с д Маклафлин 2003 , с. 379.
- ^ Маклафлин 2003 , с. 380.
- ^ Gribovskii 1993 , p. 166.
- ^ Jump up to: а б с д Маклафлин 2003 , с. 411–413.
- ^ Маклафлин 2003 , с. 387.
- ^ Jump up to: а б с д Берт 2012 , с. 156.
- ^ Jump up to: а б Гардинер и Грей, 1985 , с. 35.
- ^ Дэниел 2003 , с. 98–99.
- ^ Баньяско и Гроссман 1986 , стр. 65.
- ^ Маклафлин 2003 , с. 421.
- ^ Брешия 2012 , с. 58.
- ^ Маклафлин 2003 , с. 422.
- ^ Jump up to: а б Престон 1972 , с. 176.
- ^ Маклафлин 2003 , с. 423.
Ссылки
[ редактировать ]- Арбузов, Владимир Владимирович (1993). «Линкор Двенадштадт Апостолов». Военный корабль Интернешнл . 30 (2). Толедо, Огайо: Международная организация военно-морских исследований: 368–388. ISSN 0043-0374 .
- Баньяско, Эрминио и Гроссман, Марк (1986). Регия Марина: Итальянские линкоры Второй мировой войны: иллюстрированная история . Миссула, Монтана: Издательство иллюстрированных историй. ISBN 0-933126-75-1 .
- Bogdanov, M. A (2004). Eskadrenny bronenosets Sissoi Veliky Эскадренный броненосец "Сисой Великий" [ Эскадренный линкор «Сиссой Великий ». Серия «Стапель». Том. 1. СПб: М.А. Леонов. ISBN 5-902236-12-6 .
- Брешиа, Маурицио (2012). Флот Муссолини: Справочник по пристани Регина 1930–45 . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-544-8 .
- Берт, Р.А. (2012). Британские линкоры, 1919–1939 (2-е изд.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-052-8 .
- Дэниел, Р.Дж. (2003). Конец эпохи: Мемуары военно-морского конструктора . Пензанс, Великобритания: Издательство Periscope. ISBN 1-904381-18-9 .
- Эванс, Дэвид и Питти, Марк (1997). Кайгун: стратегия, тактика и технологии Императорского флота Японии, 1887–1941 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-192-7 .
- Гардинер, Шено и Колесник, ред. (1979). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Conway Maritime Press Ltd. Лондон: ISBN 0-85177-133-5 .
- Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал, ред. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-907-3 .
- Грибовский, В.Ю. (1993). «Линкоры класса «Советский Союз». Военный корабль Интернешнл . 30 (2). Международная организация военно-морских исследований : 150–169. ISSN 0043-0374 .
- Маклафлин, Стивен (2003). Российские и советские линкоры . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института . ISBN 1-55750-481-4 .
- Melnikov, Rafail. M. (2003). Lineyny korabl "Andrey Pervozvanny" (1906–1925) [ Battleship Andrei Pervozvanny ] (in Russian). Saint Petersburg: Korabli i srazheniya.
- Melnikov, Rafail M. (2006). Eskadrenny bronenosets "Rostislav" (1893–1920) [ Squadron Battleship Rostislav ] (in Russian). Saint Petersburg: M. A. Leonov. ISBN 5-902236-34-7 .
- Престон, Энтони (1972). Линкоры Первой мировой войны: Иллюстрированная энциклопедия линкоров всех наций 1914–1918 годов . Нью-Йорк: Книги Галахада. ISBN 0-88365-300-1 .
- Ровер, Юрген и Монаков, Михаил С. (2001). Океанский флот Сталина . Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 0-7146-4895-7 .
- Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник крупнейших кораблей мира . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN 0-88254-979-0 .
- Вествуд, Дж. Н. (1994). Русское военно-морское строительство, 1905–45 . Лондон: Издательство Macmillan. ISBN 0-333-55553-8 .